мистический персонаж на полотнах врубеля
д е м о н
персонаж картины Врубеля
• (первонач. греческое божество) в языческие времена всякий дух вообще, добрый или злой; в христианстве — только злой: сатана, бес, дьявол (мифическое)
• Баби из древнеегипетких мифов
• ангел после падения
• в греческой мифологии и религии дух, сособствующий или препятствующий человеку, в христианстве — злой дух, бес, дьявол
• его нарисовал Врубель, а Лермонтов соединил с Тамарой
• злобное хтоническое существо в мифологии многих народов мира
• опера А. Г. Рубинштейна
• поэма М. Лермонтова
• стихотворение А. Пушкина
• стихотворение А. Блока
• рассказ Эдгара По «. извращенности»
• как начиная с шестого века до нашей эры, древние греки называли всех богов не имевших имени?
• кто такой Вельзевул?
• «печальный дух изгнанья» у Лермонтова
• опера русского композитора А. Рубинштейна
• картина русского художника М. Врубеля
• идиллия русского поэта XIX века А. Дельвига
• сатана в поэме Лермонтова
• его изгоняют из человека
• собиратель падших душ
• дух, что вселяется в человека
• альтист Данилов из романа Владимира Орлова
• Злой дух, бес, дьявол
• Поэма М. Лермонтова (1839)
• Стихотворение А. Пушкина
• его изгоняют из одержимого
• как начиная с шестого века до нашей эры, древние греки называли всех богов не имевших имени
• кто такой Вельзевул
• м. греч. злой дух, диавол, сатана, бес, черт, нечистый, лукавый. Сатана, кто во лжи, по кичливости духа; диавол, кто во зле, по самотности; демон, кто в похотях зла, по любви к мирскому. Демонов, ему принадлежащий; демонский, ему свойственный, к нему относимый. Демониться, церк. демонствоватися, бесноваться, быть одержиму бесом. Демоноговение ср. церк. идолопоклонство; демоночтец м. идолопоклонник. Демонострашие ср. страх, наводимый демонами. Демонология ж. учение о духах, о бесплотных существах. Демономания ж. помешательство, в котором человек считает сам себя бесноватым, одержимым
Мистика в художественном творчестве М.А. Врубеля
Первоначально направление символизма было присуще литературе. Но в конце XIX века во Франции зародилось данное направление и в изобразительном искусстве, а в ХХ веке набрало популярность у художников России.
Символизм в России связан с рядом известных имен: Н.Рерих, В.Серов, М.Врубель. Характерной особенностью их живописи можно назвать концентрацию на загадочности и таинственности объекта. Русских живописцев серебряного века интересуют душевные терзания персонажей, а также сцены мифологической тематики. Данный стиль тесно связан с романтизмом.
Несмотря на свой великий дар, при жизни Михаил Александрович Врубель так и не был понят. Как и у всех символистов его живопись была наполнена тайной. Редкий дар граничил с безумием. За свой талант художник заплатил немалую цену. В творчестве М.А. Врубеля прослеживается проблема «демонизма». Иными словами, обращение к разрушению устоявшихся ценностей.
Исследованием творчества М.А. Врубеля занимались многие известные деятели, в их числе искусствоведы, художники, писатели. Мнения о творчестве художника разделились. Одни считали его бездарностью и шарлатаном, другие гением.
Тамара и Демон. 1890-1891. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова «Демон»
Хвалебные отзывы Врубель получил от Ф.
«Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля – больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но также могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Это был настоящий творец-художник, он знал природу, понимал ее краски и умел их передать, но он не был рабом ее, а скорее соперником».
Непредвзятую и обстоятельную оценку живописи М.Врубеля дал всемирно известный русский художник и историк искусств Александр Николаевич Бенуа. В своей книге «История русской живописи в XIX веке» он проанализировал творчество Врубеля:
«Из художников, выдвинувшихся в самое последнее время, наибольшие толки вызвал Врубель. Врубель для большинства людей, даже очень внимательно следящих за русской живописью, остается до сих пор загадкой. Отчасти это, впрочем, зависит от того, что он до последнего времени крайне редко и далеко не полно являлся на выставках, но, с другой стороны, и то немногое, что удавалось публике видеть из работ художника, скорее смущало, нежели радовало ее».
| М.А. Врубель родился 5 марта 1856 года в семье военного. Мать будущего художника умерла, когда ему едва исполнилось три года. Врубель рос любознательным ребенком, с детства его интересовали музыка, театр, изобразительное искусство, он углубленно изучал латинский язык и читал произведения древнеримских поэтов в оригинале. По настоянию отца занятие искусством отходят на второй план, и в 1874 году М.А. Врубель поступил в Петербургский университет на юридический факультет, чтобы получить рабочую профессию. Но в 1880 году его все же зачислили в Академию художеств. |
Обучаясь в Академии, М.А. Врубель уделяет много времени самостоятельной работе. Он считает, что вдохновение – это не что иное, как душевное состояние и следует много и упорно работать для того, чтобы его достичь. Сферой его интересов на протяжении всего творческого пути будет личность. Со своим единомышленником — русским живописцемВ.А. Серовым они введут в лексикологию изобразительного искусства такое понятие, как «культ глубокой натуры».
1884 год был определяющим в жизни художника. Врубель принял решение оставить Академию художеств и переехать в Киев по приглашению А.В. Прахова, русского историка искусств, археолога и художественного критика, для реставрации фресок и живописи в Кирилловской церкви.
Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885. Кирилловская церковь, Киев
Священники церкви не один десяток лет искали художника, который отреставрирует древние фрески, возраст которых составлял около 700 лет. Никто не решался браться за эту работу, так как Кирилловская церковь имела недобрую славу – на территории церкви ранее находилась психиатрическая больница. Но в 1884 году никому не известный, скромный студент петербуржской академии М.А. Врубель соглашается восстановить загадочные росписи. Данный период творчества в жизни художника именуется киевским.
А.В. Прахов писал о Врубеле: «Сильно ошибается тот, кто, не зная, что толкнуло художника на разработку этой никем раньше не тронутой глубокой литературной темы, приписывает «демонизм» натуре Врубеля и связывает между собой его душевное заболевание с настойчивыми поисками Демона».
Врубель обстоятельно подошел к работе в древней церкви, он изучал мозаики и фрески древнерусских мастеров Софийского собора в Киеве, а также отправился в Венецию, чтобы ознакомиться с живописью соборов итальянских мастеров.
Первые недели работы М.А. Врубель не выходил из церкви, он скрупулезно выписывал черты лица и каждую складку одежды святых. Погруженный в непрерывный труд он не обращал внимание на посетителей Кирилловской церкви, пока однажды туда не вошла женщина, которая вскоре станет в его судьбе роковой. Ее звали Эмилия, она была женой того самого искусствоведа А.В. Прахова, который пригласил художника в Киев. Женщина поразила Врубеля своей внешностью и манерами. Семья Праховых вела светский образ жизни, регулярно устраивала званые обеды, среди их знакомых было немало художников и известных людей искусства того времени.
М.А. Врубель очарован Эмилией, он использует любые способы, чтобы привлечь внимание замужней женщины. Совсем обессилив от попыток Врубель предлагает изобразить Эмилию в образе Богородицы и та соглашается.
Богоматерь с Младенцем. 1885. Кирилловская церковь, Киев
Узнав свою жену в образе Девы Марии А.В. Прахов, приходит в ярость и расторгает последующие договоры с художником. В короткий срок М.А. Врубель остается без заказов и средств к существованию. И это только начало тех бед, которые ему придется пережить из-за своей роковой любви. Женщина, которую он любит больше не желает его видеть и он решает своеобразно отомстить ей за это.
В древние века существовало такое предание – нельзя рисовать или играть дьявола на сцене, в противном случае того, кто ослушался, ждет жестокое наказание.
Нарушением запрета Врубель лишил свою жизнь покоя. Именно образ Демона пройдет с ним через весь его жизненный и творческий путь. В 1885 году он начал свою работу над «Демоном». Через год он так описал свой труд отцу: «Дух не только злобный, сколько страдающий и скорбный, но и при всем том Дух властный и величавый».
На сегодняшний день, исследователи, художники и почитатели творчества М.А. Врубеля знают, что у «Демона» был прототип. Константин Алексеевич Коровин – русский живописец в своих воспоминаниях о картине М.Врубеля писал: «Я сейчас же узнал лицо знакомой дамы, совершенно неподходящее к Демону». Та самая дама сердца художника, Эмилия Прахова.
«Демон» получился настолько ужасающим, что Врубель решил уничтожить его. Но было поздно и с того времени его жизнь пошла под откос.
Демон сидящий. 1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Мистическая тема занимала ведущее место в творчестве М.А. Врубеля. В 1890 году он пишет второго «Демона (сидящего)» – одну из самых известных картин конца XIX века. После того, как эту картину увидел свет, Врубель получил всемирную славу. На картине отображена с одной стороны мощь, а с другой невыносимая тоска и одиночество ее героя. Крупные мазки передают всю трагедию внутренних переживаний персонажа. Картина стала иллюстрацией к юбилейному изданию и одноименной поэме М.Ю. Лермонтова.
С конца 1890-х годов начинается светлый период его творчества. Он влюблен в молодую актрису театра Н.И. Забелу, которая вскоре станет его женой. В этот период появляются такие работы как: портрет жены Н.И. Забелы-Врубель (1898), «Царевна-Лебедь» (1900), «Сирень» (1900) и другие.
Царевна-Лебедь. 1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Но «Демон» снова появляется в его жизни. У семейной пары появляется на свет долгожданный ребенок, но мальчик рождается с патологией. Врожденный дефект, так называемая заячья губа, а именно разрыв верхней губы. М.А. Врубель понимает, что это расплата за его грехи, такова цена его всемирной известности.
В 1902 году он работает над последним образом «Демона поверженного», тем самым он хочет положить конец всем бедам, которые обрушились на него и его семью. Картина написана в холодных темных тонах, это дает понять, что лейтмотив произведения – гибель.
Демон поверженный. 1902. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В том же самом году его творческий путь был окончен. У Врубеля все четче проявлялись признаки душевной болезни, которые поспособствовали прогрессированию его слепоты.
1 апреля 1910 года великий художник Михаил Александрович Врубель умер.
Демон поверг своего творца.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г., когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова. Часть рисунков так и не попала в книгу – современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа.
Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности.
В понимании Врубеля, Демон – это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет!».
«Демон (сидящий)» – самая известная работа Врубеля. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. случилась трагедия – умер его сын, что окончательно подорвало душевное здоровье художника.
С тех пор и до самой смерти в 1910 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем.
Никто не знает, какие видения посещали Врубеля в конце жизни, и было ли это на самом деле мистическим откровением потусторонних сил – но это действительно свело его с ума. А в глазах демонов на его картинах написано больше, чем можно объяснить словами.
Гениальность на грани безумия – так говорили и о Винсенте Ван Гоге, который также много лет провел в клинике для душевнобольных. Приступ спровоцировал инцидент с Полем Гогеном: дружба, которая закончилась отрезанным ухом
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Одно из важнейших событий года в Новой Третьяковке — выставка Михаила Врубеля
Важное культурное событие года — в Москве открывается крупнейшая и первая за 65 лет выставка Михаила Врубеля. Уникальная экспозиция в Новой Третьяковке соединила не только разрозненные циклы работ самого «демонического» художника рубежа XIX-XX веков, но и произведения, которые некогда были одним целым.
Из тумана, сгустившегося вокруг Новой Третьяковки, выплывает имя. И, наверное, этот словно мистический день как нельзя лучше подходит для открытия его выставки. Ангелы и демоны Михаила Врубеля — впервые в этом столетии они собраны все вместе.
«Демон сидящий» — первая московская картина Врубеля. Современники не понимали его. Даже близкий друг, коллекционер Савва Мамонтов, в доме которого и писалось это полотно.
«Однажды к Мамонтову пришел знакомый коммерсант и, увидев уже написанного «Сидящего демона», спросил, что это. И Мамонтов стыдливо сказал: это художник тренируется, это только начало», — рассказала куратор выставки Ирина Шуманова.
Врубель работал не только кистями. Грубые, словно высеченные из камня, мазки сделаны с помощью металлических лопаток. Кристаллическая структура — так это назовут позже. Его творчество — это экспрессионизм до появления экспрессионизма, абстракция до появления абстракции. Он всегда жадно искал что-то и, наверное, поэтому не останавливался только на картинах.
Врубелю были подвластны, кажется, все формы искусства: от гигантских панно до скульптуры и керамики. Вот зал с его излюбленной техникой — майолика. Красочные изделия, как и его картины. А еще на выставке представлены костюмы, которые художник создавал для театральных выставок. Это все грани Врубеля.
В его набросках можно проследить замыслы самых важных произведений. А цвет, который художник, как алхимик, из сотни порошков добывал при работе с керамикой, он пытался перенести и на картины. Со своим последним демоном, «поверженным», это сыграло с художником злую шутку.
«Это большое полотно создавалось Врубелем в маленькой комнате, длина которой была равна длине полотна. При направленном свете Врубель добавлял в краски различные оттенки золота, золотых порошков. Когда же картину перенесли в выставочный зал, находящийся буквально на расстоянии 500 метров, и поместили под верхний свет, характерный для того времени, она в одночасье померкла», — рассказала куратор выставки Ирина Шуманова.
Художник решил, что демон играет с ним и картина имеет над ним особую власть. Он бросился переписывать ее прямо на глазах у зрителей. Это называют переломным моментом жизни Врубеля. У него начала развиваться душевная болезнь. В это же время еще одно потрясение — сын рождается слабым, с заячьей губой. Вот единственный портрет мальчика.
«Мы в нем видим эти поразительные глаза, которые часто присутствуют в картинах Врубеля, совершенно недетское выражение лица, как предчувствие какой-то трагедии», — рассказывает помощник куратора выставки Дарья Манучарова.
Работы в этих залах никогда широко не выставлялись. Это борьба Врубеля с собой. Периоды лечения у психиатров.
«Эта выставка — реализация мечты огромного количества людей. С 1956 года в стране не было организовано ни одной выставки Михаила Врубеля, где объединены бы были собрания Третьяковской галереи и собрание Русского музея. И было бы абсолютно невозможно реализовать эту выставку без поддержки ее генерального партнера — банка ВТБ», — сказала генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Экспозиция занимает три этажа здания Третьяковской галереи на Крымском Валу. Ближе познакомиться с внутренним миром Врубеля можно будет до марта следующего года.
«Демоны» Михаила Врубеля
«Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всём этом дух властный, величавый…» *
Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова. Автору удалось точно передать настроение героя и его переживания. Каждое полотно серии по-своему уникально и может быть рассмотрено обособленно от других.
Однако, если изучить все произведения сразу, можно проследить не только эволюцию литературного героя, но и изменения в творчестве самого Врубеля, от Демона, тревожно сидящего на фоне алого заката, до Демона, безвольно стремящегося в бездну во тьме.
Михаил Александрович Врубель один из самых многогранных отечественных живописцев начала XX века, который прославился не только как художник, но и как скульптор. Его биография и творчество крайне интенсивны. Жизнь живописца можно разделить на два этапа. Первый — это обучение в академии искусств и переезд в Киев, где Врубель увлёкся церковными мотивами. Второй этап — московский, когда были созданы самые известные работы и когда творец начал страдать от физических и душевных недугов, что его и обессилило.
Мы рассмотрим московский период творчества, начатый «Демоном сидящим» в 1890 году и законченный «Демоном поверженным» в 1902 году, а также закат жизни маэстро живописи.
Михаил Врубель за работой. 1898 год
«Демон сидящий»
Картина — иллюстрация к поэме, поэтому сюжет полотна во многом вторит ей. Автор не стремился сделать Демона миловидным, хотел показать задумчивую, сомневающуюся личность, пребывающую в смятении.
Герой сидит в окружении непропорционально больших цветов в зажатой позе, что подчёркивает его неловкость и стеснение, ему будто не хватает места и он пытается сжаться. На втором плане мы видим тёплый алый закат, надвигающийся на горы. Можно предположить, что это Кавказ, учитывая особую связь Лермонтова с этим краем.
Первая картина с Демоном, созданная Врубелем. 1890 год
Лицо Демона — отдельный смысловой элемент произведения. Врубель придал ему как мужские, так и женские черты, чтобы ещё глубже раскрыть тему борьбы внутри героя.
Картина выполнена в фирменном стиле Врубеля, а именно на ней присутствует эффект кристаллических граней, что роднит полотно с витражом или панно. Такие мазки художник делал с помощью специального инструмента — мастихина.
Фрагмент картины «Демон сидящий»
«Демон и Тамара»
В 1891 году Врубель по заказу издателя Петра Кончаловского выполнил ряд иллюстраций к поэме Лермонтова «Демон». Мы рассмотрим одну из них.
Выполнена картина в отличном от предыдущей стиле, однако история её создания кажется достойной рассмотрения, ибо понимание эмоций творца позволяют лучше интерпретировать само произведение. Врубель настолько проникся поэзией Лермонтова, что не мог никак отобразить эпизод поэмы на бумаге.
Для написания художник использовал акварель. Иллюстрация посвящена свиданию Демона с возлюбленной Тамарой в монастырской келье. Задачей художника было передать на холсте строчки:
«Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе всё, всё земное —
Люби меня. »
Композиция картины дважды изменялась. На первоначальном варианте Тамара сидела слева от Демона у стены, а рядом с ней, прислонённый к стене, стоял грузинский музыкальный инструмент чонгури. Но Врубель оказался настолько недоволен работой, что в ярости порвал её.
Вторая версия претерпела незначительные изменения. Так Врубель убрал из композиции стену, а Тамару пересадил ближе к окну. Сам же Демон возвысился над ней. Но и это не устроило автора.
Художник приступил к третьей попытке, и она стала триумфальной. На ней акварелью выполнено звёздное небо, которое заиграло новыми красками, а Демон, склонившийся над Тамарой, замер в позе, предвосхищающей их духовное соединение.
Третья версия сюжета, которая удовлетворила Врубеля
«Демон летящий»
Эту картину можно назвать одной из самых таинственных работ Врубеля. Окончательный замысел до конца не установлен во многом из-за незаконченности полотна.
«Демон летящий». 1899 год. Незавершённая картина
Восемь лет спустя после «Демона и Тамары» Врубель взялся за нового Демона — «Демона Летящего». Герой пролетает над горами Кавказа, отчего картина становится более интригующей и захватывающей:
«…И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял…»
Автор использовал преимущественно тёмные мрачные цвета, на полотне превалируют тяжёлые коричневые тона, а сам демон облачён в коричневое одеяние.
Фрагмент картины «Демон летящий»
К сожалению, по неизвестной причине Врубель не закончил работу. Финальный замысел остался нераскрытым. Однако видно, что эта картина отличается абстрактностью, которая ещё более удаляет от реальности как автора, так и зрителя. Вероятно, художника постепенно начала терзать душевная болезнь, которая в полной мере настигнет его через несколько лет.
«Демон поверженный»
Это полотно является, наверное, самым сложным по смыслу произведением автора. «Поверженный» во многом служит продолжением «Демона сидящего», поскольку написан в схожей кристаллической технике и композиционно синонимичен.
Последний Демон Врубеля. 1902 год
Картина насыщена любимыми оттенками Врубеля — разными тонами синего и золотого. Сам герой выглядит проигравшим, поверженным в мысленной схватке с самим собой. Внутренняя борьба убила всяческие надежды, лишила полёта мысли. Теперь Демону остаётся лишь кануть вниз, предавая себя в руки судьбы.
Мы видим падающего в ущелье Демона на фоне заснеженных Кавказских гор. Он показан вновь замкнутым и стеснённым в движениях, и вновь ему не хватает места как на картине, как уже серьёзно больному автору в этом мире. Художник писал произведение, страдая от психологического расстройства, которое прогрессировало с каждым днём.
Фрагмент картины «Демон поверженный»
Жена Врубеля, Надежда Ивановна, отмечала, что с супругом происходило что-то странное, но тяга к творчеству лишь усиливалась, пока однажды после приступа он не попал в лечебницу. На этом холсте прослеживается портрет не столько героя лермонтовской поэмы, сколько самого Врубеля. Для него это был почти автопортрет, возможность отобразить свои страдания на холсте и взглянуть на демона как в зеркало души.
Личный «демон» Врубеля
С 1902 году у Врубеля прогрессирует сифилис, сопровождавшийся приступами сумасшествия. Его пытались вылечить множество врачей, художник лежал в разных клиниках.
В 1903 году умирает двухгодовалый сын Михаила Александровича, что ещё сильнее усугубляет его состояние. Врачи пытаются найти спасение в творчестве, и художник снова начинает писать картины. Врубель, чередуя припадки с творческими порывами, пишет успешные полотна, но к демонической теме больше не возвращается.
Один из последних шедевров Врубеля, картина «Жемчужная раковина». 1904 год
В 1904 году он создаёт картину «Жемчужная раковина», про которую рассказывал:
«Ведь я совсем не собирался писать „морских царевен“ в своей „Жемчужине“. Я хотел со всей реальностью передать рисунок, из которого слагается игра перламутровой раковины, и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидел этих царевен, когда начал писать красками».
В 1906 году художник постепенно теряет зрение, но снова пытается найти лечение в творчестве. Поэт Брюсов, портрет которого Врубель писал в этом году, говорил о нём так:
«Творческая сила пережила в нём всё. Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить».
Зрение покинуло художника к концу 1906 года, и он стал всё больше бредить. До 1910 года, до своей смерти, он подавляющую часть времени проводил в припадках. На похоронах мастера Александр Блок сказал:
«Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
Читайте также наш материал «10 шедевров Николая Ге».