мизансцена на театральном языке означает движение и поза персонажа
Мизансцена. Её значение в спектакле
Какое значение имеет мизансцена в спектакле?
Мизансцена – это рисунок драматического действия.
Это вся совокупность движений, жестов, поз и ракурсов, соответствие выражений лиц, голосов, интонаций и молчаний; это вся целостность сценического произведения, проистекающего из одной идеи, которая порождает, управляет и сводит произведение воедино.
Режиссер творит эту скрытую, но, тем не менее, ощутимую связь, объединяет и соединяет его персонажей; устанавливает между ними таинственную атмосферу отношений, без чего драма даже в исполнении прекрасных актеров теряет лучшую часть своей художественной выразительности.
Умение создавать яркие, выразительные мизансцены является одним из важнейших признаков профессиональной квалификации режиссера».
Вспоминая о том, как готовились к репетициям такие великие режиссеры, как Станиславский, Немирович-Данченко, Вахтангов, он отмечал, что их режиссерские экземпляры пьес были исчерчены проектами будущих мизансцен (вплоть до положения поз и рук).
Правда, со временем, «в период своей творческой зрелости, эти выдающиеся режиссеры обычно отказывались от предварительной разработки мизансцен, предпочитая импровизировать их в процессе творческого взаимодействия с актерами непосредственно на самих репетициях.
Предварительная разработка мизансцен в виде подробной партитуры,— утверждал Б. Е. Захава,— также закономерна для начинающего или малоопытного режиссера, как импровизация — для зрелого мастера».
Подобное решение этой сцен случается только потому, что поиск режиссера и актеров был общим, обогащающимся, основанном на единой творческой методике.
Товстоногов убежден, что, если каждый из членов творческого коллектива «не будет ощущать себя одним из авторов будущего спектакля, не возникнет подлинного творческого процесса» и что «. роль режиссера вовсе не умаляется от того, что решение это нужно искать всем вместе».
С точки зрения работы режиссера, можно условно выделить два этапа:
1. Работа с художником над декорационным решением, определяющим стилевые принципы мизансцен.
2. Работа с актерами на репетиции таким образом, чтобы мизансцены рождались импровизационно.
По этапность работы над мизансценой необходима для адекватных действий актеров на сцене, «внутри» атмосферы, которую они должны передать.
Предназначение мизансцены – через физические, внешние взаимодействия между актерами показать их внутренние переживания, сущность конфликта их взаимоотношений, эмоциональное содержание, логику сценического действия, облекая его в эстетическую форму.
Задачи мизансцены – умело переключать внимание зрителя с одного действия на другое.
Мизансцена как художественный образ является языком режиссера, ярким средством воплощения режиссерского замысла, как в театре, так и в кинематографе и даже в фото.
Она способна объединить выразительные художественные действия (музыкальные, изобразительные, световые, цветовые, шумовые и т.д.) в единое гармоничное целое. Поэтому режиссер находится в тесном сотрудничестве не только с актерами, но и с художниками и т.д.
Искусство мизансцены заключается в особенной способности постановщика думать пластическими образами.
Жанр и стиль спектакля проявляется в характере мизансцены. Несколько последовательных мизансцен отображают режиссерский ход постановки или составляют режиссерский рисунок.
Составные части каждой мизансцены – это последовательный переход из одного действия в другое.
Каждая мизансцена, как и на полотнах художественных произведений, имеет свою композицию, то есть она организована в обусловленном сценическом пространстве таким образом, чтобы показать зрителю все слагаемые духовной жизни героев, их темпо-ритм и физическое самочувствие.
Итоговый Тест по ИЗО для 8 класса ( программа Б.М. Неменского)
Не сложный тест для 8 класса. Составлен по учебнику «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении». Автор А.С. Питерских. Школа Неменкого. Издательство Просвящение.
Просмотр содержимого документа
«Итоговый Тест по ИЗО для 8 класса ( программа Б.М. Неменского)»
Промежуточная аттестация (тест) по изобразительному искусству для 8-ого класса
Дата проведения ________________ Учитель ________________________________
Вопрос №1 Не расчлененное на отдельные виды искусство, получило название
Вопрос №2 К синтетическим видам искусств относятся
Вопрос №3 Жанры сценического искусства
А) портрет, пейзаж, натюрморт
Б) балет, мюзикл, опера, шоу
В) живопись, скульптура, графика
Вопрос №4 «Мизансцена» на театральном языке означает
А) движение и поза персонажа
Б) сцена, на которой развиваются действия
В) одна из сцен спектакля
А) «живая скульптура»
Вопрос №6 Главный элемент, без которого не могут существовать кино и телевидение
Вопрос №7 Самое главное без чего не бывает театра
Б) театрального здания
Вопрос №8 Самостоятельное театрально-литературное искусство (сочинение текста для спектакля)
Вопрос №9 Сценическая площадка, находящаяся внизу и окруженная возвышающимися один за другим зрительными рядами, носит название
Вопрос №10 Театральный художник
Вопрос №11 Единственный вид сценическое искусства, где роль художника первостепенна, ибо главное действующие лицо, творение его рук
А) Драматический театр
В) Театр сатиры и юмора
Вопрос №12 Главное в искусстве фотография
А)Правильно обращаться с фотокамерой
Б)Умение выхватить мгновение жизни и запечатлеть его
В)Соблюдать правила съемки позирующих перед камерой
Вопрос №13 Какой свет используется в фотонатюрморте
Вопрос №14 Легендарные артисты, которые составили славу эпохи «Великого Немого»
Вопрос №15 Последовательное соединение отдельных фрагментов снимаемого фильма называется
Вопрос №16 Как называется «рассказ в картинках» сопровождающийся комментариями, первое знакомство с которым происходит в детстве.
Вопрос№17 В каком году был запатентован кинескоп
Вопрос№18 Создатель отечественного телевидения
Вопрос №19 Этот термин пришел в теле практику из журналистики, и обозначает краткое экранное повествование о каком либо событии
Вопрос №20 Жанры кинематографии
Вопрос №21 К новым формам выражения, называемыми актуальным искусством, относятся
Принципы построения мизансцен
Каким важнейшим требованиям должна отвечать мизансцена?
Мизансцена (фр. Размещение актеров на сцене), расположение актеров на игровом пространстве в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в тот или иной момент действия.
Назначение мизансцены — через внешние, физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние (психологические) отношения и действия.
Мизансцена — одно из важнейших средств образного выражения режиссерской мысли и один из важнейших элементов в создании театрализованного представления.
В непрерывном потоке сменяющих друг друга мизансцен находит себе выражение сущность совершающегося действия.
Действенные сцены должны, как в жизни соответствовать эмоциональному «заряду» и транслировать необходимую эмоцию, как «орудие» которым ведется конфликт к победе».
Прежде всего, эмоция, которую выражает актер мимическими мышцами, должно соответствовать пантомимическому действию тела. (См. тренинг «Актерское мастерство» на сайте http://мастерэмоций.рф).
Правильно выбранное действие мимики (эмоциональное транслирование) поможет верно произнести реплику, чтобы зритель верно»считал» то, что ему нужно для понимания смысла слов персонажа.
Таким образом, диалог и реплики актеров будут «правдиво» вести действие спектакля и производить на партнера искомое «впечатление».
Это поможет зрителю, сопереживать и «ошибаться» вместе с героями.
Более развернутая статья с определением и рисунками «выверки», то есть расстановки актеров и определение их физических действий на сцене можно увидеть или заказать на на сайте http://мастерэмоций.рф.
К.С. Станиславский говорит: начните целесообразно и логично, добиваясь определенного результата, действовать физически, и психическое возникнет само собой.
Действуйте, не беспокоясь о чувстве, и чувство придет. Можно использовать действие мышц лица (мимики) и эмоциональный заряд, может не с первого раза, но обязательно будет найден. См. «Азбука эмоций»на сайте http://мастерэмоций.рф
Умение создавать яркие, выразительные мизансцены является одним из важнейших признаков профессиональной квалификации режиссера. Это язык режиссера. В характере мизансцен больше, чем в чем-либо другом, проявляется стиль и жанр постановки. Через систему мизансцен. режиссёр придаёт спектаклю определённую пластическую форму.
Важнейшие требования, которым должна отвечать мизансцена:
1. Психологически Оправдана актёрами,
2. Возникать естественно, непринуждённо и органично.
3. Мизансцена должна быть действенна(взаимоотношения и борьба персонажей)
4. Композиционно организованна в определенной сценической среде и пространстве,
5. Вбирать в себя все слагаемые внутренней жизни персонажей, их физическое самочувствие, темпо ритм и.т.д.
Хорошая образная мизансцена никогда не возникает сама по себе и не может быть самоцелью для режиссера, она всегда является средством комплексного решения целого ряда творческих задач.
Сюда входит и раскрытие сквозного действия, и целостность оценки образов и физическое самочувствие действующих лиц и атмосфера, в которой протекает действие. Всем этим формируется мизансцена.
Мизансцена это самое материальное средство творчества режиссера.
Хорошо выстроенная мизансцена может сгладить недостатки мастерства актера и выразить его лучше, чем он делал это до рождения этой мизансцены.
Выстраивая представление необходимо помнить о том, что любая смена мизансцены означает поворот мысли. Частые переходы и перемещения исполнителя дробят мысль, стирая линию сквозного действия.
Особенно осторожно нужно обращаться с мизансценой, тогда, когда исполнители находятся на первом плане.
Ибо здесь даже самое маленькое движение считается как смена мизансцены. Строгость, чувство меры и вкус это те советчики, которые могут выручить режиссера в сложившейся ситуации.
Всякая, хорошо придуманная мизансцена должна отвечать следующим требованиям:
1.Должна быть средством наиболее яркого и полного пластического выражения основного содержания эпизода, фиксируя и закрепляя основное действие исполнителя, найденные в предшествующем этапе работы над пьесой.
2.Должна правильно выявлять взаимоотношения действующих лиц, происходящую в пьесе борьбу а также внутреннюю жизнь каждого персонажа в данный момент его сценической жизни.
3.Быть правдивой, естественной, жизненной, и сценически выразительной.
Мизансцена должна быть действенна (выражать взаимоотношения и борьбу персонажей), композиционно организована в определенной сценической среде и пространстве, вбирать в себя все слагаемые внутренней жизни героев, их физическое самочувствие, темпо – ритм т.п.
Необходима предварительная разработка мизансцен в виде подробной партитуры.
Режиссер должен уметь «увидеть» в своем воображении то, что он хочет реализовать на сцене, и мысленно сыграть увиденное за каждого участника данной сцены.
Только во взаимодействии эти две способности могут обеспечить положительный результат: внутреннюю содержательность, жизненную правдивость и сценическую выразительность.
Разработанные дома мизансцены – это только проект. Он должен пройти поверку и выдержать практическое испытание в процессе творческого взаимодействия режиссера с актерами.
Режиссер должен незаметно вести актера таким образом, чтобы эта мизансцена сделалась нужной актеру, необходимой для него, из режиссерской превратилась в актерскую.
Мизансценирование – это творческий процесс, а не механическая «разводка».
По степени значимости мизансцены бывают:
• Основные – служат для раскрытия основной мысли сцены(эпизода, отрывка) и имеют своё развитие в соответствии с нарастающей динамикой сквозного действия.
• переходные (проходные) – промежуточные перестроения, при помощи которых осуществляются переходы от одной мизансцены к другой (не прерывая логику действия, несут чисто служебную роль).Являются важнейшим элементом монтажа, соединяя художественные элементы и структурные части в единое органическое целое.
Мизансцены большей частью носят:
2. центробежный характер – когда все испытывают тенденцию оттолкнуться друг от друга.
3. Когда все действующие лица стремятся перенестись куда – то вне сценической площадки, с точки зрения экспрессии такая мизансцена называется – проекционной: композиция как бы проецируется на др. место целиком.
Главные качества М.: жизненная основа, действенность, пластическая контрастность и парадоксальность, ограничительная графика, контрапункт, непосредственность.
2. Глубинного построения (взят из кино, 1,2,3 план) : 1 план – авансцена и просцениум перед первой линией кулис, 2 план – центр сцены, уровень от 1 до 2 кулисы, хороши все виды мизансцен, 3 план – ближе к заднику, крупная пластика, массовые мизансцены, стоп-кадры, монументальные – все хороши.
3.Ракурсный (поворот фигуры на 180 градусов):развороты на зал (вынужденность, объект внимания, человек остаётся с самим собой, уходит на зал, физическое действие разворачивает актёра на зал), полуфас (выгоден для прямого общения, переход по диагонали), чистый профиль (окаменелость фигуры), полуспинный (сосредоточить внимание зрителя на главном объекте, подчёркивание таинственности, зловещности, переход или уход в этом ракурсе – диагональ обратная – недосказанность, скромность, стеснительность), спинные (несгибаемость, разочарование, прямая – стреляйте в меня, скорченная – огорченность. Удаление спиной – человек соединяется с природой, уходит в жизнь, ставит точку, спина – живой занавес, спинные м связаны с молчанием).
4. Иносказательный или знаковый принцип построения (связан с символом, знаком, метафорой, выстраиваем какой-либо знак: голубь, крест, сердце. Читается эта мизансцена по знаку и перестроению и построению).
Чертеж мизансцены «Спор Гавриловны и Мишеньки»
Мизансцены большей частью носят центростремительный и центробежный характер.
Когда все действующие лица стремятся перенестись вне сценической площадки с точки зрения экспрессии такая М. называется проекционной.
Распространены геометрические определения мизансцен. По отношению к зеркалу сцены – фронтальные, диагональные, круговые, кольцевые и.т.д.
По отношению к центру сцены – концентрические и эксцентрические.
Мизансцена может быть метафорической, гиперболической и иронической, а также главной и не главной, узловой, переходной, служебной и даже неизбежной и неминуемой.
Мизансцены бывают первого второго и третьего плана, а также есть ракурсы по углублению и высоте.
Практические виды мизансцен.
Практические виды мизансцен
Действенные сцены должны, как в жизни соответствовать эмоциональному «заряду» и транслировать необходимую эмоцию, как «орудие» которым ведется конфликт к победе».
Прежде всего, эмоция, которую выражает актер мимическими мышцами, должно соответствовать пантомимическому действию тела. (См. тренинг «Актерское мастерство» на сайте http://мастерэмоций.рф).
Правильно выбранное действие мимики (эмоциональное транслирование) поможет верно произнести реплику, чтобы зритель верно»считал» то, что ему нужно для понимания смысла слов персонажа.
Таким образом, диалог и реплики актеров будут «правдиво» вести действие спектакля и производить на партнера искомое «впечатление».
Это поможет зрителю, сопереживать и «ошибаться» вместе с героями.
Более развернутая статья с определением и рисунками «выверки», то есть расстановки актеров и определение их физических действий на сцене можно увидеть или заказать на на сайте http://мастерэмоций.рф
Практические виды мизансцен:
1. Симметрическая означает равенство.
2. Асимметрическая служит для обострения конфликта.
3. Смешанная ставит вопрос зрителю.
Фронтальная – расположение актеров параллельно зеркалу сцены необходима для прямого общения со зрителем либо для приближения актера к зрителю.
Монументальная несет наступательную функцию может
раскрыть протест или опасность.
Диагональная сохраняет линию от первой кулисы к заднику углубленная линия создает иллюзию бесконечности.
Круговая символ замкнутого пространства или символ света солнца.
Хоровая создает резонанс звука.
Шахматная – создает массовость, в то же время каждого актера хорошо видно из зала.
Мизансцена пересеченных линий создает картину интенсивного движения.
Вертикальная – игровая.
Мизансцена одно из главных выразительных средств режиссера.
В общепринятом смысле слова мизансцена – это совокупность средств сценической интерпретации: декорация, освещение, музыка и игра актеров.
В узком, профессиональном смысле – это деятельность, заключающаяся в сведении в определенные временные и пространственные рамки различных элементов сценической интерпретации драматической истории.
Исходно в мизансцене выражена классическая концепция театрального произведения как единого гармонического целого, которое не сводится к простой сумме материалов или сценических искусств, рассматривавшихся ранее как базисные составляющие спектакля, а является качественно новой единицей более высокого уровня.
В мизансцене декларируется подчиненность каждого отдельного искусства или просто любого знака единому гармоническому началу, унифицирующей идее.
Искусство мизансцены – это искусство размещать в пространстве то, что драматург или сценарист сумел лишь распределить во времени.
Мизансцена для режиссера – это расположение персонажей в сценическом пространстве в определенных проксемических, кинестических и дейксических отношениях.
Мизансцена для актера – это поиск таких движений, таких поз, которые лучше всего соответствовали бы пространственной записи роли.
Различные составные части сценического произведения, в воссоздании которых принимают участие иногда несколько творцов (драматург, поэт, композитор, художник, балетмейстер и т.д.), соединяются воедино и координируются режиссером.
Именно режиссер должен знать, как соединить различные элементы спектакля, а это играет первостепенную роль в порождении общего смысла спектакля.
Мизансцена должна создать и обеспечить связность, общую органическую систему, где каждый элемент вписывается в единое целое, где ничто не случайно, где каждый элемент выполняет определенную функцию в общей концепции.
Осуществить мизансцену – это сделать физически ощутимым сокровенный смысл драматургического текста.
Для достижения этих целей мизансцена располагает всем разнообразием сценических (пластика пространства, приспособления, освещение, костюм, расположение сцена-зал и т.д.) и игровых (манера и принцип актерской игры, сценическая актерская пластика, пристройки и приспособления) средств.
Мизансцена охватывает как среду, в которой существуют актеры/персонажи, так и психологическое жестикуляционное решение роли.
Любая мизансцена является интерпретацией текста при помощи сценического действия (акциональных цепочек); доступ к литературному материалу для зрителя возможен только через пластический образ (мизансценический рисунок) режиссерского творческого видения.
Мизансцена на театральном языке означает движение и поза персонажа
Мизансцена (фр. mise en scène — размещение на сцене) — расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля.
В качестве средства образного выражения, мизансцена в драматическом театре, получила свое развитие с рождением и становлением искусства режиссуры и сценографии. В эпоху актёрского театра «выходы» актёров на площадку и сценическая обстановка были по преимуществу функциональными. Это естественно: актёрский взгляд «изнутри» спектакля по определению не может разработать и оценить комплексное образное решение, включающее в себя все многочисленные и разнообразные компоненты сценического действия. Потребовался творческий взгляд «извне», — режиссёра и художника-сценографа, — чтобы понять, что эмоциональное воздействие на зрителей может быть многократно усилено постановочными эффектами — игрой света, музыкальными и звуковыми включениями, разработкой образа пространства спектакля, составной частью которого, несомненно, является и мизансцена.
Авансце́на (фр. avant-scène) — передняя часть сцены-коробки. Занимает пространство, равное по ширине портальной арке, от красной линии сцены до рампы.
В качестве игровой площадки авансцена широко использовалась в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают основные картины спектакля. Некоторые режиссёры выносят на авансцену основное действие, расширяя таким образом сценическую площадку за пределы портальной арки.
Согласно «Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона», Авансцена — означает переднюю, ближайшую к публике часть сцены. Начинаясь от самых стен просцениума, авансцена идет до первой кулисы, заключая в себе рампу и суфлёрское место.
Стереоти́п (от др.-греч. στερεός — твёрдый, объёмный[1] + τύπος — отпечаток) — устоявшееся отношение к происходящим событиям, типажам поведения, выработанное на основе сравнения их с внешними и внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание.