минская икона пресвятой богородицы история

Минская икона Божией Матери

Все это время и по сегодняшний день икона Минской Божией Матери неотлучно пребывала в городе: поначалу в Нижнем Замке, затем – в Верхнем Месте и никогда не износилась из него.

минская икона пресвятой богородицы история. Смотреть фото минская икона пресвятой богородицы история. Смотреть картинку минская икона пресвятой богородицы история. Картинка про минская икона пресвятой богородицы история. Фото минская икона пресвятой богородицы история

О явлении в Минске в 1500 году чудотворной иконы рассказывает предание, которое находим в одной из книг историка Игнатия Стебельского, вышедшей в свет в Вильно в 1781 году. Он в свою очередь пользовался рукописью униатского иеромонаха Яна Ольшевского, жившего на рубеже XVII–XVIII вв. Одно время этот иеромонах-базилианин проходил послушание в Минске, занимался переписыванием книг, в частности, житий святых. По сведениям ректора Минской Духовной Семинарии архимандрита Николая (Трусковского), глубоко интересовавшегося историческим прошлым Белой Руси, Ольшевский составил описание чудес, некогда происшедших от Минской иконы Божией Матери. В XVIII в. это описание сохранилось в Минском Свято-Духовом базилианском монастыре. В последующем рукопись Ольшевского исчезла. Кроме предания, дошедшего до нас в изложении Стебельского, какие-либо иные сведения о древнейшем периоде истории Минской иконы Божией Матери (до 1500 г.) не приводятся больше никем.

Предание сообщает, что икона была писана святым апостолом и евангелистом Лукой. В течение многих столетий она находилась в Византии. Ее появление на Руси оказалось связано с принятием нашими предками веры православной. Предание говорит, что икона пятьсот лет хранилась в Десятинной церкви Киева, возведенной в конце X в. Однако в этом храме святой образ мог находиться только до 1240 г., пока во время нашествия татаро-монгов Киев не был разрушен, а вместе с ним на несколько столетий (до 1635 г.) не прекратила свое существование и Десятинная церковь. Во время татарского погрома икона уцелела. Скорее всего, благочестивые жители Киева ее где-то спрятали. В дальнейшем она могла украсить собою киевский собор Святой Софии Премудрости Божией…

В 1482 г. Киев подвергся очередному опустошительному набегу татар. Крымский хан Менгли-Гирей, захватив город, «ограбил его и выжег, взяв множество пленных». Татары разорили Великую Церковь Печерского монастыря, а также Софийский собор. Вероятно, тогда один из татар содрал с древней иконы Божией Матери богато украшенную ризу, а саму икону бросил в воды Днепра.

В 1500 г. икона явилась жителям Минска. Предание сообщает об этом так: святой образ «то ли по воде, то ли против воды, чудесным способом, или через Ангелов перенесенный до Минска, на реке Свислочи под замком встал, а светом необычным с себя исходившим выданный, от обывателей места с воды добытый, и до церкви Замковой года 1500 дня 13 августа был сопровожденный».

Более столетия икона Божией Матери сберегалась в Нижнем Замке Минска, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которая в XVI в. считалась соборной.

В XVII веке в Великом Княжестве Литовском и Русском широкое распространение получила уния. Многие храмы и монастыри насильственно отбирались у православных верующих и передавались униатам. Гонения обрушились и на жителей Минска.

минская икона пресвятой богородицы история. Смотреть фото минская икона пресвятой богородицы история. Смотреть картинку минская икона пресвятой богородицы история. Картинка про минская икона пресвятой богородицы история. Фото минская икона пресвятой богородицы история

Около 1616 г. в Верхнем городе на месте захваченной у православных деревянной Свято-Духовой церкви униатский архимандрит Афанасий (Пакоста) начал строительство каменного базилианского храма, также названного в честь Святого Духа. Чтобы привлечь горожан к унии, в этот храм по распоряжению униатского митрополита Иосифа Рутского была перенесена чудотворная икона Минской Божией Матери. Предание указывает, что перенесение иконы совершилось в день памяти святого апостола и евангелиста Луки. Значит, уже тогда считалось, что икона писана самим апостолом Лукой.

В 1626 г. сгорела соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Спустя некоторое время ее отстроили заново. В 1635 г. минский бурмистр Лукаш Богушевич ходатайствовал перед униатским митрополитом Иосифом Рутским о возвращении чудотворной иконы в эту церковь, но получил отказ. Так Минская икона Божией Матери оказалась в новом базилианском храме. При нем действовали два монастыря: мужской и женский. В 1733 г. униатский архимандрит Августин (Любенецкий) пожертвовал для ее особо торжественного почитания 1000 талеров. На эти деньги при Свято-Духовом храме содержалась капелла, которая пела во время богослужений перед иконою.

В конце XVIII в. Минск вошел в состав Российской империи. Свято-Духов храм был передан православным и превращен в кафедральный собор. Так, на том месте, где с незапамятных времен действовала православная церковь, она и возродилась.

В 1795 г. кафедральный собор был освящен во имя Святых апостолов Петра и Павла. В 1835 г. он сильно пострадал от пожара, но икону удалось спасти. В 1852 г. Е.П. Шкларевич, супруга минского губернатора, при содействии нескольких благотворительных особ из Минска и Санкт-Петербурга, пожертвовала иконе Божией Матери новую, украшенную различными драгоценностями, серебряную вызолоченную ризу.

Свидетельством глубокого почитания чудотворной иконы в XIX в. является то, что каждый раз после окончания Божественной Литургии перед иконою с коленопреклонением пелся тропарь:

«Под Твою Милость прибегаем, Богородице Дево». В честь иконы был освящен правый придел собора Святых апостолов Петра и Павла. Перед нею постоянно служились молебны.

Протоиерей Павел Афонский оставил нам заслуживающее внимание описание того, как поклонялись иконе Минской Богоматери до революции. «…Можно с достоверностью полагать, — писал он, — что даже при настоящем оскудении веры в сердцах христиан, совершаются благодатные исцеления различных недугов и болезней по молитвам к Богоматери пред Минскою иконою Ея, о чем свидетельствуют приносимые иногда, по западнорусскому обычаю, пожертвования для украшения сей святой иконы в виде сделанных из различных металлов изображений различных частей тела (например, деланные из серебра изображения рук, ног или сердца), смотря по тому, в какой части тела болящий почувствовал облегчение после горячей молитвы пред Минскою иконою Богоматери; кроме того, некоторые лица, получившие исцеления, вместе с пожертвованиями на украшение сей иконы, опускаемыми в кружку, прилагают иногда и краткие записи об исцелении от болезней, хотя не сообщают подробностей и имен своих».

Весной 1922 г., во время компании по изъятию церковных ценностей, с чудотворной иконы была снята ее риза. Прихожане кафедрального собора пытались сохранить ризу и выплатили за нее равную по стоимости сумму золотом и драгоценностями, но власти, охотно приняв этот сбор, через несколько дней «…содрали и саму ризу с иконы Божией Матери».

В 1941 г., после отступления Красной Армии, жительница Минска Варвара Васильевна Слабко выпросила у немецких оккупационных властей чудотворный образ. Художник и иконописец Г. Виер отреставрировал икону и передал ее в церковь на Немиге. После закрытия этой церкви, в 1945 г. икона Божией Матери была перенесена в Свято-Духов кафедральный собор, до революции служивший храмом мужского монастыря. В нем чудотворная икона свято сберегается доныне.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Минская»

О Всепетая и Всеблагая Дево Богородице, небесная наша заступнице! К Тебе по Бозе, яко премилосердней Госпоже, соборне прибегаем и вопием: приими сие малое хвалебное пение, сохрани богоспасаемый град сей, емуже чудотворная икона Твоя во отраду и утешение дадеся. Молим Тя, Владычице Всемилостивая: избави нас от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, от злаго обстония и скорби, от искушений, бед и болезней. Спаси и помилуй рабы Твоя: великаго господина и отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московскаго и всея Руси, преосвященныя митрополиты, архиепископы, епископы, весь священнический и монашеский чин и весь причет церковный. Приими под кров Твой власти и воинство богохранимыя страны нашея, вразуми и настави их право правити, заповеди Божия соблюдающе, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. О Пресвятая Владычице! Не забуди нас во вся дни жизни нашея и да пребывает с нами неотступно образ Твой честный. Во время же исхода нашего пролей теплую молитву ко Праведному Судии, да презрев безчисленная согрешения наша, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Аминь.

