минзалия загриевна закирова биография
Минзалия загриевна закирова биография
Родилась 4 июля 1965 года.
Образование:
В 1987 году окончила естественно-географический факультет Казанского государственного педагогического института по специальности «Учитель биологии и химии»;
В 2017 году прошла повышение квалификации в Казанском (Приволжском) федеральном университете по программе: «Эффективный управленец».
Ученые степени:
Кандидат педагогических наук (2010).
Трудовая деятельность:
1992 – 1998 гг. – учитель, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Татарская школа-гиназия №27 Вахитовского района г.Казани;
1998 – 2007 гг. – ведущий специалист, заместитель начальника отдела образования Вахитовского района Управления образования г.Казани;
Награды:
Медаль «В память 1000- летия Казани»(2005);
Почетное звание «Заслуженный учитель Республики Татарстан» (2015);
Благодарность Президента Республики Татарстан (2020);
Нагрудный знак «За заслуги в образовании МО и Н РТ»(2009);
Ведомственный знак отличия Федеральной службы Государственной статистики (2012);
Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2012);
Памятная медаль «XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в г. Казани» (2015);
Почетная грамота Федерации профсоюзов Республики Татарстан(2015);
Знак отличия «За безупречную службу Казани»(2020).
Минзалия загриевна закирова биография
Директор Института психологии и образования КФУ
Доктор наук, профессор
Заведующий кафедрой методологии обучения и воспитания ИПО КФУ
Доктор наук, профессор
Доцент кафедры методологии обучения и воспитания ИПО КФУ
Кандидат наук, доцент
Ведущий советник Отдела научно-технической политики Министерства образования и науки Республики Татарстан
Кандидат наук, доцент
Доцент кафедры методологии обучения и воспитания ИПО КФУ
Кандидат наук, доцент
Начальник отдела развития дополнительного образования Министерства образования и науки Республики Татарстан
Кандидат наук, доцент
Доцент кафедры методологии обучения и воспитания ИПО КФУ
Ячина Надежда Петровна
Кандидат наук, доцент
Доцент кафедры методологии обучения и воспитания ИПО КФУ
Доктор наук, профессор
Руководитель МКУ «Отдел образования Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района РТ»
Кандидат наук, доцент
Руководитель МКУ «Управление образования» Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан
Руководитель МУ «Управление образования Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан»
Руководитель МУ «Отдел образования исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан»
Руководитель учебно-методического сектор Информационно-методического отдела МКУ «Управление образования ИК МО «Город Казань» по Ново-Савиновскому и Авиастроительному районам
Руководитель МУ Отдел образования «Управления образования исполнительного комитета муниципального образования города Казани по Вахитовскому и Приволжскому районам»
Заместитель директора по воспитательной и социальной работе ИПО КФУ
Кандидат наук, доцент
Директор МБОУ «Гимназия №27 с татарским языком обучения» Вахитовского района г. Казани
Директор МБОУ «Гимназия №10» Авиастроительного района г. Казани
Директор МБОУ «Гимназия №14» Авиастроительного района г. Казани
Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов» Авиастроительного района г. Казани
Директор МБОУ «Гимназия №3 с татарским языком обучения» Кировского района г. Казани
Директор МБОУ «Гимназия №4 с татарским языком обучения» Кировского района г. Казани
Директор МБОУ «Гимназия №13 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района г. Казани
Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №103» Ново-Савиновского района г. Казани
Директор МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района г. Казани
Директор МБОУ «Гимназия №20 имени Абдуллы Алиша» Советского района г. Казани
Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №167 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани
Интеграция традиционных и дистанционных форм контроля как условие эффективного управления качеством образования на муниципальном уровне тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Закирова, Минзалия Загриевна
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Закирова, Минзалия Загриевна
Глава I. Теоретические основы интеграции традиционных и дистанционных форм контроля как условия эффективного управления качеством образования на муниципальном уровне.
1.1. Характеристика контрольной деятельности и его роль в управлении образованием.
1.2. Развитие контрольной деятельности муниципальных органов управления образованием в период формирования общероссийской системы оценки качества образования, введения и повышения эффективности единого государственного экзамена.
1.3. Роль компьютерно-дистанционных технологий в современном образовании и контроле качества образования на муниципальном уровне.
1.4. Сущность, принципы и критерии интеграции традиционных и дистанционных форм контроля, ориентированной на эффективное управление качеством образования в муниципальном общеобразовательном комплексе.
Выводы по первой главе.
Глава II. Научно-методическое обеспечение интеграции традиционных и дистанционных форм контроля как условия эффективного управления качеством образования на муниципальном уровне.
2.1. Моделирование интеграции традиционных и дистанционных форм контроля.
2.2. Научно-практическое обоснование организационно-педагогических условий интеграции традиционных и дистанционных форм контроля. 100′
2.3. Методы, формы организации и результаты опытноэкспериментальной работы.
Выводы по второй главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Интеграция контроля, аттестации и повышения квалификации педагогических кадров в системе внутришкольного управления 2004 год, доктор педагогических наук Харисов, Тагир Бурганович
Комплексный педагогический мониторинг на бинарно-рефлексивной основе как средство повышения качества образования в школе 2007 год, кандидат педагогических наук Харисова, Альбина Тагировна
Организационно-педагогические условия управления качеством образования в муниципальном формировании 2005 год, кандидат педагогических наук Клубис, Алексей Давидович
Организационно-педагогические условия управления процессом валеологизации образования на муниципальном уровне 2002 год, кандидат педагогических наук Яловенко, Мария Михайловна
Инновационное развитие муниципальной образовательной системы в контексте проектно-квалитативной парадигмы 2012 год, доктор педагогических наук Ковальчук, Ольга Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интеграция традиционных и дистанционных форм контроля как условие эффективного управления качеством образования на муниципальном уровне»
Актуальность исследования. Инновационное развитие образовательных учреждений, повышение качества педагогической и управленческой деятельности в системе образования не могут протекать без соответствующего систематического контроля и анализа процесса и результатов этой деятельности, оценки и самооценки труда руководителей и педагогических работников.
Основными недостатками традиционного контроля в муниципальной системе образования являются: дискретность, несистематичность, оторванность от повседневного педагогического процесса, недостаточное использование в диагностике образовательных учреждений компьютерных средств. В процессе контроля не отслеживаются во взаимосвязи с конечными результатами эффективность педагогической и организационно-педагогической деятельности, качество ресурсного обеспечения образовательного процесса (качество кадровых, материально-финансовых, информационных и других ресурсов).
Все это не позволяет оперативно влиять на совершенствование деятельности образовательных учреждений, своевременно включать внутренние силы педагогических коллективов, управлять качеством образования на муниципальном уровне. Одной из причин такого состояния системы образования является доминирование устоявшихся форм контроля, недостаточное использование современных дистанционных форм в сочетании с уже известными традиционными подходами к управлению образовательными учреждениями.
Исследованию общих проблем контрольно-оценочной деятельности посвящены исследования А.С.Белкина, В.П.Беспалько, Б.П.Битинас, Л.И;Ка-таевой, Е.А.Григорьевой, Б.К.Коломиец, Н.А.Кулемина, Е.Н.Марченко, В.И.Михеева, А.И.Субетто и др.
Вопросы оценки и аттестации педагогических и руководящих работников образования отражены в работах Ю.С.Алферова, Т.П.Афанасьевой,
В.И.Зверевой, Г.Г.Габдуллина, М.И.Кондакова, И.М.Курдюмовой, В.Ю.Кри-чевского, Г.И.Михалевской, С.Г.Молчанова, Н.В. Немовой, Л.И.Писаревой, И.П.Раченко, Ю.А.Самсонова, П.И.Третьякова и др. Проблемы педагогической диагностики, педагогического мониторинга, квалиметрии образования рассмотрены в работах В.И.Зверевой, К.Ингекамп, В.А.Кальней, Н.А.Кулемина, Е.Н.Марченко, Е.В. Михайлычева, И.П.Раченко, Н.А.Селезневой, А.И.Субетто, С.Е.Шишова и др.
В исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Т.П. Андреев, Б.С.Гершунский, Л.Х.Зайнутдинова, Г.Клейман, А.А.Кузнецов, К.Престон, И.В.Роберт и др.) рассматриваются различные аспекты повышения эффективности системы образования на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе и управленческой деятельности.
Вместе с тем, нами не обнаружены исследования, посвященные проблемам организации контрольно-оценочной деятельности в образовании на основе компьютерно-сетевых форм совместно с традиционными, проблемам интеграции традиционных и дистанционных форм контроля в образовании. В то же время поиски педагогических механизмов интеграции традиционных и дистанционных форм контроля в процессе управления качеством общего образования в муниципалитете могли бы способствовать повышению эффективности контроля.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью управления качеством образования на муниципальном уровне на основе интеграции традиционных и дистанционных форм контроля, с одной стороны, ^неразработанностью в педагогической науке соответствующей модели интеграции и организационно-педагогических условий ее реализации.
Проблема исследования: каковы содержание, структура и организационно-педагогические условия реализации модели интеграции традиционных и дистанционных форм контроля, направленной на повышение качества образования в общеобразовательном комплексе муниципалитета.
Цель исследования — разработать и теоретически обосновать модель интеграции традиционных и дистанционных форм контроля, ориентированную на эффективное управление качеством образования в муниципалитете, и организационно-педагогические условия ее реализации.
Объект исследования — процесс контроля общеобразовательных учреждений муниципальным органом управления образованием.
Гипотеза исследования. Интеграция традиционных и дистанционных форм контроля позволит сформировать эффективную систему управления качеством образования на муниципальном уровне при выполнении следующих условий:
— выявлены сущностные характеристики и принципы интеграции традиционных и дистанционных форм контроля, ориентированной на устойчивое повышение качества образования;
— разработана модель интеграции традиционных и дистанционных форм контроля, основанная на единстве информационно-аналитической и критериальной базы подсистем, входящих в общую систему контроля, модернизации организационной структуры управления процессом контроля, активном участии в. процессе диагностики образовательных учреждений совместно с органами управления образованием администрации и педагогических работников этих школ;
— созданы организационно-педагогические условия реализации интегра-тивной системы контроля: наличие современных информационно-коммуникационных средств, высокий уровень систематизации контрольно-аналитической информации в муниципальном органе управления образованием, мотивация и технологическая подготовка специалистов к инновационной контрольной деятельности, актуализация технологии самосовершенствования личности.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Определить сущностные характеристики и принципы интеграции традиционных и дистанционных форм контроля как условия эффективного управления качеством образования в муниципалитете.
2. Разработать и теоретически обосновать модель интеграции традиционных и дистанционных форм контроля, ориентированную на эффективное управление качеством образования в общеобразовательном комплексе района (города).
3.Выявить и обосновать организационно-педагогические условия реализации данной модели.
4.0существить опытно-экспериментальную проверку разработанной модели и организационно-педагогических условий ее реализации.
Теоретико-методологические основы исследования включают:
-системный подход как направление методологии научного познания социальных процессов (ПК.Анохин, Р.А.Каф, В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин и др.);
-концепцию целостности педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, В.С.Ильин, Ю.К.Конаржевский, М.И:Махмутов);
-идеи гуманизации и демократизации образования (Ш.А. Амонашвили, Р.А.Валеева, З.Г.Нигматов, Я.И.Ханбиков, А.Н.Хузиахметов, Р.А.Фахрутдинова и др.);
-теорию рефлексии в учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя (П.К.Анохин, Е.П.Бочарова, Э.Г. Газиев, В.В.Давыдов, В.В.Рубцов, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов, Г.А.Цукерман и др.);
-исследования в области педагогического мониторинга качества образования (Е.П.Михайлычев, В.А.Кальней, С.Е.Шишов и др.);
-педагогические теории использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовании (А.А.Андреев, М.И. Башмаков, В.П.Беспалько, А.П.Ершов, Г.И.Кирилова, Е.С. Полат и др.);
-теорию педагогической интеграции (А.П.Беляева, В.С.Безрукова, Б.С.Гершунский, В.В.Гузеев, Г.В.Мухаметзянова, Ю.С.Тюнников, Н.К.Чапаев).
Важными теоретическими источниками являются работы, посвященные активизации учебной деятельности (В.И.Андреев, Ю.К.Бабанский, Д.В.Вилькеев, Л.В.Занков, А.А.Кирсанов, М.И.Махмутов, М.А.Чошанов, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина), комплекс теоретических и прикладных работ в области педагогического управления и общей педагогической инновации (Г.Г.Габдуллин, В.Ф.Габдулхаков, И.Т. Гайсин, Р.Х.Гильмеева, Г.И.Горская, Г.И.Ибрагимов, Э.М.Никитин, В.В.Кондратьев, И.Д.Чечель, М.М.Поташник, А.А.Орлов, Е.М.Ибрагимова, Т.Б.Харисов, Т.И.Шамова, Е.А.Ямбург, И.Э.Ярмакеев), исследования национально-региональных систем образования (В.И. Баймурзина, Г.Ж.Даутова, Р.А.Исламшин, Г.В.Мухаметзянова, Р.Ш.Маликов, З.Г.Нигматов, Н.К.Туктамышов, Г.Ф.Хасанова, Ф.Ф.Харисов, Ч.М.Харисова, Д.С.Ягафарова, Ф.Г.Ялалов и др.).
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение десяти лет.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались теоретические и эмпирические методы: анализ философской, психологической, педагогической и социологической литературы по исследуемой проблеме; моделирование и проектирование контрольно-оценочной деятельности; психолого-педагогические и социологические измерения (наблюдение, анкетирование, групповые опросы, экспертные оценки, самооценки учителей и руководителей, изучение документации образовательных учреждений, органов управления образованием, статической отчетности); педагогический эксперимент с использованием методов математической статистики.
Опытно-экспериментальная база. Всего экспериментом было охвачено 5 общеобразовательных комплексов муниципальных образований, 111 школ. Основная опытно-экспериментальная работа проводилась в общеобразовательном комплексе Вахитовского района г.Казани.
— разработана и обоснована модель интеграции традиционных и дистанционных форм контроля, ориентированная на эффективное управление качеством образования в муниципалитете в виде структуры, основными компонентами которой являются: цели и бинарные задачи, единая критериально-аналитическая база, комплекс организационно-технологических механизмов интеграции данных форм контроля, функции комплексной диагностики образовательных учреждений, модульная организация контрольно-оценочной деятельности, результаты;
— выявлены и теоретически обоснованы организационно-педагогические условия реализации данной модели (наличие современных информационно-коммуникационных средств; высокий уровень систематизации контрольной информации в муниципальной системе образования; мотивация и технологическая подготовка специалистов органов управления образованием и руководителей школ к новой системе контрольно-оценочной деятельности и др.).
Теоретическая значимость работы определяется ее вкладом в решение проблемы повышения эффективности контроля в муниципальной системе образования на основе: дополнения теории управления образованием новыми теоретическими положениями о целесообразности и возможности интеграции традиционных и дистанционных форм контроля; теоретического обоснования эффективности модели интеграции традиционных и компьютерно-сетевых форм контрольно-аналитической деятельности; выявления организационно-педагогических условий реализации интегративной системы контроля качества образования.
Практическая ценность исследования:
Разработанная модель интеграции традиционных и дистанционных форм контроля может быть реализована муниципальными органами управления образованием в процессе контрольно-оценочной деятельности. Данная модель нашла свое отражение в различной документации (в программах контроля общеобразовательных учреждений органами управления образованием, диагностических материалах, аналитических справках и т.п.).
Практическая реализация новой системы контрольно-оценочной деятельности помогает руководителям и педагогам создать необходимые условия для эффективного управления качеством образования.
На защиту выносятся:
1. Понятийно-содержательная характеристика и принципы интеграции традиционных и дистанционных форм контроля как условия эффективного управления качеством образования в муниципалитете.
2. Содержание и структура модели интеграции традиционных и компьютерно-сетевых форм контроля, ориентированной на эффективное управление качеством образования в общеобразовательном комплексе муниципалитета.
3. Комплекс организационно-педагогических условий реализации инновационной системы контрольно-оценочной деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Итоги опытно-экспериментальной работы обсуждены на Международных, Всероссийских, Республиканских семинарах и научно-практических конференциях работников, образования в г.г.Казань (2005-2009 гг.), Ижевск (2005 г.), Чебоксары (2006 г.), Набережные Челны (2007 г.).
Данные опытно-экспериментальной работы подвергались экспертной оценке руководителей, педагогических работников образовательных учреждений, специалистов и методистов органов управления образованием. Для изучения эффективности инновационной системы контроля был проведен анкетный опрос среди руководителей, учителей школ, работников муниципальных органов управления образованием (охвачено 760 чел.). Основные теоретические положения и результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных комплексов муниципалитетов, а также учреждений начального и среднего профессионального образования Республики Татарстан посредством’ издания учебных, учебно-методических пособий, чтения лекций по данной проблеме студентам Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета и слушателям курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки Института развития образования Республики Татарстан.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются вариативностью методов опытно-экспериментальной работы, их соответствием цели и задачам, предмету исследования, ведением научных исследований в единстве с практической деятельностью, репрезентативной выборкой, научной апробацией основных идей исследования, применением методов математической статистики при обработке экспериментальных данных, а также непосредственным участием автора в экспериментальной работе в качестве руководителя районного отдела образования.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Индикативный подход в деятельности органа управления как средство развития муниципальной системы общего образования 2009 год, кандидат педагогических наук Кочукина, Ирина Васильевна
Социально-педагогическая поддержка молодых учителей в муниципальной системе образования 2009 год, кандидат педагогических наук Тарунина, Лариса Владимировна
Профессиональная направленность сельского муниципального образования в условиях социально-педагогического партнерства 2010 год, кандидат педагогических наук Зырянова, Наталья Александровна
Управление социально-психологической службой в муниципальной системе образования 2009 год, кандидат педагогических наук Бурцева, Ирина Ивановна
Управление процессом профессионального роста заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе 2013 год, кандидат педагогических наук Маркина, Ольга Сергеевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Закирова, Минзалия Загриевна
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
1. Исследование, в том числе опытно-экспериментальная работа, показали эффективность разработанной нами модели интеграции традиционных и дистанционных форм контроля в муниципальном общеобразовательном комплексе. Данная модель представляет собой инновационную систему контрольно-оценочной деятельности, целью которой является обеспечение высокого качества и эффективности деятельности образовательных учреждений, формирование конкурентоспособной личности современного общества. В целом, модель представляет собой структуру, основными компонентами которой являются: комплексные цели, бинарные задачи, ориентированные на формирование системы эффективного управления качеством образования и практическую ее реализацию, единая критериально-аналитическая база, составляющие процессуальной организации контрольно-аналитической деятельности: мотивационный, информационный (сбор информации), аналитический (обработка информации), коммуникационный (передача информации в органы управления образованием), формы, объекты контроля, результаты.
2. Основными организационно-педагогическими условиями реализации данной модели являются:
— наличие современных компьютерно-сетевых средств в муниципальной системе образования;
— высокий уровень систематизации контрольно-аналитической информации в муниципальном органе управления образованием и образовательных учреждениях;
— мотивация работников муниципальных органов управления образованием и руководителей школ к использованию современных информационно-коммуникационных средств в контроле качества образования;
— научно-методическая и технологическая подготовка руководящих и педагогических работников образования к работе в новых условиях;
— реализация технологии самосовершенствования личности в педагогической и управленческой деятельности.
3. Материально-техническое обеспечение эффективного управления качеством образования в муниципальном общеобразовательном комплексе на основе интеграции традиционных и дистанционных форм контроля прежде всего связано с созданием и функционированием материальнотехнических средств, обеспечивающих производство, хранение, исследование и передачу информационных ресурсов данной системы. В контрольно-аналитической деятельности широкие возможности обеспечивают средства телекоммуникации, включающие электронную почту, глобальную, региональную и локальные сети связи и обмена информацией. Данные средства для органов управления образованием представляют широкие возможности: появляется возможность осуществлять оперативную передачу информации любого вида и объема, интегративность и оперативную обратную связь.
4. В реализации интегративной системы контроля важная роль отводится мотивации работников образования к использованию в данной деятельности современных информационно-коммуникационных средств. Как показывает исследование, на эффективность контрольно-аналитической деятельности в муниципальном общеобразовательном комплексе оказывает влияние большой спектр мотивов. Наиболее значимыми из них являются: социальные мотивы, отражающие значимость повышения эффективности деятельности общеобразовательных учреждений; профессиональные мотивы, характеризующие значимость контрольной деятельности для управления качеством образования; познавательные мотивы, связанные с овладением новых средств деятельности. Профессиональные мотивы определяют активность руководящих и педагогических работников образования. В связи с этим работникам муниципальных органов управления образованием необходимо знать типологию мотивов профессиональной деятельности и целенаправленно их формировать у руководителей образовательных учреждений в целях эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в контрольно-аналитической деятельности.
5. В целях функционирования интегративной системы контроля в муниципальном общеобразовательном комплексе необходима научно-методическая и технологическая подготовка работников образования к работе в. новых условиях. Необходимо освоение технологий организации интеграции традиционных и дистанционных форм контроля. Важна работа по овладению едиными критериями оценки. До перехода на новую систему контрольно-аналитической деятельности целесообразно провести учебу (семинары) со специалистами органов управления образованием и руководителями образовательных учреждений по данной тематике.
6. В процессе подготовки специалистов образования к работе в условиях новой системы контроля большая роль отводится обучению и овладению технологией самосовершенствования и саморазвития личности. Технология саморазвития личности делает ставку на психогенные факторы развития и использует не только познавательную, но и внутреннюю (нравственно-волевую) мотивацию руководящих и педагогических кадров образования.
Проведенное исследование (теоретический анализ состояния контрольно-оценочной деятельности в муниципальных общеобразовательных комплексах, опытно-экспериментальная работа) подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и позволило сформулировать следующие выводы:
1. В настоящее время модернизация системы образования невозможна без системных изменений в управленческой деятельности и повышения эффективности контрольно-оценочной деятельности в муниципальных общеобразовательных комплексах.
2. Проводимая в настоящее время контрольно-инспекторская деятельность в муниципальных системах образования недостаточно эффективна. Реализуемые традиционные формы контроля не обеспечивают полноты, объективности и системности информации о всех ключевых параметрах и направлениях деятельности образовательных учреждений муниципальной- системы образования. Наличие данных причин и низкая скорость получения информации об образовательных учреждениях не позволяют муниципальным органам управления образованием сформировать и реализовать механизмы эффективного управления качеством образования.
3. Существующая традиционная система контрольно-оценочной деятельности в общеобразовательных комплексах муниципалитетов не решает задачи стимулирования деятельности руководителей и педагогических работников.
4. Основными причинами такого положения являются: существующая практика проведения контроля образовательных учреждений муниципальными органами управления без активного использования информационно-коммуникационных средств, организация традиционных форм контроля без сочетания с дистанционными.
При сложившейся практике контроля не используются внутренние механизмы стимулирования деятельности руководителей и педагогических коллективов образовательных учреждений, внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию, технология самосовершенствования.
5. Одним из важных условий повышения эффективности контрольно-оценочной деятельности в муниципальном общеобразовательном комплексе становится реализация компьютерно-сетевых форм контроля совместно с традиционными, интеграция традиционных и дистанционных форм контроля. Под интеграцией традиционных и дистанционных форм контроля мы понимаем процесс и результат объединения данных систем в некоторую целостность, сопровождаемую уплотнением связей между ее составляющими и их взаимопроникновением.
6. Основной целью интеграции традиционных и дистанционных форм контроля в муниципальном общеобразовательном комплексе является повышение эффективности контрольно-оценочной деятельности и формирование механизмов эффективного управления качеством образования на основе рационализации процессов сбора, обработки и передачи контрольной информации в органы управления и создание четко структурированной системы объективной информации об образовательных учреждениях муниципалитета и ее оперативное обновление посредством традиционных и современных информационно-коммуникационных (дистанционных) средств.
8. Основными организационно-педагогическими условиями интеграции традиционных и дистанционных форм контроля, ориентированной на формирование и реализацию механизмов эффективного управления качеством образования в муниципальном общеобразовательном комплексе, являются: а) наличие современных информационно-коммуникационных средств в муниципальном органе управления образованием и образовательных учреждениях; б) высокий уровень систематизации контрольно-аналитической информации в муниципальной системе образования; в) достижение устойчивой положительной мотивации специалистов муниципальных органов управления, образованием и руководителей образовательных учреждений к изучению средств информационно-коммуникационных технологий и их использованию в процессе контрольно-аналитической деятельности; г) технологическая подготовка работников муниципальных органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений к работе в условиях интегративной системы контроля; д) актуализация технологии самосовершенствования личности.
9. Новая система контрольно-оценочной деятельности в общеобразовательном комплексе муниципалитета позволяет не только реализовать все механизмы данной деятельности, но и механизмы эффективного управления качеством образования:
Под механизмом управления качеством образования мы понимаем совокупность внутренних и внешних компонентов образовательного процесса и связей между ними, выполняющих функцию «средства управления» («средства воздействия») с целью повышения качества образования.
10. Интеграция традиционных и дистанционных форм контроля в муниципальном общеобразовательном комплексе позволяет: а) оперативно и системно осуществлять сбор и анализ информации по основным направлениям деятельности образовательных учреждений в муниципалитете (диагностико-аналитические механизмы); б) комплексно во взаимосвязи с предыдущим периодом работы и во взаимосвязи со среднемуниципальными показателями определять цели, задачи, содержание, технологии педагогической и управленческой деятельности в образовательных учреждениях (содержательно-целевые механизмы); в) определять внутренние (формы, методы работы) и внешние (кадровые, материально-финансовые, информационные, научно-методические) ресурсы в соответствии с целями и ключевыми задачами образовательных учреждений (процессные или ресурсные механизмы); в) оперативно регулировать учебно-познавательную деятельность учащихся, педагогическую работу учителей, управленческую деятельность руководителей образовательных учреждений с учетом особенностей внутренней и внешней среды (функционально-технологические механизмы); г) включать всех руководителей и педагогических работников образовательных учреждений в инновационную систему контрольно-оценочной деятельности муниципального органа управления образованием на основе реализации внутренних механизмов стимулирования, осознания всех потребностей (социально-психологические механизмы).
11. Таким образом, нам удалось обосновать концептуальные положения исследования, заключающиеся в том, что:
— инновационная система контроля позволяет создать механизмы устойчивого и непрерывного развития образовательных учреждений.
12. Разработанные модели интеграции традиционных и компьютерно-сетевых форм контроля были экспериментально проверены и широко апробированы в практической деятельности ряда муниципальных общеобразовательных комплексов. Данная апробация позволила сделать вывод об эффективности экспериментальных моделей. Результаты исследования свидетельствуют о положительном влиянии данных моделей на основные параметры, характеризующие эффективность и качество деятельности образовательных учреждений.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Закирова, Минзалия Загриевна, 2010 год
1. Аггацци, Э. Ответственность подлинное основание дл управления наукой / Э.Агацци //Вопросы философии. 1992, №1, С.34-35.
11. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К.Бабанс-кий.-М., 1977.-192 с.
13. Балл, Г.А. Теория учебных задач / Г.А.Балл. М.: Педагогика, 1990.-184 с.
19. Бердяев, H.A. Смысл творчества / Н.А.Бердяев. М.: Искусство. Лига, 1994.-Т.1.
25. Бодалев, A.A. Психология о личности / А.А.Бодалев. М.: МГУ, 1988.-188 с.
27. Волович, JI.A. Педагогическая культурология: программа интегра-тивного учебного курса для педагогических вузов / Л.А.Волович. Казань: КГПУ, 1995.
29. Волович, Л.А. Национальный компонент образовательного стандарта / Л.А.Волович, Г.В.Мухаметзянова. Казань, 1997.
32. Валеева, P.A. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина XX века) / Р.А.Валеева. Казань: КГПУ, 1997.
37. Вилькеев, Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов: Учебное пособие / Д:В.Вилькеев. Казань, 1992.
41. Воронцова, В.Г. Гуманитарно-аксеологические особенности постдипломного образования педагога / В.Г.Воронцова. — Псков: Издательство ПОИПКРО, 1997.-421 с.
45. Вульфсон, Б.Л. Модернизация содержания гуманитарного образования в школах Запада / Б.Л.Вульфсон // Советская педагогика. — 1991. №1.
48. Габдуллин, Г.Г. Инспекторский контроль за работой педагогических коллективов / Г.Г.Габдуллин // Сборник научных трудов. — М.: Изд-во НИИ школ, МП РСФСР, 1985.
49. Габдуллин, Г.Г. Перестройка школы: проблемы управления / Г.Г.Габдуллин. Казань, 1990.
50. Габдулхаков, В.Ф. Дидактика непрерывного образования и взаимосвязь концептов «Язык» и «Культура» / В.Ф.Габдулхаков // Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя вуза. Казань, 2001. — С.36-45.
68. Давыдов, B.B. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования / В.В.Давыдов. — М.: Педагогика, 1987. 239 с.
69. Давыдов, В.В. Учебная деятельность и моделирование / В.В.Давыдов, А.У.Варданян. — Ереван, 1981. — 213 с.
76. Единый государственный экзамен: Сборник нормативных документов / В.Н.Шаулин и др. М.: Просвещение, 2002. — 120 с.
84. Закон Российской Федерации об образовании. М.: МП «Новая школа», 1992.-56 с.
86. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика / К.Ингенкамп. М., 1991.-238 с.
91. Инструктивные материалы по проведению единого государственного экзамена. — М.: Центр тестирования МО и Н РФ, 2008. 140 с.
99. Концепция общероссийской системы оценки качества образования.-М., 2004.
100. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.-М., 2002.
101. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М., 2003.
111. Кугаенко, A.A. Методы и модели определения экономической эффективности народного образования / А.А.Кугаенко, М.Л.Левицкий. — М.: Прометей, 1990. 136 с.
112. Ш.Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В.Кузьмина. — М.: Высшая школа, 1990.-119 с.
114. Кузьмина, Н.В. Формирование педагогических способностей / « Н.В.Кузьмина. Л., 1961.f у
117. Ляудис, В.Я. Формирование учебной деятельности студентов /
120. Малькова, З.А. Познавательная активность учащихся как доминант реорганизации учебного процесса / З.А.Малькова // Реформы образования в современном мире. М., 1995.
125. Макареня, A.A. Качество образовательного процесса в системе координат. Антропологические подходы в современном образовании. Часть 1 /
126. A.А.Макареня, C.B.Кривых, Е.В.Бархатова, Г.Г.Шатохин; Под ред. А.А.Ма-кареня и др. Новокузнецк: Изд. ИПК, 1999. — 173 с.
128. Маркин, Н.П. Интеграция региональных систем образования. Практика интеграции в региональном учебном округе / Н.П.Маркин,
129. B.И.Иванов. Саранск: Изд-во Мордов. гос. ун-та, 2003. — 172 с.
147. Никандров, Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. Основные вопросы дидактики / Н.Д.Никандров. М.: Высшая школа, 1988.-279 с.
148. Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия. Материалы международного конгресса. Новосибирск, 1999.
151. Осипов, П.Н. Диагностика самовоспитания учащихся / П.Н.Осипов.-М., 1991.-67 с.
153. Нигматов, 3;Г. Кафедральная форма управления школой / З.Г.Нигматов, В.К.Хайрутдинова. Казань, 1999.
154. Никитин, Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования / Э.М.Никитин. М., 1995.
156. Педагогическая мысль в странах Запада на современном этапе: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Я.Пилиповского. Mi, 1991.
157. Панасюк, В Ж Педагогическая система внутришкольного образовательного процесса: Автореф. дис.докт. пед. наук / В.П.Панасюк. СПб.,1998.-49 с.
162. Положение о лицензировании образовательной деятельности в РФ (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г., №277).
163. Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных учреждений в РФ (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 г., №522).
168. Проблемы, педагогических измерений: Межвуз. сб. научных трудов.-М., 1989.-123 с.
171. Проданов, И.И. Особенности управления развитием региональной системы образования: к теории вопроса / И.И.Проданов. Сочи: СРЦУРО, 1997.-51 с.
179. Решетников, H.H. Эволюция доктрины управления образованием / Н.Н.Решетников // Мир образования. 1997. — №6. — С. 10-16.
184. Рысс, B.JI. Контроль знаний учащихся / В.Л.Рысс. М., 1982.77 с.
185. Саймон, Б. Общество и образование / Б.Саймон; Под ред. В.Я.Пи-липовского; Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. — 200 с.
189. Сериков, В:В. Самообразование: совершенствование подготовки студентов / В.В.Сериков: Иркутск, 1992. — 227 с.
192. Сластенин, В.А. Диагностика профессиональной пригодности к педагогической деятельности / В.А.Сластенин, Н.Е.Мажар. М.: Прометей, 1991.
197. Сравнительная оценка естественно-математической подготовки школьников по результатам международного исследования IAEP-2. М.
199. Сироткин, Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости / Л.Ю.Сироткин. Казань: Изд-во КГУ, 1992.
200. Советский энциклопедический словарь. — М., 1977. С.49.
203. Субетто, А.И. Категория качества и эффективности в теории педагогических систем / А.И. Субетто // Управление качеством подготовки специалистов в высшей школе: Межвуз. сб. Горький: ГТУ, 1989.
207. Третьяков, П.И. Управление школой по результатам / П.И.Третьяков. М.: Новая школа, 1997.
215. Фахрутдинова, P.A. Социальное становление личности школьников / Р.А.Фахрутдинова. Казань: КГПУ, 1998.
216. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983.
217. Фишман, Л.И. Как не надо управлять школой / Л.И.Фишман. М.,2000.
219. Филиппова, Л.Д. Современная высшая школа капиталистических стран / Л.Д.Филиппова. М., 1987.
220. Формирование личности студента в процессе профессиональной подготовки / Редкол. Т.А.Хмель. — М., 1988. 132 с.
227. Чапаев, Н.К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования / Н.К.Чапаев. — Екатеринбург: Свердловский инж.-пед. ин-т, 1992.
228. Чепиков, Н.Г. Интеграция науки / Н.Г.Чепиков. М., 1981.
229. Чечель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе / И.Д.Чечель. М.: Сентябрь, 1998.
234. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко. М.: Педагогический поиск, 2001.-340 с.
242. Эрдниев, П.М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике / П.М.Эрдниев, Б.М.Эрдниев. М.: Просвещение, 1986.
246. Ямбург, Е.А. Школа для всех / Е.А.Ямбург. М.: Новая школа,1996.
247. Ясвин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды / В.А.Ясвин. М., 2000.
248. Burton R. Clark. The Higher Education System: Academic Organization in Cross-National Perspective. — University of California Press Berkeley and Los Angeles, California. University of California Press, Ltd. London. England, 1986.
249. Cruickshank, Donald R., Metcaif, Kim K. Training within Teacher Preparation I I Handbook of Research on Teacher Education / by W.Robert Houston. London, New York, 1989.
250. Department of Education and Science / National Assessment: The APU Science Approach., 1989. 186 p.
251. Education for the intercultural experience. Second Edition / Edited by R.Michael Paige. International Press, INC. 1993.
252. Education: a time for decisions / Edited by Kathleen M.Redd and Arthur Harkins. World Future Society, 1980.
253. Gronlund, N.E. How to Construct Achievement Tests. New Jersey: Prentice Hall, 1988.-220 p.
257. Mestenhauser, J.A. Neglected: Intercultural Perspectives on Change and Reform. Budapest, 1993.
259. Paige, R.M. On the Nature of the Intercultural Experiences and Intercultural Education. In R.M. Paige (Ed:), Education for the Intercultural Experience, (pp. 1-19). Yarmouth, Maine: Intercultural Press, Inc. 1993.
260. Paige, R.M. Trainer Competences for Intercultural and International Programs. In R.M.Paige (Ed.), Education for the Intercultural Experience, (pp. 169200). Yarmouth, Maine: Intercultural Press, Inc. 1993.
261. Regents College Teaching Performance Examinations. Albany, 1995.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.
Научная электронная библиотека disserCat — современная наука РФ, статьи, диссертационные исследования, научная литература, тексты авторефератов диссертаций.