мнемотехника на уроках истории
Мнемотехника на уроках истории
Автор: Афанасьева Жанна Андреевна
Организация: МБОУ Уляхинская ООШ им. С.П.Гинина
Населенный пункт: д.Уляхино, Гусь-Хрустальный район, Владимирская область
Одной из особенностей современного мира становится его динамичность. Периодически что-то меняется, уходит ненужное и на его место приходит новое. Эти изменения проявляются во всех сферах нашей жизни. Они сопровождаются огромным количеством информации, которую нужно изучить, переработать и запомнить.
В ходе своей педагогической деятельности я заметила, что современные учащиеся испытывают проблемы с запоминанием точных сведений, таких как даты, имена, названия, термины и понятия. Наблюдалось снижение запоминания последовательности учебного материала, особенно это касается исторических событий. Также был крайне ограничен тот объем информации, который учащиеся способны запомнить с однократного восприятия. В связи с этим была проведена диагностика оценки состояния памяти, которая свидетельствует об их забывчивости. Исходя из этого, я решила начать работу по формированию навыка запоминания на основе визуального мышления у учащихся с помощью мнемотехники.
Это направление моей работы можно объяснить рядом причин.
Во-первых, современный ученик – это яркий представитель так называемого «цифрового поколения», у которого преобладает образная и виртуальная картина мира. Это новое поколение называют «глобальные дети» и им доступны неограниченные возможности получения и переработки информации. Благодаря глобальности и свободе выбора им предоставляется возможность для бесконечного расширения знаний и контактов. А для этого необходимы новые качества и механизмы самоорганизации, самообразования.
Во-вторых, содержание учебного предмета «История России. Всеобщая история» очень объемно. Присутствует большой понятийный аппарат, множество дат и событий, а также обилие исторических личностей. Подчас на 1 тему приходится около 10-15 терминов и понятий, до 20 различных событий и до 15 личностей, знание которых выносится на итоговую аттестацию и является обязательным. Учащиеся пытаются выучить учебный материал путем многократного повторения, а это непродуктивно и непопулярно. А в итоге – снижается успеваемость.
В-третьих, подготовка учащихся 5-9 классов по истории характеризуется овладением группой специальных знаний, представлений и умений, которые соотносятся с основными видами учебной деятельностью (учебными действиями) и определяется словами: указывать, соотносить, называть, характеризировать, раскрывать, излагать, определять, объяснять. А это невозможно без удержания в памяти большого объема информации и постоянного его припоминания.
В-четвертых, одним из метапредметных результатов изучения истории в основной школе выражается в следующем качестве: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией.
В–пятых, в настоящее время открыт вопрос о современном эффективном обучении в системе общего образования. Оно, среди прочего, предполагает формирование мотивации к познанию и умения учиться.
Сам процесс формирования навыка запоминания учебного материала у учащихся разделила на несколько этапов. На начальном этапе отрабатываю навык работы с текстом, его сжатия, то есть кодирование. Для этого использую прием «Слова-маркеры». Из большого текста параграфа получается небольшая цепочка слов, которую запомнить уже легче. Для лучшего запоминания эти слова необходимо записывать большими буквами. Слова в такой цепочке должны быть логически связаны между собой.
Борьба с сеньорами – коммуна – орган самоуправления – выборный городской совет.
Ремесленное производство – мастерские – ручной труд – мастер и подмастерье – шедевр – цех – устав – старшины.
Мнемотехнические приёмы на уроках истории и обществознания
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Мнемотехнические приёмы на уроках истории и обществознания.
Работая в школе не первый год, столкнулась с проблемой необходимости запоминания большого объёма учебного материала. Не все школьники обладают абсолютной памятью, поэтому знакомлю своих учеников с мнемотехническими приёмами. Один из моих любимых способов запоминания МЕТОД ЦИЦЕРОНА.
Аналогично запоминаем функции социальных институтов. Рассматриваем учебный кабинет истории. И «развешиваем» функции:
1) за дверью рекреация— рекреационная функция
2)информационный стенд-информационная функция
3)на классном уголке правила дорожного движения на листе со светофором- регулятивная функция
4) далее на стене термометр— прогностическая функция
5) в шкафу специально повесила ремень- все понимают, что это символ воспитательной функции
6) затем парта самого компанейского ученика- коммуникативная функция
7) стол с компьютером(интернет)-интегративная функция
8) над доской камера- контролирующая функция
9)плакат, запрещающий пользоваться телефоном- мобилизационная функция
10) в углу огнетушитель- охранительная функция
Через неделю вспоминаем, как запомнили, затем через 2 недели и через месяц.
Когда вспоминаем функции представляем предметы по часовой стрелке. Вообще этот метод лучше использовать используя свои привязки для каждого индивидуально. Пробуйте, помогает.
Приемы запоминания слов, хронологии и текстов при изучении истории
Хорошая память нужна всем. Поэтому, если природа не одарила феноменальной памятью, было бы неплохо овладеть хорошо работающими практическими приемами запоминания. Искусство запоминания — мнемоника (мнемотехника) — зародилось в глубокой древности. Оно было составной частью классической риторики — искусства сочинять и произносить речи. Но, в отличие от остальных разделов риторики, мнемоника носит очень индивидуальный характер. Все люди разные: у одних сильнее развита зрительная память, у других — слуховая; одни лучше запоминают цифры, другие — образные выражения. Поэтому так мало практических пособий по мнемотехнике. Ее секреты в основном передаются устно, из поколения в поколение.
На своих уроках и групповых занятиях знакомлю учащихся с различными приемами мнемотехники, привожу примеры их использования, задания для тренировки. Без труда не бывает хорошего результата. Но иногда можно долго что-то зубрить и не добиться желаемого эффекта. А можно, приложив творческие усилия, сэкономить свое время.
Приёмы запоминания трудных слов
Неизвестное к известному: запоминание с опорой на связи слов
Главный принцип запоминания слов — поиск связей. Любой словарь, в том числе и ваш собственный, — это сложное, многоуровневое объединение. Следовательно, чтобы запомнить новое слово, надо его “привязать” к уже известным словам. Чем больше веревочек, тем надежнее.
ТРЕНИНГ
№ 1. Объясните связь между терминами олигархия (власть немногих) и олигофрении (недостаточность умственного развития). (Первая часть слов олигархия и олигофрения (олиг) означает “небольшое количество”, поэтому олигархия — власть немногих, а олигофрения — недостаточность умственного развития).
№ 2. Аргонавты отправились в Колхиду (Грузия) за золотым руном на корабле “Арго”. Свяжите это название с терминами космонавт, астронавт. (В древности для дальних путешествий люди использовали корабли. Таких путешественников мы называем “мореплаватели”. Аргонавты плыли на корабле “Арго”, поэтому космонавта можно назвать “космический плавателъ”, а астронавта — “звездоплаватель”).
№ 3. Струе — парусно-гребное судно, распространенное на Руси в XI—XVIII вв. Свяжите это названии со способом изготовления такого судна. (Струг делали (выстругивали) из ствола одного дерева).
№ 4. В XVII в. в России появились стрельцы, а во Франции — мушкетеры. С каким видом вооружений связаны названия тех и других? (В 1600 г. во Франции появилась королевская стража, вооруженная огнестрельными мушкетами (у них имелась мушка для прицеливания). А стрельцы вооружались пищалями, которые по сравнению с прежними ручными орудиями “огненного боя” были легче и били точнее).
№ 5. Почему бумаги, ограничивающие власть императрицы, которые Анна Иоанновна публично разорвала 25 февраля 1730 г., назывались кондиции? (Слово кондиции означает “условия”. “Дойти до кондиции” значит “подрумяниться” (о пироге или госте).
№ 6. Наполеон Бонапарт был уроженцем Корсики. Но на Корсике члены его семьи считались выходцами из Неаполя (итал. Napoli). Неаполь когда-то был греческой колонией. Его название образовалось из слов: неа — новая, полис — город. Назовите людей, чьи фамилии означают “выходец из нового города”. (Как и Наполеон, “выходцы из нового города” — комментатор Би-би-си Сева Новгородцев, Исаак Ньютон (new + town), словацкий поэт XX в. Лацо Новомеский (место — город).
Похожее к похожему: запоминание с опорой на свободные ассоциации
Мы не всегда знаем, как образовалось то или иное трудное слово. Но для запоминания вовсе не обязательно это знать. Первая же связь, которая приходит в голову при встрече с новым словом, может стать основой, фундаментом для его запоминания. Произвольные связи между словами называются “свободные ассоциации”. Например, основы слов консерватория и консервы пишутся одинаково. Представим, что в консерватории хранятся, как шпроты в банке, будущие музыкальные дарования. Связь подходящая.
Чтобы закрепить свободную связь, нужно:
а) выбрать, найти эту связь;
б) усилить ее зрительной картинкой и подержать в воображении;
в) вербально проработать, т. е. объяснить себе (или лучше другому) вслух, почему именно эта связь пришла вам в голову.
Многие советуют запоминать имя человека на основании первого впечатления. Во всяком случае, при знакомстве вам понадобится время для запоминания имени. Можно повторить его, сказав: “Очень приятно. Иван Иваныч? Иванов? А я такой-то”. И пока он размышляет над вашим “такой-то”, вы быстренько составляете словесный портрет: “Как же я тебя запоминать-то буду? Пусть будет Иван в кубе. Плотного телосложения. Подходит”.
Имена прекрасно запоминаются и на основе свободных связей. Конечно, Врубеля все русские бессознательно связывают с рублем. Исторические персонажи дают больше времени для поисков ассоциаций. Один английский учитель предлагал запоминать название села Бородино на основе фразы “Наполеон одолжил обед у Кутузова” (одолжить обед — borrow dinner [борроу дина]). И вам никто не запретит Демокрита запоминать по “где мокрит”, Ганнибала по тому, что ходил “он не на бал”, а на войну. Григория Отрепьева (Лжедимитрия) — свергли и одели в рваные “отрепья”, а Ивана Болотникова — “утопили в болоте”.
Имена-отчества являются специфически русским типом вежливого обращения к человеку. Они представляют определенные трудности для запоминания. Знающие люди рекомендуют: “Ищите родственников”. Имена и отчества можно “привязывать” таким образом: по имени Эдуард Петрович мог бы быть принцем Уэльским, а по отчеству — сыном Петра Великого (он такой же высокий и неугомонный). А теперь — этическая рекомендация: никогда не говорите человеку, каким способом вы запомнили его фамилию, имя, отчество.
ТРЕНИНГ
№ 1. Слово гоплит означает “древнегреческий тяжеловооруженный воин”. Представьте, что гоплитами были зажиточные горожане, тренироваться в доспехах им было непросто. Что же они выкрикивали, когда удавалось удачно подпрыгнуть? (Есть такая абсолютно антинаучная “запоминалка”: толстые гоплиты кричали “гоп-ля!”, и это помогало им преодолевать тяжести и лишения воинской жизни).
№ 2. Посланник папы римского — Джовонни Плана Кор-пани —путешествовал по территории Золотой Орды с 1245 по 1247 г. и написал “Историю монголов”. (Предложите “запоминалку” имени любознательного итальянца. (а) Выбираем связь: Джованни — это Иван, Ваня. Плано — он пишет письма папе римскому и раскрывает планы монголов, Карпини — он старательно корпел над своими донесениями.
б) Усиливаем связи зрительной картинкой: представляем, как Джованни-Ваня сидит зимой в монгольской юрте, пишет, над планами корпит. в) Вербальная (словесная) проработка: “Сидит Джованни-Ваня на краю света, далеко от солнечной Италии, мерзнет в монгольской юрте, над планами корпит”. Или то же самое, но в стихах:
№ 3. Какие ассоциации с именами трех варяжских князей обыграны в следующем фрагменте?
№ 4. Предложите способы запоминания имени Куря. Так звали печенежского князя, победителя Святослава. (Либо куря, как соня, хотя тогда еще не курили, Либо старинное куря, множественное будет курята (цыплята).
№ 5. Почему урядника крестьяне “за глаза” называли “курятником”? (Обидное название урядника возникло по созвучию, Есть здесь и шутливый намек на любовь к курятинке, которую несли просители).
№ 6. Александром Христофоровичем звали графа Бенкендорфа (1783—1844), под надзором которого находился Пушкин. А также — лингвиста Востокова (1781 — 1864). Оба они “годятся в сыновья”. (Александром Христофоровичем звали графа Бенкендорфа (1783—1844) и лингвиста Восто-Кова (1781 — 1864). Оба они “годятся в сыновья” открывателю Америки Христофору Колумбу).
№7. Максим Грек (в миру — Михаил Триволис, ок. 1475—1555). Как запомнить его настоящую фамилию? (Максим Грек (Триволис). Ассоциация — три волоса. Вряд ли у него была столь скромная растительность на голове, но лишь бы запоминалось).
№ 8. Столица Золотой Орды располагалась в районе нынешней Астрахани и называлась Сарай. Свяжите это название с образом жизни монголов. (Столица Золотой Орды — Сарай. Монголы, ведущие кочевой образ жизни, не строили монументальных зданий, лучше всего у них получался сарай).
№ 9. В 1691 г. Петр I учредил Всешутейный собор. Его возглавил “князь-папа” Матвей Нарышкин, а через год — “дядька” (воспитатель) царя — Никита Зотов. Как запомнить эти два имени? (Например, связав с характерными для этих соборов возлияниями: “мало на рыло (на персону), накати (выпей) за то” – Матвей Нарышкин, Никита Зотов. Мнемоформулы дают опору для запоминания последовательности согласных).
№ 10. Новгородский купец Иголкин в 1700 г. был в Швеции и в связи с началом Северной войны попал под стражу. Услышав зазорные речи о государе Петре, он обезоружил и заколол штыком двух стражников. Своим поступком купец восхитил Карла XII и получил свободу. Как запомнить этот факт? (Новгородец Иголкин двух шведов заколол штыком, как иголкой).
Запоминание рядов слов
Запоминание связанных между собой событий, имен — это, с точки зрения мнемотехники, особый объект для изучения. Дело в том, что ряды, списки, связки, обоймы слов надо запоминать в строгой последовательности. А это не просто. Здесь все основано на ключевых словах.
Иногда фраза, которую необходимо запомнить, содержит числительные. Таковы, к примеру, заголовки списков, таблиц, различные информативно-справочные элементы. Наличие числительных значительно облегчает вашу задачу. Доказано, что заголовки типа “Семь чудес света” или “Пять латинских склонений” намного лучше запоминаются, чем просто “Чудеса света”, “Латинские склонения”. Фраза с числительным сразу настраивает вашу память на режим контроля. Вы начинаете проверять: “А где еще одно чудо?”.
ТРЕНИНГ
№ 1. Озаглавьте текст.
Сыновья Святослава получили от отца следующие владения: Ярополк — Киев, Олег — древлянскую землю, Владимир — Новгород. (Владения трех Святославичей).
№ 2. Озаглавьте текст.
Князь Владимир принимал представителей следующих религий: волжских булгар — магометан, римских католиков, хазар иудейского вероисповедания, православных византийцев. (Испытание четырех вер).
Мы знаете опорную фразу для запоминания цветов радуги: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Это распространенный пример “запоминалки” по “принципу четок”. Так же построена фраза для запоминания порядка падежей в русском языке: “Иван родил девчонку, велел тащить пеленку”.
Отдельными “косточками” в подобной формуле могут быть не только буквы, но также начальные слоги и целые слова опорной фразы. Тот же принцип используется в аббревиатурах: Бе-ни-люкс – Бельгия + Нидерланды + Люксембург.
С древности известно, что особенно хорошо запоминаются стихи. Вот вам зарифмованные “четки” для запоминания семи чудес света:
Пирамида, Артемида, Мавзолей, Семирамида, Зевс в Олимпии, Родосский, да еще маяк Фаросский.
ТРЕНИНГ
№ 1. Составьте “запоминалку” по “принципу четок”.
Четыре мщения княгини Ольги:
1) двенадцать послов заживо погребены в челнах,
2) повторное посольство сожжено в бане,
3) пять тыс. человек посечены на могиле Игоря,
4) по три голубя и три воробья со двора, взятые в качестве дани, сожгли (“пустили по ветру”) город Искоростень. (Последовательность мщений может быть представлена как чередование четырех стихий: челны — река, вода; баня — жар, огонь; могила — земля; дым — воздух. Мнемоническая формула: вода — огонь — земля — дым. Опорное слово: ВОЗДУХ. В последнем случае “косточками” для “четок” служат первые буквы слов).
№ 2. Подумайте над тем, каким образом для запоминания порядка цветов российского флага можно использовать аббревиатуру КГБ? (Цвета российского флага обозначаются начальными буквами снизу вверх: К — красный, Г — голубой, Б — белый (КГБ)).
Необходимо запомнить последовательность расположения отдельных частей большого текста. Для таких случаев существует “принцип мест”. Издавна считается, что если потерял вещь, нужно вернуться на прежнее место. Это часто помогает — вернешься на кухню и вспомнишь: точно, книжка-то в холодильнике, а масло — на книжной полке. Запоминая текст, вы каждую его часть связываете с пунктом своего привычного маршрута или с расположением предметов в своей комнате. Главное, чтобы каждый фрагмент по своему месту в тексте соответствовал какому-то привычному действию или образу в другом ряду.
Актеры, когда запоминают текст роли, связывают фразы с позами, жестами и своим настроением. Например, в начале роли король Лир — монарх. У него гордая осанка. И стоит актеру выпрямиться и сделать строгое лицо, как тут же вспоминается начало текста. А когда Лир — всеми брошенный несчастный старик, то актеру достаточно согнуть спину и сделать жалкое лицо, как тут же в памяти возникает следующий отрывок. Этот метод может пригодиться и вам.
Когда вы заучиваете речь, то полезно назначить реальных или воображаемых слушателей во время репетиций. Это могут быть “шкаф-окно-стол-кресло-дверь”, за которыми вы закрепляете определенные части выступления.
ТРЕНИНГ
№ 1. Придумайте краткое объяснение линии времени, исходя из того, что вы находитесь на границе между годами “до н. э.” и “н.э.”. (Объяснение линии времени: “Я стою между новой и старой эрами. Моя правая рука — это годы до новой эры, время движется направо. Моя левая рука — это годы новой эры, время движется налево”).
Запоминание чисел
Трансформация числа в ряд слов
В рекламных объявлениях телефонные номера нередко включаются в ритмически организованные формулы, например: “Запомнить нетрудно совсем: сто пять, четыре, восемь, восемь, семь”. К поэзии в высоком смысле это отношения не имеет. Но нельзя не отметить, что запоминается действительно легко. Если вы пойдете по этому пути, помните, что при составлении ритмических рядов иногда полезны бывают замены типа: 50 — полета, 100 — сотня, 6 — полдюжины, 2 — пора, и даже (почему бы и нет?) 21 — “очко-”.
Запоминание с опорой на связи в числовом ряду
Год основания Рима — 753 г. до н. э. Запоминается так. До новой эры — это “минус”, отрицательное число. Если отметить составляющие дату цифры на оси слева от нуля, их последовательность будет иметь следующий вид: х9х7х5х31хх0х.
Годы жизни М. Ю. Лермонтова (1814 — 1841) содержат перестановку двух последних цифр.
990 г., то есть 09|90 (зеркальная симметрия) — начало строительства в Киеве церкви Успения Богородицы (Десятинной церкви).
Номер телефона 437-19-28 содержит неподкрепленную четверку в начале и три суммы цифр, равных 10: 3+7 = 1+9 — 2+8.
Другой пример: 127-18-09, т.е. 1, 3×9, 2×9, 1×9.
Однако не следует увлекаться нагромождением связей. Это лишь вспомогательный и контрольный прием. Если к какому-то числу вам приходится обращаться постоянно, оно запоминается без особых усилий. А что может произойти при чрезмерном употреблении мнемонических связей, рассказал Ярослав Гашек в “Похождениях бравого солдата Швейка”. Там, как вы помните, бедный фельдфебель был госпитализирован после лекции Швейка по мнемотехнике. Всё хорошо в меру!
ТРЕНИНГ
№ 1. Какой город имеется в виду в следующей мнемоформуле?
Дата восемь-восемь-два
Князь Олег сказал слова:
На два-восемь-семь годов
Матерь русских городов – …
Предложите “запоминалки” по связям в числовом ряду. (Город Киев был столицей Руси с 882 по 1169 год (287 лет)).
№ 2. Борис Федорович Годунов родился в 1552 г. и прожил 53 года (Борис Федорович Годунов родился в 1552 г. и прожил 53 года. 15/51 + 1 — зеркальное подобие. Прожил 53 г., т, е. 51+2).
№ 3. Императрица Анна Иоанновна правила с 1730 по 1740 год. (Императрица Анна Иоанновна правила с 1730 по 1740 г. — ровно 10 лет).
№ 4. Император Николай I Павлович правил с 1825 по 1855 год. (Император Николай I Павлович правил с 1825 по 1855 г. — ровно 30 лет).
“Принцип колодцев”
При запоминании дат наиболее важно помнить две последние цифры, столетия же, как правило, перепутать труднее. Для контроля последних двух цифр существует “принцип колодцев”, основанный на взаимной проекции веков. Например: Владимир Мономах умер в 1125 г., Петр 1 — в 1725, а Александр I — ровно через сто лет, в 1825 (это еще и год восстания декабристов). Подобные связи можно проводить и внутри столетий. Например, писатель Иван Бунин родился в один год с Лениным (1870), а умер в один год со Сталиным (1953).
“Принцип колодцев” при группировке дат помогает соотнести тематически сходные события.
ТРЕНИНГ
№ 1. Используя “принцип колодцев”, свяжите события XVIII и XX веков. Императрица Елизавета Петровна правила с 1741 по 1761 год. (Елизавета Петровна правила в 1741—1761 гг., т. е., накладывая на XX век, с начала Великой Отечественной войны до полета Ю. А. Гагарина в космос).
№ 2. Какие приемы использованы в формуле: “Хрущева сняли в 1964 году, в связи с 400-летием Шекспира”? (“Хрущева сняли в 1964 г., в связи с 400-летием Шекспира”. Конечно, Шекспир не играл никакой роли в биографии Хрущева, но совпадение забавно. Здесь есть “колодец”: 1564 — 1964).
№ 3. По образцу предыдущего задания постройте формулу для связи между датой окончания (912 г.) правления “вещего” Олега в Киеве и началом Отечественной войны 1812 года. (Условная связь между датой смерти <912 г.) “вещего” Олега и началом Отечественной войны 1812 года: “В 900-летнюю годовщину гибели князя Олега от коня французы отправились в Россию, чтобы попробовать конину на старой Смоленской дороге”).
Осмысленное, логическое запоминание, противоположное запоминанию бессмысленному, механическому, в принципе доступно детям всех возрастов. Отметим, что учащиеся неоправданно часто прибегают к механическому заучиванию, что логическое запоминание учебного материала имеет у них непроизвольно непроизвольно-интуитивный характер и значительно реже намерено осмысленный.
Как запомнить половину учебника по истории с помощью шкафа и мнемоники
С помощью зубрёжки можно запомнить иностранные слова или выучить исторические даты. Это будет сложный способ, на который уйдёт много времени. Зато никто из нас не задумывается, когда надо, например, по порядку назвать цвета радуги, потому что мы с детства помним про «каждого охотника». Другими интересными методиками делится с вами РафаэльТынчеров — руководитель «Мастерской развитии памяти».
Вспомните вчерашний день, прошедшее лето. Что в первую очередь всплыло в памяти? Скорее всего, те моменты и образы, которые были связаны с хорошими или негативными переживаниями, с эмоциями радости или веселья, гнева или страха. Мы с лёгкостью запоминаем те образы, на чём зафиксировали своё внимание, свои эмоции, на том, что впечатлило нас или взбудоражило наше воображение. Мы помним всё, что так или иначе связано с нами лично.
Вспомните известный всем способ определения високосного года при помощи кулака. Легко, оказывается, можно определить и количество дней в месяцах!
В школе, чтобы запомнить название падежей, учитель предлагала нам запомнить странное стихотворение: «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку». Ведь так гораздо быстрее запоминается.
Если образы, связанные с этими тремя словами на «В» (внимание, впечатление, воображение), запоминаются сами собой, то мы сможем подобные же эмоции использовать для запоминания нужной нам информации.
Знаете, как это работает? Представьте, что вы пришли на праздник, где вас окружают только незнакомые люди. Как вы себя будете чувствовать первое время? А как пойдут дела, если в этом большом собрании людей вы вдруг увидите знакомых? Уверен, веселье пойдёт совсем по-другому. Ведь так?
Точно так же срабатывает и система запоминания с помощью мнемоники: идея или мысль, которая попадает к вам в совершенно незнакомую среду, не уживается и выветривается. А если мы вмешаемся в этот процесс и постараемся «познакомить» или связать, ассоциировать информацию с чем или кем-либо известным нам, она останется в памяти. Если наша связь будет окрашена яркими эмоциями, то и запоминание будет суперсильным и долгосрочным.
Так устроена наша память: если вы хотите управлять ею и уметь использовать её особенности себе на пользу — развивайте эмоциональный интеллект
Я писал в предыдущей статье, что каждый человек способен запомнить 100 иностранных слов за день. При этом важно отметить, что не целый день необходимо сидеть над списком из 100 слов, а уместить весь процесс в один час, то есть — 100 слов в час.
Вот как это делает моя дочь Камила. Смотрим сегодняшнее задание по немецкому языку: подготовка к словарному диктанту по третьему модулю рабочей тетради для шестого класса — 71 слово. Камила осваивает этот объём менее чем за один час.
Как она это делает:
1. Смотрит на иностранное слово (пример: vershiedene).
2. Придумывает ассоциацию к звучанию этого слова, похоже на слово «вершины».
3. Смотрит перевод слова: vershiedene — различные.
4. Связывает свою ассоциацию с переводом — «различные вершины».
5. Чтобы запомнить эту связь, она добавляет эмоцию — «мне доступны различные вершины гор с блестящими на солнце снежными шапками, как Эльбрус, где была этим летом. Доступны и учебные вершины по различным предметам с пятёрками и грамотами — надо только стараться!».
Описано очень долго и немного сложновато, но, поверьте, что в воображении это происходит за 5-10 секунд. Таким образом Камила учит и остальные слова. Если вы можете запомнить одно иностранное слово за 5-10 секунд, то посчитайте, сколько можно выучить за час при помощи мнемоники.
Как развивать эмоциональный интеллект ребенка
А теперь зайдём к Артёму, пусть расскажет нам, как же шкаф помог ему выучить события 1905 года. Много было вопросов и комментариев к предыдущей статье, где Артём рассказал про свой «волшебный шкаф». Раскрываем карты.
Итак, метод Цицерона говорит, что каждый знакомый предмет в нашем окружении может стать подсказчиком или пунктом в нашем повествовании. Например, комнаты в квартире, расположение мебели в комнате, постоянная дорога на учёбу или работу, — всё, что нас окружает.
Как шкаф в комнате Артема превратился в манифест Николая II об усовершенствовании государственного порядка
В нём у Артёма, помимо вещей, хранится ещё и ноутбук (на столе не рискует оставлять — наша кошка иногда хулиганит). Вот этот ноутбук и выводит Артёма на идею об усовершенствовании, ведь это самый современный, совершенный с точки зрения научно-технического прогресса предмет в шкафу. Именно ноутбук становится главной зацепкой (подсказкой) ко всему блоку. Далее остальная фраза выстраивается сама, он ведь не просто зазубрил, а понимает тему — запомнил логическую связь.
Запоминание конкретной даты: 17 октября 1905 года
1905 год — эту тему знаю на «5» (у школьников всё на цифру «5» запоминается очень легко). XX век — запомнить несложно.
Теперь 17 октября. Все цифры Артём давно закодировал в слова, он помнит слово-код каждой цифры от 1 до 100. Связывая слова, он запоминает цифры, даты, коды и пароли. Как это работает?
Обратите внимание — все цифры на телефоне имеют буквенное сопровождение. На этом и построен метод обозначения образных кодов различным цифрам. Так цифра 17 закодирована в слово «факел», где цифра 1 представлена в виде ручки факела, а буква «Ф» — цифра 7. То есть Николай II, который издаёт манифест, в воображении Артёма держит факел. Теперь, отвечая на уроке устно, он точно ничего не перепутает. Вот и весь секрет.
Это сложно описать в статье и понять при прочтении. Но это действительно очень легко, когда вы знаете технологию. Научиться использовать эти техники можно всего лишь за 30 дней ежедневных тренировок по 10-15 мин утром и вечером.
Я хочу провести короткое видеозанятие с вами, мои читатели. Хочу научить вас китайскому языку. Испугались? Нет, весь язык учить не будем. За три минуты вы запомните счёт по-китайски от 1 до 10. И сможете удивить своих близких и друзей во время праздников.
Я желаю вам огромных успехов! Если вы думаете о развитии — успех неизбежен!