модерн театр история здания
Здесь торговали зерном и слушали Ленина: чем примечательно здание театра «Модерн»
Подтверждена особая ценность здания, в котором находится столичный театр «Модерн». Оно расположено по адресу: Спартаковская площадь, дом 9/1 и является объектом культурного наследия.
Это трехэтажное здание г-образной формы с ризалитом, аттиками (декоративными стенками) и подвальными помещениями. Его отличительные особенности — сферический купол на крыше и двусветный парадный зал со стенами высотой в два этажа, которые не разделены перекрытием и двумя рядами окон, деревянные двери парадного входа с резным декором. Одна из частей строения выходит на Спартаковскую площадь, а другая — на Переведеновский переулок.
«Эксперты утвердили предмет охраны данного памятника архитектуры. Любые работы в здании, в том числе реставрация, могут проводиться лишь в строгом соответствии с этим заключением специалистов. В предмет охраны вошли высотность дома, размер и форма окон и дверей, их расположение на фасаде, пилястры, лопатки, венчающие и междуэтажные карнизы, пояс модульонов (архитектурные детали s-образной формы, напоминающие кронштейны)», — рассказал глава Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Он также добавил, что ценным признан лепной декор, украшающий здание как снаружи, так и изнутри. Это в том числе орнаментальные фризы, барельефы, розетки, фестоны, венки. В предмет охраны были включены капитальные конструкции здания, перекрытия, расположение помещений, интерьеры и лестницы, материалы, применявшиеся в строительстве и отделке.
Дом был возведен в 1911 году в стиле московский модерн архитектором Капитолием Дулиным для хлебной биржи — места торговли зерном. Сразу после революции 1917 года в здании разместили Дом коммунистического воспитания, который позже переименовали в Бауманский детский двом культуры. В 1918–1920 годах здесь выступал на различных собраниях и митингах Владимир Ленин. Долгое время во дворце культуры работали театральный и хореографический кружки, а также кружки кройки и шитья, авиамоделирования, хорового пения и рисования. В наши дни здание занимает театр «Модерн».
Капитолий Абрамович (Капитон Авраамович) Дулин (4 марта 1876 — 26 августа 1933 годов) — русский и советский архитектор, инженер. Он создавал здания в стиле московский модерн и был одним из ярчайших архитекторов, работавших в этом направлении. По его проектам чаще всего строили доходные дома и особняки. Кроме того, он был автором проекта павильона Гознака для Всемирной выставки в Париже в 1925 году.
Модерн — главный архитектурный стиль начала прошлого века в Москве. Его также называли стилем индивидуальностей. Архитекторы воплощали в реальность самые смелые и эксцентричные пожелания заказчиков и имели полную свободу самовыражения. Облик зданий перекликался и с убранством помещений, важную роль играл принцип «изнутри наружу». Чаще всего заказчиками таких домов становились купцы, предприниматели, меценаты и деятели искусства.
Фасады в эпоху модерна были асимметричными, а планы зданий — не прямоугольными. Дома выглядели необычно за счет скругленных углов и текучих форм декора. Они привлекали внимание живописной расстекловкой окон, изображениями растений и животных, а также элементами мозаики, керамической плитки и художественного металла на фасадах. Ни одно здание не походило на другое.
Театру «Модерн» вернут атлантов и лебедей: историческое здание отреставрируют
Столичный театр «Модерн» ждет реставрация. Департамент культурного наследия Москвы утвердил проект необходимых работ. Здание было построено на углу Гавриковой площади (сейчас — Спартаковская площадь) и Переведеновского переулка 109 лет назад по проекту известного архитектора Капитолия Дулина.
Изначально в нем располагалась хлебная биржа — место торговли зерном. А сразу после революции 1917 года в здании разместили Дом коммунистического воспитания, который позже переименовали в Бауманский детский дом культуры. В 1918–1920 годах там выступал на различных собраниях и митингах Владимир Ленин. С 1990-х годов и по сей день помещения занимает столичный театр «Модерн».
«Специалисты проведут комплексную реставрацию здания — укрепят несущие конструкции, заменят инженерные системы, кровлю, восстановят интерьеры и фасады по архивным документам», — рассказала Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы.
Одна из частей трехэтажного здания с ризалитом и аттиками (декоративными стенками) выходит на Спартаковскую площадь, а другая — на Переведеновский переулок. Отличительные особенности строения — сферический купол на крыше, а также двусветный парадный зал со стенами высотой в два этажа и двумя рядами окон. Еще одна яркая деталь этого дома — деревянные двери парадного входа с резным декором.
Фасады, как и интерьеры, богато украшены лепным декором. Это орнаментальные фризы, барельефы, розетки, фестоны, венки, лопатки, венчающие и междуэтажные карнизы, пояс модильонов и декоративные кронштейны. Здание построено в стиле московского модерна. Время не только отразилось на облике фасадов и убранстве помещений, но и затронуло конструкции дома. Теперь памятник архитектуры нуждается в реставрации.
«Будут возвращены некогда утраченные детали декора. Это две скульптурные композиции с атлантами — они были на крыше здания, а также балюстрада. На фасаде восстановят капители — верхние части колонн. Их украшали лебеди, несущие в клювах цветочные гирлянды», — отметил руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Внутри здания, помимо лепного декора, специалисты приведут в порядок полы, выложенные метлахской плиткой (мелкая керамическая плитка разнообразных форм и расцветок), и покрытие терраццо. Это разновидность бесшовного мозаичного пола. Будут отреставрированы деревянные поручни лестниц и ступени из известняка.
По словам Алексея Емельянова, здание бывшей хлебной биржи — объект культурного наследия федерального значения. Недавно эксперты зафиксировали все его ценные элементы. Работы будут проходить под контролем специалистов Мосгорнаследия и только по согласованному ведомством проекту.
Капитолий Абрамович (Капитон Авраамович) Дулин (4 марта 1876 года — 26 августа 1933 года) — русский и советский архитектор, инженер. Он создавал здания в стиле московского модерна и был одним из ярчайших архитекторов, работавших в этом направлении. По его проектам чаще всего строили доходные дома и особняки. Кроме того, он был автором проекта павильона Гознака для Всемирной выставки в Париже в 1925 году.
Реставрация исторических зданий — важная часть благоустройства городской среды. Многие объекты культурного наследия обретают новую жизнь, их приспосабливают для современного использования, сохраняя при этом облик Москвы. С 2011 года в столице отреставрировали более 1400 объектов культурного наследия.
Модерн театр история здания
«Модерн — значит современный. Когда это слово только возникло, оно несло в себе именно это содержание: новый, свежий, интересный. Потом уже оно стало обозначать стиль, эпоху, превратилось в артефакт, обрамленный красивой, гнутой, с позолотой, рамкой. Мы не собираемся ограничивать себя и зрителей. Пусть театр живет новой жизнью, дышит новым воздухом. “МОДЕРН” — значит современный».
Юрий Грымов, художественный руководитель Московского драматического театра «МОДЕРН»
История театра началась в 1987 году. Тогда Московскому молодежному экспериментальному театру-студии было выделено здание на Спартаковской площади. За всю послевоенную историю в Москве появилось всего несколько новых государственных театров, поэтому театр-студия на Спартаковской стал совершенно уникальным примером: здесь возможность создать самостоятельный театр представилась не прославленным мэтрам сцены, а вчерашним выпускникам училища имени Щепкина. Художественным руководителем становится Светлана Врагова — ученица Ю.А. Завадского.
Первые спектакли нового коллектива показали, что эксперимент удался. Постановки «Дорогая Елена Сергеевна», «…Ищет встречи», «Расплюевские веселые дни» принесли театру известность.
В 1995 году на сцене театра появляется «Катерина Ивановна». Спектакль по пьесе Л. Андреева становится программным для театра и знаменует новую страницу в его истории: стиль русского модерна становится «визитной карточкой» коллектива.
На рубеже 2000-х годов выходят спектакли «Счастливое событие» С. Мрожека со Спартаком Мишулиным в главной роли, «Петля» по пьесе Рустама Ибрагимбекова, «Старый дом» по пьесе Алексея Казанцева. Постановки вызывают большой интерес у зрителя, на долгие годы становятся основной репертуара.
В 2007 году на сцене театра режиссер Борис Щедрин ставит «Дядюшкин сон» по Достоевскому — спектакль, созданный под великого Владимира Зельдина. Спектакль шел на протяжении десяти лет и неизменно собирал полный зал. А когда в октябре 2016 года актер скончался, «Дядюшкин сон» стал своеобразным прощанием театра и зрителей с ушедшим мэтром. Публика отказалась возвращать билеты после смерти артиста, и было принято решение спектакль не отменять. Он состоялся: зрители увидели на сцене видеозапись с Владимиром Зельдиным, сделанную на его спектаклях в театре, которую сопровождала игра артистов на сцене.
В декабре 2016 года новым художественным руководителем театра «МОДЕРН» был назначен Юрий Грымов.
«Я считаю, что театр – это не здание. Это, прежде всего, люди, которые там работают и которые приходят на спектакли. В театре должна быть жизнь. Поэтому мы убираем из логотипа последнюю букву “ъ” и говорим, что мы театр ”Модерн” — то есть современный».
Из выступления Ю. Грымова на пресс-конференции в ТАСС, 1 февраля 2017 г.
Здание на Спартаковской
Здание Хлебной биржи на Гавриковой площади, созданное по уникальному проекту архитектора Капитолия Абрамовича Дулина, открылось 16 октября 1911 года. На открытии присутствовал московский губернатор В.Ф. Джунковский. Строительству предшествовал конкурс. Жюри, в составе которого были прославленные русские архитекторы Ф.О. Шехтель и А.Ф. Мейснер, из двадцати одного варианта, поступившего на конкурс, выбрало проект Дулина. Автор, которому в то время был всего тридцать один год, получил премию в размере шести тысяч рублей. Вскоре на площади выросло здание биржи — роскошный белокаменный особняк, прекрасный образец неоклассицизма.
В 1918, 1919 и 1920 годах в здании выступал В.И. Ленин, в 1918 году — Я.М. Свердлов.
В 1928 году Капитолий Дулин был репрессирован. Он пробыл в заключении с 1929 по 1931 год, затем вернулся в Москву, где скончался в 1933 году.
После революции здание Хлебной биржи было экспроприировано, здесь разместили Дом коммунистического воспитания — детское учреждение, прообраз будущих домов пионеров. В 1934-35 годах Дом коммунистического воспитания переименовали в Бауманский детский дом культуры, затем он стал называться Бауманским домом пионеров, позднее — Сталинским домом пионеров, Первомайским домом пионеров, Первомайским дворцом пионеров и школьников.
Воспитанниками Дворца пионеров на Спартаковской площади были прославленные советские актеры Лев Дуров, Алла Ларионова и Ролан Быков.
В 1982 году в Дворец пионеров переехал в новое здание, а дом на Спартаковской площади, оставшись без хозяина, постепенно ветшал. В конце концов, ко времени «перестройки» 1990-х здание пришло в такое состояние, что ни Олег Табаков, ни Анатолий Васильев, которым его предлагали, не решились разместить в нем свои театры.
В 1987—1988 гг. здание передают вновь созданному Московскому молодежному экспериментальному театру-студии, «Театру на Спартаковской» — новому творческому объединению, организованному выпускниками театрального училища имени Щепкина 1986 года.
Так открылась новая — театральная — страница истории белокаменного особняка на Спартаковской площади.
Пространство
Благодаря уникальным интерьерам историческое здание театра сохранило свой особый колорит.
В нашем театре гости могут не только насладиться спектаклями, но и с комфортом провести время вне зрительного зала: в пространстве «Модерна» два просторных разноплановых фойе (Портретная галерея и Паркетный зал) и уютная гостиная, где можно собраться для приятной беседы до и после представления и сделать запоминающиеся фотографии в уникальном интерьере.
Яркое новогоднее оформление театра
В театре два буфета (на первом и втором этажах), где гостям предложат разнообразное меню оригинальных авторских закусок и невероятно вкусных десертов, а также широкую винную карту.
Три зрительных зала театра (один большой «Зал Премьер» и два малых «Зал Владимира Зельдина» и «Зал Светланы Враговой») отличаются удивительной насыщенной атмосферой. Все залы оснащены современным профессиональным звуковым и свето – оборудованием с возможностью трансляции видеопроекций. Зрители театра отмечают удобные кресла и прекрасную видимость сцены из любой точки зала.
В фойе мы проводим традиционные встречи со зрителями (с режиссером и актерами спектакля) после каждой премьеры.
Мы постоянно работаем над визуальным улучшением интерьерного пространства театра «МОДЕРН». Представленные сегодня изображения не являются конечными. Следите за обновлениями на сайте, и вы не пропустите качественных изменений внутреннего убранства нашего театра.
Художественный руководитель театра «МОДЕРН» Юрий Грымов
Первый театр в Москве в стиле модерн
Продолжаем нашу рубрику, посвященную историческим постройкам Москвы и одному из ее главных архитекторов – Федору Шехтелю.
Эта статья рассказывает о первом театре, построенном в Москве в стиле модерн. Речь идёт о здании Московского Художественного театра в Камергерском переулке, в доме 3.
История создания
Идея создания будущего МХТ родилась 19 июня 1897 году в ресторане «Славянский базар» во время встречи В.И. Немирович-Данченко и К.А. Алексеева (будущего Станиславского). Друзья решили основать совершенно новый театр, доступный для людей с небольшим достатком. Театр, отличавшийся от всех известных существующих, нового типа для нового времени! В новом театре спектакли и постановки должны были бы проходить также по-новому, ломая сложившиеся шаблоны и стереотипы.
На той встрече партнеры договорились о разделении обязанностей. Владимир Иванович отвечает за литературу, Константин Сергеевич – за художественное осмысление. Кроме того, был выбран принцип театральной работы: «Сегодня – Гамлет, завтра – статист, но и в качестве статиста он должен быть артистом».
Первый спектакль театра нового типа «Царь Фёдор Иоаннович» Алексея Толстого проходил 14 октября 1898 года в новом здании театра «Эрмитаж», в Каретном ряду, который был переделан Федором Шехтелем. Основу новой труппы составили: Книппер, Москвин, Мейерхольд, Савицкая и другие известные сегодня личности.
Спонсор и архитектор
Меценат и любитель искусства Савва Морозов также поучаствовал в создании театра: в 1902 году он профинансировал покупку и реконструкцию здания в Камергерском переулке. Наш любимый Федор Шехтель внес огромный вклад в этот театр – он бесплатно его спроектировал и осуществил авторский надзор за строительством. Шехтель оформил здание, а также интерьеры театра в популярном стиле начала 20 века – модерн.
Оформление
Новый Художественный театр был открыт в 1902 году. Его оформление отличалось изяществом и оригинальностью. Верный своим принципам Шехтель продумал каждую мелочь.
На фото перед вами роспись потолка, бра, балкон! Обратите внимание на перила, лестницы, ручки дверей, светильники в фойе. Все эти элементы выполнены в стиле модерн.
Для модерна характерна морская тема, зелень, дерево в отделке, а также плавные линии. Шехтель даже разработал специальный шрифт! Рисунок декора напоминает нам морские волны или прибой.
На фото входной группы представлен барельеф А.С.Голубкиной. Зритель видит волны и борющихся со стихией пловцов.
На занавес также в стиле модерн Шехтель поместил прекрасную белую чайку, которая в итоге стала эмблемой театра.
Театр «МодернЪ» с твердым знаком и без него
2.
(фото взято с сайта театра «Модерн»)
После революции в здании Хлебной биржи разместили Дом коммунистического воспитания, который потом превратился в Бауманский дом пионеров Еще позже он стал Певомайским Дворцом пионеров). В 1982 году Дворец пионеров переселился в новое здание, а в 1987 году в бывшую Хлебную биржу вселился вновь созданный театр: выпускники Щепкинского театрального училища создали Московский экспериментальный молодёжный театр-студию. А в 1994 году театр меняет название и превращается в Московский драматический театр «Модернъ»: стиль русского модерна становится «визитной карточкой» театра.
3.
(фото 2015 года из Википедии)
А в декабре 2016 года руководство театра меняется, главным режиссером становится Юрий Грымов, который решительно убирает из названия театра твердый знак.
«Модерн» означает «современный». Я не хочу, чтобы это название относилось к какому-либо, даже самому замечательному, периоду Серебряного века, ар деко или ар нуво. Это — художественное направление в истории искусства, а театр составляют живые люди и современный репертуар.
Театр меняет репертуар и стилистику, помещение тоже меняется, и на сегодняшний день в нем перемешаны «старый добрый» модернЪ и модерн как современность, в которой всегда есть место эпатажу. Мне кажется, получилось интересно, поэтому приглашаю вас немного посмотреть. Интересно также сравнить со съемками двухлетней давности, в самом начале Грымовских преобразований (статью по ссылке рекмоендую горячо, очень много интересного)
5.
6.
7.
Но в изысканную атмосферу старого модерна вторгаются новая символика и новая стилистика театра. Эмблемой театра стала звезда оттенков синего цвета, который «ассоциируется с духовным балансом, символизирует устремление к гармонии внутреннего мира».
8.
9.
10.Фотогалерея актеров театра. Все актеры, кроме Анны Каменковой, сняты обнаженными. Фото абсолютно приличны, но.
«Актер — это живой, творческий, искренний человек, открытый для мира и не пытающийся заслониться от него каким-то щитом или броней. Поэтому наши актеры обнажены. Это очень простой, ясный и честный ход»
Добавлю, что в ходе спектакля фотографировать можно (с оговоркой, что это никому мешать не будет), правда я не рискнула и снимала только поклоны. И еще важно знать, что зрительские места находится очень близко от сцены, и на первых рядах актеры временами находятся буквально на расстоянии вытянутой руки от зрителей. Это дорогого стоит.
Надеюсь, это не последняя встреча с театром «Модерн».
Спасибо театру «Модерн» (фейсбук, вконтакт, инстаграм) за вечер сильных впечатлений. Отдельное спасибо за прекрасные места в середине второго ряда. Спасибо сообществу moskva_lublu за приглашение