монархия как форма правления история и современность
Монархия как форма правления: история и современность
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:59, курсовая работа
Описание
Цель курсовой работы заключается в раскрытие изучаемой темы, именно «Монархия как форма правления: история и современность».
В рамках достижения поставленной цели мной сформулированы следующие задачи:
1. Описать понятие, историческое развитие и виды правления;
2. Определить понятие, история и характерные черты монархии;
3. Определить сущность монархии;
4. Выявить достоинства и недостатки монархии;
5. Отразить монархические государства современности.
Содержание
Введение 3
Глава 1.Понятие, историческое развитие и виды правления 4-5
Глава 2. Общая характеристика монархии 6-10
2.1 Понятие, история и характерные черты монархии 11-12
2.2 Сущность монархии 13-16
2.3 Преимущества и недостатки монархии 17-21
Глава 3. Виды монархического правления 22-23
3.1 Монархические государства современности 22-24
Заключение 25-26
Библиография 27
Работа состоит из 1 файл
Курсовая.Монархия как форма правления.doc
Таким образом, монархия как форма правления – это сложный конгломерат власти, юридических основ её организации и осуществления, социально-психологического состояния общества.
Современный мир насчитывает немало государств с монархической формой правления. В некоторых государствах политические лидеры, носящие иные наименования, фактически также обладали властью и статусом монарха. Кроме того, наследственный характер власти при монархии обеспечивает легитимность каждого нового монарха, представляет весьма стабильный и удобный способ перехода власти, «работает» на спокойствие, сплоченность соответствующего общества в критических ситуациях. Монархия – традиционная у многих народов система организации и осуществления власти, к которой привыкли, которую уважают, которая, наконец, полезна до такой степени, что может реставрироваться неоднократно после революционных перемен, её устраняющих.
2.2 Сущность монархии
Монархия наряду с республикой является одной из двух форм правления. Власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. Во всех монархических странах монарх является по закону неприкосновенной особой и никакой ответственности не подлежит. В разных странах монарх носит различные названия: король – в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии, султан – в Малайзии, Брунее, Омане, эмир – в Кувейте, ОАЭ, великий герцог – в Люксембурге, князь – в Лихтенштейне.
Престолонаследие – переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении мужского потомства.
В некоторых арабских странах существует так называемая «клановая» форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.
Другой важной формой правления является регентство – временное коллегиальное или единоличное осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае временного отсутствия монарха, его продолжительной болезни, малолетства.
В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.
В династической монархии действует строгий принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну или от брата к брату, так было на Руси.
Гораздо чаще нам встречается родовая монархия, где действовал принцип принадлежности к царскому роду. Царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.
Особая разновидность монархии выборная, сочетающая элементы монархии и республики. Выборная монархия была и в Византии. Она не является редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. В настоящее время выборная монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.
2.4 Преимущества и недостатки монархии
Конечно, монархия не решает автоматически все социальные, экономические и политические проблемы. Но, тем не менее, она может предоставить известную долю стабильности и равновесия в политической, социальной и национальной структуре общества. Вот почему от монархии не спешат избавляться даже те страны, где она существует исключительно номинально, скажем Канада или Австралия. Политическая элита этих стран в большинстве своем понимает, насколько важно для равновесия в обществе, чтобы верховная власть была закреплена в одних руках и политические круги не вели за нее противостояние, а работали во имя интересов всей нации.
Более того, исторический опыт показывает, что лучшие в мире системы социального обеспечения построены именно в монархических государствах. И речь идет не только о монархиях Скандинавии, где даже советский агитпроп в монархической Швеции сумел отыскать вариант «социализма с человеческим лицом». Такая система выстроена в современных странах Персидского залива, где нефти зачастую намного меньше, чем на некоторых месторождениях РФ. Несмотря на это, за 40-60 лет со времени обретения независимости странами Персидского залива, без революций и гражданских войн, проведения либерализации всего и вся, без утопических социальных экспериментов, в условиях жесткой, порой абсолютистской, политической системы, при отсутствии парламентаризма и конституции, когда все недра страны принадлежат одной правящей семье, из бедных бедуинов, пасущих верблюдов, большинство подданных ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейта и других сопредельных государств, превратились во вполне состоятельных граждан. Не углубляясь в бесконечные перечисления преимуществ арабской социальной системы, можно привести всего несколько штрихов. Любой гражданин страны имеет право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе и те, которая оказывается в любой, даже самой дорогой, клинике, расположенной в какой угодно стране мира. Также любой гражданин страны имеет право на бесплатное обучение, вкупе с бесплатным содержанием, в любом высшем учебном заведении мира (Кембридж, Оксфорд, Йель, Сорбонна). Молодым семьям за счет государства предоставляется жилье. Монархии Персидского залива являют собой подлинно социальные государства, в которых созданы все условия для поступательного роста благосостояния населения.
Обратившись из цветущего Кувейта, Бахрейна и Катара на их соседей по Персидскому заливу и Аравийскому полуострову, отказавшихся в силу целого ряда причин от монархии (Йемен, Ирак, Иран), мы увидим разительное отличие во внутреннем климате этих государств.
ТГП курсовая. Монархия как форма правления история и современность
«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА»
Факультет дистанционного обучения
по дисциплине «Теория государства и права»
на тему: «Монархия как форма правления: история и современность»
Тартынский Антон Александрович
Преподаватель:
2016г.
Содержание
1) Понятие и идея монархии
2) Достоинства и недостатки монархии
3) Исторические формы монархии
4) Монархия в современности
Понятие и идея монархии
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху и в первую очередь обусловлена традициями передачи власти.
Монархия является одной из двух форм правления, второй же является республика. Власть монарха обычно прекращается только с его смертью и передается по принципу престолонаследия.
Престолонаследие – это переход власти монарха от одного представителя царствующей династии к другому в законном порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Первая из них, салическая, сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины не участвуют в процессе престолонаследия. Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: например, младший брат исключает старшую сестру. Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам преимущество во всех линиях родства. Женщины наследуют престол лишь при отсутствии возможности передать право правления мужчине.
В ряде арабских стран используется клановая форма престолонаследия, при которой наследника избирает правящая семья.
Еще одной примечательной формой правления является регентство – временное осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае временного отсутствия, продолжительной болезни, или малолетства монарха.
В зависимости от принципа наследования власти монархия бывает династической, родовой и выборной.
В династической монархии существует важный принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну или от брата к брату, как это было на Руси.
Гораздо более распространенной являлась родовая монархия, где действовал принцип принадлежности к царскому роду. Царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически становился наследником престола.
Особая разновидность монархии – выборная, она сочетает элементы монархии и республики. Выборная монархия была, например, в Византии. Она не является редкостью. Так, в Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а спустя год этот совет снова подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. В настоящее время выборная монархия также существует и в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.
Достоинства и недостатки монархии
Одним из самых значимых достоинств монархии является возможность сохранять неформальную форму отношений монарха и подданного. Из-за этого монархия считается более действенным символом единства. Грамотно устроенная монархия может быть символом единства многонационального государства, в том числе империи. Монархия также может являться символом общественной стабильности и единства всей нации.
Другим важным достоинством монархии является возможность принятия экстренного решения в случаях, когда нет времени на обсуждение.
Главный недостаток династической монархии заключается в случайности рождения. При династическом наследовании нет гарантии, того что не родится умственно неполноценный, больной, или же просто неспособный, неталантливый наследник. Зачастую династические наследники являли собой противоположность своим родителям. Например, во время царствование Екатерины II и ее сына Павла. Екатерина царствовала, сосредоточив вокруг себя все величие. Павел же был полной противоположностью своей матери.
Другим широко распространенным недостатком монархии считается фаворитизм, то есть склонность к выдвижению любимцев. На Руси во второй половине XVIII века фаворитизм стал почти государственным учреждением.
Исторические формы монархии
Монархия как форма правления весьма неоднородна и на протяжении веков показывала свою гибкость и изменчивость, благодаря которым ей и удалось “выжить” в современных высокоразвитых демократических государствах. Рассмотрим самые древние разновидности монархий.
Патриархальная монархия (традиционная)
Данный вид монархии характерен для традиционных обществ и происходит из развития семейных принципов (монарх при традиционной монархии воспринимается как отец своих подданных).
Патриархальная монархия, так же как и сакральная имеет один древний обычай – принесение царской жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву во имя спасения своего народа. Мифологическое наследие данного обычая изложено в классическом труде Р. Грейвса «Греческая мифология». Он пишет, что память о жертвоприношении царя достигла времен греческой и римской цивилизаций, но уже в замещенной форме (т.е. сохранились символические обряды).
Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась в сознании людей в течение тысячелетий, наилучшим образом подтверждает царская жертва Иисуса Христа – именно так она и воспринимается в христианском богословии.
Многовековая история сакральных монархий привела к тому, что любая монархическая власть стала проявлять черты сакральной: сложился принцип священности особы царя и даже королевской крови. Так, в Средневековье во Франции королевская кровь считалась настолько священной, что даже не законнорожденные королевские потомки признавались принцами крови. Среди них бывали и очень достойные люди. Для монархической традиции такие особенности не свойственны.
Деспотическая монархия была представлена в Ассирии, Армении Древности и Раннего Средневековья, а также в Тюркской и Монгольской Орде.
Для восточно-арийских обществ характерно включение царя не в высшее сословие, а в воинское.
В западной традиции сословных обществ, напротив, монарх был надсословен. Даже в обществах, где аристократия была сильнее монархии, царский род все равно выделялся и обособлялся.
Точно так же в традиции домонгольской Руси князья являлись отдельным сословием, обособленным от боярской аристократии.
Для сословных обществ монархия полезна тем, что монархический принцип позволяет сделать главу государства надсословным, а следовательно, назначить судьей в случае конфликтов между разными сословиями.
В разное время отечественной истории мы можем наблюдать у нас сословную монархию. С созданием единой России мы перешли к сословно-представительному виду монархии.
Распространенно мнение историков, согласно которому сословное представительство, а вместе с ним и сословно-представительные монархии, складываются в процессе борьбы государств за объединение против феодальной раздробленности. Часто встречаются упоминания, в основном характерные для Западной Европы, что короли боролись с крупными феодалами, опираясь на парламент мелкого дворянства и горожан.
Абсолютная монархия является разновидностью монархической формы правления, для которой характерны юридическое и фактическое сосредоточение всей полноты государственной и духовной власти в руках монарха.
Для больших государств свойственна монархия либо с аристократией, либо с демократией. Если же они отсутствуют, то неизбежна монархия с бюрократией. Так, Франция в качестве бюрократического государства была лидером Западной Европы. В 17 столетии она стала страной классического абсолютизма.
Абсолютная монархия связана с антихристианскими тенденциями эпох Возрождения и Просвещения. Тогда существовал просвещенный абсолютизм, при котором на троне сидел абсолютный монарх, но все решения он принимал при помощи одного из помощников-просветителей.
В эпоху Просвещения существовал принцип общественного договора. Его суть заключалась в том, что в интересах дворянства или других сословий полномочия навсегда делегируются государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип был использован в абсолютизме.
В настоящее время в мире существует 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но они не изменили абсолютного характера монархий.
Конституционная монархия, которую еще называют ограниченной, является самостоятельной разновидностью монархической формы правления, при которой власть правителя ограничивается конституцией, имеется выборный орган законодательной власти – парламент, а также независимые суды. Впервые такая монархия возникла в конце 17 века в Великобритании в результате буржуазной революции. Характерными чертами данного вида монархии являются контрасигнатура и цивильный лист.
Контрасигнатура – это скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, которое означает, что полную ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. С формальной точки зрения она объясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за свои действия. Контрасигнатура была введена в Англии в начале 18 века в качестве средства ограничения королевской власти. Именно появление контрасигнатуры можно считать окончательной победой конституционной монархии в разных странах.
Дуалистическая монархия является переходной стадией от абсолютной монархии к парламентарной. Власть монарха в дуалистической монархии ограничена конституцией. При дуалистической монархии правительство должно нести ответственность как перед монархом, так и перед парламентом, но, как правило, реально подчиняется, только монарху. Именно дуалистическая монархия существовала в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918). В наше время дуалистическая монархия установлена в Малайзии, Марокко, Таиланде, Иордании и Непале.
Парламентарная монархия является более прогрессивным видом конституционной монархии. Характеризуется она тем, что монарх только формально выполняет свои функции. Реально же он не может самостоятельно воспользоваться своими полномочиями. Все акты монарха обязаны быть одобрены министрами. В некоторых парламентарных монархиях, например в Японии, монарх даже по закону не имеет никаких значимых полномочий.
Монархия в современности
Монархические дома Европы и Русская Православная Церковь признают законной наследницей престола великую княгиню Марию Владимировну. Так, за заслуги перед Церковью и Россией, Патриарх Алексий II вознаградил ее первым Орденом Святой Ольги. Основными организациями, которые поддерживают великую княгиню, являются Российский Имперский Союз-Орден, Российское Дворянское Собрание и Движение «За Веру и Отечество».
В других странах СНГ
Грузия является страной с самыми ярко выраженными монархическими тенденциями в СНГ. Так, 8 февраля 2009 года в Тбилиси, состоялось венчание представителей двух ветвей царского рода Багратиони – Давида Багратиони-Мухранского и Анны Багратиони-Грузинской (Картли-Кахетинской). Бывший президент Грузии Михаил Саакашвили нередко заявлял о своей принадлежности к роду Багратиони.
В Украине также есть монархические тенденции, представленные политическими партиями «Украинский союз монархистов», «Союз Великоукраинцев» и некоторые другие.
В Беларуси официально запрещены политические партии, стремящиеся изменить существующий конституционный строй. Соответственно, это касается и монархических организаций. Нелегально организует деятельность Литвинская Национально-Монархическая Партия, но она слишком малочислена и не имеет большой поддержки в народе. Помимо этого, руководители партии находятся в Литве, что является значительным препятствием в сотрудничестве между ее членами.
Практически во всех европейских республиках, в которых когда-либо была установлена монархическая форма правления, имеют представительство монархические партии. Аналогично, в монархиях Европы существуют республиканские тенденции. Так, в Великобритании социалистические организации предлагают ввести должность президента вместо должностей короля, королевы и Принца Уэльского, а само Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии переименовать в Британскую Федерацию. С 1997 года находящаяся у власти Лейбористская партия начала проводить реформы, направленные на снижение роли традиций и постепенное развитие демократии. За эти идеи их обвиняют консерваторы в отступлении от монархии.
Вопросы о восстановлении республики поднимаются и в Испании, где некоторые партии хотят обсудить такую возможность на референдуме.
На данный момент Европейскими монархиями являются: Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция.
В Китае, Лаосе, Вьетнаме и КНДР монархические взгляды диссидентов ( людей, чьи взгляды, радикально расходятся с общепринятыми) связаны с антикоммунистическими настроениями.
В Камбодже через 14 лет после свержения маоистов была восстановлена монархия.
В Непале монархия была свергнута в 2007—2008 гг., а в Бутане, напротив, в 2008 году закончился переход от абсолютной монархии к конституционной. В Таиланде в 2013 году в ответ на попытку правительства ограничить силу монархии начались антиреспубликанские протесты на всей территории страны. Впоследствии началась гражданская война.
Монархические тенденции сильны в исламских странах.
Существующие в наше время монархии Азии: Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония.
В Америке и Океании
Монархическое представительство имеется и в странах Америки и Океании. Такими странами являются: Австралия, Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, Гренада, Канада, Новая Зеландия, Острова Кука, Папуа – Новая Гвинея, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия, Соломоновы Острова, Тувалу, Ямайка.
В последнее десятилетие процесс распространения республики заметно замедлился. Государства, в которых установлена монархическая форма правления, не спешат расставаться со своими нормами и традициями. Напротив, во многих странах, где давно уже установлена республика, усиливается ностальгия по монархической системе. Многие люди видят в ней стабильность, которая достигается благодаря преемственности политической власти, которой не всегда хватает молодым демократиям. К таким демократиям относятся Румыния, Болгария, а в какой-то степени и России. В некоторых странах, где происходила гражданская война, на монархию надеются, как на примирительную точку, которая объединит весь народ. С такой целью впервые за многие годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г.
Данная тема курсовой работы была раскрыта путем определения идеи, целей и понятия монархии, выявления недостатков и достоинств монархии как формы правления. Помимо этого, в ходе работы мы проанализировали исторические разновидности монархий: патриархальную (традиционную), сакральную, деспотическую, сословно-представительскую, абсолютную, конституционную, дуалистическую и парламентскую.
Далее мы пронаблюдали за монархическими государствами современности по всему миру. Как выяснилось, таких стран сегодня немало, и, несмотря на то, что монархия находится на сегодняшний день в состоянии упадка по сравнению с другими историческими этапами, тем ни менее, она не стоит под угрозой.
Монархия как форма правления: история и современность
Понятие, сущность, исторические формы развития монархии, ее теоретические основы, достоинства и недостатки как формы государственного правления. Монархические государства современности, их характеристика на примере конституционной монархии Англии.
МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
по дисциплине: «Теория государства и права»
на тему: «Монархия как форма правления»
выполнил: студент гр.
г. Юбилейный, 2009 г.
Выбранная мною тема «Монархия как форма правления: история и современность» очень актуальна на сегодняшний день.
В первую очередь тем, что монархия как форма правления существует уже много веков, и многие страны, имеющие монархов, не намерены менять форму правления, дорожа своими традициями и исторически сложившимися институтами.
Во-вторых, данная тема была раскрыта многими философами и политологами различных времен. Первым из них был Аристотель, который выделял монархию как одну из трех наилучших форм правления.
Кроме того, монархия имеет интересную схему развития, которую можно представить (с некоторыми оговорками) следующим образом. Исторически первой была раннефеодальная монархия, за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся затем в монархию абсолютную. В результате буржуазно-демократических революций абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией конституционной (также называемой ограниченной). Конституционная монархия, в свою очередь, прошла две фазы развития: от дуалистической монархии до парламентской. Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого института.
Объектом данной курсовой работы являются формы государственного управления.
В качестве примера данной курсовой работы выступает монархия как форма государственного управления.
Цель курсовой работы заключается в раскрытие изучаемой темы, именно «Монархия как форма правления: история и современность».
В рамках достижения поставленной цели мной сформулированы следующие задачи:
1. Определить понятие и сущность монархии;
2. Описать исторические формы развития монархии;
3. Выявить достоинства и недостатки монархии;
4. Описать современную монархию на примере конституционной монархии Англии;
5. Отразить монархические государства современности.
Глава I. Теоретические основа монархи как формы правления
1.1 Понятие и сущность монархии
Монархия наряду с республикой является одной из двух форм правления, известных теории государства и права. Власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия.
В некоторых арабских странах существует так называемая «клановая» форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.
В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.
В династической монархии действует строгий принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну или от брата к брату, как это было на Руси.
Гораздо чаще нам встречается родовая монархия, где действовал принцип принадлежности к царскому роду. Царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.
1.2 Исторические формы развития монархии
Монархия как форма правления весьма неоднородна и показала на протяжении веков свою гибкость и изменчивость, благодаря которым ей и удалось “выжить” в современных высокоразвитых демократических государствах. Рассмотрим самые древние разновидности монархий.
Патриархальная монархия (традиционная)
Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из развития семейного принципа (традиционный монарх воспринимается как отец своих подданных).
Классическими деспотическими монархами были ассирийский царь, армянский царь Древности и Раннего Средневековья, а также хан тюркской или монгольской орды (выборный деспотический правитель).
Напротив, в западной традиции сословных обществ монарх был надсословен. Можно даже предполагать, что в ахейских обществах аристократия была сильнее монархии, и все же царский род выделялся и обособлялся.
Надо отметить, что сословным обществам монархия безусловно полезна, потому что монархический принцип позволяет главу государства сделать надсословным, а следовательно, сделать арбитром в случае межсословных конфликтов.
Распространенно мнение историков, что сословное представительство и тем самым сословно-представительные монархии складываются в процессе борьбы за объединение государств против феодальной раздробленности. Нередко встречаются упоминания (это характерно для Западной Европы), что короли боролись с крупными феодалами, опираясь на парламент мелкого дворянства и горожан (бюргеров).
Принцип абсолютизма генетически связан с тремя заметными историческими явлениями: с бюрократизацией, отходом от христианских основ и этатизмом.
Большому государству свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с демократией. Если же они отсутствуют то, неизбежна монархия с бюрократией. Франция в качестве бюрократического государства была лидером Западной Европы. В XVII столетии она стала страной классического абсолютизма.
Абсолютная монархия связана с антихристианскими тенденциями эпохи Возрождения, а эпоха Просвещения вся была посвящена дехристианизации западноевропейской культуры. Существовал так называемый «просвещенный абсолютизм», который означает лишь одно: на троне сидит абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один из просветителей.
В эпоху Просвещения существовал принцип общественного договора в варианте Т. Гоббса (принцип Левиафана). Суть его в том, что в интересах дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип был реализован в абсолютизме.
В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар. В последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий.
Контрасигнатура представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. Формально она объясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за свои действия. Контрасигнатура была введена в Англии в начале XVIII века как эффективное средство ограничения власти короля. Именно появление контрасигнатуры можно считать моментом окончательной победы конституционной монархии в Англии, как и в других странах.
Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Власть монарха ограничена конституцией. При дуалистической монархии правительство несет формально двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. Именно как дуалистическую монархию можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918). В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.
1.3 Достоинства и недостатки монархии как формы государственного управления
Одним из важных достоинств монархии является возможность принятия оперативного решения в тех случаях, когда времени на обсуждение просто нет.
Еще одним широко распространенным недостатком монархии является фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. На Руси во второй половине XVIII века фаворитизм стал почти государственным учреждением.
Глава II. Монархические государства
2.1 Конституционная монархия Англии
Англия как пример современной монархии была выбрана мной не случайно, а по ряду причин.
Во-первых, это наиболее яркий и традиционный пример конституционной монархии на сегодняшний день.
Во-вторых, Англия обладает историей установления конституционной монархии, которая в полной мере отражает развитие данного вида монархии.
Установление в Англии конституционной монархии
Стремление Карла II и его преемника Якова II восстановить абсолютизм, а также симпатии монархов к католицизму вызвали широкое недовольство в стране. Реставрация лишь ускорила распад традиционных форм, восстановление которых было заведомо обречено на неудачу.
Определенным успехом оппозиции в борьбе с проявлениями королевского произвола стало принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Habeas Corpus Act) 1679 г. Закон был призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, но приобрел более общее значение. Он упростил и упорядочил процедуру получения судебного приказа о предварительной доставке арестованного лица в суд для решения вопроса о пребывании под стражей. Любой подданный, задержанный за «уголовное или считаемое уголовным» деяние (исключая государственную измену и тяжкое уголовное преступление), имел право лично или через представителей обратиться в суд с письменной просьбой выдать приказ » Habeas Corpus «, адресованный должностному лицу (шерифу, тюремщику), в ведении которого находился арестованный. Получив приказ » Habeas Corpus «, шериф или тюремщик были обязаны в установленный законом срок доставить заключенного в суд с указанием истинных причин ареста. После рассмотрения копии предписания об аресте и выяснения мотивов задержания судье предписывалось освободить арестованного под денежный залог и поручительство с обязанностью явиться в суд в ближайшую сессию для рассмотрения дела, по существу. Исключение составляли случаи, когда лицо было арестовано в законном порядке за деяния, при которых по закону оно не могло быть взято на поруки. Кроме того, если лицо было арестовано за государственную измену или тяжкое уголовное преступление, » Habeas Corpus » не выдавался. В этом случае действовала особая процедура подачи петиции о разборе дела и освобождении на поруки.
Лицо, освобожденное по приказу » Habeas Corpus «, нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать до суда за то же преступление. Запрещалось также переводить задержанного из одной тюрьмы в другую и содержать без суда и следствия в тюрьмах заморских владений Англии.
Закон предусматривал ответственность должностных лиц, судей за неисполнение его предписаний: высокие штрафы в пользу заключенного и освобождение от должности.
Акт 1679 г. наряду с Великой хартией приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии, содержащих ряд принципов справедливого и демократического правосудия: презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с «надлежащей судебной процедурой» и по месту совершения проступка. В то же время можно отметить и историческую ограниченность этого закона. Во-первых, ущемлялись права лиц, обвиненных в тяжких уголовных преступлениях или соучастии в них. Во-вторых, для освобождения на поруки до суда требовался денежный залог, сумма которого могла быть очень значительной. В-третьих, действие закона могло быть приостановлено парламентом, что впоследствии неоднократно происходило на практике.
1) Билле о правах 1689 г.
2) Акт об устроении 1701 г.
Акт об устроении, именуемый также Законом о престолонаследии, устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения прерогатив законодательной и исполнительной власти. Лица, вступившие на английский трон, обязаны были присоединиться к англиканской церкви. Дальнейшее ограничение королевской прерогативы выразилось в том, что судьи, назначаемые короной, могли оставаться на своих постах, «пока ведут себя хорошо», и отстранялись от должности только по представлению обеих палат парламента. Чтобы уменьшить влияние короны на деятельность палаты, запрещалось совмещение членства в палате общин с занятием должности королевского министра (это положение было вскоре отменено). Акт предусмотрел правило, согласно которому все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи соответствующих королевских министров (контрасигнатура), по совету и с согласия которых они приняты. Важным установлением было лишение короля права помилования своих министров, осужденных парламентом в порядке импичмента.
Таким образом, на рубеже XVII—XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие институты буржуазного государственного права: верховенство парламента в области законодательной власти, признание за парламентом исключительного права вотировать бюджет и определять военный контингент, а также принцип несменяемости судей. Вместе с тем законодательство XVII—XVIII вв. не решило окончательно вопрос о взаимоотношениях властей. Дуализм власти продолжал сохраняться: не случайно государственный строй Англии XVII—XVIII вв. обычно определяется как дуалистическая монархия. Королевская прерогатива не была по-прежнему законодательно определена. Король сохранял право абсолютного вето в отношении законопроектов, прошедших через парламент, безраздельное право на формирование своего правительства и осуществление с его помощью своей политики. Представление о триедином парламенте (король и две палаты) оставалось теоретически неизменным. Никакой ответственности перед парламентом король не нес, как не несли политической ответственности ни Правительство Его Величества, ни так называемый кабинет, который выделился из Тайного совета в составе коллегии из 5—7 наиболее важных министров-советников короля.
Монарх продолжал оставаться главой государства, но постепенно превращался фактически лишь в номинального главу исполнительной власти. Первые прецеденты, способствующие этому, возникли уже в первые десятилетия XVIII в., особенно при королях Ганноверской династии (с 1714 г.). Право короля отвергать законы, принятые парламентом (абсолютное вето), перестало применяться с 1707 г. Король Георг (1714—1727), не знавший английского языка, перестал являться на заседания кабинета, что повлекло за собой важные политические последствия. Прежде всего такое «отчуждение» короля от кабинета способствовало сосредоточению функций по руководству кабинетом в руках его, премьер-министра. Кабинет стал действовать от имени «Его Величества», но практически самостоятельно. Положение монарха в дальнейшем было определено максимой, гласившей, что «король царствует, но не управляет». Правда, влияние монарха на политику кабинета нередко бывало очень значительным, а фактически утраченные королем прерогативы юридически до сих пор остаются в его распоряжении, и отдельные короли пытались их использовать не только в XVIII, но и в XIX в. И все же это стало исключением, а не практикой, «резервом» на случай чрезвычайной ситуации.
Параллельно с концентрацией названных прерогатив монарха в руках кабинета решался вопрос об ответственности исполнительной власти перед парламентом. Теперь эта ответственность могла быть перенесена с короля на его министров. Первым шагом к возникновению новой системы взаимоотношений кабинета и парламента были акты 1705— 1707 гг. о должностях, которые, отменив соответствующие положения Акта 1701 г., открыли министрам возможность избираться в нижнюю палату парламента и тем самым представлять в ней кабинет. В 1708—1715 гг. стал утверждаться принцип формирования кабинета на однопартийной (тори или виги), а не на смешанной основе. Все более типичной становилась ситуация, когда кабинет не мог долгое время находиться у власти, не имея поддержки (доверия) большинства в палате общин, и победившая на выборах партия, имеющая такое большинство, формировала кабинет, а другая образовывала в парламенте организованную оппозицию и так называемый «теневой кабинет». В конце XVIII в. начинают устанавливаться еще два важных правила. В случае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (солидарная ответственность), либо мог распустить палату общин и назначить новые выборы.
Таким образом, в течение XVIII в. в принципе сформировались такие черты будущей системы британского парламентаризма, как «партийное правление» и регулярная смена кабинета в зависимости от одобрения его политики в палате общин. Однако многие из этих черт еще не приобрели законченного выражения, а роль королевской власти и аристократической палаты лордов оставалась весьма значительной. Дальнейшее развитие парламентаризма было невозможно, пока сама система формирования нижней палаты парламента имела феодальный характер и обеспечивала джентри командные посты в руководстве обществом. Унаследованная от эпохи феодализма и восстановленная в период реставрации монархии система представительства в парламенте позволяла многочисленным «гнилым местечкам» с незначительным числом жителей посылать в палату, общин депутатов, фактически назначавшихся местным лендлордом. В то же время крупные города, выросшие в период промышленного переворота, вообще не имели своего представительства. Активным избирательным правом со времен сословно-представительной монархии обладали в графствах только фригольдеры с 40 шиллингами годового дохода. Что же касается права быть избранным, то здесь имущественный ценз был неимоверно высоким. По Акту 1710 г. пассивным избирательным правом наделялись лица, которые имели от земельной (недвижимой) собственности доход, в размере 600 ф. ст. в год в графствах и 300 ф. ст. в городах. Изменить такую избирательную систему были призваны избирательные реформы XIX в.
Избирательные реформы и дальнейшая эволюция формы государства
Реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределением депутатских мест предусмотрела дальнейшее расширение избирательного корпуса, необходимое в новых условиях двухпартийного соперничества. Избирательное право в городах было распространено не только на собственников, но и на нанимателей (арендаторов) квартир, если стоимость найма составляла не менее 10 ф. ст. в год. Это увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза.
В период избирательных реформ 30—60-х гг. XIX в. произошла организационная перестройка двух главных партий. Виги окончательно стали партией промышленной буржуазии, отстаивавшей принципы либерализма. Тори выражали интересы преимущественно землевладельческой аристократии и финансовой верхушки. Партии стали теперь называться «либеральная» и «консервативная». В связи с введением порядка регистрации избирателей возникли партийные организации вне парламента «для содействия регистрации». Была централизована предвыборная деятельность
партий, упорядочена процедура выдвижения кандидатов, усилена партийная дисциплина голосования в парламенте. В 1867—1868 гг. был основан Национальный союз консерваторов, а в 1877 г. возникла Национальная федерация либералов. Поскольку организация выборов окончательно перешла от правительства к партиям, принцип партийного правления получил свое окончательное оформление, так как выборы вели к смене кабинета.
Развитие парламентарной монархии сопровождалось перестройкой аппарата управления в центре и на местах, Прежние коронные должности были преобразованы в министерские, хотя и сохранили старые названия. Так, премьер-министр официально именовался первым лордом казначейства и руководил кабинетом и министерством финансов. Лорд-канцлер возглавлял судебную систему и председательствовал в палате лордов. В конце XVIII в. в Великобритании оформились три главных министерства: внутренних дел, иностранных дел и военное.
В XVIII—XIX вв. наряду с эволюцией формы правления и политического режима произошли изменения в государственном устройстве страны. После оформления так называемых уний с Шотландией (1707) и Ирландией (1801) английский парламент распространил свою власть на всю территорию Британских островов. Указанные регионы получили определенное количество мест для своих депутатов в британском парламенте. Кроме того, Шотландия сохранила собственную правовую и судебную системы, а также пресвитерианскую церковь. С 1801 г. новое государственное образование получило название Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии.
2.2 Монархические государства современности В списках представлены монархии на 30 августа 2008 года
На Украине также есть монархические тенденции. Сторонниками монархии являются партии «Украинский союз монархистов», «Союз Великоукраинцев» и некоторые другие.
Почти во всех европейских республиках, когда-либо бывших монархиями, существуют и имеют некоторое влияние монархические партии. В то же время в европейских монархиях есть сильные республиканские тенденции. В Великобритании ряд социалистических организаций предлагают упразднить должности короля/королевы и Принца Уэльского и ввести должность президента, переименовать Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии в Британскую Федерацию.
С 1997 года находящаяся у власти Лейбористская партия начала реформы, снижающие роль традиций и постепенно развивающие демократию. За это консерваторы обвиняют их в отступлении от идей монархии. В Испании также существуют партии, которые предлагают вынести на референдум вопрос о восстановлении республики.
В странах, которые с момента образования до настоящего времени были республиками (Швейцария, Словакия, Сан-Марино), вопрос о введении монархической формы правления не ставится.
Монархисты сильны в исламских странах.
В Китае, Вьетнаме, Лаосе и КНДР монархические взгляды диссидентов связаны с антикоммунизмом. В Камбодже после свержения маоистов через 14 лет была восстановлена монархия.
В Непале в 2007—2008 гг. монархия была свергнута, в Бутане республиканцы также готовят революцию. В Таиланде в ответ на попытку ограничить монархию начались антиреспубликанские выступления по всей стране. Впоследствии началась гражданская война.
Ныне существующие монархии Азии:
Монархические дома Европы и Русская Православная Церковь, безусловно признают Главой Дома Романовых и законной наследницей престола великую княгиню Марию Владимировну. Так, Великая Княгиня Мария Владимировна за заслуги перед Церковью и Россией получила от Патриарха Алексия II первой Орден Святой Ольги. Основными поддерживающими великую княгиню организациями являются Российский Имперский Союз-Орден, Российское Дворянское Собрание и Движение «За Веру и Отечество».
Также в мире существуют и монархические государства Америки и Океании.