молчание ягнят история создания

Зубная щетка для маньяка: как создавали мир «Молчания ягнят»

В российском прокате с четверга можно посмотреть «Молчание ягнят» Джонатана Демми, классический хоррор, в 1992 году получивший «Оскары» во всех пяти основных номинациях. 30 лет назад «Искусство кино» в №8 (1992) опубликовало несколько материалов о главном голливудском фильме года. Один из них — интервью с художницей-постановщицей Кристи Зиа о работе над картиной.

Кристи Зиа работала художником-постановщиком двух фильмов Джонатана Демми: «Молчание ягнят» и «Замужем за мафией». С ее точки зрения, проблемы всегда были похожими. «Демми, — рассказывает Зиа, — дает своей творческой группе полную свободу, но выжимает из партнеров все, на что они способны. Он поощряет активное участие каждого — стараясь не упустить любую деталь, придуманную членами съемочного коллектива, работающую на замысел».

«Приступая к «Молчанию ягнят», погружаясь в «ужасы», которые составляли материал фильма, я неотступно думала о Фрэнсисе Бэконе и его картинах. Голова в кувшине — кадр уже готового фильма — срисована с автопортрета Бэкона, отвратительный труп рядом с гигантской клеткой тоже навеян Фрэнсисом Бэконом. Мне хотелось сделать материальную среду как бы не вполне реальной».

«Когда я показала Демми рисунки развороченных тел и кровавого мяса, он сказал: «Знаете, по-моему, вы переусердствовали, даже для меня это слишком». Такая реакция Демми на эскизы художницы не была единственной.

По крайней мере один работник нью-йоркского Музея движущихся образов заболел, когда пытался каталогизировать графические образы Зиа.

Для оформления тюремной камеры Лектера Зиа использовала два источника вдохновения, один из них — картина Фрэнсиса Бэкона: человек погружен во тьму, а сверху на него падает луч света, все остальное растворено в сером, очертания лица смазаны, мы видим лишь рот, открытый для крика. Вторым источником был один из фотодокументов Нюрнбергского процесса: на фотографии сняты камеры — по обе стороны от центрального прохода, двойной высоты. Само помещение похоже на узкую и глубокую пещеру, камеры расположены в два этажа, одна над другой. Около всех камер стоят солдаты, которые следят, чтобы заключенные не убили друг друга. «Невероятная фотография. Я все взяла оттуда. И поместила всю эту тюрьму-пещеру в подвал большого здания. Идея моя заключалась в том, что все происходит в подземелье, внизу — ниже некуда, и люди, там находящиеся, — это худшие представители рода человеческого. Они убежали из верхнего, наземного пространства и превратили в тюрьму то, что было всего-навсего обыкновенной бойлерной. Вот почему все стены облеплены трубами. Тим Гэлдвин, художник-декоратор, и Гэри Коско, архитектор из Питтсбурга, отлично поняли задачу и создали невероятное переплетение труб, вентилей и всякого хлама. Моя идея осуществилась — это был мир внутренностей».

Передняя часть помещения — это другая история. По предложению Тима Гэлдвина пробные кадры были сняты через решетку, описанную в новелле. «Джонатан, — вспоминает Зиа, — пришел в отчаянье. «Не может ли камера, — спросил он, — войти внутрь за решетку, чтобы там снять хотя бы часть диалога?» — Я согласилась».

«А потом кто-то предложил попробовать плексиглас, который используют во всяких хранилищах. Мы достали гигантский плексиглас толщиной полтора-два дюйма и затем сделали в нем отдушины, чтоб не было проблем со звуком. Это было очень дорогое решение, потому что плексиглас недешев, но я думаю, что это удача — герои, снятые сквозь прозрачную стену.

Чтобы визуально завершить аналогию с хранилищем, мы установили специальное сквозное выдвижное устройство, которое служит для связи Лектера с миром. Я хотела, чтобы в этих страшных сценах был особый звук! Для создания его мы использовали настоящий металл: решетки на камерах, засовы были отлиты из настоящего металла. Он дает совсем другой лязг. А стены были из стекловолокна».

Среда, окружающая убийцу Джека Гордона, во многом почерпнута художницей из книги об Эде Гейне «Маньяк»: «Она дала мне много ключей к. не то чтобы психологии (почему он убивает — меня не интересует) — но к пространству, в котором он живет, к пониманию того, каков он в повседневной жизни. Лежит ли у него на раковине зубная щетка? Как выглядит его кухня? Когда я листала книгу про Гейна, меня поразила фотография, на которой снята его кухня. Это было самое грязное, наиболее омерзительное место из тех, что я видела. То, что человек мог жить в подобного рода мерзости, сказало мне многое об этом человеке. Я думаю, все это верно про Буффало Билла. Это как раз похоже на его жизнь.

Мы были очень тщательны в воссоздании мира убийцы. Мы хотели показать, что он любил свою моль: его мотыльки были в прекрасной форме, его маленькое королевство мотыльков было красивым. Он был очень, очень аккуратен в том, как он снимал кожу со своих жертв, — вот почему комната, где он держал все свои инструменты и приспособления, была тщательно убранной, чистой. Комната, где он шил, была комнатой фантазии. Иногда использование каких-то предметов было настолько ужасающим, что об этом даже невыносимо рассказывать. Вы видите эти манекены в обмундировании, сшитом из человеческой кожи, и думаете, что «ад здесь».

Оглядываясь на итог своей работы над фильмом, Зиа подчеркивает, что выразительность придуманной ею реальности удивила многих. «Мир, в котором живет Лектер, — говорит Зиа, — это мир, существующий вне реальности. Сам герой — человек вне нормы, вне подлинной реальности. Мы имеем дело с кем-то, кто больше, чем жизнь, больше, чем зло, которое мы себе обычно представляем. Вот почему мы должны были создать такую материальную среду фильма, которая вызвала бы у зрителей настоящий шок».

Перевод с английского — С. Фикс

Источник

Белый, как привидение: 10 интересных фактов о фильме «Молчание ягнят»

молчание ягнят история создания. Смотреть фото молчание ягнят история создания. Смотреть картинку молчание ягнят история создания. Картинка про молчание ягнят история создания. Фото молчание ягнят история создания

молчание ягнят история создания. Смотреть фото молчание ягнят история создания. Смотреть картинку молчание ягнят история создания. Картинка про молчание ягнят история создания. Фото молчание ягнят история создания

Факт №1. Вначале был бестселлер

Фильм был снят по одноименному роману американского писателя Уильяма Томаса Харриса, вышедшему в 1988 году и принесшему писателю широчайшую известность. Это был второй роман, в котором появляется доктор Ганнибал Лектер. Первый, «Красный дракон», был издан в 1981 году. Томас Харрис крайне замкнут и непубличен, поэтому отказался от участия в создании фильма.

молчание ягнят история создания. Смотреть фото молчание ягнят история создания. Смотреть картинку молчание ягнят история создания. Картинка про молчание ягнят история создания. Фото молчание ягнят история создания

Факт №2. Ботинки собеседника

Режиссер Джонатан Демми до создания фильма «Молчание ягнят» не был широко известен. Он начинал свою карьеру с продюсером эксплуатационного кино Роджером Корманом. После «Ягнят» Джонатану Демми удалось снять еще один оскароносный фильм — «Филадельфия».

Любимый режиссерский прием Демми – ставить камеру предельно близко к актеру. Чтобы зритель себя чувствовал «в ботинках его собеседника».

молчание ягнят история создания. Смотреть фото молчание ягнят история создания. Смотреть картинку молчание ягнят история создания. Картинка про молчание ягнят история создания. Фото молчание ягнят история создания

Факт №3. Серия отказов

В роли Клариссы режиссер видел Мишель Пфайффер или Мег Райан. Обе актрисы отказались, назвав фильм слишком жутким, кровавым и жестоким.

Джоди Фостер изначально не нравилась режиссеру Джонатану Демме из-за своего акцента. Однако позже, увидев актрису идущей по коридору, он изменил свое мнение. Джонатану импонировали решительность во взгляде Фостер и ее походка. Позже Джоди сказала, что роль Клариссы — одна из ее самых любимых.

Источник

“Молчанию ягнят” — 30 лет: каков этот знаковый триллер об ужасе и человечности

Джоди Фостер и Энтони Хопкинс исполнили незабываемые роли в отмеченной пятью “Оскарами” адаптации мрачного романа Томаса Харриса, которая вышла в прокат 14 февраля 1991 года. The Guardian решил напомнить, почему фильм стал вехой в своём жанре.

“Знаете, как вы выглядите с вашей дорогой сумкой и дешёвыми туфлями? Вы выглядите как провинциалка”

Ганнибалу Лектеру, самому могущественному из всех выдуманных серийных убийц, почти не требуется время для того, чтобы составить мнение о Клариссе Старлинг в “Молчании ягнят” (Silence of the Lambs). Этот Лектер — не такой пассивный монстр, какого изобразил Брайан Кокс в “Охотнике на людей” (Manhunter), адаптации романа Томаса Харриса “Красный дракон”, которую Майкл Манн поставил в 1986 году. Лектер в версии Кокса выглядит отстраненным, словно человечество наскучило ему, раздражает его. Лектер Хопкинса, напротив, демонстрирует своё умиротворённое великолепие и силу при каждой возможности, в текущей ситуации — “препарируя” практикантку из ФБР, которая сидит в нескольких метрах от него за стеной из толстого стекла.

Несмотря на то, что Кларисса является перспективной практиканткой — и, стоит отметить, достаточно умной и изобретательной для того, чтобы привлечь внимание Лектера, — ее визави уже заклеймил её «провинциалкой», даже не взглянув на неё. Её начальник в отделе поведенческого анализа ФБР, Джек Кроуфорд (Скотт Гленн), отправил её к Лектеру с анкетой, которая может помочь Бюро поймать Буффало Билла, серийного убийцу, выслеживающего молодых женщин и сдирающего с них кожу. Кроуфорд не ждёт, что сможет получить анкету обратно, но подозревает, что Кларисса сможет спровоцировать Лектера. Именно это и происходит.

Словесная баталия Лектера и Клариссы в их первую встречу — это наиболее известная сцена в “Молчании ягнят”, демонстрирующая безупречную драматургию, запоминающиеся реплики и наэлектризованную “химию” между актёрами. Однако эта сцена выжимает все силы из Клариссы. Её угнетает то, как легко и точно Лектер оценил её внешний вид, акцент и натянутое стремление к профессионализму, сделав правильный вывод о том, что она “ушла от белых бедняков не больше чем на одно поколение”. После встречи, которая заканчивается для Клариссы дополнительной травмой, не связанной с Лектером, ей едва хватает сил для того, чтобы вернуться к своему старенькому Ford Pinto. Ей удалось сделать то, на что надеялся Кроуфорд, но при этом она ощущает себя побеждённой во всех смыслах.

Значительная часть убедительности “Молчания ягнят” исходит из концепции того, что Кларисса является глубоко уязвимой, но при этом чрезвычайно решительной женщиной. В фильмах существует более скучный тип подобной героини: просто сильная, не по годам проницательная и постоянно недооцениваемая окружающими её мужчинами. В общем, совсем не такая, какой её изображает Джоди Фостер, и не такая, какой её хотел бы видеть режиссёр картины Джонатан Демме по сценарию Теда Талли. Существует множество кинематографических причин, по которым “Молчание ягнят” установил новый студийный стандарт хорроров 30 лет назад — световые эффекты Така Фуджимото, зловещее и пронзительное музыкальное сопровождение Говарда Шора, даже дизайн титров. Однако ключевым элементом, который привлёк аудиторию к Клариссе, стало то, что она ищет следы в темноте — сначала фигурально, а потом буквально. Она напугана точно так же, как и зрители.

То, что сцены с Биллом являются единственными, которые производят впечатление обычного фильма про серийного убийцу, отличаются от точки зрения Клариссы на происходящее и наполнены нервирующими мелочами, что-то да значит. При этом голос и внешний вид исполнителя роли, Теда Ливайна, впечатляют, а использование песни American Girl Тома Петти для представления последней жертвы Билла выглядит настолько сенсационным, что новый фильм “Дьявол в деталях” (The Little Things) почти полностью заимствует эту сцену в своём начале. Что отличает “Молчание ягнят” — это то, насколько тщательно он документирует попытки Клариссы ориентироваться в мире мужчин, который населён её коллегами и серийными убийцами, при этом одна группа необязательно представляет собой больших “волков в овечьей шкуре”, чем вторая.

Несмотря на то, что Клариссе приходится встать на путь кровавого противостояния с Биллом — сцена с “обманкой”, когда она стучит в его дверь в то время, как ФБР обыскивает не тот дом, поистине великолепна, — ей самой не удаётся избежать удавки прошлого, которая затягивается на её горле. Тут дело не только в Лектере, требующем доступа к самым мучительным моментам её детства в своей зловещей игре “ты — мне, я — тебе”, а в самом расследовании, заставляющем её вернуться к своим скромным корням и столкнуться с мужчинами, которые не видят в ней равную себе, если вообще её видят. Она борется за уважение всеми способами, начиная от мягкого обмана своего босса за то, что он выдворил её прочь во время разговора с местной полицией, и заканчивая отчаянной схваткой в финале.

До того, как остановить свой выбор на Фостер, Демме было интересно попробовать на роль множество разных актрис — Мишель Пфайффер, Мег Райан, Лору Дёрн. Но в итоге в роли Клариссы Старлинг кажется уже невозможным представить кого-то другого. Сочетание миниатюрности и решимости Фостер заставляет фильм задевать зрителей за живое. Потому что борьба Клариссы в стремлении преодолеть её недостатки, связанные с её комплекцией, неопытностью и судьбой, так остро отражается в каждом моменте. Она хочет защитить других женщин от угроз, которые ощущает вокруг себя, включая таковые от других практикантов и начальников, которые на самом деле могут не желать ей вреда. Это непрестанное сражение в одиночку, которое ощутимо пугает вне зависимости от того, что она к нему готова.

Эта статья не создана участником Лиги Авторов. Это адаптированный перевод. О том, как можно отблагодарить переводчика за труды, подробно рассказано в этом материале.

Источник

10 фактов о «Молчании ягнят» в честь 30-летия культового фильма

молчание ягнят история создания. Смотреть фото молчание ягнят история создания. Смотреть картинку молчание ягнят история создания. Картинка про молчание ягнят история создания. Фото молчание ягнят история создания

молчание ягнят история создания. Смотреть фото молчание ягнят история создания. Смотреть картинку молчание ягнят история создания. Картинка про молчание ягнят история создания. Фото молчание ягнят история создания

В этом году культовому триллеру Джонатана Демме исполняется три десятилетия, но он до сих пор будоражит умы зрителей! По мотивам культовой ленты уже сняли первый сезон приквел-спиноффа, названный по имени главной героини «Кларисса», повествующий о жизни агента Старлинг после общения с Лектером и злодеем Баффало Биллом, и вот новость — второму сезону быть. И это несмотря на скромные рейтинги первого сезона шоу, стартовавшего в феврале. Кинокритики не в восторге, зрители тоже, но продюсеров это не смущает. Ребекка Бридс вернется к роли Старлинг, а недовольного шефа-полицейского сыграет Майкл Кудлиц, известный нам по роли Абрахама Фордма из сериала «Ходячие мертвецы». Дата премьеры второго сезона пока не известна, но уже ждем с нетерпением.

Премьера детективного триллера Джонатана Демме состоялась 14 февраля 1991 года в кинотеатрах США, а через год фильм о маньяке-интеллектуале, докторе психиатрии Ганнибале Лектере, помогающему агенту ФБР Кларисе Старлинг найти и обезвредить «собрата по цеху», собрал целых пять «Оскаров» и получил «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале за лучшую режиссуру. В мировом прокате картина заработала более 270 миллионов долларов, что тогда было просто чудом для полнометражки с рейтингом R (фильмы для взрослой аудитории). Кинолента по мотивам одноименного романа Томаса Харриса, американского писателя и журналиста, который сюжетно продолжает фильм «Красный дракон» (2002) и предшествует событиям «Ганнибала» (2001), стала неотъемлемой частью массовой культуры, а имена ее героев Лектера и Старлинг — нарицательными. Вспоминаем интересные факты о культовой картине, от просмотра которой все еще бросает в дрожь.

В честь юбилея фильма команда издания Variety провела видеовстречу в лучших традициях карантинной реальности, в ходе которой Хопкинс и Фостер ностальгировали по поводу съемок, вспоминали интересные факты о фильме, рассказывали о своем отношении к сценарию и героям, воплощенным на экране.

Сценарий

Хопкинс получил сценарий в 1989 году, когда был в Лондоне, и сначала решил, что это какая-то детская сказка, поэтому не очень заинтересовался. А потом начал читать, буквально проглатывать текст страница за страницей и наконец перезвонил своему агенту, чтобы похвалить сценарий и сообщить, что хочет сниматься. При этом актер очень волновался в предвкушении встречи с оскароносной Джоди Фостер, уже получившей заветную статуэтку за лучшую женскую роль в криминальной драме Джонатана Каплана «Обвиняемые».

молчание ягнят история создания. Смотреть фото молчание ягнят история создания. Смотреть картинку молчание ягнят история создания. Картинка про молчание ягнят история создания. Фото молчание ягнят история создания

Актерский состав

Интересно, что роль великого и ужасного Ганнибала Лектера могла и не достаться Хопкинсу… Оказывается, ее изначально предлагали Джину Хэкмену, которому к тому же предстояло стать режиссером ленты. Вместе с ним на роль злодея-интеллектуала, списанного автором книги Томасом Харрисом с реального человека, имя которого осталось в секрете, названного «доктором Салазаром», претендовали Джек Николсон, Дэниел Дэй-Льюис, Дерек Джейкоби, Роберт Дюваль, Джереми Айронс и Брайан Кокс, ранее сыгравший Лектера в «Охотнике на людей» (1986) Майкла Манна.

Источник

Каннибализм и психоанализ: 25 лет фильму «Молчание ягнят»

После выхода брутальной и запредельно жестокой для своего времени «Техасской резни бензопилой» в 1974 году жуткие маньяки-убийцы прочно заняли свою нишу в кинематографе. Кожаное лицо, Майкл Майерс из «Хэллоуина», Джейсон Вурхиз из «Пятницы, 13-е» и незабываемый Фредди Крюгер из бессмертного «Кошмара на улице Вязов» стабильно пугали публику, но их популярность к концу 80-х стала резко сходить на нет. И вот в начале нового десятилетия появился персонаж, перевернувший представление зрителей об образе сумасшедших убийц. Конечно же, им был людоед-интеллектуал (и по совместительству – блестящий психиатр), легендарный доктор Ганнибал Лектер из «Молчания ягнят». Фильму в этом году исполнилось 25 лет.

П ерсонаж родился в воображении писателя Томаса Харриса ещё в конце 1970-х и появился в романе «Красный дракон». Сама книга вышла только в 1981 году, поскольку писатель был крайне придирчив к деталям и неоднократно её переписывал. Произведение стало бестселлером, и в 1986-м сюжетом, в котором заточенный в камере психиатр-людоед Ганнибал Лектер помогает агенту ФБР Уиллу Грэму в поимке опасного маньяка, заинтересовался сам Дэвид Линч.

молчание ягнят история создания. Смотреть фото молчание ягнят история создания. Смотреть картинку молчание ягнят история создания. Картинка про молчание ягнят история создания. Фото молчание ягнят история создания

Увы, впоследствии автор «Человека-слона» покинул проект, и кресло режиссёра занял Майкл Манн («Схватка»). На главные роли были приглашены Уильям Петерсен (Уилл Грэм) и Брайан Кокс (Ганнибал Лектер), а фильм получил прокатное название «Охотник на людей» (Manhunter). Решение сменить заглавие было вызвано недавним провалом фильма «Год дракона», и продюсер Дино Де Лаурентис хотел избежать ненужных ассоциаций. Это не помогло – «Охотник на людей» полностью провалился в прокате, окупив лишь половину своего бюджета (15 миллионов долларов). Критики фильм похвалили, но неудачу объяснили неправильным кастингом, и в итоге публика о нём быстро забыла. Но забвение длилось недолго – в 1988 году Харрис выпустил второй роман о сотрудничестве Лектера и агента ФБР, правда, пока ещё студентки, Кларисс Старлинг. «Молчание ягнят» принесло писателю оглушительный успех, и на этот раз к экранизации подошли с небывалой ответственностью.

Роль нового доктора Лектера пытались примерить аристократичный Джереми Айронс и грубоватый Роберт Дюваль, но их пробы не удовлетворили продюсеров. Кто-то заикнулся о повторном приглашении Брайана Кокса, но эта мысль была благоразумно задушена на корню. Роман очень понравился Джину Хэкману и тот заплатил 250 тысяч долларов (что составляло половину стоимости прав на экранизацию), чтобы стать продюсером фильма, вторую половину внесла киностудия Orion после того, как Дино Де Лаурентис окончательно отказался от идеи экранизировать роман Харриса. Но Хэкман поставил непременное условие, что не только сыграет главную роль, но и будет рулить всем проектом, сев в режиссёрское кресло.

молчание ягнят история создания. Смотреть фото молчание ягнят история создания. Смотреть картинку молчание ягнят история создания. Картинка про молчание ягнят история создания. Фото молчание ягнят история создания

При этом Хэкмана не смущало, что он ранее никогда не занимался режиссурой, зато он почувствовал, что роль Лектера в «Молчании ягнят» куда более козырная, нежели в «Красном драконе». Но когда сценарист Тэд Тэлли представил готовый черновик сценария, Хэкман неожиданно решил отказаться от участия и продал свою долю прав. Тяжёлые съёмки в «Миссисипи в огне» истощили актёра, и ему не захотелось больше связываться с мрачными ролями, да ещё с таким персонажем как убийца-каннибал. Эти события были наглядной иллюстрацией поговорки «Всё, что ни делается – всё к лучшему», поскольку, когда агент по кастингу Говард Фюер вспомнил об интеллигентном британце Энтони Хопкинсе из «Человека-слона», фильм наконец заполучил свою жемчужину.

Ганнибал Лектер Энтони Хопкинса – это совершенное произведение актёрского искусства. Тот незабываемый персонаж, что мы видим на экране, был заслугой не Томаса Харриса, а исключительно актёра, поскольку именно Хопкинс провёл невероятную работу, привнеся в образ черты и нюансы, не прописанные в книге. Впервые зритель увидел на экране не помешанную слепую машину для убийства, бегающую с ножом за орущими грудастыми блондинками, а невероятное сочетание интеллекта, неописуемого зла, интеллигентности и первобытной жестокости. Причём создано это было такими минималистскими средствами, что Хопкинсу достаточно было смотреть в кадр не моргая, чтобы заворожить зрителя, подобно удаву, гипнотизирующему кролика.

молчание ягнят история создания. Смотреть фото молчание ягнят история создания. Смотреть картинку молчание ягнят история создания. Картинка про молчание ягнят история создания. Фото молчание ягнят история создания

Кстати, этот приём актёр позаимствовал у маньяка Чарльза Мэнсона, который никогда не моргал во время разговора. Стеклянный, буравящий взгляд волка, казалось, проникал в мозг глубже рентгеновских лучей, и пугал не на шутку даже членов съёмочной группы. Оператор картины Так Фудзимото, блестяще ставивший крупные планы, вспоминал: «Когда он смотрит прямо в объектив, я не до конца понимаю, кто же это глядит – Хопкинс или сам Ганнибал. Лектер проникает в потаённые уголки души сквозь стекло и сетчатку моих глаз».

Хопкинс ковал свой образ ещё задолго до начала съёмок: он изучил огромное количество специальной литературы и фильмов, слушал записи бесед с пациентами психиатрических клиник, исследовал судебные процессы. Хотя сам актёр называл Лектера симбиозом писателя Трумэна Капоте и актрисы Кэтрин Хепберн, у образа Ганнибала-каннибала был реальный прототип – убийца по имени Альберт Фиш, прозванный «Серым Призраком» и «Лунным Убийцей». Этот чудовищный человек, совершавший свои злодеяния в Америке в начале ХХ века, был известен тем, что с невозмутимым хладнокровием убивал и поедал маленьких детей, а потом отправлял родителям подробные описания убийств и инструкции по приготовлению блюд из трупов их чад. Благодаря феноменальной игре Энтони Хопкинса и искусному монтажу, трудно поверить, что главный герой пребывает в кадре всего лишь 16 минут! Его герой настолько ярок и так умело вплетён в действие, что о нём не забываешь ни на секунду.

молчание ягнят история создания. Смотреть фото молчание ягнят история создания. Смотреть картинку молчание ягнят история создания. Картинка про молчание ягнят история создания. Фото молчание ягнят история создания

Любопытно, что Джоди Фостер, наоборот, изначально была главной кандидатурой на роль Старлинг. Сценарист Тэд Тэлли запомнил её после оскароносной роли в «Обвиняемых» (1988) и считал, что она обладает идеальным воплощением хрупкости и внутренней силы. Но в ту пору в моде были стройные голубоглазые блондинки, и кандидатуру Джоди «завернули», предложив роль Мег Райан и Мишель Пфайффер. Райан, впрочем, из списка претенденток испарилась сама собой, после того как режиссёром был назначен Джонатан Демме. Его кандидатуру выбрал сооснователь студии Orion Майк Медавой, несмотря на то, что в фильмографии режиссёра ещё не было подобных картин. Тем не менее, Медавой помнил, что Демме – поклонник Хичкока, и решил, что режиссёр, никогда не занимавшийся хоррор-проектами, сможет привнести в холодный садистский сюжет эмоциональное повествование, способное задеть зрителя не только жуткими сценами.

Демме поначалу отклонил предложение, поскольку счёл сюжет очень мрачным, но его привлёк яркий образ Кларисс Старлинг и он захотел рассказать её историю. Демме уже работал с Пфайффер над фильмом «Замужем за мафией», и не видел никого другого в главной роли в «Молчании ягнят». Его ждал неприятный сюрприз – прочитав сценарий, актриса тут же пришла в неописуемый ужас и наотрез отказалась сниматься в таком кровавом триллере. Позднее, когда на фильм пролился дождь из «Оскаров» и других весомых наград, Пфайффер не раз с досадой говорила, что у неё нет чутья на действительно сильные проекты. В итоге Демме согласился пригласить Джоди Фостер, как и было задумано в самом начале, и обнаружил, что актриса с её нервным и в то же время сосредоточенным лицом оказалась идеальной исполнительницей роли Кларисс Старлинг. Демме настолько впечатлился монологом актрисы о спасении ягнёнка, что отказался от идеи флэшбэка, воссоздающего сцену побега маленькой Кларисс с фермы.

молчание ягнят история создания. Смотреть фото молчание ягнят история создания. Смотреть картинку молчание ягнят история создания. Картинка про молчание ягнят история создания. Фото молчание ягнят история создания

Самой Фостер поднадоели образы жертв, которые закрепились за ней после фильмов вроде «Таксиста» и «Обвиняемых», и радость от смены амплуа только подстёгивала вдохновение и энтузиазм актрисы. Ради погружения в образ Джоди Фостер и Скотту Гленну, исполнителю роли наставника Кларисс Джека Кроуфорда, было предложено прослушать реальные аудиозаписи, сделанные маньяками во время преступлений. Фостер наотрез отказалась это делать, а вот Гленн согласился и впоследствии не раз жалел об этом. Ему не только снились кошмары, более того – либеральный актёр даже пересмотрел свои взгляды относительно смертной казни, когда сотрудники ФБР дали ему прослушать всего лишь одну магнитофонную запись пыток подростка двумя садистами.

Ливайну также пришлось погружаться в образ на практике – чтобы наиболее точно ощутить проблемы персонажа по части половой самоидентификации, актёр не только штудировал литературу, как остальные, но и посещал бары для транссексуалов, общаясь с посетителями. А вот актриса Брук Смит, сыгравшая его жертву, была вынуждена пожертвовать внешностью: поскольку она была весьма стройной, для роли пышки её заставили набрать 10 лишних килограмм. Что интересно – в разгар съёмок «Молчания ягнят» Смит и Ливайн встречались. Видимо, из-за того, что «от любви до ненависти один шаг», им оказалось проще изобразить чувства, полностью противоположные реальным.

Вообще, в отличие от других режиссёров, специально поддерживающих атмосферу стресса на площадке ради лучшего переживания, Демме всячески старался настроить актёров на позитивный лад. Трудно поверить, но актёры вспоминали съёмки очень тепло, и говорили, что между дублями постоянно веселились. Только Джоди Фостер и Энтони Хопкинс попридержали знакомство и настоящую дружбу до самого финала, дабы ничто не отвлекало их от построения сложных взаимоотношений их персонажей.

молчание ягнят история создания. Смотреть фото молчание ягнят история создания. Смотреть картинку молчание ягнят история создания. Картинка про молчание ягнят история создания. Фото молчание ягнят история создания

Поскольку создатели фильма хотели максимальной аутентичности в воссоздании атмосферы, немаловажную роль в картине играл и антураж. ФБР не только консультировало создателей картины, но и любезно разрешило проводить съёмки на территории своей Академии. Например начальные кадры тренировки Старлинг в Квантико были отсняты именно там. Сотрудничество с ФБР также решило проблему различных локаций. Поскольку действие картины разворачивается в нескольких штатах, бюджет 19 миллионов долларов существенно ограничивал съёмочную группу в перемещении. Кинематографисты изучили местность, находящуюся неподалёку от Квантико и остановились на Питтсубрге, штат Пенсильвания. Именно в этом городе они сумели найти все ландшафты, улицы и дома, необходимые для имитации различной по характеру местности.

Огромную роль в визуальном стиле картины сыграла и художник-постановщик Кристи Зи. Именно ей принадлежит дизайн пластиковой маски, которую надевают на Лектера во время встречи с сенатором Рут Мартин (Дайан Бэйкер) и внешний вид тюремной формы Лектера. Кристи также предложила закрыть камеру Ганнибала не решёткой, а специальным стеклом. Это не только облегчало работу оператора при крупных планах, но и подчёркивало радикальное отличие Лектера от остальных, менее опасных преступников.

молчание ягнят история создания. Смотреть фото молчание ягнят история создания. Смотреть картинку молчание ягнят история создания. Картинка про молчание ягнят история создания. Фото молчание ягнят история создания

Нужно ли говорить, что успех «Молчания ягнят» был не просто оглушительный, а феноменальный? Мировые сборы составили свыше 270 миллионов долларов, а сам фильм сумел заполучить 5 главных «Оскаров» (в номинациях за лучший фильм, адаптированный сценарий, лучшего режиссёра, актёра и актрисы первого плана), став третьей картиной, которой это удалось (после «Это случилось однажды ночью» и «Полёта над гнездом кукушки»). Также картина была удостоена «Серебряного медведя» на МКФ в Берлине за лучшую режиссуру, двух премий BAFTA за лучшие женскую и мужскую роли, а вот «Золотой глобус» достался только Джоди Фостер. Иностранная пресса, увы, совсем не впечатлилась ни фильмом, ни главным героем, решив, что лучшим исполнителем в тот год был Ник Нолти в «Повелителе приливов».

В любом случае, время доказало, что «Молчание ягнят» не оказалось «хитом на год», какими становились многие оскаровские лауреаты. Фильм по сей день стабильно входит в список лучших триллеров в истории, его никто не забыл и зрители постоянно его пересматривают. К тому же он без сомнения совершил революцию в создании психотриллера и коренным образом повлиял на развитие жанра, отчего был немедленно растащен на цитаты и штампы. Не были забыты и остальные произведения Харриса о докторе Лектере, но подобного успеха и места в истории кино им уже не суждено было найти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *