монастырь в курковицах история

Пчелы, виноград и Достоевский

монастырь в курковицах история. Смотреть фото монастырь в курковицах история. Смотреть картинку монастырь в курковицах история. Картинка про монастырь в курковицах история. Фото монастырь в курковицах история

ОСТАНОВКА В ПУСТЫНЕ

монастырь в курковицах история. Смотреть фото монастырь в курковицах история. Смотреть картинку монастырь в курковицах история. Картинка про монастырь в курковицах история. Фото монастырь в курковицах история

Монахини Феофания (Сметанина) (слева) и Иоанна (Борисова) — единственные насельницы Пятогорской обители

монастырь в курковицах история. Смотреть фото монастырь в курковицах история. Смотреть картинку монастырь в курковицах история. Картинка про монастырь в курковицах история. Фото монастырь в курковицах история

Храма Тихвинской иконы Божией Матери пока не коснулась рука реставратора

В этом корпусе когда-то размещалась контора совхоза, потом жили самоселы-бродяги, потом не было ничего: вместо окон — тряпки, вместо отопления — газеты в щелях, много-много крыс. За главным корпусом — дикое пространство, заросшее кустарником, травой, молодыми деревьями. Чуть правее — одичавший яблоневый сад, чуть левее — то, что когда-то было парком. Окраины монастырской земли заняты местными жителями, застроены сараями. Нет электричества, нет канализации, и — никаких прав и документов на строения и земли.

ЗА СТЕНОЙ

монастырь в курковицах история. Смотреть фото монастырь в курковицах история. Смотреть картинку монастырь в курковицах история. Картинка про монастырь в курковицах история. Фото монастырь в курковицах история

В проеме монастырских ворот совсем недавно установили железные створки

Нелегко было местным жителям привыкнуть к мысли, что на месте привычной помойки зарождается что-то совсем незнакомое, совсем иная жизнь. Но когда с пустыря был снят 70-сантиметровый «культурный слой» всякого хлама, когда во дворе выросли грядки и дорожки, когда парк был расчищен и огорожен сеткой-рабицей, когда главный корпус приобрел более или менее жилой вид, неприязнь сменилась осторожным любопытством, а затем и деятельным участием.

монастырь в курковицах история. Смотреть фото монастырь в курковицах история. Смотреть картинку монастырь в курковицах история. Картинка про монастырь в курковицах история. Фото монастырь в курковицах история
Монахиня Феофания выполняет административные функции, а на монахиню Иоанну ложится большая часть хозяйственных хлопот

Конечно, классических трудников — тех, что получают дневное пропитание и находятся в послушании у настоятельницы, в обители нет. Но в последнее время всё же подтягиваются молодые помощники из местных. Потому что видят: всё не так, как обычно на сельских приходах, где священник служит раз в неделю, а в остальное время храм закрыт. Здесь, в Курковицах, Церковь всегда рядом, монастырь живет всё заметнее, его облик меняется. И тем, кому не верилось в перемены, теперь верится.

ГОСПОДЬ КАК ПРОРАБ

История Пятогорского Богородицкого женского монастыря

монастырь в курковицах история. Смотреть фото монастырь в курковицах история. Смотреть картинку монастырь в курковицах история. Картинка про монастырь в курковицах история. Фото монастырь в курковицах история

Пятогорский монастырь будет рад любой помощи!

монастырь в курковицах история. Смотреть фото монастырь в курковицах история. Смотреть картинку монастырь в курковицах история. Картинка про монастырь в курковицах история. Фото монастырь в курковицах история

Н а месте уничтоженного в советское время монастырского кладбища установлен памятный крест с именами всех погребенных здесь сестер.

Источник

Монастырь в курковицах история

монастырь в курковицах история. Смотреть фото монастырь в курковицах история. Смотреть картинку монастырь в курковицах история. Картинка про монастырь в курковицах история. Фото монастырь в курковицах история

монастырь в курковицах история. Смотреть фото монастырь в курковицах история. Смотреть картинку монастырь в курковицах история. Картинка про монастырь в курковицах история. Фото монастырь в курковицах история

Описание Пятогорского монастыря в пос. Курковицы

Однако, с самого своего основания в конце прошлого века эта обитель была в Санкт-Петербургской епархии немноголюдной, небогатой и неприметной. Уже в первом ее описании говорилось: «она не поражает глаз паломника величием храмов с золотыми куполами, нет в ней обширных палат и многочисленных келий, нет никакой внешней роскоши, но жизнь в ней полна труда, молитвы и утешения». На последнюю особенность указывал и позже изданный справочник по монастырям: «Труд, систематический и неустанный, перемежающийся молитвой, составляет единственное занятие инокинь, наполняет всю их жизнь и является для них главным и почти единственным источником для добывания себе средств к существованию».

Действительно, монастырь был задуман как богадельня для больных инокинь и как скит Воскресенского Новодевичьего монастыря в Петербурге, который, находясь с середины XIX века на Московском проспекте, оказался со временем уже не за городом, а в окружении многоэтажных домов, фабрик и подъездных железнодорожных путей. Игумения Евстолия очень обрадовалась, когда в январе 1883 г. помещик Александр Платонович Платонов и его дочь Наталья Александровна (1836-п. 1917) подарили Новодевичьему монастырю шесть с половиной десятин соснового леса, расположенный недалеко от родовой усадьбы Вохоново.

Платонов (1806-1894) был побочным сыном графа Платона Зубова, известного фаворита Екатерины II, и сделал довольно успешную карьеру С 1830 г. он владел Вохоновым, основанным в 1770-е и много сделал для украшения усадебного дома и парка. С 1866 по 1884 год Платонов избирался предводителем дворянства Царскосельского уезда. Согласно завещанию, его похоронили по соседству, на кладбище Вохоновского монастыря.

В феврале 1884 г. подаренный участок был распланирован и началась его расчистка: рубили строевые сосны, используемые для постройки келий и служб, к которой приступили 20 марта после водосвятного молебна. Прошло всего три месяца, и 3 июня в скиту закладывается деревянная церковь св. Марии Магдалины. В начале сентября в ней устанавливается иконостас, 14 сентября водружается крест, а через два дня происходит освящение. Следовательно, все строительство и благоукрашение храма продолжались всего полгода.

Одновременно к церкви были пристроены два небольших бревенчатых корпуса с пятью комнатами в каждом, где разместились сестры, прибывшие из Воскресенского монастыря, который финансировал все работы стоимостью в 70 тыс. руб. Неподалеку от келейных корпусов находились небольшие конюшня и коровник, людская и молочная изба с жильем для скотниц, баня и прачешная. Вся территория была окружена деревянной оградой, рядом с которой стоял домик для монастырского батюшки и его семьи. Автором всех построек был акад. С. В. Садовников (1835-1906), архитектор Синода.

Так как новооснованный Вохоновский Мариинский скит подчинялся Воскресенскому монастырю, то есть игуменией стала настоятельница монастыря м. Евсто-лия, а после ее смерти в конце 1886 г. ею была выбрана м. Аполлония, которая год спустя окончательно переехала в скит вместе с 13 монахинями, сложив с себя управление монастырем. М. Аполлония была первой помощницей м. Евстолии и надеялась быть ее преемницей. Когда этого не случилось, обиженная м. Аполлония удалилась из Петербурга в лесной скит.

Стоит ли говорить, что скит полностью обслуживал также свои основные потребности. В швейной мастерской для сестер шили одежду, в башмачной тачали обувь. Не имея собственных больших угодий, скит арендовал у окрестных крестьян поле и луг, завел также небольшую пасеку, развел прекрасный огород, а потом и плодовый сад. Было у сестер несколько рабочих лошадей и десяток коров.

В скиту не было определенного штата и точного распределения обязанностей среди сестер. Через восемь лет после основания в нем проживало около 70 человек, но не все из них были монашествующими. Часть монахинь была переведена из Воскресенского монастыря по состоянию здоровья и по возрасту Жило здесь также около 15-25 сирот, которых сестры обучали Закону Божию, грамоте и рукоделию в небольшой школе. Для паломников имелась двухэтажная деревянная гостиница, которой, как и школой, заведовала матушка Екатерина. Богомольцами были в основном бедные крестьяне из окрестных деревень, которые в большом числе приходили в Великий пост. Особенно много богомольцев бывало 22 июля, в храмовый праздник, и 27 июля, в день св. Пантелеймона Целителя.

Скитская церковь была неказистой и напоминала небогатые деревенские храмы. Четырехугольное в плане здание, размером восемь на пять сэжень, было увенчано луковкой и имело одноярусную шатровую колоколенку с несколькими колоколами. Свет внутрь
помещения попадал через два больших нижних окна и девять меньших, находившихся над ними. По вечерам зажигалось большое паникадило, где вместо свеч горели лампадки. Уютно мерцали они в полумраке церкви, особенно в зимние морозные вечера, усиливая молитвенное настроение.

18/30 января 1889 г. указом Синода скит был обращен в самостоятельный общежительный монастырь, который ежегодно получал от Воскресенского монастыря 1200 рублей в виде пособия. Создание монастыря потребовало увеличение его земельных угодий, которые были чересчур малы.

На помощь пришел престарелый местный помещик-Егор Федорович Бабанов (1815-1902), отставной писарь, который, в память своей умершей дочери Лидии, пожертвовал в 1893 году Вохоновскому монастырю землю на своей мызе Марьино, лежавшей от него в 18 верстах, дабы окрестные крестьяне имели возможность «посещать храм Божий», поскольку приходская Троицкая церковь в Пятой Горе была закрыта из-за аварийного состояния. Пожертвование заключало в себе 177,5 гектаров со всеми находящимися на них строениями. Себе и жене Бабанов оставил только 33 десятины «у шоссейной до|эоги из Калитино по левую и правую сторону с правом пожизненного владения», и усадьбу Марьино.

К ноябрю 1895 г. трехпрестольный Тихвинский храм был подведен под крышу и через два года завершен, одновременно с жилым двухэтажным корпусом, возведенным наполовину из камня, наполовину из дерева. Здание было завершено золоченой луковкой, вокруг которой располагались восемь малых главок; над входом возвышалась двухъярусная колокольня. Согласно описанию, белый с позолотой, украшенный резьбой иконостас (деньги дал купец П. С. Котов) шел полукругом, имея в высоту две сажени. Образа в нем были «трудов сестер монастыря».

В 1898 году в новой обители были выстроены святые ворота, ограда, одноэтажный деревянный дом, конюшни, баня, сарай и водокачка, заложен еще один жилой флигель. Наблюдала за постройкой монахиня Екатерина (Вильде), помощника настоятельницы. В том же году, 20 и 21 сентября, Тихвинский храм с боковым приделом Архистратига Михаила был освящен епископом Ямбургским Вениамином в присутствии о. Иоанна Кронштадтского и к осени в Марьино переехали:

Поэтому м. Аполлония предложила новопостроенный комплекс назвать Вознесенско-Мариинским монастырем, а в Вохонове сделать киновию, т. е. его филиал. Синод принял это предложение и своим указом от 24 августа 1899 г. постановил: «перевести Вохоновский монастырь в Марьино и назвать его Пятогорским Бого-родицким, а Вохоново вернуть как ферму Воскресенскому монастырю в Санкт-Петербурге, который уступил новому монастырю для переноса рисовальный корпус, церковь, столярную мастерскую и дом священника». Уступка относилась к строениям, которые надлежало перенести в Марьино из Вохонова, но, судя по всему, они остались на прежнем месте, а Вохоновский монастырь вскоре снова получил статус самостоятельного. Оба монастыря: Пятогорский и Вохоновский были нештатными и общежительными, но оба несли «просветительную миссию среди окружающих эстов-лютеран».

Хотя местные власти постоянно притесняли и придирались к сестрам, Вохоновский монастырь все-таки продолжал действовать до 1930 г., когда настал час его окончательного закрытия. Власти организовали в монастыре совхоз «Делегатка», но церковь оставили монахиням. 16 сестер вместе с игуменией Ангелиной (Яковлевой), бывшей купчихой, поселились в соседних деревнях: Вохонове, Новоселках, Алексеевке. В частности, игумения с келейницей Варварой (Трофимовой) жила в Алексеевке. Крестьяне помогали провизией сестрам, которые продолжали обслуживать монастырскую церковь, где в эти годы служил о. Иоанн Спицын, и петь в ней на клиросе. Власти обвиняли сестер в развале колхозов в округе, ибо они «ходили якобы нарочно рваными и жаловались на голод. говорили о гонениях, плохой работе колхозов».

Все 17 монахинь были арестованы 18 февраля 1932 г. и приговорены к ссылке. Среди них были сестры, проведшие в монашестве по 40-50 лет: Лидия Петровна Зубарева, Нина Николаевна Леонтьева, Дарья Богдановна Богданова, Евдокия Игнатьевна Лукьянова, Саломея Николаевна Абрамова.

Прихожанкой этого храма была проживавшая неподалеку известная подвижница Мария Гатчинская (Лидия Александровна Лелянова, 1874-1932), имевшая великий дар утешения страждущих. В 1922 г. здесь она была пострижена в монахини архимандритом Макарием. В 1929 г. Покровское подворье, в котором было 50 сестер, было закрыто, но часть монахинь (18 человек) осталась жить вместе «по прежним правилам, только сняли с себя монашескую одежду», в подворском доме или по квартирам, в частности у бывшего статского советника А. А. Епанчина. Двадцатка платила им ежемесячно 200 рублей за обслуживание Покровской церкви. После высылки игумений Феофании старшей на подворьи стала матушка Тавифа (Евдокия Максимовна Максимова).

Согласно ее показаниям, «в апреле или мае 1931 г. часть монахинь была выселена из подворья, и я вместе с тремя монашками поселилась жить около монастыря, чтобы не порывать связи, как с церковью, так и с остальными монашками. На праздник Покрова собрались монашки всех закрытых монастырей. Высланную игуме-нию священник поминает во время службы». Гатчинских сестер тоже арестовали 18 февраля 1932 г. и тоже сослали в Казахстан или Среднюю Азию, так как, по мнению чекистов, они «пытались всяческими способами противодействовать и мешать делу социалистической стройки».

Паломнические поездки к Пятогорскому монастырю в пос. Курковицы

Источник

Пятогорский Богородицкий женский монастырь

Возрождение святыни

монастырь в курковицах история. Смотреть фото монастырь в курковицах история. Смотреть картинку монастырь в курковицах история. Картинка про монастырь в курковицах история. Фото монастырь в курковицах история

монастырь в курковицах история. Смотреть фото монастырь в курковицах история. Смотреть картинку монастырь в курковицах история. Картинка про монастырь в курковицах история. Фото монастырь в курковицах история

О МОНАСТЫРЕ

Возрождение святыни. Недалеко от Санкт-Петербурга, в деревне Курковицы, на расстоянии 25 километров от императорской резиденции в Гатчине, стоит полуразрушенный Богородицкий Пятогорский женский монастырь. Построенный в 1860-х годах, он просуществовал почти полвека. Сейчас идет его восстановление.

Монастырю принадлежали также храм Преображения Господня (деревянный, 1907-1909 гг., арх. В.А.Воротилов, закрыт в 1939 г.) и поныне действующая деревянная церковь св. Николая Чудотворца ( нач. 20 века) в Кикерино.

Монастырь закрыт в 1930 году.

Более подробную информацию о жизни монастыря Вы можете найти в группе ВК

количество просмотров (1709)

Поделиться:

Икона дня

Православный календарь

Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (1544).

Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877). Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250).

Сщмчч. Николая Агафоникова, Владимира Амбарцумова, Александра Соловьева, Николая Архангельского, Емилиана Гончарова и Созонта Решетилова пресвитеров (1937); прмц. Евфросинии Тимофеевой (1942).

Флп., 245 зач., III, 8–19.Лк., 50 зач., X, 1–15.Ап.:Гал., 200 зач., I, 11–19.Мф., 56 зач., XIII, 54–58.

Источник

Курковицы. Пятогорский монастырь.

Карта и ближайшие объекты

монастырь в курковицах история. Смотреть фото монастырь в курковицах история. Смотреть картинку монастырь в курковицах история. Картинка про монастырь в курковицах история. Фото монастырь в курковицах история

Статьи

Пятогорский Богородицкий монастырь, общежительный, на мысе Вохонове, а затем самостоятельный Вохоновский Мариинский монастырь, он в 1900 году был переименован в Пятогорский Богородицкий и переведен на теперешнее место. При нем школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Выделился из Вохоновского Мариинского мон. Осн. в 1899 указом Синода на земельном участке (177,5 га), пожертвованном помещиком Е.Ф. Бабановым. Имел статус заштатного общежительного мон. Устроительница и первая настоятельница (1899–1917) – игум. Аполлония. По проектам арх. С.В. Садовникова построены: дерев. ц. Тихвинской иконы Божией Матери с приделами Св. Архангела Михаила и Всех Святых (1894-99); дерев. ц. иконы Божией Матери «Утоли моя печали» с приделами Ап. Иакова Заведеева и Мц. Агриппины (1894-95) и кам. ц. Св. Вмч. Пантелеимона, примыкавшая к зданию больницы (1906).

Мон. принадлежали дерев. ц. на ст. Кикерино: Преображенская (1909, арх. В.А. Воротилов; не сохр.) и Никольская (в наст. время восстанавливается), а также кам. Покровская ц. в г. Гатчина. На 1917 в мон. проживали 48 монахинь и 184 послушницы.

В апр. 1929 мон. ликвидирован, церкви в Курковицах не действовали, а в 1930 закрыты. Здания переданы школе крест. молодежи (часть сохр. в перестроенном виде). В 1998 в ц. Иконы Божией Матери «Утоли моя печали» устроена часовня, затем освящена ц. Тихвинская ц. (быв. клуб) возвращена епархии.

Лит.: Антонов В.В. Вохоновский Мариинский и Пятогорский Богородицкий монастыри // С.-Пептербургские епархиальные ведомости. 1998. № 20. С. 137-141.

Земельный участок у мызы Марьино пожертвован Вохоновскому Мариинскому монастырю в 1893 г. Е.Ф. Бабановым. После постройки всех строений в 1899 г. открыт как отдельный Пятогорский монастырь. Закрыт в 1929 г., постройки отданы колхозу, позже часть строений сломана. В настоящее время многие постройки заброшены и разрушаются.

Источник

Курковицы. Пятогорский монастырь. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери.

Карта и ближайшие объекты

монастырь в курковицах история. Смотреть фото монастырь в курковицах история. Смотреть картинку монастырь в курковицах история. Картинка про монастырь в курковицах история. Фото монастырь в курковицах история

Статьи

ЦГИА СПб, ф.19, оп.113, д.4182, 1909 г.; СПб Епархиальные ведомости, журнал, 1998, вып. 20, с.137-141

Недалеко от Санкт-Петербурга, в деревне Курковицы, на расстоянии 25 километров от императорской резиденции в Гатчине, стоит полуразрушенный Богородицкий Пятогорский женский монастырь. Построенный в 1860-х годах, он просуществовал почти полвека. Сейчас идет его восстановление.

На территории монастыря располагалось несколько храмов: церковь Тихвинской иконы Божией Матери (арх. С.В. Садовников), церковь иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» (арх. С.В. Садовников) — в здании церкви в 1998 г. устроена часовня, церковь св. велокомученика Пантелеймона Целителя. Монастырю принадлежали также храм Преображения Господня (деревянный, 1907-1909 гг., арх. В.А. Воротилов, закрыт в 1939 г.) и поныне действующая деревянная церковь св. Николая Чудотворца (нач. 20 века) в Кикерине. Устроительница и первая настоятельница монастыря игумения Аполлония.

Пятогорский Богородицкий монастырь выделился из Вохоновского Мариинского монастыря в 1899 году. В 1929 году монастырь закрыт. На 1917 год в монастыре проживало 48 монахинь и 184 послушницы. Монастырь закрыт в 1930 году.

Сегодня за сохранившейся оградой и святыми воротами Пятогорского монастыря можно увидеть очень печальное зрелище — большинство двухэтажных монастырских построек полностью или частично разрушено. Уцелели, да и то в сильно измененном виде, лишь два храма: Божией Матери «Утоли моя печали», где сейчас находится правление, и Тихвинской Божией Матери, в котором разместился местный клуб. С недавнего времени в первом здании отведено помещение для часовни, в которую служить приезжает свящ. Сергий Городенский, настоятель Никольской церкви в Кикерине. Несколько лет назад был возвращен, отремонтирован и начал действовать подворский Покровский собор в Гатчине. На територии монастыря сохранилось здание монастырской больницы, ныне частично приспособленое для проживания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *