минаев уроки русской истории

Уроки истории Сергея Минаева: говорящая голова или правильный формат учебника

Писатель Сергей Минаев, автор романа «Духless», выпускает на своем YT-канале образовательный проект «Уроки истории»

минаев уроки русской истории. Смотреть фото минаев уроки русской истории. Смотреть картинку минаев уроки русской истории. Картинка про минаев уроки русской истории. Фото минаев уроки русской истории

Писатель и публицист Сергей Минаев, автор знаменитого романа «Духless», начал выпускать на своем YT-канале образовательный проект «Уроки истории». Это достаточно длинные (около часа) видео с незначительными вкраплениями выходов ведущего «в поле», рассказывающие простым языком о значимых исторических событиях.

В обзорах Сергей Минаев умеренно матерится, проводит сдержанные параллели с сегодняшними реалиями и активно рекламирует виски — ну а куда в YT без рекламы? Первый выпуск, посвященный «Восстанию декабристов» собрал больше 400 тысяч просмотров за два месяца, второй, об «Опричнине Ивана Грозного», — перевалил за 200 тысяч уже за неделю.

Sobesednik.ru решил показать эти видео эксперту, который «в теме» с точки зрения как истории, так и образовательного процесса. Нашим собеседником стал российский историк, специалист в области социально-политической истории XX века и ректор ГАУГН Денис Фомин-Нилов. У него мы поинтересовались, может ли такой формат с привлечением медийных персон популяризировать историю среди студентов и школьников.

минаев уроки русской истории. Смотреть фото минаев уроки русской истории. Смотреть картинку минаев уроки русской истории. Картинка про минаев уроки русской истории. Фото минаев уроки русской историиДенис Фомин-Нилов

— Денис Валерьевич, и как вам в целом сюжет?

— Честно говоря, в современных условиях просмотреть такие выпуски до конца смогут очень «редкие» и «особые» люди. Долгие и разговорные жанры похожи на «лонгриды», которые сегодня привлекают внимание все меньшего числа людей. Только из уважения к журналистскому запросу я потратил время, включил повышенное внимание и смог досмотреть до конца лишь одну «лекцию» господина Минаева.

Не хватает экшена?

— Для того, чтобы удерживать внимание аудитории более 15 минут, необходимо использовать совсем другой формат. Любой учитель истории в школе знает, что через 10 минут «фронтальной» лекции внимание слушателей теряется, и дети полностью переключаются на что-то более для них интересное. Именно поэтому нужен формат диалога с аудиторией, которого в этих выпусках быть не может. Студенты высших учебных заведений более подготовлены для лекционного формата, но и в этом случае КПД был достаточно невысокий во все времена. Уровень внимания и восприятия повышался за счет обязательного конспектирования. Студент слушал, записывал, а потом перечитывал при подготовке к экзамену или зачету.

— Ну а «свойская» манера повествования, «фишечки» для привлечения внимания?

— Попытки привлечь внимание слушателей периодическими ненормативными или нестандартными словами, выпивкой и так далее хорошо известны, но также быстро утомляют зрителей. Хотел бы обратить внимание автора проекта, что слушателям очень не нравится, когда профессор, лектор или учитель заглядывает в свои личные конспекты, чтобы вспомнить, о чем необходимо еще сказать. В целом такая видеолекция является типичным примером продолжения бумажно-книгопечатной культуры, подразумевающей долгие тексты. И раскрывает этот формат знания и личные представления автора. Да, обычным людям легче послушать или посмотреть, чем читать, и это подогревает определенный интерес к ТВ- и видеоформатам. Однако по своей сути длинные рассказы-повествования на заданную тему мало отличаются от долгого книжного нарратива.

— Хорошо, а с точки зрения исторической правды, в лекциях все «чисто»?

— На самом деле больше всего раздражали фразы про «русские традиции», «русское людоедство» и т.п., что конечно является искажением исторической правды, отражает личные и нередко слишком критические взгляды на русский народ и нашу культуру. И да, среди творческой интеллигенции такие интерпретации популярны и распространены.

— А самим силами вуза попробовать такой формат не хочется? Чтобы без интерпретаций и искажений…

— Вы знаете, еще в 2006 году в рамках конкурса Национального фонда подготовки кадров по подготовке инновационных учебно-методических комплексов, наш Университет в партнерстве с Институтом всеобщей истории РАН предлагал формат кратких 15-минутных видео-лекций/рассказов по разным историческим сюжетам в исполнении лучших ученых-историков. Но мы тогда были подвергнуты острой критике со стороны экспертов, которые заявляли, что «говорящие головы» утомляют и ничего инновационного не имеют.

— Как тут как в книжном нарративе, прошло 15 лет.

— Сетевые цифровые технологии действительно позволяют выходить на совсем другие формы распространения исторического знания и его популяризации. Тем не менее, на мой взгляд, длинные видеоформаты вполне имеют право на существование и будут находить своих «фанатов», которым «по приколу» или «от нечего делать» будет интересно послушать про историю в исполнении симпатичных или интересных им деятелей культуры. Однако это скорее делается для того, чтобы послушать или посмотреть на своего «кумира».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *