мнемотехника для запоминания дат по истории
Как запоминать даты и работать с картами
Рассказываем, как эффективно удерживать в памяти факты.
Умение быстро запоминать даты и распознавать на карте исторические события и объекты понадобится в обучении и на экзаменах. Чтобы освоить такой объём информации, необходимы системный подход, специальные методики и постоянные тренировки.
Как учить исторические даты
Есть множество способов и приёмов быстрого заучивания дат, которые можно использовать как вместе, так и по отдельности.
Систематизация
Главная сложность в запоминании исторических дат — неизбежно возникающая путаница: большое количество цифр перемешивается в голове и плохо соотносится с конкретными событиями. Чтобы избежать этой путаницы, записывайте и заучивайте даты группами — по историческим периодам, по историческим событиям, по правителям. Например, в отдельную группу можно выделить основные даты Великой Отечественной войны, главные вехи правления Александра II, хронологию событий Смутного времени. Заучивание дат группами помогает разложить их по полочкам и соотнести с историческими фактами.
Второй способ систематизировать запоминание дат — отслеживать связи между историческими событиями и составлять цепочки взаимосвязанных дат. В единую цепочку, например, можно связать даты, относящиеся к периоду татаро-монгольского ига:
1223 год — битва на реке Калке,
1237 год — нашествие Батыя,
1240 год — падение Киева и установление ига,
1380 — Куликовская битва,
1480 — Стояние на Угре.
Такие же цепочки легко составляются для эпохи Смутного времени, наполеоновских войн, Великих Реформ середины XIX века, индустриализации СССР. Очень полезно при составлении цепочек обращать внимание, сколько времени прошло от одного до другого события: 5, 10, 20, 100 лет, более 100. Это тоже помогает избегать путаницы.
Третий вариант систематизации при запоминании дат — проведение параллелей между историческими событиями в разных странах или в разные исторические периоды. Например, в 1861 году в России отменили крепостное право, а в США началась Гражданская война. Параллельно можно запоминать даты событий, произошедших в один и тот же день или месяц, но в разные годы.
Визуализация
Один из самых эффективных методов быстрого запоминания — визуализация материала. Для запоминания исторических дат подойдут:
Эмоции
Информация, окрашенная эмоционально или затрагивающая наши чувства, запоминается гораздо лучше, чем сухие бесстрастные факты. То же самое относится и к историческим датам: чем больше эмоций вызывает событие, чем больше образов возникает в голове при его упоминании, тем быстрее и прочнее вы запомните его дату. Для создания эмоционального резонанса с историческими событиями лучше всего подходит знакомство с произведениями искусства самых разных жанров: книгами, фильмами, спектаклями, картинами известных художников. Составьте список исторических произведений, относящихся к тому или иному событию, и знакомьтесь с ними, при этом держа под рукой таблицу с основными датами.
Мнемотехники
Для запоминания исторических дат лучше всего подходят метод интервального повторения и метод ассоциаций.
При запоминании с помощью интервального повторения вы экспериментальным путём подбираете индивидуальное время, через которое нужно повторять информацию, чтобы она лучше запомнилась. В интернете есть специальные сайты, на которых можно создать набор карточек для интервального повторения с историческими датами и подобрать подходящий интервал их показа. Программа показывает карточки через определённые интервалы времени, а пользователь вспоминает ответ и сообщает программе, насколько быстро ему это удалось.
Ассоциативный метод используется как для связи даты с событием, так и для механического запоминания цифр. Например, можно написать дату и постараться придумать свою ассоциацию к каждой паре цифр, или вспомнить какое-то событие из собственной жизни, с которым совпадает дата. Ещё один вариант — записать дату, событие и связать их с каким-нибудь предметом или явлением. Например, годы Второй мировой войны — с пожаром, дату Ледового побоища — с катком и так далее.
Как работать с исторической картой
Учитесь читать карту. Нет смысла специально запоминать карты отдельных исторических событий — это очень сложно и вряд ли пригодится вам на экзамене. Гораздо эффективнее научиться читать любую карту.
Изучите информацию об условных обозначениях и рассмотрите условные знаки. Это поможет определить примерное содержание той информации, которая заключена в карте. Условные обозначения на картах относятся к определённым группам:
Изучив условные обозначения на конкретной карте, вы получите начальное представление о событии или периоде, которое она отражает.
Сопоставьте изображённые на карте объекты с событием или эпохой. Вспомните и запишите всё, что вы помните о происходящем в это время в этой местности, после чего сравните свой конспект с информацией из учебника и заполните обнаруженные пробелы. Свяжите изображение на контурной карте с яркими впечатлениями о событии. Здесь, как и в случае с историческими датами, помогут произведения искусства и литературы, насыщенные образами и эмоциями.
Рисуйте исторические карты самостоятельно. Изучая то или иное событие или период, визуализируйте его, используя принятые на исторических картах условные обозначения. Рисовать карту можно самостоятельно, а можно использовать для тренировки атлас контурных карт по истории или распечатку контурных карт из интернета.
Разбирайте задания ЕГЭ на чтение исторической карты. Для начала изучите условные обозначения и определите ключевые факты, которые там упоминаются. Например, если среди условных обозначений даны направления движения войск, значит, речь идёт о каком-то сражении или нашествии, если указаны границы княжеств — это период феодальной раздробленности, если определённые города — что-то важное происходило именно в них. Посмотрите, указаны ли на карте какие-либо даты; если да, это облегчает задачу, ориентируясь на даты, можно вспомнить, какие важные события происходили в это время и где, после чего сопоставить этот список с картой.
Используйте приложения и интернет-ресурсы. Бесплатное приложение «Атлас+» содержит интерактивные задания на работу с историческими и географическими картами, с его помощью можно потренироваться расставлять названия, даты, значки на контурных картах, определять объекты на картах, сопоставлять их и находить соответствия. Есть сайты, где можно сопоставить исторические события с местами и временем, а также сайты с подборками карт.
Если уделять запоминанию дат и работе с картами достаточно времени, постоянно тренироваться, использовать разные приёмы и алгоритмы, можно за короткие сроки усвоить большое количество информации и научиться правильно решать учебные тесты и экзаменационные задания.
Что нужно запомнить
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Как запомнить половину учебника по истории с помощью шкафа и мнемоники
С помощью зубрёжки можно запомнить иностранные слова или выучить исторические даты. Это будет сложный способ, на который уйдёт много времени. Зато никто из нас не задумывается, когда надо, например, по порядку назвать цвета радуги, потому что мы с детства помним про «каждого охотника». Другими интересными методиками делится с вами РафаэльТынчеров — руководитель «Мастерской развитии памяти».
Вспомните вчерашний день, прошедшее лето. Что в первую очередь всплыло в памяти? Скорее всего, те моменты и образы, которые были связаны с хорошими или негативными переживаниями, с эмоциями радости или веселья, гнева или страха. Мы с лёгкостью запоминаем те образы, на чём зафиксировали своё внимание, свои эмоции, на том, что впечатлило нас или взбудоражило наше воображение. Мы помним всё, что так или иначе связано с нами лично.
Вспомните известный всем способ определения високосного года при помощи кулака. Легко, оказывается, можно определить и количество дней в месяцах!
В школе, чтобы запомнить название падежей, учитель предлагала нам запомнить странное стихотворение: «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку». Ведь так гораздо быстрее запоминается.
Если образы, связанные с этими тремя словами на «В» (внимание, впечатление, воображение), запоминаются сами собой, то мы сможем подобные же эмоции использовать для запоминания нужной нам информации.
Знаете, как это работает? Представьте, что вы пришли на праздник, где вас окружают только незнакомые люди. Как вы себя будете чувствовать первое время? А как пойдут дела, если в этом большом собрании людей вы вдруг увидите знакомых? Уверен, веселье пойдёт совсем по-другому. Ведь так?
Точно так же срабатывает и система запоминания с помощью мнемоники: идея или мысль, которая попадает к вам в совершенно незнакомую среду, не уживается и выветривается. А если мы вмешаемся в этот процесс и постараемся «познакомить» или связать, ассоциировать информацию с чем или кем-либо известным нам, она останется в памяти. Если наша связь будет окрашена яркими эмоциями, то и запоминание будет суперсильным и долгосрочным.
Так устроена наша память: если вы хотите управлять ею и уметь использовать её особенности себе на пользу — развивайте эмоциональный интеллект
Я писал в предыдущей статье, что каждый человек способен запомнить 100 иностранных слов за день. При этом важно отметить, что не целый день необходимо сидеть над списком из 100 слов, а уместить весь процесс в один час, то есть — 100 слов в час.
Вот как это делает моя дочь Камила. Смотрим сегодняшнее задание по немецкому языку: подготовка к словарному диктанту по третьему модулю рабочей тетради для шестого класса — 71 слово. Камила осваивает этот объём менее чем за один час.
Как она это делает:
1. Смотрит на иностранное слово (пример: vershiedene).
2. Придумывает ассоциацию к звучанию этого слова, похоже на слово «вершины».
3. Смотрит перевод слова: vershiedene — различные.
4. Связывает свою ассоциацию с переводом — «различные вершины».
5. Чтобы запомнить эту связь, она добавляет эмоцию — «мне доступны различные вершины гор с блестящими на солнце снежными шапками, как Эльбрус, где была этим летом. Доступны и учебные вершины по различным предметам с пятёрками и грамотами — надо только стараться!».
Описано очень долго и немного сложновато, но, поверьте, что в воображении это происходит за 5-10 секунд. Таким образом Камила учит и остальные слова. Если вы можете запомнить одно иностранное слово за 5-10 секунд, то посчитайте, сколько можно выучить за час при помощи мнемоники.
Как развивать эмоциональный интеллект ребенка
А теперь зайдём к Артёму, пусть расскажет нам, как же шкаф помог ему выучить события 1905 года. Много было вопросов и комментариев к предыдущей статье, где Артём рассказал про свой «волшебный шкаф». Раскрываем карты.
Итак, метод Цицерона говорит, что каждый знакомый предмет в нашем окружении может стать подсказчиком или пунктом в нашем повествовании. Например, комнаты в квартире, расположение мебели в комнате, постоянная дорога на учёбу или работу, — всё, что нас окружает.
Как шкаф в комнате Артема превратился в манифест Николая II об усовершенствовании государственного порядка
В нём у Артёма, помимо вещей, хранится ещё и ноутбук (на столе не рискует оставлять — наша кошка иногда хулиганит). Вот этот ноутбук и выводит Артёма на идею об усовершенствовании, ведь это самый современный, совершенный с точки зрения научно-технического прогресса предмет в шкафу. Именно ноутбук становится главной зацепкой (подсказкой) ко всему блоку. Далее остальная фраза выстраивается сама, он ведь не просто зазубрил, а понимает тему — запомнил логическую связь.
Запоминание конкретной даты: 17 октября 1905 года
1905 год — эту тему знаю на «5» (у школьников всё на цифру «5» запоминается очень легко). XX век — запомнить несложно.
Теперь 17 октября. Все цифры Артём давно закодировал в слова, он помнит слово-код каждой цифры от 1 до 100. Связывая слова, он запоминает цифры, даты, коды и пароли. Как это работает?
Обратите внимание — все цифры на телефоне имеют буквенное сопровождение. На этом и построен метод обозначения образных кодов различным цифрам. Так цифра 17 закодирована в слово «факел», где цифра 1 представлена в виде ручки факела, а буква «Ф» — цифра 7. То есть Николай II, который издаёт манифест, в воображении Артёма держит факел. Теперь, отвечая на уроке устно, он точно ничего не перепутает. Вот и весь секрет.
Это сложно описать в статье и понять при прочтении. Но это действительно очень легко, когда вы знаете технологию. Научиться использовать эти техники можно всего лишь за 30 дней ежедневных тренировок по 10-15 мин утром и вечером.
Я хочу провести короткое видеозанятие с вами, мои читатели. Хочу научить вас китайскому языку. Испугались? Нет, весь язык учить не будем. За три минуты вы запомните счёт по-китайски от 1 до 10. И сможете удивить своих близких и друзей во время праздников.
Я желаю вам огромных успехов! Если вы думаете о развитии — успех неизбежен!
9 методов запоминания исторических дат и событий
Даты и события из истории — головная боль школьника и абитуриента. Как их запомнить, когда они так и норовят спутаться в клубок? Мы собрали 9 самых популярных методов, которые удобно использовать для запоминания дат и событий к экзамену или ЦТ по истории.
Стикеры
Расклеенные по всей квартире стикеры дают результат. Вряд ли ты забудешь, что битва под Грюнвальдом состоялась 15 июля 1410 года, если этот факт полгода провисел на холодильнике. Чем чаще исторические даты и события попадаются на глаза, тем больше вероятность, что они всплывут в памяти на экзамене или ЦТ по истории.
Карточки
На одной стороне карточки запиши дату, на другой — событие. Перемешивай карточки и проверяй, насколько хорош твой уровень подготовки к экзамену или ЦТ по истории. Раздели карточки на три группы: «знаю на зубок», «всегда забываю», «ещё не выучил». В идеале первая группа карточек — самая многочисленная.
Таблицы
Мозг проще запоминает структурированную информацию. Составь таблицу с датами, которые необходимо выучить к экзамену или ЦТ по истории. Это удобнее, чем выуживать сведения из учебников.
Есть хорошие пособия в помощь абитуриенту. Для историков это «История Беларуси: основные даты и события» за 6−11 класс С. В. Панова. Пособие содержит основной перечень дат. Здесь их можно получить в одном месте, а не собирать из шести учебников.
Аудиозаписи
Фильмы, картины, фото
Смотри в интернете архивные фото, картины и документальные фильмы, посвящённые историческим событиям. Так в памяти останутся не только строчки и иллюстрации из учебника, но и яркие образы. Визуализируй битвы, восстания, войны, революции.
Картина баварского художника-баталиста Петера фон Гесса «Переправа через Березину» поможет запомнить, что бои на берегах Березины во время переправы Наполеона проходили поздней осенью
Ассоциации
Создавать красочные картинки в памяти можно и самостоятельно. Причём метод подойдёт как для запоминания дат и событий, так и другой информации, необходимой к экзамену или ЦТ по истории. Например, имён собственных. Сложно запомнить Ефима Карского, белорусского языковеда ХХ века, автора трёхтомной работы «Белорусы»? Представь ворону в вышиванке («кар!»), которая сидит на трёх книгах, на каждой из которых написано название работы. Сравнение странное, но оно поможет запомнить фамилию.
Поиск закономерностей
Запоминать даты поможет поиск закономерностей между ними. К примеру, Люблинская уния была заключена в 1569 году. Переставим две последние цифры — и перед нами дата заключения Брестской церковной унии (1596). Территория СССР была оккупирована немецкими захватчиками с 1941 по 1944 год, в то время как война между Византией и Русью проходила с 941 по 944 годы.
Свои числа
Пробуй связывать исторические даты со знакомыми тебе числами: день рождения бабушки, адрес друга либо номер автобуса.
Точки отсчёта
Если тебе нужно запомнить несколько дат одного крупного события (например, Вторая Мировая война), используй метод точки отсчёта. Первая дата — это точка отсчёта. Затем считай: через N дней произошло такое событие, спустя N месяцев и N дней — такое.
В подготовке к экзамену и ЦТ по истории все средства хороши. Используй методы, которые нравятся больше, и запоминай исторические даты и события без проблем!
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook, TikTok.
Мнемотехника для запоминания дат по истории
Автор: Афанасьева Жанна Андреевна
Организация: МБОУ Уляхинская ООШ им. С.П.Гинина
Населенный пункт: д.Уляхино, Гусь-Хрустальный район, Владимирская область
Одной из особенностей современного мира становится его динамичность. Периодически что-то меняется, уходит ненужное и на его место приходит новое. Эти изменения проявляются во всех сферах нашей жизни. Они сопровождаются огромным количеством информации, которую нужно изучить, переработать и запомнить.
В ходе своей педагогической деятельности я заметила, что современные учащиеся испытывают проблемы с запоминанием точных сведений, таких как даты, имена, названия, термины и понятия. Наблюдалось снижение запоминания последовательности учебного материала, особенно это касается исторических событий. Также был крайне ограничен тот объем информации, который учащиеся способны запомнить с однократного восприятия. В связи с этим была проведена диагностика оценки состояния памяти, которая свидетельствует об их забывчивости. Исходя из этого, я решила начать работу по формированию навыка запоминания на основе визуального мышления у учащихся с помощью мнемотехники.
Это направление моей работы можно объяснить рядом причин.
Во-первых, современный ученик – это яркий представитель так называемого «цифрового поколения», у которого преобладает образная и виртуальная картина мира. Это новое поколение называют «глобальные дети» и им доступны неограниченные возможности получения и переработки информации. Благодаря глобальности и свободе выбора им предоставляется возможность для бесконечного расширения знаний и контактов. А для этого необходимы новые качества и механизмы самоорганизации, самообразования.
Во-вторых, содержание учебного предмета «История России. Всеобщая история» очень объемно. Присутствует большой понятийный аппарат, множество дат и событий, а также обилие исторических личностей. Подчас на 1 тему приходится около 10-15 терминов и понятий, до 20 различных событий и до 15 личностей, знание которых выносится на итоговую аттестацию и является обязательным. Учащиеся пытаются выучить учебный материал путем многократного повторения, а это непродуктивно и непопулярно. А в итоге – снижается успеваемость.
В-третьих, подготовка учащихся 5-9 классов по истории характеризуется овладением группой специальных знаний, представлений и умений, которые соотносятся с основными видами учебной деятельностью (учебными действиями) и определяется словами: указывать, соотносить, называть, характеризировать, раскрывать, излагать, определять, объяснять. А это невозможно без удержания в памяти большого объема информации и постоянного его припоминания.
В-четвертых, одним из метапредметных результатов изучения истории в основной школе выражается в следующем качестве: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией.
В–пятых, в настоящее время открыт вопрос о современном эффективном обучении в системе общего образования. Оно, среди прочего, предполагает формирование мотивации к познанию и умения учиться.
Сам процесс формирования навыка запоминания учебного материала у учащихся разделила на несколько этапов. На начальном этапе отрабатываю навык работы с текстом, его сжатия, то есть кодирование. Для этого использую прием «Слова-маркеры». Из большого текста параграфа получается небольшая цепочка слов, которую запомнить уже легче. Для лучшего запоминания эти слова необходимо записывать большими буквами. Слова в такой цепочке должны быть логически связаны между собой.
Борьба с сеньорами – коммуна – орган самоуправления – выборный городской совет.
Ремесленное производство – мастерские – ручной труд – мастер и подмастерье – шедевр – цех – устав – старшины.
Мнемотехника для запоминания дат по истории
24. Техника запоминания исторических дат
При запоминании исторических дат мы фиксируем в памяти не только сами даты и события, им соответствующие, но и последовательность дат. Запоминание последовательности позволяет вспомнить все даты без пропусков и обеспечивает их закрепление в памяти при повторении.
Проанализируем технику запоминания на простых исторических датах:
1609 Галилей изготовил первый телескоп;
1453 падение Византийской империи;
1367 постройка белокаменного Московского кремля.
Из каждой даты выделим значимые части информационного сообщения, подлежащие переводу в образную форму:
609 Галилей телескоп;
453 Византия падение империи;
367 Московский кремль белая стена.
Далее преобразуем каждый элемент информации в зрительный образ:
609 ШЛ НМ РЦ Шл Нм Рц ШНуРок; Галилей галерея (по созвучию); телескоп телескоп (без изменений).
453 ЧЩ ПБ КХ чЩ Пб Кх ЩеПКа; Византия кредитная карта «Виза» (привязка к знакомой информации); империя корона (прием символизации).
367 КХ ШЛ СЗ Кх шЛ сЗ КЛиЗма; Московский кремль белая стена.
В результате преобразований получени материал для создания искусственных ассоциаций. Все слова легко представляются в виде зрительных образов:
шнурок галерея телескоп;
щепка карта «Виза» корона;
клизма белая стена.
За основу ассоциаций при запоминании данных исторических дат логично выбрать образ, в котором закодировано число. (Единицу мы исключаем из запоминания и прибавляем при припоминании.)
Основы ассоциаций: шнурок щепка клизма.
Запоминаем их последовательность приемом «Матрешка». Увеличиваем мысленно «шнурок». Вставляем в него «щепку». Фиксируем эту картинку в воображении.
Далее оставляем в воображении только образ «щепка». Увеличиваем его и вставляем внутрь «клизму». Фиксируем ассоциацию. Мы запомнили последовательность основ ассоциаций.
Теперь осталось образовать ассоциативные связи между основами и другими образами, в которых закодированы события.
Для этого вновь представляем образ «шнурок». В то место, где ассоциация уже образована, другие образы привязывать нельзя. Представляем шнурок, например, сильно увеличенным, в виде ковра в картинной галерее, на стенах которой висят телескопы.
Уменьшаем «шнурок» и считываем с него образ «щепка». Выводим образ «щепка» отдельно на свой внутренний «экран». Образуем ассоциацию: «К щепке приклеена карточка «Виза», на ней четко видно рифленое изображение короны». Фиксируем ассоциацию.
Вновь выводим на «экран» отдельно образ «щепка» и считываем с него образ «клизма». Оставляем одну клизму и увеличиваем ее, подготавливая для образования ассоциации. Образуем ассоциацию: «На резиновой части клизмы виден фрагмент белой стены». Фиксируем ассоциацию.
Информация запомнилась, т.е. записалась в зрительную память в виде образов.
Если вы хотите закрепить ее в памяти, применяйте метод активного повторения.
Схема техники запоминания исторических дат выглядит так:
При запоминании сложных хронологических таблиц, где трехзначные числа часто повторяются, за основу ассоциации следует брать образ, полученный из события исторической даты. Вообще трехзначные числа являются образными кодами и по правилам должны быть в ассоциации только ее элементами. При запоминании простых хронологических таблиц можно сделать исключение и использовать образы чисел как основы.
Список фиксированных образных кодов двузначных чисел от 21 до 40
21. дТГж уТюГ 31 КхгЖ КоЖа
22. ДтДт ДиоД 32 КхдТ КиТ
23. ДткХ ДуХи 33 КхКх КеКс
24. ДтЧщ ДиЧь 34 КхЧщ КоЧан
25. дТПб ТоПор 35 КхпБ КуБ
26. ДтШл ДуШ 36 КхшЛ КЛей
27. дТсЗ ТуЗ 37 КхСз КоСа
28. ДтВф уДаВ 38 кХВф ХВоя
29. дТРц ТеРка 39 КхРц яКоРь
30. КхНм иКоНа 40 ЧщНм ЧайНик
Для тренировки скорости кодирования двузначных чисел в образы вы можете использовать электронные наручные часы. Переключите часы на режим «Секунды» и называйте образы, соответствующие числам от 01 до 60.