мишель монтень краткая биография

Мишель де Монтень биография

Всего получено оценок: 90.

Мишель де Монтень (1533–1592) — французский писатель эпохи Возрождения, философ, гуманист и просветитель. Вошёл в историю как автор книги «Опыты», которая пользовалась большой популярностью среди образованных людей в XVI веке. Мишель де Монтень, биография которого тесно связана с просветительской деятельностью, был человеком передовых взглядов, чьё творчество намного опередило своё время.

Ранние годы

Будущий философ появился на свет 28 февраля 1533 года в фамильном замке во французском городе Сен-Мишель-де Монтень, расположенном неподалёку от Бордо. Мальчик родился с титулом дворянина, однако его семья лишь относительно недавно была причислена к аристократическому кругу Франции — до этого предки Мишеля были купцами.

Монтень-старший, занимавший пост мэра Бордо, имел своё представление о воспитании и образовании отпрыска. Он нанял Мишелю учителя, который говорил с мальчиком исключительно на латыни. В то время этот сложный язык был обязательным для всех образованных европейских элит. Интересный факт: на латыни разговаривать с Мишелем должны были все без исключения, и родители, и прислуга.

В возрасте 6 лет Мишель, получивший прекрасное домашнее образование, стал учеником престижной школы.

Родители позаботились о блестящем будущем для сына, купив ему судейскую должность. По окончании Тулузского университета, где Мишель углублённо изучал право и философию, он приступил к практике.

Начало карьеры

В молодости Мишель де Монтень планировал связать свою судьбу с политической деятельностью. Он был весьма амбициозным человеком, а происхождение и отличное образование позволили ему дважды избираться мэром Бордо. Кроме того, он получил опыт в качестве советника парламента.

Монтень пользовался славой образованного, мыслящего человека, и многие видные государственные и общественные деятели были его добрыми знакомыми.

Литературная деятельность

После смерти отца в 1568 году Мишель де Монтень получил большое наследство. Продав свою судейскую должность и выйдя в отставку, он поселился в родовом имении. Так, в возрасте 38 лет, он получил возможность заниматься тем, о чём давно мечтал, — литературой.

В 1572 году Монтень приступил к работе над своими философско-литературными «Опытами», и спустя 8 лет были опубликованы первые две книги. Просвещённая публика с восторгом приняла труд Мишеля де Монтеня, разобрав его на цитаты и афоризмы. «Опыты» стали, по сути, изложением мыслей Монтеня по поводу важных исторических событий, его наблюдений за самыми разными людьми. На протяжении многих лет эта книга пользовалась большой популярностью благодаря своему гуманизму, искренности и тонкому юмору.

При изучении краткой биографии Мишеля Монтеня стоит отметить путешествие по Европе, которое философ совершил сразу после публикации «Опытов». Он побывал в Германии, Австрии, Швейцарии, Италии. По возвращении домой он написал дополнения к первым двум книгам и опубликовал третью книгу «Опытов», которая во многом носила автобиографический характер.

Личная жизнь

В возрасте 32 лет Мишель де Монтень взял в жены девушку из зажиточного семейства, чьё богатое приданое только укрепило его материальное положение. В этом браке у супругов родилось много детей, но все они умирали в младенчестве. До зрелых лет дожила лишь одна дочь.

Скончался Мишель де Монтень 13 сентября 1592 года в собственном замке.

Источник

Мишель де Монтень

Биография

Мишель де Монтень – французский писатель, гуманист и просветитель. Философ эпохи Возрождения предпочел административной должности творческую деятельность. Он посвятил себя сочинительству. Главным произведением в литературной биографии автора стала книга «Опыты».

Детство и юность

Мишель де Монтень появился на свет 28 февраля 1533 года. Его родным городом оказался Сен-Мишель-де-Монтень, находящийся неподалеку от Бордо. Мальчик стал наследником гасконских купцов, чей род недавно обрел дворянский титул. У отца ребенка был собственный взгляд на воспитание детей, который реализовался в общении с сыном. Спорить было бесполезно, так как занимавший пост мэра Бордо чиновник был неумолим. Либерально-гуманистическая метода помогла юноше получить качественное домашнее образование, соответствующее статусу.

“On the highest throne in the world, we still sit only on our own bottom.” Michel de Montaigne, one of the most.

Ребенка обучал на дому наставник, взаимодействие с которым происходило исключительно на латыни. В 6 лет мальчик стал учеником престижной школы. Родитель позаботился и о будущем. К 21 году для отпрыска приобрели судейскую должность. Окончив Тулузский университет, где он изучал право и философию, Мишель начал практиковать.

Молодого человека всерьез заинтересовала политическая деятельность, и он питал надежды связать с этой сферой будущее. Молодой человек успел реализоваться как советник парламента и оказался придворным Карла XI, был причастен к осаде Руана и даже получил в награду орден Святого Михаила.

Последнее было мечтой юности для Монтеня. В ту пору орден давали в соответствии с происхождением, и претендовать на него будущий философ не мог. Но со временем регламенты упростили: получилось, что не мыслитель «дорос» до награды, а она «спустилась» к нему.

Личная жизнь

В 1565 году Мишель женился. Невеста была из зажиточного семейства, поэтому мужчина получил богатое приданое. Спустя 3 года после бракосочетания скончался отец. Он оставил наследнику имение, где тот и поселился. В 1571-м политик продал судейскую должность, вышел в отставку и получил возможность заниматься чем заблагорассудится, так как о доходе можно было не переживать.

Embed from Getty Images Памятник Мишелю де Монтеню

В семье Монтеня царили мир, гармония и взаимопонимание. У него было много отпрысков, но малыши не доживали до зрелого возраста. Дети погибали в юношеские годы или во младенчестве. В живых осталась только дочь.

Во взаимоотношениях с близкими философ придерживался взглядов, которые впоследствии описал в трудах. Он размышлял о том, что отношения с супругой должны быть дружными, даже если не испытываешь любви. Занимаясь воспитанием детей, следует заботиться об их здоровье и стараться дать все необходимое. Основные идеи писателя в части отношений кажутся консервативными, но в реальности вполне экологичны. Возможно, поэтому личная жизнь мыслителя со стороны казалась благополучной.

Книги и философия

Во многих вещах Монтень старался придерживаться лояльной позиции. Например, он пытался найти компромисс, рассуждая о религиозных войнах и противоположных точках зрений. Мишель придерживался схожего мнения с католиками, но близко общался и с гугенотами.

Гуманист пользовался авторитетом среди государственных деятелей, поддерживал доверительные отношения с мыслителями, писателями и политиками. Воспитание и образованность стали залогом репутации. Осведомленность Монтеня в области литературы, философии и актуальных тенденций помогла начать писательскую деятельность.

В 1572 году просветитель принялся за работу над произведением под названием «Опыты». Правда, официальное название книги было «Эссе». Это слово означает в переводе «наброски», «эксперименты», «опыты». Мишель де Монтень первым ввел его в обиход, а затем термин стали использовать и другие авторы. Вскоре появилось и производное, «эссеист».

Первая часть книги была издана в 1580-1581 годах. Она стала открытием для просвещенной публики. Труд сразу разобрали на цитаты и афоризмы, а критики и поклонники затеивали обсуждения и споры. После выхода сочинения мужчина отправился в путешествие по Европе. Спустя время он заочно узнал, что был избран мэром Бордо. Вернувшись на родину, писатель с удивлением понял, что отказаться от поста невозможно. В этом философа убеждал даже король Генрих III.

Занимая административную позицию во время гражданской войны, Монтень всячески пытался примирить гугенотов и католиков. Его произведение пришлось по духу обеим сторонам, поэтому те и другие пытались трактовать его в свою пользу.

Вновь предавшись литературным трудам, философ записывал новые рассуждения и корректировал прежние. В результате «Опыты» оказались сборником размышлений на разные темы. 3-я книга серии представляет собой описание путевых заметок во время путешествия в Италию.

Michel de Montaigne (1533–1592) https://en.wikipedia.org/wiki/Michel_de_Montaigne https://plato.stanford.edu/entries/montaigne/

Чтобы издать ее, автору пришлось приехать в Париж, где он попал в Бастилию из-за подозрений, павших на него в связи с дружбой с гугенотами. За философа заступилась королева, Екатерина Медичи. После этого Монтень вошел во французский парламент и в число приближенных Генриха Наваррского.

Вклад в науку, который Мишель внес своим произведением, сложно переоценить. Это был первый пример психологического этюда, не соответствующего привычным литературным жанрам того времени. Собственный опыт писателя переплетался с переживаниями и мыслями. Скептицизм здесь соседствует с искренней верой.

Автор писал о человеческой жизни, ее бытовой составляющей, интересных ситуациях. Он ратовал за педагогику, которая имела целью всестороннее развитие личности. Главную задачу человека Монтень видел не в том, чтобы гнаться за идеалами, а в том, чтобы быть счастливым. Философ также имел собственную точку зрения на социальные изменения, взаимоотношения представителей разных полов и прочее.

Смерть

Мыслитель и гуманист умер в сентябре 1592 года в родном имении, в библиотеке замка. В наследство потомкам писатель оставил библиографию из нескольких произведений, которые сейчас имеют художественную и культурную ценность.

Источник

Мишель монтень краткая биография

Мише́ль де Монте́нь (фр. Michel de Montaigne; полное имя — Мише́ль Эке́м де Монте́нь, фр. Michel Eyquem de Montaigne) Родился 28 февраля 1533, замок Монтень в Сен-Мишель-де-Монтень. Дата смерти — 13 сентября 1592, Бордо. Французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».

Биография
Монтень родился в фамильном замке в городе Сен-Мишель-де-Монтень (Дордонь) вблизи Перигё и Бордо. Его отец, участник Итальянских войн Пьер Эйкем (получивший аристократический титул «де Монтень») был в своё время мэром Бордо; умер в 1568 году. Мать — Антуанетта де Лопез, из семьи зажиточных арагонских евреев. В раннем детстве Мишель воспитывался по либеральной-гуманистической педагогической методике отца — его учитель, немец, совершенно не владел французским языком и говорил с Мишелем исключительно на латыни. Получил прекрасное образование дома, затем окончил колледж и стал юристом.

Во время гугенотских войн Монтень часто выступал как посредник между враждующими сторонами, его одинаково уважали король-католик Генрих III и протестант Генрих Наваррский.

В 1565 Монтень женился, получив солидное приданое. После смерти отца в 1568 г. он унаследовал родовое имение Монтень, где и поселился в 1571, продав свою судейскую должность и выйдя в отставку. В 1572 г., возрасте 38 лет Монтень начинает писать свои «Опыты» (первые две книги опубликованы в 1580 г.). Его близким другом был философ Этьен де ла Боэси, автор «Рассуждений о добровольном рабстве», некоторые части из которых Монтень включил в свои «Опыты». В 1580—1581 г. писатель путешествовал по Швейцарии, Германии, Австрии и Италии. Впечатления от этого путешествия отражены в дневнике, опубликованном только в 1774 г. В «Опытах» (Книга третья, Глава X — «О том, что нужно владеть своей волей») Монтень сообщает о себе, что дважды был мэром Бордо. По-видимому, это было после путешествия 1580—1581 г. («Горожане Бордо избрали меня мэром их города, когда я был далеко от Франции и ещё дальше от мысли об этом»).

Писатель скончался в замке Монтень 13 сентября 1592 года во время мессы.

«Опыты»
«Шекспир полон реминисценций из Монтеня, Паскаль и Декарт спорили с ним, Вольтер его защищал; о нём писали, на него ссылались полемически или одобрительно, Бэкон, Гассенди, Мальбранш, Боссюэ, Бейль, Монтескье, Дидро, Руссо, Ламетри, Пушкин, Герцен, Толстой»
История публикации
Работа над книгой началась в 1570 году. Первое издание вышло в 1580 году в Бордо (в двух томах); второе — в 1582 (с коррективами автора). Опубликованный впервые в 1954—1960 годах русский перевод «Опытов» (он впоследствии неоднократно переиздавался) был выполнен на основе издания А. Арменго (1924—1927), воспроизводящего так называемый «бордоский экземпляр» «Опытов» (издание 1588 г. — четвёртое по счёту — с рукописными коррективами автора). Между тем во Франции наряду с этой издательской традицией существует и иная (вариант текста, подготовленный после кончины писателя в 1595 г. Мари де Гурнон). Именно последний был положен в основу подготовленного исследовательским коллективом во главе с Жаном Бальзамо и выпущенного в серии «Плеяда» в 2007 г. издания «Опытов».

