Привычное современному человеку слово посиделки на Руси имело несколько иное значение. Говорило оно о особом обычае, когда молодые незамужние юноши или девушки проводили время вместе. Такие игры, как жмурки и ручеек пошли именно оттуда. На посиделках завязывались романтические отношения, но при этом всё было куда сложнее, чем сегодня.
Раньше молодых людей, которые уже не были детьми, но еще не вступили в брак, в деревнях называли «молодое время». И все они участвовали в молодежных сборищах, даже, более того, должны были на них приходить. Если кто-то не хотел посещать гуляния, посиделки или игрища, то это считалось признаком неполноценности или болезни. Только серьезно больным, или давшим обет безбрачия парням и девушкам разрешалось пропускать сборы.
Почему так происходило? Старшие полагали, что посиделки позволяют дать свободу накопившийся энергии, правда относилось это к полностью здоровым молодым людям, которые могли продолжить род. Совместное времяпрепровождение рассматривалось не просто как бездумное гуляние, пустая трата времени, наоборот – здесь молодые люди могли похвастаться своей силой, ловкостью, остроумием, и в тоже время присмотреть себе пару для дальнейшей жизни. Девушки же демонстрировали женские качества, которые считались обязательными для замужества – умение шить, готовить, а также хвастались своей красотой, умением петь и танцевать.
Не стоит думать, что всё было пущено на самотек, на каждом увеселении присутствовал взрослый человек, который присматривал за молодёжью, стараясь при этом остаться незаметным и не вмешиваться в происходящее.
Посиделки, то есть собрания холостых парней и незамужних девушек, проводились обычно осенью и зимой, когда народ отдыхал от тяжелой работы в полях. В разных регионах посиделки носили разное название, но все они происходили от слова «сидеть»: посидухи и посиды, поседки и седелки, заседки и писидки.
Были и названия, относящиеся ко времени суток. Например, вечерины или вечорки – понятно, что речь идет о вечерней встрече. Молодежь собралась, чтобы поболтать и посплетничать – пожалуйста, вот вам и беседка с бесёдой. Девушки будут прясть? Тогда добро пожаловать на супрядки.
Чаще посиделки устраивали девушки. Они готовили вкусное угощение, если посиделки были праздничными, то красиво одевались, и ждали в гости парней, которые тоже должны были принести с собой что-нибудь вкусненькое – орехи, подсолнухи, пряники, калачи. В праздники девушки переодевались по нескольку раз, пели песни, рассказывали сказки, стараясь привлечь к себе внимание.
В будничные посиделки девушки работали, чаще пряли. При этом они громко пели хором, чтобы зазвать в гости парней. В праздники работой было более творческое занятие – вышивание, и то не всегда. Людей было больше, особое внимание уделялось играм и пляскам. В разных регионах были свои правила. В некоторых местах, например, разрешали приходить солдаткам и молодым вдовам.
На посиделках юноши и девушки вели себя достаточно вольно. Исполнялись неприличные частушки, парни отпускали «жгучие» остроты, девушки вели нескромные разговоры. Иногда молодец и девушка могли даже поцеловаться, обняться. Бывали и «гаски» – свечи задували, и тогда в темноте раздавались лишь звуки поцелуев.
Если посиделки проводились в будний день, то они были более тихими и спокойными. Парни вели разговоры, стараясь развлечь девушек, говорили им приятные слова и комплименты. Если же красны девицы не обращали на них внимания и продолжали работать, то у них даже могли отнять рукоделие. Конечно, в шутку.
Заигрывание поощрялось: парни могли спрятать платок или прялку и потребовать выкуп в виде поцелуя. Парень мог схватить юную красавицу и высоко поднять. Никто не обижался. Все шутки, даже не слишком тактичные, было принято воспринимать как удачу, то есть повышенное внимание со стороны противоположного пола.
Игры на посиделках были разные. Например, хоровод с демонстрацией сценок из семейной жизни. Муж хочет развлечься и собирается в город, а жена не пускает – чем не тема для будущих супругов.
Игры были разные, но обязательно веселые. Кроме старинных игр часто использовали карты, парни при этом старались потихоньку положить в рукав соседке «котелку» (кренделек) или «груздик» (мятный пряник). Это был знак расположения. Но есть эти лакомства следовало только дома.
Играли в ручеек. Эта игра сохранилась до сих пор, и в школе на перемене дети часто устраивают «ручейки», когда нужно брать за руку человека и проходить вместе с ним под руками остальных, сложенных куполом.
Популярна была и «веревочка» – парни и девушки брались за руки и принимались водить хоровод по сложной траектории, при этом все пели песни. Можно было отцепиться от веревочки, присесть у стены, а потом снова принять участие. Молодежь пела, играла на музыкальных инструментах. До сих пор известны жмурки и колечко, которые на посиделках очень любили.
Праздничные посиделки затягивались допоздна, и девушки ложились спать все вместе. В некоторых регионах с ними оставались и парни. Речи о половых контактах в этом случае не шло.
Ночевки происходили, если дом был нанятым. Девушки приходили в него со своими «постельками». Если оставались парни, то каждый выбирал ту девушку, за которой ухаживал в течение последних посиделок. Кстати, девушек, которые на каждом сборе оказывали внимание разным парням, называли заблудшими и порицали. Полагалось отвечать одному претенденту и проводить все посиделки по возможности с ним.
Если все же молодая пара не могла удержаться и вступала в интимную связь, то последствия были суровыми. «Губителя» могли изгнать из девичьего общества и лишить права выбирать невинную невесту. Девушкам доставалось больше: отрезание косы, избиение, общественное презрение – вот что могло с ними произойти. В некоторых губерниях неженатых любовников могли заставить поменяться одеждой и в таком виде ходить по деревне.
«Молодое время»: как проходили молодежные гулянья в деревнях в XIX в.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Деревенское сообщество предоставляло холостой молодежи все возможности для того, чтобы «нагуляться-наиграться», то есть выплеснуть избыток жизненной энергии, подготовиться к браку и вступить в него в положенный срок. Весь этот период – с момента созревания девушки или парня до вступления в брак – назывался «молодое время». По крестьянским представлениям, молодое время могло наступить только для человека здорового, способного к деторождению, жизненно активного. Больные, убогие, чрезмерно набожные девушки и парни, давшие обет безбрачия, считались как бы преждевременно состарившимися и не участвовали в молодежных собраниях. Для всех остальных девушек и парней участие в молодежных собраниях было обязательным, а отказ от этого вызывал удивление и порицался общественным мнением.
В русской традиции были выработаны определенные формы общения молодежи: гулянья, посиделки (беседы), свозы, игрища, толоки. Совместное времяпрепровождение позволяло парням и девушкам «себя показать» (не только продемонстрировать свои достоинства: покладистый характер, веселый, добрый нрав, хорошие манеры, богатый костюм, но даже свое трудолюбие и мастерство) и повнимательнее присмотреться друг к другу, чтобы не ошибиться в выборе пары.
Молодежь находилась под постоянным контролем со стороны старшего поколения деревни, которое наблюдало и оценивало поведение девушек и парней с точки зрения этических норм. Само присутствие взрослых сдерживало молодежь от многих вольностей, которые могли бы быть допущены при отсутствии зрителей.
Молодежные гулянья начинались обычно весной, с Пасхальной недели. Гулянья проходили на главной деревенской улице или за околицей деревни и продолжались до Петрова дня (29 июня /12 июля), с перерывом на Петровский пост. Петров день в некоторых северных деревнях называли даже «гулящево заговенье», «гулящев день» – то есть день, когда последний раз можно от души повеселиться, нагуляться. После этого дня молодежные гулянья проходили все реже и реже, так как было много работы, а к Успенью (15/28 августа) вообще прекращались.
Девушки и парни прохаживались по улице большими группами, в которые объединялась молодежь только одного села, или парами. Если гуляли группой, то девушки, взявшись за руки, становились в шеренги по пять-шесть человек, как позволяла ширина улицы, и неторопливо двигались вперед «частой походочкой». В первых рядах шли «славницы» или девушки, только что принятые в молодежную группу. В последних оказывались девушки, не пользовавшиеся успехом у парней. За девушками шли рядами нарядно одетые парни. Всю процессию возглавлял гармонист.
Пройдя по улицам деревни, молодежь переходила к хороводам, пляскам, качелям, играм. Особенной популярностью пользовались так называемые игровые хороводы, в которых с помощью пантомимы или диалогов разыгрывалось содержание исполнявшейся песни. В старинных плясках демонстрировалась красота движений, грация, женственность, смущение перед зрителями – то есть те качества, которые считались приличествующими будущим невестам.