Младенец не спит днем что делать комаровский
Новорожденный ребенок мало спит ночью или днем
Нарушения сна у детей дошкольного возраста – достаточно распространенная проблема, и чем младше малыш, тем выше вероятность, что он может спать мало или плохо, часто просыпаясь. Недостаток сна на протяжении длительного периода времени ведет к накоплению усталости, что негативно отражается на здоровье и настроении ребенка. А уж о влиянии плохого сна малыша на самочувствие его родителей и говорить не приходится.
Длительность детского сна в зависимости от возраста
Почему ребенок плохо и мало спит?
Если малыш недобирает в дневном или ночном сне, это нужно и можно исправить. Ниже рассмотрим наиболее частые причины плохого сна у детей и способы их коррекции.
Неправильный режим дня, недостаточное количество сна
Специалисты выделяют несколько таких циклов на протяжении дня [4]:
1. Постарайтесь сформировать распорядок дня малыша с учетом его возраста и физиологических ритмов.
2. Учитывайте рекомендуемую по возрасту длительность дневного и ночного сна.
3. Избегайте слишком длительных периодов бодрствования, вызывающих у крохи переутомление.
Проблемы со здоровьем
В течение первого года жизни малыша есть несколько физиологических периодов, осложняющих засыпание. К ним относятся колики (3 недели-4 месяца) и прорезывание зубов (с 4 месяцев). Помимо этого, на способность нормально спать влияют такие состояния, как зуд вследствие аллергии, затруднение дыхания при насморке, бронхите или аденоидах, неврологические патологии.[1]
В случае любых сомнений, касающихся состояния здоровья малыша, обращайтесь к врачу. Если прорезывание зубов или колики являются временным явлением, то прочие патологические состояния обязательно требуют участия специалиста.
Резкая смена видов деятельности
Для подготовки ко сну детям требуется некоторое время. Если малыш увлечен игрой, просмотром мультфильма или общением, быстро уложить его спать может оказаться не под силу даже самым терпеливым родителям.
Постарайтесь организовать распорядок дня таким образом, чтобы перед отходом ко сну у ребенка оставался промежуток времени, заполненный спокойными играми, чтением книг и т.п. Хорошо настраивают на сон успокаивающие ритуалы – повторяющиеся изо дня в день действия, знаменующие отход ребенка ко сну.
Придумайте семейный «сонный» ритуал, но помните о том, что все его шаги необходимо будет ежедневно в точности повторять. В свой ритуал вы можете включить теплую ванну или расслабляющий массаж, чтение сказок, тихий разговор, поцелуи и обнимания на ночь, с пожеланием сладких снов.
Некорректные условия сна
В первые несколько недель жизни ребенок легко засыпает и спит, не отвлекаясь на изменение освещенности и окружающие его звуки. Но этот период обычно длится не долго, и по мере взросления малышу понадобятся более комфортные условия для сна. Ребенка могут будить звуки улицы, солнечный свет, домашний шум. Не менее важна оптимальная влажность и температура воздуха в помещении для сна[2].
Позаботьтесь о том, чтобы создать в комнате, где спит малыш, подходящие условия. Хорошо проветрите помещение, задерните шторы. Укладывайте ребенка спать в его кроватке, убрав из поля зрения игрушки и мелкие предметы, чтобы они не отвлекали кроху в случае случайного пробуждения.
Как наладить сон малыша
Дети в возрасте от 1 до 12 месяцев:
Дети в возрасте старше 12 месяцев:
Сон младенца в первые четыре месяца жизни
Условно формирование сна младенца в первые 4 месяца можно разделить на три периода (речь идет о возрасте, рассчитанном от предположительной даты родов, т. е. мамы недоношенных детей должны прибавить к этим цифрам то количество недель, на которое малыш не доношен).
Первый период: первые 8 недель жизни
Ребенок спит почти так же, как недавно спал в животе у мамы. Его биоритмы не сформированы, малыш живет по своему четырехчасовому ритму, инверсия сна (путаница дня и ночи) в этом возрасте — норма.
Сон не организован, привычки сна отсутствуют, сон может длиться от 30 минут до 4 часов, общее количество сна в сутки — 15–18 часов.
Второй период: с 8-й по 12-ю неделю
Появляется «социальная улыбка». К этому возрасту уже происходит формирование ночного сна, заканчивается путаница дня и ночи.
Ребенок может беспрерывно ночью спать 4–6 часов, ночной сон составляет 8–9 часов.
Дневной сон все еще не организован, дневные сны — от 30 минут до 4 часов.
Третий период: с 12-й по 16-ю неделю
Формируются циркадные ритмы.
Ночной сон увеличивается до 12 часов, ребенок может непрерывно спать 6–8 часов.
Формируется от 3 до 5 дневных сна (минимальной продолжительностью 30–40 минут).
Время бодрствования может достигать двух часов (в среднем полтора).
Теперь мы знаем, чего ждать от сна ребенка в первые 16 недель, но возникает вопрос: а что мы можем сделать, чтобы сон ребенка в реальной жизни развивался так же ладно и просто, как об этом написано в умных книжках?
Ответ простой: не мешать. Природа удивительным образом сама обо всем позаботилась. Современные мамы все меньше полагаются на свою интуицию, все хуже распознают потребности и сигналы ребенка, в то время как в их головах сталкивается масса противоречивых рекомендаций — начиная от советов советских бабушек «не приучай к рукам», «пусть полежит проорется», заканчивая современными «по каждому писку давай грудь, иначе вырастет, и будет у него депрессия».
Вдобавок такие блага цивилизации, как электричество (всего 100 лет назад мы жили без света и даже не мечтали о бодрствовании в 23.00, например, зимой, когда в 17.00 уже темно), свет от монитора компьютеров, планшетов, телефонов нарушают выработку гормона сна (мелатонина), что сбивает и формирование естественных биоритмов. Благодаря появлению стеклопакетов и батарей поменялся микроклимат в помещении, где спит ребенок. Воздух стал пересушенным, что неизбежно вызывает пересыхание нежной слизистой новорожденного, дети могут просыпаться от жажды или дискомфорта. Поэтому все советы по организации здорового сна ребенка будут сводиться к тому, чтобы вовремя выявлять потребности ребенка и создавать ему комфортные, естественные условия сна.
Новорожденность и второй месяц жизни
Первые 2 месяца жизни не боимся сформировать вредные привычки — ребенок еще не умеет анализировать и оценивать окружающую обстановку, причинно-следственные связи не формируются, а это значит, что приучить к рукам, качанию, засыпанию на груди невозможно. Удовлетворяем базовые потребности ребенка, переживаем с ним период фиолетового плача, обеспечиваем безопасный сон, комфортные условия сна, регулируем активное бодрствование и время для сна с помощью освещения и вида активности.
Третий месяц жизни ребенка
Появилась «социальная улыбка», а значит, ребенок начинает понимать причинно-следственные связи, анализировать изменения окружающей среды. Именно в этом возрасте оптимально создавать условия, которые способствуют формированию основ здорового сна, поэтому определяемся с местом сна. Укладываем ребенка спать в кроватку. Кроватка не манеж, в кроватке только спим!
Создаем комфортные условия сна:
1) темно (днем удобно пользоваться шторами блэкаут);
2) тихо (при невозможности обеспечить сон в тишине очень помогает белый шум, который поглощает посторонние звуки, а также успокаивает ребенка);
3) температура в помещении, где спит ребенок: летом 24–27 градусов, зимой 18–24, влажность 50–55%.
Наблюдаем за признаками усталости (отстранение, сосание, зевота, ребенок трет глазки, теребит волосики, чешет ушки, мотает головой из стороны в сторону). Ориентируемся на время бодрствования (45–60 минут). Укладываем ребенка спать, не давая ему переутомиться. Признаки переутомления: просится на ручки, капризничает, излишне веселый, активный.
Вводим ритуалы не только для сна, но и для всей активности в течение дня. Расслабляющий ритуал отхода ко сну (не более 10–15 минут), цель — расслабить и успокоить малыша. Важно четкое начало и конец, определенная последовательность (создаем благоприятные условия — надеваем подгузник — пижаму — колыбелька — покачивание).
Тренируем навык самостоятельного расслабления — наблюдаем за малышом и в тот момент, когда видим, что малыш готов уснуть, исключаем возбуждающие стимулы и даем возможность уснуть самому.
Вне контроля: время начала, продолжительность и количество дневного сна.
Четвертый месяц жизни
Продолжаем наблюдать за признаками усталости. Для того чтобы понять, правильное ли время бодрствования мы даем ребенку, следим за временем засыпания (в норме — около 15 минут) и качеством сна. В этом возрасте максимальное время бодрствования составляет около двух часов, причем после короткого сна оно сокращается на треть — до 1 часа 20 минут.
Смещаем время начала ночи на более ранний период (раннее укладывание — с 17 до 20 часов).
Важно помнить, что психологическое состояние мамы легко считывается ребенком. Если мама находится в стрессе, нервная, неуверенная, то ребенок не будет чувствовать себя в безопасности на руках у такой мамы, а значит расслабиться и заснуть ему будет очень трудно. В этом случае лучше поручить укладывать ребенка папе, а маму отправить отдыхать.
опубликовано 27/07/2018 14:03
обновлено 30/07/2018
— Рост и развитие, Сон
Ребенок не спит днем. Почему и что делать
Содержание статьи:
Нормальный режим дневного сна у ребенка до четырех лет
За дневной сон отвечает другой отдел головного мозга, нежели чем за ночной. Поэтому предсказуемые ритмы дневного сна появляются у ребенка позже, а не с рождения.
Сколько должен спать ребенок днем?
Новорожденные от 0 до 2 месяцев
Спят в среднем 8-9 часов днем со множеством интервалов. Отрезки сна будут варьироваться от 10-15 минут до 3-4 часов.
Не стоит сейчас переживать о коротких и не по расписанию снах. Вместо этого сфокусируйтесь на общем ритме кормлений и сна, чтобы со временем появился предсказуемый режим.
2-4 месяца
В этом возрасте дети спят 4-5 часов в день до 3-5 раз. Не пропустите регресс сна около 4 месяцев — он может ухудшить дневные сны даже, если до этого не было проблем со сном днем.
4-6 месяцев
Уже появляется относительно предсказуемый режим с 3 дневными снами общей продолжительностью 4-5 часов. После 4-х месяцев минимальный сон должен длиться хотя бы 75 минут.
7-8 месяцев
Грудничок плохо спит днем, если в этом возрасте происходит очередной регресс сна и переход с 3 снов на 2. Уходит вечерний сон. Малыш спит 2.5-4 часа днем. Один сон должен быть не менее 60 минут.
9-12 месяцев
К этому возрасту малыш спит предсказуемо. Формируется режим по часам с двумя дневными снами по 1,5-2 часа каждый.
12-18 месяцев
Ребенок спит 1-2 раза в день 2-3 часа. В период с 15-18 месяцев происходит переход на один сон. Сперва он будет коротким, но постепенно его продолжительность увеличится.
2-4 года
Ребенку все еще необходим один дневной сон продолжительностью не менее 1 часа либо «тихий час», что к вечеру не было переутомления.
Между 3 и 6 годами дети обычно перестают спать днем.
Польза дневного сна для ребенка
Дневной отдых — ключ к здоровому физическому развитию малыша и хорошему настроению. Если ребенок плохо спит днем, это скажется на ночном сне.
Короткие дневные сны
С короткими дневными снами сталкиваются многие мамы. Такие сны длятся не более 45 минут. Обычно ребенок спит одну фазу сна и просыпается. Далее он не засыпает, либо маме приходится прикладывать усилия, чтобы малыш уснул повторно.
До 5-6 месяцев короткие сны естественны для ребенка. Но с 6 месяцев дневный сны уже консолидируются, они становятся предсказуемыми и регулярными.
Если после полугода кроха по-прежнему спит не более 20-30 минут днем, над сном необходимо работать, потому что короткий сон не восстанавливает организм. Ребенок просыпается невыспавшимся, капризным, у него копится переутомление.
При коротких снах у ребенка количество дневных снов будет превышать рекомендуемые нормы. Маме сложно придерживаться предсказуемого режима и правильно найти подходящее время бодрствования.
Утренний сон
Формируется первым у малышей около 3-4 месяцев. К 5-6 месяцам оптимальное время начала утреннего сна в промежутке 8.00-10.00. Так вы сможете организовать режим остальных снов в течение дня.
Функция первого сна — помогать ребенку запоминать новые умения и слова. Утренний сон дает возможность переработать тот огромный поток информации, который малыши получают каждый день в первые полтора года жизни.
Утренний сон проходит у детей в основном в фазе быстрого, поверхностного сна — признак того, что он является продолжением ночного сна. Этим объясняется, почему время бодрствования между утренним и ночным сном самое короткое, чем между остальными отрезками снов.
Утренний сон уходит в возрасте 15-18 месяцев и остается обеденный сон, который необходим малышу, чтобы не переутомиться к вечеру.
Переход на «тихий час»
После 2 лет многие дети отказываются от дневного сна. Но редко какой ребенок до 4-х лет способен выдержать бодрствование на протяжении всего дня без последствий. Дети в этом возрасте еще устают сильно за день, что сказывается на сне ночью.
Поэтому рекомендуем хотя бы проводить «тихий час», если малыш ни в какую не хочет спать днем. «Тихий час» позволяет ребенку замедлиться и отдохнуть в середине дня.
Как ввести «тихий час»:
Рекомендуем переходить к «тихому часу», когда:
Как понять, что ребенок плохо спит днем?
Ребенок плохо спит днем, если вы наблюдаете следующие симптомы:
Почему ребенок плохо спит днем?
Дети могут спать плохо днем по разным причинам:
Малыш недостаточно устал или готов отказаться от одного из снов днем.
С рождения до 6 месяцев время бодрствования у ребенка увеличивается с 40 минут до 2,5-3 часов. Если вы все еще пытаетесь уложить полугодовалого малыша уложить спать через час после подъема, он будет протестовать.
С 6 месяцев до 3 лет увеличение времени бодрствования уже не такое быстрое. Но ребенок переходит постепенно с 3 дневных снов к режиму с 1 дневным сном к 2 годам. Если ребенок в возрасте 15-18 месяцев постоянно протестует при укладывании на второй сон, значит пора менять режим.
Условия не подходящие для сна. Возможно, в комнате слишком светло или слишком громко. Или с дороги доносятся звуки машин и другие бытовые шумы. В комнате может быть слишком жарко или холодно. Так как дневной сон дается ребенку сложнее, условия сна очень важны. Также ребенок может отказываться спать в коляске на улице, потому что ему некомфортно засыпать при свете и шуме вокруг.
Ребенок слишком устал или у него накоплено переутомление. Так происходит, если вы кладете малыша спать позже, чем нужно, или он плохо спал ночью.
Вы организуете дневные сны, подстраивая их под активности в течение дня, а не наоборот. Соблюдение распорядка сна и бодрствования является залогом здоровых привычек сна у ребенка.
Малыш перерос способы успокоения. То, что работало 2 недели назад, может уже не работать сегодня, что еще больше приводит в замешательство. Подумайте, как вы укладываете ребенка обычно спать на дневной сон: укачиваете, кормите, держите на руках? Помогает ли это ему уснуть или уже нет?
С 4-6 месяцев ребенок чаще всего уже готов к обучению самостоятельному засыпанию. И, возможно, уже пора постепенно и плавно сокращать помощь при укладывании на дневной сон.
Что делать, если у ребенка нарушен сон днем?
Ведите дневник сна в течение недели и отмечайте в нем все периоды сна ребенка в течение дня, включая даже те интервалы, в какое время малыш заснул и сколько проспал, например, на 10 минут в машине или в коляске по пути домой с прогулки.
Сравните ваши результаты с рекомендуемыми нормами сна, которые соответствуют возрасту вашего ребенка.
При недосыпе найдите причину плохого сна и исправляйте ситуацию: создайте подходящие условия сна, корректируйте режим, не допускайте переутомления малыша, продлевайте сон, обучайте самостоятельному засыпанию.
Что делать при нарушениях дневного сна у ребенка?
Если младенец не спит днем
-Когда малыш не различает день и ночь, время бодрствования проводите при дневном свете, а вечером приглушите освещение и ночью используйте минимум света.
-Следите за признаками усталости младенца и укладывайте его вовремя. Так вы не допустите переутомления.
-Чтобы малыш не просыпался от голода, кормите его перед сном.
-Пеленайте младенца на сон, начните затемнять комнату с 2,5-3 месяцев.
-Включайте белый шум на время отдыха малыша.
-С 2-3 месяцев введите короткий ритуал перед сном и проводите его даже днем перед укладыванием.
-Успокаивайте кроху и продлевайте очень короткие сны любым способом.
Помните, что новорожденные спят в основном поверхностным сном, во время которого могут подергивать конечностями, приоткрывать веки, улыбаться и спать беспокойно. Можно ошибиться и подумать, что малыш просыпается и хочет кушать. Вместо того, чтобы подходить сразу же к младенцу, подождите пару минут— ребенок может уснуть обратно.
4-12 месяцев
Около 4 месяцев у ребенка окончательно формируются биологические ритмы и сон может испортиться. Например, малыш перестанет спать днем. Сейчас самое время начать организовывать физиологичный режим сна и бодрствования
Поэтому рекомендуем организовывать дневные сны во временные «окна», когда малышу сон дается легче и отдых более восстанавливающий:
Чем младше малыш, тем время укладывания будет ближе к началу этого промежутка, в связи со способностью ребенка меньше бодрствовать.
Следите за временем подъема — если оно всегда в разное время, то и дневные сны будут начинаться в разное время. Что усложнит привыкание организма крохи к определенному ритму дня. Для детей физиологично просыпаться в 6-7 утра.
Главное сейчас не допускать переутомления малыша. С 4-6 месяцев и до перехода ребенка на два сна в 8-9 месяцев ориентируйтесь на рекомендуемое время бодрствования и меньше — на признаки усталости. Малыши уже проявляют большой интерес к окружающему миру и могут сдерживать признаки усталости.
Проверяйте условия сна. Затемняйте комнату на время сна, чтобы малыш не отвлекался во время засыпания и ему не мешал свет. Используйте специальные шторы блэкаут. Бороться с бытовыми звуками из соседней комнаты поможет белый шум.
Сохраняйте ритуал перед дневным сном. Он поможет разделить активное бодрствование и сон. А еще даст возможность всем замедлиться и настроиться на отдых.
Устраивайте сон ребенка всегда в одном месте, чтобы он ассоциировал его с отдыхом и понимал, что от него сейчас требуется. Лучшее место для сна — кроватка малыша в комнате родителей.
Не переводите ребенка на режим с меньшим количеством дневных снов раньше времени.
К режиму на 2 снах большинство детей готовы не ранее 8-9 месяцев.
К одному сну днем — только после 15-18 месяцев.
Как определить, что можно сокращать количество дневных снов?
Если малыш просыпается через 30-40 минут, продлевайте сон аналогичным способом, которым он уснул. Если это не работает, скорее всего стоит обучить ребенка навыку самостоятельного засыпания.
Предлагаем пройти курс обучения ребенка СЗ — всего за месяц вы решите проблему не только дневных снов, но и начнете высыпаться всей семьей.
После года
После 12 месяцев соблюдайте те же правила, которые важны для детей более младшего возраста.
Теперь важно организовывать режим дневных снов по часам: при двух сна оптимальное время начала снов в 9.00-9.30 и 13.00-13.30 при подъеме между 6-7 утра.
При режиме с одним дневным сном устраивайте отдых в 13.00-13.30.
Если ребенок отказывается спать днем, читайте, что делать, в статье «Когда и почему уходит дневной сон у малышей старше двух лет».
Основные правила хорошего сна днем
Пробуждения — нормально ли это?
Пробуждения являются нормой, как для детей, так и для взрослых. При окончании цикла сна кроха просыпается на несколько секунд и засыпает обратно, если умеет это делать самостоятельно.
Сложности появляются, если малыш не знает, как повторно заснуть и ему требуется помощь мамы. Тогда он полностью просыпается и начинает просить, чтобы его укачали, дали грудь или бутылочку, вернули на место соску, подержали за руку. Отсюда появляются сорокаминутные дневные сны.
Если в период новорожденности короткие сны являются нормой, то после 4 месяцев сон уже должен консолидироваться, малыш может спать днем в один сон не менее 1 часа. При условии, что нет сильной ассоциации на сон.
Как научить малыша засыпать днем без помощи родителей?
Как научить ребенка засыпать после пробуждения днем?
Не допускайте переутомления, потому что при чрезмерной усталости у ребенка повышается уровень гормонов кортизола и адреналина, сон становится более чутким. В результате ребенка легко разбудить. А вот уснуть повторно ему тяжело.
Если ребенок проснулся через 30-40 минут, не спешите сразу же подходить — он может сам уснуть. Однако это помогает только, если не сильных ассоциаций.
Обучите малыша самостоятельному засыпанию по методике.
Почему ребенок не спит днем совсем и плачет?
Он не может уснуть в тех условиях, в которых организуется сон.
Малышу некомфортно спать. Например, некоторые дети могут перестать в какой-то момент спать в коляске и не будут засыпать.
Ребенок не понимает, что пришло время сна. Так бывает, если нет четкого режима и вы организуете дневные сны вокруг активностей в течение дня. А не наоборот— активности вокруг снов.
У малыша накоплено переутомление.
Ребенок испытывает физический дискомфорт или заболевает.
Нервная система малыша перевозбуждена из-за чрезмерной стимуляции во время бодрствования: после посещения торгового центра, чересчур активных игры в течение всего времени бодрствования, встречи с новыми людьми, просмотра мультфильмов.
Ошибки, которые допускают родители при организации дневного сна ребенка
Когда нужна помощь специалистов при нарушении дневного сна у ребенка?
Не стоит игнорировать потребности вашего чада в дневном сне. Дневной сон необходим всем детям для полноценного роста и развития. Поэтому, если вы видите ниже описанные симптомы, обязательно обратитесь к наблюдающему вас педиатру и консультанту по детскому сну.
Симптомы, при которых обязательно обратиться за помощью
Как спит ваш ребенок днем? С какими проблемами столкнулись?
Терапия поведенческих нарушений сна у детей
Споры вокруг методов самостоятельного засыпания ребенка всегда раззгораются нешуточные. А почему, собственно? Потому что мамы дают оценку методу лечения нарушения сна не по эффективности, а по принципу «жалко/не жалко», «гуманно/негуманно», «работает/не работает». Кто-то вообще написал, что плохо, когда врачи лезут не в свое дело, т.е. в педагогику.
Так вот. Прежде чем я напишу о принципах обучения детей самостоятельному засыпанию, хочу уточнить одну важную вещь. Обучение ребенка самостоятельному засыпанию относится к методам поведенческой терапии. Терапия = лечение. Более того, я специально попросила нашего уважаемого психиатра, Сергея Владимировича написать пост о том, что такое поведенческая терапия (подробности и ссылки на исследования ищите в оригинале материала). На минуточку, когнитивно-поведенческая терапия — это единственная научно доказанная методика, которая входит в американские гайдлайны работы с поведенческими нарушениями и психическими расстройствами! Эффективность остальных методик, которые так любят психиатры (НЛП, гипноз и пр.), в крупных исследованиях не доказана и до сих пор остается под вопросом.
Ведь мало кто рассуждает, гуманно или не гуманно отрезать человеку целый орган (миндалины или желчный пузырь, например) в случае, если для этого имеются медицинские показания. Можно же довести ситуацию вообще до абсурда: природа лишнего не придумала, раз есть аппендикс, значит, он не лишний. Плюс его удаляют в операционной, под наркозом, а наркоз — это вредно, разлука с мамой в операционной — вредно, отходить от наркоза — слезно, пребывать в стационаре — стресс. Давайте не будем удалять воспаленный аппендикс.
Но все-таки мы понимаем, что есть соотношение польза — риск (которое врач оценивает каждый раз, прежде чем предложить тот или иной метод лечения), и польза от аппендэктомии или удаления желчного пузыря с камнями явно превышает риск от бездействия или осложнений, которые могут возникнуть в ходе операции, или стресса, который неминуемо испытает и взрослый, и ребенок.
Так почему же родители не дают свою личную оценку оперативным или консервативным видам лечения, но бурно обсуждают поведенческую терапию? На мой взгляд, дело в ответственности и вовлеченности родителей в процесс. При проведении операции или назначении медикаментозного лечения ответственность в большей степени ложится на врача. Роль родителей минимальна. А вот в поведенческой терапии ответственность за результаты лечения ложится в равной степени на врача и родителей. Врачу важно грамотно объяснить принципы лечения, грамотно подобрать методику обучения, а родителям важно не делать ошибок и четко следовать инструкции специалиста. Ну а если говорить о вовлеченности в процесс, то тут вся работа в принципе ложится на плечи родителей. Поэтому мамы, будучи потенциально активными участниками процесса, оценивают его, примеряя на себя, и дают личную оценку методу. Наверное, это не плохо.
Вопрос только в том, что публичное высказывание личной позиции (а в большинстве случаев это делают те мамы, у которых в принципе дети спят хорошо, и они просто примеряют на себя приемлемость методики) может травмировать мам, которые эти методики уже применяли или только собираются применять. Я знаю много историй, когда и мама, и ребенок страдали от нарушений сна, но не решались на коррекцию, потому что у них из головы не выходили слова женщин, которые не применяли эти методы, не собирались их применять, у которых вообще дети отлично спят, но они публично оценивали эти методы: «гестапо», «бесчеловечно», «это ж как надо не любить своего ребенка».
Есть даже целые исследовательские работы, которые рассматривают причины, по которым родители предпочитают страдать от нарушений сна ребенка и его последствий (плохое настроение, истерики, снижение внимания и памяти), чем обучать ребенка самостоятельному засыпанию.
Поэтому я хочу еще раз напомнить мамам: при условии правильной работы поведенческая терапия доказанно эффективна и безопасна. И других методов коррекции еще не придумали.
Показания к поведенческой терапии нарушений сна:
При всем этом у ребенка должны наблюдаться признаки нехватки сна: малыш просыпается в плохом настроении, плаксивый в течение дня, случаются истерики на пустом месте, перевозбужден, очень активен (часто ближе к ночи) или, наоборот, засыпает во второй половине дня во время тихих игр, не дожидаясь сигналов родителей, ребенок спит при любом удобном случаем (в машине, слинге, коляске, при этом время сна не соответствует режиму, установленному родителями, но как только движение прекращается — ребенок просыпается), ребенок засыпает всегда со слезами.
Работа проводится с соматически здоровыми детьми, а в случае наличия хронических заболеваний ребенок должен быть в стадии ремиссии. До 6 месяцев (при ИВ) и 9 месяцев (при ГВ) ночные кормления сохраняются. Отмена ночных кормлений решается в индивидуальном порядке, согласовывается с педиатром и консультантом по ГВ (если у мамы есть проблемы с ГВ).
Итак, в чем суть поведенческой терапии нарушений сна?
Мы предлагаем ребенку новую модель поведения — самостоятельное засыпание. Для этого после проведения всех необходимых процедур подготовки ко сну кладем малыша в кроватку и выходим из комнаты. Далее, в зависимости от выбранной методики, либо взаимодействуем с малышом (возвращаясь к нему), подкрепляя правильное поведение и игнорируя нежелательное, либо не взаимодействуем вовсе.
Чем проще правила, которые мы транслируем ребенку, тем быстрее он их понимает и принимает, тем быстрее достигается эффект. Но есть одно «но».
Чем радикальнее изменяются условия и правила засыпания, тем активнее ребенок выражает протест этим изменениям.
Отсюда следуют два вывода:
Говоря простым языком, самые быстрые и эффективные методики требуют минимального участия в них родителей (потому что конечной целью является засыпание ребенка без участия взрослых), но сопровождаются бурным протестом малыша. Чем методика мягче (т.е. изменение условий засыпания постепенное), тем более активное участие родителей в процессе требуется, тем менее понятные для ребенка правила засыпания, тем дольше времени ребенку надо, чтобы эти правила усвоить, а значит, эффект от обучения мы увидим позже. Но зато протест малыша будет не таким ярким, как в быстрых методиках.
Радикальные, или быстрые методы
Метод исключения плача
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты и игнорирует все проявления недовольства ребенка до утра. Таким образом ребенку транслируется новое правило: теперь ты засыпаешь сам, без помощи взрослых, и спишь в кроватке до утра.
Так как правила очень простые, то ребенок быстро понимает и принимает их, и уже через 3–5 дней засыпает самостоятельно, без слез, а т.к. изменение привычных условий радикальное, то обучение сопровождается ярким протестом со стороны ребенка.
Но тем не менее есть дети и родители, которым подойдет именно этот метод обучения, например детям старше 9 месяцев, которые отличаются энергичностью и упрямством, а значит, только возбуждаются от присутствия взрослых. А также родителям с очень крепкими нервами, уверенными в последовательности своих действий (если взрослый хотя бы единожды откликается на плач, это дает малышу ложную надежду на возвращение прежних правил на засыпание и усиливает проявления недовольства).
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книге М. Вайсблута «Здоровый сон — счастливый ребенок».
Метод контролируемого плача
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу спустя 3 минуты после начала плача и успокаивает его в кроватке. Лучше не брать малыша на руки (так он успокоится быстрее, но попадание в кроватку вызовет новую волну возбуждения). Когда ребенок успокоится, родитель снова выходит из комнаты. Если малыш опять начинает плакать, то взрослый заходит в комнату теперь уже через 5 минут. Так, увеличивая интервалы между началом плача ребенка и возвращением родителя в комнату, взрослые действуют до засыпания малыша.
Правила для ребенка остаются достаточно простыми: ребенок засыпает сам в кроватке, но поведение родителей немного усложняют задачу для ребенка. С одной стороны, родители реагируют на плач ребенка и заходят в комнату, чтобы успокоить малыша, как бы подкрепляя его протест, с другой стороны, как только малыш успокоился, родители все равно выходят из комнаты, транслируя неизменность нового правила: теперь малыш засыпает в кроватке сам.
Из-за визитов родителей процесс привыкания затягивается, поэтому ждать результатов приходится уже не через 3–5 дней, а через 7–10. Из-за радикальных изменений привычных условий засыпания протест ребенка будет особенно ярким, но у родителей есть возможность участвовать в успокоении малыша.
У этого метода много поклонников, т.к. он достаточно быстрый, но в то же время не исключает полностью взаимодействие взрослого и ребенка, помогая родителям легче перенести слезы малыша.
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Р. Фербер «Сон ребенка. Решение всех проблем», Э. Эстивиль «Спите спокойно».
Мягкие методики, в которых не допускается, чтобы ребенок плакал в одиночестве
Метод стула
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то он возвращается к малышу и садится на стул, заранее поставленный рядом с кроваткой. Взрослый, который укладывает малыша спать, сидит рядом с ребенком и не покидает комнату, пока тот не заснет полностью. Родитель может помогать малышу успокаиваться в кроватке руками или голосом. Спустя две-три ночи стул постепенно отодвигают от кроватки и уменьшают степень участия взрослого в засыпании. Этому алгоритму следуют, пока стул не окажется за пределами комнаты.
Из-за того, что правила меняются (каждые три дня взрослый меняет свое положение относительно кроватки и уменьшает степень своего участия в засыпании малыша), ребенку нужно больше времени, чтобы понять, что от него требуется, и усвоить новое правило засыпания, поэтому обучение затягивается в среднем на 2 недели. Но зато изменения в условиях засыпания не такие радикальные (если малыш привык засыпать в присутствии взрослого, то он продолжает засыпать со взрослым, сидящим в комнате), поэтому протест минимальный.
Метод подойдет детям, которые тяжело переносят разлуку (часто это малыши, которые только научились ползать или ходить), и родителям, которые достаточно терпеливы и последовательны, но не могут позволить, чтобы ребенок плакал в одиночестве.
Подробнее с этой методикой можно ознакомиться в книге Ким Вест «Спокойной ночи, спи крепко».
Метод «Обнял-положил»
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу.
Каждый раз, когда ребенок начинает плакать, взрослый берет его на руки, обнимает, успокаивает и кладет обратно, как только плач прекращается. Если малыш снова начинает проявлять беспокойство, нужно снова брать его на руки и успокаивать, а затем возвращать в кроватку. Процесс повторяется до тех пор, пока ребенок не заснет. Самое главное, чтобы ребенок заснул в кроватке, а не в маминых объятиях.
В этой методике понять ребенку правило самостоятельного засыпания еще сложнее, т.к. поведение родителей неоднозначно — вроде бы берут на ручки по первому требованию и успокаивают, но с другой стороны все равно кладут в кроватку. Поэтому сам процесс укладывания затягивается на час или даже дольше, а работа по методике длится до 3–4 четырех недель, пока малыш не поймет и не усвоит новое правило. Но зато в этой методике ребенок не плачет в одиночестве, а всегда успокаивается у мамы/папы на руках.
Методика подойдет терпеливым родителям, готовым к долгой работе, которым важно постоянное присутствие рядом с ребенком.
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Т.Хогг «Чего хочет ваш малыш»; Э. Пэнтли «Как уложить ребенка спать без слез».
Нельзя сказать, какая из этих методик лучше, а какая — хуже. Все они работают, у всех есть свои плюсы и минусы. Важно подобрать ту методику, которая будет соответствовать философии воспитания в семье, подходить ребенку по темпераменту и возрасту, а также соответствовать возможностям родителей следовать методике.
Можно не ограничиваться какой-то одной методикой, а комбинировать техники, переходя от мягких к более радикальным.
Спасибо за внимание! С пожеланием сладких снов, детский невролог Островерхова Анна Максимовна