минский фарфоровый завод история
Минский фарфоровый завод
История производства белорусского фарфора началась в 1779 году, когда в Телеханах появилась первая фаянсовая мануфактура, работавшая на местном сырье 50 лет. Здесь выпускали фаянсовые изделия, богато декорированные рельефными узорами, которые покрывали белой глазурью, по верху делали многоцветные росписи [1].
Первые годы работы завода
В 1883 г. в Минске на ул. Николаевской В. Поляком основано изразцово-гончарное производство.
Фото прислал Дмитрий Наумов
В 1894 г. на заводе работало 38 мужчин, 6 женщин, 3 мальчика-подростка. Изготавливали изразцы, терракотовые украшения, кирпич.
Фото прислал Дмитрий Наумов
В 1930-е гг. предприятие выпускало из местной глины глазурованные кафели, серые плитки, боковые глазурованные цоколи, угловые и боковые постаменты. Пытались наладить производство гончарной посуды, но качество сырья оставляло желать лучшего. В январе 1939 года завод вошел в структуру Минского областного управления легкой промышленности [2].
Послевоенное время
После освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков многое пришлось восстанавливать и начинать заново. Так уже в 1946 году завод выпускает угловые глазурованные и неглазурованные изразцы и кафели в общей сложности свыше 520 тысяч штук. Фигурные детали формовались на ручных станках, а простые – на коленно-рычажном прессе [3].
В 1948 году было организованно производство силикат-глыб-заготовок для стеклоизделий.
В 1950 году вступил в строй горн и 20-тонный газогенератор, что позволило более успешно осуществлять обжиг керамической массы. Качественные изменения технологических процессов привели к применению нового названия предприятия: 15 марта 1951 года Минского изразцовый завод переименовали в фарфорово-фаянсовый. Эту дату принято считать днем рождения белорусского фарфора.
В 1953 году начато и завершено строительство цеха радиокерамики, а с января 1954 года налажен выпуск фарфоровых (беспроволочных) сопротивлений высокой стабильности.
Мікалай Пракопавіч Міхалап (1886–1979) – мянчук, выпускнік вучылішча барона Штыгліца, першым кіраўніком аддзялення керамікі ў Віцебскім мастацкім вучылішчы. Традыцыйную беларускую кераміку Міхалап збіраў усё жыццё, і пасля яго смерці калекцыю перадалі ў Музей старажытнабеларускага мастацтва.
Пры Міхалапу ў 1930-я пачала фарміравацца калекцыя мастацкага музея: з Ленінграда, Масквы, музеяў Мінска, Віцебска, Магілёва, Гомеля, сядзіб і палацаў Заходняй Беларусі (у тым ліку радзівілаўскімі зборамі). На пачатак вайны фонды налічвалі 2711 твораў, з якіх 400 у экспазіцыі. Аднак у пачатку вайны вывезці калекцыю не змаглі, і за яе ўзяліся нацысты: нешта разрабавалі салдаты вермахту, большасць звёз у рэйх дырэктар Дрэздэнскай галерэі Посэ. Пасля вайны ў Мінск вярнулася малая частка: калекцыя нясвіжскіх партрэтаў, адшуканая савецкім войскам, ды экспанаты, якія ў пачатку вайны былі на экспанаванні ў Расіі. Улады абвінавацілі дырэктара музея ў гэтых стратах.
С 15 июля 1957 года фарфорово-фаянсовый завод перешел в систему управления стекольной и химической промышленности БССР [4].
В 1961 г.выпуск фаянса был прекращен, название завода поменялось на Минский фарфоровый завод.
В 1962 г. вступил в строй действующих цех хозяйственной посуды (чайные сервизы, кружки, чашки, блюдца, декоративные вазы, статуэтки).
В 1963 г. на заводе создан экспериментально-художественный отдел, задачей которого стала разработка заказов торговли, а также новых видов изделий и декора с учетом запросов населения. Белорусский фарфор как вид прикладного искусства начинает обретать свое лицо [3].
В 1973 году вступил в строй живописно-сортировочный цех.
В 1979 году введен в действие комплексно-механизированный цех, рассчитанный на ежегодный выпуск 5.4 млн изделий столового ассортимента.
В первом квартале 1983 года сдан в эксплуатацию блок вспомогательных цехов площадью шесть тысяч квадратных метров. В 1983 году номенклатуру продукции завода составляли почти 600 наименований предметов различного назначения. В этом же году завод награжден орденом «Знак почета».
В 1993 г. Минский фарфоровый завод преобразован в открытое акционерное общество. В последующие годы вплоть до кризиса 90-х годов завод продолжал постепенное развитие [4].
Накануне закрытия завод имел следующие цеха: цех полых изделий, цех плоских изделий, цех радиокерамики, цех огнеупоров и лаборатории. В 2009 году было принято решение о закрытии завода, который сдал позиции своему конкуренту – Добрушскому фарфоровому заводу.
Чайник «Контрастный». Авторы В.Гаврилов, В.Леонтович [5].
Графин «Старка». Автор В.Леонтович [5].
Набор чайный «Весенний» и чайный сервиз «Кобальтовый». Авторы Л.Богданов, В.Гаврилов, А. Литвиненко, В.Леонтович, А.Федусь [5].
Среди скульптурных образов – композиции В. Г. Гаврилова «Золотой рожок» (1964 г., фарфор), М. В. Беляева «На камешке» (1965 г., фарфор), В. Н. Филимонова «Аисты» (1965 г., фарфор), В. Е. Д анчук «Иванушка» (1973 г., фарфор), В. И. Юдицкого «Рябинка» (фигура девушки, 1963 г., фарфор), «Ягодка» (1975 г., фарфор), «Белорусский танец» Л. Я. Богданова (1963 г., фарфор), Я. Печкина «Зубр» (1960 е гг., фарфор) [2].
Среди произведений сер. 1960-х гг. известны изделия, исполненные в шамоте, Ф. Зильберта (набор кашпо для кактусов), декоративные вазы для фойе театров и клубов В. Г. Гаврилова, А. Кищенко и др. [2].
В 1960-е гг. разработана техника живописи на изделиях из шамота с использованием окислов солей и глазури высокого огня. В технике шамота с подкраской цветными ангобами и окислами металлов исполнены произведения Л. Я. Богданова («Козёл», «Гриб-боровик», «В загс», «Малышки», «Хлеб-соль», «Торговка керамикой») [2].
Продукция завода была востребована (а где было взять другую?). Помню, у нас дома было несколько статуэток, чашек и сервизов этого завода. Что-то дожило и до наших дней.
Так выглядит место сноса фарфорового завода на сегодня (2018 г.).
Февраль 2018 г. Фото Олега Гришина
Февраль 2018 г. Фото Олега Гришина
Фоторепортаж: заброшенный фарфоровый завод в центре Минска. Что построят на его месте
Бывший фарфоровый завод — одна из самых известных и крупных минских «заброшек». Шесть лет в центре города существует «филиал Припяти» — опустевший комплекс производственных и административных зданий. К счастью, площадка не обречена на медленное разрушение. Есть инвесторы, готовые построить здесь современный жилой квартал с офисными зданиями и объектами социальной инфраструктуры. Концепция согласована в Мингорисполкоме, пройдена процедура общественного обсуждения. Нынешнее плачевное состояние бывшего завода и перспективы площадки — в фоторепортаже Onliner.by.
Изразцово-гончарным производством на этом месте занимались еще с конца XIX века, когда нынешняя улица Кропоткина носила название Николаевская. В 1951 году Минский изразцовый завод был переименован в фарфорово-фаянсовый. Строились новые цеха, расширялся ассортимент. Во времена плановой экономики предприятие считалось вполне успешным. Расписные вазы, статуэтки и посуда оседали в сервантах и шкафах советских граждан. Однако в конце 1990-х финансовое состояние предприятия пошатнулось. Теснить белорусский фарфор на отечественном и российском рынках начали конкуренты из Китая. Опоздавший с модернизацией завод увяз в долгах и работал в убыток. Не помогли даже субсидии на техническое перевооружение. В 2009 году фарфоровый завод закрылся. Конвейеры навсегда остановились, печи остыли, а почти 280 человек остались без работы.
После нескольких неудачных попыток бывший завод был продан на аукционе летом 2013 года. Вернее, предметом торгов выступало не недвижимое имущество, а только право проектирования и строительства новых объектов. Победитель аукциона — СООО «Инфореалт» — приобрел это право за 13,4 млрд рублей. Дополнительным обременением стала необходимость возместить убытки прежнему землепользователю — ЖРЭО Центрального района — на сумму 66 млрд рублей.
Несколько лет назад на территорию завода можно было попасть практически беспрепятственно — в этот период любители индустриального туризма растащили на сувениры застывшие на конвейерных лентах тарелки и горшки, повыбивали окна, разрисовали стены. Наведывались сюда и мародеры, охотники за металлами. Сейчас объект охраняется сторожем и собаками, по периметру натянута колючая проволока, стоят видеокамеры. Чтобы очутиться по ту сторону забора, корреспонденты Onliner.by получили официальное разрешение. Всех любознательных и отважных искателей приключений мы настоятельно предостерегаем от попыток проникновения. Это небезопасно: в цехах множество технологических отверстий и резервуаров, куда можно провалиться по неосторожности. Нависающие над головой трубы вентиляции и покосившиеся стены также не внушают доверия.
Бывший завод — это 14 сооружений различного назначения: административные корпуса, несколько длинных цехов, две действующие трансформаторные подстанции. Большинство зданий построены в 1970—1980-х годах и не представляют никакой исторической ценности.
(По клику все фотографии открываются в увеличенном размере.)
Минский фарфоровый завод история
История Минского фарфорового завода началась в конце XIX века, в период расцвета прикладного искусства в России и Европе, связанного с началом эпохи Модерна. Минский завод был основан в 1883 году на местном глиняном месторождении, первоначально производил декоративные изразцы и разнообразную керамическую продукцию. Возрождение традиций изразцовой керамики прошлых столетий нашло благодатное воплощение в творчестве мастеров конца XIX столетия. Новый художественный язык был обогащен фантазией авторов и яркой палитрой красок. Те немногие сохранившиеся в Минске памятники архитектуры и прикладного искусства – изразцовые печи, камины и фасады домов – свидетельствуют о художественном уровне производства Минского завода.
Судьба фарфоровых предприятий в послереволюционный период во многом схожа. Всеобщая национализация коснулась почти всех художественных производств этого времени. Так и Минский завод попал в ведение совета местных рабочих и солдатских депутатов. Этот новый период преодоления патриархальности производства был благотворным в плане решения новых художественных задач. Предприятия значительно выросло в своих площадях, были по достоинству оценены преимущества автоматизации ручного труда. Завод начал набирать новые промышленные обороты и стал довольно успешно развиваться во всех направлениях, а в конце 30-х годов вошел в состав Минского областного управления легкой промышленности.
Минский фарфоровый завод история
Клейма
1. 1951-1952гг.
2. 1952-1957гг.
3. 1957-сер.1960х гг.
Клейма
1. 1968-1983гг.
2. 1983-1993гг.
3. 1993-2008гг.
(Информация и клейма по изданию «Марки советского фарфора, фаянса и майолики» Насонова И.С., Насонов С.М., Гольский И.А., Дворкин Г.Л. М.,»Среди коллекционеров»,2009)
с 15 марта 1951 года стало называться фарфоро-фаянсовым. Расширился и ассортимент завода. С этого времени начинается экспериментальный выпуск предметов мелкой пластики по образцам других заводов, в основном, Дулёво и Канаково. Художественное производство началось с приходом 1960-х годов, когда возникла потребность в производстве посуды, сервизов и декоративных ваз, предметов мелкой пластики. В 1963 году при заводе открылся экспериментальный отдел, положивший начало творчеству скульпторов, керамистов, художников росписи по фарфору. Минский фарфор начинает приобретать характерные черты своего самобытного стиля, определяется круг тем и любимых персонажей. Продукция завода нашла свое место в истории советского прикладного искусства. Более того, на заводе открылся цех для производства и создания мозаичных панно, украсивших в постсоветскую эпоху большую часть домов культуры и общественных учреждений Белоруссии и современных построек других близлежащих союзных республик.
С каждым годом ассортимент фарфорового завода расширялся, и к 1980-м годам насчитывал более 600 наименований товаров. В 1990-е годы предприятие закрылось.
Продукция Минского фарфоро-фаянсового завода известна во всем мире, коллекционными изделиями считаются фарфоровые фигурки периода 50-70- х годов, отличающиеся своим национальным колоритом, спокойной цветовой гаммой и скромностью декора.
. 1 февраля 1987 г. Художники предприятия Л.Я. Богданов (слева) и А.Я. Федусь обсуждают новые образцы изделий.
. 11 мая 1983 г. Главный художник Минского фарфорового завода Валерий Алексеевич Леонтович (слева) и художник Леонид Яковлевич Богданов обсуждают образцы новых изделий.
29 марта 1976 г. Живописец Клавдия Слесарева (слева) и ее ученица Ирина Прохорова во время росписи чайного сервиза. Змитрович И.
29 марта 1976 г. Художники Зоя Лапковская (слева) и Галина Грачева во время росписи чайного сервиза в живописном отделении цеха посуды.
Родился 9 декабря 1937 года в Ашхабаде. Окончил: Львовское училище прикладного и декоративного искусства (1955), Львовский художественный институт прикладного и декоративного искусства (1962). Учителя по специальности: И.М. Сковало, М.В. Беляев. Дипломная работа — скульптура малых форм «Рабочая- строительница», «Подружки», «Материнство». Художник декоративно-прикладного искусства. Работал художником на Минском фарфоровом заводе. Награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР. Основные произведения: образцы бытового фарфора для внедрения в производство, подарочные чашки и наборы, декоративные вещи и скульптуры, выполненные в шамоте, керамические фигуры сувенирного характера.
Чайный сервиз «Оршанский»
Выписка из приказа начальника управления стекольной и химической промышленности СНХ БССР №1 от 6 января 1960 года о показе достижений промышленности Совнархоза БССР на ВДНХ СССР в 1960 году: «Обеспечить изготовление до 1 февраля 1960 года лучших образцов предприятия, согласно приложению №1. Поставить указанные образцы на ВДНХ до 15 февраля 1960 года.»
Приложение №1 по Минскому фарфорово-фаянсовому заводу
Наименование экспонатов, краткая характеристика:
1. Ваза декоративная, высота 60 см, тематика «40 лет октября»
2. Ваза декоративная, кобальтовая, роспись золотом
3. Ваза для цветов, высота 30 см, роспись золотом и кобальтом /цветы/
4. Ваза для цветов, емкость 2 литра, роспись кобальтом и золотом
5. Ваза для цветов, емкость 2,4 литра., арт. 4006
6. Ваза для цветов «Тюльпан» с фотографиями Минска
7. Пепельница «Собака»
8. Карандашница «Рыбка»
9. Полочка для специй, деревянная полочка с 6-ю фаянсовыми ящиками для специй
10. Статуэтка «По щучьему веленью»
11. Статуэтка «Девушка с венком» белая
12. Статуэтка «Девушка с венком» раскрашенная
13. Статуэтка «Иван царевич»
14. Статуэтка «Белочка»
15. Статуэтка «Стерлядь»
16. Статуэтка «Малахитовая шкатулка»
17. Статуэтка «Матрешка»
18. Статуэтка «Девочка с грибом»
19. Статуэтка «Зубр»
20. Статуэтка «Частушки»
21. Туалетная розетка, края покрыты золотом, в центре фотографии Минска
22. Графин белый «Петух»
23. Графин «Виноград»
24. Бюст Янки Купалы
25. Масленка «Помидор»
26. Ваза для цветов «Русские мотивы»
27. Ваза для цветов «Васильки»
28. Ваза для цветов «Кобальтовая»
29. Ваза для цветов «В-1» два варианта разделки
30. Ваза для цветов «В-5» два варианта разделки
31. Статуэтка «Альбатрос»
32. Статуэтка «Школьница»
33. Статуэтка «Футболист»
34. Статуэтка «Два голуба»
35. Статуэтка «Филлипок»
36. Статуэтка «Гусляр» в бисквите
37. Детский сервиз фаянсовый с росписью
38. Игрушечный боченок
39. Игрушечный молочник
40. Игрушечная кружка
41. Вазочка для цветов кобальтовая, роспись золотом «Снежинка»
42. Стакан для кистей, крытье, отводка золотом.
Минский фарфоровый завод история
Клейма
1. 1951-1952гг.
2. 1952-1957гг.
3. 1957-сер.1960х гг.
Клейма
1. 1968-1983гг.
2. 1983-1993гг.
3. 1993-2008гг.
(Информация и клейма по изданию «Марки советского фарфора, фаянса и майолики» Насонова И.С., Насонов С.М., Гольский И.А., Дворкин Г.Л. М.,»Среди коллекционеров»,2009)
с 15 марта 1951 года стало называться фарфоро-фаянсовым. Расширился и ассортимент завода. С этого времени начинается экспериментальный выпуск предметов мелкой пластики по образцам других заводов, в основном, Дулёво и Канаково. Художественное производство началось с приходом 1960-х годов, когда возникла потребность в производстве посуды, сервизов и декоративных ваз, предметов мелкой пластики. В 1963 году при заводе открылся экспериментальный отдел, положивший начало творчеству скульпторов, керамистов, художников росписи по фарфору. Минский фарфор начинает приобретать характерные черты своего самобытного стиля, определяется круг тем и любимых персонажей. Продукция завода нашла свое место в истории советского прикладного искусства. Более того, на заводе открылся цех для производства и создания мозаичных панно, украсивших в постсоветскую эпоху большую часть домов культуры и общественных учреждений Белоруссии и современных построек других близлежащих союзных республик.
С каждым годом ассортимент фарфорового завода расширялся, и к 1980-м годам насчитывал более 600 наименований товаров. В 1990-е годы предприятие закрылось.
Продукция Минского фарфоро-фаянсового завода известна во всем мире, коллекционными изделиями считаются фарфоровые фигурки периода 50-70- х годов, отличающиеся своим национальным колоритом, спокойной цветовой гаммой и скромностью декора.
. 1 февраля 1987 г. Художники предприятия Л.Я. Богданов (слева) и А.Я. Федусь обсуждают новые образцы изделий.
. 11 мая 1983 г. Главный художник Минского фарфорового завода Валерий Алексеевич Леонтович (слева) и художник Леонид Яковлевич Богданов обсуждают образцы новых изделий.
29 марта 1976 г. Живописец Клавдия Слесарева (слева) и ее ученица Ирина Прохорова во время росписи чайного сервиза. Змитрович И.
29 марта 1976 г. Художники Зоя Лапковская (слева) и Галина Грачева во время росписи чайного сервиза в живописном отделении цеха посуды.
Родился 9 декабря 1937 года в Ашхабаде. Окончил: Львовское училище прикладного и декоративного искусства (1955), Львовский художественный институт прикладного и декоративного искусства (1962). Учителя по специальности: И.М. Сковало, М.В. Беляев. Дипломная работа — скульптура малых форм «Рабочая- строительница», «Подружки», «Материнство». Художник декоративно-прикладного искусства. Работал художником на Минском фарфоровом заводе. Награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР. Основные произведения: образцы бытового фарфора для внедрения в производство, подарочные чашки и наборы, декоративные вещи и скульптуры, выполненные в шамоте, керамические фигуры сувенирного характера.
Чайный сервиз «Оршанский»
Выписка из приказа начальника управления стекольной и химической промышленности СНХ БССР №1 от 6 января 1960 года о показе достижений промышленности Совнархоза БССР на ВДНХ СССР в 1960 году: «Обеспечить изготовление до 1 февраля 1960 года лучших образцов предприятия, согласно приложению №1. Поставить указанные образцы на ВДНХ до 15 февраля 1960 года.»
Приложение №1 по Минскому фарфорово-фаянсовому заводу
Наименование экспонатов, краткая характеристика:
1. Ваза декоративная, высота 60 см, тематика «40 лет октября»
2. Ваза декоративная, кобальтовая, роспись золотом
3. Ваза для цветов, высота 30 см, роспись золотом и кобальтом /цветы/
4. Ваза для цветов, емкость 2 литра, роспись кобальтом и золотом
5. Ваза для цветов, емкость 2,4 литра., арт. 4006
6. Ваза для цветов «Тюльпан» с фотографиями Минска
7. Пепельница «Собака»
8. Карандашница «Рыбка»
9. Полочка для специй, деревянная полочка с 6-ю фаянсовыми ящиками для специй
10. Статуэтка «По щучьему веленью»
11. Статуэтка «Девушка с венком» белая
12. Статуэтка «Девушка с венком» раскрашенная
13. Статуэтка «Иван царевич»
14. Статуэтка «Белочка»
15. Статуэтка «Стерлядь»
16. Статуэтка «Малахитовая шкатулка»
17. Статуэтка «Матрешка»
18. Статуэтка «Девочка с грибом»
19. Статуэтка «Зубр»
20. Статуэтка «Частушки»
21. Туалетная розетка, края покрыты золотом, в центре фотографии Минска
22. Графин белый «Петух»
23. Графин «Виноград»
24. Бюст Янки Купалы
25. Масленка «Помидор»
26. Ваза для цветов «Русские мотивы»
27. Ваза для цветов «Васильки»
28. Ваза для цветов «Кобальтовая»
29. Ваза для цветов «В-1» два варианта разделки
30. Ваза для цветов «В-5» два варианта разделки
31. Статуэтка «Альбатрос»
32. Статуэтка «Школьница»
33. Статуэтка «Футболист»
34. Статуэтка «Два голуба»
35. Статуэтка «Филлипок»
36. Статуэтка «Гусляр» в бисквите
37. Детский сервиз фаянсовый с росписью
38. Игрушечный боченок
39. Игрушечный молочник
40. Игрушечная кружка
41. Вазочка для цветов кобальтовая, роспись золотом «Снежинка»
42. Стакан для кистей, крытье, отводка золотом.