Микротема текста что это такое

Как выделить микротемы в тексте?

Первый критерий проверки сжатого изложения ОГЭ по русскому языку предполагает отражение в работе всех основных микротем прослушанного в аудиозаписи текста.

Микротема — это составная часть общей темы текста. Условно её можно назвать главной мыслью абзаца. Как выделить микротемы в тексте?

Рассмотрим пример. Приблизительно такой текст вы услышите в аудиозаписи на ОГЭ.

Вот как выглядит этот текст. Обратите внимание: красным цветом выделены некоторые ключевые выражения.

Вы, конечно, отметили, что речь идёт о нравственности. В первом абзаце даётся определение нравственности: это некая система правил нашего поведения, в основе которой — важные для человека ценности. Во втором абзаце мысль развивается: нравственность — самостоятельный выбор определённых ценностей. А в третьем абзаце содержится утверждение: сделать нравственный выбор человека заставляет совесть.

Итак, общая тема — нравственность — раскрывается в этом тексте через три микротемы:

1. Нравственность — система правил поведения человека, в её основе — значимые для человека ценности.

2. Нравственность — самостоятельный выбор этих ценностей.

3. Сделать правильный нравственный выбор человека заставляет совесть.

При написании сжатого изложения на ОГЭ по русскому языку необходимо отразить все главные микротемы исходного текста, не упуская и не добавляя ни одной.

Источник

Микротема текста что это такое

Микротема текста что это такое. Смотреть фото Микротема текста что это такое. Смотреть картинку Микротема текста что это такое. Картинка про Микротема текста что это такое. Фото Микротема текста что это такое Микротема текста что это такое. Смотреть фото Микротема текста что это такое. Смотреть картинку Микротема текста что это такое. Картинка про Микротема текста что это такое. Фото Микротема текста что это такое Микротема текста что это такое. Смотреть фото Микротема текста что это такое. Смотреть картинку Микротема текста что это такое. Картинка про Микротема текста что это такое. Фото Микротема текста что это такое

Как выделить в тексте микротемы. Как найти и выделить?

МалалинаДата: Четверг, 05.09.2019, 21:59 | Сообщение # 1

Микротема текста что это такое. Смотреть фото Микротема текста что это такое. Смотреть картинку Микротема текста что это такое. Картинка про Микротема текста что это такое. Фото Микротема текста что это такое

Как выделить в тексте микротемы. Как найти и выделить?

Микротема текста что это такое. Смотреть фото Микротема текста что это такое. Смотреть картинку Микротема текста что это такое. Картинка про Микротема текста что это такое. Фото Микротема текста что это такое

Пример выделения микротем в тексте:

Известный психолог Эрик Берн первым предложил идею о том, что каждый человек имеет несколько основных “жизненных сценариев”, которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом. Берн считал, что сценарий составляется ещё в детстве, на выбор его большое влияние оказывает наше ближайшее окружение. Из поколения в поколение в семье передаётся определённый стиль жизни, определённый тип реагирования (в частности на взаимоотношения с противоположным полом), определённый “жизненный сценарий”.

Изменить свой сценарий, чтобы решить какую-либо психологическую проблему, непросто, но по силам любому, хотя и считается, что уже к семи годам основа “жизненного сценария” написана. Но человек сам может строить свою жизнь, просто нужно понимать, какое сильное влияние имеют подсознательные сценарии, заложенные в детстве и в опыте всей предыдущей жизни.

Решая повседневные задачи, преодолевая возникающие трудности, человек тем самым двигается к своей цели, приближению к совершенству и гармонии. Поэтому можно не ломать голову, какой жизненный сценарий родители передали тебе. Считается, что избавиться от осуждения родителей, да и старшего поколения, человек сможет только тогда, когда в своей жизни сумеет преодолеть “родовые” проблемы. А наличие осуждения, таким образом, является показателем того, что человек сам имеет те же недостатки, в которых обвиняет своих родителей. (По Позднякову В.А.) 177 слов

1 абзац (микротема №1) – Психолог Эрик Берн утверждает: в детстве складывается жизненный сценарий каждого человека, во многом на это оказывает влияние стиль жизни его семьи.

2 абзац (микротема №2) – Чтобы попытаться изменить жизненный сценарий, необходимо учитывать важные события детства и опыт предыдущей жизни человека.

3 абзац (микротема №3) – Жизненный сценарий перестаёт быть важным для человека, когда он перестаёт осуждать своих родителей, тем самым показывая, что избавился от “родовых” проблем.

Как выделить в тексте микротемы. Как найти и выделить?

Как делить изложение на абзацы и микротемы?

Как научить ребенка находить главную мысль в тексте

Источник

Урок русского языка по теме «Текст как средство подготовки к ГИА. Что такое микротема?» 9-й класс

Класс: 9

Определить, в какой степени учащиеся готовы к сдаче ГИА по русскому языку;
– выявить пробелы в знаниях учащихся; повысить точность и лаконичность речи учащихся; научить определять тему и идею текста; создавать сжатые тексты на основе услышанного;
– совершенствовать знания и умения учащихся по написанию сжатого изложения и выполнению тестовых заданий, подобных ГИА;
– способствовать воспитанию психологической устойчивости и чувства уверенности в собственных знаниях.

Задачи: Правильно организовать работу по подготовке к изложению; cоздать условия для развития у выпускников различных видов речевой деятельности (чтение, письмо, слушание); разработать задания и упражнения для устранения этих пробелов.

I. Организационный момент.

Ребята, перед нами стоит сложная задача: успешно сдать государственный экзамен по русскому языку. И готовиться к экзамену нужно заблаговременно. Боятся всегда неизвестного. Сегодня на уроке мы попытаемся устранить неизвестное, определить, насколько мы подготовлены к итоговой аттестации.

Вспомним структуру экзаменационной работы по русскому языку. Что нас ждёт на экзамене?

Работа по русскому языку в 9-ом классе состоит из трёх частей. На выполнение работы отводится 4 часа. Первая часть работы (С 1.) – это написание сжатого изложения по тексту. Мы должны определить микротемы изложения, передать главное содержание каждой микротемы и текста в целом. Объём изложения – не более 70 слов. За изложение можно получить максимум 7 баллов.

Вторая часть работы – это тестовые задания: задания типа А и задания типа В. Перед тем как выполнить эти задания, нужно прочитать предложенный текст и выполнить задания по этому тексту. Заданий типа А всего – 7. Из четырёх вариантов ответа нужно выбрать один, за каждый правильный ответ можно получить 1 балл, всего – 7 баллов. Заданий типа В – 9. Ответы нужно записать в виде цифр или слов и словосочетаний. Максимальное количество баллов, которое можно заработать, – 9.

Третья часть работы С2 – написание сочинения на лингвистическую тему, где вы должны охарактеризовать лексические и грамматические явления языка, привести два примера из прочитанного текста. Можно заработать дополнительные баллы за грамотность. За безошибочную работу можно заработать дополнительно 10 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 42.

Вывод: вы хорошо представляете, как выглядит экзаменационная работа.

III. Применение умений и навыков.

Перед вами на слайде предложения, попробуйте сократить их, применяя известные вам способы компрессии текста. (Презентация. Слайд 1)

1. В первом предложении можно применить прием сжатия текста – исключение, заменив однородные члены (часть предложения) обобщающим словом (местоимением).

Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов.)

Сказки любят все. (3 слова.)

2. Во втором предложении применен способ компрессии текста – исключение. Уберем однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем.

Смысл предложения не изменится:

Сказка живет везде, во всем. (5 слов.)

Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова.)

3. Обобщение или объединение предложений, частей предложений, связанных одной мыслью;

– Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов.)

– Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов.)

4. Сочетание исключения и обобщения (объединения).

– Сказки. как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший – плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов.)

– Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше. (20 слов.)

Давайте поработаем над первой частью – сжатым изложением. Прослушайте текст. (Слайд 2)

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(По Д. С. Лихачёву. 157 слов.)

Какова цель нашего урока?

Ответ учащихся. (Слайд 3.)

– Чтобы каждый из нас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять главное.

Учитель: Вы должны воспроизводить содержание каждой как каждой микротемы, так и исходного текста в собственном письменном произведении, не искажая смысла прочитанного текста.

Что такое микротема?

Заранее подготовленный ученик объясняет, используя словарь.

– Микро. –первая часть сложных слов, указывающая на отношение к очень малым размерам, величинам, например микрорайон, микроорганизм. Тема – предмет, основное содержание, рассуждения, изложения, разговора и т.п. Следовательно “микротема” – это основное содержание маленькой части текста, т.е. абзаца.

– О чём этот текст?
– Об умении человека делать добро.
– Какова главная мысль текста?
– Умение человека делать добро другим является самой большой ценностью жизни.

Чтобы определить количество микротем и главную мысль каждой микротемы подчеркнём ключевые фразы. (Слайд 4)

1-й абзац. Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людейэто не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

2-й абзац. Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

3-й абзац. Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

1) Текст состоит из трёх микротем, в которых говорится об умении человека делать добро.
2) Доброта – это не только нравственное качество, но и достоинство человека.
3) Умение человека делать добро говорит о его высокой культуре.

№ абзаца.Микротема.
1Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы.
2Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство, чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.
3Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.

IV. Применение умений и навыков. (Слайды 6–8)

Используя известные способы и приёмы компрессии текста, напишем сжатое изложение.

Исходный текст.Сжатый текст.
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.Желать друг другу добра – это прявление нашей человеческой сущности. Человек, умеющий видеть доброту вокруг себя, культурный и душевный человек. (19 слов.)
Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.Такой человек не откажет другому в помощи. Отказ от помощи – это не просто равнодушие, но и душевное уродство. Уберечься от равнодушия помогут сострадание и сочувствие.

(25 слов.)

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.Человек, стремящийся делать добро, имеет высокую цель. Слагаемыми добра являются любовь и дружество. Лишь распространяясь на многое, они крепнут и увеличиваются. (21 слово)

Вывод: перечислите способы сжатия текста. (Слайд 9)

В науке известны три способа сжатия текста:

1) исключение подробностей, деталей;
2) обобщение конкретных, единичных явлений;
3) сочетание исключения и обобщения

1) При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
2) При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

Приемы сжатого изложения текста: (Слайд 10)

1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
5) перевод прямой речи в косвенную;
6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Желать друг другу добра – это проявление нашей человеческой сущности. Человек, умеющий видеть доброту вокруг себя, культурный и душевный человек.

Такой человек не откажет другому в помощи. Отказ от помощи – это не просто равнодушие, но и душевное уродство. Уберечься от равнодушия помогут сострадание и сочувствие.

Человек, стремящийся делать добро, имеет высокую цель. Слагаемыми добра являются любовь и дружество. Лишь распространяясь на многое, они крепнут и увеличиваются. (65 слов.) (Слайд 11)

V. Совершенствование умений и навыков. Сейчас перейдём ко второй части экзаменационной работы – выполнению тестовых заданий.

Проблемным для нас пока является задание А3: определение средства речевой выразительности.

Найдите в тексте изложения средства речевой выразительности.

сила духаметафора
видеть по-добромуметафора
работы духаметафора
порыв душиметафора
потерять достоинствоолицетворение
душевное уродствоэпитет
безобидные слабостиэпитет
калечащие душу слабостиметафора
увеличивать доброолицетворение
большая цельэпитет
жизнь ставит задачуолицетворение
любовь и дружба становятся вышеолицетворение

Сделайте вывод: для чего нужны в тексте средства речевой выразительности?

Ответ ученика: Они помогают определить тему и главную мысль текста.

VI. Совершенствование умений и навыков. Отработка задания А2. Детям раздаются карточки с заданиями

1. В каком значении употреблено слово СУЩНОСТЬ.

а. Совокупность явлений.
б. Неразрешимое противоречие.
в. Внутреннее содержание предмета.
г. Начало понимания вещей.

2. В каком значении употреблено слово ДОБРО.

а. Внешнее богатство человека.
б. Материальный достаток.
в. Все положительное, хорошее, полезное.
г. Много имущества, вещей.

Вы поняли, ребята, что написать изложение непростая задача. Что необходимо для успешной работы? Можно ли изложить исходный текст без искажений, если текст не понят?

– Ответ учащихся: Понимание текста необходимо. Запоминание без понимания невозможно.

VII. Домашнее задание. Работа над текстом.

Определить микротемы данного текста и написать по нему сжатое изложение.

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным. И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра.

Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку и в одиночку, и всему обществу в целом. Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании.

Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.

Источник

Что такое микротема?

Микротема — это часть общей темы, заключенная в одном абзаце. Простым языком – это несколько предложений, связанных идеей. Переходя от одной такой части к другой, можно найти замысел написанного. Результат — цельный текст с единой темой. Из статьи вы узнаете о видах связи микротем, их структуре и схемах.

Что такое микротема, и чем она отличается от темы текста?

В зависимости от сложности произведения их может быть две и больше. Каждая кратко описывает содержание одной части произведения, а не всего текста. Этим они отличаются от темы, но всегда связаны с ней.

Микротема текста что это такое. Смотреть фото Микротема текста что это такое. Смотреть картинку Микротема текста что это такое. Картинка про Микротема текста что это такое. Фото Микротема текста что это такоеМикротема — краткое выражение мысли одной части текста (абзаца).

Структура и схема микротемы

В классическом виде микротема состоит из:

Вторая и третья части могут отсутствовать, если в первой исчерпывающе сформулирована тема абзаца.

При структурно-смысловом членении важно научиться выделять микротемы. Это нужно для анализа произведения, краткого пересказа, чтобы изложение имело строгую последовательность, заложенную автором.

Если какую-то из микротем не использовать, обязательно нарушается целостность и связность повествования, теряется идея рассказа.

Для поиска нити рассказа нужно:

Выделение в тексте ключевых мыслей без уточняющей и дополняющей информации, называют также планом.

Какие виды связи Микротемы существуют?

Для логической последовательности необходима связь между составными частями. Есть два типа:

Отличие в том, что при цепной связи в каждом предложении есть уже известная ранее информация, на которую можно опираться при раскрытии и дополнении основной мысли. Но добавкой есть и что-то новое. А при параллельной мысль, предмет или другие данные описывают в начальном предложении, развитие происходит позднее. Они не соединяются друг с другом, но при этом каждое вытекает из первого.

При выделении микротем стоит придерживаться таких связей, чтобы раскрыть мысль и не упустить деталей.

Какой способ связи в повествовании книги кажется вам более понятным для понимания темы: параллельный или последовательный?

Источник

Микротема, основная мысль текста

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Текст. Смысловая целостность текста

Возможные трудности

Добрые советы

Что делать, если кажется, что содержание текста распадается на несколько не связанных по смыслу частей?

Это говорит о том, что вы пока в полной мере не поняли содержания текста. Перечитайте его, определите микротему каждого абзаца, выясните, как связаны между собой эти микротемы. Попытайтесь сформулировать тему всего текста так, чтобы она охватывала содержание всех частей текста.

Устная и письменная речь. Текст. Смысловая целостность текста

Язык существует в двух разновидностях речи: устной и письменной. С помощью устной речи люди непосредственно общаются друг с другом. Устная речь — это живое, непринуждённое и неподготовленное общение в режиме реального времени, и композиция этого общения всецело зависит от конкретной ситуации. Общение с помощью письменной речи, напротив, всегда подготавливается заранее и строится с учётом возможной временно́й дистанции между общающимися. Поэтому автор письменного сообщения заинтересован в том, чтобы оно было целостным и с точки зрения темы, и с точки зрения смысла, и с точки зрения композиции, т. е. было бы в собственном смысле слова текстом.

Текст (лат. textum — ткань, сплетение, соединение) — это последовательность предложений, связанных по смыслу и грамматически, созданная с целью охарактеризовать (раскрыть) некоторую тему. Употребляя слово текст, мы в основном имеем в виду нечто написанное. При этом не следует забывать, что есть такие жанры, которые, как правило, существуют в устной форме, но готовятся как письменные тексты (например, доклад или лекция).

Смысловая целостность текста связана с несколькими понятиями:

1) содержание текста;

3) основная мысль текста;

4) раскрытие темы текста;

5) позиция автора текста.

Содержание текста — это то, о чём текст написан: какова его тема, основная мысль, как раскрывается эта основная мысль, какова позиция автора по отношению к теме.

Тема текста — это предмет либо явление, находящиеся в центре внимания автора. Усилия автора направлены на то, чтобы дать характеристику теме, раскрыть тему текста.

Основная мысль текста — это общая характеристика, данная в тексте теме.

Основная мысль иногда может быть напрямую выражена в тексте, а иногда выводится из его содержания.

Тема раскрывается через ряд связанных друг с другом суждений, каждое из которых прямо или косвенно характеризует тему. Суждения эти могут иметь, в свою очередь, разнообразную тематику. Частные темы, возникающие по мере раскрытия главной, называются микротемами. Учёт микротем необходим для выведения основной мысли текста.

Тему текста необходимо отличать от любой его микротемы. Микротема раскрывает содержание лишь одной из частей текста. Тема же целого текста включает в себя (прямо или косвенно) все его микротемы. Кроме того, она всегда связана с основной мыслью текста и с позицией автора.

Позиция (точка зрения) автора. Выбирая тему текста и раскрывая её с помощью определённых микротем, автор текста проясняет для читателя свою ценностную позицию относительно темы и основной мысли текста. Он прямо или опосредованно выражает собственную оценку тезисов текста и явлений, отражённых в нём.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *