модульная технология на уроках истории и обществознания
Модульное обучение на уроках истории и обществознания
Требования стандарта направлены на кардинальное изменение подходов к процессу обучения истории и обществознания, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать учащимся знания, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к предмету, развить стремление к самосовершенствованию.
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности ученика, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Одной из них является технология модульного обучения.
Особая привлекательность технологии модульного обучения заключается в том, что её теоретические основы интегрируют все основные теории дидактики, педагогической психологии и передовой опыт, позволяют обеспечить личностно-ориентированное, эффективное обучение.
1. модульное обучение базируется на деятельном подходе к обучению. Требования к обучению: только то учебное содержание осознано и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. Учитель организовывает не эпизодические действия, а их систему, но для этого он должен знать состав учения.
Мотивационный: потребности, интересы, мотивы, обеспечивающие включение ученика в процесс активного учения и сохранение активности на всех этапах познания;
Ориентировочный: принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, её планирование и прогнозирование;
Содержательно-операционный: система ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способы учения, как инструмент получения и переработки информации.
Энергетический: внимание, воля, эмоции.
Оценочный: самооценка и самоконтроль хода и результата выполнения действий. самоуправление процессом учения.
2. Модульное обучение опирается на теорию развивающегося обучения: ученик учится постоянно в зоне своего ближайшего развития. Реализация этой теории в модульном обучении осуществляется путём:
а) дифференциации содержания и дозы помощи ученику,
б) организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой, фронтальной
3. Модульное обучение использует идеи программированного обучения:
– чёткие действия каждого ученика в определённой логике,
– активность и самостоятельность действий,
– индивидуализированный темп,
– самоконтроль и взаимоконтроль.
4. Из теории поэтапного формирования умственных действий берётся главное – ориентировочная основа действий, которая осуществляется через материальную форму деятельности, громкую речь без предметов, внешнюю речь про себя и собственно внутреннюю речь, наибольший эффект деятельности достигается при обобщённой ориентировке, когда её строит сам ученик с дозированной помощью других.
5. Из кибернетики модульное обучение использует идею гибкого управления, переходящего в самоуправление.
6. Теория проблемного обучения предполагает организацию обучения, включающего в себя поиск проблем и выработку путей их решения, что и обеспечивает развитие личности школьников.
7. Модульное обучение является очень эффективной технологией, поэтому следуя теории оптимизации, организовывать обучение нужно с наименьшей затратой сил времени и средств.
Модульное обучение опирается на рефлексию, как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия связана с самооценкой себя, своих действий, причин успеха и неудач, своего состояния, учитывающей оценки других.
Вся учебная деятельность в школе должна начинаться с рефлексии и заканчиваться ею. Поэтому учитель, составляя задания в модуле, должен начать с цели и завершить контролем. Каждое учебное занятие должно завершаться рефлексией каждого ученика. Ученика нужно учить оценивать себя. Для этого можно использовать следующие советы:
“Я” – как я себя чувствовал в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроением я работал, доволен ли собой.
“Мы” – насколько мне было комфортно работать в составе малой группы, я помогал товарищам, они мне помогали, что было больше, считаю ли я себя авторитетом в этом вопросе, какие у меня были затруднения в общении с группой.
“Дело” – я достиг цели учения, мне этот учебный материал нужен для дальнейшей учёбы, для практики, он просто интересен, в чём я затруднялся, почему, как мне преодолеть свои проблемы.
Основополагающей идеей технологии модульного обучения является идея модуля. Модуль-это функциональный узел (блок), в котором объединено: учебное содержание и технология владения им в систему высокого уровня целостности. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучении, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. При работе с модулем ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены:
– цель усвоении модуля,
– где найти учебный материал,
– как овладеть им?
– как проверит правильность выполнения задания?
– контроль (тесты, письменные работы, сообщения).
Для успешной работы ученика с модулем важным требованием является представление учебного содержания. Оно должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал. Желательно, чтобы учитель как бы беседовал с учеником, активизировал его рассуждения, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал его на успех. Для реализации этого принципа большое значение имеет структура модуля. Она состоит из числа его учебных элементов плюс три:
УЭ 0– в нём записываются цели модуля
УЭ n-1– в нём даётся резюме
УЭ n– выходной контроль
Требования к учебным модулям:
– модуль должен строиться так, чтобы в основе деятельности учащихся лежал механизм усвоения знаний, восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения, систематизации,
– в модуле должно быть предусмотрено повторение изученного,
– это может быть обобщение изученного, составление таблиц сравнительной характеристики и т.д.,
– в них должна осуществляться непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей,
– задания в учебных модулях должны быть дифференцируемы по содержанию и уровню познавательной деятельности,
– в заданиях стремиться осуществлять проблемность, ориентируя учащихся, как на поиск самих проблем, так и на выбор и осуществление путей их решения.
Главное, чтобы содержание всех УЭ интегрировалось целью модуля.
В качестве примера предлагаю следующую разработку модульного урока по истории.
“Внешняя политика России в 20-30 годы” (9-й класс)
Содержание материала
Руководство деятельностью
В процессе работы над учебными элементами вы должны:
– основные направления внешней политики СССР в 20-30 годы, их содержание и результаты,
– содержание Раппальского, Мюнхенского договоров, пакта о ненападении между СССР и Германией;
– как и почему изменился внешнеполитический курс СССР после подписания Мюнхенского договора;
– какова цель создания Коммунистического Интернационала;
– как и почему изменилась его тактика в 30-е годы.
– обобщать материал, анализировать, делать выводы;
– работать с текстом различных источников;
– уметь работать с атласом и картой;
– работать в группах;
– оценивать свою работу и работу своих товарищей
В рабочей тетради запишите название модуля, дату.
Цель: проверить свою готовность к изучению нового материала.
Выполняйте задания входного контроля, Предложены задания разного уровня сложности.
Используйте приложение №1. Выберите свой вариант задания, определите свой уровень. Работу выполняйте письменно в тетрадях.
Проведите самоконтроль: правильность выполнения проверяйте по листу ответов. Результат занесите в лист контроля
Цель: определить содержание внешнеполитической деятельности СССР в 20-30-е г.г.
Заполните таблицу: “ Задачи и результаты внешней политики СССР в 20-30-е годы”
Используйте учебник “История Россиис20-нач. 21 в.в.” под ред. Данилова А,А., Косулиной Л.Г. пар.20, 27
Проверьте правильность выполнения задания, по эталону предложенному учителем.
Таблица соответствует эталону – 2 балла, соответствует частично– 1 балл, не соответствует– 0 баллов. Результаты занесите в лист контроля (таблица №1)
Цель: определить какие изменения происходят во внешнеполитическом курсе СССР в 30-е годы.
В ходе сообщения учителя, вы должны дать ответы на вопросы:
1) Какая задача становится главной во внешней политике СССР в 30-е годы?
2) Каковы первые шаги по реализации этого курса,
3) Подготовьтесь к устным индивидуальным ответам.
Слушайте сообщение учителя.
Подготовьтесь к устным индивидуальным ответам.
Цель: используя предложенный материал, определить содержание направлений внешнеполитической деятельности СССР в 30-е г.г.
Прослушайте ответы представителей групп и ответьте на вопрос: какие из внешнеполитических шагов советского правительства соответствовали безопасности СССР?
Работайте в группах. Подготовьтесь к ответам у доски. Ответ оценивает учитель. Прослушайте ответы представителей каждой группы. Определите долю своего участия в работе группы: принимал активное участие – 2 балла, работал не в полную силу – 1 балл, участия в работе не принимал-0 баллов. Результаты занесите в лист контроля (таблица №1)
Цель: проверить усвоение нового материала
Ответьте на вопросы:
1) Какова была цель создания Коминтерна?
2) В чём особенности договоров, заключённых РСФСР со странами Востока?
3) Каково значение Раппальского договора?
Работу выполняйте в тетрадях
Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проведите взаимопроверку, Если возникли вопросы, обратитесь к учителю.
Оцените выполненную работу. Даны правильные ответы на все вопросы-3 балла, на 2 вопроса – 2 балла, на 1 вопрос – 1 балл, правильных ответов нет-0 баллов. Результаты занесите в лист контроля (таблица №1)
Цель: обобщить полученные знания.
Существует мнение, что СССР и Германия в одинаковой мере виновны в развязывании Второй мировой войны. Согласны ли вы с этим?
Вспомните понятия. Подготовьтесь к устному ответу. Выскажите свою точку зрения, используя ПОПС– формулу
Цель: Проверить усвоение нового материала.
Выполните задания завершающего контроля.
Предложенные задания разного уровня сложности
Используйте приложение №2
Выберите свой вариант задания, определите свой уровень. Работу выполняйте письменно в тетрадях.
Технология модульного обучения на уроках истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технология модульного обучения
Модульное обучение является альтернативой традиционной системе обучения. Модульная технология известна с 1972 года. Наиболее полно ее основы разработаны П. Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения» (Каунас, 1989). Основы модульной технологии рассмотрены в общепедагогической и дидактической литературе. Кратко можно выделить основные отличия модульного обучения от других систем обучения:
содержание обучения должно быть представлено в законченных, самостоятельных блоках (информационные блоки);
учитель общается с учениками, как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учеником индивидуально;
каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.
Использование на уроках истории модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей:
1) активизация учебного процесса;
2) повышение уровня усвоения изучаемого материала;
3) мотивация учения;
4) развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке;
5) развитие навыков сотрудничества и делового общения.
Модульное обучение даёт возможность индивидуализации содержания и процесса обучения с точки зрения рационализации. Суть рационализации:
индивидуализированное содержание обучения;
выбор учащимися путей и темпа усвоения;
возможность постоянной коррекции процесса обучения с помощью контроля и самоконтроля.
Принципы модульного обучения:
1) наличие информационных блоков;
2) выделение из содержания обучения обособленных элементов;
5) разносторонность методического консультирования;
6) осознанная перспектива;
7) действенность и оперативность знаний;
8) гибкость изложения материала.
Что такое модуль? Это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое.
Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности и всех вместе дают определенные преимущества такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.
Планирование системы уроков по крупным разделам в целом позволяет логически построить обучение, выделить материал, который должен быть отображен в его результатах.
При изучении материала крупными блоками необходимы условия:
1. Четкая организация всего учебного процесса;
2. Постановка целей и задач обучения для всего блока;
3. Сочетание словесных, наглядных методов;
4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности;
5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль;
6. Вера учителя в способности ученика.
В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей:
Проводить модульные уроки, а главное готовить их, конечно же, не просто. Требуется большая предварительная работа.
Во-первых, я тщательно прорабатываю весь учебный материал темы для каждого урока в отдельности; выделяю главные основополагающие идеи и формулирую для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять и т.д.
Во-вторых, тщательно определяю содержание, объем и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый учебный элемент, и вид работы.
В-третьих: подбираю дополнительный материал, наглядные пособия, технические средства обучения, а также задания, тесты, исторические диктанты для учеников.
Затем составляю методическое сопровождение урока для учащихся (при возможности – в печатном виде, либо частично записанное на доске).
— целевой план действий для учащихся (планирование результатов деятельности для учащихся на уроке, «конечная цель»);
— содержание изучаемого материала в постановке конкретных вопросов, соответствующих программе курса;
— руководство по усвоению материала (виды деятельности учащихся, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы);
— критерии оценки, которые помогают произвести самооценку знаний, умений и навыков, полученных на уроке;
— блоки, в которых учебные элементы показывают последовательность выполнения заданий. Они связаны между собой логическим построением, требуют практической тренировки в формировании знаний, умений и навыков;
— самоконтроль за ходом обучения на уроке выражается анализе выполненных заданий и самооценке согласно рекомендуемым нормам и критериям (часть модулей имеет побалльное распределение нагрузки и, подсчитав количество баллов, ученик может сделать вывод, насколько он хорошо поработал на уроке). Количество баллов варьируется в зависимости от сложности и объема материала и на каждом уроке может быть разным;
— рефлексия дает возможность учащимся оценить предлагаемые способы обучения, степень сложности; выразить удовлетворенность или неудовлетворенность самим собой.
Таковы основные принципы организации модульного обучения на уроках истории. Применение данной технологии дает достаточно устойчивые положительные результаты, которые отражены в таблице:
Дети учатся самостоятельно мыслить, искать ответы на поставленные вопросы, организовывать свою деятельность и объективно ее оценивать. Считаю необходимым внедрение модульных технологий не только на уроках истории, но и на уроках обществознания и ОБЖ.
Модульное обучение на уроках истории и обществознания
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
« … превратить деятельность ученика
в его самодеятельность…»
• содержание обучения должно быть представлено в законченных, самостоятельных блоках (информационные блоки);
• учитель общается с учениками, как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учеником индивидуально;
• каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.
Использование на уроках истории модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей:
активизация учебного процесса;
повышение уровня усвоения изучаемого материала;
развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке;
развитие навыков сотрудничества и делового общения.
И как ожидаемый результат – это способность и умение учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их.
— индивидуализированное содержание обучения;
— выбор учащимися путей и темпа усвоения;
— возможность постоянной коррекции процесса обучения с помощью контроля и самоконтроля .
Каждый ученик – активный субъект своей собственной деятельности. Позиция ученика – это позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию, цели и анализ результата. Происходит динамическое развитие во взаимодействии: учитель – ученик – класс. Функция педагога – от информационно-контролирующей идёт к консультативно–координирующей. Взаимодействие ученик – учитель идёт с помощью модуля.
Что такое модуль? Это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое.
Каждый ученик – активный субъект своей собственной деятельности. Позиция ученика – это позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию, цели и анализ результата. Происходит динамическое развитие во взаимодействии: учитель – ученик – класс. Функция педагога – от информационно-контролирующей идёт к консультативно–координирующей. Взаимодействие ученик – учитель идёт с помощью модуля.
Что включает в себя система действий учителя?
Главное – это разработка модульной программы (тематическое планирование темы курса). Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели (ДЦ), поставленной перед каждым модулем. Из комплексной ДЦ вытекает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь ИДЦ модуля может иметь частную дидактическую цель (ЧДЦ). На основе ЧДЦ выделяются частные учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается каскадом целей: КДЦ – ИДЦ – ЧДЦ – УЭ.
Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности и всех вместе дают определенные преимущества такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.
Планирование системы уроков по крупным разделам в целом позволяет логически построить обучение, выделить материал, который должен быть отображен в его результатах.
При изучении материала крупными блоками необходимы условия:
1. Четкая организация всего учебного процесса;
2. Постановка целей и задач обучения для всего блока;
3. Сочетание словесных, наглядных методов;
4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности;
5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль;
6. Вера учителя в способности ученика.
В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей :
1 модуль (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий;
2 модуль (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют. На этом этапе провожу уроки-практикумы, конференции, игры, презентации;
3 модуль (1-2 урока) – повторение и обобщение темы.
4 модуль (1-2 урока) – контроль знаний учащихся по всей теме.
Проводить модульные уроки, а главное готовить их, конечно же, не просто. Требуется большая предварительная работа.
Во-первых, я тщательно прорабатываю весь учебный материал темы для каждого урока в отдельности; выделяю главные основополагающие идеи и формулирую для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять и т.д.
Во-вторых, тщательно определяю содержание, объем и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый учебный элемент, и вид работы.
В-третьих: подбираю дополнительный материал, наглядные пособия, технические средства обучения, а также задания, тесты, исторические диктанты для учеников.
Затем пишу методическое пособие для учащихся, которое необходимо размножить в количестве, соответствующем количеству учеников в класс.
— целевой план действий для учащихся (планирование результатов деятельности для учащихся на уроке);
— содержание изучаемого материала в постановке конкретных вопросов, соответствующих программе курса;
— руководство по усвоению материала (виды деятельности учащихся, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы);
— указатель количества баллов, который помогает произвести самооценку знаний, умений и навыков, полученных на уроке;
— блоки, в которых учебные элементы показывают последовательность выполнения заданий. Они связаны между собой логическим построением, требуют практической тренировки в формировании знаний, умений и навыков;
— самоконтроль за ходом обучения на уроке выражается в подсчете заработанных баллов и самооценке, согласно рекомендуемым нормам. Количество баллов варьируется в зависимости от сложности и объема материала и на каждом уроке может быть разным;
— рефлексия дает возможность учащимся оценить предлагаемые способы обучения, степень сложности; выразить удовлетворенность или неудовлетворенность самим собой
2) К каждому УЭ поставлена цель и разработаны задания по изучению учебного материала – графа №2, а в графе №3 даются рекомендации по усвоению учащимися учебного материала (виды деятельности учащегося, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы).
3) Уровень знаний по каждому УЭ учащиеся оценивают (промежуточный контроль) по пятибалльной шкале или по схеме отмеченной в тесте модуля, что дает возможность учащимся учиться избегать недооценки или переоценки своих возможностей. Таким образом, каждый ученик вместе с учителем осуществляет управление обучением, а, работая на доверии, учащиеся объективно оценивают свою работу. Оценку за работу по каждому УЭ учащиеся выставляют в лист учета знаний.
4) В УЭ-0 – ставится интегрирующая цель. Цель содержит в себе не только указание на объем изучаемого материала, но и на уровень его усвоения. Цель имеет два уровня: 1) усвоение материала; 2) ориентация его использования на практике.
Здесь же в УЭ-0 проводится мотивационная беседа. Цель мотивационной беседы в том, чтобы направить учащихся на рабочий лад, заинтересовать или создать какую-либо проблемную ситуацию.
5) Перед изучением модуля проводится входной контроль (УЭ-1) знаний, умений и навыков учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности учащихся.
6) Далее идет основной этап урока – изучение темы модуля (с УЭ-2 по УЭ-5) и закрепление знаний (УЭ-6).
7) После завершения работы с модулем проводится выходной контроль, который должен показать уровень усвоения темы модуля.
8) Последний этап – подведение итогов (УЭ-7) и рефлексия. Здесь же дается разноуровневая информация о домашнем задании.
Самое сложное в школьной жизни – это оценка. Традиционная система оценивания учащихся несовершенна по многим причинам. Во-первых, не показывает систематичность, полноту, не является базой для продолжения образования. Во-вторых, выставление отличной оценки за любой удачный ответ или решение задачи лишает систему оценивания мотивирующей функции, т.е не вызывает у школьника стремление больше знать и уметь, а оставляет лишь желание получать как можно больше отличных отметок. В-третьих, отметка не выполняет своей главной задачи: не отражает подлинных результатов обучения, не определяет ни количественную, ни качественную характеристику знаний ученика. Следует помнить, что сегодня учащиеся получают новую информацию не только на уроке, не только из учебника, но и из множества других источников. Современная жизнь, школа требует от учащихся не простого изложения требуемого материала с последующей оценкой приобретенных знаний, умений, навыков, а учета их индивидуальных особенностей и способностей, степени активности на уроке, количества затраченных усилий на подготовку. Я пытаюсь сделать оценку средством развития и воспитания личности, стремлюсь к тому, чтобы система оценивания обеспечила мотивацию деятельности школьника, и у каждого ученика был шанс получить более высокую оценку. В том числе и за счет дополнительных усилий в изучении предмета. Главной задачей является не как отследить результаты, а как сделать обучение комфортным для любого ребенка, создать чувство успеха и этим способствовать развитию личности, учитывая то, что в каждом ребенке заложены определенные наклонности, следовательно, и способности. Для решения этой задачи следует четко определить, что обязательно должен знать и уметь каждый школьник, что выходит за рамки обязательного минимума. Это уже первый шаг к реализации поставленной задачи. Требования к знаниям, умениям и навыкам (ЗУН) школьников четко заложены Госстандартом. В Госстандарте заложены два критерия усвоения ЗУН:
1) Обозначен минимум знаний, умений и навыков с учетом возможностей каждого ребенка на удовлетворительную оценку.
2) Даны требования повышенного уровня, по которым ЗУН оценивается на «хорошо» и «отлично».
Считаю важным заранее довести до учащихся требования к знаниям и умениям, сформировав их четко и однозначно. Тогда контроль становится объективным, гласным и открытым, не возникает обид и подозрений в пристрастности учителя.
Работая на уроках по блочно-модульной технологии, большое значение уделяю контролю результатов обучения. Контроль осуществляется постоянно:
• системный анализ урока;
• тематический (контроль знаний ЗУН учащихся по блокам);
• итоговый контроль (по результатам четвертей).
Для этого использую разные формы: тестирование, индивидуальное собеседование, зачет, творческие работы.
В качестве примера предлагаю следующую разработку модульного урока по истории.
- модуль наука история создания
- модульное оригами история возникновения