Жанр
Книга Монтеня, написанная как бы «скуки ради», отличается крайней прихотливостью построения. Никакого чёткого плана не наблюдается, изложение подчиняется прихотливым извивам мысли, многочисленные цитаты чередуются и переплетаются с житейскими наблюдениями. Совсем короткие главы чередуются с пространными; самая большая глава «Опытов» — обладающая вполне самостоятельной ценностью «Апология испанского богослова Раймунда Сабундского». Поначалу книга напоминала компиляцию античной учёности наподобие «Аттических ночей» Авла Геллия, но затем обрела своё неповторимое лицо. Монтень — родоначальник жанра эссе, которому было суждено большое литературное будущее. Само слово «эссе» (с фр. essais — «опыты, попытки») в его современном значении обязано своим происхождением Монтеню.

Философия Монтеня
«Опыты» Монтеня — это ряд самопризнаний, вытекающих преимущественно из наблюдений над самим собой, вместе с размышлениями над природой человеческого духа вообще. По словам писателя, всякий человек отражает в себе человечество; он выбрал себя, как одного из представителей рода, и изучил самым тщательным образом все свои душевные движения. Его философскую позицию можно обозначить как скептицизм, но скептицизм совершенно особого характера.

Скептицизм Монтеня — нечто среднее между скептицизмом жизненным, который есть результат горького житейского опыта и разочарования в людях, и скептицизмом философским, в основе которого лежит глубокое убеждение в недостоверности человеческого познания. Разносторонность, душевное равновесие и здравый смысл спасают его от крайностей того и другого направления. Признавая эгоизм главной причиной человеческих действий, Монтень не возмущается этим, находит это вполне естественным и даже необходимым для человеческого счастья, потому что если человек будет принимать интересы других так же близко к сердцу, как свои собственные, то ему будут недоступны счастье и душевное спокойствие. Он критикует человеческую гордость, доказывая, что человек не может познать абсолютной истины, что все истины, признаваемые нами абсолютными, не более как относительные.

Основной чертой морали Монтеня было стремление к счастью. Тут на него оказали громадное влияние Эпикур и особенно Сенека и Плутарх.

Учение стоиков помогло ему выработать то нравственное равновесие, ту философскую ясность духа, которую стоики считали главным условием человеческого счастья. По мнению Монтеня, человек существует не для того, чтобы создавать себе нравственные идеалы и стараться к ним приблизиться, а для того, чтобы быть счастливым.

«Одного философа, который был застигнут в момент любовного акта, спросили, что он делает. „Порождаю человека“, — ответил он весьма хладнокровно, нисколько не покраснев, как если бы его застали за посадкой чеснока» («Апология Раймунда Сабундского»)

К несчастьям неизбежным разумней относиться с покорностью, стараться поскорее свыкнуться с ними (заменить неисправность одного органа усиленной деятельностью другого и т. д). Что касается несчастий субъективных, то от нас самих в большой степени зависит ослабить их остроту, взглянув с философской точки зрения на славу, почести, богатство и пр. За обязанностями человека по отношению к самому себе следуют обязанности по отношению к другим людям и обществу.

Принцип, которым должны регулироваться эти отношения, есть принцип справедливости; каждому человеку нужно воздавать по заслугам, ибо так в конечном счёте проявляют справедливость и к самому себе. Справедливость по отношению к жене состоит в том, чтобы относиться к ней если не с любовью, то хотя бы с уважением; к детям — чтобы заботиться об их здоровье и воспитании; к друзьям — чтобы отвечать дружбой на их дружбу. Первый долг человека по отношению к государству — уважение к существующему порядку. Это не подразумевает примирения со всеми его недостатками, но существующее правительство всегда предпочтительней смены власти, ибо нельзя поручиться, что новый режим даст больше счастья или даже не окажется ещё хуже.

Политика и педагогика
Как в сфере нравственной Монтень не выставляет никаких идеалов, так точно не видит он их и в сфере политической. Желать изменения существующего порядка из-за заключающихся в нём — и зачастую неизбежных — пороков, значило бы, по мнению Монтеня, лечить болезнь смертью. Будучи врагом всяких новшеств, потому что они, потрясая общественный порядок, нарушают спокойное течение жизни и мешают человеку наслаждаться ею, Монтень — и по природе, и по убеждениям человек очень терпимый — сильно недолюбливал гугенотов, видя в них зачинщиков междоусобной войны и общественной неурядицы.

Если в своих политических убеждениях Монтень порой чересчур консервативен, то в своей педагогической теории он выступает смелым новатором. Во главе её он ставит принцип как можно более разностороннего развития. По мнению Монтеня, цель воспитания состоит в том, чтобы сделать из ребёнка не специалиста-священника, юриста или доктора, но прежде всего личность, с развитым умом, твёрдой волей и благородным характером; человека, который умел бы наслаждаться жизнью и стойко переносить выпадающие на его долю несчастья. Этот отдел «Опытов» Монтеня оказал влияние на значительную часть последующей педагогики. Отголоски его идей можно найти в педагогических трактатах Яна Амоса Коменского и Джона Локка, в «Эмиле» Руссо, а также в статье Николая Пирогова «Вопросы жизни».

Развивающее обучение
Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему общества, Монтень высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям. Воспитание по Монтеню должно способствовать развитию всех сторон личности ребёнка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием нравственных качеств.

Многие мысли Монтеня были восприняты педагогами 17-18 вв. Так, идея приоритета нравственного воспитания перед образованием подробно развита Локком, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ от принуждения в обучении явились своего рода основой теории естественного воспитания Руссо. Главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню является то, что развивающее обучение немыслимо без установления гуманных отношений к детям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение возможно только при индивидуализации обучения. В своей книге «Опыты» в главе «О воспитании детей» Монтень пишет: «Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребёнка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один всё решал и только один говорил; я хочу чтобы он тоже слушал своего питомца.» Здесь Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял говорить учеников, а затем уже говорил сам. «Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затвержённого урока, но и смысл и самую суть его, и судить о пользе, которую он принёс, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это».

«Пусть его душе будет привита благородная любознательность; пусть он осведомляется обо всём без исключения; пусть осматривает всё примечательное, что только ему не встретится, будь то какое-нибудь здание, фонтан, человек, поле битвы, происходящей в древности, места, по которым проходили Цезарь или Карл Великий». «После того как юноше разъяснят, что же, собственно, ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами логики, физики, геометрии и риторики; и, какую бы из этих наук он ни выбрал, — раз его ум к этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в ней успехов. Преподавать ему должны то путём собеседования, то с помощью книг; иной раз наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз он изложит содержание и сущность книги в совершенно разжёванном виде». В этом заключаются основы педагогической теории Мишеля Монтеня.

Источник

Мишель де Монтень

мишель монтень краткая биография. Смотреть фото мишель монтень краткая биография. Смотреть картинку мишель монтень краткая биография. Картинка про мишель монтень краткая биография. Фото мишель монтень краткая биография

Во время гугенотских войн Монтень часто выступал как посредник между враждующими сторонами, его одинаково уважали король-католик Генрих III и протестант Генрих Наваррский.

В книгах «Опыты», написанных в литературно-философском жанре, автор делится своими размышлениями над различными историческими фактами как прошлого, так и настоящего, наблюдениями над бытом и нравами людей самых разных возрастов и состояний, уровня культуры и положения в обществе.

«Опыты» отличались подлинно гуманистической моралью, были направлены против суеверий и схоластики, фанатизма и жестокости светских и духовных властей. Сравнивая современную ему цивилизацию с жизнью первобытных народов, он отдаёт явное предпочтение последним. Благоразумие, смешанное со скептицизмом, тонкий французский юмор, искренность и правдивость сделали «Опыты» Монтеня одной из любимейших книг людей на протяжении многих последующих веков.

мишель монтень краткая биография. Смотреть фото мишель монтень краткая биография. Смотреть картинку мишель монтень краткая биография. Картинка про мишель монтень краткая биография. Фото мишель монтень краткая биография

Основной чертой морали Монтеня было стремление к счастью. Тут на него оказали громадное влияние Эпикур и особенно Сенека и Плутарх.

Учение стоиков помогло ему выработать то нравственное равновесие, ту философскую ясность духа, которую стоики считали главным условием человеческого счастья. По мнению Монтеня, человек существует не для того, чтобы создавать себе нравственные идеалы и стараться к ним приблизиться, а для того, чтобы быть счастливым.

К несчастьям неизбежным разумней относиться с покорностью, стараться поскорее свыкнуться с ними (заменить неисправность одного органа усиленной деятельностью другого и т. д). Что касается несчастий субъективных, то от нас самих в большой степени зависит ослабить их остроту, взглянув с философской точки зрения на славу, почести, богатство и пр. За обязанностями человека по отношению к самому себе следуют обязанности по отношению к другим людям и обществу.

Писатель скончался в замке Монтень 13 сентября 1592 года во время мессы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *