мишка косолапый история конфет
Мишка косолапый история конфет
Немногие знают, что шоколадные конфеты «Мишка косолапый» — своеобразный советский кондитерский символ — родом не из СССР, а из царской России. Его история началась в мастерских «Товарищества паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений «Эйнемъ»», причем сама история создания конфеты давно обросла многочисленными легендами.
Примерно в 80-е годы XIX века на пробу Юлиусу Гейсу, руководителю «Товарищества «Эйнемъ»», принесли конфету: толстый слой миндального пралине был заключен между двумя вафельными пластинами и глазированным шоколадом. Находка кондитеров фабриканту пришлась по вкусу, тотчас появилось и название — «Мишка косолапый». По легенде, в кабинете Гейса висела репродукция картины Ивана Шишкина и Константина Савицкого «Утро в сосновом лесу», вследствие чего сначала было придумано название, а позднее и оформление нового лакомства.
Но когда же родился знаменитый фантик? В фонде ЦУНБ имени Н. А. Некрасова находится наиболее полный альбом дореволюционных и советских работ художника Мануила Андреева — автора сладкого символа.
В альбоме указана точная дата появления обертки «Мишки косолапого» — 1913 год. Если следовать этой записи, в 2013 году был 100-летний юбилей фантика легендарной конфеты.
На обёртке художник поместил сюжет картины «Утро в сосновом лесу» в обрамлении зеленых еловых веток и нарисовал Вифлеемские звезды, так как в те годы конфеты были самым дорогим и желанным подарком именно на рождественские праздники. Кстати, утверждал макет обертки уже сын Юлиуса Гейса, Владимир, который с 1907 года после смерти отца возглавил правление «Товарищества «Эйнемъ»».
После 1917 года рисунки и шрифты для этикеток и упаковок заимствовались со старых, «дореволюционных» образцов. Прежними оставались и наименования многих товаров. К тому же с победой Великой социалистической революции все стало всеобщим достоянием, в том числе и рецептуры конфет. Поэтому, когда с конца 1920-х годов начали выходить всесоюзные сборники рецептур, каждая советская фабрика могла повторить шедевр другого производителя.
Поле Великой Отечественной войны ученик Мануила Андреева Леонид Челноков восстановил произведение своего учителя. Будучи главным художником фабрики «Красный Октябрь» (бывшей «Эйнемъ»), он в 1958 году нарисовал фантик стограммовой конфеты «Мишка косолапый» для Всемирной выставки в Брюсселе, на которой «Красный Октябрь» получил Высшую награду. С этого времени «Мишку» стали выпускать многие кондитерские фабрики СССР, более 20 из которых печатали свою вариацию обертки, видоизменяя шишкинский сюжет. Пользуясь тем, что «Мишка косолапый» не был запатентован, в начале 90-х годов его стали выпускать даже в США. Во второй половине 90-х годов приоритет в использовании товарного знака «Конфеты «Мишки косолапый»» «Роспатентом» был закреплен за ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь».
Три медведя в сосновом бору: как картина Ивана Шишкина стала конфетой
МОСКВА, 25 янв — РИА Новости, Виктория Сальникова. 185 лет назад, 25 января 1832 года, родился Иван Шишкин, возможно, – самый «народный» русский художник.
В советское время репродукции его картин висели во многих квартирах, а знаменитые медвежата с полотна «Утро в сосновом лесу» перекочевали на фантики конфет.
Картины Ивана Шишкина до сих пор живут своей, далекой от музейного пространства, жизнью. Какую роль в их истории сыграл Владимир Маяковский и как медведи Шишкина попали на обертки дореволюционных конфет — в материале РИА Новости.
Двойка по арифметике
Знаменитую картину Шишкина в народе называют по-разному: «Утро в сосновом лесу», «Сосновый бор» и даже «Три медведя» (несмотря на то что медведей на картине четыре). Во многом виной тому сладости: новую «жизнь» произведению Шишкина подарили конфеты «Мишка косолапый» и шоколад «Три медведя».
Рецепт конфеты, как и ее упаковка, появились еще в дореволюционное время, когда фабрика называлась «Эйнем» — по имени ее основателя, немца Фердинанда Теодора фон Эйнема. Он много сил вкладывал в рекламу продукции и создал несколько серий конфет, в том числе «Русские художники и их картины».
Фабрика договорилась с Павлом Третьяковым, которому на тот момент принадлежала картина «Утро в сосновом лесу», и разместила репродукцию Шишкина на фантике.
«Заведи Сберкнижку!»
В советское время дизайн фантика не изменился, зато «Мишка» стал самым дорогим лакомством: в 1920-е килограмм конфет продавали за четыре рубля. У конфеты даже появился слоган: «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе Сберкнижку!». Эту фразу поэта Владимира Маяковского даже начали печатать на обертках.
Несмотря на высокую цену, лакомство пользовалось спросом у покупателей: художник и график Александр Родченко даже запечатлел его на здании Моссельпрома в Москве в 1925 году.
В 1950-е конфета «Мишка косолапый» отправилась в Брюссель: фабрика «Красный Октябрь» участвовала во Всемирной выставке и получила высшую награду.
Искусство в каждый дом
Но конфетами история «Утра в сосновом лесу» не ограничилась. Другим популярным направлением в советское время были репродукции классических произведений искусства.
История любимых советских конфет
История многих любимых советских конфет берет свое начало в царской России. Многие рецепты конфет были придуманы еще в 19 веке и держались владельцами в строгом секрете.
Революция и последовавшая за ней национализация сделали рецепты и упаковки конфет общественным достоянием. Присвоение известным кондитерским производствам патриотичных советских наименований лишили уникальности конфеты. Но качество шоколадных (и не только) конфет и их отменный вкус, известные еще до революции, стали близки сердцу каждого советского ребенка.
«Мишка косолапый»
Конфекты «Мишка косолапый» были придуманы в начале 20 века. Состав конфеты: 2 вафли, между ними миндальное пралине, покрытие из глазированного шоколада.
История создания названия и обложки простая – в кабинете у владельца «Товарищества Эйнем» висела репродукция картины «Утро в сосновом бору». Поэтому сначала придумано название, а затем разработано изображение. На боковой стороне конфеты были нарисованы две Вифлеемские звезды, поскольку конфеты были главным рождественским угощением.
Конфеты «Мишка косолапый» были недешевыми: один килограмм стоил в СССР 4-6 рублей.
«Мишка на севере»
«Мишка на севере» появился в 1939 году на фабрике имени Крупской (Ленинград). Это было вновь созданное в 1938 году предприятие. Конфеты «Мишка на севере» стало основным продуктом, которое выпускалось этой фабрикой в годы войны. В виду ограниченного набора продуктов приходилось использовать разные заменители, но все продукты соответствовали стандартам ГОСТ.
В советские годы один килограмм конфет «Мишка на Севере» стоил примерно 5 рублей.
«Белочка» — любимая советская конфета
Конфеты «Белочка» были придуманы Жоржем Борманом, владельцем кондитерского производства, в первые годы 20 века. В 1920 годах национализация всех фабрик бывшей Российской империи коснулась и «Жоржа Бормана». Фабрику назвали в честь Конкордии Самойловой и почти два десятилетия «Белочка» производилась под новым брендом.
В 1940-е годы фабрика Самойловой вошла в состав концерна имени Н. К. Крупской. И эта фабрика производила любимые советские конфеты «Белочка» долгие годы. «Белочку», в составе которой обязательно был фундук, всегда клали в новогодние подарки.
Один килограмм «Белочки» стоил около 5 рублей в советские годы.
Конфеты «Ну-ка, отними»
В 1913 году на фабрике Эйнем была придумана конфета «Ну-ка отними». Обертка была создана по идее, которая пришла в голову владельцу производства, Юлиуса Гейса. У него была статуэтка мальчика с дубинкой. Художник изобразил сурового парнишку с битой для игры в лапту и плиткой шоколада производства Эйнем. Весь вид ребенка выражал намерение защищать свое лакомство всеми доступными способами. Отсюда и название – «Ну-ка, отними».
Состав доревоюционных конфет был следующим: глазированные конфеты с пралине и вафлями.
Советская пропаганда не могла допустить выпуска обертки для конфет с жадным мальчиком. Считалось, что советские дети не могут быть такими. Поэтому выпуск «Ну-ка, отними» был приостановлен.
В 1947 году фабрика «Красный октябрь» решила возобновить производство этих сладостей. Был немного изменен рецепт и разработана новая обложка. Теперь конфеты «Ну-ка, отними» имели форму шара и кремовую начинку. Мальчика на обертке конфет перерисовали, убрав биту и сделав выражение лица более дружелюбным. В 1952 году на обложке разместили девочку с конфетой в руках, которая не давала конфету щенку.
«Каракум»
Конфеты «Каракум» были придуманы на фабрике «Красный октябрь». Для «эффекта песка из пустыни» в пралине была добавлена вафельная крошка. Знакомая обложка с верблюдами появилась не сразу. Сначала на ней был изображена только пустыня с песчаными барханами. Через некоторое время на обложке конфеты «Каракум» были дорисованы всадник и три автомобиля. А еще через несколько лет их заменили на «корабли пустыни» — верблюдов. В советские годы разные фабрики производили эти конфеты под своим брендом.
Любимые советские конфеты: ириски «Кис-кис», «Тузик» и «Буратино»
Производство молочных конфет, ирисок, началось ещё в 19 веке на санкт-петербургской фабрике. Кондитер Морна, французского происхождения, заметил похожесть формы конфет на цветки ириса. Название сохранилось. В Советское время производились несколько видов ирисок разной степени твердости.
«Птичье молоко»
Фабрики выпускали не только известные ранее конфеты и кондитерские изделия. Активно велась работа над созданием новых интересных вкусов. В 1967 году министр пищевой промышленности СССР во время поездки в Чехословакию попробовал местный десерт. Он привез образец в СССР и потребовал кондитерам попробовать воссоздать такие же сладости. Кондитер Анна Чулкова с фабрики «Приморский кондитер», Владивосток, смогла придумать рецепт конфеты «Птичье молоко». За это был вручен орден Ленина.
«Гусиные лапки» — любимые советские конфеты
Изначальное название этой конфеты было «Утиные носы» из-за сходства формы карамели с носом птицы. Вероятно, «Гусиные лапки» показались советским производителям более благозвучным.
«Раковые шейки»
Идея конфект «Раковые шейки» принадлежит «Товариществу Абрикосова и сыновей». Карамель делали из картофельной патоки и винного осадка. Начинку производители делали из сахара, миндаля, ванили и фруктового сиропа. Название конфета получила из-за сходства по форме с хвостом рака.
«Раковые шейки» были доступными сладостями в годы СССР, их стоимость составляла примерно 2 рубля за килограмм конфет.
«Батончики РотФронт»
Кондитерская мастерская Сергея Ленова существовала с 1826 года. В 1917 году она была продана и получила название «Кондитерская фабрика Московского Союза Потребительских Обществ». В 1931 году из солидарности с немецкими рабочими фабрика получила название «РотФронт».
В состав батончиков «РотФронт» входил шоколад, дробленый арахис и вафельная крошка. Рецептура сохранена сегодня.
Леденцы «Монпансье»
Разноцветные леденцовые конфеты в сахаре появились в Российской империи в конце 19 века. Такие конфеты еще назывались «ландрин», по фамилии первого торговца, который начал их продавать. Название «монпансье» – это фамилия персонажа романа Александра Дюма, которое позволило отличать маленькие леденцы от «петушков» на палочке и других животных.
В советские годы леденцы «Монпансье» продавались в железных банках и были редкостью. Сначала цвет и вкус леденцам придавали с помощью пряностей. Сегодня они, к сожалению, заменены на искусственные ароматизаторы и красители.
Любимые советские конфеты: сегодня
На сегодняшний день от оригинальной дореволюционной рецептуры, а затем и советской е осталось и следа. В целях удешевления производства какао-бобы заменяют на дешевые аналоги, а молочный жир – на растительные масла. От прежних любимых советских конфет остались лишь фантики и воспоминания.
Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:
Мишка косолапый история конфет
Завернутые в аккуратный ромбик с изображением игривых мишек в сосновом бору. Легендарные конфеты, прошедшие проверку временем и конкуренцию с другими сладостями и сейчас знакомы как сладкоежке так и людям равнодушным к сладкому.
Создали эту конфету еще до революции в мастерской «Товарищества Паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений «Эйнем», сегодня фабрика носит название «Красный октябрь». Сам Эйнем был немцем по происхождению и привычное для него немецкое угощение – пралине, вдохновило его на создание конфеты. Которая сегодня считается самой «старой» на фабрике.
Конфета «Мишка косолапый» — это конфета с начинкой типа пралине между двумя вафлями и покрыта шоколадом. А пралине – это масса из перетертого миндаля с сахаром и какао-маслом.
Фантик «Утро в лесу»
В начале конфета не имела своего знаменитого фантика и была завернута в фольгу. Пока в 1889 году русский художник Иван Шишкин не написал картину «Утро в сосновом лесу». Картина была продана за 4000 рублей в галерею Павла Третьякова. Много лет спустя, в 1913 году Юрию Хайсу – на тот момент управляющему товарищества Эйнем, принесли конфеты, а на стене кабинета висела репродукция картины Шишкина. Дальше, как вы уже догадались, безликая серая фольга была заменена на привычный нам фантик. Но кроме «шишкиновского» варианта существовали и другие, к примеру, в начале 1920 годов была обертка с надписью: «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе «Сберкнижку». Доля юмора присутствовала, килограмм мишек стоил 4 рубля за и это были самые дорогие конфеты.
После Второй мировой войны, художник фабрики «Красный октябрь» Леонид Челноков, восстановил т. е. нарисовал привычный нам фантик. Сделал он это для выставки в Брюсселе, на которой «Красный Октябрь» получил высшую награду.
Назад в СССР
История появления шоколада и конфет в России и СССР.
Нам сейчас кажется, что шоколад был всегда. Ну невозможно себе представить, что в этом мире когда-то не было шоколадных конфет. А между тем первая шоколадная плитка появилась только в 1899 году в Швейцарии. В России кондитерское производство до начала XIX века было, по большей части, кустарным. Активно осваивали русский кондитерский рынок и иностранцы. История появления шоколада в России началась в 1850 году, когда приехавший из немецкого Вюртенберга в Москву Фердинанд фон Эйнем открыл на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколадной продукции, в том числе и конфет.
В 1867 году Эйнем и его компаньон Гейс построили на Софийской набережной здание новой фабрики. Как гласят сведения из истории шоколада в России, эта фабрика одной из первых была оснащена паровой машиной, что позволило фирме быстро стать одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в стране.
После революции 1917 года все кондитерские фабрики перешли в руки государства – в ноябре 1918 года вышел декрет Совнаркома о национализации кондитерской промышленности. Естественно, что смена хозяев повлекла за собой и смену названий. Фабрика Абрикосовых получила имя рабочего Петра Акимовича Бабаева, председателя Сокольнического райисполкома Москвы. Фирма «Эйнем» стала называться «Красный Октябрь», а бывшая фабрика купцов Леновых была переименована в «Рот Фронт». Правда, идеи Маркса и Ленина, революционный настрой и новые названия никак не могли повлиять на технологию производства кондитерских изделий. Как при старой, так и при новой власти для производства сладостей нужен был сахар, а для изготовления шоколада – какао-бобы. И с этим были серьезные проблемы. «Сахарные» районы страны долгое время были под властью белых, а валюта и золото, за которые можно было купить заморское сырье, шли на закупку хлеба. Только к середине 20-х годов кондитерское производство было более-менее возрождено. Помог этому НЭП, предпринимательская жилка и рост благосостояния городских жителей позволили быстро увеличить выпуск карамели, конфет, печенья, пирожных. Свой отпечаток на кондитерскую отрасль наложила плановая экономика, пришедшая на смену НЭПу. С 1928 года производство сладостей было строго регламентировано, каждая фабрика была переведена на свой, отдельный вид продукции. В Москве, например, карамель производила фабрика имени Бабаева. Производителем шоколада в СССР была фабрика «Красный Октябрь», а печенья – «Большевик».
В годы войны многие кондитерские фабрики были эвакуированы из европейской части страны в тыл. Кондитеры продолжали работать, выпуская, помимо прочего, стратегически важную продукцию. В набор «неприкосновенного запаса» обязательно входила плитка шоколада, спасшая жизнь не одному летчику или моряку.
В те годы конкуренции между производителями шоколада в Советском Союзе, в традиционном ее понимании, не было. Кондитеры могли бороться за премии и звания, например «лучший в отрасли», за награды на выставках, за любовь, в конце концов, потребителей, но не за их кошельки. Проблемы со сбытом конфет и другой сладкой продукции могли быть у совсем уж нерадивых и «невкусных» производителей. Но и дефицита, по крайней мере в крупных городах, не было. Конечно, время от времени названия конфет в СССР, как «Белочка», «Мишка на Севере» или «Каракум» исчезали с прилавков, а «Птичье молоко» вообще редко на них появлялось, но обычно москвичи, киевляне или харьковчане могли купить, пусть не в каждом магазине, свои любимые лакомства. Исключение составляли предпраздничные дни. Каждое предновогоднее детское представление в театре или утренник заканчивались раздачей сладких наборов, из-за чего с полок магазинов в это время исчезали самые популярные сорта конфет. Перед 8 Марта с трудом можно было найти конфеты в коробках, которые вместе с букетиком цветов составляли «универсальный», не требующий от мужчин серьезных раздумий подарок к празднику.
Шоколадные конфеты, главным атрибутом которых является дроблённый фундук в начинке, а также стилизованное изображение белочки с орешком в лапках.
Первая «Белочка» появилась в начале 1940-х годов и производилась Кондитерской фабрикой имени Н.К.Крупской, которая входила в состав Ленинградского производственного объединения кондитерской промышленности. В советское время объем производства фабрикой этих популярных конфет достигал тысяч тонн в год.
Шоколадные конфеты изготавливались из орехового пралине с добавлением какао и дробленых вафель.
Изначально «Кара-Кум» был фирменной маркой Таганрогской кондитерской фабрики.
Конфеты «Мишка на Севере»
Мягкие глазурованные конфеты с ореховой начинкой, заключенной в вафельный корпус, получившие такое ласковое название «Мишка на Севере», кондитеры фабрики им. Крупской начали выпускать накануне Великой Отечественной войны, в далеком 1939 г. Конфеты настолько полюбились жителям города на Неве, что даже во время сложнейшего периода жизни Ленинграда, несмотря на все трудности военного времени и осадного положения, фабрика не прекратила производство этого лакомства и уже в 1943 г. выпустила 4,4 тонны конфет «Мишка на Севере». И как знать, может быть «Мишка на Севере» стал одним из тех важных элементов, что поддерживали в жителях блокадного города веру в победу.
Конфеты «Мишка косолапый»
«Мишка косолапый» — своеобразный советский кондитерский символ — родом не из СССР, а из царской России. Его история началась в мастерских «Товарищества паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений «Эйнемъ»», причем сама история создания конфеты давно обросла многочисленными легендами.
Примерно в 80-е годы XIX века на пробу Юлиусу Гейсу, руководителю «Товарищества «Эйнемъ», принесли конфету: толстый слой миндального пралине был заключен между двумя вафельными пластинами и глазированным шоколадом. Находка кондитеров фабриканту пришлась по вкусу, тотчас появилось и название — «Мишка косолапый». По легенде, в кабинете Гейса висела репродукция картины Ивана Шишкина и Константина Савицкого «Утро в сосновом лесу», вследствие чего сначала было придумано название, а позднее и оформление нового лакомства.
Конфеты «Красный мак»
Предположительно название конфет произошло от балета «Красный мак». В 1926 году в Большом театре готовилась постановка нового балета «Дочь порта», но руководство театра посчитало либретто балета Рейнгольда Глиэра недостаточно динамичным и мало интересным. Оживили сюжет постановщик и художник, а музыкальное оформление балета «Дочь порта», с позволения автора, были переведены на музыкальное оформление балета «Красный мак».
В сюжетную линию вплетены и отрицательные герои в образе заговорщиков и коварного начальника порта Хипса, и советские моряки, и юная китаянка по имени Тао Хоа, влюблённая в Капитана русского судна. Конфликт буржуа и большевиков, попытка отравления справедливого Капитана и трагическая кончина отважной девушки! В финальной сцене представители китайской бедноты – партизаны «красные пики» – несут тело смертельно раненой девушки на носилках, прикрывая её красным знаменем. Очнувшись, умирающая Тао Хоа передает окружающим детям алый цветок мака, подаренный Капитаном. В небе загорается огромный красный цветок. К нему идёт беднота, освобожденная от власти европейцев. На носилки с мёртвой Тао Хоа сыплются бесчисленные лепестки красного мака. Печальная и одновременно красивая история, разве не достойна она увековечивания в кондитерском искусстве?
Конфеты «Ну-ка отними!»
Конфеты с пралиновым корпусом, глазированные шоколадной глазурью.
Популярная в советское время конфета «Ну-ка, отними!» тоже была выпущена более ста лет назад на фабрике «Эйнемъ» благодаря художнику Мануилу Андрееву. На фантике он изобразил свирепого вида мальчугана с битой в одной руке и надкусанной плиткой шоколада «Эйнем» в другой. Не вызывало сомнений, что мальчик готов на все, чтобы доесть шоколад.
Карамель «Раковые шейки»
Карамель в виде подушечек с шоколадно-ореховой начинкой из обжаренного миндаля и какао.
Эти конфеты, а вкупе с ними «Гусиные лапки» и «Утиные носики», были фирменным продуктом кондитерских фабрик Алексея Абрикосова. После национализации фабрики популярные конфеты сохранили не только оригинальную рецептуру, но и название.
Название карамели связывают с внешним сходством формы конфет с вареными раковыми шейками.
Батончики «Рот Фронт»
Шоколадный батончик с добавление дробленых вафель, тертого арахиса.
Фабрика «Рот Фронт» берет начало с 1826 года, когда предприимчивый мещанин Сергей Ленов открыл «Кондитерскую мастерскую» по производству помадки и карамели в районе Замоскворечья. Вскоре продукция предприятия стала очень популярна и получила признание покупателей и купцов по всей России, а маленькая мастерская выросла в крупную фабрику «Торгового дома Г.А. и Е.С.Леновых».
Помадная масса, получаемая при уваривании сгущённого молока с сахаром, мелассой (патокой) и жиром (сливочным или растительным маслом либо маргарином).
В советское время наряду с «Кис-Кис» большой популярностью пользовался также ирис «Золотой ключик».
Считается, что название «ирис» дал партии молочных конфет работавший в Петербурге начала XX века французский кондитер Морна, или Морнас, заметивший сходство их рельефа с лепестками ириса.
Леденцовая карамель «Монпансье»
В Советском Союзе самыми популярными сладостями были леденцы в железных банках (монпансье). Фруктовые леденцы, маленькие, как таблеточки. Настоящие леденцы, из карамелизированного сахара.
Вкусы, как и цвета, были разные. Некоторые целенаправленно покупали, например, только лимонные, апельсиновые или ягодные, большинство же выбирали ассорти.
Это был первый в стране шоколад, разделённый на порционные кусочки. Мало кто знает, но его появлением в нашей стране мы обязаны Председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину. Во время своего визита во Францию чем-то подобным его угостили местные кондитеры.
Вдохновлённый Косыгин привёз французский шоколад с собой и дал указания Государственной кондитерской фабрике №2 немедленно начать собственное производство. В 1967 году шоколад под названием «Вдохновение» появился на прилавках. Для оформления упаковки была выбрана тема балета, который всегда был визитной карточкой нашей страны.
Молочный шоколад, изготавливавшийся в СССР с 1965 года.
В начале 1960-х годов правительством СССР была принята новая продовольственная программа, в которой особое внимание отводилось созданию массового, доступного по цене молочного шоколада. На различных фабриках в Москве начались эксперименты по созданию вкусного шоколада. В 1964 году советскими специалистами-кондитерами на московской фабрике «Красный Октябрь» была разработана подходящая рецептура, которая была внедрена в производство одновременно с «Красным Октябрем» на фабриках «Рот Фронт» и им. Бабаева, а затем на многих других советских кондитерских фабриках. Первыми «Алёнками» стали бабаевская — девочка в синем платочке — и две рот-фронтовские — девочка с лейкой и девочка с собачкой и зайчиком. Название шоколад получил по имени дочери Валентины Терешковой Елены.
До 1964 года у «Алёнки», выпускаемой «Красным Октябрём», не было постоянного оформления обёртки. Шоколадки первое время выпускались с разными изображениями и разным цветом обёртки. В итоге фабрика приняла решение по выработке своего фирменного портрета «Алёнки». Было предложено использовать в оформлении обложки картину Васнецова «Алёнушка», но эта идея поддержки не получила. И тогда руководство фабрики через газету «Вечерняя Москва» объявило конкурс на фотографию девочки, которая впоследствии станет темой оформления шоколадки. В конкурсе победила фотография заслуженного работника культуры РСФСР Александра Геринаса, которую тот сделал в 1960 году. На фотографии была изображена восьмимесячная дочь Геринаса Елена в шёлковом платке.