многоженство в россии история
Многоженство в Древней Руси. Мифы и реальность
На написание статьи подвигла публикация http://yitnaechani.livejournal.com/66445.html Многожёнство у древних славян со ссылкой на «Слово о князе Владимире» В. Руднева.
Попытался разобраться в вопросе, изучив доступные источники права древней Руси, труды историков, свидетельства средневековых авторов и фактические обстоятельства, сопутствующие Крещению Руси Владимиром и его «семейной жизни».
Окончательный выбор в вероисповедании, и отдание предпочтение христианства другим религиям Владимиром увязывают с женитьбой на дочери императора Византии христианке Анне, как первым морганистическим браком того времени- (уже в статусе православного). Владимир, ослепший от болезни, прозрел в момент совершения таинства Крещения в Корсунской купели. Владимир вскоре после крещения «упрошен был отпусть жен от себя, как обещал [ибо христианином стал], и отпустил Вышеслава, который родился от Оловы, княжны варяжской, в Новгород; Гориславу с Изяславом в Полоцк, ее же сына Ярослава в Ростов; Всеволода во Владимир; Предславу с сыном Святополком в Туров; Мальфрид с сыном Святославом в Овруч; Адиль с сыном Мстиславом во Тмутаракань, а Станислава в Смоленск; Анны царевны сына Бориса и Глеба при матери оставил, но Глебу назначил Муром, так как был еще у грудей тогда. Прочих жен и дочерей дал в жены ближним своим, не имущим жен, и запретил всякому. » (11).
Однако акцент на перемене от полигамного союза к моногамному браку в связи с принятием православной веры становится более интересным при сопоставлении с другими временными периодами и принятием православия и христианства другими народами.
В письме патриарха Фотия к новокрещенному (864 г.) князю Борису, Патриарх хвалит Бориса за его христианизаторские усилия и сравнивает варварского правителя с Константином Великим, но единственный реальный наказ, который он удосуживается дать, это проклятие многоженству. Photius, Epistulae at Amphilochia (см. прим. 92), p. 1—39. (12)
Интерес представляют еще две выдержки из указанной работы:
«…Византийцы смягчили свою прежде непреклонную позицию относительно многоженства, особенно знати. Вспомним, что крах кирилло–мефодневской миссии в Великой Моравии был вызван в значительной степени ригористичностью миссионеров именно в этом вопросе (см. с. 160). Видимо, греки многому научились у своих «латинских» соперников в Болгарии и Моравии».
«Патриарх Николай Мистик в его миссионерской политике учел опыт предшествующих неудач. Его письма о христианизации северокавказской Алании— замечательный документ. Патриарх учит своих посланцев снисходить к слабостям неофитов, в частности сквозь пальцы смотреть на многоженство знати».
Галицкий князь Ярослав Осмомысл (годы правления 1157-1187) любил некую Анастасию, и отдавал предпочтение ей и её сыну Олегу перед законными супругой и сыном. Партия недовольных бояр устроила в Галиче мятеж, схватила и сожгла живой Анастасию, а князя заставила дать клятву, что он будет жить в согласии с супругой. (14)
И. Н. Данилевский о короле Англии Генрихе VIII Тюдоре (1491- 1547) указывает следующее: «Он, как известно, тоже не отличался аскетизмом в этом вопросе. Решить же противоречия с ортодоксальной церковью он смог самым простым способом: Парламент провозгласил его единственным на Земле законным главой англиканской церкви. Кстати, запрет многоженства — не единственная из церковных заповедей, успешно нарушавшихся светскими правителями (и не только ими).» (16)
Лихачев Д.С. приводит такие сведения о последующих браках: «Грозному принадлежит ответ в споре о вере члену Общины чешских и моравских братьев Яну Роките, относящийся к 1570 г. Этот ответ, дошедший до нас в списках XVI в., нередко надписывается именем царя и, кроме того, имеет ряд внутренних признаков, по которым можно установить авторство Грозного. Но позднее произведение было сокращено, все признаки его принадлежности царю исключены из текста, и изложение его стало вестись от имени Парфения Уродивого. В отброшенной части ответа Грозный выступает против тех, кто женится после смерти жены. Ко времени своего спора с Яном Рокитой Грозный был уже женат три раза. В апреле 1572 г. собрался церковный собор, разрешивший Грозному жениться четвертый раз после смерти третьей жены, но наложил на него епитимию и указал, чтобы никто из «прочих человек от мирских царьского синглита и до простых» никак не дерзали на четвертый брак под угрозой «пригрозного» проклятия. В этих условиях выступать царю против многоженства было неудобно. Грозный любил распространять свои сочинения, и он убрал в своем «Ответе» всю ту часть, где он выступал против многоженства, а сам себя насмешливо назвал Парфением, то есть девственником». (19)
Анна Гаврилова в работе
«Язычество славянской свадьбы» приводит следующие исторические свидетельства:
У них имеется правильный брак, и каждому разрешается иметь только одну жену. Если жена у него помрет, он имеет право жениться вторично и даже в третий раз, но в четвертый раз уже ему не дают разрешения. Если же священник повенчает таких людей [не имеющих права жениться], то он лишается права совершать служение. Их священники, служащие у алтаря, должны непременно уже находиться в браке, и если у такого священника жена помрет, он уже не смеет жениться вновь, разве только он откажется от своего священнического сана, снимет свой головной убор и займется торговлею или другим промыслом. При женитьбах они также принимают в расчет степень кровного родства и не вступают в брак с близкими родственниками по крови, охотно избегают и браков со всякими свойственниками и даже не желают допустить, чтобы два брата женились на двух сестрах или чтобы вступали в брак лица, бывшие восприемниками при крещении того же дитяти. Они венчаются в открытых церквах с особыми церемониями и во время брака соблюдают такого рода обычаи» (Олеарий, 2003, гл. XL).
Данные иллюстрации А.Гавриловой и Лихачева Д.С. также позволяют отметить, что и в гораздо поздние исторические периоды, чем принятие православия князем Владимиром, и среди народов, принявших христианство, явление многоженства, как и у славян, сохранялось. Общепринятая позиция, что запрет же на многоженство связан с крещением славянских племён представляется спорной. Брак это общественный институт, где, несмотря на уклад, в зависимости от каждой конкретной жизненной ситуации форма брака и численный состав семьи разнятся.
Многоженство на Руси: поразительные факты истории
Наши далекие предки имели совершенно другие понятия о семейной жизни. Они в корне отличались от нынешних. Считается, что многоженство было прерогативой исламских государств и не имело ничего общего с семейными традициями славян. Но история хранит подтверждения существования самых разных моделей поведения наших предков. У язычников полигамия (многоженство) была обычным делом. Причем несколько жен имели не только князья и знать, но и обычные жители.
Как жили древние славяне
Нестор Летописец в своей «Повести временных лет» описал жизнь вятичей и радимичей. У них была полная свобода в плане близких отношений. У мужчин было по 2-3 и больше жен. Киевские князья тоже довольствовались жизнь сразу с несколькими супругами:
Не только многоженством, но и несдержанностью удивляет дохристианская Русь. Так, князь Святослав, взявший в наложницы рабыню Малушу, которая родила Владимира. Он же, возмужав, не знал счета женщинам.
Многоженство и христианство
Принятие Русью христианства в 988 году принесло множество изменений. Но многоженство осталось. Нарождающаяся церковь на землях Руси всячески пыталась убедить людей в греховности союза, где есть большое число партнеров. Только один муж и одна жена — это приемлемо, говорили церковники. Но позиция христианской церкви была еще слишком слабой, чтобы диктовать свои условия. Чтобы не потерять прихожан, особого давления она не оказывала.
Служители церкви тщательно следили за тем, чтобы супруги не просто жили вместе, а проходили через обряд венчания. Основную задачу священники видели в том, чтобы мужчина получал благословение на союз лишь с одной женщиной. Изменения в коллективном сознании произошли не сразу, но постепенно сформировалось правильное отношение к семейной жизни.
Браки по похоти и нужде заключались в Сибири
В Сибири было много случаев близкородственных браков. Распространено было снохачество. Женатый мужчина не желал заводить любовницу, подвергаясь осуждению окружающих. Тогда он формально выдавал ее замуж за своего малолетнего сына и жил с ней. Грех отца автоматически переходил на сына, который был вынужден повторить его путь. Когда мальчик становился мужчиной, его жена старела. Церковные браки нельзя было расторгать и он, как и отец, заводил себе сожительницу.
Колонисты, которые жили в алтайских горных ущельях, не имели доступа к посторонним женщинам. Поэтому им ничего не оставалось, как заключать брак с ближайшими родственницами — племянницами или сестрами.
По причине половой распущенность в ХХ веке на территории Сибири началась эпидемия половых инфекций и сифилиса. Коренные народы Сибири были на грани вымирания.
Многоженство народов крайнего Севера и язычников уже никого не удивляет. При этом полигамные браки были нередкими и у крестьян. А. Мороз в своем сборнике «Мужчина в традиционной культуре» рассказал о многоженстве Русского Севера. Как пишет автор, в начале ХХ века этнографы говорили о крестьянах Архангельской области, которые женились на 2 и более женщинах. Так, это было привычным явлением в таких семьях:
Все женщины в такой семье жили под одной крышей и вместе работали по дому, занимались воспитанием детей и распределением обязанностей между собой. Как правило, интимные отношения глава семейства имел, обычно, только с самой молодой из жен.
Многоженство в истории России: правовое регулирование и реальность
Аннотация. Статья раскрывает историю многоженства в России. Основное внимание автор акцентирует на деятельности христианской церкви и развитии канонического законодательства в этой области, а также анализу фактического состояния дел.
Ключевые слова: брак, семья; многоженство; каноническое право, привилегированные сословия.
Многоженство в России не было правилом ни в языческий период, ни тем более в христианский, однако такие факты были известны на протяжении длительного времени. Следует помнить, что церкви приходилось бороться с одновременным наличием нескольких браков. Митрополит Фотий в послании к псковичам в 1427 г. запрещал в церковные старосты избирать троеженцев; к тому же бывали случаи, что такие случаи вступали во второй и третий брак при жизни первой жены. В послании митрополита Ионы (около 1456 г.) к вятскому духовенству заключается укоризна, что пастыри не обличают многоженцев; бывают случаи, что некоторые имели до семи жен[3].
Что касается действительного многоженства, с которым, церковь вела борьбу длительное время, видимо, в течение всего рассматриваемого в статье периода, то, несмотря на наличие глубоких корней этого явления и упоминания о нем в летописях, многоженство не имело особого распространения на Руси и если первоначально указание на наличие нескольких женщин у одного мужчины свидетельствовало о его мужестве и, ратных побегах, то в более поздний период это свидетельствовало о наличии больших денежных средств и высоком положении в обществе. Не зря, видимо, летописец, рассказывая о добыче русских войск при победе над половцами, в первую очередь упоминает «красныя девки половецкие»[10], а потом о золоте и других товарах. В летописи мы видим, что многоженцами являлись князья. Большое количество жен и детей было у Владимира I. Как указывал летописец в «Повести временных лет»: «Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: «Рогнеда, которую поселил на Льтбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини — Вышеслава, а еще от одной жены — Святослава и Мстислава, а от болгарыни — Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое»[7]. В.К. Святополк-Михаил имел у себя наложницу и своим сыновьям от нее давал княжеские уделы «а градъ Владимръ даде» Святополк «сыну своему Ярославцу, иже бъ ему отъ наложницы» В этом описании мы сталкиваемся, конечно, с преувеличениями, которыми часто пользовались летописцы, но наличие нескольких жен у Владимира I является историческим фактом. Необходимо учитывать, что летопись и законодательство разделяют жен и наложниц, количество которых не было ограничено в языческой Руси. Наложницы существовали и в христианской Руси, но также являлись, как правило, прерогативой привилегированных слоев общества. В связи с этим, следует согласиться с мнением Лещенко В.Ю., в соответствии с которым, славянские племена следует отнести к полегамическим, а в полигамных обществах многоженство преобладало только между богатыми или более знатными из его членов[6].
Наложничество тем не менее было настолько распространено, что о нем упоминает Русская Правда ст. 110 которой гласит: «аще боудоуть робьи дети оу моужа, то задницы им не имати, но свобода имъ (съ) матерью»[9]. В ряде случаев наложницы не только долгое время были вместе с со своими господами и рожали от них детей, но и имели на них такое влияние, что о нем упоминают даже историки[11]. Даже священнослужители, старавшиеся избавиться от подобных пережитков язычества, некоторое время не до конца понимали, насколько наложничество противостоит истинной христианской вере. Е. Щепкина приводит следующий пример: «В XII-м в. новгородский диакон-уставщик, Кирик, спрашивал своих епископов, как подобает держать наложниц, тайно или явно?»[13] Естественно, что миряне еще с большим желанием держались за языческую свободу, формально выполняя требования христианской церкви.
Право мужа на наличие нескольких жен признавалось и древним немецким законодательством, например, законодательством Ротара. Но с принятием христианства положение меняется и закон устанавливает ответственность мужа за беспричинное оставление жены. Гримовальд под угрозой огромным денежным штрафом в 500 солидов, потерей приданного и супружеской власти, воспрещает мужу оставлять без вины первую жену и заводить вторую[1]. Серьезная наказание ожидало и вторую жену в случае если она знала о том что вступает в связь с женатым мужчиной. В этом случае древнегерманское законодательство развивается в том же направлении что и древнерусское. От многоженства и неограниченного наложничества законодательства приходит к ограничению внебрачной половой свободы мужчины под влиянием христианских взглядов на мир. Но и в западной Европе, как и на Руси, многоженство не было изжито долгое время и упоминание о нем встречается и в более поздний период. В некоторых областях Германии двоеженство, как во времена Тацита, допускалось фактически в XVI-XVII вв. Законы о запрете конкубината были приняты лишь в 1530 и 1577 г.[2]
Если ответственность за многоженства для мужа стала появляться в довольно поздний период и привлечение его к ответственности, как правило, сопровождалось с попытками спасти семью, то женщина несла ответственность за прелюбодеяние с древних времен. Естественно, что такая ответственность могла возникнуть только при браке одного мужчины с одной или несколькими женщинами, так как при коллективном браке все мужчины считаются мужьями всех женщин и отцами всех детей. В этот период невозможна ответственность за прелюбодеяние также в связи с тем, что людям проще и понятнее определить свое родство по матери и в связи с этим высоко положение женщины. С переходом к языческому браку с властью мужа над женой развивается понятие прелюбодеяния и ответственности за него. Наиболее ранним нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы ответственности за прелюбодеяние, является договор Смоленского князя Мстислава Давидовича с Ригою, Готландом и Немецкими городами, 1229 года гласит: «аще застанетъ Роусинъ Латинскаго человека своею женъю, за то платити гривънъ 10 серебра. Тако оучинетъ Роусиноу оу Ризъ и на Гочкомь беръзе платити»[1] Следует также учитывать, что уже Эклога предусматривает ответственность за связь мужчины с женатой женщиной: «Если кто-либо вступил в связь с замужней женщиной, то и он и она подвергнуться отрезанию носа, потому что из-за такой связи происходит развод и разорение детей и так как при этом не соблюдается заповедь господня, которая гласит, что господь соединил их [т.е. состоящих в браке] во едином теле.»[14]
Ответственность за многоженство в России устанавливалась не только каноническим правом, но и светским законодательством, однако и в таком случае делалась ссылка на церковное право. Воинский артикул предусматривал ответственность за многоженство следующим образом: «кто при живой жене своей на другой браком сочетался и тако две жены разом иметь будет, оного судить церковным правилом»12].
Церковь, несмотря на введение некоторых норм, которые улучшали положение женщин в браке, ее борьбой с многоженством, наложничеством не меньше сил прилагала для того чтобы утвердить в семье нераздельную власть мужа над женой, не допустить ее верховенства даже в некоторых отдельно взятых сферах жизни. «Жене старейшиною быти не даст вещей закон»[8],— читаем в «Пчеле» ХIV в. Церковные поучения содержат в себе постоянные требования к женщинам быть покорными и слушать своих мужей. «Слово» Даниила Заточника обращенное к женам говорит: «Послушайте, жены, слова апостола Павла: «Крест глава церкви, а муж – жене своей». Жены, стойте в церкви и молитесь Богу и святой Богородице, а чему хотите учиться, то учитесь дома у своих мужей.»[4] Муж если верить этому высказыванию должен выступать в виде учителя своей жены и носителя семейной власти. В реальной действительности, видимо, вопрос отношений в семье не всегда решался однозначно. По совету своих жен князья иногда принимали весьма важные решения, даже о распределении княжения между своими родственниками и свойственниками[11]. Это свидетельствует о том, что женщины могли принимать участие в решении важных семейных вопросов. Однако, требуя устранения главенства женщины в брачном союзе церковники вовсе не отрицали возможности любви и взаимопонимания между супругами, хотя под браком чаще всего понимался союз чисто платонический.
Подводя итог, следует отметить, что многоженство было известно не только в языческий период, но и в христианский. С этим явлением велась борьба церковной и светской властью, но искоренение его являлось сложным и длительным процессом.
Ссылки на источники
Абрашкевич М.М. Прелюбодеяние с точки зрения уголовного права. Одесса. 1904. С. 222.
Брак у народов Западной и Южной Европы. Отв. ред. Ю.В. Иванова. М., 1989. С. 7.
Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1. Харьков, 1916. С. 145.
Древнерусская литература, М., 2001. С. 368.
Крючкова О.М. Общество потребления и экономика, основанная на нравственном выборе // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. Т. 4. № 4. С. 113-121.
Лещенко В.Ю. Семья и русское православие (XI-XIX вв.) СПб., 1999. С. 38.
Повесть временных лет. Перевод Д. Лихачева. Древнерусская литература., М., Слово, 2001, С. 125.
Пчела, XIV-XV вв. // Центральный государственный архив древних актов. Ф. 180. №658/1170.Л.212.
Российское законодательство Х-ХХ вв. в 9 томах, под ред. Чистякова ОМ. М.: 1984. С. 72.
Слово о полку Игореве. М., 1975. С. 56.
Соловьев С.М. Сочинения. М., 1993. Кн. 1. Т. 2. С. 378.
Суворов Н. О церковных наказаниях. Опыт исследования по церковному праву. Спб. 1876. С. 180
Щепкина Е. Из истории женской личности в России, лекции и статьи. СПб. 1914. С. 17.
Эклога// Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Под ред. З.М. Черниловского. М., 1984. С. 240.
Зачем Екатерина II хотела узаконить многоженство в России, и Почему у нее это не получилось
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Энергичная императрица и ее вклад в процветание России
Екатерина II пошла наперекор отцу и отказалась от лютеранства. Есть данные, что во время тяжелой болезни она приказала прислать именно православного священника. Этот поступок вызвал одобрение подчиненных.
Энергия императрицы была неиссякаемой. Она поднималась очень рано, пила крепчайший кофе, приводила себя в порядок и приступала к государственным делам. Эта женщина не была номинальной правительницей, она вникала во все нюансы и принимала решения. За время правления Екатерины произошло несколько войн, императрица расширяла государство за счет новых земель. Произошла ликвидация Польши как государства, присоединен Крым. Увеличилась численность армии — она достигла 312 тысяч человек (ранее значение составляло 162 тысячи). Когда Екатерина взошла на трон, флот состоял из 21 линкоров и шести фрегатов. Императрица увеличила его в 8 раз.
На экспорт стали поставлять значительно больше таких ресурсов, как полотно, чугун, хлеб, а крупных предприятий стало почти вдвое больше. В связи с такими реформами необходимо было увеличивать численность населения, и Екатерина II отлично понимала это. Хотя присоединенные территории добавили примерно 7 миллионов человек, этого было недостаточно, да и в преданности таких граждан не было уверенности.
Как Екатерина создавала дома призрения, помогала вдовам и подумывала о введении многоженства
Итак, перед Екатериной стояла задача — обеспечить производство рабочей силой, а армию военными. В крупных городах (Москва, Санкт-Петербург) создавались дома призрения для приема осиротевших детей и подкидышей. Для помощи вдовам императрица учредила денежный фонд. Заботясь о здоровье населения и стремясь снизить смертность во время эпидемий, Екатерина сделала обязательной вакцинацию от оспы. С этой же целью была разработана система карантинов в больших городах, на погранпостах, в портах.
Есть мнение историков, что во время войны с Турцией Екатерина обратила внимание на такое явление, как многоженство. Это натолкнуло ее на мысль, что таким способом можно увеличить численность населения. Есть данные, что императрица несколько раз намекала на такой вариант, словно прощупывая почву, как общество и в частности Церковь отнесется к такому нововведению.
Показное благочестие настоящей атеистки и проекты по реформированию церкви
Со стороны Екатерина выглядела как благочестивая прихожанка. Она, как и полагается, посещала храмы, стояла на службах. А на самом деле правительница придерживалась атеистических взглядов и поэтому достаточно сурово попирала интересы церкви. Например, в 1764 году была проведена секуляризация земель, принадлежавших церкви в пользу государства. Монастыри лишились пашен с крестьянами, им были оставлены небольшие садики, леса, рыбные затоны. Что касается крестьян, то для них практически ничего не изменилось: их не освободили, а сделали собственностью государства, и оброк им нужно было платить в казну. Екатерина очень интересовалась трудами Дидро и Вольтера, там она почерпнула идею, что религия — прекрасный инструмент для жесткого управления государством. Она назначила обер-прокурором Синода Ивана Мелиссино. Именно ему принадлежит поданный в 1767 году проект реформирования церковного уклада.
Что предлагал Мелиссино:
• Следует отменить некоторые праздники, сделать более коротким богослужение, а длинные всенощные заменить на короткие молебны.
• Иностранцы должны иметь свободу вероисповедания.
• Старообрядческие общины должны быть свободными.
• Следует создать комиссию из рассудительных людей для избавления церкви от вредных суеверий и мошеннических чудес.
• Ношение икон по домам должно быть отменено.
• Посты следует ослабить и сократить.
• «Кормчую книгу» нужно проверить на противоречия и исправить ошибки.
• Монашество, которого не существовало в ранней церкви, следует постепенно отменять. Деньги, которые шли на выплату монахам должны быть распределены среди искусных священников, из числа которых нужно выбирать епископов. Причем им должно быть позволено проживать со своими женами согласно предписаниям апостола.
• Разводы следует упростить (кроме тех, которые происходят по причине прелюбодеяния).
• Духовенство переодеть в «приличное платье».
• Процесс поминовения усопших не должен быть вымогательством.
• Младенцы не могут быть причащены до десяти лет.
Конфликт с митрополитом Ростовским, из-за которого идея многоженства провалилась
Эти реформы не были утверждены Синодом, в противном случае, скорее всего, Екатерина смогла бы ввести многоженство. Однако произошел конфликт с митрополитом Ростовским. Это был выдающийся церковный деятель, Арсений Мациевич. Этот человек, сын православного священника, выходец из Польши. Он сразу понял, что предложенные меры могут привести к разрушению православной церкви как базы государства и даже к опасности подчинения страны Ватикану. Мациевич был заточен в тюрьму, где и закончил свою жизнь. Екатерина публично обозвала его «вралем», однако авторитет Арсения раздавить так и не получилось. Эта ситуация показала, что Россия не готова к радикальным (и весьма спорным) новшествам, к которым относилось и многоженство.
Орлов сделал ошеломляющую карьеру не только потому, что был в отношениях с императрицей. Он в первую очередь талантливый полководец, который укротил грозную Османскую империю.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: