младший жуз казахов история

Младший жуз

младший жуз казахов история. Смотреть фото младший жуз казахов история. Смотреть картинку младший жуз казахов история. Картинка про младший жуз казахов история. Фото младший жуз казахов история
Примерные территории кочевых жузов в начале XX века. Старший жуз (обозначена розовым цветом), Средний жуз (оранжевым), Младший жуз (зелёным).Столица1718—1730 — Казалы
1730—1786 — Ханская ставка около Иргиза
1786—1824 — Ханская ставка около ОренбургаЯзык(и)Казахский языкНаселениеКазахи
1,1 млн чел. (1800 г.)Преемственность ← Казахское ханство
Российская империя →
Древняя история Казахстана
Андроновская культура
Саки • Усуни • Кангюй • Гунны
Раннесредневековые государства Казахстана
Тюркский каганат (552—603)
Западный каганат (603—704)
Тюргешский каганат (704—756)
Карлукский каганат (756—940)
Кангары • Кимаки • Огузы
Караханиды • Каракидай • Кыпчаки
Средневековые государства Казахстана
Монгольская империя (1205—1291)

Казахское ханство и жузы
Казахское ханство (1465—1847)
Старший жуз (1715—1822)
Средний жуз (1715—1822)
Младший жуз (1715—1731)
Букеевская Орда (1801—1872)
В составе Российской империи
Алаш-Орда (1917—1920)
Туркестанская автономия (1917—1918)
Новейшая история
Киргизская АССР (1920—1925)
Казакская АССР (1925—1936)
Казахская ССР (1936—1991)
Республика Казахстан (1991—н.в.) Портал | Категория

младший жуз казахов история. Смотреть фото младший жуз казахов история. Смотреть картинку младший жуз казахов история. Картинка про младший жуз казахов история. Фото младший жуз казахов история

Младший жуз (каз. Кіші жүз ) — группа казахских родов, образовавшаяся в Западном Казахстане.

Кроме Малой Орды, на территории Казахстана существовали Старший жуз и Средний жуз.

Состоит из трех племенных союзов: алимулы, байулы и жетыру.

Численность Орды на рубеже XIX—XX вв. — 1 100 000 чел.

Численность Алимулы до революции 1917 г. составляла 300—350 тысяч, в том числе: шекты — 60-80 тысяч, шомекей — более 100 тысяч, торткара — 50-60 тысяч, кете — 50-60 тысяч, каракесек — 20-25 тысяч, карасакал — 10-15 тысяч.
Байулы 500—550 тысяч, в том числе адай — 80-90 тысяч, байбакты — 40 тысяч, берш (каз. беріш ) — 45 тысяч, таз — 20 тысяч, шеркеш — 45 тысяч, маскар — 20 тысяч, тана — 25 тысяч, кызылкурт — 40 тысяч, алтын — 30 тысяч, жаппас — 50 тысяч, ысык — 20 тысяч, есентемир — 20 тысяч, алаша — 45 тысяч.
Численность Жетыру около 270—300 тыс., в том числе субэтническая конфедерации: табын — 80 тысяч, жагалбайлы — 70 тысяч, кереит — до 33 тысяч, тама — до 45 тысяч, телеу до 20 тысяч, кердери (каз. кердері ) до 20 тысяч и рамадан до 5 тысяч человек.

Содержание

О происхождении

Можно привести цитату Шакарима Кудайберды-Улы «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий», перевод Бахыта Каирбекова [2] :

Ещё есть такой вариант: Общеизвестно что у тюркских народов (узбеков и казахов) имеются многочисленные племена, например ещё в 1848 году Н. Ханныков, а затем 1898 году Аристов приводили списки 92 узбекских и казахских родов. В частности там присутствовал род «Рамадан». На территории Средней Азии и Казахстана, этот род проживал в пределах Зеравшанской долины, Голодной степи, Чирчика и Чимкентского уезда. Как мне [источник не указан 550 дней] удалось выяснить, этот род кочевал в 16 веке в районе Астрахани. Если род «Рамадан» тюркский, то его название более современное, т.е. арабское. Следуя буквальной этимологии слова «Рамадан» можно условно предположить, что этот род возможно возник в период появления арабов в Центральной Азии, то есть 7-8 вв. н.э.

Правда много вопросов на которые все же пока никто не смог найти ответов. И так:

1) Правильно ли мое предположение, откуда на самом деле происходит род «Рамадан» (из какой области) и когда он возник? 2) Если посмотреть на физико-географическую карту Средней Азии, Казахстана и России, то можно увидеть несколько топонимических названий «Рамадан», это и малые притоки рек, и названия населенных пунктов и т.д. Вопрос как топонимические названия связаны с родом «Рамадан»? 3) Возможно ли, по ним проследить где в древности этот род кочевал?

Название целевой страницы

Состав племенного союза

Правители Младшего жуза

Правители Младшего жуза от России

Правители Младшего жуза, выбранные народом

Военные деятели

Бии и деятели искусства

См. также

Ссылки

Примечания

младший жуз казахов история. Смотреть фото младший жуз казахов история. Смотреть картинку младший жуз казахов история. Картинка про младший жуз казахов история. Фото младший жуз казахов история Казахи
ЖузыСтарший жуз · Средний жуз · Младший жуз · Ру
КультураИстория · Язык · Письменность · Литература · Казахская народная поэзия · Традиции · Религия · Кухня
ДиаспораКитай · Узбекистан · Россия · Монголия · Туркмения · Киргизия · Турция · Афганистан · Иран · Америка
РазноеКазахские ханы · Казахское шежире · Родство у казахов · Казахское имя · Оралманы
младший жуз казахов история. Смотреть фото младший жуз казахов история. Смотреть картинку младший жуз казахов история. Картинка про младший жуз казахов история. Фото младший жуз казахов история Осколки Золотой Орды
младший жуз казахов история. Смотреть фото младший жуз казахов история. Смотреть картинку младший жуз казахов история. Картинка про младший жуз казахов история. Фото младший жуз казахов история

Источник

В порядке дискуссии: аланы и казахи. Тайна происхождения Младшего Жуза.

младший жуз казахов история. Смотреть фото младший жуз казахов история. Смотреть картинку младший жуз казахов история. Картинка про младший жуз казахов история. Фото младший жуз казахов история

Аланы и казахи: Тайна происхождения Младшего жуза
Author: Нурумбаев А.А.
Publisher: Туркестанская Библиотека
Publication date: 2009-10-28
Format: TXT
Language:Russian

Аланы и казахи: Тайна происхождения Младшего жуза

В истории народа аланов существует очень много «белых пятен», хотя на первый взгляд можно подумать, что в истории этого народа, как, будто всё разложено по своим местам. Так например, усилиями советских историков было выявлено, что прямыми т.н. потомками аланов являются северокавказcкие народы осетин, балкарцев и карачаевцев, что, по правде говоря, не лишено здравого смысла, т.к. письменные источники, действительно, фиксируют проживание аланских племён на территории Северного Кавказа, начиная, примерно, с 3 века н.э. по 14 век. После монгольского нашествия в начале 13 века государство северокавказских аланов(9-13вв.) теряет политическую самостоятельность и входит в состав Улуса Джучи. В составе монгольского государства аланы сумели сохранить свою целостность. Однако, походы среднеазиатского правителя Тамерлана (Тимура) на Северный Кавказ в 14 веке положили конец политическому и этническому единству народа алан, после чего имя алан исчезает со страниц письменных источников.

После того как имя алан исчезло со страниц письменных источников, многие исследователи стали «ломать головы», пытаясь найти потомков народа алан. Некоторые историки увидели потомков алан в северокавказском народе осетин, т.к. в их имени сохранилось название аланского племени Асов(осов)+грузинский аффикс –ети-, означающий букв. «народ, страна», т.е. осети-букв. «народ асов» или «страна асов». Относительно карачаевцев и балкарцев стоит заметить, что осетины называют их именем асы и устур-асы. Также стоит заметить, что слово «алан» сохранилось в речи карачаевцев и балкарцев, передавая значение «друг, приятель». Всё это, конечно, говорит в пользу того, что аланы, действительно, приняли участие в этногенезе вышеперечисленных народов. Однако утверждать, что осетины, карачаевцы и балкарцы являются прямыми потомками средневековых аланов, по мнению автора этих строк, преждевременно. Так, например, антрополог В.П.Алексеев отрицал прямую генетическую связь между аланами и современными осетинами, карачаевцами и балкарцами, утверждая, что антропологический тип последних значительно отличается от антропологического типа собственно алан. Исходя из вышесказанного, можно прийти к логическому выводу о том, что современные осетины, карачаевцы и балкарцы являются лишь носителями этнического имени «алан», но никак их прямыми потомками. Имя аланов закрепилось за предками осетин, карачаевцев и балкарцев в пору их вхождения в государство Северокавказская Алания (9-13вв.). После распада государства аланов предки вышеперечисленных северокавказских народов сохранили в своём родоплеменном составе имя своих соотечественников аланов, вместе с которыми они входили в одно государство. Не исключено, что какая-то часть аланов, после крушения собственного государства, влилась в состав предков осетин, карачаевцев и балкарцев, но впоследствии они бесследно растворились в них, оставив в память о себе лишь своё имя.
В связи с вышесказанным можно утверждать, что современные народы осетин, карачаевцев и балкарцев являются лишь носителями этнического имени «алан». Тогда возникает закономерный вопрос: Сохранились ли потомки аланов? Если «да», то где их искать?
На протяжении многих лет автор этих строк исследовал этот т.н. «аланский вопрос». Исследования привели автора к следующему выводу: потомки аланов и поныне живут среди казахского народа, а точнее, среди западной части населения республики.

3.Тайна происхождения Младшего жуза или современные потомки аланов

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Борьба жузов и растущая радикальная исламизация страны. Тайная война в степях и городах Казахстана

младший жуз казахов история. Смотреть фото младший жуз казахов история. Смотреть картинку младший жуз казахов история. Картинка про младший жуз казахов история. Фото младший жуз казахов история

Мне приходилось общаться с людьми, долгое время жившими и работавшими на ответственных постах в Казахстане, и они отмечают, что экс-президенту Нурсулстану Назарбаеву действительно удалось выстроить эффективно функционирующее государство, и не в последнюю очередь благодаря тому, что прибыли от нефтедобычи доходят и до рядовых граждан.

Тем не менее, не всегда гладко и с этим. Но, главное, у Казахстана есть ахиллесова пята, которая кроется в самом устройстве казахского этноса, изначально делившегося на три жуза (племенных объединения) — Старший, Средний и Младший.

Племенной национализм

У казахов есть популярная поговорка «Дай Старшему жузу посох и пусть пасет скот, дай Среднему жузу перо и пусть решает споры, дай Младшему жузу копье и отправь на врага». Сильные различия в менталитете между представителями разных жузов сохранились до сих пор.

«В Младшем жузе самая большая популяция гопников, самые приставучие менты… самый недружелюбный народ… Люди здесь агрессивны, я бы сказал — задиристы… Казахи из Чимкента (город на юге Казахстана, с 1992 году официально переименован в Шымкент, находится на территории Старшего жуза. — Авт.), подвозившие меня в районе Аральского моря (территория Младшего жуза. — Авт.), прямо говорили: «Тут варвары живут!»» — писал в 2013 году после целой серии поездок по Казахстану популярный российский блогер-путешественник Илья Буяновский aka varandej.

младший жуз казахов история. Смотреть фото младший жуз казахов история. Смотреть картинку младший жуз казахов история. Картинка про младший жуз казахов история. Фото младший жуз казахов история

По словам Буяновского, казахов Младшего жуза отличает и повышенная, агрессивная ксенофобия: «Русскоязычные казахи тут — редкость…. В Аральске вечером… (путешественника. — Авт.) чуть не побили казахские подростки». Все это напоминает недавний отзыв одного моего знакомого о посещении Нормандии: «Цветных (мигрантов из Африки. — Авт.) почти нет. В портовых городах много ультраправой молодежи… Ночью меня как-то чуть не избили за попытку спросить что-то по-английски».

Аналогичные оценки высказывают и сами жители Казахстана, конечно, в более деликатной форме. «Младший жуз — это воители. У них быстрее реакция на чрезвычайные ситуации и яркий темперамент. Выходцы Старшего жуза известны своей рассудительностью, оттуда пришло много правителей. У них хорошо было развито гостеприимство… Кстати, с этим и связывают большую русифицированность севера, так как (в данном случае скорее «в то время как». — Авт.) Младший жуз с трудом шел на компромиссы с соседями», — отмечал в 2016 году «Почетный связист Казахстана» Батырбек Мусин, за полвека своей жизни поработавший в самых разных регионах страны.

Можно вспомнить, что самые громкие этнические конфликты проходили в Казахстане за прошедшие десятилетия именно на территории Младшего жуза. Это и кровавый погром чеченцев и ингушей 17 — 28 июня 1989 года в Новом Узене (на тот момент в составе Гурьевской области, с 1990 года в составе Мангистауской области), вызвавший бегство шести тысяч человек, и нападения нескольких тысяч казахских националистов на юбилейные мероприятия уральских казаков 15 сентября 1991 года в Уральске (административном центре на тот момент Уральской области, в 1992 году переименованной в Западно-Казахстанскую).

Газета «Жас Алаш» в 2009 году опубликовала выдержки из дневника омоновца, участвовавшего в подавлении волнений в Новом Узене в 1989 году: «Мне приходилось участвовать как спецназовцу во многих горячих точках. Обычно, когда мы, омоновцы, выстроившись в ряд, с автоматом в руке пускали очередь поверх голов толпы, то те сразу с шумом и гамом падали на землю, прикрывая головы руками. А здесь все было по-другому. Когда мы крикнули толпе остановиться и сделали предупредительный выстрел поверх голов, они остановились. И вдруг один из впереди идущих парней крикнул остальным: «Не бойтесь, у них резиновые пули». И тут тысячи людей, сметая ограждение, кинулись вперед. Вот теперь я лежу в больнице. Никогда не встречал такого бесстрашного народа…»

Нищета на фоне нефтедобычи

Причем, на национальные особенности накладываются и социальные. Представители Младшего жуза при Назарбаеве были оттеснены от власти в стране. Не в последнюю очередь поэтому западноказахстанские регионы поражают своей бедностью, так как влиятельные чиновники занимаются развитием только своих малых родин. При том, что именно здесь, на берегах Каспия, добывают главное богатство Казахстана — нефть!

26 июня 2006 года на центральной площади города Актау, административного центра Мангистауской области, прошел несанкционированный митинг рабочих предприятия «Мангистаумунайгаз», собравший от 200 (по официальным заявлениям полиции) до 1000 (по свидетельствам очевидцев) человек. Как писали журналисты: «Разгоряченные молодые ребята выкрикивали националистические лозунги и обещали повторить Новый Узень 1989 года. И в знак того, что это не просто угрозы, разгромили несколько кафе и магазины». Митинг был разогнан полицией, но тогда обошлось без жертв.

Только по официальным данным, 16 декабря 2011 года в Жанаозене было убито 15 (еще один человек был убит полицейскими днем позже при разгоне демонстрации протеста в поселке Шетле) и ранено 100 участников протеста. 37 задержанных были затем отданы под суд, многие получили тюремные сроки.

Ощущение национального и социального угнетения со стороны Центра, как это часто бывает, дало почву и для религиозного обособления западноказахстанских областей. В середине 1990-х годов сюда проник салафизм, известный также как ваххабизм.

Степной ваххабизм

Вероятнее всего, проник он с Северного Кавказа, где как раз в те годы наблюдался подъем неформального ислама, а промежуточным пунктом в распространении этой идеологии была Астрахань, где, с одной стороны, традиционно проживает много казахов, с другой — есть мощная диаспора, сформированная выходцами из Дагестана. Среди последних в 1996 году прибыли вытесненные из дагестанского аула Кванада члены салафитского джамаата Ангута Омарова, известного также как Аюб Астраханский. К 2000 году «астраханский джамаат» распался, но в городе одна за другой начали возникать другие салафитские группировки, многие из которых затем переходили к терактам.

Что такое салафизм? В религиоведческой литературе давно найдено удачное сравнение «пуритане ислама». Действительно, салафиты очень похожи на гугенотов XVI века, так ярко описанных Проспером Мериме в «Хрониках короля Карла IX», которые приравнивали почитание статуй и икон святых к идолопоклонству (и поэтому уничтожали их при первой возможности), запрещали танцы и пение как проявления язычества и т.д.

младший жуз казахов история. Смотреть фото младший жуз казахов история. Смотреть картинку младший жуз казахов история. Картинка про младший жуз казахов история. Фото младший жуз казахов история

Причем, что интересно, центром салафизма в Казахстане уже тогда являлся Жанаозен. Однако в результате проведенной в 2005 году репрессивной кампании казахским силовикам удалось разгромить ячейки салафитов в Жанаозене и Актау, многие их лидеры были отправлены за решетку, а активистов побуждали к выезду из страны.

После этого активность салафитов переместилась в соседние Атыраускую (до 1992 года Гурьевскую) и Актюбинскую области.

В марте 2009 года в поселке Шубарши Актюбинской области начались аресты. Первым 14 марта взяли имама местной салафитской общины Азамата Каримбаева. До 2004 года Каримбаев работал в нефтяной компании, но затем уволился, возглавил в родном селе салафитскую общину и построил в Шубарши мечеть для своих единомышленников. 21 марта взяли пятерых его прихожан.

23 сентября 2009 года все задержанные получили тюремные сроки от 10 до 17 лет. Имам уже в декабре 2009 года при странных обстоятельствах погиб в тюрьме.

17 мая 2011 года в центре Актобе на проходной областного департамента Комитета национальной безопасности (КНБ, местный аналог российского ФСБ) подорвал себя 25-летний местный житель Рахимжан Махатов. Силовики сначала пытались выдать все за обычный криминал, но очень быстро выяснилось, что Махатов был членом местной салафитской общины. В апреле 2011 года Махатов и еще ряд актобинских салафитов были задержаны правоохранительными органами (позже его отпустили под подписку о невыезде), продолжалось следствие, и он решил сыграть на опережение.

Кстати, многие реально уезжали. Первое сообщение о присутствии казахов в рядах «Имарата Кавказ»* относится к 25 июля 2009 года, когда МВД Дагестана сообщило, что у пяти боевиков, убитых в ходе спецоперации близ села Агачаул под Махачкалой, найдены казахские паспорта. 5 октября 2010 года в Махачкале в ходе спецоперации подорвался на «поясе шахида» уроженец Актау Ерлан Юсупов. В феврале 2010 года в Махачкале сдались силовиками сразу четверо приехавших (самостоятельно группами по 2 человека) «на джихад» из Актюбинской области казахов.

20 апреля 2011 года в поселке Хушет под Махачкалой в перестрелке погиб уроженец поселка Сазды, что в 18 км от Актобе, Сабитби Аманов, которого называли «правой рукой» Саида Бурятского. 7 ноября 2012 года в Хасавюрте среди убитых членов бандгруппы оказался гражданин Казахстана Вадим Кадымов, как сообщалось в массмедиа Актау, завербованный ими в этом городе. И скорее все этого не единственные примеры.

Казахский фронт джихада

Джамааты боевиков возникали и в самом Казахстане. «4 мая 2011 года сотрудники ДКНБ на оживленной улице Актобе блокировали внедорожник местного жителя Есета Махуова. При обыске машины оперативники обнаружили в тайниках автомат Калашникова, пистолеты системы Макарова и ТТ и более 50 патронов к ним, а также несколько ножей», — цитата из официального сообщенияо задержании амира джамаата «Ансар ад-Дин» («Защитники веры»).

Затем мы переносимся в упоминавшийся выше поселок Шубарши Актюбинской области. 28 июня 2011 года наряд полиции также остановил здесь легковую машину, за рулем которой находился 22-летний Талгат Шаканов. В багажнике машины обнаружили несколько незарегистрированных охотничьих ружей и салафитскую литературу. Шаканова отправили в местный изолятор временного содержания.

Однако в ночь с 28 июня на 1 июля 2011 года салафиты освободили задержанного, при этом устроив настоящую охоту на всех полицейских в поселке. По официальной версии, патрульную машину расстреляли из охотничьего ружья и пистолета Макарова. Однако 4 июля 2011 года в газете «Республика» был опубликован рассказ жителя одного из соседних населенных пунктов, ссылавшегося на свою родню в Шубарши: «Врут, что у опорного пункта в автомобиле убили двух этих полицейских, на самом деле их гоняли всю ночь по поселку, двоих нашли, одного еще не нашли, и он остался жив. Полицейских убивали дома. Одного дома застали, детей и жену закрыли в другую комнату, полицейского застрелили… Другой у родственников прятался, но его тоже нашли».

В район пришлось стягивать оперативные силы и спецназ полиции со всей страны. Из той же статьи в газете «Время»: «То, что сейчас происходит в Темирском районе Актюбинской области, можно по праву назвать полномасштабной войсковой операцией. Туда стянуты практически все боеспособные полицейские силы чуть ли не со всей республики. Из Алматы прибыли краповые береты из спецподразделения МВД РК (Республики Казахстан. — Авт.) «Сункар» и спецназа внутренних войск «Беркут». В оцеплении района, где могут скрываться убийцы полицейских, участвуют военнослужащие нескольких полков полиции и Внутренних войск. Задействована имеющаяся бронетехника. Патрулированием с воздуха занимаются два вертолета Ми-8 и самолет Ан-2».

Возглавил операцию прибывший на место событий из Алматы заместитель министра внутренних дел генерал-полковник Амантай Аубакиров.

Финальный бой произошел 8 июля 2011 года в поселке Кенкияк, соседнем с Шубарши, в нем погиб один боец «Сункара» и девять боевиков. По свидетельству местных жителей, бой продолжался несколько часов, использовались БТРы и гранатометы.

младший жуз казахов история. Смотреть фото младший жуз казахов история. Смотреть картинку младший жуз казахов история. Картинка про младший жуз казахов история. Фото младший жуз казахов история

Молодое поколение радикалов

С тех пор в общем-то не так-то уж много изменилось. Да, раздавлены салафитские «гнезда» в Шубарши и Актобе. И в целом протестные действия в Западном Казахстане после расстрела 16 декабря 2011 года в Жанаозене резко пошли на убыль, так как стало ясно, что власть не остановится для их подавления даже перед большой кровью.

6 февраля 2018 года КНБ Атырауской области сообщило о задержании группы салафитов, «занимавшейся в течение двух лет систематическим вымогательством денежных средств с лиц, осуществляющих международные и междугородние пассажирские перевозки по маршрутам Атырау — Астрахань, Атырау — Уральск, Атырау — Бейнеу». Понятно, что отдавать от 5 до 25 тысяч тенге с каждого водителя (а упоминается, что данью салафиты обложили порядка 200 автобусов) убеждали не только добрым словом.

Пусть чисто уголовный аспект деятельности исламских радикалов не смущает. Глава пресс-службы ДВД Актюбинской области Алмат Имангалиев на брифинге 9 июля 2011 года также описывал ликвидированную года в Темирском районе вооруженную группу салафитов как «ОПГ, которая, прикрываясь религиозными идеями, занималась кражей нефти вблизи поселков Шубарши и Кенкияка, а также совершала другие преступления корыстно-насильственного характера». Как бы, одному другому не мешает, противостояние государству, которое салафиты маркируют как неисламское и потому незаконное (от Аллаха — лишь халифат), может быть вооруженным и в плане ограблений.

Есть ощущение, например, судя по наличию в Интернете рэп-роликов, воспевающих убитых в Шубарши боевиков-салафитов как героев, что неформальный ислам в Казахстане — как и среди арабской молодежи во Франции, — постепенно входит в систему мира околокриминальной молодежи или стремящейся хотя бы казаться таковой.

Несложно представить, что в случае ослабления центральной власти, которая пока что целиком замкнута на личности Назарбаева, и падения мировых цен на нефть контроль над западноказахстанскими областями будет резко ослаблен и местные радикалы, имеющие мобилизационные ресурсы из местной исламизированной агрессивной шпаны, получат шансы если не взять власть на местах, то как минимум поучаствовать в ее дележе.

* Организация запрещена Верховным судом РФ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *