молодой учитель истории и обществознания

Несколько советов начинающим учителям истории и обществознания

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Несколько советов начинающим учителям истории и обществознания

« Опыт — самый лучший наставник.»

Овидий, Публий Овидий Назон

Вот и пришла нам достойная смена, молодая поросль – здоровая, умная, креативная, но совсем ещё зелёная, которая панически боится старших классов, боится, что не справится с подготовкой ребят к экзаменам. Соглашусь с ними в том, что ОГЭ и ЕГЭ – это серьёзный этап не только для учеников, но и для учителей. И готовиться к нему нужно задолго до самой сдачи экзамена.

Второй момент – отношение к урокам. Никогда не приходите в класс, неподготовленными, ибо дети – тонкие психологи, на каком-то невидимом уровне чувствуют любую фальшь со стороны учителя. Доверие детей можно потерять сразу и навсегда. План урока, карта-схема урока, в котором расписаны цели, задачи, методы и средства достижения цели, список ребят, которых планируете опросить, домашнее задание – все это помогает организовать урок со знаком плюс. Не имея плана урока, легко растратить драгоценное время и не получить в итоге положительного результата, да и проблема накопляемости оценок в журнале – постоянный бич молодых педагогов отпадает сама собой.

Дисциплина на уроке. Все понимают, что это непреложная истина, но как этого добиться? Просто. Зайдя в класс со словами «Здравствуйте» и до слов «Урок закончен» учитель обязан быть капитаном на корабле, контролировать каждое действие ученика, каждое слово, каждый взгляд ученика. Никогда не продолжайте вести урока, если, хотя бы один ученик отвлекся. Сложно? Да, Время теряется, но если педагог с первых уроков заявит о себе как о строгом, но справедливом учителе, необходимости в наведении дисциплины не будет.

Далее. Современный ученик избалован технологическими новшествами эпохи, в массовом порядке прекратил готовиться к урокам дома, всю информацию предпочитает в лучшем случае находить в интернете, благо гаджеты есть у каждого второго. В такой ситуации мотивировать ученика на учебу представляется достаточно проблематичным, но это только на первый взгляд. Вы любите свой предмет, вы имеете высшее образование – ваша прямая обязанность сегодня научить детей учиться. Для этого имеются различные подходы, лично я использую такие формы, как интересный рассказ, особенно, если это касается войны, работа в паре – если необходимо дать анализ какому-то событию или явлению, практическую работу с учебником в среднем звене, с источником – в старшей школе. Кстати работа с «Рабочими листами», которые я готовлю по разным параграфам для разных классов, популярна у слабых учеников – как правило, за самостоятельную работу с учебником можно получить достойную отметку. Дайте понять ученику, что вы заинтересованы в его отметке не чуть не меньше, чем он сам, дайте ему возможность проявить себя в разных домашних заданиях – составить кроссворд по понятиям темы, составить тест по теме, подготовить небольшое сообщение о великом человеке или об интересном событии, главное – самостоятельно, не «слизанное» с интернета. Все это расширит кругозор ученика, поможет ему лучше понять предмет. Но, несмотря на это, в обычной общеобразовательной школе, где отсутствует возможность углубленного изучения дисциплины, ученики затрудняются с анализом современной истории, путаются в многочисленных фамилиях политических лидеров, не понимают или просто не знают о международных проблемах. Я решаю эту проблему просто – на каждом уроке истории и обществознания ученики 11 класса по очереди готовят 5-ти минутный новостной блок о ситуации в России и за рубежом. Говорим о наиболее значимых событиях, о их оценке со стороны политологов. В конце третьей четверти каждый выпускник индивидуально готовит презентацию по выбранной самим теме.

Данный инновационный п роект ставит своей целью сформировать ключевые компетенц ии учащихся на уроках истории и обществознания с использованием возможностей современных образовательных технологий.

* «нулевой» срез знаний в начале учебного года, в начале учебной четверти. Цель – оценить остаточные знания по предмету, отметки в журнал выставляются только положительные, «двойки» сигнализируют о необходимости дополнительного повторения основных вопросов темы.

*контрольная работа по теме.

Что необходимо знать молодому педагогу о проведении контрольных работ?

1 Текст работы необходимо составлять по программе, но учитывая индивидуальные особенности класса

2. Оценивание контрольной работы производить по строго определенной схеме

3. После каждой контрольной работы проводить анализ работы, неформально, а с разбором допущенных ошибок.

При таком подходе возникает вопрос – где взять время? Составить планирование так, чтобы после каждой контрольной работы был урок-повторение, на котором и провести анализ.

Мотивацию ученика можно и нужно повысить, используя их участие в различных предметных конкурсах. Конечно главная работа учителя в этом направлении – подготовить учеников к Всероссийской олимпиаде школьников по истории и обществознанию. С наиболее мотивированными учащимися необходимо организовывать исследовательскую работу по изучению истории родной местности Мои ребята изучали историю появления памятника, посвященного ВОВ, биографии выдающихся жителей поселка. Но на олимпиаду попадают лучшие из лучших, исследовательской работой по истории интересуются ребята с гуманитарными наклонностями. А что делать остальным? Остальных привлекать к участию в различных конкурсах. К сожалению, сегодня на учителя и ученика сыплется шквал различных конкурсов, причем, платных. Поэтому учителю нужно быстро ориентироваться в этом потоке, выбирая для своих учеников действительно нужные и интересные конкурсы. Мои ученики полюбили такие конкурсы как предметный молодежный чемпионат по истории и обществознанию, организованный Пермским Центром развития одаренности, «Золотое Руно» по МХК, организованный Центром продуктивного обучения г.Санкт-Петербурга, Межрегиональный Интернет-чемпионат для школьников 3-11 классов «К вершинам профессии», организованный Ульяновским государственным техническим университетом.

И напоследок. Несколько мини – советов на тему «Никогда»:

*Никогда не унижайте ученика ни в классе, ни в индивидуальной беседе

*Никогда не анализируйте в классе учебу ученика, если он этого сам не попросит

* Никогда не давайте возможности усомниться в вашей некомпетентности

*Никогда не изменяйте своему слову – если сказал, что весь класс остается после уроков для дополнительного занятия, добейся этого.

Учителя! Они как свет в пути,
Какое ж нужно огненное сердце
Иметь в груди, чтоб людям свет нести,
Чтоб след его вовек не мог стереться!

А чем их труд измерить, ты спроси
У миллионов армии народной.
Подвижников немало на Руси,
Но нет мудрее их и благородней!

Источник

Как я работала учителем истории

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

Моя работа, несмотря на все корпоративные бонусы и перспективы, действовала на меня удушающее. В прошлом июле я достигла точки уныния и написала заявление на увольнение. Новую работу я не искала, хотелось целый год спать, читать книги, пить кофе или жить в деревне. молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

И тут случилась магическая вещь: мне позвонили из моей сельской школы и спросили не хочу ли пойти к ним учителем истории поработать. Я со школы, класса с 10-го, мечтала быть учителем, именно истории и именно в своей школе.

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

В университетские годы мой пыл поостыл, после педагогической практики я думала, что ошиблась, что это все не моё, дети такого пугливого и стеснительного учителя не заслуживают, какой пример я могу им дать? Да и самой страшно с ними один на один оставаться.

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

Поэтому, долго не раздумывала и согласилась на предложение директора, предупредив, что только на год. Мама, когда узнала, два дня со мной не разговаривала, вообще вышел форменный скандал: все родственники звонили и отговаривали, спрашивали, может случилось чего у меня, и никак поверить не могли, что я все оставлю и вернусь в деревню и кем! Учителем!

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

Больше всего меня с самого начала волновал вопрос моей квалификации. Историю, я конечно, люблю и читаю статьи интересные разные, книги по античной культуре, на группы вк подписана сплошь исторические. Но, на минуточку, универ я закончила в 2008 и по специальности и даже около не проработала ни дня. Но еще более странно, то что волновал этот вопрос только меня одну и больше никого. Я решила, что разберусь на месте, за месяц который мне оставался прочитала несколько полезных книг по педагогике, записалась на он-лайн курс Истории России СПБГУ, пересмотрела сериал “Романовы”, все фильмы про школу и учителей, биографии художников заодно (это для МХК).

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

В дальнейшем это мне очень помогло, т.к. ни на какие курсы повышения квалификации или типо того меня отправлять не собирались, наставник, который мне полагался делиться знаниями не собиралась и на все мои вопросы был один ответ: в интернете найдешь. Про нее отдельное эссе написать можно “WTF”: она бывший директор и серый кардинал школы, в кабинет с табличкой “История” всем другим учителям вход был заказан, мне запрещала пользоваться компьютером (школьная собственность) и проектором (вдруг сломаю), я как-то все-таки воспользовалась ноутбуком, так она потом его запаролила. Смех))) Как к руководителю школьного метод-объединения, к ней поступала вся информация по конференциям и конкурсам, мне она сообщала за день или два, что исключало моё в них участие. При попытках сопротивления и неповиновения напускала родительниц. Но вместе с тем постоянно строила козни и ученикам из своего класса, если они как-то ей перечили, отзывалась о неугодных “он слабак”, “этот трус”. Вот с этим учителем было самое большое разочарование, как в человеке и наставнике, так и как в педагоге, когда сама училась в школе этого учителя боготворила.

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

К внешнему виду, привычкам и разным гаджетам очень пристальное внимание. Мне тяжело было первое время много говорить, прям до спазмов, и я носила с собой ромашковый чай в термокружке, сколько было комментариев и вопросов “зачем”, “а с коньяком, наверно” и “можно попить”. Как-то нарисовала стрелки на глазах, иду по коридору навстречу 6-му классу, и мальчик один во весь голос: “Вы глаза накрасили. ”

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

В 6-м классе писали эссе на тему “Как я могу заработать карманные деньги”. Девочка написала: “Я могу сочинять стихи и продавать их, а еще время от времени сдавать кровь”.

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

Еще с начальной школы детей делят по социальному статусу семей (поселок и все всех знают), поэтому разница между “А” и “Б” огромная. Некоторые классы в параллели, из-за нехватки средств на зарплату учителям, объединены в один. У меня было два таких 6 и 8. Это катастрофа. И если шестиклашкам ещё все интересно, то с 8-м классом тяжело справиться. В одной из своих книг я вычитала, что большую аудиторию можно настроить на рабочий лад дав письменное задание. Так в основном мы с ними и делали. Если я пыталась что-то рассказать, тут же начинался гул голосов. Уроки с дебатами или игровые формы очень быстро выходили из-под контроля

Дети, которым родители уделяют внимание (занимаются с ними, проверяют дневник, домашние задания, ходят на собрания, кружки, секции, находят время, чтобы интересоваться жизнью своего ребенка) и все остальные разделены огромной пропастью.

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

Ко всем ученикам я обращалась на “вы”, за что директор в конце года учебного назвала меня “интеллигентнейшей женщиной” при всей школе и грамоту вручила. Детям многим не нравилось, спрашивали почему другие учителя “ты” им говорят, я придумала, что это от того, что другие знают их с самых первых классов, когда они были малышами, а я первый год их вижу).

Формы ни для учеников, ни для учителей нет, только дресскод. Зимой было так холодно, что сидели в шапках и куртках (вечно что-то ломалось), но мне как-то стеснительно было в верхней одежде, поэтому я вещала, закутавшись в шарф.

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

Все уроки вела стоя, это и дисциплине в классе помогает и внимание держит лучше.

Спускаюсь как-то по лестнице и. мимо ступеньки, растянулась, ногу подвернула (вообще подумала, что, как минимум, сломала лодыжку), лежу, навстречу мне началка с физры идут и как давай ржать надо мной. Пришлось с каменным лицом вставать и ковылять в учительскую. Пришла и давай реветь, хорошо, что там никого не было. И больно и обидно и смешно, но уже потом.

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

Еще один бесценный педагогический совет, который я получила: никогда не пытаться говорить, когда в классе шумно, поэтому в минуты всеобщего галдежа я молча ждала, когда все угомонятся. Сначала на это уходило и 5 и 10 минут, но потом к моей тактике привыкли и пары минут хватало, чтобы вернуться к уроку. Дети долго привыкали, что я не кричу на них, некоторые давали советы: “Вы крикните на нас, мы сразу успокоимся”.

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

Тяжело работать, когда постоянно отвлекаешься на чьи-то разговоры, комментарии, как учителю, так и тем ученикам, которые вовлечены в процесс.

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

Один мой урок стоил 120р, а готовилась к каждому по 2-3 часа. Так как очень много информации для запоминания, часть работы я делала вечером, а потом вставала в три часа утра и повторяла все заново. Для каждого урока я делала презентацию, это очень удобно, т.к. у меня ни карт исторических, ни каких-то других наглядных материалов не было, да и зачем, если все есть в цифровом виде и превосходном качестве, старалась добавить что-то интересное, забавное (если тема позволяла). Но часто были такие случаи, что готовилась-готовилась, а дали кабинет без проектора и досвидули всей подготовке.

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

Для привлечения внимания использовалось все, в том числе и творчество из тетрадей)

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

Коллектив отличный, за некоторым исключением, все учителя в основном 30 +, дружные, веселые, но все разговоры вокруг школы. Многие работают по федеральной программе: дом + машина. Также многие участвуют в различных конкурсах, выигрывают гранты (100-400 тыс). Зп учителя зависит от нагрузки часов, категории и системы баллов, которые зарабатываются в течении года.

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

Я кардинально поменяла свое мнение о школе, многие статьи, которые печатают в журналах модных оторваны от реальности, у половины детей, в стремительно меняющейся культуре, потоке информации, нет ни ориентиров, ни авторитетов, ни дисциплины. И учителя и родители, в одной лодке и должны идти в одном направлении, грести в разные стороны не имеет смысла.

За этот год я получила бесценный опыт, работа интересная очень, при должном старании можно и зарабатывать нормально.

Ну и напоследок, минутка истории: теперь правильно говорить Древнерусское государство (а не Киевская Русь) и монгольское нашествие (а не татаро-монгольское)

Источник

Как молодой учитель истории объясняет свой предмет через песни и опросы в соцсетях

После окончания исторического факультета МГУ Григорий Назаров вернулся в родную гимназию в подмосковном городе Химки — преподавать историю и обществознание. На своих уроках он разрешает детям пользоваться телефонами, а исторические события объясняет через песни. Григорий рассказал «Мелу», как убедил учеников, что знание истории приносит пользу в повседневной жизни.

На уроках мы устраиваем голосования во «ВКонтакте»

Дети проводят в интернете по 3–4 часа в день независимо от того, отбирают у них телефоны или нет. Но если процесс не получается побороть, почему бы его не возглавить? Я не сторонник жизни в интернете, но не могу навязать эту точку зрения детям, которые рождаются с телефонами в руках. Так я создал группу во «ВКонтакте» и стал заполнять её образовательным контентом по темам, которые мы прошли.

Во время урока мы проводим в группе голосования. Когда мы начали изучать первую русскую революцию, проводили опрос, поддерживают или не поддерживают ученики точку зрения, что революция — это адекватная форма социальных изменений (или им вообще всё равно). После этого мы откладываем телефоны и проводим второе голосование с точно таким же вопросом. Я проверяю, сколько человек за какой вариант проголосовали в первый и второй раз. Если в начале урока революцию как форму социальных изменений поддержали 14 человек, то в конце — в два раза меньше. После этого мы анализируем причины, которые побудили их изменить свою позицию.

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

Единственный минус — ведение соцсетей отнимает довольно много времени. В день на обновление группы я трачу 30–40 минут. К тому же, взрослея, дети пользуются группой гораздо реже. В 10–11-м классе они практически перестают общаться в социальных сетях и заходят во «ВКонтакте», чтобы проверить конкретные учебные группы по подготовке к ЕГЭ. Поэтому мы с коллегами решили попробовать использовать соцсети с седьмого класса, чтобы развивать у детей правила «сетикета» в более раннем возрасте.

На занятиях я использую песни наравне с учебником

Школьные учителя редко используют песню как исторический источник. В лучшем случае учителя анализируют текст песни на уроке, но не исполняют её. В советское время была распространена именно такая практика: сначала анализ, потом исполнение. В девяностые об этом подзабыли. Поскольку я много лет занимался в хоре и даже хотел поступить на дирижёрский, решил попробовать вернуть эту практику. Тем более что в интернете есть множество песен, записанных в разные годы. Для историков песня — такой же источник информации, как источники письменные и археологические.

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

Как правило, мы исполняем песни, которые были созданы во второй половине XVIII века. Найти хорошую композицию на каждый исторический период нереально. Начинаем с анализа текста. Язык, которым писали песни ещё 50 лет назад, сильно отличается от современного, поэтому разбираем буквально каждое слово. Специфические термины заносим в исторический словарик. В этом и смысл нашего предмета — узнавать контекст эпохи.

Иногда практические проверочные работы проходят в форме анализа и исполнения песни: всё же это интереснее и полезнее, чем обычные тесты

Поначалу моё предложение у ребят вызвало отторжение. Я связываю это с тем, что одно время в нашей школе не хватало учителей музыки и их заменяли преподаватели других предметов. Дети не пели и просто забросили этот навык. Когда я в первый раз пытался исполнить с шестиклассниками песни военного времени, они были очень зажаты. Но со временем это проходит. Те, кто боится выступать на сцене и не хочет петь, помогают с организацией, когда мы ездим выступать в другие города России. Например, на открытии Пискарёвского мемориала в Санкт-Петербурге ребята снимали наше выступление на видео.

На уроках истории дети решают «моральные дилеммы»

На уроке истории важно не правильно объяснить термин или научить детей видеть причинно-следственную связь. Для меня главное — воспитание. Я имею в виду не патриотическое воспитание, а обычные нравственные категории, с которыми дети выйдут из школы и которыми будут руководствоваться всю жизнь независимо от того, кем они станут. Именно они помогают сделать выбор в жизни.

Практически на каждом уроке я использую приём, который называется «моральная дилемма». Мы с учениками ставим себя на место исторической личности в момент, когда ей нужно было сделать важный выбор. Мне не важен ответ: история его уже дала. Мне хочется услышать, как ребёнок строит суждение. Через это я понимаю, какими моральными правилами он руководствуется в своём возрасте и от кого он мог их перенять. Так дети понимают, что их суждение — не единственно верное, а я понимаю, как лучше выстраивать процесс работы с каждым учеником.

Одна из моих любимых дилемм: «Лето 1941 года, вы попали в котёл. Ваши войска уже ушли на восток, а семья осталась на западе. Что бы вы сделали в такой ситуации?»

Мои коллеги говорят, что задавать такие вопросы, наверное, не очень педагогично, но я считаю, что с детьми можно обсуждать любые темы, которые могут их касаться. Они и так могут найти всё, что им интересно, в интернете.

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

Одни ребята говорили, что надо бежать к семье, потому что там дети. Другие возражали, что ребёнку помогут другие родственники, а спасти страну могут только они.

Мне как учителю интересно понять, чем дети руководствуются при выборе. Если суждения ребёнка покажутся мне неразумными и опасными, я постараюсь повлиять на них. То, что опасно для одного ученика, опасно и для всего общества, и я стараюсь, чтобы ребёнок посмотрел на ситуацию с другой стороны.

Я не запрещаю пользоваться телефоном на уроке

Я завёл аккаунт во «ВКонтакте» десять лет назад и пользовался им постоянно, потому что в школе и вузе он был самым удобным каналом связи. Для людей старшего поколения это совершенно другой мир, они не понимают, что в нём особенного. Мне кажется, именно поэтому некоторые учителя старшего поколения враждебно относятся к социальным сетям.

Я не запрещаю пользоваться телефонами во время урока, но не разрешаю делать это без пользы для учебного процесса. Безусловно, меня напрягает, когда ученик раз за разом на уроке обновляет страницу, чтобы проверить сообщения. Но тут же ловлю себя на мысли, что, как бы интересно мне ни было на лекции, пусть даже я заплатил за неё деньги, телефон всё равно всегда будет где-то перед глазами. Нет-нет, а посмотришь: не написал ли кто-нибудь?

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

Я знаю очень сильные школы, которые выпускают будущих студентов лучших вузов страны, где телефоны складывают в коробочку при входе. Никто не возражает, потому что это прямое условие при зачислении ребёнка в школу. Есть другие школы, где этот вопрос решается индивидуально между учителем и классом. Родители моих учеников не удивляются, что на одном уроке я разрешаю им пользоваться телефонами, а на другом нет. Просто мы так договорились. Поэтому, мне кажется, вопрос, стоит ли пользоваться мобильными в школе, разрешится, только когда учителя и школьники сядут за стол и договорятся.

Дети устраивали мне проверки и предлагали покурить после школы

Когда я пришёл работать в школу, у меня была совсем маленькая разница в возрасте с учениками — около пяти лет. Но мы были совершенно разными. Кто-то пытался общаться запанибрата и даже предлагал покурить после школы. Это проходит, когда учитель становится для детей авторитетом.

Мой авторитет строился на том, что я молод, но, несмотря на это, компетентен. На одном из первых уроков ребёнок, который хорошо разбирался в истории, устроил мне проверку — попросил перечислить всех правителей Древней Руси. Пока я называл ему подряд все 14 имён с датами, он пальчиком водил по списку в тетради. Когда всё оказалось верно, он сказал: «Ну ладно». Такой период продолжался до первой практической работы, когда уже им нужно было продемонстрировать свои знания.

Современные школьники и учителя старшего поколения живут в абсолютно разных жизненных парадигмах. Современных детей нельзя убедить авторитетом

Их надо заинтересовывать, убеждать, давать примеры. Современные дети — совершенно другой мир. Если в моё время в школе все делились на группы, например на эмо, готов, рэперов, которых можно было легко отличить по одежде, то сейчас единственная отличительная черта молодых людей — это кроссовки.

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

Дети стали более терпимыми в отношении особенностей человека — половой принадлежности, политических взглядов, физических способностей. В шестом классе, где я веду занятия, учится мальчик, который сильно заикается. Ещё три года назад в типичном шестом классе такого мальчика бы засмеяли. Но сейчас одноклассники, когда он заикается, его поддерживают: «Лёша, не волнуйся, всё хорошо. Григорий Андреевич, сейчас Лёша успокоится и всё сделает». И Лёша перестаёт заикаться. В моё время такое невозможно было представить.

молодой учитель истории и обществознания. Смотреть фото молодой учитель истории и обществознания. Смотреть картинку молодой учитель истории и обществознания. Картинка про молодой учитель истории и обществознания. Фото молодой учитель истории и обществознания

«Зачем вы рассказываете нам про Золотую Орду? Ведь этого не было!»

Одновременно они стали очень полярными. В классе из 24 человек никто не похож на другого. Объединить их в группы можно только по возрастному признаку или тем же кроссовкам, которые они всё равно носят в школу, несмотря на то что это запрещено. Мы с ними воюем из-за этого, но это и хорошо: так дети учатся аргументированно отстаивать свою позицию.

Благодаря урокам истории в нашем городе покрасили подъезды

Я читал на «Меле» блог педагога, который называл историческое образование бесполезным. Мне кажется, ему просто нужно время, чтобы найти себя в профессии. Я тоже прошёл через этот кризис. История — фундаментальная наука, и, если человек решился идти на истфак, он должен себе в этом отдавать отчёт.

Вместе с тем история — это огромный творческий ресурс. Вместе с учениками мы запускали в Химках социальные проекты — анализировали проблемы местного сообщества. На примере конкретного подъезда, двора, нашей школы мы рассказывали историю своей семьи и жителей города. В этом подъезде жила моя бабушка, и через неё его история становится моей, поэтому я не сорю в нём.

Можно пойти более сложным путём и через историю архитектуры и урбанистики проследить, как появились такие подъезды. По итогам проекта мы написали обращение к главе города, и те подъезды покрасили. После этого я не могу согласиться, что история — не прикладная наука. Просто урок — не всё, чем стоит ограничиваться школьному учителю истории.

В рамках спецпроекта «Карта учителей» мы будем ежемесячно публиковать монологи учителей из разных уголков России, следите за обновлениями. А пока можете подписаться на рассылку «Привет, учитель!», письма для которой пишут сами учителя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *