мокринский мост в чувашии история создания

Мокринский мост. Из прошлого — в никуда?

В России виадуков — не больше пары десятков, хотя «Википедия» и утверждает, что всего шесть единиц. Но совершенно точно, что в Поволжье такая переправа одна. Построена она чуть больше 100 лет назад и находится в Чувашии, всего в 3,5 часа езды от Саранска. Денис Тюркинотправился полюбоваться совершенно французскими видами.

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история созданияНынешнее состояние моста. Фото: Денис Тюркин / Столица С

На фотографию этого виадука я наткнулся случайно в Интернете и был удивлен, когда узнал, что он расположен в нашей стране, да еще и в 240 км от Саранска. Настолько впечатлился его необычным для обычного русского пейзажа видом, что хотел поехать туда уже на следующее утро. Но отложил поездку. И, как оказалось, правильно: через пару недель я уже смотрел на мост, приехав с оказией (отвез семью знакомых бездельников в аэропорт Казани, а это по пути).

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

Деревня Мокры, Канашский район Чувашии, в нескольких километрах от райцентра. Дорога нормальная, асфальтированная. Череда серых арок с массивными колоннами словно переносит тебя на европейский юг. И как странно, даже нелепо смотрится конструкция среди нищих домишек со ржавыми крышами. Как вообще эта красота могла здесь появиться?! «Википедия» дает две перекрестные версии. По первой, мост через овраг и речку Утку был построен для движения железнодорожных составов на ветке Арзамас — Шихраны в 1914–1918 годах «под руководством и контролем немецкого инженера-проектировщика Гехарда Шумахера». По второй, в 1913–1917 годах «по проекту русского инженера Григория Петровича Передерия». Согласно «Википедии», в то время он являлся вторым по величине железобетонным сооружением в Европе. Но это вряд ли, и дальше вы поймете, откуда сомнения. Хотя размеры конструкции впечатляют. Высота — около 30 м, длина «воздушной» части — более 300 м, ширина — 4 м.

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история созданияГригорий Петрович Передерий. Фотоархив

Характерная конструкция с массивными опорами и тонкими вертикальными «перепонками»-перегородками над арками — только у двух железнодорожных виадуков, расположенных в Пермском крае и построенных примерно в то же время (опоры обложены камнем, в отличие от мокринского). Сарсинский и бартымский виадуки. Но у первого только шесть пролетов, а у второго и вовсе четыре. Разве сравнишь с 15-ю мокринскими!

Но мне не нравится подобный подход интернет-энциклопедий. То ли эта версия, то ли другая. Наверняка вся документация есть в архивах. Стал искать выход на канашских краеведов. В краеведческом музее Канаша затруднились назвать точную датировку постройки объекта, признавшись, что конкретно по мосту в архивах не работали. Помогли журналисты канашской газеты, подсказавшие контакты бывшего учителя истории из деревни Мокры. Леонид Николаевич Михайлов вместе со своей дочерью Ольгой лично в архивах по мосту ничего не искали, но хотя бы делали запросы в ведомства разных городов. Ольге Леонидовне, как она мне пояснила, ответили из Мурома, где в советское время, судя по всему, располагалась обслуживающая интересующую нас ветку организация.

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история созданияСхема французского виадука de Commelles…

Ей прислали фотокопии отчета «об обследовании виадука через реку Квакушку на 655 км участка Арзамас — Канаш Казанской железной дороги, произведенном Мостоиспытательной станцией НИИЖТа(судя по всему, научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта — «С»)» от 27 августа 1953 года. В краткой справке в начале этого документа говорится, что «виадук рассчитан по нормам 1907 года и построен в 1915–1916 годах». Его длина «между задними гранями устоев (по сути, от первой опоры в насыпи до последней — «С») равна 368,35 м», а высота «от обреза фундамента в среднем пролете до подошвы рельсов — 23,7 м».

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания…и виадука в Мокрах

Дочь историка утверждает, что переправа создана по проекту русского инженера Григория Передерия, академика, специалиста в области мостостроения и строительной механики (1871, Ейск — 1953, Москва). Недолгий и неглубокий поиск в Интернете подтвердил ее слова. На сайте isaran.ru «Информационная система «Архивы Российской академии наук» размещен скан «Библиографии трудов академика Г. П. Передерия», датированный 1946 годом. И вот что читаем в главке «Проекты мостов»: «1917 г. Виадук 595 версты линии Арзамас — Шихраны (так до 1925 года назывался Канаш — «С») длиной 400 м (построен)».

Но в акте государственной историко-культурной экспертизы от 6 октября 2017 года (этот документ есть у дочери историка) фигурируют другие даты постройки. Процитируем: «Строительство моста связано с бурным строительством железных дорог в Российской империи в конце XIX века. По указу императора Александра III Акционерное общество «Московско-Казанская железная дорога» в 1891 году приступило к сооружению новой железнодорожной линии через Рязань, Саранск и Алатырь. Проект железнодорожного моста-виадука был разработан в 1902 году, в 1903 году были начаты подготовительные работы, с началом Русско-японской войны 1905 года работы были приостановлены, возобновлены в 1913 году под руководством немецкого инженера Гехарда Шумахера, завершены в 1915 году, в 1916 году мост был сдан в эксплуатацию».

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история созданияФото сделано в начале 80-х мокринским учителем истории Леонидом Михайловым

Все смешалось! И Передерий, и Шумахер, и годы… Дальше я уже углубился в тему и на сайте Росавтодора rosavtodor.gov.ru в разделе «Книги» (есть и такой, представьте) нашел прекрасно выполненный скан произведения Передерия «Курс мостов. Конструкция, проектирование и расчет. Часть первая. Мосты малых пролетов. Каменные, деревянные и железные» (издано в 1931 году). Зачитавшись (какие там иллюстрации!), я уже захотел во дворе построить виадук, но вспомнил, что журналист. В исторической справке Передерий пишет, например, что Древний Рим «имел около 75 000 км шоссейных дорог, а до этого числа не дошла еще длина советской железнодорожной сети». Только за эти слова Григорий Петрович мог отправиться в длительную «командировку» куда-нибудь на север СССР, чтобы применять свои навыки мостостроения в условиях вечной мерзлоты и бараков, окруженных колючкой. В 1936 году, кстати, одного его сына осудили на 5 лет лагерей, и тот вскоре умер. Но — не об этом…

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история созданияФото: Денис Тюркин / Столица С

А вот о чем. В параграфе 4 главы 1 «Каменные мосты» Передерий довольно подробно рассказывает о виадуках Франции. Судя по всему, не прошла даром его командировка в 1908 году в эту страну, а также в Германию и Швейцарию «для ознакомления с практикой строительства мостов» (цитата из биографической справки сайта isaran.ru). И что же мы видим на странице 93? Схему виадука deCommelle (во французских источниках он называется deCommelles), построенного в 1858 году на железнодорожной ветке Париж — Крей (во времена Передерия название этого городка на севере Франции транслитерировали как «Крель»). 15 арок, ширина между колоннами по 19 м, длина около 400 м… Так это же мокринский виадук! С той лишь большой разницей, что viaducdeCommelles был каменным, а доморощенный чувашский — железобетонный. Еще небольшое отличие российского: расстояние между тремя центральными арками составляет 23,74 м, остальными же — 19,4 м.

Кстати, на момент возведения моста в Мокрах железобетон не был «инновационным материалом», как пишут многие российские интернет-источники. Строить из него начали в Европе (в первую очередь — в той же Франции, а также в Англии) чуть ли не в середине XIX века, в России — с конца XIX века. Активное применение железобетона для транспортных конструкций в нашей стране началось в 1910-е. В частности, первым крупным таким объектом стал мост в Лебедяни, очень похожий по конструкции на Посопский мост в Саранске. Первый был построен в 1910-м, второй — спустя два года одной и той же компанией «Грингоф и брат». Переправы эти возводились за несколько месяцев, а значит, технология была отработана от и до.

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история созданияНепосредственно к виадуку примыкает жилая застройка, которая, несомненно, портит вид на творение Передерия. Но посмотрите на фото: владелец этого дома при постройке забора (или гаража?) явно вдохновлялся «соседом»! Фото: Денис Тюркин / Столица С

Но, конечно, 120-метровый лебедянский (в прошлом году он был закрыт для движения транспорта с введением в строй нового) и в два раза более короткий посопский уступают мокринскому не только в длине, но и красоте, и сложности возведения. Поэтому строение в Мокрах в какой-то степени уникально для России. И жаль, что заброшено. Да. Движение поездов там прекращено с 1986 года, когда был введен в эксплуатацию новый мост, расположенный с северной стороны Мокров, в полукилометре от старого. Рельсы разобрали, металлический парапет сняли… Вода точит железобетон, обнажая арматуру. Специальные водопропускные клапаны на поверхности виадука, естественно, забились… И при этом мост является всего лишь объектом культурного наследия районного (!) уровня. Так что езжайте, любуйтесь, пока не рухнул. Словно во Франции побываете. Кстати, «прародитель» мокринского виадука — deCommelles — был разрушен в 1985 году, прослужив 127 лет. На его месте выстроена современная конструкция. Конечно, вовсе не такая красивая…

Источник

Поездка к Мокринскому железнодорожному мосту

Статья про Мокринский мост в Чувашии: как до него добраться, что он из себя представляет и с чем совместить поездку сюда. По традиции сначала небольшой экскурс в историю сооружения.

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

История Мокринского моста

Хотя Мокринский мост в Чувашии построили в XXI веке, версий относительно точных дат его возведения несколько. И даже «отцов» у моста два. Кто настоящий — не известно.

Когда точно его построили не так важно, тем более разница всего год. Зато к моменту завершения строительства Мокринский мост стал вторым по величине в Европе железобетонным сооружением. Но царская Россия воспользоваться плодами строительства не сумела, так как случилась сначала февральская, а затем октябрьская революции. В 30-х годах мост взяли под контроль военные. Есть свидетельства, что в ночное время под арками моста запрещался проход гражданских лиц. При этом мост стоял в пределах населенного пункта.

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

Мокринский мост в Чувашии ремонтировали несколько раз: в 40-х годах и в конце 60-х. Им перестали пользоваться в 1986 году после того, как в километре построили другой железнодорожный мост, который спрямил путь.

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

С тех пор Мокринский мост заброшен. Планов по его реставрации и превращению в объект исторического наследия, увы, нет.

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

Железнодорожный мост в наши дни

Мост в наши дни — одна из немногих достопримечательностей на территории Чувашии. Популярное место среди любителей роуп-джампинга. Я посещал мост в мае в выходной день и помимо нашей компании у достопримечательности находился еще один турист, который снимал на дрон.

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

Мокринский железнодорожный мост находится в пределах населенного пункта Мокры. Прямо под ним находится продуктовый магазинчик. Тут обычно и паркуются.

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

Мост представляет собой бетонный виадук протяженностью 370 метров. Его высота то ли 30 метров, то ли 34 метра (пишут по разному), ширина — 4 метра. Сооружение состоит из 16 бетонных столбов, образующих 15 арочных пролётов. По нему проходила однопутная железная дорога. После закрытия моста полотно разобрали.

Важно! Мокринский мост никак не охраняется и на него можно забраться. Не без усилий, но можно. Но я никому не рекомендую делать это. Если решитесь взобраться на мост, то помните, что делаете это на свой страх и риск. В интернете пишут, что пару лет назад здесь погиб фотограф, который не заметил отверстие в мосту. Очень прошу: будьте осторожны!

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

С чем совместить

Увы, каких-то значимых мест рядом с Мокринским мостом в Чувашии нет. Загляните в магазинчик рядом с мостом, если хотите приобрести сувенирную продукцию с мостом на память. Ее вряд ли продают где-то еще.

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

Кроме того, под мостом благоустроен источник с купелью. Чисто и опрятно. Рядом с родником растет необычное дерево, будто закрученное.

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

Как добраться до Мокринского моста

🚗 Я приезжал к Мокринскому мосту из Чебоксар на автомобиле. Путешествие заняло около пяти часов: 1,5 часа дорога в одну сторону, два часа потратил на изучение моста и окрестностей. Маршрут строил по Яндекс Навигатору. В зависимости от загруженности дорог он ведет либо через Кугеси, либо через дорогу P-176, по которой попадают на Чебоксарскую ГЭС.

🚌 Без автомобиля до Мокринского моста добраться тоже реально, но потребуется больше времени. Сначала нужно доехать до Канаша: на поезде или автобусе. Отсюда ходят автобусы до деревни Верхняя Яндоба. Это соседний с деревней Мокры населенный пункт. Заезжает ли автобус в Мокры, не знаю. Если нет, то просите водителя остановиться у поворота на деревню. Отсюда до моста идти пешком около получаса. В день из Канаша до Верхней Яндобы отправляется несколько автобусов. Альтернатива им — такси. Яндекс Go показал стоимость 270 рублей в одну сторону. Рекомендую на нее ориентироваться.

Мокринский мост на карте

Текст Игорь Озин, фото Даня Привольнов.

Пешие индивидуальные экскурсии по Будапешту с автором блога: от обзорных до необычных. Скидка 10 EUR по промокоду TRIPANDME. Без предоплаты. Посмотреть условия и цены

Канал сайта в Телеграм. Присоединяйся! А тут я выкладываю красивые фоточки

Источник

Мокринский железнодорожный мост в Чувашии

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

Мы ездили к Мокринскому мосту в ноябре 2018 года. От Казани до моста около 180 километров. Мы ехали конкретно к мосту, хотя по пути можно также посмотреть мыс Птичий у деревни Козловка, но погода явно не располагала. У моста мы пробыли не так долго — около 30 минут, прогулялись только с одной стороны, так как шел дождь и в целом было холодно.

Сам мост, безусловно, стоит того, чтобы на него посмотреть — это очень необычное строение для наших краев. Карта проезда будет в самом низу — листайте.

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

Прежде, чем перейти к истории, замечу, что во время нашего приезда мост был исписан «пещерными рисунками», которые оставляют туристы, а также у начала на холме было очень много мусора, похоже, это уже местные приходят «хорошо провести время».

Также можно забраться на сам мост, но у нас не получилось, так как было очень скользко, да и обувь не соответствовала.

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

История Мокринского Моста в Чувашии и его характеристики

Мокринский железнодорожный мост начал строиться в 1914 году, закончено строительство в 1918. Сейчас он является архитектурным памятником Чувашской республики, но видно, что за ним не ухаживают.

Мост представляет собой виадук из 16 железобетонных столбов. Длина моста около 370 метров, а ширина 4 метра. Насчет высоты сведения разнятся: то 30, то 20 метров. На мой взгляд больше похоже на 20-метровую высоту. Но размеры и монументальность строения всё равно очень удивляют. Интересно было бы посмотреть, как здесь проходили составы.

Этот железнодорожный участок соединял Москву и Казань. В Великую отечественную войну мост имел стратегическое значение — по нему проходили составы с боеприпасами. Немцам было важно уничтожить объект, но, по некоторым данным точное местоположение моста не было определено и он остался цел.

Интересно, что строил мост немец, инженер Гехард Шумахер, правда по проекту Григория Передерия. А после в ремонте моста участвовали пленные немцы.

Мост был выведен из эксплуатации в 1986 году, а в километре от него построен новый железнодорожный участок с двумя путями. Старые пути были разобраны и теперь ничего о них не напоминает.

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

Другие факты о месте

Информации о мосте и о его строительстве крайне мало, все пишут одно и то же. Поэтому, если у вас есть какие-то сведения, обязательно напишите в комментарии!

Мне сказали (но это не проверено), что во время сдачи и проверки надежности моста, под ним стояла семья немецкого инженера.

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

Под мостом (примерно в середине) находится святой источник Великомученицы Ольги и оборудована купель. Тут же протекает река Утка, именно через нее и строился мост, поэтому предполагаю, что в прошлом она была более полноводной.

Мокринский мост одно время служил базой роуп-джамперов, но думаю, что сейчас отсюда уже не прыгают. А вот Первый канал в 2009 году снял про них репортаж, прыгают на видео именно с Мокринского моста, но про памятник архитектуры сказано только мельком.

Также на Ютубе много видео отсюда.

Вот, например, красивый вид с коптера

А это моя короткая видюшка снизу

Как добраться до Мокринского моста?

Мокринский мост берет название от поселка Мокры и расположен прямо в нем. От Казани Яндекс предложит вам 2 варианта: по М7 или через Верхнеуслонский район. Я бы выбрала второй вариант. Мы проехали по обоим.

Откуда бы вы не ехали, сначала нужно добраться до Канаша, а отсюда уже рукой подать до села Мокры.

Спасибо за прочтение! Всем приятных поездок!

Источник

Мокринский мост

Мокринский железнодорожный мост относится к самым красивым и загадочным достопримечательностям Чувашской республики. Объект поражает монументальностью, величественностью, грандиозностью: арочная конструкция, эффектно оформленные толстые колонны, вертикальные перегородки, выполняющие функцию ребер жесткости. Здесь царит атмосфера Средневековья, ведь именно в те времена были популярными такие виадуки, хотя этот мост построен только в первой половине ХХ века.

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

По официальным данным длина сооружения составляет 360 метров, ширина – 4 метра, высота – 34 метра. Мокринский мост – это самое красивое сооружение такого типа не только в Чувашии, но и во всей России. Объект включен в список исторических и культурных памятников Канашского района. Эта достопримечательность привлекает туристов из разных регионов. Сегодня здесь не ходят поезда, рельсы разобраны. Мост выполнял свои прямые функции до 1986 года. Его использовали в качестве перегона между двумя железнодорожными станциями: Ачакс и Мокры.

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

Вторая версия связывает возведение мостового сооружения в деревне Мокры с именем отечественного инженера Григория Передерея.
Реализация проекта осуществлялась в период 1913-1917 гг. В то же время построили жд участок Арзамас-Шихраны.
В 1935 году мостовое сооружение взяли под охрану военнослужащие. Для них здесь построили казарму и баню. Ходить под виадуком ночью было запрещено.

В военное время железобетонный мост в деревне Мокры был важным стратегическим объектом, по нему переправляли боеприпасы и оборудование. Когда немцы об этом разведали, хотели разрушить объект.
К ремонту и восстановлению сооружения привлекали военнопленных из Германии.
В 1956 году объект опять начал охраняться военными.
Капитальный ремонт моста проводился в 1969 году.
Мокринский мост сохранял свою функциональность до 1986 года.
После в районе была построена новая железнодорожная ветка. Старый объект решили закрыть. Рельсовый путь разобрали. С тех пор движение по мосту не осуществляется. Сегодня Мокринский виадук – интересная историко-архитектурная достопримечательность.

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

Архивные данные
Так кто же построил мост: немец или русский, Шумахер или Передерий? Две версии – это удобно: или та, или другая. Но, 1913-1918 гг. – это же не так давно. Наверное, о тех временах сохранились какие-то архивные документы, записи, по которым можно точно определить авторство проекта Мокринского моста. С чего начать? На официальном сайте Росавтодора есть полезный, интересный раздел под названием «Книги». Здесь находится отсканированное произведение Григория Передерия. Название его книги «Курс мостов. Конструкция, проектирование и расчёт». Издана она в 1931 году. В первой части речь идёт о мостах малых конструкций, построенных из камня, дерева и железа.

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

В главе о каменных мостах автор подробно описывает французские виадуки. В 1908 году проектировщик был командирован в Швейцарию, Германию и Францию, чтобы изучить мостостроительную практику. Во время этой рабочей поездки Передерий знакомится с наиболее популярными схемами возведения мостов. Особое внимание инженер обращает на мост deCommeles, который был построен в Париже в 1858 году. Мокринский мост имеет много сходств с этим сооружением. Характеристики французского моста: длина 400 метров, количество арок – 15 метров, ширина между колоннами – 19 метров. Единственное отличие в том, что французский мост был построен из камня, а чувашский – из железобетона.

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

Для строительства Мокринского моста использовали новый на то время материал – железобетон, который считался более прочным, устойчивым и долговечным по сравнению с камнем, и, тем более, деревом. В Европе он активно применялся еще в середине, а в России в конце XIX столетия. Транспортные конструкции и мостовые сооружения из этого материала начали активно строиться с 1910-х годов. Первым железобетонным объектом в России стал Лебедянский мост. В Саранске по этой же технологии возвели Посопский мост в 1912-м году. Сооружением обоих объектов занималась известная компания «Грингоф и брат». На строительство уходило всего несколько месяцев, что свидетельствует о том, что технология была отлично отлажена.

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

Мокринский мост по техническим характеристикам существенно превышает и Лебедянский, и Посопский сооружения. Объект в Мокрах отличается сложностью возведения, впечатлительными размерами, удивляет красотой. Жаль, что мост заброшен. Как только в 500 км отсюда соорудили новое мостовое сооружение, виадук перестал функционировать. С 1986 года объект играет роль культурной достопримечательности районного уровня. Металлические опоры сняли, рельсовый путь разобрали, вода обнажила арматуру, водопропускные клапаны забились. Красивый, величественный Мокринский мост погрузит вас в атмосферу французского Средневековья.
Интересно! Мост deCommeles, по образцу которого был построен Мокринский мост, прослужил 127 лет. Сооружение снесено в 1985 году. Вместо него построили современный объект, но он не столь привлекателен.
Конструктивные особенности

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

Мост в Мокрах – уникальная архитектурная достопримечательность, которая привлекает туристов из разных регионов страны. Объект очень красивый, несмотря на то, что со времени его сооружения прошло более 100 лет. Особенности мостового сооружения:
располагается в деревне Мокры Канашского района Чувашии;
большая высота виадука – до 34 м;
длина достигает 360 м;
общая протяженность – 1200 м;
мост состоит из 15 арочных пролетов и 16 опорных столбов;
тип конструкции – классический виадук.

Мост состоит из арок. Это древняя архитектурная форма, возникновение которой относят к II тыс. до н.э. Считается, что арки изобрели представители цивилизации шумеров. Арочная конструкция обрела огромную популярность, применялась не только при строительстве мостовых сооружений, но и других архитектурных объектов. Арка представляет собой криволинейный брус, который выполняет сразу две функции: практичную и эстетичную. Она не только обеспечивает объекту привлекательный, оригинальный внешний вид, но и является несущей конструкцией, отвечает за надёжность и долговечность сооружения.

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

Интересно! В России есть только две похожих конструкции с такими вертикальными перегородками и габаритными опорами. Обе находятся в Пермском крае. Это Бартымский и Сарсинский виадуки. Но по размерам они не сравняться с Мокринским мостом, так как у первого только четыре пролета, у второго – шесть.

Интересные факты
Мокринский мост – это не только красивая, но и загадочная достопримечательность, с которой связаны различные легенды и сказания. Уникальный архитектурный памятник действительно стоит внимания. Посещение этого монументального сооружения оставит после себя незабываемые впечатления.

До 2012 года Мокринский мост считался самым длинным в Чувашской республике. В 2012 ввели в эксплуатацию Сурский автомобильный мост, общая протяженность которого составляет 1242 метра.
Под мостом протекает река Утка. Именно она стала причиной строительства виадука, поэтому можно предположить, что в то время она была полноводной. В 2011 году здесь был освящен источник с целебной водой «Сиплĕх çăлкуçĕ» («Ключ здоровья»). Также построили часовню.

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

В 2015 году местное население составило и отправило властям письмо с просьбой взять этот архитектурный памятник под охрану.
В военное время фашисты хотели уничтожить Мокринский мост, так как он являлся объектом стратегического назначения. Но они не смогли его найти, так как искали в крупных городах. Так мост остался целым.

Об этом мостовом сооружении уже снято несколько репортажей, которые показывались на центральных каналах.
Панорама объекта отлично просматривается с нового моста. Он был построен для спрямления пути в километре от виадука.
На мост можно забраться, из него полюбоваться местными красотами. Не рекомендуется это делать в сырую погоду, ведь можно поскользнуться и получить травму.

Мокринский мост использовали при разработке герба Чагарского сельского поселения. Утвержден символ 21 ноября 2014 года. Автор Вадим Шипунов. Герб весьма оригинален. Фон символа красный, на нем нарисован виадук на двух опорах. По центру – арка, а в ней – серебряный фонтан.

Ценность объекта
Сегодня Мокринский мост не имеет уже ни стратегического значения, ни даже не выполняет своих прямых функций. О том, что здесь была проложена железная дорога, ничего не напоминает. Но это важный архитектурный памятник. Монументальное сооружение сохранилось в отличном состоянии. Правда, есть участки, разрисованные «пещерными рисунками», и это печально, ведь достопримечательность необходимо сохранить, а не исказить и уничтожить.

мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть фото мокринский мост в чувашии история создания. Смотреть картинку мокринский мост в чувашии история создания. Картинка про мокринский мост в чувашии история создания. Фото мокринский мост в чувашии история создания

Объект имеет историческую ценность, так как хранит в себе воспоминания, связанные с военным и послевоенным периодами. В России всего несколько похожих сооружений, и то они не настолько монументальные и грандиозные.
Мокринский железнодорожный мост в Чувашии – излюбленное место роупджамперов. Конечно, прыгнуть с этого мостового сооружения сможет не каждый, даже с альпинистским сооружением. Но если такая возможность выпадет, не упустите. Море адреналина и незабываемые эмоции обеспечены. Кстати, информации о несчастных случаях на мосту нет.

А ещё на Мокринский мост приезжают молодожёны для снятия свадебных фотосессий. Живописные пейзажи, средневековая атмосфера – фотографии и видео получаются очень красивыми, просто сказочными.

Как добраться?
Мокринский пост находится в Канашском районе Чувашии в небольшой деревушке Мокры. Добраться сюда можно из разных городов.
Чебоксары – в пути 1 час 26 минут (расстояние 92,6 км);
Ульяновск – в пути 2 часа 24 минуты (расстояние 175 км);
Казань – в пути 2 часа 22 минуты (расстояние 165 км).
Лучше всего сюда ехать на собственном автомобиле или можно взять такси. Автобусные остановки находятся далеко, поэтому если вы выберите общественный транспорт, придётся долго идти пешком.
Советы туристам
Мокринский мост прекрасен в любое время года. Зимой он холодный и строгий, весной вокруг него зацветают деревья и полевые цветы, летом его можно увидеть во всей красе, а осенью он вновь становится хмурым. Если вы решите посетить эту невероятно интересную и красивую достопримечательность, выбирайте для путешествия тёплое время года. Летом в солнечную погоду мост просто восхитителен. В этом можно убедиться, посмотрев видео с квадрокоптеров.

Мокринский мост – это историческая, культурная, архитектурная достопримечательность региона, которую непременно стоит посетить. Привлекает не только само сооружение, местность тоже очень красивая. Посмотрите на карте: рядом водоёмы, река, деревья. Можно подняться вверх и сделать много ярких фотографий либо спуститься к речке, искупаться, попить воды из целебного источника.
Наиболее предпочтительный формат поездки – экскурсия. Если перед путешествием не собрать достаточно информации, а просто приехать посмотреть на мост, вы увидите просто архитектурное сооружение «без души». А вот во время экскурсии гид расскажет много интересного о Мокринском моста, познакомит с историей его строительства, поведает легенды, сказания, связанные с этим объектом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *