многоженство в языческой руси

Многоженство в языческой руси

многоженство в языческой руси. Смотреть фото многоженство в языческой руси. Смотреть картинку многоженство в языческой руси. Картинка про многоженство в языческой руси. Фото многоженство в языческой руси

Общеизвестно, что для славянского языческого общества многоженство было нормой, как у князей так и у обычных людей было по несколько жен.

«Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее – что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон.» (Повесть временных лет)

«О нравах и о вере вендских померанских славян, особливо которые жительствовали в Вагрии, северные писатели уверяют, что у них многоженство в обычае было: покупали жен, сколько кому прокормить возможно.» (М.В. Ломоносов. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года)

Так же о многоженстве можно прочесть в сообщениях византийских и арабских источников которые мы приводили в теме о человеческих жертвоприношениях: http://vk.com/topic-34168719_26846990

С принятием Христианства браки стали моногамными. Каким должен быть брак, описано в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Так, в одном из эпизодов супруги плывут на лодке. Некий мужчина засмотрелся на Февронию с вожделением. В ответ она сказала: «Зачерпни воды из реки с этой стороны судна. И выпей. Зачерпни воды с другой стороны судна. И снова выпей. Одинакова ли вода или одна слаще другой?» Он ответил, что одинакова. «Вот и женское естество одинаково. Зачем же ты, свою жену оставив, думаешь о другой?»

Христианство принесло красоту, нравственность и духовность которую не знало славянское общество. Разнообразные «игрища» с оргиями, совместное купание мужчин и женщин, полигамные браки и человеческие жертвоприношения ушли в прошлое когда славянский народ познал живого Бога.

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии (рукоблудники), ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.» (Первое послание к Коринфянам 6:9-11)

Источник

Многожёнство у славян: как это было

многоженство в языческой руси. Смотреть фото многоженство в языческой руси. Смотреть картинку многоженство в языческой руси. Картинка про многоженство в языческой руси. Фото многоженство в языческой руси

«Семейная жизнь человека Древней Руси достаточно сильно отличалась от нынешней», – писал Долгов, автор научного труда «Древняя Русь: мозаика эпохи». Коренное отличие кроется в форме брака. Среди населения, особенно в языческие времена, было распространено полигамия или многоженство.

Если б я был славян

Наличие нескольких супруг не было привилегией исключительно князей и знати. Некоторые законодательные акты свидетельствуют о распространении многоженства и среди рядовых жителей.

Многоженство считалось вполне себе обычной реалией. Летописец Нестор, автор «Повести временных лет», с порицанием пишет о радимичах и вятичах. Причина негодования в том, что соседние славянские племена «имяху же по две и по три жены». Также автор приходит к выводу, что настолько обширная половая свобода была неограниченной, потому что браков как таковых не существовало.

После появления Церкви союзы закреплялись официально. Подтверждение полигамных браков присутствует в списках «Пространной правды». В них рассматривалась ситуация, когда в разделе имущества участвовали дети многочисленных жён покойника. Устав Ярослава позволяет полагать, что новые супруги могли появляться одновременно, а не вследствие официального развода с бывшей женой или её кончины: «Аже моуж оженится иною женою, а съ старою не роспустится. », «Аще имеет две жены водити. ».

Церковная осторожность

Принятие христианства в 988 году хоть и внесло значительные коррективы в жизнь народа, но не отменило многожёнство полностью. Церковь стремилась подчинить семейные отношения своему влиянию, но занять строгую позицию в отношении запрета на полигамию не могла из-за боязни выпасть как зарождающийся социальный институт и потерять прихожан. Нежелание Церкви занимать шаткое положение отразилось в «Вопрошании».

Когда монах Кирик спросил у Новгородского епископа Нифонта, как следует наказать семьянина, который помимо жены состоит в отношениях с другими женщинами, новгородский епископ ответил: «Не добро». Нифонт предложил наказать супруга-многожёнца штрафом, а развод, по мнению служителя Церкви, в такой ситуации неуместен.

В данном вопросе политика Церкви была следующей: брак нужно обязательно оформлять венчанием, а служители должны следить, чтобы благоговение получал только один союз. Конечно, это в корне не изменило ситуацию, но послужило началом формирования «правильного» отношения к семейной жизни, в частности, к единобрачию.

Древнерусские Дон Жуаны

Существует мнение, что у князя Игоря женой была не только Ольга. Это утверждение не доказано. А вот Ярополк Святославович без стеснения сватался к полоцкой княжне Рогнеде, будучи женатым на греческой красавице. Владислав Бахревский в книге «Ярополк» относит это событие к 975 году. Сватовство киевского князя описывается в Начальной и Лаврентьевской летописях. В обеих версиях Рогнеда Полоцкая отвергает другого жениха (Владимира) и говорит: «Не хочю розути робичича, но Ярополка хочю». Самым популярным полигамным «коллекционером» был Владимир I. Он был решительно настроен, чтобы отбить у своего брата Ярополка чудесную Рогнеду. Завоевать красавицу удалось, она стала «водимой» женой князя.

Помимо полоцкой княжны у Владимира были еще четыре официальные жены и согласно летописному счету около 800 наложниц. Принятие христианства утихомирило «древнерусского султана»: князь отказался от полигамии и женился на византийской царевне Анне. Рогнеде «коллекционер в отставке» заявил: «Я крещен теперь, принял веру и закон христианский, теперь мне следует иметь одну жену, которую и взял я в христианстве, ты же избери себе кого-либо из моих вельмож, и я тебя выдам за него».

Источник

Оргии, многожёнство и продажа любовниц. Как была устроена личная жизнь древних славян

Семья — ячейка общества, нет, не слышали. Семейные взаимоотношения у наших далёких предков были совсем не такими, как теперь. Они были куда более развратными. И, если заглянуть на тысячу с небольшим лет назад, там можно найти много запретных сегодня моделей поведения. Причём это не вымысел и не догадки, об этом писал ещё автор «Курса русской истории» Василий Ключевский.

многоженство в языческой руси. Смотреть фото многоженство в языческой руси. Смотреть картинку многоженство в языческой руси. Картинка про многоженство в языческой руси. Фото многоженство в языческой руси

Десять жён Владимира Святого

Жизнь славян в давние века сильно отличалась от современной. В период с VII по X века славяне, как и варяжские князья, правившие территорией Руси, не были христианами. А это значило, что им не нужно было клясться в любви до гроба. У воинов была законная жена, у воинов побогаче — пара жён, у конунгов и полководцев жён было ещё больше. Так, у будущего крестителя Руси князя Владимира, пока он был ещё яростным язычником, было свыше десяти жён и 300 «блудей». Не вру, всё есть в летописях. А потом, как сообщается, «иссякла сила языческая».

многоженство в языческой руси. Смотреть фото многоженство в языческой руси. Смотреть картинку многоженство в языческой руси. Картинка про многоженство в языческой руси. Фото многоженство в языческой руси

И это не осуждалось обществом, напротив, жёны были дорогим удовольствием, и их нужно было содержать. Стало быть, чем больше было у воина жён, тем богаче он был. А чем богаче он был, тем удачливее и отважнее он показал себя в походах — раз сумел столько награбить впрок.

Украду тебя, украду

многоженство в языческой руси. Смотреть фото многоженство в языческой руси. Смотреть картинку многоженство в языческой руси. Картинка про многоженство в языческой руси. Фото многоженство в языческой руси

Откуда же брали жён? Тут надо понимать, что содержать сотню рабынь в качестве любовниц женитьбой не считалось. Брак был прежде всего политическим или экономическим союзом. Это у аристократии. У простого люда любовниц на содержании было меньше. Но и брак объединял дворы. В крайнем случае служил поводом заполучить крупное приданое. Но откуда взять много жён? Выход один — воровать. Вот что об этом пишет Ключевский.

«Сложные семьи ближайших родственников, которыми размещались восточные славяне, с течением времени разрастались в родственные селения, помнившие о своём общем происхождении, память о котором сохранялась в отческих названиях таких сёл: Жидчичи, Мирятичи, Дедичи, Дедогостичи. Для таких сёл, состоявших из одних родственников, важным делом было добывание невест. При господстве многожёнства своих недоставало, а чужих не уступала их родня добровольно и даром. Отсюда необходимость похищений».

Славянин приобретёт жену со скидкой

многоженство в языческой руси. Смотреть фото многоженство в языческой руси. Смотреть картинку многоженство в языческой руси. Картинка про многоженство в языческой руси. Фото многоженство в языческой руси

Для похищения невест славяне использовали слово «умычка». Умыкнуть невесту — создать проблемы. Так как род мог идти на род. А деревня воевать с деревней. Со временем на этот случай придумали выкуп. То есть жених, укравший во время гуляний себе жену, со временем возвращался и откупался за неё перед родственниками. Причём суммы были солидные: платили быками, серебром, мехом. Это называлось дать вена. Вено — откупка за умычку. А жена в этой ситуации называлась водимою. То есть её уводили из рода за откуп. А со временем такой выкуп превратился в прямую продажу.

То есть родственники по факту выставляли своих дочерей, племянниц или внучек на продажу. У каждой была своя стоимость, но допускался и торг между кандидатами. Таким образом, денежные отношения помогли славянам сохранить многожёнство так, чтобы не заключать браки с родственниками. И находить невест так, чтобы всё в итоге не заканчивалось кровопролитием. Такая товарная сделка, как считается, и породила выражения «выйти замуж» и «взять в жёны». С принятием православия обряд выкупа невесты превратился в забавный свадебный обычай, который можно встретить и сегодня практически на любой свадьбе. И никто уже не связывает его с покупкой.

Источник

Многоженство на Руси: поразительные факты истории

многоженство в языческой руси. Смотреть фото многоженство в языческой руси. Смотреть картинку многоженство в языческой руси. Картинка про многоженство в языческой руси. Фото многоженство в языческой руси

Наши далекие предки имели совершенно другие понятия о семейной жизни. Они в корне отличались от нынешних. Считается, что многоженство было прерогативой исламских государств и не имело ничего общего с семейными традициями славян. Но история хранит подтверждения существования самых разных моделей поведения наших предков. У язычников полигамия (многоженство) была обычным делом. Причем несколько жен имели не только князья и знать, но и обычные жители.

Как жили древние славяне

Нестор Летописец в своей «Повести временных лет» описал жизнь вятичей и радимичей. У них была полная свобода в плане близких отношений. У мужчин было по 2-3 и больше жен. Киевские князья тоже довольствовались жизнь сразу с несколькими супругами:

Не только многоженством, но и несдержанностью удивляет дохристианская Русь. Так, князь Святослав, взявший в наложницы рабыню Малушу, которая родила Владимира. Он же, возмужав, не знал счета женщинам.

Многоженство и христианство

многоженство в языческой руси. Смотреть фото многоженство в языческой руси. Смотреть картинку многоженство в языческой руси. Картинка про многоженство в языческой руси. Фото многоженство в языческой руси

Принятие Русью христианства в 988 году принесло множество изменений. Но многоженство осталось. Нарождающаяся церковь на землях Руси всячески пыталась убедить людей в греховности союза, где есть большое число партнеров. Только один муж и одна жена — это приемлемо, говорили церковники. Но позиция христианской церкви была еще слишком слабой, чтобы диктовать свои условия. Чтобы не потерять прихожан, особого давления она не оказывала.

Служители церкви тщательно следили за тем, чтобы супруги не просто жили вместе, а проходили через обряд венчания. Основную задачу священники видели в том, чтобы мужчина получал благословение на союз лишь с одной женщиной. Изменения в коллективном сознании произошли не сразу, но постепенно сформировалось правильное отношение к семейной жизни.

Браки по похоти и нужде заключались в Сибири

многоженство в языческой руси. Смотреть фото многоженство в языческой руси. Смотреть картинку многоженство в языческой руси. Картинка про многоженство в языческой руси. Фото многоженство в языческой руси

В Сибири было много случаев близкородственных браков. Распространено было снохачество. Женатый мужчина не желал заводить любовницу, подвергаясь осуждению окружающих. Тогда он формально выдавал ее замуж за своего малолетнего сына и жил с ней. Грех отца автоматически переходил на сына, который был вынужден повторить его путь. Когда мальчик становился мужчиной, его жена старела. Церковные браки нельзя было расторгать и он, как и отец, заводил себе сожительницу.

Колонисты, которые жили в алтайских горных ущельях, не имели доступа к посторонним женщинам. Поэтому им ничего не оставалось, как заключать брак с ближайшими родственницами — племянницами или сестрами.

По причине половой распущенность в ХХ веке на территории Сибири началась эпидемия половых инфекций и сифилиса. Коренные народы Сибири были на грани вымирания.

Многоженство народов крайнего Севера и язычников уже никого не удивляет. При этом полигамные браки были нередкими и у крестьян. А. Мороз в своем сборнике «Мужчина в традиционной культуре» рассказал о многоженстве Русского Севера. Как пишет автор, в начале ХХ века этнографы говорили о крестьянах Архангельской области, которые женились на 2 и более женщинах. Так, это было привычным явлением в таких семьях:

Все женщины в такой семье жили под одной крышей и вместе работали по дому, занимались воспитанием детей и распределением обязанностей между собой. Как правило, интимные отношения глава семейства имел, обычно, только с самой молодой из жен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *