мишлен как зовут персонажа
Пьяница, курильщик и просто хороший человек. История знаменитого лого Michelin
Фото Michelin, flickr.com
Фото Michelin, flickr.com
Если с «переобувкой» с «лета» на «зиму» лучше не затягивать, то сезонная смена шин в обратном направлении вполне может немного «потерпеть» – именно такие результаты показал наш опрос в Telegram-канале в начале мая. На момент опроса 35% водителей признались, что все еще ездят на «зиме». А раз вопрос с «переобувкой» по-прежнему актуален или как минимум не забыт, предлагаем вспомнить историю одного из самых знаковых логотипов шинной отрасли – шинного человека под именем Бибендум от компании Michelin.
«Родственник» Гамбринуса
Сама Michelin была основана в 1889 году и в самом начале становления занималась производством шин для велосипедов. Со временем интересы компании стали шире, как следствие – она начала осваивать рынок автомобильных шин. Сейчас ее символ – жизнерадостный и добродушный человек из шин, который рад всему и всем. Но таким он был не всегда.
Годом «рождения» Бибендума принято считать 1894-й, когда во французском Лионе проходила международная выставка. Ею целью было поддержание торгового оборота и продвижение Французской колониальной империи. За время проведения выставку посетило почти 4 миллиона человек. На экспозиции нашлось место в том числе и для продукции Michelin.
Рождение Бибендума вышло незамысловатым. После того как ответственный за оформление стенда сложил шины «столбиком», один из братьев-основателей заметил интересную схожесть получившейся композиции с человечком. Оставалось только добавить руки и придать ему немного человеческих черт.
О человеке из шин забыли на несколько лет, пока за дело не взялся художник и карикатурист Мариус Российон, который также был известен под псевдонимом О`Галоп. Одному из братьев Michelin понравилась его работа с изображением Гамбринуса – короля, который считается изобретателем пивоварения. Гамбринус на эскизе был показан как типичный любитель пива, с внушительных размеров животом и бокалом в руке.
Поэтому не то по заказу Michelin, не то в результате совместного мозгового штурма Michelin и О`Галопа Бибендум стал «вариацией на тему»: стопка шин на первом рекламном плакате обрела человеческий вид. Бибендум получился толстяком со складками-шинами, с бокалом шампанского в руке. Шампанское было не главным – в бокале помимо напитка были гвоздки, осколки, камни и все то, от чего обычно страдают шины.
Nunc est Bibendum с латинского можно перевести как «время выпить», а в более свободной интерпретации с привязкой к изображению она означала, что шинам Michelin все равно что «пить», ведь они не боятся на дороге ничего и «глотают» все препятствия. По бокам от Бибендума сидели еще два персонажа, которые на его фоне выглядели сдувшимися и в принципе не внушали доверия. Говорят, что человек слева был нарисован не просто так. Это была карикатура на Джона Данлопа, который запатентовал пневматическую шину.
Чего такой дерзкий?
В начале популяризации нового рекламного образа у шинного человека было несколько прозвищ наподобие «дорожного пьяницы». Согласитесь, звучит не очень. Однако вопрос с его именем, как и с рождением, также решил случай. В 1898 году один из участников гонки Париж – Амстердам – Париж, увидев Андре Мишлена, закричал: «Смотрите – Бибендум!» Шутка удалась намного больше, чем можно было представить поначалу. Имя «прилипло», как это часто бывает в обычной жизни с обидным или не очень прозвищем.
Бибендум начал рекламировать и представлять бренд в самых различных ситуациях. Его образ менялся в соответствии с веяниями времени. Сначала это был эдакий весельчак с пенсне и сигарой, которые могли считаться показателями успешности и статуса.
Он также мог без зазрения совести подразнить конкурентов или появиться в обществе дам. К примеру, на плакате 1905 года Бибендум «бил» соперников «обувью» с металлическими вставками – так Michelin демонстрировала технологию, которая позволяла еще больше усилить протектор в борьбе с гвоздями. Гвозди на дорогах тех времен были актуальной проблемой: их то и дело теряли подкованные лошади. Также поговаривают, что металлические вставки во многом стали в том числе и прообразом современных шипов.
Всем ЗОЖ
Со временем образ сменился на более добрый и в каком-то смысле правильный: дерзкий некогда Бибендум стал покровителем автомобилистов, он всегда готов выручить и прийти на помощь.
Публикации с его участием становятся более сдержанными, сам Бибендум бросил пить и курить, а к 1980-м даже начал заниматься спортом. К слову, на счету О`Галопа, которому Бибендум многим обязан, около 200 работ.
Изменились и шины, из которых он состоит: тонкие покрышки заменили шины более привычного размера. Между тем в 1912 году менялся даже цвет Бибендума, когда из-за изменения состава цвет поменяли сами шины. Внешность черного цвета не прижилась. В компании объяснили это трудностями в печати рекламных плакатов, а вовсе не каким-либо проявлением расизма.
Как бы то ни было, Бибендум до сих пор жив и чувствует себя превосходно, несмотря на возраст более 120 лет. Он не раз появлялся в поп-культуре, из-за чего дело иногда даже доходило до судов, у него были собственные колонки в печатных изданиях, ему даже посвятили дизайнерский стул – жизнь у Бибендума насыщенная.
В 2018 году логотип был признан ни много ни мало «иконой тысячелетия». Получившийся персонаж стойко ассоциируется с Michelin. Кажется, если пропадет он, то и от компании не останется ни следа.
Человек-Мишлен, он же Бибендум. Странная история странного маскота Michelin
Французская компания Michelin является вторым в мире по размерам и выручке производителем автомобильных шин (после японского Bridgestone). А маскот компании переставляет собой один из самых узнаваемых корпоративных символов. Причем не только среди производителей шин, а вообще. Человек-мишлен (Michelin man), известный также как Бибендум, более чем за 120 лет своего существования стал неотъемлемой частью идентичности Michelin.
Откуда взялся человек-мишлен, и как он получил имя Бибендум
История такого странно выглядящего существа просто обязана была начаться странно. В 1894 году братья Эдуард и Андре Мишлен, основатели компании Michelin, принимали участие в промышленной выставке в Лионе. Считается, что Андре увидел шины, сложенные на стенде компании и обратился к брату: «Смотри, с руками и ногами из них получился бы человек.»[1]
Спустя четыре года эта причудливая фантазия была воплощена карикатуристом Мариусом Росильоном, известным также под псевдонимом O’Galop.
Художник показал Андре Мишлену свой плакат, нарисованный для одной мюнхенской пивоварни. На плакате был изображен Гамбринус, легендарный король, считающийся изобретателем пивоварения. Надпись сверху гласила «Nunc est bibendum». На латыни это значит: «Время выпить» (дословно, «теперь напиток»). Это цитата из древнеримского поэта Горация.[1]
Андре Мишлен предложил Росильону переделать плакат, «одев» Гамбринуса в шины. Художник так и поступил. Получился странный плакат, на котором человек-мишлен, состоящий из белых шин (черные шины начали производиться только в 1912 году), поднимает бокал и предлагает выпить.
Плакат Michelin, нарисованный Мариусом Росильоном в 1898 году. Wiki Media, public domain
Плакат был использован на ралли Париж-Амстердам-Париж в июле 1898 году. Во время ралли один из гонщиков по имени Леон Тери прочитав надпись на плакате, прокричал Андре Мишлену: «voila Bibendum, vive Bibendum!». Тери не знал, что это слово означает «напиток», а надпись на постере осталась от короля Гамбринуса. Таким образом человек-мишлен получил свое имя — Бибендум.[1]
Эволюция маскота Michelin
Изначально Бибендум представлял собой довольно брутальную фигуру. Большой, бесформенный, в очках, с сигарой в зубах и бокалом в руке. Иногда это изображение дополнялось довольно неуклюжим слоганом: «Шины Michelin выпивают все препятствия».
На рубеже 19-го и 20-го веков подобный образ был уместен. Он символизировал достаток сословия, которое могло позволить себе автомобиль. Тем не менее, в те же времена человек-мишлен получил и довольно неприятное прозвище «дорожный пьяница».
Реклама Michelin 1919 год. Flickr/Don O’Brien
Бибендум постепенно менялся. В 1920-х он лишился очков, а затем и сигары. В 1950-х он стал еще более округлым. Иногда он изображался толкающим перед собой шину, а иногда — танцующим под дождем. К началу 21 века человек-мишлен, напротив, похудел и стал выглядеть почти спортивно.[1], [2]
За свою историю компания Michelin несколько раз пыталась отказаться от своего маскота. Но каждый раз возвращалась к нему. Бибендум — странный маскот, но он стал неотъемлемой частью компании. Без него, Michelin — уже не Michelin.
Человек-мишлен (Michelin man). Flickr/Steven Tyler PJs
Историк дизайна и куратор Ален Вэйл так высказался о человеке-мишлене:
«Когда персонаж превращается в икону, ни у кого уже не возникает вопроса, хорош он или плох. В какие-то моменты компания Michelin переставала использовать его, но начинала снова. Он просуществовал так долго, поскольку так долго существует бренд. И такое происходило со многими другими выдающимися логотипами.»[1]
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
История компании «Мишлен» (Michelin). Часть 1
Французская компания «Мишлен» («Michelin»), производитель дорожных шин, как правило, ассоциируется с логотипом фирмы. Это так называемый «Бибендум», который выглядит как стопка шин в образе человека. Данная торговая марка является одной из самых узнаваемых в мире. История компании имеет глубокие корни — она существует уже более полутора веков. Изначально предприятие называлось «Барбьер Дюбре и Ко.» — по фамилиям двух своих основателей. Современное название компания получит чуть позже, когда в семейный бизнес придут братья Мишлен — Андре и Эдуард. Что касается логотипа — «человечка Мишлен», идея его создания пришла лишь через 65 лет после первых шагов в этом направлении.
А первые шаги были сделаны в далеком 1829 году, когда Эдуард Дюбре (Édouard Daubrée) женился на шотландке Элизабет Пью Баркер (Elizabeth Pugh Barker), племяннице небезызвестного ученого-химика Чарльза Макинтоша (Charles Macintosh). Макинтош создал водонепроницаемый плащ из каучуковой ткани, названный впоследствии его именем, и получил патент на свое изобретение в 1823 году. Плащ макинтош был невероятно популярен в середине XIX века, его предпочитали носить такие знаменитости как Фрэнк Синатра и Дин Мартин.
Элизабет Пью Баркер впервые создала игровые мячики из каучука для детей и стала заниматься их производством во французском регионе Овернь. Поначалу она делала их вручную, а затем с помощью механизма, созданного ее мужем Эдуардом Дюбре.
Спустя некоторое время, супруг Элизабет решил расширить производство каучуковых мячиков, и в 1832 году, с помощью своего кузена Аристида Барбьера (Aristide Barbier), открыл небольшое предприятие по созданию сельскохозяйственной техники и тех самых мячиков в городе Клермон-Ферран (Clermont-Ferrand). Братья-предприниматели поняли, что каучук может стать очень востребованным материалом в быстро развивающейся индустриальной эпохе. Они начали его активное использование при производстве всевозможных сантехнических прокладок.
В 1863 году основатели компании подписали договор о сотрудничестве и назвали фирму «Барбьер Дюбре и Ко.» («Barbier Daubree and Co.»), которую в том же году они переименовали в «É. Daubrée and Co.». Спустя четыре года бизнес-партнером компании становится юрист по профессии, некий Бидо (J. G. Bideau). А Эрнест Дюбре (Ernest Daubrée) заменяет своего отца Эдуарда на посту директора. Год спустя название меняют на «J. G. Bideau & Co.».
В годах умирают первые основатели — Аристид Барбьер и Эдуард Дюбре и предприятие оказывается на грани банкротства. На тот момент фирма специализировалась на производстве сельскохозяйственного оборудования, а также всевозможных шлангов, приводных ремней из вулканизированного каучука.
Чтобы как-то поправить сложившуюся ситуацию в компании и продолжить дело своего деда Аристида Барбьера, в 1886 году в Клермон-Ферран из Парижа приезжает его внук — инженер Андре Мишлен (André Michelin). Через три года Андре просит своего младшего брата Эдуарда помочь в управлении компанией. Эдуард Мишлен (Édouard Michelin) закрывает свою художественную студию в Париже и становится совладельцем предприятия, которое отныне именуется «Michelin & Co.».
К этому моменту завод Мишлен занимает участок земли в 12 гектаров в городе Клермон-Ферран, где работает 50 человек. Строятся целые кварталы для рабочих фабрики. Бурное строительство жилых домов решает проблему активного роста населения города, связанную с расширением промышленной деятельности фирмы. Новые рабочие кварталы выстроены с симметричными улицами и блоками домов, разделенными на четыре семейных типа жилья. Улицы назывались, например, так: «Улица Доброты» или «Улица Веры». Развитие этого французского местечка сопровождается созданием клиник, школ, церквей, магазинов, городских садов. По сей день планировка города сохраняет следы прошлой застройки. Предпринимаются попытки оживить деятельность компании с помощью выпуска тормозных колодок под названием «Тишина» («The Silent»). Эта продукция отражает зарождающийся интерес компании к транспортным средствам.
В 1891 на завод Мишлен заезжает велосипедист, ему понадобилось отремонтировать шины производства фирмы «Dunlop» (старейшей в мире компании по производству шин). На ремонт ушло три часа и еще целая ночь для того чтобы шина высохла, ведь потом ее нужно было приклеить к ободу. На следующий день после ремонта Эдуард Мишлен выкатил велосипед во двор фабрики, чтобы испытать результат, но, проехав сто метров, шина сдулась. После этого случая Эдуард Мишлен вознамерился создать идеальную шину, которую было бы очень легко ремонтировать. Уже в этом году братья Мишлен регистрируют свои первые патенты на сменяемые шины, которые можно было ремонтировать за 15 минут.
В 1891 году состоялся первый велосипедный марафон Париж-Брест-Париж (1200 км), в котором победил Чарльз Терронт (Charles Terront) — он проехал весь маршрут за 71 час 22 минуты. Организатором велогонки было известное парижское издание «Le Petit Journal», на обложке которого и появился Терронт со своим велосипедом на шинах Мишлен, это послужило хорошей рекламой для ранее малоизвестного производителя шин.
В 1892 году компания организовывает велогонку Париж—Клермон-Ферран. Братья Мишлен рассыпают на дороге гвозди, доказав этим, что со сменной шиной спущенное колесо больше не является серьезной проблемой. В 1895 году братьями Мишлен был создан первый автомобиль, снабженный пневматическими шинами и названный в связи с этим «Эклер». Его вывели на гонку Париж-Бардо-Париж — впервые автомобиль «парил в воздухе»!
Эдуард и Андре Мишлен посещают выставку «Universal and Colonial Exhibition» в Лионе, где один из стендов был декорирован грудой шин, сложенных одна на другую. Эдуард заметил, что «если к этой груде шин приделать руки и ноги, то она будет похожа на человека». Спустя четыре года после этого случая, Андре познакомился с карикатуристом Мариусом Россиллоном (Marius Rossillon), известного под псевдонимом О’Галоп (O’Galop).
Художник показал Андре свой рекламный набросок, на котором была изображена крупная фигура, держащая огромную кружку пива и произносящая слова древнеримского поэта Горация на латинском языке: «Nunc est bibendum» («Если пить — так сейчас!»). Эта картинка должна была стать рекламой Мюнхенского пивоваренного завода, но клиент по каким-то причинам отказался от нее. Андре сразу согласился заменить имеющуюся фигуру персонажем, сделанного из шин. Так и родился символ компании Мишлен — Бибендум. Сегодня он является одним из самых узнаваемых торговых брендов, и представлен более чем в 150 странах мира.
1898 год принято считать днем рождения официального символа компании, потому что именно тогда был готов первый рекламный постер с Бибендумом. Он был изображен в образе посетителя бара, предлагающего выпить из кружки, в которой находились различные предметы, представляющие опасность на дороге — гвозди, острые камни, битое стекло и так далее. Подписью служило следующее изречение в буквальном переводе: «За ваше здоровье, так сказать. Шины Мишлен выпьют до дна все препятствия» (фр. «C’est à dire: À votre santé. Le pneu Michelin boit l’obstacle»). Другими словами, реклама давала понять потенциальному потребителю, что шины Мишлен смогут обеспечить водителю и пассажирам автомобиля комфортную и мягкую поездку, несмотря ни на какие дорожные «шероховатости».
Компания использовала этот постер в течение 15 лет, лишь подставляя названия новой продукции под изображение Бибендума. Нельзя сказать наверняка, когда слово «Бибендум» стало нарицательным именем для персонажа. Однако доподлинно известно, что в 1908 году компания Мишлен опубликовала в одной из газет колонку под названием «Бибендум».
В 1898 году в Российской империи (Санкт-Петербург) выходит первая отечественная книга, посвященная автомобилям: «Самодвижущиеся экипажи с паровыми, бензиновыми и электрическими двигателями». Издателем выступил Н. Песоцкий.
Две главы были посвящены рассказу о компании Мишлен, ее продукции и шинных тестах. В 1899 году автомобиль под названием «Jamais Contente» проехал со скоростью 100 км/ч — на нем были шины от Мишлен. Это стало новым рекордом по быстроте езды на автомобиле.
Почему покрышки раньше были белые?
Наверняка, каждому из Вас знаком этот милый резиновый человечек из рекламы покрышек. Его зовут Бибендум. С 1 января 1889-го года он является официальным торговым символом французской компании Michelin (на русском — Мишлен). На первый взгляд, Бибендум имеет довольно причудливый вид: у него округлое тело, которое чем-то напоминает пуховик из-за множества нескольких наслоившихся друг на друга фрагментов. При этом сам он с головы до пят полностью белый. Однако на самом же деле, его забавная внешность вполне объяснима.
Дело в том, что с самого момента своего создания и по сей день, Бибендум символизирует автомобильную покрышку, а если быть точнее, то множество сложенных поверх друг друга покрышек. Именно поэтому его прорисованное тело имеет столь необычный рельеф. Но если он выглядит как стилизованные шины, то почему эти шины белые? Мы ведь привыкли, что в автомобилях, в велосипедах, в сельскохозяйственной технике покрышки черные. Да они даже у шасси самолетов черные! Но и на этот сложный вопрос есть достаточно простое пояснение.
Оказывается, что абсолютно все автомобильные и велосипедные покрышки до 1912-го были белые! Да-да, не нужно удивляться. Можно попробовать вспомнить очень старые раритетные кинофильмы, в которых герои разъезжали практически на первых экземплярах автомобилей. Припоминаете? Кроме этого, Вы могли видеть белые покрышки у автомобилей в различных мультфильмах. Возможно, Вы и не придавали этому значения и думали, что это просто такой стиль прорисовки. Но в действительности же, это реальный цвет автомобильных покрышек.
Как известно, автомобильные и велосипедные шины производят из резины. А резина, в свою очередь, это продукт, получаемый за счет вулканизации каучука, серы и других связующих компонентов. При этом основным элементом, конечно же, служит каучук. Вплоть до 1900-го года весь каучук был натуральным. Его добывали в тропических лесах из стволов, листьев, а также из ветвей и плодов каучуконосных растений. Поскольку оттенок натурального каучука бело-молочный, то вся вулканизированная резиновая смесь получалась именно такого цвета.
Состав резины периодически модифицировали для увеличения прочностных характеристик, а также для улучшения показателей устойчивости к износу и достижения лучшей стойкости к агрессивным веществам. Однако после добавления в смесь углерода, который выступал как стабилизатор, цвет резинотехнической смеси изменился на более привычный современному человеку черный. Естественно, что все последующие покрышки и другие резиновые изделия, которые выпускались из сырья с подобным составом, были преимущественно черного цвета.
Однако белый Бибендум буквально за пару десятилетий стал узнаваемым во всем Мире и вызывал у множества людей прямую ассоциацию с компанией Michelin. При таком раскладе менять его цвет с белого на черный было рискованно и, как минимум, неразумно. В Мишлен это прекрасно понимали, поэтому сохранили первоначальный оттенок. За более чем 200 лет существования этой компании прорисовка Бибендума менялась несколько раз. Изменяли его очертания, форму, выражение глаз. Однако фирменный белый цвет сохранился до сих пор.