момент понимания клиентом чего то относящегося к его проблемам или истории его жизни

Понимание в психологическом консультировании

момент понимания клиентом чего то относящегося к его проблемам или истории его жизни. Смотреть фото момент понимания клиентом чего то относящегося к его проблемам или истории его жизни. Смотреть картинку момент понимания клиентом чего то относящегося к его проблемам или истории его жизни. Картинка про момент понимания клиентом чего то относящегося к его проблемам или истории его жизни. Фото момент понимания клиентом чего то относящегося к его проблемам или истории его жизни

ПОНИМАНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

1) понимания сути и субъективных смыслов того, о чём говорит клиент, а не просто манифестного содержания его высказываний; 2) понимания значений данных, полученных в результате целевого обследования клиента и осмысления целей и способов организации обседования; 3) понимания сути автобиографических обстоятельств, приведших к затруднительной для человека ситуации; 4) понимания и связывания воедино комплексных условий развития конкретной личности (возрастных, социальных, семейных, индивидуальных, случайных); 5) понимания собственных установок клиента на себя, особенностей его ментальности, субкультуры, миропонимания и т. д. Отсутствие навыков понимания, на наш взгляд, очень часто приводит к неэффективному, поверхностному консультированию, подмене взаимодействия «ритуальными» психологическими процедурами. И наоборот, глубина понимания является одним из показателей профессионализма, одним из высших критериев познания человеком человека и сущности человеческого вообще.

Для адекватного понимания смысла текста консультанту необходимо также владеть минимальным тезаурусом тех социальных групп, с которыми он работает. Фактически, речь идёт об ориентации на микросоциальные и даже субъективные субкультуры, подходящие для работы с клиентами определённого возраста, социального статуса, имеющими определённые личностные особенности, специфический жизненный опыт, когнитивный и эмоциональный стиль и т. д. Таких тезаурусов в пределах консультируемого контингента, в принципе, у консультанта должно быть много, как разговорников у путешественника: каждый из них представляет собой связный набор сведений, касающийся самых разных аспектов содержания сознания определённых типов клиентов клиентов и позволяющий психологу воссоздавать человека именно таким, каковым он мог стать, будучи рождённым в определённой общественной группе, этносе, государстве, в определённое историческое время, в определённой системе общественных отношений («умвельте», по Дж. Т.Фрейзеру). В свою очередь, тезаурус обогащается и меняется с каждым новым культурным и профессиональным приобретением психолога, и в этом смысле каждый его клиент «работает» на следующих. Думается также, что это накладывает известные ограничения на консультируемый контингент, поскольку психологу не всегда удаётся выстроить конгруэнтный тезаурус для представителей сильно различающихся социальных групп людей, обращающихся за психологической помощью.

Важным моментом также, на наш взгляд, является понимание фреймов и жизненных сценариев клиента, позволяющих учесть то, что для данного клиента является «типичным», «характерным». Фреймы представляют собой когнитивные структуры в феноменологическом поле субъекта, которые основаны на вероятностном знании о типических ситуациях и связанных с этим знанием ожиданиях по поводу свойств и отношений вещей и людей. Как правило, фрейм организован вокруг центрального семиотического концепта, но в отличие от тривиального набора ассоциаций, содержит лишь самую существенную, типическую и потенциально возможную информацию, ассоциированную с данным концептом [6, с.153]. Фреймы способны определять и описывать то, что является типичным, характерным для социума, этноса, микрогруппы клиента. Так, если речь идёт о фрейме «семья», то понятно, что он по-разному организован для русского и кавказца, ребёнка и взрослого, горожанина и сельского жителя, мужчины и женщины, семьянина и холостяка: разными окажутся и количество слотов (терминалов), составляющих фрейм, и их наполнение, касающееся ролей и статусов членов семьи, их прав и обязанностей, отношений к родственникам по мужской и женской линии, включённости третьего-четвёртого поколений в семью и т. д.

Внимание к композиционному построению текста в консультировании позволяет психологу уяснить точку зрения клиента на описываемые события (понять динамику или двойственность его позиции), разобраться в его «идеологии», «личном тоне» (Б. Эйхенбаум). Главные объекты композиционного анализа – «Я» клиента как автора текста и «принцип монтажа» как авторского «расположения событий» в тексте. Монтаж работает на построение контекста понимания происходящего и открывает путь к намерениям клиента, создавая стилистический эффект со-участия психолога в происходящем с клиентом, со-переживания.

В результате изложения клиентом своей ситуации и сути запроса в пространстве консультирования для психолога возникает диегесис – «повествуемый мир», а сам клиент функционально распадается на «повествующее Я» и «повествуемое Я» [10, с. 81], реализующие внешнюю и внутреннюю точку зрения на проблему, объективную и субъективную модальность [4]. Анализ «повествующего Я» позволяет консультанту в организации текста косвенно уловить внутреннее ценностное отношение к самому факту консультирования, делегируемое психологу: клиент может строить обращение как просьбу о помощи, как беседу на равных, как приказ, как «журналистское» интервью, ориентированное на информацию и т. д. Смысл происходящего с клиентом становится более ясным, если консультант из этого материала реконструирует общий смысловой и эмоциональный фон личности, повествующей о себе (в частности, ее самооценку и притязания, «образ мира», эмоциональное самоотношение и др.), и противоречия самоинтерпретации. «Повествуемое Я» выступает как персонаж выстроенного и изложенного клиентом текста, и в этом смысле он несколько стилизован, принимает черты, диктуемые самой стилистикой образа (героя-жертвы, благородного героя, непонятого героя и т. д.), сюжета и композиции. Сравнительный анализ «повествующего Я» и «повествуемого Я», психологический «зазор» между ними часто позволяет понять скрытые потенциалы клиента, его реальную оценку происходящего, стратегии разрешения собственных затруднений.

Для консультирования также важно понимание подтекста. Отношение к подтексту как носителю скрытых смыслов, не нашедших выражения в языковой материи, широко распространено; тем не менее, представляя собой нечто подразумеваемое, он восстанавливается из конкретных языковых сигналов, он планируется, задаётся автором текста используемыми значениями слов, стыковкой компонентов композиции и т. д.

Используемая нами на занятиях по консультативной психологии, практическому психоанализу и психогерменевтике техника внимательного слушания (чтения)-декодирования позволяет восстанавливать нюансы авторской мысли и тем самым проникать в глубину смысловых ориентаций клиента. Суть её состоит в том, чтобы будущий психолог со своих позиций учился обнаруживать реальный авторский смысл языковых единиц в высказывании клиента.

Деятельность по декодированию включает три этапа. На первом этапе делается попытка «войти», «вжиться» в реальность диегесиса клиента, в атмосферу описываемой ситуации: мысленно «увидеть» время и место описываемого события, атмосферу происходящего, обстановку, действующих лиц, отметить их характеристки, «схватить» их позиции по отношению друг к другу, выделить главного героя, помимо самого клиента. Этот этап позволяет строить гипотезы для ответа на вопрос, как клиент рассказывает о себе и своих проблемах. На втором этапе анализируется собственно манифестируемое значение высказываний клиента как результат взаимодействия синтаксических единиц, их составляющих. Этап позволяет ответить на вопрос, что именно говорит клиент о себе и своих проблемах. На третьем этапе делается попытка прочувствовать подтекст (проникнуть в скрытое содержание излагаемого) за счёт выявления смысла синтаксических структур, составляющих текстовые композиционные компоненты как результат их функционирования в тексте. Этот этап позволяет предполагать, о чём на самом деле пытается сказать клиент, рассказывая нечто определённым образом о себе и своих проблемах.

В процессе понимания осуществляется «запуск» целого ряда процессов в сознании психолога (в их классификации мы опираемся на схему И. Ли [2, с.131]): 1) возникает соответствующий чувственный образ клиента и воображаемый образ ситуации; 2) появляются допустимые варианты интерпретации на основе знакомых консультанту ситуаций и теоретических данных; ассоциативно «всплывают» возможные объяснения ситуации клиента в виде «веера» возможных причин; 3) ассимилируется новая информация (идея, ситуация, взгляд, позиция), расходящаяся с типовыми представлениями консультанта о сходных ситуациях; новая информация «переводится» на профессиональный язык консультанта; 4) находится общий знаменатель для текста клиента и типовых «образцов» консультанта, схватывается смысл изложенного клиентом; психолог может начать рассуждать, то есть дифференцировать ситуацию от сходных, действовать адекватно ситуации и личностным особенностям клиента и т. д.; 5) обнаруживается и преодолевается парадокс, выступавший неразрешимым для самого клиента; 6) формулируется приемлемая версия (версии) ответа на вопрос, выступавший трудным и неразрешимым для клиента; 7) возникает схема анализа контрфактуальной ситуации («что было бы, если. »); 8) возникает переживание овладения некоей информацией, которая подталкивает процессы моделирования, стимулирует работу воображения и позволяет творчески работать и т. д.; 9) выбирается то или иное толкование и переживается «чувство правильного пути» для дальнейших рассуждений; 10) актуализируется способность прогнозировать некоторые действия клиента в соответствии с высказанными им намерениями;

11) появляется возможность согласования действий, намерений, переживаний и т. д. клиента и консультанта; 12) психолог осуществляет приемлемую реакцию на сообщение клиента.

Источник

Момент понимания клиентом чего то относящегося к его проблемам или истории его жизни

Первая стадия— установление контакта и ориентирование клиента на проблему. Эта стадия длится от нескольких секунд до десятка минут. Пер­вое, что необходимо сделать консультанту во время приема,— это встретить и усадить клиента. Успех беседы во многом зависит от того, насколько уже с первых минут психолог сумеет проявить себя добро­желательным и заинтересованным собеседником. Кон­сультант может продемонстрировать свою заинтере­сованность и доброжелательность с первых минут встречи, встав навстречу клиенту или встретив его в дверях кабинета. Непосредственно перед тем, как начать беседу, лучше сделать паузу (не слишком боль­шую — 40—60 секунд, но достаточную для того, что­бы он успел собраться с мыслями и оглядеться), иначе у клиента может возникнуть состояние напряженно­сти и растерянности. На этой стадии психолог-кон­сультант выбирает свою позицию во взаимодействии с клиентом.

Давая клиенту возможность установить позицию на равных, психолог-консультант первым не представ­ляется. Первым представляется клиент. Психолог-кон­сультант должен пояснить, кто он, чем занимается. Бывает, что в начале беседы консультант сталкивает­ся с ситуацией, когда клиенту необходимо объяснить, что такое психологическое консультирование, на что он может рассчитывать, обращаясь за помощью. В этот период психолог-консультант структурирует ситуа­цию. При этом решается проблема установления кон­такта с клиентом.

В качестве основных средств установления кон­такта могут использоваться:

• удобное помещение, исключающее возникнове­ние внешних помех для работы (наличие посто­ронних лиц, внешних шумов и т. д.);

• комфортная межличностная дистанция;

• называние собеседника по имени и отчеству (имени);

• использование фраз единомыслия и местоиме­ния «мы»;

• демонстрация радости от общения;

• показ уважения к личности клиента;

• присоединение (неявное повторение) к элемен­там поведения клиента, слабо поддающимся его сознательному контролю, таким, как: дыхание, моргание, поза, жесты, мимика, темп и гром­кость речи;

• преимущественное использование слов, харак­теризующих его как визуалиста, аудивиста или кинестетика (т. е. человека, в сознании которо­го внешний опыт представляется преимущест­венно в виде картин, слов или телесных ощу­щений).

Особую, значимую роль на первом этапе, а также в ходе всего процесса консультирования играет не­вербальная коммуникация, так как она отражает бес­сознательное личности, причем по разным источни­кам дает примерно от 60 до 90% информации в целом о человеке, «высвечивает», как на экране, установки, чувства, мысли. В этом случае используется концепту­альный подход о защитном панцире, отражающем ха­рактерные черты, защиты личности. Это позволяет вы­являть их и соотносить с полученными вербальными признаками. Учитывается и то, что хронические мы­шечные зажимы организуются в 7 основных защитных сегментов (в области глаз, рта, шеи, груди, диафраг­мы, живота, таза), и то, что они блокируют тревожность, гнев, агрессию, сексуальное возбуждение и препят­ствуют в целом личностному росту.

С целью эффективного решения задач толкования невербальной информации целесообразно учитывать ряд положений:

• нет прямых переходов между невербальными и вербальными коммуникациями;

• консультируемый осознанно и бессознательно интерпретирует невербалику консультанта;

• в невербалике представлено не только настоя­щее, но и будущее и прошлое; в языке тела наиболее ярко проявляются противоречивые чувства и намерения;

• имеется взаимосвязь между невербаликой и психофизическим самочувствием: невозможно подделать язык телодвижений (бессознательное сигнализирует правду);

• путь толкования бессловесного общения во мно­гом интуитивен.

Невербальное взаимодействие между консуль­тантом и консультируемым в психологическом кон­сультировании имеет обратную связь, при этом пси­хическое состояние последнего взаимосвязано с этой интеракцией. Неэффективность такого общения бы­вает тогда, когда консультантом используются закры­тые жесты, откинутое назад туловище, большие дис­танции, отсутствующий взгляд, отгораживание столом и низкоэмпатические сообщения.

Оптимальное невербальное взаимодействие с целью достижения позитивных результатов ПК долж­но осуществляться следующим образом:

• использование мягкого, с перерывами, «прикос­новения» взглядом с умелым сочетание, прямо­го взора и избеганием взгляда в глаза (встреча со взглядом консультируемого — от 60% до 70% времени общения);

• принятие другого взгляда и кивания головой;

• допущение уместной улыбки с некоторым мими­ческим отражением реакций консультируемого;

• направление ступней на собеседника с вытя­нутой вперед ногой;

• применение открытых ладоней, расположение прямого корпуса тела;

• легкий наклон туловища вперед и небольшой наклон головы в сторону; удобное сидение в кресле,

• расположение под определенным углом напро­тив консультируемого;

• высокоэмпатическое слушание и сообщение с одновременной субвербальной коммуникацией и совпадающим темпом у консультанта и кон­сультируемого.

В результате этого создается возможность для раз­говора о проблеме. Интервью может начаться с всту­пления, заданным вопросом-предложением психолога-консультанта:

Что привело Вас ко мне.

В конце этапа «уяснения проблемы» психолог-консультант обсуждает с клиентом различные формы работы, которые могли бы принести ему пользу, объ­ясняя, насколько эффективна каждая из этих форм. Иногда это может оказаться излишним, но сам момент необходим для осознания и принятия клиентом своей личной ответственности за ход совместной работы по разрешению его проблем. Это мобилизует его и на подсознательном уровне.

На этом этапе происходило как бы заключение психотерапевтического контракта: установление по­рядка, времени и места сессий; принятие клиентом на себя разного вида плат (в том числе временем, нарушением распорядка, а иногда и образа жизни, необходимостью душевной работы вместо пассивно­го следования рекомендациям психолога). Все это почти незаметно для клиента вовлекает его в актив­ный процесс проверки новых способов организации собственной жизни.

Вторая стадия консультирования начинается со сбора информации о контексте проблемы: происхо­дит выделение проблемы, отношение к ней клиента. При этом психолог задает конкретные вопросы о ходе событий, об участниках событий и их конкретных дей­ствиях, о переживаниях клиента. Психолог-консуль­тант ищет ответы на следующие вопросы:

— Зачем клиент пришел?

— Как видит свою проблему?

— Что может сделать сам клиент для решения этой проблемы?

При этом психолог задает необходимые вопросы о ходе событий, об участниках событий и их конкрет­ных действиях, переживаниях клиента. Вся инфор­мация направлена на осознание клиентом контекста проблемы и его роли в происхождении психологи­ческой ситуации. Идет исповедь клиента. Исповедь клиента занимает примерно 10—20 минут. В это время психолог-консультант сам пытается опреде­лять строение внутреннего мира клиента, то, каки­ми модальностями этого внутреннего мира владеет клиент.

Через анализ контекста исповеди психолог-кон­сультант может выяснить, что знает клиент о своих чувствах, мыслях, целях, своих возможных действи­ях. К полезной для психолога информации следует отнести прежде всего следующее: историю возникновения проблемы (когда и в связи с чем она появи­лась); отношения клиента со всеми действующими в его рассказах лицами, их отношения к проблеме; представление о том, чем именно вызвана, пробле­ма с точки зрения самого человека и окружающих людей; происходившие когда-либо ухудшения и улуч­шения ситуации и о чем они могли быть связаны; чем именно вызвано обращение в консультации, по­чему оно происходит именно сейчас, а не раньше или позже.

Обо всех упомянутых выше моментах следует специально попросить рассказать. Вопросы, которые можно сформулировать на основании указанных пунк­тов, должны быть достаточно широкими, и они обычно хорошо стимулируют клиента на рассказ. Психолог выдвигает несколько гипотез о строении внутреннего мира клиента и проверяет их правильность своими вопросами. Гипотезы консультанта основываются на том, что рассказывает клиент о себе и о своих пробле­мах. Но это лишь база для их построения. Рассказ клиента представляет собой набор поведенческих паттернов, интерпретируемых с точки зрения той или иной разработанной концепции. Гипотезы, которые психолог-консультант будет обсуждать с клиентом, должны быть просто и адекватно выражены для кли­ента. Это еще раз говорит о том, что обращение пси­холога-консультанта в процессе психологического консультирования к клиенту должно отвечать следую­щим требованиям:

• психолог-консультант не должен сгущать крас­ки, употребляя оценочные суждения;

• ориентироваться на ключевые слова клиента;

• не навязывать свою точку зрения; употреблять слова и образы, соответствующие уровню куль­турного развития клиента;

• говорить достаточно кратко и ясно, хотя не исключая двусмысленности фраз и слов для оказания воздействия на клиента на подсозна­тельном уровне.

Во время консультирования психолог-консультант может достаточно четко изложить одну проверенную фактами гипотезу, чтобы показать клиенту логику его поведения. Для сообщения содержания гипотезы пси­холог-консультант демонстрирует клиенту разные стороны проблемы через содержание своих вопросов, чтобы клиент мог сам проверить и принять эту инфор­мацию.

Для того чтобы гипотеза консультанта подтвер­дилась или была опровергнута, обсуждения одной конкретной ситуации недостаточно; необходимы хотя бы два-три таких примера. И только в том случае, если во всех обсуждаемых ситуациях прослежива­ется один и тот же паттерн поведения и пережива­ния, гипотезу консультанта можно считать подтвер­дившейся или опровергнутой. Чаще всего бывает, что после того, как две-три такие конкретные ситуации обсуждены, консультант может с уверенностью ска­зать, какая из гипотез оказалась наиболее подходя­щей, какое именно поведение клиента приводит к тому, что в его жизни возникают проблемы, как можно помочь ему относиться к происходящему по-другому и соответственно вести себя. Это означает, что можно переходить к следующей фазе консуль­тативной беседы.

После этого начинается третья стадия консуль­тирования, которую можно обозначить как желаемы и результат. Идет поиск ответа на вопрос: «Чего Вы хотите добиться?» Психолог помогает клиенту опре­делить свой идеал, решить вопрос о том, что он хочет, каким он хочет быть. Эта стадия психологического — основное содержание консультирования. Для клиен­та она не выглядит как-то по-особому. В консульти­ровании с клиентом происходит как бы «инсайт» — клиент переживает изменения, происходящие с ним, как результат его собственных усилий («Я сам все понял»).

Психологу-консультанту очень важно отметить этот момент изменения отношения клиента к своей пробле­ме. Он должен своевременно оказать психологическое воздействие на клиента с помощью специальных мето­дов. Методы воздействия, применяемые психологами разных школ в ходе психологического консультирова­ния, могут быть самые разные.

Исследование позволило выработать некоторые требования, которые следует соблюдать, формулируя желаемый результат. К ним относятся:

• конкретность цели (если цель очень велика, необходимо разбить ее на цепочку маленьких

целей, решение которых приведет к достиже­нию большой цели);

• позитивность цели (формулировка ее в терми­нах без употребления частицы «не». Например: «Я хотел бы иметь такую-то черту характера», а не «Я не хотел бы быть таким-то»);

• определение показателей достижения результа­та (следует ответить на вопросы: «Как узнать, что результат получен? Каковы объективные и субъ­ективные характеристики этого достижения? »);

• определение контекста результата («Когда и в каких условиях вы бы хотели чувствовать или вести себя в соответствии с предполагаемым результатом, а когда и в каких условиях — не хотели бы?»);

• определение осознаваемых резервов достиже­ния результата («Что в вашем характере может быть опорой достижения результата, что вы можете сделать уже сегодня, а что завтра, че­рез неделю, месяц и т. д.?»);

• гармоничность цели (ее непротиворечивость и взаимодополнение с другими личностно значи­мыми целями).

Четвертая стадия консультирования состоит в выработке альтернативных решений. На этой стадии происходит обсуждение с клиентом разных вариантов решения проблемы, поиск альтернатив для преодоления ригидности мышления и создания условий выбора среди альтернатив. Консультант, работая с альтернативными решениями, должен постоянно рефлектировать содер­жание своей профессиональной позиции и помнить о том, что «правильное» для него решение не обязательно является таковым для клиента.

Обычно на этом этапе клиент достаточно хорошо представляет себе, как его поведение и способы реа­гирования способствуют дестабилизации взаимоотно­шений. Но существуют ли позитивные варианты по­ведения в подобных ситуациях и каковы они — решить курсанту самостоятельно бывает трудно. В этом боль­шую помощь может оказать консультант, но, естест­венно, не предлагая конкретные советы и рекоменда­ции. Определить, что действительно будет работать может понять и оценить только сам человек. Роль психолога при решении этой задачи прежде всего состоит в том, чтобы помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы поведения, а затем, крити­чески оценивая их, выбрать тот вариант, который явля­ется наиболее подходящим.

Алгоритм обсуждения вариантов преодоления проблемы строится поэтапно:

— сообщение консультантом различных вариан­тов решения проблемы;

— мысли, ассоциации, идеи консультируемого по поводу предложенного способа;

— аргументы консультанта в виде информации, объяснения преимуществ и недостатков того или иного варианта;

— созревание к выбору консультируемого в ходе собственной вербализации отношения к вари­антам, взаимной аргументации и выслушивания мнения специалиста;

— самостоятельный выбор в виде решения, убеж­дения или тенденции последующей самостоя­тельной проработки вариантов после консуль­тирования.

Направленное воздействие на клиента осуществ­лялось следующими методами:

интерпретация (новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога) — психолог открывает клиенту альтернативное видение реальности, способствует изменению его настроения и поведения;

директива (указание) строго предписывает клиенту выполнение определенных действий, способствующих, по замыслу психолога, реше­нию проблемы клиента. Предполагается, что клиент выполнит указание;

совет (информация, домашнее задание, поже­лание, общие идеи о том, как действовать, ду­мать, вести себя) — психолог дает клиенту полезную информацию;

самораскрытие — психолог делится личным опытом и переживаниями, либо разделяет ны­нешние чувства клиента, при этом устанавли­вает раппорт;

обратная связь — позволяет клиенту понять, как его воспринимает психолог и окружающие;

— логическая последовательность — психолог

объясняет клиенту логические последствия его мышления и поведения «Если, то. », дает кли­енту точку отсчета для понимания своих пере­живаний и действий, позволяет предвидеть их результат;

пересказ — психолог повторяет сущность слов клиента и его мыслей, использует его ключе­вые слова, тем самым активизирует обсужде­ние, показывает клиенту уровень понимания его проблем;

отражение чувств — психолог поясняет эмо­циональную подоплеку ключевых фактов, по­могает открывать чувства;

резюме — психолог в сжатом виде повторяет основные факты и чувства клиента, проясняет направление беседы;

воздействующее резюме — используется в кон­це беседы, чтобы суммировать суждения пси­холога, чаще всего используется в комбинации с выводами и резюмирующими высказывания­ми клиента. Проясняет, чего психолог и кли­ент добились в ходе беседы.

Содержание пятой стадии консультирования состоит в обобщении психологом результатов взаи­модействия с клиентом по поводу проблемы. Задача психолога на данной стадии заключается в том, чтобы способствовать изменению мыслей, действий и чувств клиента в его повседневной жизни. Структурно пятый этап состоит из трех шагов: подведение итогов бесе­ды; обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с другим консультантом или с другими необходимыми специалистами; прощание психолога с клиентом.

В рамках первого шага важно добиться, чтобы консультант и клиент не просто пришли к некоторо­му совместному выводу или решению, но и уясне­ния того, как этот вывод или точка зрения были достигнуты в ходе беседы, то есть на каких конкрет­ных фактах из жизни клиента он основан. Забыва­ние, непонимание клиентом этого важнейшего мо­мента является одним из основных механизмов сопротивления психологическому воздействию, ко­гда казавшиеся замечательными идея или путь из­менения взаимоотношений вдруг начинают воспри­ниматься клиентом как необоснованное, непонятно откуда возникшее решение. Бывает также, что у самого клиента после посещения психолога возни­кает желание обсудить с кем-то происходящее, по­делиться новыми идеями и переживаниями, и тут оказывается, что вместо подробного и логичного рассказа человек, активно работавший во время приема, с трудом может вспомнить, о чем вообще был разговор.

Таких проблем можно с легкостью избежать, если в конце беседы консультант подведет ее итог, обоб­щит, о чем и зачем говорилось во время приема, выстроит основную логику сеанса. Пересказ содер­жания беседы должен быть действительно очень коротким, так как клиент может не запомнить его и только запутается, если он будет длиннее трех-четы­рех предложений.

Если у клиента есть вопросы, какие-то не вы­сказанные идеи и соображения, то краткое подведе­ние итогов беседы поможет ему их сформулировать, поэтому целесообразно предоставить клиенту воз­можность отреагировать на окончание беседы, выдер­жав хотя бы некоторую паузу после того, как итог подведен.

Второй шаг направлен на обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с другим консультантом или с другими необходимыми специа­листами. Подавляющее большинство клиентов, впер­вые обращающихся за психологической помощью, ориентированы на разовый прием. Безусловно, реально за один консультативный час можно сделать очень мало, но, во всяком случае, можно попытаться при­вить человеку вкус к размышлениям о себе и окру­жающих людях, веру в то, что работа с профессиона­лом может действительно помочь в решении личных проблем. Если на то нет каких-либо особых основа­ний, консультанту не следует настаивать на последую­щих встречах, достаточно, чтобы клиент знал о том, что возможность обращения за помощью существует, и даже в том случае, если серьезных проблем не возни­кает, всегда найдется нечто, о чем можно будет пого­ворить с психологом.

Третий шаг прощание с клиентом — во мно­гом ритуальный акт. Тем не менее оно не должно вы­глядеть формальным и у человека не должно возник­нуть ощущение, что, как только он выйдет за дверь, его образ полностью исчезнет из сознания консуль­танта. Клиента следует проводить до двери, по воз­можности сказать несколько теплых слов на проща­ние.

Следует избегать ситуации, когда в дверь, откры­тую для уходящего клиента, врывается другой. Та­кой поток может оттолкнуть тех, кому важны лич­ные доверительные отношения с профессионалом. Может случиться, что прием прошел не слишком удачно: клиент недоволен, выражает претензии. Не стоит бояться обсудить это с ним, можно сформули­ровать еще раз, с чем, с точки зрения психолога, связана неудовлетворенность, порекомендовать ему что-то.

Особенно важно, чтобы и в этом случае психолог оставался профессионалом до конца — был готов признать возможные ограничения своей компетен­ции, не вступал в излишние споры и пререкания и вежливо и достойно сумел завершить беседу. Быва­ет, что неудовлетворенный приемом человек неко­торое время спустя приходит к другому выводу, начинает с благодарностью вспоминать свой визит в консультацию.

Заканчивается консультация чаще всего домаш­ним заданием. При этом отмечается ответственность клиента за его выполнение и необходимость предос­тавления психологу отчетного материала. Это дела­ется в целях повышения ответственности клиента за изменения, происшедшие с ним во время консульта­ции и в ходе выполнения предлагаемых упражнений, которые могут быть связаны с его самосовершенст­вованием.

Анализ сложившейся практики ППК позволяет выявить основные ошибки и затруднения, возникаю­щие у психологов в процессе оказания психологиче­ской помощи (см. табл. 7).

Возможные ошибки психологов в ходе консультирования и пути их профилактики

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *