мирча элиаде история как миф

мирча элиаде история как миф. Смотреть фото мирча элиаде история как миф. Смотреть картинку мирча элиаде история как миф. Картинка про мирча элиаде история как миф. Фото мирча элиаде история как миф7228782

Миф, согласно идее М. Элиаде, приобретший с десакрализацией времён античных греков значение вымысла, сказки, играл в жизни доисторических (и не только) людей совершенно другую роль.

Для религиозного человека первостепенное значение имеют некие трансцендентные ценности, модели, заложенные в мифах. Что же такое миф? Миф — это определённая история, произошедшая, как верили первобытные люди, с их предками, с их прародителями. Однако это история произошла не во времени, а вне его. Элиаде его определяет следующим образом: «Миф излагает сакральную историю, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена „начала всех начал“. Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла своего воплощения и осуществления…» [10] Эта история — сакральная модель, которую первобытные люди повторяли в своих ритуалах, чтобы приблизиться к тому трансцендентному, сверхчеловеческому.

Стоит сказать, что мифологичность присуща не только первобытному человеку, однако на его примере отчётливо видна сущность мифа. Например, сравнивая современного человека и первобытного, Элиаде подчёркивает, что первый «считает себя результатом истории», тогда как второй видит своё происхождение следствием воплощения некоторой сакральной истории, мифологических событий во времена «начала всех начал». Важным представляется и то, что первобытный человек обязан не только знать эту сакральную историю (к примеру, подвиги сверхъестественных существ), но и воспроизводить, реактуализировать её; современный же западный человек не всегда чувствует потребность в охвате всех событий, всей реальной многотысячелетней истории — это для него не витально. В этом же проявляется особенность восприятия времени первобытным человеком — для него оно циклично, то есть события тех самых начальных времён могут произойти и в будущем. Для современного же человека время линейно, необратимо.

Говоря о мифе о происхождении в общем, Элиаде отмечает и другой тип — космогонический миф. При этом оба эти типа могут переплетаться в религии первобытных племён. Например, тибетские народы, реактуализируя миф о происхождении (например, о генеалогии), вначале упоминают в своих ритуалах космогонический миф (о происхождении Космоса, всего мира). То же самое касается и целебных ритуалов: у некоторых народов они начинаются также с космогонии.

Отмечается у Элиаде и другой важный аспект религиозности некоторых первобытных обществ. Это исчезновение, отдаление верховного, единого Бога, забывание о нём. Такой вакуум сразу же заполняется другими, более близкими к человеку божествами. Безусловно, память о Боге-творце хранится в памяти народа, но она очень туманна, практически не проявляется.

Источник

Мирча элиаде история как миф

Е. Строганова. МИРЧА ЭЛИАДЕ

Мирча Элиаде родился 9 марта 1907 года в Бухаресте. Мать Иоана Арвира — из семьи трактирщика, уроженка местности Дунарея (возможно, Ольт). Отец — из молдавских крестьян (местечко Текуци). Урожденный Иеремия, в дальнейшем сменил фамилию на Элиаде. Его примеру последовал и один из братьев. Мирча так и не узнал истинных причин, подтолкнувших их на это изменение. В детстве он довольствовался объяснением, что Элиаде-Радулеску звучит намного лучше, а позднее об этом в семье было не принято говорить. Родившись в семье военного, М. Элиаде с ранних лет привык к переездам. Так, практически сразу после рождения они оказались в Rimnicu-Sarat. Первые годы сознательной жизни и первые воспоминания связаны именно с этим городом. Затем — Чернавода, Тегирголь, Молдавия, лицей в Спиру-Харет.

В 1925 году М. Элиаде поступает в Бухарестский университет. Однако не обучение в университете явилось периодом интенсивного накопления знаний. В этом смысле важнее было предшествующее время — «чердак», по его собственному определению. Связано оно с тем, что в эти годы М. Элиаде значительное количество времени уделял самообразованию, читая на чердаке или в подвале дома. Таинственность обусловлена была тем, что с раннего детства врачи (а вслед за ними и родители) запрещали ему читать что-либо, кроме «программной» литературы, во избежание чрезмерного напряжения глаз. А подобное заключение было равносильно тяжелому удару, так как еще с детских лет для М. Элиаде чтение было одним из любимейших занятий.

Период обучения в лицее знаменателен общением с Неделия Локустиану, преподавателем латыни. Однако роль этого человека в жизни М. Элиаде больше, чем просто преподавателя одного из древних языков. «Я был очарован им, потому что он учил нас истории, литературе и философии в добавление к грамматике и лексике и рассказывал на занятиях о Пифагоре и Омаре Хайяме, Новалисе и Леонардо да Винчи»[1]. Во многом именно ему М. Элиаде обязан увлечением философией, Древним Востоком, историей религий.

Уже зная на тот момент несколько европейских языков (французский, немецкий, латынь), по совету Н. Локустиану начал учить и восточные (персидский, санскрит). И если в начале М. Элиаде ориентировался на физику и математику (эти науки собирался изучать в университете), годы, проведенные в лицее, изменили его решение — поступил он на факультет филологии и философии.

Увлечения семнадцатилетнего юноши все более углублялись, вылившись в зрелые годы в серьезные научные труды. Интересно, что в тот же период начало проявляться и стремление М. Элиаде к универсализму в изучении культуры, преобладающему в его работах. «В те годы очарованности Древним Востоком я верил в тайны пирамид, мудрость предсказателей и оккультные науки персидских магов, я лелеял надежду, что однажды открою все «секреты» религий, истории и человеческого предназначения на Земле»[2]. Этому в значительной мере способствовало и увлечение трудами Дж.Дж. Фрейзера («Золотая ветвь», «Фольклор в Ветхом Завете»), благодаря которому М. Элиаде открыл для себя «неисчерпаемый мир примитивных религий и фольклора»[3].

С «чердачным» периодом у М. Элиаде связано и появление первой опубликованной статьи (весна 1921 года): «Враг шелковичного червя» («The Enemy of the selkworm» in «Stiintelor Populare»). Как признавался сам автор, ему была важна не столько тема исследования, сколько возможность попробовать свои силы в науке, практическим результатом которой должна была явиться печатная работа. Оставшись не замеченной окружающими, она, однако, положила начало ряду более серьезный исследований, и весной 1925 года М. Элиаде уже отмечал сотую опубликованную статью. Тематика их довольно разнообразна: история религий, восточные науки, алхимия. В числе первых стоит отметить работы об алхимии, точнее подход к ее изучению. Как пишет М. Элиаде, он пытался продемонстрировать, что алхимия не рудимент химии, не «пред-химия», а некая духовная техника (spiritual technique), направленная в большей мере на изменение самого человека, в конечном итоге его спасение и освобождение: «Я нашел, во снах, Философский камень и только позже, после того, как прочел Юнга, понял этот символизм»[4]. Все это произвело на молодого ученого глубокое впечатление и проявилось впоследствии как в более пристальном внимании к идеям Юнга, так и в дальнейшем знакомстве с алхимией (переход со средневекового европейского на индийский материал). Неким итогом исследования в этом направлении явилось опубликованное в Париже в 1936 году «Эссе о происхождении индийской мистики» («Essay sur les origines de la mistique indienne»). В какой-то мере можно сказать, что восприятие М. Элиаде алхимии как некой «спиритуалистической техники» явилось первым шагом в изучении этой проблематики.

Путь в Индию для М. Элиаде открылся несколько неожиданно. В мае 1928 года, читая «Историю индийской философии» Сурендраната Дасгупты, наткнулся на признание автора, что выходу в свет этой книги, включая ее издание и субсидии во время обучения в Кембриджском Университете, он обязан Марахайя Маниндра Чандра Нанди из Касимбрагара. Далее прилагался его адрес. «Шутки ради я написал ему письмо, в котором говорилось, что я собираюсь писать диплом по философии Возрождения, но, кроме того, меня очень интересует индийская философия, и мне бы хотелось поехать в Калькутту, поработать пару лет с Дасгуптой. Я мог бы жить достаточно скромно, как живут индийские студенты, и спрашивал, смогу ли я получить от него стипендию, если однажды окажусь в Индии»[5]. Каково же было его изумление и радость, когда пришло ответное письмо с предложением учиться в Индии в течение пяти лет, субсидирование Махарайя гарантировал.

Нет смысла подробно останавливаться на пребывании Элиаде в Индии — он сам прекрасно это описывает. Мы остановимся лишь на некоторых деталях. Кроме того, что М. Элиаде преуспел в изучении бенгальского, английского, пали и тибетского языков, изменилось его отношение к Индии. Если раньше, увлекаясь философией, он воспринимал ее как «историческую», теперь же открыл для себя «внеисторическую», вечную Индию. Проведенные там годы были не только «кабинетной» учебой, — это и пребывание в монастырях в Гималаях, и путешествия по деревням.

1931-й — год возвращения в Бухарест и Университет, на этот раз уже в статусе доктора философии и ассистента П.П. Негу леску. Вскоре М. Элиаде приступил и к самостоятельной преподавательской деятельности, объявив курс лекций «Проблема дьявола в истории религий» и семинар «Разрыв причинности в средневековой буддийской логике».

Источник

Мирча Элиаде

мирча элиаде история как миф. Смотреть фото мирча элиаде история как миф. Смотреть картинку мирча элиаде история как миф. Картинка про мирча элиаде история как миф. Фото мирча элиаде история как миф

Эту книгу можно охарактеризовать словами автора из предисловия: «Шаманизм является одной из архаических техник экстаза и одновременно мистикой, магией и религией в широком понимании этого слова. Мы.

мирча элиаде история как миф. Смотреть фото мирча элиаде история как миф. Смотреть картинку мирча элиаде история как миф. Картинка про мирча элиаде история как миф. Фото мирча элиаде история как миф

Данный труд является классическим образцом исследования в области истории религии. Религиозные идеи представлены здесь не только в хронологическом порядке, но и объединены единым пониманием.

мирча элиаде история как миф. Смотреть фото мирча элиаде история как миф. Смотреть картинку мирча элиаде история как миф. Картинка про мирча элиаде история как миф. Фото мирча элиаде история как миф

В этой небольшой книге собраны лекции из цикла «Хаскелловские чтения», прочитанные мной в Чикагском университете осенью 1956 года по общей теме «Образцы посвящения». Прежде чем отправить текст в.

мирча элиаде история как миф. Смотреть фото мирча элиаде история как миф. Смотреть картинку мирча элиаде история как миф. Картинка про мирча элиаде история как миф. Фото мирча элиаде история как миф

Книга выдающегося историка и феноменолога религии Мирчи Элиаде давно стала классикой в исследованиях такого фундаментального и уникального явления, как индийская йога. Автор представляет йогу как.

мирча элиаде история как миф. Смотреть фото мирча элиаде история как миф. Смотреть картинку мирча элиаде история как миф. Картинка про мирча элиаде история как миф. Фото мирча элиаде история как миф

мирча элиаде история как миф. Смотреть фото мирча элиаде история как миф. Смотреть картинку мирча элиаде история как миф. Картинка про мирча элиаде история как миф. Фото мирча элиаде история как миф

Опираясь на обширные знания в области этнографии, теологии, истории религий, автор анализирует поведение и ощущения человека в мире, наполненном религиозным значением. Почему мы испытываем.

мирча элиаде история как миф. Смотреть фото мирча элиаде история как миф. Смотреть картинку мирча элиаде история как миф. Картинка про мирча элиаде история как миф. Фото мирча элиаде история как миф

Данный труд является классическим образцом исследования в области истории религии. Религиозные идеи представлены здесь не только в хронологическом порядке, но и объединены единым пониманием.

мирча элиаде история как миф. Смотреть фото мирча элиаде история как миф. Смотреть картинку мирча элиаде история как миф. Картинка про мирча элиаде история как миф. Фото мирча элиаде история как миф

мирча элиаде история как миф. Смотреть фото мирча элиаде история как миф. Смотреть картинку мирча элиаде история как миф. Картинка про мирча элиаде история как миф. Фото мирча элиаде история как миф

Данный труд является классическим образцом исследования в области истории религии. Религиозные идеи представлены здесь не только в хронологическом порядке, но и объединены единым пониманием.

мирча элиаде история как миф. Смотреть фото мирча элиаде история как миф. Смотреть картинку мирча элиаде история как миф. Картинка про мирча элиаде история как миф. Фото мирча элиаде история как миф

Во многом перекликаясь с проблематикой предыдущих книг, «Миф о вечном возвращении» говорит об архаическом восприятии времени как ряда повторяющихся больших и малых циклов, отмеченных сакральными.

мирча элиаде история как миф. Смотреть фото мирча элиаде история как миф. Смотреть картинку мирча элиаде история как миф. Картинка про мирча элиаде история как миф. Фото мирча элиаде история как миф

Серия `Мир Элиаде` полагает целью представить не только философские изыскания и беллетристику Мирчи Элиаде (1907-1986), одной из самых замечательных и неоднозначных фигур XX века, но и атмосферу его.

мирча элиаде история как миф. Смотреть фото мирча элиаде история как миф. Смотреть картинку мирча элиаде история как миф. Картинка про мирча элиаде история как миф. Фото мирча элиаде история как миф

Материалы, составляющие данный том, выбраны автором из нескольких дюжин лекций и статей, написанных за последние десять лет. Все они, прямо или косвенно, связаны с задуманными Мирча Элиаде большими.

мирча элиаде история как миф. Смотреть фото мирча элиаде история как миф. Смотреть картинку мирча элиаде история как миф. Картинка про мирча элиаде история как миф. Фото мирча элиаде история как миф

— Вы носите красивое имя… — Почему? Потому что Элиаде — helios, а Мирча — mir, славянский корень, то же, что paix по–французски? — И мир — Вселенная? — Да, весь мир, космос. — Но я даже не о смысле, а.

мирча элиаде история как миф. Смотреть фото мирча элиаде история как миф. Смотреть картинку мирча элиаде история как миф. Картинка про мирча элиаде история как миф. Фото мирча элиаде история как миф

Книга известного этнографа и антрополога М. Элиаде «Мифы, сновидения и мистерии» содержит большой мифологический материал как первобытнообщинных народов, так и древнейших цивилизаций.

мирча элиаде история как миф. Смотреть фото мирча элиаде история как миф. Смотреть картинку мирча элиаде история как миф. Картинка про мирча элиаде история как миф. Фото мирча элиаде история как миф

Румынские солдаты нашли смертельного раненого красноармейца и решили донести его до ближайшего села…http://fb2.traumlibrary.net

мирча элиаде история как миф. Смотреть фото мирча элиаде история как миф. Смотреть картинку мирча элиаде история как миф. Картинка про мирча элиаде история как миф. Фото мирча элиаде история как миф

Фундаментальная монография Мирчи Элиаде по истории религий обобщает данные этнологии, сравнительного религиоведения и мифологии. От анализа конкретного материала, связанного с определенными нормами.

мирча элиаде история как миф. Смотреть фото мирча элиаде история как миф. Смотреть картинку мирча элиаде история как миф. Картинка про мирча элиаде история как миф. Фото мирча элиаде история как миф

мирча элиаде история как миф. Смотреть фото мирча элиаде история как миф. Смотреть картинку мирча элиаде история как миф. Картинка про мирча элиаде история как миф. Фото мирча элиаде история как миф

мирча элиаде история как миф. Смотреть фото мирча элиаде история как миф. Смотреть картинку мирча элиаде история как миф. Картинка про мирча элиаде история как миф. Фото мирча элиаде история как миф

На румынское село наступают советские войска, немецкая часть организует оборону, а местные жители ищут клад — последний, пятый из зарытых в окрестностях. «До тех пор.

мирча элиаде история как миф. Смотреть фото мирча элиаде история как миф. Смотреть картинку мирча элиаде история как миф. Картинка про мирча элиаде история как миф. Фото мирча элиаде история как миф

Эта книга вобрала в себя лучшие художественные произведения Мирчи Элиаде, объединенные общей метафизической проблематикой. Большинство из них публикуется на русском языке впервые.

Источник

Элиаде Мирча. Книги онлайн

мирча элиаде история как миф. Смотреть фото мирча элиаде история как миф. Смотреть картинку мирча элиаде история как миф. Картинка про мирча элиаде история как миф. Фото мирча элиаде история как миф

В 1931 году он вернулся в Румынию, защитил докторскую диссертацию по йоге и до 1939 года преподавал в Бухарестском университете. В 1945 году Элиаде стал профессором Сорбоннского университета, а в 1956 году переехал в Чикаго, где получил в университете кафедру профессора истории религии.

Основные труды Мирчи Элиаде: «Подходы к сравнительному изучению религий» (1949), «Миф о вечном возвращении» (1949), «Шаманизм» (1951), «Мефистофель и андрогин» (1961), «История религиозных идей и верований» (в 3 томах, 1978-1985). Статьи Элиаде опубликованы в сборниках «Поиск: история и смысл в религии» (1969) и «Оккультизм, ведьмы и традиции: статьи по сравнительному религиоведению» (1976).

Он также являлся редактором 16-томной «Энциклопедии религии». Кроме того, его перу принадлежит ряд художественных произведений.

Скончался Мирча Элиаде 22 апреля 1986 года.

Книги (27)

Великан
Свобода
Три эссе
Девица Кристина
Испытание лабиринтом
Христианская революция
Опыты мистического света
Трактат по истории религий
Ритуалы и символы инициации
От Залмоксиса до Чингиз-хана
Салазар и революция в Португалии
Почему я верю в победу легионерского движения

«Интерес к алхимии ученых и интеллектуалов вообще возбуждали в первую очередь «научные» фрагменты алхимической литературы. Алхимию изучали исключительно в качестве провозвестницы химии.

Я неоднократно пытался доказать, что такой подход к алхимии не всегда оправдан; что отнюдь не всегда и не везде она была прологом к химии; что если от алхимических техник в какой-то момент отделилась новая научная техника, давшая начало современной химии, это не означает, что все алхимические техники были прагматическими».

Предлагаемая книга является изложением основных теоретических взглядов одного из крупнейших культурологов современности, касающихся проблем архаической культуры и мифологического мышления, которые являются, по мнению автора, архетипическими основаниями сознания современного человека.

Мирча Элиаде — продолжатель того направления в литературе, которое принято называть «фантастическим реализмом» и у истоков которого стояли Гоголь, Эдгар По, Достоевский.

Бытовые подробности соседствуют в новеллах М. Элиаде с фантастическими образами, отчего грань между явью и вымыслом стирается, а читатель оказывается втянутым в некую новую реальность.

— Вы носите красивое имя. — Почему? Потому что Элиаде — helios, а Мирча — mir, славянский корень, то же, что paix по—французски? — И мир — Вселенная? — Да, весь мир, космос. — Но я даже не о смысле, а о благозвучии.

Последний трехтомный труд румынского философа и писателя Мирчи Элиаде (1907-1986) подводит итоги всей его жизни в науке.

Первый том охватывает историю религиозных воззрений человечества, начиная с каменного века и кончая элевсинскими мистериями.

Последний трехтомный труд румынского философа и писателя Мирчи Элиаде (1907-1986) подводит итоги всей его жизни в науке.

Том 2 дает панорамную картину религий спасения от даосизма до христианского гнозиса.

Последний трехтомный труд румынского философа и писателя Мирчи Элиаде (1907-1986) подводит итоги всей его жизни в науке.

Том 3, следуя обозначенной тематике, включает также дополнительные главы по религиям древней Евразии, Тибета, по магии, алхимии и герметической традиции.

Эта книга считается классическим исследованием горизонтов индийского духа.

Мирча Элиаде создает представление о йоге как о целостном, универсальном духовном мире, разные элементы которого соответствуют разным культурным уровням и состояниям сознания.

В сборник вошли работы: «Миф о вечном возвращении (Архетипы и повторения)», «Шаманизм и космология», «Параллельно существующие мифы, символы и обряды», «Пролегомены религиозного дуализма: диады и противоположности».

Автор предлагаемого читателю сборника работ — видный ученый, занимающийся вопросами теории мифа, историей религии, методологии религиоведения.

В сборник вошли работы: «Миф о вечном возвращении (Архетипы и повторения)», «Шаманизм и космология», «Параллельно существующие мифы, символы и обряды», «Пролегомены религиозного дуализма: диады и противоположности».

Содержит очерк о жизни и творчестве Мирча Элиаде Н.Я. Дарагана, послесловие В.А. Чаликовой.

Роман «Майтрейи» — первый значительный опыт художественного преломления тех впечатлений, что обрушились на автора в Индии. Роман этот принято считать автобиографическим, реалистическим, поскольку в нем «священное», «инобытийное» не явлено так откровенно, как в более поздних произведениях Элиаде.

При поверхностном чтении, да еще с оглядкой на Джозефа Конрада и Сомерсета Моэма, можно воспринять его как очередной вариант сентиментально-трагической истории о любви белого человека к «прекрасной туземке» — истории, сдобренной к тому же сатирическими нотками, призванными обличить все духовное ничтожество пресловутых «пионеров», проводящих время в ночных попойках с веселыми девушками.

В романе Элиаде полунамеками даются кое-какие понятия об эротической стороне тантра-йоги, но делается это крайне деликатно, ибо художественное произведение несет совсем иную нагрузку, нежели эзотерический трактат или научная монография.

В ней рассматриваются основополагающие теории жизнеуйстройства племен, пребывающих на архаической стадии развития, присущее им негативное отношение к конкретно-историческому времени, их ностальгия по Великому Времени, выраженная в периодическом воскрешении мифического пра-времени.

Элиаде размышляет о связи человека и космоса, о причастности человека к космическим процессам.

Неслучаен его интерес к мифам. Миф в современном обществе не равнозначен мифу в обществах «традиционных». Что-то от прежнего мифологического мировосприятия утрачивается безвозвратно. Многие современные мыслители считают, что беды и кризисы нашего времени объясняются как раз отсутствием мифологического видения.

Материалы, составляющие данную книгу, выбраны автором из нескольких дюжин лекций и статей, написанных за последние десять лет.

Все они, прямо или косвенно, связаны с задуманными Мирча Элиаде большими работами.

Фундаментальная монография Мирчи Элиаде по истории религий обобщает данные этнологии, сравнительного религиоведения и мифологии. От анализа конкретного материала, связанного с определенными нормами культа (неба, светил, земли, воды и т. п.), автор переходит к наиболее общим проблемам истории религий, функциям мифа и символическим структурам как универсальным способам ориентации человека в пространстве и времени.

Избранные произведения, объединенные общей метафизической проблематикой.

Книга вобрала в себя лучшие художественные произведения Мирчи Элиаде, объединенные общей метафизической проблематикой.

Опираясь на обширные знания в области этнографии, теологии, истории религий, автор анализирует поведение и ощущения человека в мире, наполненном религиозным значением.

Почему мы испытываем благоговение перед построенным новым домом; почему у каждого человека есть на земле место, куда ему постоянно хочется вернуться; почему ребенка при крещении опускают в воду; почему мы с нетерпением ждем нового года, связывая с ним многие надежды; что такое действительная и мнимая реальность, действительное и мнимое время для верующего; что означают некоторые религиозные праздники и как они влияют на сознание и поступки человека. На эти и многие другие вопросы даются ответы в этой книге.

Один из властителей дум образованной публики шестидесятых — семидесятых, Мирча Элиаде (1907-1986), был оригинальнейшим исследователем мифологических традиций человечества. Он много лет преподавал историю религий в Чикагском университете.

«Священные текстынародов мира» — это обширная антология, в которую вошли сакральные тексты из огромного множества источников мировой культуры: Коран, египетская Книга Мертвых, Ригведа, Бхагавадгита, Пополь Вух и др.

Антология построена по тематическому принципу. Каждая тема (например, «Боги, богини и сверхъестественные существа», «Смерть, загробная жизнь, эсхатология» или «Мифы о творении и происхождении») раскрывается посредством мифов, религиозных сюжетов, сказаний из самых разных уголков земного шара.

Настоящее издание представляет уникальную возможность русским читателям познакомиться с духовными исканиями цивилизаций и народов мира.

Завершая работу над «Историей религиозных идей и верований», Мирча Элиаде задумал создать небольшой словарь, в котором были бы собраны воедино основные положения его монументального труда.

Эта задача, начатая исследователем, впоследствии была возложена на Иона Кулиано — ученика М.Элиаде, ныне профессора кафедры истории религий Чикагского университета. Книга была подготовлена к изданию уже после смерти М.Элиаде.

С разрешения г-жи Кристинель Элиаде И.Кулиано обратился за помощью к Г.С.Винер, сотруднице Института восточных языков при Чикагском университете (ей принадлежат в основном библиографические указатели).

В этой книге собраны лекции из цикла «Хаскелловские чтения», прочитанные автором в Чикагском университете по общей теме «Образцы посвящения».

Содержание:
1. Обряды, связанные с достижением половой зрелости и племенные посвящения в первобытных религиях
2. Обряды, связанные с достижением возраста половой зрелости в тайных культах
3. Индивидуальные посвящения и тайные общества
4. Посвящение воинов и шаманов
5. Темы посвящения в великих религиях

В книге представлена одна из важнейших работ Мирчи Элиаде, выдающегося историка религии и культуры.

В ней автор на большом фактологическом материале, исходя из диалектики сакрального и профанного, рассматривает различные аспекты архаической культуры, обрядности, мифологического мышления. Труд Элиаде, отличающийся логической стройностью и ясностью изложения, остается незаменимым для историков, религиоведов, философов, культурологов, а также всех интересующихся проблемами развития культуры.

Большое значение придается раскрытию самого феномена шаманизма, анализу его идеологии, обсуждению его техник, символизма и мифологии.

Источник

Мирча элиаде история как миф

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Мирча Элиаде

Мирча Элиаде отнюдь не оставался, впрочем, кабинетным ученым. В 1936 г. он приступает к реализации замысла международного журнала по истории религий «Залмоксис» («Zalmoxis»), первый номер которого вышел в 1938 г. (всего их было три). По его инициативе была создана группа «Критерион» («Criterion»), на заседаниях которой обсуждались культурно-идеологические течения, связанные с именами Махатмы Ганди, Андре Жида, Чарли Чаплина, Ленина, Фрейда, Арнольда Шёнберга и «даже джаз». Участниками «Критериона», среди которых были Эмиль Чоран и Эжен Ионеско, в 1933 г. впервые в Румынии были оглашены проблемы экзистенциализма, «открыта» философия Кьеркегора, Ясперса, Хайдеггера. Деятельность группы, направленная против «ископаемых» ценностей, не миновала полицейского внимания властей. Утверждалось «новое по­коление» румынской интеллигенции, причастность к которому была для начинающего «профессора метафизики» важнее карьеры («Я стал восприимчивым к политике в Индии»). Правда, политическая обстановка все более вынуждала замыкаться на культурной тематике.

Довоенное поколение «без идеалов», похоже, обретало их в пророческом «Готовьте путь!». Путь человеку, ведающему смысл своего существования. И тут круг замкнулся. Ибо смысл, заключенный в самом существовании, с неизбежностью ставит человека в центр Мироздания. Он уподобляется божеству, и в то же время сообщенная ему божественная сила осознается им самим как священная, надчеловеческая. Способы же овладения этой силой оказываются «зашифрованными» в культурной традиции, и, независимо от ее этнической индивидуальности, повсеместно и во все времена обнаруживаются одни и те же сокрытые священные символы. Все традиционные мировоззрения, начиная с древнейших земледельческих «космологии» Месопотамии и Средиземноморья и кончая верованиями «первобытных народов», оставшихся на периферии современной цивилизации, оказываются подобными в главном: в антропоцентрической ориентации всякого природного начала и в ценностном отношении к любым проявлениям человеческого существования, соизмеримого с бытием всего мыслимого Космоса.

Это и есть иерофания, являющая «священное» в «повседневном». Она предполагает начало, полярное, например, природному страху человека перед лицом «совершенно иного» (ganz andere), которое немецкий историк религии Рудольф Отто в начале века назвал источником религиозного трепета («Священное», 1917). Элиаде же утверждает нечто противоположное: «Миф спасает от страха!» «Священное», религиозное по своей форме в истории культуры, в мировоззрении самого Элиаде выступает как онтологический прин­цип человеческого существования. История религий на заданном уровне обобщения и впрямь превращается в философию истории. Здесь начинаются фаустовские «темные галереи».

В конечном счете Элиаде занимала не столько идея Бога (не принцип веры), сколько единство идей об этой идее (принцип культуры). Откуда и пристальное внимание к мифологической и мистической символике, отражающей идею священного в качестве особого предмета внимания историка религий (термин, всегда употребляемый Элиаде во множественном числе). Подход, вполне оправданный, поскольку символы суть «вещи нашего сознания, а вовсе не аналогии, не сопоставления, не метафоры»25. Однако именно будучи «вещами сознания», они то и дело осмысливаются как «вещи в себе», отрываются от своего исторического субстрата, ибо, по убеждению Элиаде, сознание неизменно. Таким образом, оно само преобразуется в некий абсолют, что создает определенную двусмысленность в восприятии концептуальных понятий его метафизики.

На этом прерву затянувшееся метафизическое отступление, чтобы вновь последовать за нитью событий.

Париж привлекал своими возможностями для научной работы, завершения начатого «Трактата по истории религий». В Лиссабоне надеяться на это не приходилось. Личный архив и библиотека стали недоступными: как он узнал позже из писем, часть переписки и рукописей пропала. Элиаде возвращается к жизни «бедного студента», сняв комнату в парижской гостинице, где самому приходилось готовить.

В начале 50-х годов Элиаде познакомился с творцом «западной йоги», или «алхимии XX века», как именовал свою аналитическую психологию Карл Густав Юнг. Они сошлись на конференции юнговского ежегодника «Эранос» в Асконе (Швейцария), куда Элиаде впервые поехал в августе 1950 г. Тогда же он встретил свою будущую жену Кристинель (смерть первой жены тяжело переживалась). К Юнгу Элиаде затем приезжал регулярно вплоть до самой его кончины в 1961 г.

Почти сразу же Жорж Дюмезиль, известный своими исследованиями по индоевропейской мифологии и осетинскому эпосу, предлагает Элиаде факультативный курс лекций в высшем учебном заведении Франции «Ecole des Hauts études» (позже он станет профессором Сорбонны). Дюмезиль же рекомендует его издательству «Галлимар» и напишет предисловие к «Трактату по истории религий» (1949). Тем же издательством были выпущены «Техника йоги» (1948) и «Миф о вечном возвращении» (1949). Батай приглашает сотрудничать в журнале «Critique». Появилась возможность публиковаться и в других изданиях.

Последняя из названных выше книг представляет содержание курса из шести лекций, прочитанных им в 1957 г. в Чикагском университете в рамках престижных «Лекций Хаскелла». Получив предложение возглавить кафедру истории религий, освободившуюся после смерти Джоакима Уоча (J. Wach), который и приглашал Элиаде в Америку, он решает остаться здесь на четыре года. и остается навсегда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *