мишель литвак отэко биография
Кто такой Мишель Литвак? Детали биографии нового инвестора ФК «Кубань»
Во вторник, 1 ноября на встрече с футбольным клубом «Кубань» глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев объявил о том, что председатель совета директоров компании ОТЭКО Мишель Литвак стал инвестором команды. Ему в руки перешли 75% акций.
Юга.ру разобрались в том, кто такой Мишель Литвак — удачливый бизнесмен, инвестор, кинопродюсер и подобрали интересные факты из его биографии, а также некоторые сведения о семье бизнесмена, ставшие достоянием светской хроники.
Мишель Литвак — председатель совета директоров ОТЭКО, диверсифицированной холдинговой компании, действующей на транспортном рынке Российской Федерации, СНГ и стран Балтии. ОТЭКО в свое время стала первой компанией, которая смогла предложить рынку полный спектр железнодорожных и стивидорных услуг в области перевозок нефти и газа, а также технического обслуживания парка вагонов.
Пути «Русского мира»
По сведениям Forbes, Литвак родился в Ленинграде, но вырос в Бельгии, куда эмигрировали его родители. В 1991 году Литвак вернулся в Россию, чтобы начать здесь бизнес. Первое время его компания «Русский мир» торговала китайским ширпотребом. А в 1992 году ему представилась возможность приобрести партию мазута на Омском НПЗ. Для этого пришлось купить цистерны. Сделка принесла неплохую прибыль, и Литвак понял, что на перевозках нефти можно заработать не меньше, чем на торговле товарами широкого потребления и нефтепродуктами. Он рискнул — и, по его словам, все деньги, которые в тот момент были у «Русского мира», вложил в покупку цистерн. Это оказалось стратегически верным решением.
Затем «Русскому миру» удалось войти в другой денежный проект, на этот раз в Казахстане. Вместе со своим конкурентом — совместным предприятием СФАТ — «Русский мир» обеспечивал вывоз 95% нефти, добываемой на Тенгизском месторождении.
В 2004 году группа компаний «Русский мир» стала крупнейшим в России частным перевозчиком нефтеналивных грузов по железной дороге, владела более 14 тыс. цистерн. 100% акций группы «Русский мир» — в собственности голландской Malmros Continental Property Company B.V., близкой к Литваку. Международная финансовая группа IFC в крупных объемах финансировала строительство цистерн для ОТЭКО.
От железной дороги к порту
К 2005 году ОТЭКО приняла стратегическое решение о создании нового многоцелевого терминала в порту Тамань, способного обеспечить грузовые операции с экспортными, импортными и транзитными грузами, включая сжиженные углеводороды, нефть и нефтепродукты, навалочные грузы (уголь, руда и др.), зерно, минеральные удобрения и т.п.
В 2012 году турецкое подразделение BP объявило о продаже своих топливных активов ОТЭКО. ВР избавилось от долей в предприятиях по хранению и оптовой реализации сжиженного нефтяного газа и заправке баллонов, а также от бизнеса по реализации автомобильного пропан-бутана под брендом Petgaz. Сумма сделки не была раскрыта.
В 2013 году Литвак принял решение занять должность гендиректора ЗАО «Таманьнефтегаз» — оператора терминала углеводородов мощностью 10,5 млн тонн в год, предназначенного для экспорта углеводородов в Турцию. Источники на рынке назвали этот проект главным для всей группы ОТЭКО.
В настоящее время ОТЭКО работает в Тамани, осуществляя перевалку 20 млн тонн нефтеналивных грузов. Компания планирует строительство навалочного терминала на 35 млн тонн и зернового — на 14,5 млн тонн. ОТЭКО в период с начала года увеличило перегрузку сжиженных углеводородных газов (СУГ) на 25% к тому же периоду 2015 года и планирует поднять производительность базы СУГ до 3,5 млн тонн в год. ОТЭКО обеспечивает рабочими местами более 6 тыс. человек на Таманском полуострове.
В сентябре на Международном экономическом форуме в Сочи между администрацией Краснодарского края и группой компаний ОТЭКО подписан протокол о намерениях по строительству на Таманском полуострове «Индустриального парка». ОТЭКО в качестве инвестора и заказчика проекта инвестирует 6 млрд долларов к уже вложенным 2 млрд долларов. В состав индустриального парка войдут 6 заводов по переработке и производству химических веществ, 2 завода по переработке сои и производству комбикормов, тепличный комплекс, 5 терминальных перегрузочных комплексов. Для обеспечения круглогодичного проживания работников предприятий компании ОТЭКО построит современный жилой микрорайон на 10 тыс. человек. «Прорывным» назвал данный проект глава Кубани Вениамин Кондратьев. Также в ходе сочинского форума краевые власти, Федор Бондарчук и компания ОТЭКО заключили соглашение по созданию киностудии на Кубани.
Кино и любовь
Литвак женат на актрисе Светлане Меткиной. Их встреча произошла в 1993 году на традиционном балу прессы в Кремлевском дворце, где никому не известная 18-летняя студентка Щукинского училища познакомилась с миллиардером. Он спонсирует большинство кинематографических проектов, в которых принимает участие супруга. Однако сама актриса отрицает его причастие к своей карьере. Светлана Меткина поддерживает дружеские отношения с голливудскими звездами — Линдси Лохан, Кевином Спейси и Шерон Стоун.
Александр Литвак, 18-летний сын миллиардера и киноактрисы в 2014 году познакомил родителей со своей избранницей — шведской моделью Эдит. С ней молодой человек путешествует по всему миру: ужины в лучших ресторанах Парижа и Лондона, солнечные ванны на яхте в Сен-Тропе, прогулки по лазурному побережью Монте-Карло и купание в игривых волнах бухты Порто Черво.
Порт «Тамань» и киностудия — деятельность Мишеля Литвака тесно связана с Краснодарским краем. Можно предположить, что ее масштабы будут расширяться согласно заявленным планам. В свою очередь, ФК «Кубань» обрела в лице миллиардера мощный финансовый базис и высокопрофессионального инвестора, не чуждого художественного вкуса и интереса к индустрии развлечений.
Властелин цистерн
Литвак родился в Ленинграде, но вырос в Бельгии, куда эмигрировали его родители. В 1991 году Литвак вернулся в Россию, чтобы начать здесь бизнес. Первое время его компания «Русский мир» торговала китайским ширпотребом. А в 1992 году ему представилась возможность приобрести партию мазута на Омском НПЗ. Для этого пришлось купить цистерны. Сделка принесла неплохую прибыль, и Литвак понял, что на перевозках нефти можно заработать не меньше, чем на торговле ширпотребом и нефтепродуктами. Он рискнул и, по его словам, все деньги, которые в тот момент были у «Русского мира», вложил в покупку цистерн. «Тогда выигрывали люди без тормозов, самые быстрые», — вспоминает предприниматель. Тесное сотрудничество с Омским заводом продолжалось около трех лет — вплоть до прихода команды «Сибнефти» и трагической гибели гендиректора НПЗ Ивана Лицкевича в августе 1995 года.
Затем «Русскому миру» удалось войти в другой денежный проект, на этот раз в Казахстане. Вместе со своим конкурентом — совместным предприятием СФАТ («Сов-Фин-Ам-Транс») — «Русский мир» обеспечивал вывоз 95% нефти, добываемой на Тенгизском месторождении. Однако в 2001 году построили трубопровод КТК, который соединил Тенгиз с Новороссийским портом, и надобность в услугах железнодорожников отпала. Тогда же вокруг «Русского мира» разгорелся скандал. Компанию, 100% акций которой записаны на голландскую фирму Malmros Continental Property B.V., обвинили в неуплате налогов и выводе средств за рубеж. Обвинения, впрочем, не подтвердились, и уголовные дела были закрыты.
Теперь он может вырасти еще больше: Литвак примет участие в расширении нового экспортного направления — на Китай (второй потребитель нефти в мире после США). Как известно, в прошлом году ЮКОСу не удалось пробить в правительстве проект строительства трубопровода в Китай, а это значит, что вся плата за транспортировку нефти пока достанется железнодорожникам.
Если схема согласована на высшем уровне, то с ЮКОСом у Литвака проблем также возникнуть не должно — вопросы железнодорожных поставок в Китай в нефтяной компании курирует вице-президент «ЮКОС-РМ» Александр Сапронов, который до 2001 года был президентом «Русского мира».
Литвак наблюдает за этой вакханалией со снисходительной улыбкой. В пику тенденции он около года назад распорядился остановить расширение парка ОТЭКО. Рынок, по его оценкам, перегрет: цены на цистерны слишком завышены. Никто из новых игроков составить ему конкуренцию не сможет. Напротив, владелец ОТЭКО рассчитывает спустя два-три года за их счет сорвать куш. Нефтяной бум закончится, а приобретаемые сегодня цистерны, не успев окупиться, начнут требовать ремонта. Новички рынка придут к крупнейшим операторам, которые уже поделили все ремонтные депо, — и будут вынуждены продать им свои цистерны по ценам, гораздо ниже сегодняшних.
Рынок в цифрах
Источник: ОАО «РЖД», «Уралвагонзавод», ОТЭКО, Forbes
РЖД и КГБ номинируют на «Оскар». Владелец ОТЭКО Мишель Литвак покоряет Голливуд ради жены
«Не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей», — именно такие слова из известной пушкинской сказки могли бы стать девизом на личном гербе Светланы Меткиной-Литвак, если бы таковой у неё был. Впрочем, ещё не вечер, и, возможно, по прошествии лет чета Литвак по примеру своих коллег по бизнес-тусовке (на слуху ещё свежая история сына олигарха-кагэбиста Александра Лебедева Евгения, ставшего английским пэром) обзаведутся дворянским титулом с прилагающимся регалиями. А судя по той энергии и напористости, с которыми продвигает себя по жизни 46-летняя супруга владельца ОТЭКО Мишеля Литвака, такая перспектива не кажется нереальной.
Надо отдать должное Светлане — она не ждёт у моря погоды и сама куёт своё женское счастье, начиная с девичества. Дочь журналиста-арабиста Александра Меткина на всё 100% использовала жизненный шанс, который ей предоставил отец вместе с пригласительным билетом на бал прессы в Кремле в 1993 году. Там 19-летняя студентка Щукинского театрального училища познакомилась с 42-летним бельгийским бизнесменом Мишелем Литваком, которого вот уже на протяжении почти 30 лет не выпускает из своих цепких и нежных объятий.
Те, кто кидают в Меткину камни, обвиняя её в своекорыстии и цинизме, правы с формальной точки зрения. Действительно, брак между людьми с разницей в возрасте в 23 года, из которых одна из сторон — состоявшийся миллионер, а другая — начинающая актриса, действительно напоминает пресловутый брак по расчёту с «денежным мешком». Однако не всё так однозначно.
Родители Меткиной — представители советской элиты «брежневского розлива» — имеют высшее образование Московского пединститута имени Ленина, при этом отец закончил ещё и Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «переводчик». Сама Меткина в одном из интервью вспоминала, что, когда родители уехали в командировку в Ливан (в Википедии говорится, что Александр Меткин заведовал бюро АПН в Йемене), они с сестрой жили у бабушки с дедушкой. «Он [дедушка] полковник внешней разведки в отставке, до восьмидесяти работал. Ему Путин в Кремле даже две медали вручил», — рассказывала она с гордостью.
Поэтому не стоит считать Меткину классической золушкой, выбившейся из грязи в князи. Её жизнь до 1991 года была, что называется, в шоколаде, она была знатной невестой и была бы достойной парой для любого представителя «золотой молодёжи» советской эпохи.
Меткина вот уже на протяжении десятилетий остаётся верной супругой и примерной женой, родив Мишелю Литваку троих детей.
Однако перестройка и последующий развал СССР в корне изменил не только жизненную, но и матримониальную парадигму Меткиной. Все советские бенефиты и достижения вмиг обнулились: мажоры — дети работников ЦК или Совмина — уже не котировались, а капиталистический мир требовал изрядной доли цинизма и расчётливости для обустройства личной жизни в новой реальности.
И то, что Меткина, сама ли или по наводке родителей, смогла оперативно перестроиться и с первой же попытки заарканить многообещающего иностранного бизнесмена, только недавно вернувшегося в Россию, где он родился, говорит о её трезвом уме и незашоренности. Судя по семейному бэкграунду, весьма вероятно, что и отец будущей голливудской актрисы работал за рубежом, как говорят в некоторых организациях, под журналистским прикрытием. Кто знает, но, может, связи родственников и были тем самым нематериальным приданым, которое получил Литвак вместе с рукой и сердцем Светланы? Некоторые СМИ утверждают, что предприниматель, начинавший своё восхождение на российский бизнес-олимп с грузовых железнодорожных перевозок, был в хороших отношениях с тогдашним главой РЖД Владимиром Якуниным, который, как известно, был выходцем из КГБ СССР.
Меткина вот уже на протяжении десятилетий остаётся верной супругой и примерной женой, родив Мишелю Литваку троих детей. Сам по себе столь многолетний брак — своего рода феномен в бизнес-тусовке. Большинство союзов, заключённых вроде бы по любви, не проходят проверку временем, деньгами и славой (Владимир Потанин не даст соврать!), а многие бизнесмены меняют жён и любовниц, как перчатки (Роман Абрамович расскажет детали).
Впрочем, даже в этой неординарной love story злопыхатели могут разглядеть меркантильную заинтересованность Светланы Меткиной в своём супруге как в финансовой «дойной корове». 90-е — это не только лихие в экономическом и социальном плане годы в России, но и сложное время для культуры. Прежняя советская система финансирования театров и кино развалилась, а новая российская страдала от хронического безденежья на фоне непрекращающегося кризиса. Драматические театры за редким исключением бедствовали, а кино перебивалось подачками из бюджета и от редких спонсоров. Многие известные актёры советской поры и молодые артисты, только окончившие театральные вузы, не нашли себя в новом дивном мире: кто-то уехал прозябать заграницу, кто-то спился.
Я люблю играть сильные характеры. Поэтому, возможно, это исторические персонажи — вроде Екатерины Великой.
Но целеустремлённая и предприимчивая Светлана Меткина, в 1995 году закончившая знаменитую «Щуку», явно не хотела для себя такой унизительной доли. До 2005 года она сумела сняться в нескольких проходных фильмах как в России («Триста лет спустя», «Золото Югры»), так и в США («Варвар»). История умалчивает, а сама Меткина не распространяется на тему, какую роль играл муж в её участии в этих кинолентах. Хотя в совместной российско-американкой постановке «Второй фронт» 2005 года среди продюсеров уже значится имя Мишеля Литвака.
И снова Меткина, которая твёрдо решила реализовать себя в искусстве, взяла свою судьбу в свои же не по-женски крепкие руки. Ведь не зря же в одном из интервью на вопрос о роли своей мечты она заявила: «Я люблю играть сильные характеры. Поэтому, возможно, это исторические персонажи — вроде Екатерины Великой».
В 2004 году Мишель Литвак основал кинопродюсерскую фирму Bold Films. Из первых трёх фильмов, снятых компаний, Светлана Меткина, которая стала называться на англосаксонский манер Лана Литвак, засветилась в двух — дебютной для Bold Films «Рогатке», а также «У Мини это в первый раз». Однако разделить первый успех мужа с фильмом «Приходи пораньше», который в 2006 году был номинирован на Гран-при престижного фестиваля независимого кино «Сандэнс», она смогла лишь частично: в ленте Меткина не снималась.
Не нашлось по каким-то причинам для Светланы роли и в самом триумфальном на сегодняшний день для Мишеля Литвака фильме «Одержимость», который в 2015 году получил три премии «Оскар»: за лучшую мужскую роль второго плана, лучший звук и лучший монтаж. Лента также значилась в коротком оскаровском списке как лучший фильм, но тогда проиграла «Бёрдмену». Правда, успех ленты у американской и мировой кинотусовки (а продукт Мишеля Литвака также был номинантом на премии канала MTV, «Сандэнс», BAFTA, «Сатурн», «Золотой глобус» и др.) может объясняться темой картины. В Каннах режиссёр «Одержимости» Дэмьен Шазелл номировался на «Квир-Пальмовую ветвь» за освещение ЛГБТ-темы в кино. Но уверены, что для примерного семьянина, мужа красавицы-жены и многодетного отца Мишеля Литвака это всего лишь бизнес и ничего личного.
В Каннах режиссёр «Одержимости» Дэмьен Шазелл номировался на «Квир-Пальмовую ветвь» за освещение ЛГБТ-темы в кино.
Первую киношную известность чете Литвак принесла лента «Бобби» 2006 года, посвящённая смертельному покушению на сенатора Роберта Кеннеди в 1968 году. Как писала в своей колонке в «Известиях» язвительная Божена Рынска, подвизавшаяся тогда в газете в роли светской хроникёрши, «за две минуты экранного времени для госпожи Меткиной её супруг заплатил сорок миллионов долларов». Первоначально Лана Литвак претендовала на одну из центровых ролей. Однако то ли неузнаваемость российской актрисы смутила режиссёра Эмилио Эстевеса, то ли плохой английский (хотя сама Меткина в интервью утверждала, что с детства говорила на английском и французском языках), но роль отдали Хелен Хант, а для самой Светланы придумали эпизодическую роль чешской журналистки. Позднее Эстевес так прокомментировал работу Меткиной: «Думаю, она удачно вписалась в проект. Могло быть гораздо хуже».
Возможно, в последних словах режиссёра и кроется разгадка пока что скромного участия Ланы Литвак в американских кинопроектах: деньги деньгами, но всё же нужен талант. Впрочем, без денег Литвака идея Эстевеса, который долгое время не мог найти финансирования, никогда не была бы воплощена в жизнь. Именно российский бизнесмен, как утверждал сам режиссёр, предложил ему сделку «роль в обмен на инвестиции». И оба не прогадали. «Бобби» был номинирован на «Золотой глобус» как «Лучший фильм», на премию Гильдии актёров за лучший актёрский состав, а в Венеции в 2006 году хотя и проиграл гонку за «Золотого льва» китайскому «Натюрморту», но был отмечен премией как лучший биографический фильм.
В 2013-2014 годах Лана Литвак снялась ещё в двух лентах, спродюсированных мужем: в боевике «Тепловой удар» и триллере «Улики». В последнем с героиней Литвак расправились достаточно быстро: маньяк-сварщик сначала бил её головой о борт автобуса, а затем сжёг огнемётом. Обе ленты не снискали славы авторам и актёрам: премии их обошли стороной. «Улики» собрали в мире, по данным «Кинопоиска», чуть больше 180 тысяч долларов. По «Тепловому удару» денежных данных вообще нет, что может свидетельствовать о провале картины.
Режиссер «Бобби» Эстевес так прокомментировал работу Меткиной: «Думаю, она удачно вписалась в проект. Могло быть гораздо хуже».
Что интересно, сама Меткина гневно отвергает любые попытки журналистов связать свою актёрскую карьеру с деньгами мужа. В качестве аналогии она приводит звёздную пару актрисы Софии Лорен и продюсера Карло Понти, который финансировал фильмы с участием кинодивы. «Если бы у Лорен не было таланта, что бы Понти смог спродюсировать?» — эмоционально вопрошала она в беседе с корреспондентом Tatler. И добавляла: «Мой муж продюсирует множество картин, в которых я не играю… Многое я делаю без него».
Кстати, похвастаться успехами в независимой от продюсерской фирмы супруга карьере Меткина-Литвак вряд ли может. Российские проекты с её участием, не связанные напрямую с Bold Films, были провальными. Фильм ужасов «Путевой обходчик» при бюджете в 3 млн долларов собрал жалкие 500 тысяч долларов, а историческая драма «1812: Уланская баллада», в которой она сыграла возлюбленную Наполеона Бонапарта, польскую графиню Валевскую, из 5 млн долларов инвестиций отбила в прокате всего 1,2 млн. Рейтинги Internet Movie Database (IMDb) тоже не радуют: 4,1 у «Обходчика» и 2,3 у «Баллады».
То ли трезвая оценка своих актёрских возможностей, то ли семейные заботы заставили Меткину в последние годы переквалифицироваться в «управдомы». В роли исполнительного продюсера от Bold Films она сняла две ленты: «Колетт» с Кирой Найтли в главной роли и «Вокс Лакс» с Натали Портман. Причём обеим лентам сопутствовал и коммерческий, и фестивальный успех: «Колетт» заработала 14 млн долларов при бюджете в 5 млн, а «Вокс Лакс» номинировалась на Венецианском кинофестивале в 2018 году на «Золотого льва».
Что интересно, сама Меткина гневно отвергает любые попытки журналистов связать свою актёрскую карьеру с деньгами мужа.
Оппоненты Литвака уже поспешили намекнуть, что на фоне проблем его бизнес-империи (недозагрузки принадлежащего ОТЭКО Таманского терминала навалочных грузов, пробуксовки строительства зернового терминала в Тамани, высокой долговой нагрузки компаний холдинга) стоило бы больше внимания обращать не на слабо проработанные «прожекты» типа покупки «Сибантрацита» или непрофильные киноактивы, а на спасение своего бизнеса. Однако вряд ли Литвак, ставший «молодым отцом» в третий раз в 68 лет, решится опечалить супругу, свернув свою в целом неплохую кинопродюсерскую деятельность (а в активе Bold Films к 2020 году насчитывается порядка 20 фильмов), которую он и затевал именно для реализации её талантов.
Представляется, что амплуа расчётливой бизнесвумен от кино и многодетной матери и любящей супруги подходят Светлане Меткиной больше, чем роль кинодивы. Так же, как она уверенно схватила судьбу за яйца в далёком 1993 году, так и сегодня она может вновь продемонстрировать свою бизнес-жилку. В планах Bold Films на 2021 году заявлен к выпуску на экраны байопик «Элвис», посвящённый жизни короля рок-н-рола Элвиса Пресли. Мишель Литвак рекрутировал в режиссёры оскароносного База Лурмана, прославившегося фильмами «Ромео + Джульетта», «Мулен Руж», «Великий Гэтсби». И хотя пока не известно, примет ли участие в работе над лентой Лана Литвак, и, если да, то в каком качестве, но это было бы прекрасной возможностью доказать окружающим, что женщина может быть не только красива, но и талантлива. Как минимум, в кинобизнесе.
Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД, лучший фото- и видеоконтент на нашей странице в Instagram
Крым – их. Но метанол пойдет через Тамань
С запуском опасных производств можно будет забыть о Таманском полуострове как о месте с потрясающей природой на стыке Азовского и Черного морей: уникальный полуостров, кусочек Древней Греции окончательно превратиться в базу для производства и экспорта из России на Запад сырья и химической продукции.
Разбираемся в том, кто стоит за этими планами и почему местом реализации масштабного проекта выбран именно Таманский полуостров.
Газохимический кластер на Черном море
О планах по развертыванию в порту «Тамань» еще и кластера газохимических заводов и с мощностями для отгрузки готовой продукции известно уже лет пять: на эту тему в 2016 году между администрацией Краснодарского края и ОТЭКО даже было подписано соглашение в рамках Сочинского экономического форума.
В планах значились: завод по производству аммиака мощностью 2,5 млн тонн в год, завод по производству карбамида (2 млн тонн в год), производство метанола (3,5 млн тонн в год).
Далее также планируется наладить переработку сои (до 1 млн тонн) в комбикорм и другие продукты.
Экономический кризис и ковид внесли коррективы в планы ОТЭКО, однако уже в конце 2020 года глава холдинга Мишель Литвак заявил, что строительство начнется не позднее 2022 года.
Смысл строительства заводов по переработке природного газа прямо в порту «Тамань», а не где-либо в другом месте, объясняется просто: это экспортно-ориентированное производство. Технически проще и экономически выгоднее подвести к морю газовую трубу, чем транспортировать в порт готовую химическую продукцию.
Зато в России проекты по переработке дешевого газа прямо в том месте, откуда танкерами можно экспортировать готовую продукцию – очень даже выгодны.
В начале мая ОТЭКО официально объявила о старте процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проектируемых заводов по производству метанола, аммиака и карбамида. На первом этапе предполагается обсудить с общественность техзадание на разработку материалов ОВОС.
Всю процедуру ОВОС заказчик деятельности намерен завершить в июле этого года, после чего начнется государственная экологическая экспертиза. И есть, скажем так, некоторые сомнения в том, что в рамках этих процедур будет учтено мнение местного населения.
Почему? Потому что в послужном списке структур ОТЭКО уже есть прецеденты, скажем деликатно, не самого внимательного отношения к правам и интересам много населения.
Русский бельгиец. Кто такой Мишель Литвак?
История появления нефтеперевалочного бизнеса в районе мыса Железный Рог на Черном море берет начало в 1991 году, когда бывший замминистра газовой промышленности СССР Леонард Рафиков возглавил АО «Нефтегаз», учредителями которого стали производственные объединения «Союзгаз» («СГ-Транс»), «Зарубежнефть» и ряд других коммерческих структур.
Дело в том, что после распада СССР Россия столкнулась с дефицитом портовых мощностей для перевалки нефтепродуктов и полным отсутствием терминалов по перевалке сжиженных газов. На этом фоне правительство РФ приняло «Программу возрождения морского флота», в которую был включен предложенный «Нефтегазом» проект терминала на черноморском побережье Таманского полуострова.
Благодаря тому, что «Нефтегаз» возглавлял бывший чиновник, отвечавший за топливно-энергетический комплекс, и его старым связям компания получила гарантии экспортных поставок нефтепродуктов и сжиженных газов от ряда крупных российских производителей.
В начале 90-х годов был разработан технический проект терминала суммарным грузооборотом более 10 млн тонн сырой нефти, 3 млн тонн мазута и дизтоплива, 2 млн тонн бензина, 1,4 млн тонн бункерного топлива и 1,1 млн тонн сжиженных газов. В 1993 году специально созданная для реализации проекта компания «Таманьнефтегаз», учредителями которой выступили АО «Нефтегаз» (90% участия) и администрация Темрюкского района (10% участия) получила в бессрочное пользование большой участок земли в районе мыса Железный рог, а также вдоль предполагаемого маршрута железной дороги.
В это же время известно о первом скандале вокруг портового проекта: администрация Краснодарского края обвинила «Нефтегаз» в том, что компания не возместила потери сельхозпроизводителей от отчуждения земель, а с 1997 года не платила земельный налог.
К 1996 году «Нефтегаз», не сумевшего найти необходимую сумму на реализацию проекта, покинули государственные акционеры, вслед за этим потеряли силу и старые гарантии поставок. АО «Нефтегаз» прошло реорганизацию и перерегистрировалось как ЗАО «Нефтегаз Компани Лтд.», акционерами которого стали шесть физических лиц (55% акций остались в собственности Леонарда Рафикова).
В 2000 году 85% акций «Таманьнефтегаза» приобрело ЗАО «Компания «Русский мир», еще 15% позже купило ЗАО «СФАТ». В 2002 «Русский мир» приобрел более 66% акций ЗАО «СФАТ» (позднее увеличил свою долю до 100 %), на базе активов двух компаний была создана» Объединенная транспортно-экспедиционная компания» («ОТЭКО»). Прежними акционерами «СФАТ» были российское Министерство путей сообщения, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), а также «группа американских и финских инвесторов».
100% акций ЗАО «Компания «Русский мир» принадлежит голландской Malmros Continental Property Co. B.V., совет директоров которой возглавляет гражданин Бельгии российского происхождения Мишель Литвак.
Мишель Литвак (фото ТАСС)
По сведениям газеты «Коммерсант», Литвак родился в СССР (в Ленинграде), но вырос в Бельгии, а в Россию вернулся уже взрослым. В 1991 году создал компанию «Русский мир», которая торговала потребительскими товарами, а с 1993 года стала скупать железнодорожные вагоны для перевозки мазута, в том числе в интересах Омского НПЗ.
Г-ну Литваку пришлось приложить немалые усилия для «реанимации» проекта нефтяного терминала на Таманском полуострове, который с середины 90-х годов до начала 2000-х пребывал в стадии заморозки. Впрочем, активизировать работу в районе мыса Железный рог во многом удалось благодаря удачному для Литвака стечению обстоятельств: к тому времени у властей Краснодарского края случился конфликт с другой компанией ОАО «Тольяттиазот» (на начало 2000-х годов контролировала 1,5 процента всего мирового производства аммиака), которое намеревалось реализовать проект, предполагающий строительство терминала для экспорта аммиака морским путем.
Ткачев и «Тольяттиазот»
Любопытно, что изначально кубанские власти благоволили «Тольяттиазоту». Так, в сентябре 1999 года губернатор Кубани Николай Кондратенко даже распорядился изъять у «Таманьнефтегаза» (чей проект на тот момент простаивал) часть выделенных в 1993 году этой компании земельных участков и передать их в аренду «Тольяттиазоту».
Однако в декабре 2000 года Николая Кондратенко на посту краснодарского губернатора сменил Александр Ткачев, который решил пересмотреть отношения кубанской администрации с «Тольяттиазотом».
Этот процесс совпал с тем, что Леонард Рафиков продал контрольный пакет акций компании «Русский мир». Появление на горизонте нового инвестора (и, вероятно, более перспективного с точки зрения коррупционных возможностей) изменило симпатии кубанских властей не в пользу «Тольяттиазота»: строительство аммиачного терминала было подвергнуто серии проверок, по результатам которых были обнаружены факты нарушений строительного и экологического законодательства.
В марте 2001 года прокуратура Темрюкского района вынесла «Тольяттиазоту» представление о приостановлении строительства до выполнения всех требований законодательства о согласовании проектной документации и получения разрешений на строительство. 2 апреля 2001 года работы на аммиачном терминале были приостановлены.
Летом 2003 года на совещании в Сочи министр путей сообщения России Геннадий Фадеев уже вел речь о перспективе строительства на черноморском побережье Таманского полуострова между мысами Железный Рог и Панагия крупнейшего в России нефтеналивного порта, мощность которого к 2015 году должна была превысить 30 млн тонн. Таким образом, проекту «Таманьнефтегаза» был окончательно дан «зеленый свет» в том числе в части получения дополнительной земли и доступа к транспортной инфраструктуре.
Так, ведомство, несмотря на отсутствие необходимой проектной информации и согласований, заключений экологической экспертизы, осенью 2003 года за бюджетные деньги приступило к «усилению железнодорожных подходов» к планируемому порту.
17 декабря 2004 года в селе Тамань прошли общественные слушания по проекту нефтяного терминала, а уже 26 января 2005 года было утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы, что позволило в феврале того же года приступить к строительным работам.
К 2012 году «Таманьнефтегаз» запустил первую очередь нефтеналивного терминала, а в 2013 году начать перевалку мазута. Грузооборот терминалов в 2013 году составил 6,9 млн тонн (6,3 млн тонн из этого объема пришлись на нефтяной терминал).
С 2004 года (начала активного строительства терминала) по начало 2013 года «Таманьнефтегаз» возглавлял тесть Мишеля Литвака Александр Меткин. В том же году года господин Меткин принял предложение Генсовета «Единой России» принять мандат депутата Госдумы РФ, освободившийся после сложения депутатских полномочий другим «единороссом» Василием Толстопятовым.
В этой связи в мае 2013 года Совет директоров ОАО «Таманьнефтегаз» принял решение назначить генеральным директором компании Мишеля Литвака.
В деловой прессе отмечалось, что г-н Литвак находился в «хороших отношениях» с бывшим президентом ОАО РЖД Владимиром Якуниным – одним из некогда самых приближенных к президенту Путину бизнес-персон. В настоящее время Якунин включен в список лиц, в отношении которых США ввели санкции в связи с событиями вокруг Крыма.
Русский мир-2: западный кредит и конфликт с местным населением
С возобновлением активной фазы реализации проекта снова встал вопрос о привлечении длинных и дешевых кредитов, найти которые в России представлялось затруднительным.
Проекту «Русский мир-2» была присвоена категория «В», которая присваивается проектам, потенциальное неблагоприятное воздействие которых на население или экологически значимые регионы не сопряжено со значительным ущербом. Проекты такой категории не подразумевают проведение полноформатных общественных консультаций с предоставлением общественности полных материалов ОВОС.
Этот факт вызвал возмущение даже у администрации сельского округа, на территории которого должны были разместиться терминалы, а также у представителей экологических организаций, которые в апреле 2005 года направили открытое обращение в адрес Совета директоров МФК. В обращении указывалось, что согласно стандартам самой же МФК, крупным нефтегазовым проектам, а также проектам в области строительства портов и гаваней должна присваиваться категория «А».
Причем интересно, что когда в 2002-2003 годах МФК рассматривала заявку «Тольяттиазота» на кредитование аммиачного терминала, то проекту была присвоена как раз категория «А».
Обращение с предъявленными фактами никак не повлияло на намерение МФК выделить кредит на проект «Русский мир-2» и хотя бы даже пересмотреть категорию проекта.
В ответ от МФК была получена отписка за подписью членов команды проекта «Русский мир – 2» Ричарда Экрича и Стивена Бейли, в которой они утверждали, что «проблем с этим проектом не видят» и что «категоризация проведена корректно».
На решение о выделении кредита не повлияло даже то обстоятельство, что еще в конце 2004 года в действиях ЗАО «Таманьнефтегаз» при строительстве нефтяного терминала, был выявлен целый ряд грубейших нарушений.
В частности, Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю выявило факты проведения строительных работ при отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы (производство незаконных земляных работ на местеу будущей нефтеналивной эстакады, факт незаконной прокладки первых шести километров будущей железнодорожной линии к строящемуся порту и ряд других нарушений). В отношении компании даже возбуждалось административное производство.
Вид на терминал «Таманьнефтегаза» с дороги на мыс Панагия
Масла в огонь не самого хорошего отношения со стороны местного населения подлили аварийные ситуации, которые уже не раз случались и на самом терминале, и на его вспомогательной инфраструктуре уже не раз случались аварийные ситуации. Например, можно вспомнить серьезный инцидент 2012 года, когда на железнодорожных подъездных путях сошел с рельсов и загорелся состав с нефтепродуктами.
А в 2016 году во время погрузки нефтепродуктов в море попало до полутонны мазута.
Вряд ли кто-то даст гарантию того, что строительство в порту «Тамань» газохимического кластера не умножит и без того серьезные промышленные риски, связанные с эксплуатацией уже имеющихся перевалочных мощностей.
Почему не Таврида?
В связи с масштабными планами г-на Литвака и его партнеров напрашивается вопрос: а зачем строить порт в чистом поле, в не самом подходящем месте (в районе мыса Железный Рог), где нет закрытых глубоких гаваней, а есть открытая всем ветрам мелководная акватория, где приходится сооружать причалы длиной до 3 километров, чтобы на погрузку могли встать океанические танкеры и газовозы.
Здесь мы подходим ко второй части Марлезонского балета, и довольно интересной.
Дело в том, что никто всерьез и не собирался заниматься в Крыму никакими портовыми проектами. С самого начала, когда только Крым попал под международные санкции, стало понятно, что вести там морскую торговую деятельность не получится ни при каких обстоятельствах – просто потому, что ни одна вменяемая зарубежная судоходная компания не возьмет на себя риски заходить в крымские порты и возить оттуда грузы (это сулит арестами судов, исками, отказами страховых компаний от выплат и т.п.).
Однако портовые лоббисты, среди которых особое место занимал глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин, сумели, по данным прессы, заручиться поддержкой Владимира Путина. По информации издания Bloomberg, предложение «обдумать» идею отказа от строительства было передано правительству советником президента по экономическим вопросам Андреем Белоусовым «по просьбе Путина».
К концу 2014 года «просьба Путина» вылилась в концепцию Минтранса России по строительству транспортных подходов к Керченскому мосту уже в увязке с развитием железнодорожной инфраструктуры порта «Тамань», в связи с чем единственно приемлемым для властей маршрутом моста в Крым стало «тузлинское» направление – даже несмотря на то, что при таком варианте (19 километров над водной гладью) длина самого транспортного перехода через Керченский пролив увеличилось вчетверо по сравнению с другими вариантами маршрута.
Иными словами: всем жителям России пришлось из своего кармана раскошелиться за многократное искусственное удорожание проекта моста в Крым только лишь из-за того, что компаниям, которые ведут или планируют деятельность в порту «Тамань», и действующему с ними в связке ОАО «РЖД» понадобилось, по нашему мнению, за государственный счет решать свои коммерческие задачи.
Решение за жителями Тамани
Сын Мишеля Литвака Александр живет безбедно на деньги папы (фото: life.ru)
А ведь еще в не столь далеком прошлом поселку сулили заманчивые курортные перспективы: здесь было чистейшее море, рай для серферов и дайверов. Именно здесь расположен мыс Панагия (памятник природы Краснодарского края) – древний риф, оконечность которого превратилась в архипелаг скалистых островков, весьма необычных для побережья Краснодарского края.
Панагия могла бы стать точкой притяжения для туристов, но сейчас эти разговоры уже бессмысленны: попасть на мыс можно только по территории «Таманьефтегаза», и индустриальная зона уже целиком поглотила крошечный памятник природы.
Мыс Панагия: памятник природы оказался в окружении индустриальной зоны
Что будет дальше? Дальше будет знакомый и уже набивший оскомину сценарий: опять начнутся обещания золотых гор со стороны портовиков, опять местные чиновники будут петь в адрес ОТЭКО хвалебные дифирамбы.
Вряд ли жителям честно расскажут и про то, что метаноловые заводы еще и производят кучу попутных отходов: различных примесей, от которых очищают природных газ (сера и другие вещества), продукты очистки воды, из которой приготавливают пар перед его смешиванием с газом, отработавшие катализаторы и тому подобное.
Все это добро надо будет где-то хранить, как-то утилизировать и обезвреживать.
А в Аяно-Майском районе Хабаровского края местные жители добились проведения референдума по вопросу о запрете строительства крупнейшего в мире завода по производству метанола (он должен был взять на себя десятую часть всего мирового производства метанола) и не только практически поголовно проголосовали против, но и смогли отстоять легитимность референдума в судебном споре с прокуратурой.
Материалы технического задания на разработку ОВОС доступны в администрации Темрюкского района и администрации Таманского сельского поселения. Процедуру ОВОС планируется завершить в июле этого года.