молитвы за бобби реальная история
«Она любила в своем сыне все — кроме того, кем он был» / Интервью с Сигурни Уивер
Бобби и Мэри Гриффит
Родители ЛГБТ-детей на прайде
Продолжая борьбу за равенство, мы сталкиваемся с вопросом: действительно ли люди могут измениться? Нам часто приходится вести разговоры с людьми, которые, похоже, не изменятся никогда. И порой печальная правда заключается в том, что некоторые действительно не способны к переменам.
После того, как фильм был выпущен на DVD, Уивер нашла время, чтобы побеседовать о равенстве, о своей роли и о том, как меняются вещи.
Вопрос: Сайт «Разговор о равенстве» посвящен рассказам о личных историях, которые, как мы надеемся, помогут нам в борьбе за это равенство. Вы много путешествуете. Скажите, в этих путешествиях у вас была возможность что-то узнать о влиянии на людей рассказанной вами истории Мэри Гриффит?
Вопрос: Перемены, которые произошли с Мэри после того, как она потеряла Бобби… Наверное, многие дети мечтают, чтобы такие же перемены случились с их собственными родителями, относящимися к ним с предубеждением. Что бы вы как мать сказали таким родителям и как сами восприняли перемены, случившееся с Мэри, которая из абсолютно нетерпимого к геям человека превратилась в женщину, горячо их поддерживающую?
Сигурни Уивер: Главное – помнить, что вы любите своего ребенка, потому что мы, родители, должны любить и уважать своих детей. И уметь выслушать их. Мне кажется, что самая трагическая вещь в истории Мэри заключается даже не в том, что она отвергла сына из-за своей веры в Бога, или своих предубеждений, а в том, что она отказалась его выслушать. Этот отказ стоил ему жизни. Если бы она нашла в себе силы выслушать, если бы могла оставить дверь открытой, все было бы по-другому. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вел спокойную, нормальную жизнь. Жизнь, в которой он будет чувствовать себя в безопасности. И в этом заключается ошибка. Потому что это не то, что зависит от нас, и как родители мы должны иметь смелость, чтобы доверять своим детям и вдохновлять их на то, чтобы они оставались самими собой. Теми, кем они являются. Нужно обладать невероятной храбростью, чтобы быть геем в нашем обществе, в нашем сегодняшнем мире. Поэтому вашему ребенку действительно нужна поддержка – вы нужны ему или ей, чтобы оказать эту поддержку. Свою любовь к ребенку вы можете выразить единственным способом – выслушивая его и поддерживая.
Вопрос: Вы – актриса, которая никогда не боялась трудностей, если дело касалось выбираемых вами ролей. И в больших коммерческих хитах, таких как «Чужие», или «Аватар», и в телевизионных фильмах вроде «Молитв за Бобби» или «Снежного пирога». Каждая из этих ролей, я уверен, привнесла в вашу жизнь что-то, с чем вы раньше не сталкивались. Бывали ли у вас моменты, когда вы начинали смотреть на мир другими глазами?
Сигурни Уивер: Несомненно, бывали. Когда я прочла сценарий, я была немного напугана ролью Мэри – мне казалось, что между нею и мной лежит огромная пропасть. Первое, о чем я подумала: она живет в городке, находящемся очень далеко от столицы, где имеется обширное гей-комьюнити. А потом, когда я навестила ее, оказалось, что живет она всего в тридцати минутах езды от делового центра Сан-Франциско. И я поняла, что человек может быть консервативным вне зависимости от того, где он живет. Мне показалось, что эти мои географические рассуждения в какой-то степени маргинализуют Мэри, и как только я узнала, что она находится в городе – я встретилась с ней. Мы поговорили с ней как мать с матерью, и я узнала, как она любила Бобби и всех своих детей.
Ее дом заполнен его вещами – его куклы, его рисунки, его маленькая комната на чердаке. Все в том же виде, в котором он их оставил. Мы всего лишь пообщались как матери. Она была очень смела, честна и искренна, когда рассказывала о том, какой она когда-то была и к каким последствиям привели ее предубеждения. После дня, проведенного с Мэри, я поняла, что начинаю бояться за свою собственную дочь, потому что обнаружила в себе частичку Мэри. Ведь мы обе были родителями, которые пытаются защитить своих детей от того, чего мы сами не понимаем и что нас пугает. И тогда я перестала быть этакой «рациональной дамой с Восточного побережья». Ведь то, что произошло с Мэри, может случиться с любым из нас. Мы любим своих детей, и эта слепая любовь порой заставляет нас совершать поступки, которые создают для них преграды. Не позволяют им оставаться самими собой. Сперва Мэри была уверена, что ее сын сам выбрал для себя гомосексуальный образ жизни. Но ее сознание навсегда изменилось, когда она поняла, что таким его создал Бог.
Обложка книги «Молитвы за Бобби»
Такова история ужасных ошибок, которые она допустила. И история
Вопрос: Уверен, что вы слышали о Дэне Сэвидже и его проекте «Все изменится к лучшему», цель которого – обратиться к ЛГБТ-подросткам, которые единственным выходом для себя считают самоубийство. Если бы вы могли что-то изменить, если бы все сложилось по-другому, с какими словами вы обратились бы к Бобби Гриффиту с помощью этого проекта?
Сигурни Уивер: Ничего себе… Я бы сказала: «Дорогой Бобби! Дай своей матери шанс». Это все, что ему было нужно, потому что он очень любил свою семью. Он хотел дать им время на то, чтобы принять его таким, каким он был. Так трудно сказать: «Иди и живи собственной жизнью, потому что в конечном итоге твоя семья повернется к тебе лицом, и ты узнаешь, что можешь быть замечательным геем, вокруг которого будут друзья, и семья, которая может появиться и у тебя самого – собственная семья. Потому что если с тобой будут твои друзья и твоя семья, все наладится. Что может быть более болезненным, чем то, что ты переживаешь сейчас? Не нужно на этом зацикливаться. Знай, что есть люди, которые тебя любят и ценят, которым ты не безразличен, потому что ты – прекрасный парень».
Для Бобби все зависело от одобрения его семьи. Наверное, тогда не было Trevor Project и других организаций, где он имел бы возможность пообщаться с людьми. Он не мог себе позволить любить и быть любимым, пока его семья его не полюбит. Главный урок этой истории – в том, что нужно любить себя, действительно любить себя, даже если ты не получаешь любви от своей семьи.
Опубликовано на сайте GayRu
Подготовила и перевела Александра Лопата
Иллюстрации LGBTQnation.com
6 февраля 2011 года
Справка
«Молитвы за Бобби» (англ. Prayers for Bobby) — фильм 2009 года, впервые показанный по телеканалу «Lifetime» 24 января 2009 года. Основан на книге Лероя Ф. Ааронса «Молитвы за Бобби: Примирение матери с самоубийством ее сына-гея», в которой рассказывается реальная история жизни Бобби Гриффита, молодого гомосексуала, покончившего с собой из-за материнской и общественной религиозной нетерпимости. Роль Бобби исполнил Райан Келли, а роль его матери Мэри — Сигурни Уивер.
Что произойдет, если в религиозной семье сын признается в гомосексуализме? Фильм основан на реальных событиях.
Здравствуйте, дорогие читатели!
Сегодня я хочу рассказать о фильме «Молитвы о Бобби», который основан на реальных событиях, происходивших в восьмидесятые годы 20 века в американской религиозной семье.
В РОЛЯХ:
Сигурни Уивер в роли Мери Гриффит
Райан Келли в роли Бобби Гриффита
Генри Черни в роли Роберта Гриффита
Остин Николс в роли Эда Гриффита
Дэн Батлер в роли преподобного Уитселла
ЖАНР:
ГОД ВЫПУСКА:
ГЕРОИ ФИЛЬМА:
Бобби Гриффит
Мэри Гриффит
Мать Бобби.Фанатичная христианка, которая воспитывает детей по канонам Библии. Женщина консервативна, стыдлива. Она пытается найти ответы на все вопросы именно в священном писании, которое трактует по-своему. Мэри слепа в своей вере. Для нее стыд перед Богом, перед знакомыми, прихожанами в церкви сильнее любви к собственному ребенку.
Роберт Гриффит
Отец Бобби. Эдакий настоящий мужик, который не понимает почему у него вырос такой мальчик, другой сын же получился «нормальным».
Эд Гриффит
Брат Бобби, который вырос «настоящим альфа-самцом», любимцем девочек.
Преподобный Уитселл
Пастор в церкви. Человек, который способен научить любви к ближнему, трактуя Библию не категорично (плохо, хорошо), а смотря более обширно.
СЮЖЕТ:
Жила в Америке образцовая религиозная семья. Жили они в провинции, семья из семи человек: мама, папа, бабушка и четверо детей. Семья дружная, собирается на ужин за одним столом, молится, вкушает совместно пищу, по воскресеньям ходит в церковь. Мать и отец учат детей любить Бога, изучать Библию и во всем видеть Божье проведение. Дети радуют своих родителей своими успехами.
И вот в этой прекрасной христианской семье один из детей (сын, которого зовут Бобби) начинает осознавать, что его не интересуют девочки, что он воспринимает женский пол исключительно как подруг. Даже свидания с девушкой не доставляют ему удовольствия, а попытки сблизиться с девушкой вызывают отвращение.
Молодой человек понимает, что это «ненормально», что Господь не простит ему этого. Что же скажет семья, мать? Жить с этими чувствами и мыслями для Бобби становится невыносимым и он решает признаться брату в том, что он гей.
Конечно, религиозный мужественный брат ошарашен этой новостью. Желая помочь Бобби, брат рассказывает матери о проблемах Бобби. Ведь мать же учила рассказывать о любых проблемах в семье. Конечно, поступок просто отвратительный, зачем рассказывать секрет, который доверил тебе брат?
Бобби ждет семейный совет, где он выслушивает замечания о Боге, блуде и разврате, о грехе, в который Бобби тянет не только себя, но и всю семью.
Для Бобби начинается жуткий период, когда семья, в попытках помочь, доходит до крайностей. Мать заставляет Бобби усиленно молится и просить Господа об исцелении души. Мать подсовывает Бобби записки с выдержками из Библии, которые, по ее мнению, должны наставить сына на праведный путь.
Мать Бобби больше всех из семьи не хочет мириться с наклонностями сына. Она стыдится его, боится за семью, которую Бобби своим поведением непременно приведет в ад. Мать начинает фанатично исправлять своего сына, наставлять на путь истинный.
Сможет ли Господь «исцелить» гея? Фильм драматичный и глубоко психологический. Сюжет разворачивается очень трагично. Спойлерить не буду, просто, советую, посмотреть этот фильм.
МОЕ МНЕНИЕ О ФИЛЬМЕ:
Фильм глубоко драматический, психологический. Игра актеров мне понравилась. Особенно понравилась роль Сигурни Уивер (матери Бобби). Она очень правдоподобно сыграла фанатичную мать. Вот прям бесит через экран, но в тоже время есть у меня и печаль и сострадание к этой женщине.
На протяжении фильма испытываешь множество чувств и эмоций. Фильм вызывает во мне чувство гнева по отношению к матери Бобби. К ее фанатичной вере в Господа. Как же можно так относиться к собственному ребенку? Почему для матери, которая любила своего ребенка, вопрос сексуальной ориентации становится таким острым? Почему мать готова отказаться от сына, лишь бы не было стыдно перед соседями, знакомыми и прихожанами церкви? Почему религиозные фанатики зачитывают Библию до дыр и не видят смысла написанного? Разве Господь не любит всех на свете? Разве не любви учит Господь?
Мне очень жаль Бобби, который вырос в любящей семье и столкнулся с таким отношением к себе от родной матери.
На протяжении всего фильма я пытаюсь понять, что же делать парню в такой ситуации? Как принять себя, как жить в обществе, если даже собственная мать не хочет тебя принимать.
Фильм глубоко драматический. Это не гей-пропаганда, не то кино, где два гея постоянно совокупляются и ходят на парады (утрирую). Это фильм, который показывает отношения между людьми, между самими дорогими друг для друга людьми.
По сути, у Бобби был вынужденный «каминг-аут». Представьте себя на его месте. Разве он совершил что-то постыдное, чтобы к нему так относились? Он просто поделился с семье своей болью.
Фильм, в первую очередь, о принятии: себя, своего родного человека, о стыде, о религии, о морали.
Фильм показывает отношение общества к гомосексуалистам. Бобби никак не показывал своего отношения к геям, но был осужден не только семьей, но и обществом, да что говорить даже психиатром, которая должна была оказывать помощь. Какое вообще дело общества до тихого гея, который был им приятен и вызвал лишь уважение, до того момента, пока не открылась информация о том, что парень гей. Как так можно «переобуться»? Как приятный человек, сразу стал чуть ли не омерзительным изгоем?
Фильм не восхваляет гомосексуализм, а показывает как не нужно поступать. Фильм учит толерантности, терпимости, уважению и принятию.
Актуальная проблема, о которой мы не в праве судить, она просто есть, она существует.
Доброго времени суток!)
Я, как и многие люди, люблю смотреть фильмы больше, нежели читать книги. Конечно, если попадется «моя» книга, то я буду читать ее и днем, и ночью, проживать события вместе с персонажами, и очень огорчаться, когда все будет подходить к концу. Фильмы я предпочитаю не простенькие, комедийные, что бы посмотреть и забыть в тот же миг, а тяжеловатые, со смыслом, трагичностью, которые заставят задуматься о каких-то проблемах, которых возможно нет у меня, но они есть и будут у других людей. Вот такой находкой стал американский фильм «Молитвы за Бобби».
В фильме активно раскрывается проблема однополых отношений, что как мне кажется, актуально в наше время. Да, есть еще много проблем, которые становятся явными во время просмотра, но именно проблема однополых отношений является связующей. Задействованы также такие проблемы: «отношения между родителями и детьми», «религия и однополые отношения», «предательство со стороны любимого человека», «непринятие подростком себя, как полноценного члена общества».
Весь фильм я сопереживала вместе с главным героем, даже рыдала во время просмотра, возможно на миг я представила себя на его месте, и это было ужасно.(
Сюжет интересный, есть развитие событий. Это тот фильм, который достойный существовать и быть увиденный многими. Он показывает, что проблема может быть совсем близко: в соседей, которые живут напротив, в друзей или знакомых, в собственной семье. И мы уж никак не можем этого отрицать. Более того, в наших руках буквально жизнь других людей, ведь мы можем помочь, направить, поддержать, когда все отворачиваются. Мне кажется, мы обязаны помогать своим ближним.
Конечно, если вам чужда эта тема, то вы не станете такое смотреть, но это не значит что таких людей станет меньше и вам не нужно вникать в эту проблему. Всем нельзя угодить, ведь каждый имеет собственные вкусы и взгляды на жизнь. Но фильм достойный и имеет право быть. Если есть желание, то посмотрите, думаю и вы проникнетесь этой атмосферой, переживаниями, которыми прониклась я.
Она молилась за него, а он хотел лишь быть собой
Однажды я захотела посмотреть какую-нибудь драму и случайно увидела этот фильм. И что-то так зацепило меня в описании, что я решила пройтись и по комментариям. И насколько же было моё изумление, когда практически все были положительными! Я решила, что надо смотреть хоть здесь и поднимается такая тонкая тема как – гомофобия. Но сильно этот фильм я не переоценивала, мною уже были предприняты попытки посмотреть драмы с сексуальными меньшинствами (а точнее с лесбиянками) и ничего путного из этого не получилось.
И вот я начала просмотр.
Семья Гриффтов вполне счастливая и сплочённая. И всё было у них идеально пока Бобби, любимец родителей не рассказал о себе правду. Он гей. Конечно, по началу все были шокированы, но даже старший брат и отец потихоньку свыклись с этим, но только не мать. Набожная христианка считает, что это грех и принимается лечить этот так называемый недуг.
Знаете Бобби сразу подкупает своей добротой и нежностью. Он так любит свою семью в особенности мать. Они очень близки и ему не хочется терять эту связь только из-за того что он чувствует себя другим. Но Мери Гриффит говорит самые страшные слова за весь фильм: «Мне не нужен такой сын» и она теряет его навсегда.
Что очень понравилось в фильме то как всего лишь несколькими моментами ты начинаешь понимать что да – Бобби другой и этого не исправить. Вот так и бывает в мире, и ничего с этим не поделаешь. Я лично всегда относилась к геям с неким отвращением. Буду честной. Я не являюсь какой-то гомофобкой в последней стадии, но у меня никогда не возникало желания общаться с парнем, которому нравятся парни. Мне всегда казалось этой такой блажью, которую не понять обычным людям. Но как же я ошибалась…Как же полезен этот фильм для таких как я! После просмотра я не изменила мнения что всё-таки так не должно быть, мужчины должны любить женщин, а женщины мужчин. Но теперь я могу посмотреть на это и с другой стороны.
Фильм будто разделён на две части. В первой мы смотрим со стороны матери, которая обожает своего сына, но её упрямство не даёт ей понять главного – это не лечиться, молитвы не помогут! Но она будто издевается над своим сыном заставляя идти, то в церковь, то к психологу. Она не хочет принимать Бобби таким какой он есть.
А вторая часть нам показывает, как Бобби вырывается из своего плена.
Кто-то писал, что этот фильм американская пропаганда, которую надо душить на корню. Но сколько я не пыталась найти этот посыл, так и не нашла. Здесь нет постельных сцен (как обычно бывают в лесбийских), но есть глубокий смысл.
Во-первых, если ваш ребёнок отличается от остальных, не смейте гнобить его этим или пытаться исправить. Примите своё дитя таким какой он есть иначе можно совершить много глупостей, о которых позже будешь жалеть.
Во-вторых, нужно быть терпимей к сексуальным меньшинствам. Даже на примере Бобби я поняла, как это у них происходит. Так же как и мы, смотря на симпатичных для нас людей, начинаем таять, глупо улыбаться и пытаться обратить на себя внимание, так и Бобби ничего не мог с собой поделать и обращал внимание на симпатичных для него парней. У него это было заложено природой. И да, он встречался с девушками, но он не был счастлив.
Кстати фильм биография, создан на реальных событиях.
Я рыдала над этим фильмом, причём по разным причинам. Мне было жалко и Бобби от которого открестилась мать и Мери, которая хотела чтобы её сын был таким как все. И знаете до сих пор название «Молитвы за Бобби» вызывают тоску.
Молитвы за Бобби
Даниель Сладек, Крис Тааффе, Девид Пермут, Стенли Брукс
Once Upon A Times Films, Permut Presentations, Sladek Taaffe Productions
К:Фильмы 2009 года
«Молитвы за Бобби» (англ. Prayers for Bobby ) — американский телефильм 2009 года, впервые показанный по телеканалу «Lifetime» 24 января 2009 года. [1] Основан на книге Лероя Ф. Ааронса «Молитвы за Бобби: Примирение матери с самоубийством её сына-гея», истории жизни Бобби Гриффита, молодого гомосексуала, покончившего с собой из-за материнской и религиозной нетерпимости. Роль Бобби исполнил Райан Келли, а роль его матери Мэри — Сигурни Уивер.
Содержание
История создания
Сюжет
Мэри Гриффит — ревностная христианка, воспитывающая детей в соответствии с консервативным учением Пресвитерианской церкви. Жизнь её семьи изменяется после того, как её сын Бобби признаётся своему старшему брату, что является геем. Отец Бобби, его брат и сестры постепенно смиряются с его гомосексуальностью, но Мэри свято верит, что Бог сможет изменить и «излечить» его. Она приводит сына к психиатру и пытается убедить его в том, что он должен старательней молиться и искать утешение в церковной деятельности. Отчаянно нуждающийся в понимании матери, Бобби выполняет все, что она от него требует. Но церковное осуждение порочной сексуальности делают его всё более подавленным.
Испытывая чувство бесконечного одиночества, Бобби переезжает к своей двоюродной сестре в Портленд в надежде, что когда-нибудь мать его поймёт и примет. Здесь, в гей-баре, он знакомится с парнем по имени Дэвид, с которым у него начинаются романтические отношения. Но постепенно депрессия и ненависть по отношению к самому себе усиливается. Морально убитый мыслью, что он является не «совершенным» сыном своей Матери, бросившей ему последние слова : «У меня не будет сына гея», парень спрыгивает с моста под 18-колесный грузовик.
Его двоюродная сестра на поминках говорит Мэри, что Бобби был умным, порядочным и добрым молодым человеком, заслуживающим только похвалы. Мать же считает, что поездка в Портленд окончательно испортила сына. Она искренне не может понять, почему Бог позволил Бобби умереть, как грешнику, закрыв ему дорогу в Царство Небесное.
Она становится защитником прав геев и, в итоге, произносит речь на собрании городского совета в поддержку местного «дня геев». Мэри призывает членов совета, прежде чем голосовать, хорошенько подумать и отказаться от гомофобных предрассудков. Мероприятие отвергнуто. Но она едет с семьей и с членами PFLAG в Сан-Франциско, чтобы принять участие в гей-прайде. Во время шествия Мэри замечает молодого человека, очень похожего на своего сына. Она обнимает его и даёт обет упорно трудиться, чтобы сделать лучше и безопаснее жизнь всех Бобби и Джейн в этом мире.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Сигурни Уивер | Мэри Гриффит Мэри Гриффит |
Генри Черни | Роберт Гриффит Роберт Гриффит |
Райан Келли | Бобби Гриффит Бобби Гриффит |
Дэн Батлер | Витселл преподобный Витселл |
Остин Николс | Эд Гриффит Эд Гриффит |
Карли Шредер | Джои Гриффит Джои Гриффит |
Скотт Бэйли | Дэвид Дэвид |
Ребекка Луиза Миллер | Жанетт Жанетт |
Крис Хендрикс | Арди Арди |
Саундтрек
В последней сцене картины звучит песня «Вот и я» (Here I Am) в исполнении Леоны Льюис. Другие саундтреки фильма: «Я хочу, чтоб ты услышала» (I Need You to Listen) в исполнении Марти Хогена и «Bullseye» Мегана МакКормика.
Интересные факты
Награды
Фильм номинировался на две прайм-тайм премии «Эмми» (лучший телефильм; лучшая женская роль в мини-сериале или телефильме — Сигурни Уивер). В этой же категории Сигурни Уивер в 2010 году также была номинирована на премию «Золотой глобус» и на «премию Гильдии киноактёров США». В том же году фильм выиграл премию «ГЛААД», а продюсеры были номинированы на премию «Продюсерской Гильдии Америки». [7] Фильм также получил приз зрительских симпатий на «ЛГБТ-кинофестивале в Сиэтле».
См. также
Другие фильмы на тему взаимоотношения гомосексуальности и религии:
Напишите отзыв о статье «Молитвы за Бобби»
Ссылки
Примечания
Отрывок, характеризующий Молитвы за Бобби
Едва Ростов успел передать письмо и рассказать всё дело Денисова, как с лестницы застучали быстрые шаги со шпорами и генерал, отойдя от него, подвинулся к крыльцу. Господа свиты государя сбежали с лестницы и пошли к лошадям. Берейтор Эне, тот самый, который был в Аустерлице, подвел лошадь государя, и на лестнице послышался легкий скрип шагов, которые сейчас узнал Ростов. Забыв опасность быть узнанным, Ростов подвинулся с несколькими любопытными из жителей к самому крыльцу и опять, после двух лет, он увидал те же обожаемые им черты, то же лицо, тот же взгляд, ту же походку, то же соединение величия и кротости… И чувство восторга и любви к государю с прежнею силою воскресло в душе Ростова. Государь в Преображенском мундире, в белых лосинах и высоких ботфортах, с звездой, которую не знал Ростов (это была legion d’honneur) [звезда почетного легиона] вышел на крыльцо, держа шляпу под рукой и надевая перчатку. Он остановился, оглядываясь и всё освещая вокруг себя своим взглядом. Кое кому из генералов он сказал несколько слов. Он узнал тоже бывшего начальника дивизии Ростова, улыбнулся ему и подозвал его к себе.
Вся свита отступила, и Ростов видел, как генерал этот что то довольно долго говорил государю.
Государь сказал ему несколько слов и сделал шаг, чтобы подойти к лошади. Опять толпа свиты и толпа улицы, в которой был Ростов, придвинулись к государю. Остановившись у лошади и взявшись рукою за седло, государь обратился к кавалерийскому генералу и сказал громко, очевидно с желанием, чтобы все слышали его.
– Не могу, генерал, и потому не могу, что закон сильнее меня, – сказал государь и занес ногу в стремя. Генерал почтительно наклонил голову, государь сел и поехал галопом по улице. Ростов, не помня себя от восторга, с толпою побежал за ним.
На площади куда поехал государь, стояли лицом к лицу справа батальон преображенцев, слева батальон французской гвардии в медвежьих шапках.
В то время как государь подъезжал к одному флангу баталионов, сделавших на караул, к противоположному флангу подскакивала другая толпа всадников и впереди их Ростов узнал Наполеона. Это не мог быть никто другой. Он ехал галопом в маленькой шляпе, с Андреевской лентой через плечо, в раскрытом над белым камзолом синем мундире, на необыкновенно породистой арабской серой лошади, на малиновом, золотом шитом, чепраке. Подъехав к Александру, он приподнял шляпу и при этом движении кавалерийский глаз Ростова не мог не заметить, что Наполеон дурно и не твердо сидел на лошади. Батальоны закричали: Ура и Vive l’Empereur! [Да здравствует Император!] Наполеон что то сказал Александру. Оба императора слезли с лошадей и взяли друг друга за руки. На лице Наполеона была неприятно притворная улыбка. Александр с ласковым выражением что то говорил ему.
Ростов не спуская глаз, несмотря на топтание лошадьми французских жандармов, осаживавших толпу, следил за каждым движением императора Александра и Бонапарте. Его, как неожиданность, поразило то, что Александр держал себя как равный с Бонапарте, и что Бонапарте совершенно свободно, как будто эта близость с государем естественна и привычна ему, как равный, обращался с русским царем.
Александр и Наполеон с длинным хвостом свиты подошли к правому флангу Преображенского батальона, прямо на толпу, которая стояла тут. Толпа очутилась неожиданно так близко к императорам, что Ростову, стоявшему в передних рядах ее, стало страшно, как бы его не узнали.
– Sire, je vous demande la permission de donner la legion d’honneur au plus brave de vos soldats, [Государь, я прошу у вас позволенья дать орден Почетного легиона храбрейшему из ваших солдат,] – сказал резкий, точный голос, договаривающий каждую букву. Это говорил малый ростом Бонапарте, снизу прямо глядя в глаза Александру. Александр внимательно слушал то, что ему говорили, и наклонив голову, приятно улыбнулся.
– A celui qui s’est le plus vaillament conduit dans cette derieniere guerre, [Тому, кто храбрее всех показал себя во время войны,] – прибавил Наполеон, отчеканивая каждый слог, с возмутительным для Ростова спокойствием и уверенностью оглядывая ряды русских, вытянувшихся перед ним солдат, всё держащих на караул и неподвижно глядящих в лицо своего императора.
– Votre majeste me permettra t elle de demander l’avis du colonel? [Ваше Величество позволит ли мне спросить мнение полковника?] – сказал Александр и сделал несколько поспешных шагов к князю Козловскому, командиру батальона. Бонапарте стал между тем снимать перчатку с белой, маленькой руки и разорвав ее, бросил. Адъютант, сзади торопливо бросившись вперед, поднял ее.
– Кому дать? – не громко, по русски спросил император Александр у Козловского.
– Кому прикажете, ваше величество? – Государь недовольно поморщился и, оглянувшись, сказал:
– Да ведь надобно же отвечать ему.
Козловский с решительным видом оглянулся на ряды и в этом взгляде захватил и Ростова.
«Уж не меня ли?» подумал Ростов.
– Лазарев! – нахмурившись прокомандовал полковник; и первый по ранжиру солдат, Лазарев, бойко вышел вперед.
– Куда же ты? Тут стой! – зашептали голоса на Лазарева, не знавшего куда ему итти. Лазарев остановился, испуганно покосившись на полковника, и лицо его дрогнуло, как это бывает с солдатами, вызываемыми перед фронт.
Наполеон чуть поворотил голову назад и отвел назад свою маленькую пухлую ручку, как будто желая взять что то. Лица его свиты, догадавшись в ту же секунду в чем дело, засуетились, зашептались, передавая что то один другому, и паж, тот самый, которого вчера видел Ростов у Бориса, выбежал вперед и почтительно наклонившись над протянутой рукой и не заставив ее дожидаться ни одной секунды, вложил в нее орден на красной ленте. Наполеон, не глядя, сжал два пальца. Орден очутился между ними. Наполеон подошел к Лазареву, который, выкатывая глаза, упорно продолжал смотреть только на своего государя, и оглянулся на императора Александра, показывая этим, что то, что он делал теперь, он делал для своего союзника. Маленькая белая рука с орденом дотронулась до пуговицы солдата Лазарева. Как будто Наполеон знал, что для того, чтобы навсегда этот солдат был счастлив, награжден и отличен от всех в мире, нужно было только, чтобы его, Наполеонова рука, удостоила дотронуться до груди солдата. Наполеон только прило жил крест к груди Лазарева и, пустив руку, обратился к Александру, как будто он знал, что крест должен прилипнуть к груди Лазарева. Крест действительно прилип.
Русские и французские услужливые руки, мгновенно подхватив крест, прицепили его к мундиру. Лазарев мрачно взглянул на маленького человечка, с белыми руками, который что то сделал над ним, и продолжая неподвижно держать на караул, опять прямо стал глядеть в глаза Александру, как будто он спрашивал Александра: всё ли еще ему стоять, или не прикажут ли ему пройтись теперь, или может быть еще что нибудь сделать? Но ему ничего не приказывали, и он довольно долго оставался в этом неподвижном состоянии.
Государи сели верхами и уехали. Преображенцы, расстроивая ряды, перемешались с французскими гвардейцами и сели за столы, приготовленные для них.
Лазарев сидел на почетном месте; его обнимали, поздравляли и жали ему руки русские и французские офицеры. Толпы офицеров и народа подходили, чтобы только посмотреть на Лазарева. Гул говора русского французского и хохота стоял на площади вокруг столов. Два офицера с раскрасневшимися лицами, веселые и счастливые прошли мимо Ростова.
– Каково, брат, угощенье? Всё на серебре, – сказал один. – Лазарева видел?
– Видел.
– Завтра, говорят, преображенцы их угащивать будут.
– Нет, Лазареву то какое счастье! 10 франков пожизненного пенсиона.
– Вот так шапка, ребята! – кричал преображенец, надевая мохнатую шапку француза.
– Чудо как хорошо, прелесть!
– Ты слышал отзыв? – сказал гвардейский офицер другому. Третьего дня было Napoleon, France, bravoure; [Наполеон, Франция, храбрость;] вчера Alexandre, Russie, grandeur; [Александр, Россия, величие;] один день наш государь дает отзыв, а другой день Наполеон. Завтра государь пошлет Георгия самому храброму из французских гвардейцев. Нельзя же! Должен ответить тем же.
Борис с своим товарищем Жилинским тоже пришел посмотреть на банкет преображенцев. Возвращаясь назад, Борис заметил Ростова, который стоял у угла дома.
– Ростов! здравствуй; мы и не видались, – сказал он ему, и не мог удержаться, чтобы не спросить у него, что с ним сделалось: так странно мрачно и расстроено было лицо Ростова.
– Ничего, ничего, – отвечал Ростов.
– Ты зайдешь?
– Да, зайду.
Ростов долго стоял у угла, издалека глядя на пирующих. В уме его происходила мучительная работа, которую он никак не мог довести до конца. В душе поднимались страшные сомнения. То ему вспоминался Денисов с своим изменившимся выражением, с своей покорностью и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями. Ему так живо казалось, что он теперь чувствует этот больничный запах мертвого тела, что он оглядывался, чтобы понять, откуда мог происходить этот запах. То ему вспоминался этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, который был теперь император, которого любит и уважает император Александр. Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди? То вспоминался ему награжденный Лазарев и Денисов, наказанный и непрощенный. Он заставал себя на таких странных мыслях, что пугался их.
Запах еды преображенцев и голод вызвали его из этого состояния: надо было поесть что нибудь, прежде чем уехать. Он пошел к гостинице, которую видел утром. В гостинице он застал так много народу, офицеров, так же как и он приехавших в статских платьях, что он насилу добился обеда. Два офицера одной с ним дивизии присоединились к нему. Разговор естественно зашел о мире. Офицеры, товарищи Ростова, как и большая часть армии, были недовольны миром, заключенным после Фридланда. Говорили, что еще бы подержаться, Наполеон бы пропал, что у него в войсках ни сухарей, ни зарядов уж не было. Николай молча ел и преимущественно пил. Он выпил один две бутылки вина. Внутренняя поднявшаяся в нем работа, не разрешаясь, всё также томила его. Он боялся предаваться своим мыслям и не мог отстать от них. Вдруг на слова одного из офицеров, что обидно смотреть на французов, Ростов начал кричать с горячностью, ничем не оправданною, и потому очень удивившею офицеров.
– И как вы можете судить, что было бы лучше! – закричал он с лицом, вдруг налившимся кровью. – Как вы можете судить о поступках государя, какое мы имеем право рассуждать?! Мы не можем понять ни цели, ни поступков государя!