Источник

МИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

минская икона пресвятой богородицы история. Смотреть фото минская икона пресвятой богородицы история. Смотреть картинку минская икона пресвятой богородицы история. Картинка про минская икона пресвятой богородицы история. Фото минская икона пресвятой богородицы история
Минская икона Божией Матери

Минская икона Божией Матери

13 августа 1500 года в Минске жители города обрели на водах Свислочи чудесно явленную икону Божией Матери, которая с тех пор именуется Минской.

Все это время и на сегодняшний день икона Минской Божией Матери неотлучно пребывала в городе: поначалу в Нижнем Замке, затем – в Верхнем Месте и никогда не износилась из него.

О явлении в Минске в 1500 году чудотворной иконы рассказывает предание, которое находим в одной из книг историка Игнатия Стебельского, вышедшей в свет в Вильно в 1781 году. Он в свою очередь пользовался рукописью униатского иеромонаха Яна Ольшевского, жившего на рубеже XVII–XVIII вв. Одно время этот иеромонах-базилианин проходил послушание в Минске, занимался переписыванием книг, в частности, житий святых. По сведениям ректора Минской Духовной Семинарии архимандрита Николая (Трусковского), глубоко интересовавшегося историческим прошлым Белой Руси, Ольшевский составил описание чудес, некогда происшедших от Минской иконы Божией Матери. В XVIII в. это описание сохранилось в Минском Свято-Духовном базилианском монастыре. В последующем рукопись Ольшевского исчезла. Кроме предания, дошедшего до нас в изложении Стебельского, какие-либо иные сведения о древнейшем периоде истории Минской иконы Божией Матери (до 1500 г.) не приводятся больше никем.

Предание сообщает, что икона была писана святым апостолом и евангелистом Лукой. В течение многих столетий она находилась в Византии. Ее появление на Руси оказалось связано с принятием нашими предками веры православной. Предание говорит, что икона пятьсот лет хранилась в Десятинной церкви Киева, возведенной в конце X в. Однако в этом храме святой образ мог находиться только до 1240 г., пока во время нашествия татаро-монгол Киев не был разрушен, а вместе с ним на несколько столетий (до 1635 г.) не прекратила свое существование и Десятинная церковь. Во время татарского погрома икона уцелела. Скорее всего, благочестивые жители Киева ее где-то спрятали. В дальнейшем она могла украсить собою киевский собор Святой Софии Премудрости Божией.

В 1482 г. Киев подвергся очередному опустошительному набегу татар. Крымский хан Менгли-Гирей, захватив город, «ограбил его и выжег, взяв множество пленных». Татары разорили Великую Церковь Печерского монастыря, а также Софийский собор. Вероятно, тогда один из татар содрал с древней иконы Божией Матери богато украшенную ризу, а саму икону бросил в воды Днепра.

В 1500 г. икона явилась жителям Минска. Предание сообщает об этом так: святой образ «то ли по воде, то ли против воды, чудесным способом, или через Ангелов перенесенный до Минска, на реке Свислочи под замком встал, а светом необычным с себя исходившим выданный, от обывателей места с воды добытый, и до церкви Замковой года 1500 дня 13 августа был сопровожденный».

Более столетия икона Божией Матери сберегалась в Нижнем Замке Минска, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которая в XVI в. считалась соборной.

В XVII веке в Великом Княжестве Литовском и Русском широкое распространение получила уния. Многие храмы и монастыри насильственно отбирались у православных верующих и передавались униатам. Гонения обрушились и на жителей Минска.

Около 1616 г. в Верхнем городе на месте захваченной у православных деревянной Свято-Духовой церкви униатский архимандрит Афанасий (Пакоста) начал строительство каменного базилианского храма, также названного в честь Святого Духа. Чтобы привлечь горожан к унии, в этот храм по распоряжению униатского митрополита Иосифа Рутского была перенесена чудотворная икона Минской Божией Матери. Предание указывает, что перенесение иконы совершилось в день памяти святого апостола и евангелиста Луки. Значит, уже тогда считалось, что икона писана самим апостолом Лукой.

В 1626 г. сгорела соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Спустя некоторое время ее отстроили заново. В 1635 г. минский бурмистр Лукаш Богушевич ходатайствовал перед униатским митрополитом Иосифом Рутским о возвращении чудотворной иконы в эту церковь, но получил отказ. Так Минская икона Божией Матери оказалась в новом базилианском храме. При нем действовали два монастыря: мужской и женский. В 1733 г. униатский архимандрит Августин (Любенецкий) пожертвовал для ее особо торжественного почитания 1000 талеров. На эти деньги при Свято-Духовом храме содержалась капелла, которая пела во время богослужений перед иконою.

В конце XVIII в. Минск вошел в состав Российской империи. Свято-Духов храм был передан православным и превращен в кафедральный собор. Так, на том месте, где с незапамятных времен действовала православная церковь, она и возродилась.

В 1795 г. кафедральный собор был освящен во имя Святых апостолов Петра и Павла. В 1835 г. он сильно пострадал от пожара, но икону удалось спасти. В 1852 г. Е.П. Шкларевич, супруга минского губернатора, при содействии нескольких благотворительных особ из Минска и Санкт-Петербурга, пожертвовала иконе Божией Матери новую, украшенную различными драгоценностями, серебряную вызолоченную ризу.

Свидетельством глубокого почитания чудотворной иконы в XIX в. является то, что каждый раз после окончания Божественной Литургии перед иконою с коленопреклонением пелся тропарь: «Под Твою Милость прибегаем Богородице Дево». В честь иконы был освящен правый предел собора Святых апостолов Петра и Павла. Перед нею постоянно служились молебны.

Весной 1922 г., во время компании по изъятию церковных ценностей, с чудотворной иконы была снята ее риза. Прихожане кафедрального собора пытались сохранить ризу и выплатили за нее равную по стоимости сумму золотом и драгоценностями, но власти, охотно приняв этот сбор, через несколько дней «. содрали и саму ризу с иконы Божией Матери».

В 1941 г., после отступления Красной Армии, жительница Минска Варвара Васильевна Слабко выпросила у немецких оккупационных властей чудотворный образ. Художник и иконописец Г. Виер отреставрировал икону и передал ее в церковь на Немиге. После закрытия этой церкви, в 1945 г. икона Божией Матери была перенесена в Свято-Духов кафедральный собор, до революции служивший храмом мужского монастыря. В нем чудотворная икона свято сберегается доныне

Литература

Источник

История Минской иконы Божией Матери

Более пятиста лет тому назад в Минске произошло событие, на долгие века вошедшее в историю города: 13 августа (по ст. ст.) 1500 года его жители обрели на водах Свислочи чудесно явленную икону Божией Матери, которая с тех пор именуется Минской и свято почитается православными христианами.

минская икона пресвятой богородицы история. Смотреть фото минская икона пресвятой богородицы история. Смотреть картинку минская икона пресвятой богородицы история. Картинка про минская икона пресвятой богородицы история. Фото минская икона пресвятой богородицы история

Ходатайством Пресвятой Богородицы жив каждый христианин, Ее же Предстательством у Престола Всевышнего во многом предопределяется течение истории. Еще в 1591 году городу Минску был дан герб, изображающий на голубом небе Матерь Божию в окружении ангелов. И разве не является чудом, особым знаком Милости Божией то, что и сегодня, несмотря на трагические потрясения, происшедшие в XX веке, этот герб, после некоторого перерыва, снова служит символом Минска, зримо напоминая всем о том событии, которое чудесным образом свершилось на водах Свислочи пятьсот лет назад!

О явлении в Минске в 1500 году чудотворной иконы рассказывает предание, которое находим в одной из книг историка Игнатия Стебельского, вышедшей в свет в Вильно в 1781 году. Он, в свою очередь, пользовался рукописью униатского иеромонаха Яна Ольшевского, жившего на рубеже XVII – XVIII веков. Одно время этот иеромонах-базилианин проходил послушание в Минске, занимался переписыванием церковных книг, в частности, житий святых. По сведениям ректора Минской Духовной Семинарии архимандрита Николая (Трусковского), глубоко интересовавшегося историческим прошлым Белой Руси, Ольшевский составил описание чудес, некогда происшедших от Минской иконы Божией Матери. В XVIII столетии это описание сохранялось в Минском Свято-Духовом базилианском монастыре. К сожалению, в последующем рукопись Ольшевского исчезла, и до сих пор неизвестно, уцелела ли она, и если да, то — где? Не исключено, что и до Ольшевского в том же монастыре сберегалось рукописное повествование, рассказывающее об иконе, но, возможно, предание о ней передавалось и устно. Как бы там ни было, о чудесном явлении Минской иконы мы узнаем от иеромонаха Яна Ольшевского в передаче Игнатия Стебельского. Последний пользовался также книгой некоего X. Гумпенберга под названием «Atlante Mariano» («Атлас Марии», на латинском языке), но обнаружить ее нам не удалось.

Кроме предания, дошедшего до нас в изложении Стебельского, какие-либо иные сведения о древнейшем периоде истории Минской иконы Божией Матери (до 1500 года) не приводятся больше никем. Все, кто упоминал об этой иконе позднее Стебельского, основывались на изложенном у него материале. Ни единым словом об иконе не обмолвился известный краевед XIX века Владислав Сырокомля, перу которого принадлежит достаточно подробный очерк «Минск», содержащий описание святынь города. Абсолютно никаких сведений о Минской иконе Божией Матери нет в недавно вышедшем фундаментальном сборнике статей; различных авторов «Чудотворная икона в Византии и Древней Руси» (Москва. 1996 год).

Все это, конечно, сильно ограничивает возможность coставления более-менее целостного представления об историческом прошлом святыни, но, отталкиваясь от того, что известно, можно попробовать хотя бы фрагментарно обрисовать пройденный ею путь.

Предание сообщает, что икона была писана Святым Апостолом и Евангелистом Лукою. В течение многих столетий она находилась в Византии. Ее появление на Руси оказалось связано с принятием нашими предками веры православной. Протоиерей Павел Афонский, написавший небольшую статью о Минской иконе, посвященную 400-летию ее чудесного обретения, высказывал предположение, что она была привезена Святым Равноапостольным Князем Владимиром из Корсуни (Херсонеса), города, находившегося на Крымском полуострове.

Предание говорит, что икона пятьсот лет хранилась в Десятинной церкви Киева, возведенной в конце X столетия. Однако в этом храме святой образ мог находиться только до 1240 года, пока во время нашествия татаро-монгол Киев не был разрушен, а вместе с ним на несколько столетий (до 1635 года) не прекратила свое существование и Десятинная церковь.

В тяжелую годину татарского погрома икона уцелела. Скорее всего благочестивые жители Киева ее где-то спрятали. В дальнейшем она могла украсить собою киевский собор Святой Софии Премудрости Божией.

В 1482 году Киев подвергся очередному опустошительному набегу татар. Крымский хан Менгли-Гирей, захватив город, «ограбил его и выжег, взяв множество пленных». Татары разорили Великую церковь Печерского монастыря, а также Софийский собор.

Вероятно, тогда один из татар содрал с древней иконы Божией Матери богато украшенную ризу, а саму икону бросил святотатственной рукою в воды Днепра.

Как говорят в народе: «Бог поругаем не бывает», и в 1500 году икона явилась жителям Минска. Предание сообщает об этом так: святой образ «то ли по воде, то ли против воды, чудесным способом, или через Ангелов перенесенный до Минска, на реке Свислочи под замком встал, а светом необычным с себя исходившим выданный, от обывателей места с воды добытый, и до церкви Замковой года 1500 дня 13 августа был сопровожденный».

Более столетия икона Божией Матери сберегалась в Нижнем Замке Минска, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которая в XVI веке считалась соборной. Наверняка, прослышав о чудесном явлении иконы, к ней на поклонение притекали паломники из различных областей Западной Руси, широко разнося известия об иконе. И поэтому не случайно Игнатий Стебельский упоминал икону Минской Богоматери в числе наиболее чтимых чудотворных икон нашего края, таких как Виленская, Эфесская, Смоленская.

Минули годы. В XVII столетии в Великом Княжестве Литовском и Русском широкое распространение получила так называемая уния. Многие храмы и монастыри насильственно отбирались у православных верующих и передавались униатам. Гонения обрушились и на жителей Минска.

Около 1616 года в Верхнем городе на месте захваченной у православных деревянной Свято-Духовой церкви униатский архимандрит Афанасий (Пакоста) начал строительство каменного базилианского храма, также названного в честь Святого Духа. Чтобы привлечь горожан к унии, в этот храм по распоряжению униатского митрополита Иосифа Рутского была перенесена чудотворная икона Минской Божией Матери. Предание указывает, что перенесение иконы совершилось в день памяти Святого Апостола и Евангелиста Луки. Значит, уже тогда считалось, что икона писана самим Апостолом Лукою.

В 1626 году сгорела соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Спустя некоторое время ее отстроили заново. В 1635 году минский бурмистр Лукаш Богушевич ходатайствовал перед униатским митрополитом Иосифом Рутским о возвращении чудотворной иконы в эту церковь, но получил отказ. В своем отказе бурмистру Иосиф Рутской писал: «Церковь будовати позволили. образу еднак Пречистой Девы Марыи преносит. неповелеваем, вечными часы оного пры церкви Стого Духа зоставившы, для того же болшая учтивост од законников емуся деет, и брацтво пры том образе в церкви Стого Духа заложено ест. ».

Так Минская икона Богоматери оказалась в новом базилианском храме. При нем действовали два монастыря: мужской и женский. Сохранились интересные сведения о том, как почиталась икона монахами-базилианами.

В 1733 году униатский архимандрит Августин (Любенецкий) пожертвовал для ее особо торжественного почитания 1000 талеров. На эти деньги при Свято-Духовом храме содержалась капелла, которая пела во время богослужений перед иконою. Кроме того, ежедневно утром и вечером в храме игрались гимны, прославляющие Деву Марию и Ее икону: «Salve Reginas» («Радуйся Царице») и «О gloriosa Domina» («О славная Госпожа»).

Все это время жители Минска не забывали о том, где первоначально находилась икона Божией Матери. В визите (инвентарной описи) за 1779 год, содержащем описание замковой церкви Успения, которая раньше называлась Рождества-Богородичной, находим такую запись: «3 давней ведомости: образ цудовны Найсвятей Марыи Панны, кторы Базилианами. забраны. з замку до церкви Базилианов. ». Эта запись определенно указывает на то, где изначально хранилась икона.

В конце XVIII столетия Минск вошел в состав Российской империи. Свято-Духов храм был передан православным и превращен в кафедральный собор. Таким образом, на том месте, где с незапамятных времен действовала православная церковь, она и возродилась!

В 1795 году кафедральный собор был освящен во имя Святых Апостолов Петра и Павла. В 1835 году он сильно пострадал от пожара, охватившего большую часть города, но икону удалось спасти.

В 1852 году Е.П. Шкларевич, супруга минского губернатора Ф.П. Шкларевича, при содействии нескольких благотворительных особ из Минска и Санкт-Петербурга, пожертвовала иконе Божией Матери новую, украшенную различными драгоценностями, серебряную вызолоченную ризу. Накануне празднования Рождества Христова эта риза была освящена епископом Минским и Бобруйским Михаилом (Голубовичем).

Свидетельством глубокого почитания чудотворной иконы в XIX веке является то, что каждый раз после окончания Божественной Литургии перед иконою с коленопреклонением пелся тропарь: «Под Твою Милость прибегаем Богородице Дево». В честь иконы был освящен правый придел собора Святых Апостолов Петра и Павла. Перед нею постоянно служились молебны.

В «Описаниях церквей и приходов Минской епархии» (1878 г. изд.) икона характеризовалась следующим образом: «Высотою два аршина, шириною аршин и 5 с 1/2 вершков, древнего византийского письма, писана на деревянной доске, покрыта вычеканенною из серебра 84 пробы полированною ризою; над ликами находятся серебряные же, вызолоченные венцы или короны; в короне Божией Матери находится шесть, а в короне Предвечного Младенца четыре небольших бриллианта; вся риза и короны в разных местах украшены разноцветными стразами».

Посещавший летом 1888 года Минск известный церковный историк и археолог, профессор Киевской Духовной Академии Н.И. Петров, побывав в Свято-Петро-Павловском соборе и поклонившись иконе, сделал такое примечание о ней: «несомненно, что это — одна из древнейших и наилучше сохранившихся икон во всем Северо-Западном крае».

Как и в древности, икона привлекала к себе многих богомольцев. Протоиерей Павел Афонский оставил нам заслуживающее внимание описание того, как поклонялись иконе Минской Богоматери до революции. «. Можно с достоверностью полагать, — писал он, — что даже и при настоящему оскудении веры в сердцах христиан, совершаются благодатные исцеления различных недугов и болезней по молитвам к Богоматери пред Минскою иконою Ея, о чем свидетельствуют приносимые иногда, по западно-русскому обычаю, пожертвования для украшения сей святой иконы в виде сделанных из различных металлов изображений разных частей тела (например, деланные из серебра изображения рук, ног или сердца), смотря по тому, в какой части тела болящий почувствовал облегчение после горячей молитвы пред Минскою иконою Богоматери; кроме того некоторые лица, получившие исцеления, вместе с пожертвованиями на украшение сей иконы, опускаемыми в кружку, прилагают иногда и краткие записи об исцелении от болезней, хотя не сообщают подробностей и имен своих».

Примечательное событие в жизни Минска произошло 22 октября 1914 года, когда наш город посетил светлой памяти Государь Император Николай II. «В соборе Его Величество был встречен Преосвященнейшим Митрофаном, епископом Минским и Туровским. с сонмом духовенства. При входе Его Величества в храм епископ Митрофан имел счастье приветствовать Государя Императора. Его Величество, выслушав приветствие, приложился ко Святому Кресту. После краткого молебствия, с провозглашением многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому. Его Величество поклонился особо чтимой Святыне — иконе Минской Божией Матери, копия которой епископом Митрофаном поднесена была Его Величеству при отбытии из храма».

Тяжелые времена настали в Минске после большевистского переворота. Весной 1922 года, во время кампании по изъятию церковных ценностей, с чудотворной иконы была снята ее риза. Прихожане кафедрального собора пытались сохранить ризу и выплатили за нее равную по стоимости сумму золотом и драгоценностями, но власти, охотно приняв этот сбор, через несколько дней «. содрали и саму ризу с иконы Божией Матери».

До 1935 года икона пребывала в Свято-Петро-Павлов-ском соборе. К тому времени храм захватили обновленцы, ратовавшие за отмену важнейших канонических правил жизни Церкви. Верующий народ мало посещал обновленческие храмы, в том числе и бывший кафедральный собор.

В 1941 году, после отступления Красной Армии, благочестивая православная жительница Минска Варвара Васильевна Слабко выпросила у немецких оккупационных властей чудотворный образ. Художник и иконописец Г. Виер отреставрировал икону и передал ее в церковь на Немиге. После закрытия этой церкви, в 1945 году икона Божией Матери была перенесена в Свято-Духов кафедральный собор, до революции служивший храмом мужского монастыря. В нем чудотворная икона свято сберегается доныне.

Святой Образ Минской Богоматери пережил много лихолетий. Ему поклонялись люди разных поколений. Матерь Божия помнит их всех, прибегавших к Ее заступничеству в своих нуждах и скорбях. Господь сохранил Ее чудную икону, «на водах Свислочи явившуюся еси», и для нас, грешных. Помолимся же, братья и сестры, Пресвятой Владычице нашей Богородице, да укрепит Она нас Своим молитвенным Предстательством у Престола Всевышнего в виду грядущих испытаний!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *