многовариантность исторического развития основные концепции философии истории
Философские концепции истории
Среди многообразия философских взглядов на смысл истории можно выделить некоторые основные философские подходы к разрешению этой проблемы.
Смыслом человеческого существования и смыслом истории является завершение истории как процесса земного существования человечества. Пройдя сложный путь очищения от грехов, человек должен вернуться в вечное, в безвременное райское существование. Данное понимание истории называется эсхатологией. Эсхатология – учение о конце истории.
Христианская концепция истории органично связана с провиденциализмом, согласно которому миром правит Божественное провидение. Согласно учению христианского философа Августина, история есть систематическая реализация Божьего плана управления миром.
Таким образом, данная концепция истории выражает идею единой линейной истории, которая предполагает движение из прошлого в будущее и стремление к совершенству. Она была заложена древними евреями и стала ведущей идеей европейского типа мышления. Идею единого смысла и конца истории также поддерживали русские философы В. Соловьев, Н. Бердяев и другие.
II. Рационалистская концепция истории. Данная концепция истории возникает в эпоху Возрождения и Просвещения. На место Божественного провидения ставятся рациональные объяснения истории. Основные идеи концепции – идея естественного закона истории и идея исторического прогресса.
Дж. Вико, итальянский философ 17 века, считал, что историческое развитие всех народов подчиняется единому закону. Все народы проходят одинаковые стадии развития: 1) первобытное варварство, 2) феодализм («век героев»), 3) эпоха городов, юридических законов и разума (век цивилизации). По завершении этого цикла развитие проходит те же стадии и в той же последовательности, но на более высоком уровне (как бы по спирали). Таким образом, историческое развитие прогрессивно и бесконечно.
Для немецкого философа И.Г. Гердера история есть «закономерное развитие культуры». Именно Гердер дал наиболее цельную, философски обобщенную картину развития человечества эпохи Просвещения. Его учение оказало влияние на другого выдающегося немецкого философа В.Ф. Гегеля. Для Гегеля история есть закономерное развитие абсолютной идеи в духе. Субстанция духа – свобода. Прогресс фиксируется развитием искусства, науки, религии, философии.
Известный немецкий мыслитель К. Маркс предложил материалистическое понимание истории. Он считал, что прогрессом движет материально-общественное развитие. Закон исторического прогресса – смена общественно-экономических формаций (рабовладельческой, феодальной, капиталистической) на основе смены способа материального производства. Данное движение истории предполагает наступление особого состояния общества – коммунизма, при котором каждый член общества становится свободным.
IV. Теория локальных обществ. Данная теория возникает в 20 веке в противовес концепциям линейного развития общества. Представители этой концепции истории – О.Шпенглер, А. Тойнби, Я. Данилевский, П.Сорокин. Они отрицают идею единой истории и наличие единого смысла, отрицают идею линейного хода развития человечества и сплошного поступательного прогресса.
Для А.Тойнби, который не противопоставляет цивилизацию культуре, каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет. К настоящему времени сохранились лишь пять основных цивилизаций – китайская, индийская, исламская, русская и западная. Движущая сила развития цивилизации – творческое меньшинство. Прогресс человечества Тойнби видит в его духовном совершенствовании, в частности в религии. Смысл истории состоит в реализации нравственного и творческого человеческого достоинства.
44. Многовариантность исторического развития. Основные концепции философии истории.
Философское понимание истории.
Идеал совеешенного общество. В философии истории история такая,
Идея обш развития – на него влияют :
субъектиные фыкторы – активная целенапрвленная деятельнсоть
объективынй – связаны с мат отношениями. Они играют определяющую роль.
георгафич – основной фактор развития – географическая среда
демографический – основной фактор – население страны. Мальтус – земле грозит перенаселение, слабые люди должны умереть
экономический – фактор – способ производства мат благ
технологический – фактор – наука и техника, НТП:
оптимистический – наука хорошо
Античная философия – круговорот, возврат общ к утраченного идеала золотого века. Платон – было идеальное общество, но вырождение его уничтожило.
Христианство – история в виде линейного процесса от прошлого к настоящего и будущему. Начало – создание Богом. Конец – 2 приход Христа, Апокалипсис.
Просвещение – развитие научных знаний, разум – движущая сила развития и прогресса
45. Формационная концепция общественного развития. Общественно-экономическая формация. Базис и надстройка. Общественное бытие и общественное сознание. Уровни и формы общественного сознания.
Формационная – общ развитие как процесс прохождения общественно – экономических формаций ( общество на определенной стадии развития, которое имеет свой базис и свою надстройку). В основе общества – способ производства: производительные силы(система субъективных и вещ элементов, которые необходимы для мат производства. Субъективный элемент – человек. Вещественные элементы: Средства – комплекс средств, которыми осуществляется труд, орудия – определенные вещи, которыми выполняется труд, предмет труда – то, на что направлен труд) и производственные отношения – отношения между людьми по поводу средств, орудий и предметов труда и по поводу продуктов, которые производятся, распределяются, обмениваются и потребляются.
Базис – совокупность производственных отношений.
Надстройка – общ сознание, учреждение организации, духовные отношения
Духовные (идеологические) отношения:
Первичность общ бытия по отношению к общ сознанию. Оно определяет общ сознание.
Общ сознание отражает общ бытие
Относительная самостоятельность общ сознания – бытие может опережать сознание, а может отставать.
Воздействие общ сознания на общ бытие
Структура общ сознания:
Обще психология – формируется в повседневной деят людей. Включает: совокупность устойчивых псих свойств; чувства, настроения, стремления; соц привычки – способы реагирования на требования общества, нормы, обычаи и идеология – не систематизировано, основано на эмоции, переход взглядов и чувств в действие.
Идеология – систематизированное духовное выражение коренных интересов соц общностей и групп. Рациональный уровень общ сознания. Идеология опирается на психологию и активно взаимодействует на нее.
Различаются по времени возникновения: сначала – нравственное, религиозное, эстетическое, политическое и правое, фил и научное.
Отличаются объектом отражения- виды общ отношений и стороны жизни. Особое место – фил и научн сознание, так как нет таких отношений. Они отражают отношение человека к бытию в целом и каждая наука – специфич. Объект.
Выполняемые функции. Общие: познавательная, воспитательная, коммуникативная, мировоззренческая, оценочная. Есть и специфические.
Политическое, правовое и нравтсенное сознание – выполняют регулятивныю
функцию, духовно – практическое освоение
Научное, философское и эстетическое – духовное освоение дествительности
1. Основные концепции философии истории
В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:
• те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты);
• те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к данной категории относится большинство философов.
Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны):
1 • формационный подход;
2 • цивилизационный подход;
3 • культурологический подход.
1. Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным.
Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.
Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.
В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка — государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.
Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе — производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.
Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) — возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.
Основные общественно-экономические формации:
3. Рабовладение (класс рабов и рабовладелец, рабы не имеют собственности на средства производства, рабовладельцы организуют производство)
5. Капитализм (капиталисты + рабочие)- всеобщее право частной cобственности на средства производства. Капиталисты организуют производство, чтобы присваивать прибавочный продукт. Рабочие «существуют» на з/п. Форма правления: различные вариации демократии. Механизм побуждения к труду: эк. принуждение, рабочий ни чем не может обеспечить жизнь, кроме з/п.
Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация.
Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.
К основным цивилизациям относятся (относились):
• шумерская; • вавилонская; • минойская; • эллинская (греческая); • китайская; • индусская; • исламская; • христианская; • некоторые другие цивилизации.
Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).
Движущими силами истории согласно Тойнби являются:
• вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);
• ответ цивилизации в целом на вызов;
• деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).
Развитие всей истории строится по схеме «вызов — ответ». По своей внутренней структуре цивилизация состоит из: • творческого меньшинства (ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации); • инертного большинства (склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой).
Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.
3. Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880 — 1936).
Центральное понятие данного подхода — культура.
Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура — автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает.
Понятие «культура» Шпенглера близко понятию «цивилизация» Тойнби, однако «цивилизация» у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода — высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.
Всего Шпенглером было выделено восемь культур:
• индийская; китайская; вавилонская; • египетская; • античная; • арабская; • русская; • западноевропейская.
Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине XX в.
4. Помимо формационного, цивилизационного, культурологического, существуют и иные философские подходы, рассматривающие историю как объективный и закономерный процесс. Среди них можно выделить подход Гегеля и позитивистский подход.
Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу, рассматривал историю как целенаправленный и закономерный процесс освобождения человека и выделил в нем три этапа:
• восточный (Китай, Египет и др.) — осознает себя и свободен только один человек — правитель, все остальные — его рабы;
свободна лишь одна группа, прослойка людей — «верхушка»;
все остальные служат ей и зависят от нее;
• германский — осознают себя и свободны все.
Позитивистский подход в несколько измененном виде получил в настоящее время широкое распространение.
Позитивисты (Огюст Конт) выделяли следующие стадии развития общества:
На базе данной классификации получила широкое распространение среди современных западных философов точка зрения о том, что человечество в своем историческом развитии прошло стадии:
Историческая вероятность и многовариантность исторического развития
Вы будете перенаправлены на Автор24
Многовариантность социально-исторического развития
Многовариантность исторического развития – это, с одной стороны, результат действия универсальных системных законов на исторически конкретный социум в целом, а также на его природный и социальный аспекты, а с другой стороны – это итог реакции исторически конкретных социальных субъектов на окружающую их среду.
Учет многовариантности исторического развития позволяет выявлять новые смысловые грани в классическом сюжете истории философии, то есть рассматривать проблематику исторического смысла, углублять понимание направленности общественного развития, факторов, которые оказывают воздействие на судьбу всего человечества и пр.
Классической философской традицией определен подход к проблематике многовариантности истории, базирующийся на признании ее единства и целостности, которые не исключают при этом многообразия.
Этапы развития концепции многовариантности развития
Постнеклассический этап развития социальных знаний связывают с формированием постмодернистской исторической концепции, последователи которой отрицали единый исторический процесс как целостный и непрерывный.
В постмодернистской концепции доминирующим выступает представление о становлении, как о самодостаточном процессе. Следствием этого выступает радикальная инверсия в научной картине мира: на первый план, кроме микроуровня и микропроцессов, выходят центробежные тенденции, индивидуализация, фрагментация и локализация.
Ключевая характеристика исторического процесса – стратегическая нестабильность.
При отстаивании ценностей разнообразия мира, постмодернизмом был поставлен вопрос и необходимости исследовать все появившиеся в прошлом альтернативные шансы и возможности, рассматривая их в качестве равноправных.
Готовые работы на аналогичную тему
Такой поворот подготовило формирование американской школы контрфактического имитационного моделирования. В данном случае под моделью понимают критерий или эталон для оценки исторической реальности, то есть модель характеризовала не реальный или реально возможный ход исторических событий, а представляет его так, как этого хотел бы историк. Такая традиция была отражена во многих работах, дав начало новому жанру под названием «альтернативная история».
Наиболее значимый аспект проблемы многовариантности исторического процесса – проблема механизма выбора реализуемого варианта, который напрямую связан с давней проблемой философии о свободе исторического творчества людей.
Одной из тенденций в изучении свободы воли является христианский провиденциализм. Фактически, человек, лишенный свободы исторического творчества, оказывается вовлечен в мировой исторический процесс, ход которого определяет божественное провидение, а в работах Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее – разум.
Такую трактовку поддерживал и марксизм, основанный на представлениях о закономерности исторического развития и связи свободы отдельного человека и этих закономерностей. Работы советских философов (Асмуса А.Ф., Кона И.С., Акопова Э.А. и пр.) были посвящены непосредственно теории и методологии истории. В них история была представлена как диалектический процесс сопряжения свободы с необходимостью. Необходимость и закономерность в этом процессе оттесняет личностную сферу отношений в общественном развитии на второстепенные позиции.
Важную роль в формировании представлений о детерминантах и механизме выбора конкретного варианта социального развития играют исследования, посвященные проблеме социальных трансформаций, протекающих в разные исторические периоды, в том числе и трансформации, затронувшие постсоветское пространство.
Проблематика социальной трансформации рассмотрена в рамках общественной модернизации, а также в процессе анализа конкретных экономических и политических проблем. Преимущественно акцент ставят на процессе и результатах трансформации общества в конкретных его формах и подсистемах, в определенных отношениях. Природа и механизмы самой социальной трансформации, находящиеся на периферии исследовательских интересов, остались не раскрытыми.
Наиболее серьезное воздействие на становление представлений о многовариантности исторического процесса было оказано системософией, синергетической парадигмой и теорией самоорганизации, которые бурно развивались в системе постнеклассического философского знания (его представители: Берталанфи И., Пригожин И., Парсонс Т., Афанасьев В.Г., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Моисеев Н.Н., Рузавин Г.И. и др.).
Теория диссипативных структур и представления о движении общества от хаоса к порядку и обратно, которые лежат в основе обозначенного подхода, породили философию нестабильности, которая дает новую интерпретацию детерминизма. Этот подход, в отличие от постмодернизма, не сводил идею нелинейности и множественности вариантов развития к релятивистским спекуляциям. Системный подход нацелен на выявление закономерностей в процессе самоорганизации, чем существенно повышает требования к теоретическому компоненту конкретных исторических и социологических исследований по части максимального учета всех факторов, которые оказывают воздействие на социальную эволюцию.
Несмотря на множество работ, так или иначе затрагивающих описанную проблему, исследование многовариантности не может считаться завершенным. Обычно такой анализ проводят в рамках исследований, затрагивающих другие вопросы.
Историческая вероятность и многовариантность исторического развития
Понятие
Определение Многовариантность исторического развития — это существование в истории множественных вариантов развития общества и движений социума.
Человеческое общество, общественное структуры находятся в непрерывном процессе становления и развития множественности своих форм. Современные подходы в изучении многовариантности развития помогают при анализе текущих событий, а также при создании прогнозов будущего через исследование иных возможных путей развития уже свершившихся явлений.
Заметка Обращение к феномену многовариативности процесса помогает при рассмотрении проблем философии истории, как определение направленности общественного развития, исследование факторов, влияющих на развитие общества.
Подходы к изучению
Классический. Среди представителей классического подхода европейские философы от Августина до Гегеля. Мыслители развивали представление о единстве и целостности исторического процесса, в котором явления предопределены и занимают свое место. Такой детерминированный взгляд исключал из рассмотрения многочисленные неевропейские народы с их историей и культурой.
Третий этап, постнеклассический, базируется на концепции, разработанной постмодернизмом. Основная идея подхода, выражается в отрицание целостности и единства исторического процесса. Постмодернистская концепция выступает за самоценность разнообразия мира, а также отстаивает индивидуальные особенности развития каждой культуры.
Длины волн инфракрасного света достаточно велики, чтобы перемещаться сквозь облака, которые в противном случае блокировали бы наш обзор. Используя большие инфракра сные телескопы, астрономы смогли заглянуть в ядро нашей галактики. Большое количество звезд излучают часть своей электромагнитной энергии в виде видимого света, крошечной части спектра, к которой чувствительны наши глаза.
Так как длина волны коррелирует с энергией, цвет звезды говорит нам, насколько она горячая. Используя телескопы, чувствительные к различным диапазонам длин волн спектра, астрономы получают представление о широком круге объектов и явлений во вселенной.
Пример №1 Постройте центральную симметрию тетраэдра, относительно точки O, изображенных на рисунке 3.
Для построения такой центральной симметрии сначала проведем через все точки тетраэдра прямые, каждая из которых будет проходить через точку O. На них построим отрезки, удовлетворяющие условиям |AO|=|A?O|, |BO|=|B?O|, |CO|=|C?O|, |DO|=|D?O| Таким образом, и получим искомую симметрию (рис. 4).
В ряду разных механических движений особенным значением обладают колебания. Это движения и процессы, имеющие периодичность во времени.
В среде электромагнитных явлений также значительное место заняли электромагнитные колебания. В этих колебаниях заряды, токи, электрические и магнитные поля изменяются согласно периодическим законам.
Совет №1 Велосипедист, имеющий скорость 300 м/с, или идеальный газ, оказывающий давление 100 паскалей в большой тепловой машине — это странно.
Нужна помощь с курсовой или дипломной работой?