молодежная политика история возникновения
Молодежная политика: исторические аспекты и современное состояние
Дата публикации: 13.01.2016 2016-01-13
Статья просмотрена: 741 раз
Библиографическое описание:
Ярычев, Н. У. Молодежная политика: исторические аспекты и современное состояние / Н. У. Ярычев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 1014-1017. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25184/ (дата обращения: 05.11.2021).
Молодежная политика: исторические аспекты и современное состояние
Ярычев Насрудин Увайсович, доктор педагогических наук, кандидат философских наук, профессор
Чеченский государственный университет
Исторически молодежная политика как вид управленческой деятельности власти восходит к 1949 году, когда была принята «Европейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований». Пункты 34 и 35 этой Хартии содержали, в частности, институциональное оформление государственной молодежной политики в Европе. «Для успешного проведения своей политики по этим конкретным направлениям муниципалитеты и другие территориальные образования обязуются создать институты, оптимально отвечающие потребностям участия молодежи в решениях и дискуссиях по касающимся ее вопросам» [1].
Конечно же, когда В. И. Ленин выступал на III съезде комсомола, он излагал свое видение государственной молодежной политики и формулировал задачи вокруг знаменитого тезиса — «учиться коммунизму». Это говорилось в контексте большевистского стремления переделать мир и воспитать нового человека. Отсюда и одна из главных задач власти в тот момент, наряду с индустриализацией и коллективизацией — культурная революция. Культура при этом определялась и понималась сквозь призму «принципа партийности», т. е. как средство проведения культурной и воспитательной политики. Такая политика была направлена на все слои населения, но главным объектом при этом выступала молодежь. Хрестоматийным лозунгом стали ленинские слова: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» [2, с.579]. Действенность этого вида искусства для проведения массовой и эффективной молодежной политики в те дни трудно было переоценить, точно так же как позднее радиоголоса, а сегодня Интернет выступают в качестве средств, перераспределяющих информационные потоки и определяющих возможности влияния на умы молодых.
Но современное представление о молодежной политике сформировано в совершенно иных социально-политических реалиях, когда в основе деятельности органов власти лежат принципы демократии и законности, а не логика революционного построения утопии. Не пламенные призывы, а политические институты должны оказаться гарантом вовлечения молодежи в решение своей судьбы. Молодежная политика не сводится только к государственной молодежной политике: субъектом проведения политики может быть также, особенно в странах, где сформированы институты гражданского общества, политическая партия или общественная организация. Но объектом нашего исследования является, прежде всего, государственная молодежная политика по причине сложившейся в нашей стране политической практики, когда только органы государственной власти располагают достаточными административными и финансовыми ресурсами для оказания действенного влияния на объективные условия существования той или иной социальной группы, в том числе и молодежи.
Итак, в политическом пространстве при проведении молодежной политики государство выступает главным политическим актором, способным оказывать решающее воздействие на ее развитие. «Государственная молодёжная политика — система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах Российской Федерации и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение её конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности» [3, с.8]. Именно так определяется само понятие государственной молодежной политики в базовом документе ее реализации — «Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2016 года», которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года.
Из определения можно сделать вывод о том, что при проведении государственной молодежной политики государством преследуются два фундаментальных интереса: частный интерес самих молодых людей (успешная социализация и эффективная самореализация) и интерес государства (развитие потенциала молодежи в интересах государства), который включает в себя развитие социально-экономической и культурной сфер страны, конкурентоспособность и национальную безопасность.
Стратегия заканчивается словами, проясняющими институциональный характер государственной молодежной политики, которая «должна стать инструментом развития и преобразования страны». Но если это инструмент развития и преобразования, то необходимо четко выявить возможности и границы ее преобразующего воздействия на отдельную возрастную категорию и, как видно из документа, на общество в целом. Причем воздействие на общество можно разделить на две составляющие: непосредственную и опосредованную. Любая мера, принятая властью, и любой приоритет, заявленный и проводимый в жизнь, изменяют реальность уже сейчас.
Борьба с безработицей, вовлечение молодых людей в политическую деятельность и функционирование институтов представительской демократии, формирование патриотических убеждений и правосознания изменяют то, что существует, и это могут почувствовать в ближайшее время все члены общества, а не только молодые люди. Социальный организм устроен так, что молодые люди связаны с другими возрастными группами семейными, профессиональными и иными связями, что с неизбежностью превращает любую из мер государственной молодежной политики в инструмент непосредственного воздействия на все общество, а не только на тех, кого эти меры касаются непосредственно.
Опосредованная компонента молодежной политики состоит в том, что принимаемые сегодня политические и административно-управленческие решения скажутся через определенный, иногда весьма длительный промежуток времени. Так, эффект от успешной реформы образования хотя и приводит к изменению социального самочувствия уже сейчас, но длительный эффект данного мероприятия, находящегося в русле долгосрочной молодежной политики, оказывается многократно выше, ибо повышает ту самую конкурентоспособность и способствует тому самому развитию, о которых говорится во всех программных документах. И наоборот, вовремя не принятые решения о реформировании какого-либо политического института современного общества могут некоторое время сохранять в обществе ощущение стабильности, а через некоторое время все равно придется сожалеть об упущенных возможностях и делать то же самое, платя за это существенно большую цену и получая существенно меньший результат.
Следует отметить, что разделение политических решений по их последствиям на перспективные и сиюминутные не является исключительной особенностью государственной молодежной политики, но именно в данной сфере политического действия оно оказывается столь принципиальным и значимым. В этом специфика возрастной категории, которая изначально в оценках политиков и простых граждан проецируется на будущее и рассматривается как поколение, «идущее на смену». Такое символическое различение тех, кто сегодня «несет вахту», и тех, кто должен «прийти на смену», во многом определяет риторику рассуждений и деклараций, имеющих хождение в документах из сферы молодежной политики.
Проблема нередко заключается в том, что государственные органы, разрабатывающие и реализующие молодежную политику, вынуждены выбирать между этими двумя стратегиями: менять жизнь молодых уже сейчас и с учетом возможности пользоваться плодами политических решений или принимать решения, направленные на удаленную перспективу. Единственным эффективным средством здесь является широкая разъяснительная работа, которая достигнет эффекта только в случае высокого уровня образованности большинства граждан, а также такой специфической компетенции, как умение вести диалог с обществом.
Примером здесь может выступать ситуация межэтнического конфликта, разрешение которого допускает жесткое силовое «принуждение к миру», чаще всего оборачивающееся переводом конфликта в латентное состояние, а может основываться на общественном договоре. [4, с.20] Во втором случае обязательным условием является договороспособность сторон, ибо далеко не всегда социальные общности и группы, участвующие в конфликте, способны делегировать из своей среды тех, кто может договариваться и брать ответственность за всю группу.
Эта символизация соответствует действительности. Молодежь играет совершенно особую роль в обществе любого типа, как традиционном (аграрном), так и инновационном (индустриальном, информационном). Фактически все существенные черты традиционного общества ориентированы на работу с молодежью, направлены на органичное включение новых членов в свои ряды путем их приобщения к традиции. Это и есть молодежная политика традиционного общества — приобщение к традиции, вовлечение в некие алгоритмы социального действия, алгоритмы оценки соответствия действий установленным традицией поведенческим образцам.
Такой вид молодежной политики еще недавно казался достоянием истории. Считалось, что место архаичной молодежной политики навсегда занято современными видами, когда государственные служащие принимают управленческие решения о направлении средств, а то и о прямой финансовой поддержке членов возрастной группы, или о разработке неких контентов или формировании общественного мнения. Однако именно эти методы нередко используются в современном российском обществе, особенно в тех регионах, где сильны традиционалистские установки и ценности.
История государственной молодежной политики.
История возникновения ГМП имеет два этапа:
· историяреальноймолодежной политики в России, точкой отсчета которой можно считать 1991 год, когда распоряжением Президента РФ была введена должность Полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи;
· история идеи и создания основ теории молодежной политики, насыщения этой теории научным смыслом, а также их внедрения в общественное сознание.
— 1990 г. – впервые создано Управления по молодежной политике в рамках Государственного Комитета по труду и социальным вопросам СССР, его начальником и заместителем министра был назначен Е.Д.Катульский. Это управление просуществовало около года.
— Затем был образован Комитета по делам молодежи при Совете Министров СССР, который возглавил В.И.Цыбух. Жизнь этого Комитета длилась еще меньше, всего несколько месяцев.
После развала СССР, вопрос о молодежной политике, – по свидетельству И.М.Ильинского, – повис в воздухе. Но вскоре была установлена должность Полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи, на которую назначили А.В.Шаронова. Затем он стал Председателем Комитета РФ по делам молодежи.
Весной 1997 года на этом посту его сменила Т.В.Новикова. В мае 1998 года этот Комитет был упразднен.
Взамен его создали Департамент по делам молодежи, который ввели в структуру Министерства труда и социального развития РФ.
Однако вскоре Комитет был воссоздан. Председателем Комитета был назначен В.И.Деникин.
В мае 2000 года Указом Президента РФ Госкомитет был вновь упразднен, вновь создан Департамент по молодежной политике, но теперь уже в структуре Министерства образования РФ. Его возглавила Г.В.Куприянова, затем на этом посту ее сменил Сергей Апатенко. С ноября 2006 года директором Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей стала Левитская Алина Афакоевна. В октябре 2007 г. был воссозданГосударственный комитет Российской Федерации по делам молодежи, 10 октября 2007 года состоялось назначение Василия Якименко на должность Председателя этого комитета.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 было создано Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, его возглавил Мутко Виталий Леонидович.
29 мая 2008 г. постановлением правительства РФ был упразднен Госкомитет РФ по делам молодёжи и создано Федеральное агентство по делам молодёжи
Становление ГМП проходило невероятно трудно. Выживала реальная молодежная политика в катастрофических для России условиях 90-х годов и ее нынешних треволнениях. Тем не менее, мы являемся свидетелями этого феноменального явления: в то время как все отрасли и направления деятельности российского государства в течение почти десятилетия рушились, государственная молодежная политика, несмотря ни на что, выживала, более того, развивалась
Подчеркиваю: центральный орган управления молодежной политикой в России сохранялся, деятельность в этом направлении развивалась не по замыслу и вследствие дальновидности властей, а попреки их планам и воле. Благодаря самой молодежи, давлению на федеральные и региональные органы власти со стороны ведущих молодежных организаций, региональных комитетов по делам молодежи и, разумеется, руководителей самого Государственного Комитета РФ по делам молодежи.
Но в истории молодежной политики, прежде чем она стала реальностью, был этап, когда она существовала всего лишькак идея. Этот этап длился более четырех с половиной лет.
Любое социальное явление, прежде чем стать реальностью, сначала возникает в чьей-то одной голове. Как озарение, мысль, идея. «Идея о необходимости разработки государственной молодежной политики первым посетила меня, – констатирует в своей монографии И.М.Ильинский.
По началу идея молодежной политики не была воспринята ни партийными, ни комсомольскими работниками, ни чиновниками, ни учеными. Очень многое пришлось сделать научному коллективу, возглавляемому И.М.Ильинским, прежде чем в массовое общественное сознание стало приходить прозрение и просвещение, прежде чем миллионы стали разделять их взгляды и убеждения, начали говорить на одном языке: «молодежная политика», «комитет по делам молодежи», «социальная служба молодежи», «ювенальная юстиция», «социальный работник». Этих и множества тому подобных слов и выражений тогда просто не существовало ни в научном, ни в обыденном словаре.
Поэтому, мы должны понимать сегодня, что ныне не все начинается с «белого листа». Будущим социальным работникам надо знать и понимать, что многое из того немногого хорошего, что все-таки есть в нынешней мрачной действительности, предзаложено до них.
Очень многое, наконец, определялось всеобщей атмосферой энтузиазма и вдохновения, которую породили начавшиеся в обществе перемены, которая отсутствует ныне повсеместно. В те годы спрос на новые идеи был огромным. Тот, кто имел таковые, получил возможность представить их миру. К рекомендациям исследователей в том момент прислушивались, на науку был ажиотажный спрос.
Конечная цель работы Центра была – принятие Верховным Советом СССР Закона о молодежи, в котором были бы закреплены основные принципы и направления молодежной политики, был бы очерчен организационно-правовой механизм ее реализации.
В рамках Центра был в 1987 г. создан временный творческий молодежный коллектив для разработки концепции, структуры и текста проекта Закона СССР о молодежи. Творческим коллективом было подготовлено 7 вариантов закона. Каждый вариант направлялся экспертам в ведущие исследовательские институты, министерства.
20 мая 1989 года состоялся VII Пленум ЦК ВЛКСМ, специально посвященный обсуждению законопроекта. В постановлении Пленума ЦК, принятом в результате обстоятельного обсуждения, говорилось: «С проектом Закона Союза ССР «О молодежи и молодежной политике в СССР» в основном согласиться. С учетом состоявшегося обсуждения внести законопроект в Верховный Совет СССР. Просить Верховный Совет СССР вынести проект Закона Союза ССР «О молодежи и государственной молодежной политике в СССР» на всенародное обсуждение».
11 апреля 1990 года состоялся XXI съезд ВЛКСМ. В отчетном докладе ЦК был выделен специальный раздел «За государственную молодежную политику». В нем говорилось: «Социально-экономическая незащищенность молодежи определила необходимость разработки целостной государственной молодежной политики. Верховному Совету СССР представлен доклад «О положении молодежи в обществе». Разработан, обсужден на VII пленуме ЦК ВЛКСМ, в комсомольских организациях и совместно с Комитетом по делам молодежи внесен в Верховный Совет СССР законопроект «Об общих началах государственной молодежной политики».
Шагом на пути становления организационных основ государственной молодежной политики явилось образование по инициативе ЦК ВЛКСМ Комитета по делам молодежи Верховного Совета СССР, а также структур в органах исполнительной власти (Совете Министров СССР, Госкомтруде СССР и др.).
Создание правовых основ молодежной политики подкреплялось активным участием в решении конкретных социальных, экономических вопросов. При непосредственном участии ЦК ВЛКСМ изменен порядок социального страхования, введены меры по материальной поддержке молодых семей, одиноких матерей, предприятиям и организациям предоставлены необходимые права для оказания помощи молодым людям, создания фондов молодежи. ВЦСПС и Госкомтрудом СССР по предложению ЦК ВЛКСМ утверждены рекомендации об участии комитетов комсомола в разработке и реализации коллективных договоров, позволяющие более полно учитывать интересы молодежи.
Используя право законодательной инициативы, ЦК ВЛКСМ внес дополнения в рассматриваемые Верховным Советом законы «О социалистическом предприятии», «О пенсионном обеспечении в СССР», «Об отпусках», в проекты законов «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР «О кооперации в СССР», «О налогах с государственных, арендных, кооперативных, общественных и иных предприятий, объединений и организаций».
Впервые в истории СССР и всей предшествующей истории России 16 апреля 1991 года пятая сессия Верховного Совета СССР приняла Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». Закон уникальный, новаторский, закон огромного общественного значения, который открывал в государстве новое направление деятельности. Принятие этого закона означало создание особой отрасли и особой системы управления делами этой отрасли – «делами молодежи».
Дата добавления: 2015-08-21 ; просмотров: 3381 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
История развития государственной молодёжной политики до 1991 года
Рубрика: 1. Общие вопросы исторических наук
Дата публикации: 04.04.2014
Статья просмотрена: 1800 раз
Библиографическое описание:
Царихин, В. А. История развития государственной молодёжной политики до 1991 года / В. А. Царихин. — Текст : непосредственный // История и археология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/117/5453/ (дата обращения: 05.11.2021).
В статье рассмотрены основные этапы развития государственной молодёжной политики в России. Показана специфика подготовки соответствующих законопроектов в советский период.
Ключевые слова: молодёжная политика, государство, право, закон, законопроект.
The article describes the main stages of development of the state youth policy in Russia. The specificity of the preparation of appropriate legislation in the Soviet period.
Keywords: youth policy, state, law, draft law.
Понять любое социальное явление и дать ему определение можно лишь при условии, если подойти к нему исторически, т. е. взять его в развитии, начиная с того момента, когда оно только возникло, проходя затем различные стадии становления и развития, вплоть до перехода в иное качество — распад, деградацию, гибель. Этот общий тезис справедлив и применительно к молодежной политике. Будучи фактором общественного развития, молодежная политика, несомненно, развивалась и сама по себе, претерпевая исторические трансформации во времени, достигая все новых качественных перемен и состояний. Необходимо рассмотреть становление и формирование государственной молодежной политики, а для этого мы обратимся к отечественному опыту.
В советский период становления молодёжной политики победили две позиции, без осознания которых невозможно писать научную историю государственной молодёжной политики. Одна связана с особенностями положения государства в политической системе, другая- с пониманием роли молодёжи в советском обществе. Первая позиция соответствует главной особенности советской политической системы: её ядром было не государство, а партия, притом единственная политическая партия. С точки зрения молодёжной политики это означало, что её линия определялась партией, её директивами, её лидерами. Не случайно на протяжении многих лет основным программным документом молодёжной политики оставалась речь В. И. Ленина на III съезде РКСМ (1920), она изучалась многими руководителями страны, организаторами работы с молодёжью, рядовыми комсомольцами как документ вне времени и пространства, как прямое указание что и почему надо делать [1 c. 9].То есть на тот момент не существовало ни термина «государственная молодёжная политика» ни, тем более её правового обеспечения. О государственной молодёжной политике говорили лишь в связи с зарубежным опытом и обычно в критическом или скептическом тоне. Первыми двумя законопроектами, которые должны были закрепить основные нормы молодежной политики должны были стать проекты закона о молодёжи 1967 г. и 1977 г. Эти проекты не удовлетворяют современным нормам создания законотворческих инициатив, подготовки законопроектов, однако для своего времени, когда в условиях диктата одной партии вырождается сам язык права, заменённый на язык партийных постановлений, для времени, когда регулирующая роль права отводилась на второй план его воспитательной функцией, когда партийная фразеология в области социальных отношений была и неоспоримой, и привычной, декларативность «законов о молодёжи» не казалась ошибкой. Неслучайно законопроект 1967 года остался невостребованным: его с успехом заменило известное постановление ЦК КПСС «О 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодёжи» в 1968 году.
И, тем не менее, в законопроектах советской эпохи сохраняется основополагающая позиция, идущая от молодёжной политики КПСС — это позиция понимания роли молодёжи в советском обществе. Хотя в документах КПСС и комсомола декларировались цели развития личности молодого человека, всестороннего раскрытия творческого потенциала молодёжи, в действительности на всех этапах советской истории к молодёжи относились как к средству достижения целей, которые, по сути, находились вне ее, — общенародных, общегосударственных, общественных [2 c. 112].Следствием такого отношения к молодёжи стал закон «Об общих началах государственной молодёжной политике в СССР», разработка которого велась с 1987 года. Следует заметить, что и содержание закона, и организация работы над ним резко отличались от того, как это было в период работы над проектами 1967 и 1977 годов. Те два проекта инициировались ЦК ВЛКСМ и, в конце концов, остались в столах инструкторов ЦК КПСС. Принятие этих законопроектов грозило перераспределение функций управления обществом, закрепившихся в политической системе СССР, возник шанс, что вместо системы, основанной на руководящей роли КПСС, которая напрямую связана с народом, через управляемые институты государства и общественные организации, возникла бы система, где в отношении целого возрастного слоя общества действует принцип руководства правовой нормой, а не указанием партии. Что привело бы к расширению функций государства и уменьшению функций партии, а вместе с ней и комсомола в таком сегмента деятельности, которая связана с обеспечением основных условий для становления молодых людей: образование, труд, жильё, здоровье и т. д.
Третий законопроект возник и готовился в совершенно другой политической, экономической, идеологической ситуации. Это годы перестройки, поначалу породившие в народе большие надежды. В сфере исследований проблем молодёжи перемены принесли не только обновление тематики, но и направленности научных проектов. Выдвижение идеи государственной молодежной политики и закрепляющего её принципы и механизмы закона стало поворотным пунктом в этом процессе и предопределил на последующие два десятилетия магистральный путь российской науки о молодёжи. [1 c. 14]
Выдвижение идеи государственной молодёжной политики применительно к условиям нашей страны принадлежит И. М. Ильинскому, который 29 октября 1986 года выступил с программным докладом «Проблемы молодёжи и молодёжной политики в условиях перестройки», в докладе становится вопрос о необходимости выработки «новой и более сильной молодёжной политики государства» [3 c.18–34]. Под «молодёжной политикой» в этом первом изложении её концептуальных основ применительно к новой проблемной ситуации, сложившейся в стране в период перестройки, И. М. Ильинский понимает, во-первых, систему идей и теоретических положений, относительно места и роли молодого поколения в обществе, во- вторых, практическую деятельность государства, общественных организаций, и других социальных институтов по реализации этих идей и положений в целях формирования и развития молодёжи, реализации её творческих потенциалов в интересах общества. Достаточно сравнить этот подход к трактовке молодежной политики с формулой Закона СССР, принятого в 1991 году, как становится ясно, что концепция государственной молодёжной политики, теоретически обоснованная И. М. Ильинским, а затем развитая в последующих работах его и его коллег по НИЦ, получила признание в государстве и обществе. Но сегодня, когда слова «молодёжная политика» укрепились в практике государственной деятельности и тали правовым термином, не следует забывать, что до 1986 года они никогда не употреблялись применительно к условиям СССР. Впоследствии под руководством Ильинского, как директора НИЦ и велась разработка Закона СССР. По публикуемым вариантам законопроекта можно проследить, как шло развитие идеи государственной молодёжной политики. Но за формулировками правовых норм сложно разглядеть стратегический замысел этой работы, а он был в том, что бы восстановить взаимодействие поколений, в котором развились обширные кризисы, обозначился «разрыв поколений». Собственно, сознательная, целенаправленная молодёжная политика и есть способ урегулирования межпоколенческих отношений, управления процессом преемственности поколений и, стало быть, развития общества. Эта формула отражает смысл молодёжной политики во все времена, во всех обществах. Такой взгляд на молодёжную политику и был реализован в законопроекте 1987–1991 годов.
Сразу после принятия Закона резко активизировалась работа над соответствующими проектами в союзных и автономных республиках СССР, правовой статус которых позволял принимать нормативно правовые акты в форме законов. Уже 12 ноября 1991 года был принят Башкирский Закон ССР «О государственной молодёжной политике в Башкирской ССР». До конца 1991 года появились десятки законопроектов регионального уровня.
С распадом СССР в декабре 1991 г., история Закона СССР «Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР» как юридического акта завершилась: он не вошёл в состав нормативно правовых актов Российской Федерации. Но это был финал закона только по форме: его концепция, содержание, сформулированные правовые нормы продолжали оказывать решающее воздействие на весь процесс строительства правовых основ государственной молодёжной политики, по крайней мере, до конца 1990-х годов.
1. Ильинский И. М., Луков В. А. Закон о молодёжи Документы и материалы по истории становления государственной молодёжной политики в России том 1. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2008.
2. Ильинский И. М., Луков В. А. Закон о молодёжи Документы и материалы по истории становления государственной молодёжной политики в России том 2. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2008.
3. Ильинский И. М. Проблемы молодёжной политики в условиях ускорения социально- экономического развития советского общества // Молодёжь- 86: сб.ст./ НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКС. М., 1987.