могилы монголов на руси
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Wired (США): массовые захоронения в России рассказывают мрачную историю монгольского нашествия
Спустя несколько лет раскопок археологи обнаружили девять средневековых захоронений, в которых находятся останки как минимум 300 человек
С 2005 по 2010 год археологи проводили раскопки в старом центре российского города Ярославль в рамках работ по реставрации храма. Во время тех раскопок они обнаружили девять средневековых массовых захоронений, где находились останки как минимум 300 человек. Эти захоронения относятся к тому периоду, когда город находился под контролем захвативших его монголов. Потребовалось еще несколько лет, чтобы эти останки, сохранившиеся в них ДНК и личинки мух, возраст которых измеряется столетиями, поведали историю семейной трагедии, случившейся на фоне вторжения монголов.
Пожар и тела, лежащие в снегу
В первой половине XIII века предводитель монголов Чингисхан захватил некоторые части современной России, Восточной Европы и Кавказа, присоединив их к территории Золотой орды. Вместе со своим 130-тысячным войском он шел на запад, и у городов, встречавшихся на его пути, было лишь два варианта — сдаться или погибнуть. Смоленск решил сдаться и платить орде дань, но 18 других городов — включая Москву и столицу того княжества, в состав которого в то время входил Ярославль, — пали под огнем и мечом.
Контекст
Зачем Москва отменяет монголо-татарское иго?
Житейские советы кровавого Чингисхана
Как рабы стали «спасителями ислама»
«Этих людей убили, и их тела пролежали на снегу довольно долгое время. В апреле или мае на телах стали размножаться мухи, а в конце мая и начале июня их похоронили в яме на месте дома, в котором они, вероятно, жили», — рассказала Ася Энговатова из Российской академии наук. К тому моменту Чингисхан уже шел через Крым.
Семейная трагедия, достойная пера Достоевского
У некоторых из тех, кто был похоронен в той яме, зубы были больше подвержены кариесу, чем у других людей, чьи останки были найдены в Ярославле. Это значит, что они были достаточно зажиточными. Кариес на зубах обычно указывает на то, что в рационе человека много сахара (или мягкой, богатой углеводами пищи). В Средние века только богатые люди имели доступ к такому количеству сахара. Артефакты, найденные на месте дома, где были захоронены эти люди, тоже указывают на то, что их семья была богатой. По словам Энговатовой, было бы разумным предположить, что люди, захороненные в этом поместье, жили и умерли там же.
Анализ костей показал, что некоторые из тех, кто оказался в этой могиле, были родственниками. У некоторых скелетов были общие признаки, которые могли быть наследственными, такие как расщелина позвоночника и швы черепа, которые оставались открытыми еще долгое время после того, как они должны были зарасти. Чтобы проверить эту гипотезу, Харис Мустафин и Ирина Альборова из Московского института физики и технологии взяли образцы ДНК у восьми скелетов. Они обнаружили у трех из них одинаковый митохондриальный геном, который передается от матери ребенку. По словам антропологов, эти три скелета принадлежали женщине, которой на момент смерти было примерно 55 лет, женщине, которой было от 30 до 40 лет, и молодому мужчине в возрасте около 20 лет.
Анализ ДНК также помог понять, в каких родственных отношениях были эти трое. По словам Энговатовой, вероятнее всего, речь идет о трех поколениях одной семьи. В соседней могиле были найдены останки еще одного человека, связанного с этими тремя по материнской линии. Энговатова и ее коллеги представили свои находки на антропологической конференции, которая недавно прошла в Москве.
«Наряду с воссозданием картины падения города в 1238 году мы теперь видим трагедию одной семьи, — сказала Энговатова. — Разумеется, пока неизвестно, кто похоронил их, — родственник, сосед или захватчик».
После того пожара Ярославль восстановили, как его восстанавливали после множества других пожаров. Этот город был построен в основном из дерева, а в те времена люди готовили еду и обогревались с помощью огня. То княжество, к которому относился Ярославль, находилось под игом Золотой орды еще 250 лет, и за это время погибло еще много людей. Родственник Чингисхана, хан Мункэ прошел через эти места в 1257 году. После него там была «черная смерть» в 1278 году, новые атаки монголов в 1293 и 1322 годах и еще одна волна «черной смерти» в 1364 году.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Могилы монголов на руси
Где погребения монголов, Зин?
Не хотела я обращаться к этой теме, но наши альтернативщики непременно требуют продемонстрировать им погребения монголов на территории Руси. Думаю, что этот материал поможет понять одну из сторон жизни монголов времён Монгольской империи.
Сначала из википедии (перевод текстов сегодня полностью с гуглем и не причёсанный
Думаю, что многие знают и про башни молчания.
Абхазы и адыги тоже практиковали такой способ захоронения:
» Статья посвящена анализу одного из наиболее ярких обрядов абхазо-адыгского язычества культа «воздушного» погребения. На основе исторических документов, архивных источников и переводной литературы «воздушное» погребение представлено как явление, характерное для культуры абхазов и адыгов в рамках обозримой исторической эпохи вплоть до середины XIX века. Культурологический подход, выбранный исследователем, позволил выявить типологию обряда «воздушного» погребения, определить его стабильные и мобильные, общие и локальные элементы.» Отсюда
Итак, как хоронили своих мёртвых монголы:
Подземное захоронение монголов под открытым небом
После революции 1921 года монголы начали менять свои погребальные обряды.
Атеисты, такие как Суксбаатар и другие представители Коммунистической партии, ученые и «герои» нового поколения были похоронены на кладбище по имени алтан ölgiï (золотая колыбель) в северо-восточной части Улан-Батора.
После революции, особенно в 30-х годах, началась сильная кампания против традиционных верований и суеверий. Я не мог найти декрет, закон или что-либо подобное, что запрещало традиционное так называемое «под открытым небом» захоронение, но оно не было разрешено. Только очень старые люди, в основном в сельской местности, были тайно похоронены традиционным способом до конца 60-х годов.
Шаг за шагом были внедрены европейские практики похорон, процесс, ускоренный советским влиянием. Один из последствий изменения социализма был действительно серьезным вторжением в кочевую жизнь. Устоявшаяся форма существования стала все более и более важной, и в степи были установлены относительно большие города. Это одна из основных причин, по которой многие кочевые традиции были потеряны, в том числе и жертвенное захоронение под открытым небом, о котором я сейчас расскажу более подробно.
Помимо погребения под открытым небом в Монголии существовали другие похороны, такие как кремация, бальзамирование и «захоронение воды», еще одна форма погребения под открытым небом.
Выбор одной из этих похоронных процедур зависит главным образом от социального положения, причины смерти и географического положения.
В основном были забальзамированы люди, известные как «Реинкарнации Будды» и другие высокопоставленные лица ламаистической церкви. Такие тела обычно были похоронены в гробах в сидячем положении, как будто в молитве.
Когда люди умирали от инфекционных заболеваний, их кремировали, чтобы уменьшить опасность эпидемии.
Иногда трупы Ламы также кремировали, чтобы позволить их духу подняться прямо на небеса без какого-либо осквернения духа. Это связано с тем, что монгольские люди считают, что огонь очищает все.
Монголы имеют разные обычаи, чтобы похоронить детей в возрасте до 3 лет, потому что их души считались невиновными и чистыми.
Интересно также, как они касались тел казненных людей.
Но сегодня это не тема моей газеты. Я хочу рассказать вам больше о «изгоняющем» или «жертвенном захоронении под открытым небом».
Нелегко перевести монгольскую терминологию на английский язык, потому что у нас нет ни обычаев, ни подходящего выражения для нее в Европе. На монгольском языке существует много разных обозначений, например, например, «ilä orusiGulxu» во Внутренней Монголии и «sul’a orusiGulxu» во Внешней Монголии. Согласно европейскому пониманию «похоронить» означает поместить тело в землю, но это не то, что сделали монголы, и то, что описывают монгольские термины. Например:
«Ilä» или «sul’a» могут означать открытый, свободный, незанятый или видимый.
«Ködägäläkü», другое выражение для той же процедуры означает «сдавать труп в степи» [2].
Нужно сказать, что монгольские погребальные обряды были под влиянием кровавых шаманских жертвоприношений, таких как убийства лошадей, животных и даже людей, прежде чем положить их в могилы дворян.
В XVI веке, когда Алтан-хан (1543-83) установил ламаизм в Монголии как официальную государственную религию, было принято следующее решение (так называемое Ärdäniïn Tobci):
«Бывшее монгольское государство допускало убийство вдов, крепостных, слуг, лошадей и других животных. Теперь вы должны дать таких животных нуждающимся людям.
Не прекращайте жизнь других живых существ, когда кто-то умирает. Если человек продолжает убивать людей, как прежде, он должен лишиться собственной жизни.
Если человек продолжает убивать лошадей и других животных, все его имущество должно быть конфисковано »[3].
Монголы считали, что душа умершего может вернуться. Таким образом, у лам были следующие задачи: молиться, направлять дух на небеса и предлагать пищу (белые или молочные блюда и мясо), кадить на огне и делать другие вещи, чтобы защитить оставшуюся семью от несчастий и болезней, дух или другие злые духи могут причинить семье.
Некоторые монголы помещали голубые камни в одно или два места на кровать, в которой кто-то умер и оставил их там три дня, чтобы не дать злым духам преследовать кровать.
Монгольская пословица по этому обычаю «в жизни покрывает ваши личные части, в смерти ваше лицо» (amidaa nuucaa, öwäl nüürää) [6].
На него не разрешалось смотреть и не открывать лицо трупа, и ему не разрешалось трогать труп, особенно лицо трупа. Если глаза или рот не были закрыты, только закрытому родственнику или ламе было разрешено закрыть их.
Сначала этот человек, так называемый «гробовщик», должен был пробежать рукой по плечевому лезвию, чтобы другие мужчины не смогли ему помочь. Для женщин было запрещено помогать в этой работе или участвовать в церемонии захоронения.
Мужские трупы были размещены на правой стороне юрты, которая обычно является женской стороной, с правыми руками под их головами. Женские трупы были помещены на левой стороне юрты, с мужской стороны, с левыми руками под их головами. [8]
Монголии считают, что в следующем мире все обращено вспять, и именно поэтому они размещают трупы на стороне юрты, соответствующей противоположному полу.
За несколько дней до того, как «изгонял» мертвое тело, семья погибших сожгла фимиам и масляные лампы и наблюдала за трупом. Более подробная информация об этих днях, о том, что происходило и что делали ламы, можно найти в статьях, например, Познеева, Хайсига, Хаслунда, Саркози, Бартольда и других.
В дни перед тем, как положить труп в степь, все собаки в соседних садах должны были «завязаться, чтобы не допустить их падения на тело до нужного времени» [9].
Когда настало подходящее время, труп обычно помещали на тележку (tärgä), вытащенную лошадью или коровой. Затем покойники из семьи следовали за повозкой на захоронение клана или семьи, которое было необитаемой территорией отдельно от районов, используемых кочевниками. Эти места были священными и посещались только на похороны.
В других районах, особенно в Южной Монголии, труп был помещен на спину лошади и, дойдя до места похорон, лошади заставили скакать до тех пор, пока труп не был сброшен.
Некоторые камни были поставлены рядом с головой, чтобы позже узнать место захоронения. Затем был сделан огонь, чтобы пожертвовать избранными кусками мяса (ягненка) и белыми блюдами (cagaan idää).
Внесение труп в степь предназначалось для жертвоприношения его хищным животным. Согласно монголам, это последний добродетельный поступок, который может выполнять человек. Эта идея намного старше ламаизма и демонстрирует действительно сильный шаманский элемент духовной мысли.
Когда животные, такие как стервятники и дикие собаки, ели тело, они не ели других животных, которые могли жить немного дольше. Когда животные очень быстро съели труп, это означало, что душа была невиновной и чистой и достигла небес, откуда она могла возродиться. Когда дух быстро разместил новое тело, мир человека оставался чистым и чистым.
Вот почему людям пришлось пересмотреть труп через три дня, чтобы проверить, поднялась ли душа на небеса. Другими возможными посещениями были 7, 14, 21 и 49-й дни после захоронения.
Если что-то осталось от трупа, это означало, что душа не была допущена на небеса, все еще считалась находящейся в трупе и поэтому не могла найти новое тело. Это требовало возвращения ламы, чтобы читать больше молитв о мертвых и показать духовному пути на небеса.
Вернемся к самой церемонии погребения:
Церемония захоронения должна была состояться рано утром в день, одобренный ламой.
Предполагалось, что порог защищает людей, и поэтому он считается препятствием для того, чтобы дух покинул юрту, чтобы достичь следующего мира.
Поэтому у монгольцев была особая традиция выносить трупы из юрты, а не через порог. Они подняли решетчатую секцию стены справа от двери юрты и вытащили труп через отверстие. Если они жили в доме, они вытащили труп через окно. Если бы окна были слишком высоки для этого, как в современных зданиях, они ставили небольшие ветви, например, ивы, на пороге и несли тело над ними. Когда они пересекли веточки, они сломали их, чтобы дух мог покинуть дом без каких-либо дополнительных препятствий.
По пути лама молился. По достижении «отбрасывания» место «гробовщик» и лама опустили труп и положили его на землю. Голова должна была указывать на север, где монголы предполагали следующий мир. Эта вера намного старше ламаизма и известна из древней монгольской и других центральноазиатских мифологий. Согласно этой вере, тело было помещено на его левую сторону, с левой рукой под его головой, и это была правая рука перед лицом, закрывающая глаза, нос и рот. Это называется «львиная позиция» (arslangyn chewlelt), которая считается хорошим предзнаменованием. Все это связано с древней верой в то, что правая сторона тела была черной (плохой или злой), а левая сторона белая (хорошая или полезная).
Согласно другому варианту «положения льва» левая рука была помещена под лицо, а правая рука под задним и ноги были согнуты на коленях. Иногда труп был помещен в положение, подобное ребенку до рождения.
В некоторых местах камень был поставлен под голову трупа как своего рода подушка.
Как я уже говорил, местами «отбрасывания» были отдаленные, необитаемые районы. Хищнические животные этих районов привыкли к этим погребальным обрядам. Хаслунд описал это очень ярко: «. хищные птицы собрались над нашими головами в стаях, которые становились все толще и толще, а дикие собаки осмеливались приблизиться к дистанции в несколько сотен ярдов, откуда свисали языки, они внимательно следили за ходом подготовки ». [10]
После сдачи трупы в степь похоронная процессия вернулась домой. Похоронная тележка не была немедленно возвращена в аил. Он остался за пределами айла, опрокинулся и только после семи дней вернулся и снова использовал его. Животное, которое вытащило телегу, также не использовалось в течение недели.
Когда похоронная процессия вернулась домой, ей пришлось пройти между двумя огнями, сжигая прямо напротив входа в юрту умершего. Считалось, что эти пожары приводят злых духов от участников процессии и их животных.
Это очень короткое описание погребального обряда под открытым небом монголов.
Старые традиции и ламаистическая религия стали очень популярными во Внешней Монголии за последние пять лет. Я бы сказал, что они возрождены. Я не знаю, как будут развиваться ритуальные обряды в будущем, но это важный вопрос, и я намерен внимательно следить за ним.
[1] Haslund, H.: Mongolian Journey, London 1949, p. 172
[2] Lessing, F. D.: Mongolian-English Dictionary, Bloomington 1973, p. 477
[3] S. Püräwjaw: Mongol dax’ sharyn shashny xuraanguï tüü, Ulaanbaatar 1987, p.30
[4] Sárközi, A.: A Bon funeral rite in lamaist Mongolia, in: Synkretismus in den Religionen Zentralasiens, Wiesbaden 1987, p. 120
[5] Lessing, F. D.: op. cit., 902
[6] Mongolyn dsan aalyn tojm, Liaoning 1990, p. 324
[7] Mongolyn yos zanshlyn ix taïlbar tol’, Ulaanbaatar 1992, p. 460
[8] Mongolyn zan aalyn toïm, op. cit., 327
[9] Haslund, H.: op.cit., 167
[10] Haslund, H.: op. cit., 173
Я думаю, что после этого многие вопросы должны отпасть.
Новое в блогах
Нашествие монголов Батыя на Русь. Что нашли археологи?
Популярна версия что монгольского нашествия не было. Мы соревнуемся в измышлениях: почему не было монголов, что ели кони, как дошли без карты и дорог. Послушаем жертв монгольского вторжения…
Археология научилась определять возраст раскапываемого культурного слоя (пласта). Слой монгольского вторжения XIII века лежит на глубине 5-7 метров.
Отечественная наука накопила большой объем доказательств и артефактов монгольского вторжения. Они во множестве музеев.
Самые сокрушительные находки — это санитарные захоронения жертв монгольских штурмов. Братские могилы русских периода 1238-1250 гг. Вот этот немой крик.
И без слов они многое хотят сказать нам.
Ярославль
Накануне глобальной стройки к тысячелетию Ярославля ученые пытались спасти возможные артефакты, что будут потеряны под слоем юбилейного бетона. Экспедиции Института Археологии РАН в 2005-2010 гг. исследовали исторический центр XIII века. Обнаружили 9 санитарных захоронений.
Мужчины, дети и женщины со следами одномоментной насильственной гибели и толстым слоем золы. В одной могиле 40-77 человек. Скелеты сброшены хаотично, в спешке. На черепах прилипшие ворсинки меховых шапок. Штурм был зимой что совпадает с источниками.
Монгольский тип стрелы не использовался русскими
Шквал обстрела был такой плотности что “двум ярославцам из XIII века стрела попала в пятку, причем с внутренней стороны стопы”.
Найдена привязанная к столбу корова, умершая от истощения. Вместе с испорченными насекомыми костяками это говорит, что хоронить в день смерти было уже некому. Их похоронили намного позже.
двойные травмы говорят о мужестве защитников русских городов..
Почти не обнаружено молодых мужчин призывного возраста. Известно, что ярославский полк со своим князем в это время находился в армии Северной Руси на реке Сить. Там и остался.
Владимир-Суздальский
У многих мужчин обнаружено несколько последовательных травм до смертельной. Это свидетельствует о сопротивлении раненых до конца. В ходе раскопок тоже обнаружено большое число стрел монгольского типа, использовавшихся только в Азии.
В пласте 1238 года найдено большое число сгоревших построек. В одной из них обнаружен склад янтаря весом 200кг под рухнувшим срубом. Янтарь спекся и покрыт коркой окисления от высокой температуры. Янтарь доказательство глобального и мгновенного пожара.Вероятно владелец погиб раз не забрал дорогой янтарь позже.
Застывшие
Санитарные захоронения жертв монгольского вторжения на Русь найдены в 1925 году на городище древней Рязани. 40 братских могил с застрявшими в костях монгольскими стрелами и травмами колюще-рубящего типа. В 1979 году на реке Оке найдено зимнее захоронение 1238 года. Здесь жертв клали штабелями смерзшихся тел.
Владимир. Слой периода монгольского штурма со следами глобального пожара.
На линии Галицко-Волынского укрепрайона недалеко от Изяславля (Западная Украина) найдено 200 человек всех полов и лет с похожими травмами. Мирным жителям они были нанесены вбок, со спины или уже по лежащим. Экспедиция М.К. Каргера обнаружила аналогичные погребения в Киеве.
Братская могила сгоревшей Десятинной церкви. Киев, 1240 год
В 1950-годах археологи вскрыли картину яростного боя за украинский Райковец. По каким-то причинам монголы не забрали вооружение полностью. Русские воины лежали в доспехах у земляного вала, больше всего у крепостных ворот.
Во всех найденных захоронениях схожий почерк. Уровень проявленной жестокости не характерен для Руси, это отвергает версию о жертвах междоусобицы князей. Доказательством монгольской атаки городов являются специфичные стрелы, характер ранений и возраст культурного слоя, соответствующий монгольскому нашествию.
800 лет прошло. Города и сражения, весь древнерусский мир ушел под землю. Каждый век из 8 веков вырастала сверху новая жизнь. Уходила вниз прежняя эпоха. Они все где-то там. Под нашими домами, дачами и дорогами. Застывшие в немом крике боли и вечности.
Свидетельства истории: а было-ли нашествие татаро-монголов на Русь?
Еще несколько лет назад в каждом учебнике истории был раздел посвященный татаро-монгольскому игу, которое стала огромной культурной катастрофой и на 300 лет отбросило Древнюю Русь в прошлое.
В последнее время стала популярна версия о том, что как такового монгольского нашествия не было. Критики соревнуются в измышлениях и предположениях: что ели захватчики и их кони, как монголы дошли без карты и дорог и прочее.
Послушаем же самих жертв монгольского вторжения.
Археология научилась определять возраст раскапываемого культурного слоя (пласта). Слой монгольского вторжения XIII века лежит на глубине 5-7 метров. Отечественная наука накопила большой объем доказательств и артефактов монгольского вторжения. Они во множестве музеев
Однако, данные последних археологических открытий вряд ли попадут в путинский «единый учебник по истории», в котором сами понятия «татаро-монгольское иго» и «татаро-монгольское нашествие» стыдливо заменены безобидной травоядной «системой зависимости русских земель от ордынских ханов». И это несмотря на то, что словосочетание «татарское иго» впервые появилось аж в 1660 году (в «Сказании о Мамаевом побоище»).
Что ж. Вернемся однако в реальность. А реальность такова: в последние несколько лет были обнаружены несколько так называемый санитарных захоронений времен «Западного» похода Батыя на Русь, которые красочно демонстрируют какой это был «союз». Но сначала, для затравки, цитата из Льва Николаевича Гумилева («В какое время мы живем»):
Самые сокрушительные находки — это санитарные захоронения жертв монгольских штурмов. Братские могилы русских периода 1238-1250 гг. Вот этот немой крик.
Ярославль
Накануне глобальной стройки к тысячелетию Ярославля ученые пытались спасти возможные артефакты, что будут потеряны под слоем юбилейного бетона. Экспедиции Института Археологии РАН в 2005-2010 гг. исследовали исторический центр XIII века. Обнаружили 9 санитарных захоронений.
Мужчины, дети и женщины со следами одномоментной насильственной гибели и толстым слоем золы. В одной могиле 40-77 человек. Скелеты сброшены хаотично, в спешке. На черепах прилипшие ворсинки меховых шапок. Штурм был зимой что совпадает с источниками.
Шквал обстрела был такой плотности что “двум ярославцам из XIII века стрела попала в пятку, причем с внутренней стороны стопы”.
Найдена привязанная к столбу корова, умершая от истощения. Вместе с испорченными насекомыми костяками это говорит, что хоронить в день смерти было уже некому. Их похоронили намного позже.
Почти не обнаружено молодых мужчин призывного возраста. Известно, что ярославский полк со своим князем в это время находился в армии Северной Руси на реке Сить. Там и остался.
К Ярославлю мы еще вернемся.
Летом 2011 г. сотрудниками «Владимирского областного центра археологии при ВлГУ» были проведены исследования на участке строительства по ул. Златовратского д.1. Впервые было обнаружено массовое захоронение большого количества людей, с огромной долей вероятности, погибших в результате осады города монголо-татарами в феврале 1238 г.
Захоронение было осуществлено в хозяйственной яме внутреннего двора древнерусской усадьбы, сожженной во время взятия города. Об этом свидетельствует большое количество элементов сгоревших деревянных конструкций и зерна, также найденных в этой яме.
Общее число погребенных – не менее 50 человек. Из них не менее 36 – взрослые, возраст которых 20-25 – 40-50 лет. 13 – дети и подростки (28% от общего числа погребенных), от новорожденных (до 3 месяцев) до детей 11-12 лет. 1 – подросток возрастом от 12-15 лет. Травмы у детей сравнимы по характеру с травмами взрослых, но единственным типом травм являются переломы костей черепа. Практически все детские черепа находятся во фрагментированном состоянии.
Обращает на себя внимание половой состав: количество мужчин чуть больше (53%), чем количество женщин (47%), что косвенно подтверждает отсутствие врагов в захоронении, поскольку примерно соответствует обычной пропорции полов русского горда. Особенностью данного захоронения является практически полное отсутствие людей пожилого возраста, что отличает данное захоронение от захоронений так называемых «палеонтологических» (курганных). Анализ полученных данных позволяет заключить, что в представленной выборке также довольно обычное для Владимира тех времен соотношение взрослого и детского компонента.
Следует отметить, что данное захоронение характеризуется очень высоким процентом травм, несовместимых с жизнью. Характер травм позволяет однозначно интерпретировать их как полученные в результате нападения отряда вооруженных всадников.
Все травмы могут быть разделены на 2 большие группы рубленые и колотые, нанесенные острыми предметами, и переломы костей черепа при действии тяжелого тупого предмета. У мужчин преобладают рубленые, у женщин и детей раны тяжелым тупым предметом.
Травмирующий предмет был небольшого диаметра (около 5-6 см), но большой разрушительной силы, по-видимому, тяжелый, что вызывало сквозной пролом костей черепа (предположительно, булава или палица).
У многих погребенных на черепах отмечены сразу 2 травмы, каждая из которых могла быть смертельной. Такая ситуация возможна, если практиковалось «добивание» жертвы.
У детей единственным типом травм во владимирском захоронении являются переломы костей черепа.
У многих мужчин обнаружено несколько последовательных травм до смертельной. Это свидетельствует о сопротивлении раненых до конца. В ходе раскопок тоже обнаружено большое число стрел монгольского типа, использовавшихся только в Азии.В пласте 1238 года найдено большое число сгоревших построек. В одной из них обнаружен склад янтаря весом 200кг под рухнувшим срубом. Янтарь спекся и покрыт коркой окисления от высокой температуры. Янтарь доказательство глобального и мгновенного пожара.Вероятно владелец погиб раз не забрал дорогой янтарь позже.
Таким образом, можно провести реконструкцию трагических событий, следствием которых стало появление массового единомоментного захоронения в санитарных целях. Очевидно, что имело место нападение хорошо вооруженного отряда всадников (рубленные раны нанесены сверху), в задачу которого входило тотальное истребление населения.
Все останки относятся к славянскому антропологическому типу, свойственному городскому населению Владимира.
По всей видимости, часть захоронения пострадала и была случайно уничтожена в ходе строительства жилого дома в 60-е годы.
Монгольская версия нападения подтверждается (в том числе) находками большого количества уникальных наконечников стрел (стрела-вилка), используемых только степняками. А также появлением признаков присутствия татар в более позднем по хронологии культурном слое (см. ниже, усадьба на ул.Гагарина)
Город отчаянно сопротивлялся, но был обречен, поскольку основные силы (дружина) были стянуты Владимирским князем Юрием Всеволодовичем к реке Сить для решающего сражения, которое состоялось 4 марта 1238 года и было русскими проиграно.
Застывшие
Санитарные захоронения жертв монгольского вторжения на Русь найдены в 1925 году на городище древней Рязани. 40 братских могил с застрявшими в костях монгольскими стрелами и травмами колюще-рубящего типа. В 1979 году на реке Оке найдено зимнее захоронение 1238 года. Здесь жертв клали штабелями смерзшихся тел.
На линии Галицко-Волынского укрепрайона недалеко от Изяславля (Западная Украина) найдено 200 человек всех полов и лет с похожими травмами. Мирным жителям они были нанесены вбок, со спины или уже по лежащим. Экспедиция М.К. Каргера обнаружила аналогичные погребения в Киеве.
В 1950-годах археологи вскрыли картину яростного боя за украинский Райковец. По каким-то причинам монголы не забрали вооружение полностью. Русские воины лежали в доспехах у земляного вала, больше всего у крепостных ворот.
Во всех найденных захоронениях схожий почерк. Уровень проявленной жестокости не характерен для Руси, это отвергает версию о жертвах междоусобицы князей. Доказательством монгольской атаки городов являются специфичные стрелы, характер ранений и возраст культурного слоя, соответствующий монгольскому нашествию.
800 лет прошло. Города и сражения, весь древнерусский мир ушел под землю. Каждый век из 8 веков вырастала сверху новая жизнь. Уходила вниз прежняя эпоха. Они все где-то там. Под нашими домами, дачами и дорогами. Застывшие в немом крике боли и вечности.
Татарское присутствие на завоеванных землях (Владимир)
В 2005 году во Владимире в районе ул.Гагарина, д.2 вышеуказанной группой владимирских археологов была обнаружена сгоревшая татарская усадьба, свидетельствующая о присутствии богатой татарской семьи (по всей видимости, наместника).
Усадьба построена в самом «престижном» для того времени районе Владимира (в данном районе найдено самое большое количество кладов). По словам археологов это «владимирская рублевка XIV века».
По характеру находок с огромной долей уверенности можно утверждать, что в усадьбе проживал ордынский татарин, поскольку найденные предметы никогда не использовались русскими и русские ими не торговали.
К найденным предметам относятся:
1) фрагмент стеклянного кубка, изготовленного в Сирии (г.Алеппо, XIII-XIV век) в стиле «мамлюк»
2) фрагмент фляги с тисненным орнаментом в форме «калыпе», изготовленный в Хорезме (XIV век), распространенной в Средней Азии и странах Востока
3) чаша или блюдо из керамики «Цзюнь-яо», Китай XII-XIII (первые находки подобной посуды на территории Восточной Европы)
Кашинная керамика является уникальным «маркером» ордынцев (татаро-монгол), поскольку она всегда сопутствует их (и только их) присутствию. Данный тип керамики очень ценился в исследуемый период в Орде и богатые татары привозили/увозили ее с собой на всей протяженности всей своей миграции и расселения.
Снова Ярославль
Теперь опять вернемся к Ярославлю, в котором по словам евразийца Л.Н. Гумилева не было ни ига, ни завоевания
Экспедиция Института Архиологии РАН под руководством А.В. Энговатовой в 2004-2005 году раскрыла ряд санитарных захоронений в историческом центре Ярославля. На исследуемой площади (1200 кв.м.) было выявлено 25 жилых и хозяйственных построек различной степени сохранности, зафиксировано более сотни хозяйственных и строительных ям. Выявлена смена планировки и застройки данного квартала, а также следы мощных пожаров, в том числе упомянутых в письменных источниках под 1501 и 1658 гг.
Первое захоронение (всего было открыто девять) было обнаружено под фундаментом Успенского собора в сооружении более раннего периода, углубленном в материк на 80-90 см (предположительно подклет жилого дома, фото сверху) сооружении, имеющем деревянные бревенчатые стены. Судя по хаотичному расположению костяков погребенных (на боку, на спине, плашмя, некоторые были сброшены в котлован вниз головой) захоронение было произведено в спешном порядке.
Среди человеческих костей были обнаружены кости животных. Среди останков также были найдены женские украшения, крест-тельник, кусочки ткани, виртажное стекло, фрагменты плинфы, обломки круговой керамики. По заключению специалистов по керамике погребение следует относить к первой половине XIII века. В первом захоронении были обнаружено останки 97 индивидуумов славянского (вятичского) антропологического типа (общее число найденных костяков в 9 захоронениях около 500).
Вторым стал колодец в котором было обнаружено останки не менее 77 человек. По сохранившейся древесине стен колодца установлено, что колодец был возведен не ранее 1228 года. Среди вещей были обнаружены предметы, попавшие в колодец во время его использования по прямому назначению (ковши, чаши, туеса).
Травмы не имели признаков заживления, то есть были смертельными. Повреждения детских скелетов привело специалистов к однозначному выводу, что детей не просто убивали, но и поднимали на копьях (обнаружены характерные зазубрины на позвоночнике и грудной клетке). Женщины и дети в основном погибли от ранений стрелами в грудь, спину и живот. У одного ребенка обнаружено ранение стелой в пяточную кость, что возможно только в случае, если ребенок убегал от пустившего в него стрелу.
В результате город был подожжен и сгорел дотла. Среди погибших также есть заживо сгоревшие.
Старая Рязань, Изяславль, Козельск, Москва, Киев
Вот такой был прекрасный у нас союз русских и тюрок. Браво, евразийцы!
Тайные монгольские захоронения
От монахов-францисканцев, персидского хрониста Рашид-ад-Дина и др. современников монгольского нашествия дошли описания организации монгольских похорон. Погребение в монгольской традиции окутано тайнами и мистицизмом. В отличие от других степняков, монголы времен нашествия никогда не создавали погребальных курганов. Место захоронения являлось сакральным, поэтому монголы хоронили своих соплеменников в большом секрете, в глубоких ямах.
По свидетельствам современников, труп умершего или убитого монгола мог месяцами возится с собой. Часто над могилой снимался дерн, а после похорон возвращался на место. Чтобы не осталось могильного холма, места захоронения вытаптывалось лошадьми. Во время похорон Чингиз-хана по легенде был использован табун в 10.000 лошадей. Создавались мнимые могилы (для отвода глаз врагов и злых духов).
В последствии, когда монголы стали считать оккупированную землю своей стали появляться захоронения на занятой территории (например, захоронение знатного монгольского нойона близ села Олень-Колодезь Воронежской области). Монголы верили, что осквернение могилы означает победу врага над всем родом, которое лишает потомков силы его предков. Приближающегося к могиле чужака убивали
Проведенные в Ярославле, старой Рязани и Владимире антропологические исследования показали, что все погибшие принадлежат к славянскому антропологическому типу из числа местных жителей. Что интересно, заселение славянами Северо-восточной Руси осуществлялось видимо двумя волнами (кривичей и вятичей). Поскольку по антропологическим факторам славяне, жители села, отличаются от славян, жителей города. Причем жители городов антропологически ближе к западным славянам, например, Смоленским.
Финно-угорское население региона отличается узкой и относительно длинной черепной коробкой и слабо выступающим переносьем, более высокой в сравнении со славянами уплощенностью лица на уровне скул, большим значением указателя изгиба скуловой кости.
А во-вторых, что монголы тела своих погибших соплеменников сразу забирали и хоронили где-то в других местах (по крайней мере, их могилы еще не найдены). Однако, исходя из вышеназванных причин (безусловное временное присутствие татар в более поздний период), а также согласно многочисленным русским, европейским, персидским, арабским, китайским письменным источникам и прочим вещественным доказательствам не указывающим ни на какие усобицы и иные военные кампании, можно однозначно утверждать реальность нашествия степняков и их крайнюю жестокость в отношении покоряемого населения, оказывавшего сопротивление.