мистический персонаж на полотнах врубеля

д е м о н

персонаж картины Врубеля

• (первонач. греческое божество) в языческие времена всякий дух вообще, добрый или злой; в христианстве — только злой: сатана, бес, дьявол (мифическое)

• Баби из древнеегипетких мифов

• ангел после падения

• в греческой мифологии и религии дух, сособствующий или препятствующий человеку, в христианстве — злой дух, бес, дьявол

• его нарисовал Врубель, а Лермонтов соединил с Тамарой

• злобное хтоническое существо в мифологии многих народов мира

• опера А. Г. Рубинштейна

• поэма М. Лермонтова

• стихотворение А. Пушкина

• стихотворение А. Блока

• рассказ Эдгара По «. извращенности»

• как начиная с шестого века до нашей эры, древние греки называли всех богов не имевших имени?

• кто такой Вельзевул?

• «печальный дух изгнанья» у Лермонтова

• опера русского композитора А. Рубинштейна

• картина русского художника М. Врубеля

• идиллия русского поэта XIX века А. Дельвига

• сатана в поэме Лермонтова

• его изгоняют из человека

• собиратель падших душ

• дух, что вселяется в человека

• альтист Данилов из романа Владимира Орлова

• Злой дух, бес, дьявол

• Поэма М. Лермонтова (1839)

• Стихотворение А. Пушкина

• его изгоняют из одержимого

• как начиная с шестого века до нашей эры, древние греки называли всех богов не имевших имени

• кто такой Вельзевул

• м. греч. злой дух, диавол, сатана, бес, черт, нечистый, лукавый. Сатана, кто во лжи, по кичливости духа; диавол, кто во зле, по самотности; демон, кто в похотях зла, по любви к мирскому. Демонов, ему принадлежащий; демонский, ему свойственный, к нему относимый. Демониться, церк. демонствоватися, бесноваться, быть одержиму бесом. Демоноговение ср. церк. идолопоклонство; демоночтец м. идолопоклонник. Демонострашие ср. страх, наводимый демонами. Демонология ж. учение о духах, о бесплотных существах. Демономания ж. помешательство, в котором человек считает сам себя бесноватым, одержимым

Источник

Мистика в художественном творчестве М.А. Врубеля

Первоначально направление символизма было присуще литературе. Но в конце XIX века во Франции зародилось данное направление и в изобразительном искусстве, а в ХХ веке набрало популярность у художников России.

Символизм в России связан с рядом известных имен: Н.Рерих, В.Серов, М.Врубель. Характерной особенностью их живописи можно назвать концентрацию на загадочности и таинственности объекта. Русских живописцев серебряного века интересуют душевные терзания персонажей, а также сцены мифологической тематики. Данный стиль тесно связан с романтизмом.

Несмотря на свой великий дар, при жизни Михаил Александрович Врубель так и не был понят. Как и у всех символистов его живопись была наполнена тайной. Редкий дар граничил с безумием. За свой талант художник заплатил немалую цену. В творчестве М.А. Врубеля прослеживается проблема «демонизма». Иными словами, обращение к разрушению устоявшихся ценностей.

Исследованием творчества М.А. Врубеля занимались многие известные деятели, в их числе искусствоведы, художники, писатели. Мнения о творчестве художника разделились. Одни считали его бездарностью и шарлатаном, другие гением.

мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть фото мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть картинку мистический персонаж на полотнах врубеля. Картинка про мистический персонаж на полотнах врубеля. Фото мистический персонаж на полотнах врубеля

Тамара и Демон. 1890-1891. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова «Демон»

Хвалебные отзывы Врубель получил от Ф.

«Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля – больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но также могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Это был настоящий творец-художник, он знал природу, понимал ее краски и умел их передать, но он не был рабом ее, а скорее соперником».

Непредвзятую и обстоятельную оценку живописи М.Врубеля дал всемирно известный русский художник и историк искусств Александр Николаевич Бенуа. В своей книге «История русской живописи в XIX веке» он проанализировал творчество Врубеля:

«Из художников, выдвинувшихся в самое последнее время, наибольшие толки вызвал Врубель. Врубель для большинства людей, даже очень внимательно следящих за русской живописью, остается до сих пор загадкой. Отчасти это, впрочем, зависит от того, что он до последнего времени крайне редко и далеко не полно являлся на выставках, но, с другой стороны, и то немногое, что удавалось публике видеть из работ художника, скорее смущало, нежели радовало ее».
мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть фото мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть картинку мистический персонаж на полотнах врубеля. Картинка про мистический персонаж на полотнах врубеля. Фото мистический персонаж на полотнах врубеляМ.А. Врубель родился 5 марта 1856 года в семье военного. Мать будущего художника умерла, когда ему едва исполнилось три года. Врубель рос любознательным ребенком, с детства его интересовали музыка, театр, изобразительное искусство, он углубленно изучал латинский язык и читал произведения древнеримских поэтов в оригинале. По настоянию отца занятие искусством отходят на второй план, и в 1874 году М.А. Врубель поступил в Петербургский университет на юридический факультет, чтобы получить рабочую профессию. Но в 1880 году его все же зачислили в Академию художеств.

Обучаясь в Академии, М.А. Врубель уделяет много времени самостоятельной работе. Он считает, что вдохновение – это не что иное, как душевное состояние и следует много и упорно работать для того, чтобы его достичь. Сферой его интересов на протяжении всего творческого пути будет личность. Со своим единомышленником — русским живописцемВ.А. Серовым они введут в лексикологию изобразительного искусства такое понятие, как «культ глубокой натуры».

1884 год был определяющим в жизни художника. Врубель принял решение оставить Академию художеств и переехать в Киев по приглашению А.В. Прахова, русского историка искусств, археолога и художественного критика, для реставрации фресок и живописи в Кирилловской церкви.

мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть фото мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть картинку мистический персонаж на полотнах врубеля. Картинка про мистический персонаж на полотнах врубеля. Фото мистический персонаж на полотнах врубеля

Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885. Кирилловская церковь, Киев

Священники церкви не один десяток лет искали художника, который отреставрирует древние фрески, возраст которых составлял около 700 лет. Никто не решался браться за эту работу, так как Кирилловская церковь имела недобрую славу – на территории церкви ранее находилась психиатрическая больница. Но в 1884 году никому не известный, скромный студент петербуржской академии М.А. Врубель соглашается восстановить загадочные росписи. Данный период творчества в жизни художника именуется киевским.

А.В. Прахов писал о Врубеле: «Сильно ошибается тот, кто, не зная, что толкнуло художника на разработку этой никем раньше не тронутой глубокой литературной темы, приписывает «демонизм» натуре Врубеля и связывает между собой его душевное заболевание с настойчивыми поисками Демона».

Врубель обстоятельно подошел к работе в древней церкви, он изучал мозаики и фрески древнерусских мастеров Софийского собора в Киеве, а также отправился в Венецию, чтобы ознакомиться с живописью соборов итальянских мастеров.

Первые недели работы М.А. Врубель не выходил из церкви, он скрупулезно выписывал черты лица и каждую складку одежды святых. Погруженный в непрерывный труд он не обращал внимание на посетителей Кирилловской церкви, пока однажды туда не вошла женщина, которая вскоре станет в его судьбе роковой. Ее звали Эмилия, она была женой того самого искусствоведа А.В. Прахова, который пригласил художника в Киев. Женщина поразила Врубеля своей внешностью и манерами. Семья Праховых вела светский образ жизни, регулярно устраивала званые обеды, среди их знакомых было немало художников и известных людей искусства того времени.

М.А. Врубель очарован Эмилией, он использует любые способы, чтобы привлечь внимание замужней женщины. Совсем обессилив от попыток Врубель предлагает изобразить Эмилию в образе Богородицы и та соглашается.

мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть фото мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть картинку мистический персонаж на полотнах врубеля. Картинка про мистический персонаж на полотнах врубеля. Фото мистический персонаж на полотнах врубеля

Богоматерь с Младенцем. 1885. Кирилловская церковь, Киев

Узнав свою жену в образе Девы Марии А.В. Прахов, приходит в ярость и расторгает последующие договоры с художником. В короткий срок М.А. Врубель остается без заказов и средств к существованию. И это только начало тех бед, которые ему придется пережить из-за своей роковой любви. Женщина, которую он любит больше не желает его видеть и он решает своеобразно отомстить ей за это.

В древние века существовало такое предание – нельзя рисовать или играть дьявола на сцене, в противном случае того, кто ослушался, ждет жестокое наказание.

Нарушением запрета Врубель лишил свою жизнь покоя. Именно образ Демона пройдет с ним через весь его жизненный и творческий путь. В 1885 году он начал свою работу над «Демоном». Через год он так описал свой труд отцу: «Дух не только злобный, сколько страдающий и скорбный, но и при всем том Дух властный и величавый».

На сегодняшний день, исследователи, художники и почитатели творчества М.А. Врубеля знают, что у «Демона» был прототип. Константин Алексеевич Коровин – русский живописец в своих воспоминаниях о картине М.Врубеля писал: «Я сейчас же узнал лицо знакомой дамы, совершенно неподходящее к Демону». Та самая дама сердца художника, Эмилия Прахова.

«Демон» получился настолько ужасающим, что Врубель решил уничтожить его. Но было поздно и с того времени его жизнь пошла под откос.

мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть фото мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть картинку мистический персонаж на полотнах врубеля. Картинка про мистический персонаж на полотнах врубеля. Фото мистический персонаж на полотнах врубеля

Демон сидящий. 1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Мистическая тема занимала ведущее место в творчестве М.А. Врубеля. В 1890 году он пишет второго «Демона (сидящего)» – одну из самых известных картин конца XIX века. После того, как эту картину увидел свет, Врубель получил всемирную славу. На картине отображена с одной стороны мощь, а с другой невыносимая тоска и одиночество ее героя. Крупные мазки передают всю трагедию внутренних переживаний персонажа. Картина стала иллюстрацией к юбилейному изданию и одноименной поэме М.Ю. Лермонтова.

С конца 1890-х годов начинается светлый период его творчества. Он влюблен в молодую актрису театра Н.И. Забелу, которая вскоре станет его женой. В этот период появляются такие работы как: портрет жены Н.И. Забелы-Врубель (1898), «Царевна-Лебедь» (1900), «Сирень» (1900) и другие.

мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть фото мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть картинку мистический персонаж на полотнах врубеля. Картинка про мистический персонаж на полотнах врубеля. Фото мистический персонаж на полотнах врубеля

Царевна-Лебедь. 1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Но «Демон» снова появляется в его жизни. У семейной пары появляется на свет долгожданный ребенок, но мальчик рождается с патологией. Врожденный дефект, так называемая заячья губа, а именно разрыв верхней губы. М.А. Врубель понимает, что это расплата за его грехи, такова цена его всемирной известности.

В 1902 году он работает над последним образом «Демона поверженного», тем самым он хочет положить конец всем бедам, которые обрушились на него и его семью. Картина написана в холодных темных тонах, это дает понять, что лейтмотив произведения – гибель.

мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть фото мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть картинку мистический персонаж на полотнах врубеля. Картинка про мистический персонаж на полотнах врубеля. Фото мистический персонаж на полотнах врубеля

Демон поверженный. 1902. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В том же самом году его творческий путь был окончен. У Врубеля все четче проявлялись признаки душевной болезни, которые поспособствовали прогрессированию его слепоты.

1 апреля 1910 года великий художник Михаил Александрович Врубель умер.

Демон поверг своего творца.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть фото мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть картинку мистический персонаж на полотнах врубеля. Картинка про мистический персонаж на полотнах врубеля. Фото мистический персонаж на полотнах врубеля

мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть фото мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть картинку мистический персонаж на полотнах врубеля. Картинка про мистический персонаж на полотнах врубеля. Фото мистический персонаж на полотнах врубеля

Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г., когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова. Часть рисунков так и не попала в книгу – современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа.

мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть фото мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть картинку мистический персонаж на полотнах врубеля. Картинка про мистический персонаж на полотнах врубеля. Фото мистический персонаж на полотнах врубеля

Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности.

мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть фото мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть картинку мистический персонаж на полотнах врубеля. Картинка про мистический персонаж на полотнах врубеля. Фото мистический персонаж на полотнах врубеля

В понимании Врубеля, Демон – это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет!».

мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть фото мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть картинку мистический персонаж на полотнах врубеля. Картинка про мистический персонаж на полотнах врубеля. Фото мистический персонаж на полотнах врубеля

«Демон (сидящий)» – самая известная работа Врубеля. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. случилась трагедия – умер его сын, что окончательно подорвало душевное здоровье художника.

мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть фото мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть картинку мистический персонаж на полотнах врубеля. Картинка про мистический персонаж на полотнах врубеля. Фото мистический персонаж на полотнах врубеля

мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть фото мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть картинку мистический персонаж на полотнах врубеля. Картинка про мистический персонаж на полотнах врубеля. Фото мистический персонаж на полотнах врубеля

С тех пор и до самой смерти в 1910 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем.

мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть фото мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть картинку мистический персонаж на полотнах врубеля. Картинка про мистический персонаж на полотнах врубеля. Фото мистический персонаж на полотнах врубеля

Никто не знает, какие видения посещали Врубеля в конце жизни, и было ли это на самом деле мистическим откровением потусторонних сил – но это действительно свело его с ума. А в глазах демонов на его картинах написано больше, чем можно объяснить словами.

мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть фото мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть картинку мистический персонаж на полотнах врубеля. Картинка про мистический персонаж на полотнах врубеля. Фото мистический персонаж на полотнах врубеля

Гениальность на грани безумия – так говорили и о Винсенте Ван Гоге, который также много лет провел в клинике для душевнобольных. Приступ спровоцировал инцидент с Полем Гогеном: дружба, которая закончилась отрезанным ухом

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Одно из важнейших событий года в Новой Третьяковке — выставка Михаила Врубеля

Важное культурное событие года — в Москве открывается крупнейшая и первая за 65 лет выставка Михаила Врубеля. Уникальная экспозиция в Новой Третьяковке соединила не только разрозненные циклы работ самого «демонического» художника рубежа XIX-XX веков, но и произведения, которые некогда были одним целым.

Из тумана, сгустившегося вокруг Новой Третьяковки, выплывает имя. И, наверное, этот словно мистический день как нельзя лучше подходит для открытия его выставки. Ангелы и демоны Михаила Врубеля — впервые в этом столетии они собраны все вместе.

«Демон сидящий» — первая московская картина Врубеля. Современники не понимали его. Даже близкий друг, коллекционер Савва Мамонтов, в доме которого и писалось это полотно.

«Однажды к Мамонтову пришел знакомый коммерсант и, увидев уже написанного «Сидящего демона», спросил, что это. И Мамонтов стыдливо сказал: это художник тренируется, это только начало», — рассказала куратор выставки Ирина Шуманова.

Врубель работал не только кистями. Грубые, словно высеченные из камня, мазки сделаны с помощью металлических лопаток. Кристаллическая структура — так это назовут позже. Его творчество — это экспрессионизм до появления экспрессионизма, абстракция до появления абстракции. Он всегда жадно искал что-то и, наверное, поэтому не останавливался только на картинах.

Врубелю были подвластны, кажется, все формы искусства: от гигантских панно до скульптуры и керамики. Вот зал с его излюбленной техникой — майолика. Красочные изделия, как и его картины. А еще на выставке представлены костюмы, которые художник создавал для театральных выставок. Это все грани Врубеля.

В его набросках можно проследить замыслы самых важных произведений. А цвет, который художник, как алхимик, из сотни порошков добывал при работе с керамикой, он пытался перенести и на картины. Со своим последним демоном, «поверженным», это сыграло с художником злую шутку.

«Это большое полотно создавалось Врубелем в маленькой комнате, длина которой была равна длине полотна. При направленном свете Врубель добавлял в краски различные оттенки золота, золотых порошков. Когда же картину перенесли в выставочный зал, находящийся буквально на расстоянии 500 метров, и поместили под верхний свет, характерный для того времени, она в одночасье померкла», — рассказала куратор выставки Ирина Шуманова.

Художник решил, что демон играет с ним и картина имеет над ним особую власть. Он бросился переписывать ее прямо на глазах у зрителей. Это называют переломным моментом жизни Врубеля. У него начала развиваться душевная болезнь. В это же время еще одно потрясение — сын рождается слабым, с заячьей губой. Вот единственный портрет мальчика.

«Мы в нем видим эти поразительные глаза, которые часто присутствуют в картинах Врубеля, совершенно недетское выражение лица, как предчувствие какой-то трагедии», — рассказывает помощник куратора выставки Дарья Манучарова.

Работы в этих залах никогда широко не выставлялись. Это борьба Врубеля с собой. Периоды лечения у психиатров.

«Эта выставка — реализация мечты огромного количества людей. С 1956 года в стране не было организовано ни одной выставки Михаила Врубеля, где объединены бы были собрания Третьяковской галереи и собрание Русского музея. И было бы абсолютно невозможно реализовать эту выставку без поддержки ее генерального партнера — банка ВТБ», — сказала генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Экспозиция занимает три этажа здания Третьяковской галереи на Крымском Валу. Ближе познакомиться с внутренним миром Врубеля можно будет до марта следующего года.

Источник

«Демоны» Михаила Врубеля

«Демон — дух не столь­ко злоб­ный, сколь­ко стра­да­ю­щий и скорб­ный, при всём этом дух власт­ный, вели­ча­вый…» *

Серия кар­тин «Демон» Миха­и­ла Алек­сан­дро­ви­ча Вру­бе­ля созда­на в пери­од с 1890 по 1903 год и вдох­нов­ле­на поэ­зи­ей Миха­и­ла Лер­мон­то­ва. Авто­ру уда­лось точ­но пере­дать настро­е­ние героя и его пере­жи­ва­ния. Каж­дое полот­но серии по-сво­е­му уни­каль­но и может быть рас­смот­ре­но обособ­лен­но от других.

Одна­ко, если изу­чить все про­из­ве­де­ния сра­зу, мож­но про­сле­дить не толь­ко эво­лю­цию лите­ра­тур­но­го героя, но и изме­не­ния в твор­че­стве само­го Вру­бе­ля, от Демо­на, тре­вож­но сидя­ще­го на фоне ало­го зака­та, до Демо­на, без­воль­но стре­мя­ще­го­ся в без­дну во тьме.

Миха­ил Алек­сан­дро­вич Вру­бель один из самых мно­го­гран­ных оте­че­ствен­ных живо­пис­цев нача­ла XX века, кото­рый про­сла­вил­ся не толь­ко как худож­ник, но и как скуль­птор. Его био­гра­фия и твор­че­ство крайне интен­сив­ны. Жизнь живо­пис­ца мож­но раз­де­лить на два эта­па. Пер­вый — это обу­че­ние в ака­де­мии искусств и пере­езд в Киев, где Вру­бель увлёк­ся цер­ков­ны­ми моти­ва­ми. Вто­рой этап — мос­ков­ский, когда были созда­ны самые извест­ные рабо­ты и когда тво­рец начал стра­дать от физи­че­ских и душев­ных неду­гов, что его и обессилило.

Мы рас­смот­рим мос­ков­ский пери­од твор­че­ства, нача­тый «Демо­ном сидя­щим» в 1890 году и закон­чен­ный «Демо­ном повер­жен­ным» в 1902 году, а так­же закат жиз­ни маэст­ро живописи.

мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть фото мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть картинку мистический персонаж на полотнах врубеля. Картинка про мистический персонаж на полотнах врубеля. Фото мистический персонаж на полотнах врубеля Миха­ил Вру­бель за рабо­той. 1898 год

«Демон сидящий»

Кар­ти­на — иллю­стра­ция к поэ­ме, поэто­му сюжет полот­на во мно­гом вто­рит ей. Автор не стре­мил­ся сде­лать Демо­на мило­вид­ным, хотел пока­зать задум­чи­вую, сомне­ва­ю­щу­ю­ся лич­ность, пре­бы­ва­ю­щую в смятении.

Герой сидит в окру­же­нии непро­пор­ци­о­наль­но боль­ших цве­тов в зажа­той позе, что под­чёр­ки­ва­ет его нелов­кость и стес­не­ние, ему буд­то не хва­та­ет места и он пыта­ет­ся сжать­ся. На вто­ром плане мы видим тёп­лый алый закат, надви­га­ю­щий­ся на горы. Мож­но пред­по­ло­жить, что это Кав­каз, учи­ты­вая осо­бую связь Лер­мон­то­ва с этим краем.

мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть фото мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть картинку мистический персонаж на полотнах врубеля. Картинка про мистический персонаж на полотнах врубеля. Фото мистический персонаж на полотнах врубеля Пер­вая кар­ти­на с Демо­ном, создан­ная Вру­бе­лем. 1890 год

Лицо Демо­на — отдель­ный смыс­ло­вой эле­мент про­из­ве­де­ния. Вру­бель при­дал ему как муж­ские, так и жен­ские чер­ты, что­бы ещё глуб­же рас­крыть тему борь­бы внут­ри героя.

Кар­ти­на выпол­не­на в фир­мен­ном сти­ле Вру­бе­ля, а имен­но на ней при­сут­ству­ет эффект кри­стал­ли­че­ских гра­ней, что род­нит полот­но с вит­ра­жом или пан­но. Такие маз­ки худож­ник делал с помо­щью спе­ци­аль­но­го инстру­мен­та — мастихина.

мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть фото мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть картинку мистический персонаж на полотнах врубеля. Картинка про мистический персонаж на полотнах врубеля. Фото мистический персонаж на полотнах врубеля Фраг­мент кар­ти­ны «Демон сидящий»

«Демон и Тамара»

В 1891 году Вру­бель по зака­зу изда­те­ля Пет­ра Кон­ча­лов­ско­го выпол­нил ряд иллю­стра­ций к поэ­ме Лер­мон­то­ва «Демон». Мы рас­смот­рим одну из них.

Выпол­не­на кар­ти­на в отлич­ном от преды­ду­щей сти­ле, одна­ко исто­рия её созда­ния кажет­ся достой­ной рас­смот­ре­ния, ибо пони­ма­ние эмо­ций твор­ца поз­во­ля­ют луч­ше интер­пре­ти­ро­вать само про­из­ве­де­ние. Вру­бель настоль­ко про­ник­ся поэ­зи­ей Лер­мон­то­ва, что не мог никак отоб­ра­зить эпи­зод поэ­мы на бумаге.

Для напи­са­ния худож­ник исполь­зо­вал аква­рель. Иллю­стра­ция посвя­ще­на сви­да­нию Демо­на с воз­люб­лен­ной Тама­рой в мона­стыр­ской келье. Зада­чей худож­ни­ка было пере­дать на хол­сте строчки:

«Я опу­щусь на дно морское,
Я поле­чу за облака,
Я дам тебе всё, всё земное —
Люби меня. »

Ком­по­зи­ция кар­ти­ны два­жды изме­ня­лась. На пер­во­на­чаль­ном вари­ан­те Тама­ра сиде­ла сле­ва от Демо­на у сте­ны, а рядом с ней, при­сло­нён­ный к стене, сто­ял гру­зин­ский музы­каль­ный инстру­мент чон­гу­ри. Но Вру­бель ока­зал­ся настоль­ко недо­во­лен рабо­той, что в яро­сти порвал её.

Вто­рая вер­сия пре­тер­пе­ла незна­чи­тель­ные изме­не­ния. Так Вру­бель убрал из ком­по­зи­ции сте­ну, а Тама­ру пере­са­дил бли­же к окну. Сам же Демон воз­вы­сил­ся над ней. Но и это не устро­и­ло автора.

Худож­ник при­сту­пил к тре­тьей попыт­ке, и она ста­ла три­ум­фаль­ной. На ней аква­ре­лью выпол­не­но звёзд­ное небо, кото­рое заиг­ра­ло новы­ми крас­ка­ми, а Демон, скло­нив­ший­ся над Тама­рой, замер в позе, пред­вос­хи­ща­ю­щей их духов­ное соединение.

мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть фото мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть картинку мистический персонаж на полотнах врубеля. Картинка про мистический персонаж на полотнах врубеля. Фото мистический персонаж на полотнах врубеля Тре­тья вер­сия сюже­та, кото­рая удо­вле­тво­ри­ла Врубеля

«Демон летящий»

Эту кар­ти­ну мож­но назвать одной из самых таин­ствен­ных работ Вру­бе­ля. Окон­ча­тель­ный замы­сел до кон­ца не уста­нов­лен во мно­гом из-за неза­кон­чен­но­сти полотна.

мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть фото мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть картинку мистический персонаж на полотнах врубеля. Картинка про мистический персонаж на полотнах врубеля. Фото мистический персонаж на полотнах врубеля «Демон летя­щий». 1899 год. Неза­вер­шён­ная картина

Восемь лет спу­стя после «Демо­на и Тама­ры» Вру­бель взял­ся за ново­го Демо­на — «Демо­на Летя­ще­го». Герой про­ле­та­ет над гора­ми Кав­ка­за, отче­го кар­ти­на ста­но­вит­ся более интри­гу­ю­щей и захватывающей:

«…И над вер­ши­на­ми Кавказа
Изгнан­ник рая пролетал:
Под ним Каз­бек, как грань алмаза,
Сне­га­ми веч­ны­ми сиял…»

Автор исполь­зо­вал пре­иму­ще­ствен­но тём­ные мрач­ные цве­та, на полотне пре­ва­ли­ру­ют тяжё­лые корич­не­вые тона, а сам демон обла­чён в корич­не­вое одеяние.

мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть фото мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть картинку мистический персонаж на полотнах врубеля. Картинка про мистический персонаж на полотнах врубеля. Фото мистический персонаж на полотнах врубеля Фраг­мент кар­ти­ны «Демон летящий»

К сожа­ле­нию, по неиз­вест­ной при­чине Вру­бель не закон­чил рабо­ту. Финаль­ный замы­сел остал­ся нерас­кры­тым. Одна­ко вид­но, что эта кар­ти­на отли­ча­ет­ся абстракт­но­стью, кото­рая ещё более уда­ля­ет от реаль­но­сти как авто­ра, так и зри­те­ля. Веро­ят­но, худож­ни­ка посте­пен­но нача­ла тер­зать душев­ная болезнь, кото­рая в пол­ной мере настиг­нет его через несколь­ко лет.

«Демон поверженный»

Это полот­но явля­ет­ся, навер­ное, самым слож­ным по смыс­лу про­из­ве­де­ни­ем авто­ра. «Повер­жен­ный» во мно­гом слу­жит про­дол­же­ни­ем «Демо­на сидя­ще­го», посколь­ку напи­сан в схо­жей кри­стал­ли­че­ской тех­ни­ке и ком­по­зи­ци­он­но синонимичен.

мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть фото мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть картинку мистический персонаж на полотнах врубеля. Картинка про мистический персонаж на полотнах врубеля. Фото мистический персонаж на полотнах врубеля Послед­ний Демон Вру­бе­ля. 1902 год

Кар­ти­на насы­ще­на люби­мы­ми оттен­ка­ми Вру­бе­ля — раз­ны­ми тона­ми сине­го и золо­то­го. Сам герой выгля­дит про­иг­рав­шим, повер­жен­ным в мыс­лен­ной схват­ке с самим собой. Внут­рен­няя борь­ба уби­ла вся­че­ские надеж­ды, лиши­ла полё­та мыс­ли. Теперь Демо­ну оста­ёт­ся лишь кануть вниз, пре­да­вая себя в руки судьбы.

Мы видим пада­ю­ще­го в уще­лье Демо­на на фоне засне­жен­ных Кав­каз­ских гор. Он пока­зан вновь замкну­тым и стес­нён­ным в дви­же­ни­ях, и вновь ему не хва­та­ет места как на кар­тине, как уже серьёз­но боль­но­му авто­ру в этом мире. Худож­ник писал про­из­ве­де­ние, стра­дая от пси­хо­ло­ги­че­ско­го рас­строй­ства, кото­рое про­грес­си­ро­ва­ло с каж­дым днём.

мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть фото мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть картинку мистический персонаж на полотнах врубеля. Картинка про мистический персонаж на полотнах врубеля. Фото мистический персонаж на полотнах врубеля Фраг­мент кар­ти­ны «Демон поверженный»

Жена Вру­бе­ля, Надеж­да Ива­нов­на, отме­ча­ла, что с супру­гом про­ис­хо­ди­ло что-то стран­ное, но тяга к твор­че­ству лишь уси­ли­ва­лась, пока одна­жды после при­сту­па он не попал в лечеб­ни­цу. На этом хол­сте про­сле­жи­ва­ет­ся порт­рет не столь­ко героя лер­мон­тов­ской поэ­мы, сколь­ко само­го Вру­бе­ля. Для него это был почти авто­порт­рет, воз­мож­ность отоб­ра­зить свои стра­да­ния на хол­сте и взгля­нуть на демо­на как в зер­ка­ло души.

Личный «демон» Врубеля

С 1902 году у Вру­бе­ля про­грес­си­ру­ет сифи­лис, сопро­вож­дав­ший­ся при­сту­па­ми сума­сше­ствия. Его пыта­лись выле­чить мно­же­ство вра­чей, худож­ник лежал в раз­ных клиниках.

В 1903 году уми­ра­ет двух­го­до­ва­лый сын Миха­и­ла Алек­сан­дро­ви­ча, что ещё силь­нее усу­губ­ля­ет его состо­я­ние. Вра­чи пыта­ют­ся най­ти спа­се­ние в твор­че­стве, и худож­ник сно­ва начи­на­ет писать кар­ти­ны. Вру­бель, чере­дуя при­пад­ки с твор­че­ски­ми поры­ва­ми, пишет успеш­ные полот­на, но к демо­ни­че­ской теме боль­ше не возвращается.

мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть фото мистический персонаж на полотнах врубеля. Смотреть картинку мистический персонаж на полотнах врубеля. Картинка про мистический персонаж на полотнах врубеля. Фото мистический персонаж на полотнах врубеля Один из послед­них шедев­ров Вру­бе­ля, кар­ти­на «Жем­чуж­ная рако­ви­на». 1904 год

В 1904 году он созда­ёт кар­ти­ну «Жем­чуж­ная рако­ви­на», про кото­рую рассказывал:

«Ведь я совсем не соби­рал­ся писать „мор­ских царе­вен“ в сво­ей „Жем­чу­жине“. Я хотел со всей реаль­но­стью пере­дать рису­нок, из кото­ро­го сла­га­ет­ся игра пер­ла­мут­ро­вой рако­ви­ны, и толь­ко после того, как сде­лал несколь­ко рисун­ков углём и каран­да­шом, уви­дел этих царе­вен, когда начал писать красками».

В 1906 году худож­ник посте­пен­но теря­ет зре­ние, но сно­ва пыта­ет­ся най­ти лече­ние в твор­че­стве. Поэт Брю­сов, порт­рет кото­ро­го Вру­бель писал в этом году, гово­рил о нём так:

«Твор­че­ская сила пере­жи­ла в нём всё. Чело­век уми­рал, раз­ру­шал­ся, мастер — про­дол­жал жить».

Зре­ние поки­ну­ло худож­ни­ка к кон­цу 1906 года, и он стал всё боль­ше бре­дить. До 1910 года, до сво­ей смер­ти, он подав­ля­ю­щую часть вре­ме­ни про­во­дил в при­пад­ках. На похо­ро­нах масте­ра Алек­сандр Блок сказал:

«Он оста­вил нам сво­их Демо­нов, как закли­на­те­лей про­тив лило­во­го зла, про­тив ночи. Перед тем, что Вру­бель и ему подоб­ные при­от­кры­ва­ют чело­ве­че­ству раз в сто­ле­тие, я умею лишь тре­пе­тать. Тех миров, кото­рые виде­ли они, мы не видим».

Читай­те так­же наш мате­ри­ал «10 шедев­ров Нико­лая Ге».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *