монголия история государства кратко
Сравнительно маленькое государство Монголия, расположенное сегодня на северо-востоке Азии, не может похвастать ни особенно развитой экономикой, ни передовыми позициями на политической арене. Однако в глубине веков это было одно из самых могущественных государств, нагонявшее ужас на своих врагов и края которого раскинулись так широко, что Монголия объединила восток и запад континента. Но обо всем по порядку.
Древние времена
По имеющейся сейчас научно подтвержденной информации на территории будущего государства люди жили на протяжении всей истории Человека Разумного. Многочисленные археологические раскопки, проведенные здесь, подтверждают повсеместное наличие останков древнего человека. Ориентировочный их возраст составляет около 40 тысяч лет. Однако отследить документально историю древней Монголии представляется возможным лишь с первых столетий нашей эры, по сохранившимся записям летописцев древнего Китая. Именно эта страна на протяжении долгих лет подвергалась нападениям кочевых племен приходивших с северо-запада, с территории современной Монголии. Именно по этой причине Китаем была воздвигнута сеть укреплений, конечным развитием которых стала Великая Китайская стена.
Во втором столетии создается первое структурированное государство, которое впрочем просуществовало недолго. Уже в III веке оно распадается на множество мелких. Позднее в VII веке Монголию захватывают тюрки расширяя свою империю. Однако они не смогли долго удержать территории и под натиском объеденных государств потерпели поражение. Приблизительно в веке монгольским племенам удается справиться с гнетом других народов и обрести самостоятельность, рушиться уйгурское государство и земля очищена от племен тюркских народов. Стоит отметить, что несмотря на обретение независимости монгольские племена все еще сильно разрознены, хоть и представляют значительную силу. Все изменилось с приходом человека объединившего народы Монголии в одно могучее и грозное государство.
Монгольская империя
Этим человеком был царственных кровей юноша — Тэмучин. Согласно известным данным в начале XIII века он в составе своего еще небольшого племенного войска начинает войну с многочисленным войском татар, граничивших с землями Монголии и так успешно, что спустя несколько лет все существующие племена кочевников признают Тэмучина как великого хана или Чингисхана. Тем самым он объединяет народы в одно единое государство. Чингисхан был выдающимся военачальником и политиком своего времени. В своем правлении он руководствовался строгой военной дисциплиной, неукоснительным соблюдением рукописных законов и конечно же повсеместной экспансией и порабощением соседних государств. Очевидно, претендуя на мировое господство, Монголия на протяжении последующих веков завоевала обширнейшие территории и в момент своего наивысшего рассвета занимала земли следующих современных государств: Китай, Афганистан, Иран, Ирак, Турция, Пакистан, Россия, Украина, Белоруссия, Румыния. Но идеи мирового господства не суждено было состоятся. Уже в начале XIV века наметились множественные, политические и военные конфликты между разрозненными племенами под предводительством разных ханов. Империя вступила в фазу феодальной раздробленности. Этот период длился на протяжении 300 лет вплоть до XVII века.
Конец империи
Проживающий на севере Китая Маньчжурский народ в это время развился и укрепил свое влияние настолько, что осмелился напасть на угасающую и истерзанную в постоянной междоусобице Монгольскую империю и отвоевать земли всего Китая. Маньчжуры основали свою Китайскую империю под управлением династии Цинь и даже принудили платить дань некоторые племена кочевников. В конце же XVII века Китай включил в свой состав территорию современной Монголии. В начале XVIII был заключен знаковый договор с Россией, согласно которого можно было проследить границу с Китаем. Как таковое государство Монголия перестало существовать и стало лишь провинцией другого государства.
XX век
Лишь в 1911 году после революции в Китае и свержении династии Цинь Монголия начинает свою борьбу за независимость. В тот же год было принято решение об отделении от Китая любыми способами. Уже в 1915 году при участии России между Китаем и Монголией был заключен союз, согласно которому часть территории страны доставалась Китаю, а другая получала суверенитет. В 1919 году Китай пробует оспорить это соглашение после падения Российской империи и прихода большевиков к власти. Однако советские войска 1921 году помогают, уже на этот раз окончательно, обрести независимость Монгольскому государству. Долгое время Китай и весь мир не признавали суверенитет страны, его признавал лишь СССР. Но в 1945 году все же китайцам пришлось уступить.
После распада СССР Монголия, как и все страны СНГ, взяла курс на демократические реформы и сегодня является парламентской республикой. Пройдя путь от величайшей империи до провинции Китая, она вновь обрела свободу, и кто знает, возможно удивит нас в будущих веках.
Монголия
Монголия
Монголия – крупное государство на северо-востоке Центральной Азии, отгороженное от соседних стран цепью величественных гор и пустынных равнин. Это одно из немногих мест на планете, где природа хранит свой первозданный облик. Здесь шум цивилизации не нарушает безмолвной тишины диких уголков, спрятанных в горных ущельях, и покоя бескрайних, как море, цветущих степей, пропахших пряным ароматом луговых трав. Монголия предоставляет превосходные возможности для путешествий. Дороги из ее столицы – города Улан-Батора – ведут путешественников на юг, к бескрайним просторам пустыни Гоби, на запад, к взмывающим в небо пикам Монгольского Алтая, на восток – в таежные края, и на север, к земле кристально чистых рек и озер. Каждый может выбрать собственный маршрут, совершить неожиданные открытия и набраться ярких впечатлений.
Сэкономь на путешествии в Монголию!
Видео: Монголия
Основные моменты
Сотни километров суши отделяют Монголию от ближайших морей. Это вторая по величине после Казахстана страна на планете, не имеющая выхода к Мировому океану. Известна Монголия и тем, что среди всех суверенных государств в мире она самая малонаселенная, а ее главный город – Улан-Батор – входит в число наиболее холодных столиц наряду с Рейкьявиком, Хельсинки, Оттавой. Но, несмотря на такие настораживающие рекорды, загадочная и самобытная Монголия не перестает манить путешественников. Родина Чингисхана знаменита своим богатым культурно-историческим наследием, фантастическими пейзажами, разноликими ландшафтами. Монголию называют «Землей вечно голубого неба», ведь солнце сияет здесь более 250 дней в году.
В стране создано 22 национальных парка, большинство из них располагает хорошо развитой туристической инфраструктурой. По заповедным территориям проложены дороги, пешие маршруты, для туристов обустроены кемпинги, сувенирные магазины, кафе, площадки для наблюдения за птицами и животными. В каждом из парков путешественникам предлагают собственные уникальные направления и экскурсионные программы. В Улан-Баторе и Хархорине, стоящем на месте древней монгольской столицы, можно увидеть памятники буддийской и китайской архитектуры мирового значения, в горных пещерах вдоль рек – наскальные рисунки первобытных художников, в монгольских степях повсюду встречаются каменные стелы с выветренными изображениями древних богов.
В Монголию охотно едут туристы, которым по душе приключения и экзотика. Они отправляются в пустыню или совершают восхождения в горы, путешествуют верхом на лошадях и верблюдах. Спектр активных спортивных развлечений весьма широк – от сплава по горным рекам до полетов на парапланах. Экологически чистые водоемы Монголии, где водятся лосось, сиг, осетр – мечта любителей славно порыбачить. Существуют в Монголии и отдельные программы для желающих отправиться в йога-тур или поохотиться с беркутом.
История Монголии
Племена первобытных людей начали заселять территорию современной Монголии по крайней мере 800 000 назад, а следы пребывания на этих землях Homo sapiens ученые относят к 40 тысячелетию до н. э. Археологические раскопки свидетельствуют, что кочевой образ жизни, определивший историю, культуру, традиции монголов, утвердился на этих землях в 3500-2500 годах до н. э., когда люди свели возделывание скудной земли к минимуму, отдав предпочтение кочевому скотоводству.
В разные времена, вплоть до раннего Средневековья, на монгольских землях сменяли, оттесняли и частично ассимилировали друг с другом племена хуннов, сяньби, жужан, древних тюрков, уйгуров, киданей. Каждый из этих народов внес свой вклад в формирование монгольского этноса, а также языка – достоверно подтверждено монголоязычие древних киданей. Этноним «монгол» в форме «мэнгу» или «мэнгу-ли» впервые появился в китайских исторических анналах династии Тан (VII-X века н. э.). Такое наименование китайцы дали «варварам», кочевавшим вблизи их северных границ, и оно, вероятно, соответствовало самоназванию самих племен.
К концу XII века на обширных землях, простиравшихся от Великой Китайской стены до Южной Сибири и от верховьев Иртыша до Амура, кочевали объединенные в союзы многочисленные родовые племена. В начале XIII столетия хан Тэмуджин, принадлежавший к древнему монгольскому роду Борджигин, сумел объединить под своей властью большинство этих племен. В 1206 году на курултае – съезде монгольской знати – другие ханы признали главенство Тэмуджина над собой, провозгласив его великим каганом. Верховный правитель принял имя Чингис. Он прославился как основатель самой обширной в истории человечества континентальной империи, распространившей свою власть над большей частью Евразии.
Чингисхан стремительно провел ряд реформ по централизации власти, создал могучую армию и ввел в ней жесткую дисциплину. Уже в 1207 году монголы покорили народы Сибири, а в 1213 г. вторглись на территорию китайского государства Цзинь. В первой четверти XIII века под властью Монгольской империи оказались Северный Китай, Средняя Азия, территории Ирака, Афганистана, Армении. В 1223 году монголы появились в причерноморских степях, на реке Калке они сокрушили объединенные русско-половецкие войска. Оставшихся в живых ратников монголы преследовали до Днепра, вторгшись на территорию Руси. Изучив будущий театр военных действий, они вернулись в Среднюю Азию.
После смерти Чингисхана в 1227 году, единство монгольской империи начало приобретать лишь номинальный характер. Ее территория была разделена на четыре улуса – наследственные владения сыновей великого завоевателя. Каждый из улусов тяготел к независимости, лишь формально сохраняя подчинение центральному региону со столицей в Каракоруме. В дальнейшем Монголией правили прямые потомки Чингисхана – чингисиды, носившие титулы великих ханов. Имена многих из них запечатлены на страницах учебников истории, повествующих о временах монголо-татарской оккупации Руси.
В 1260 году великим ханом стал внук Чингисхана Хубилай. Покорив Поднебесную, он провозгласил себя китайским императором, основателем династии Юань. На завоеванных монголами землях Хубилай установил жесткий административный порядок и ввел строгую систему налогов, но постоянно растущие поборы вызывали все большее сопротивление у покоренных народов. После мощного антимонгольского восстания в Китае (1378 г.) династия Юань была повержена. Китайские войска вторглись на территорию Монголии и сожгли ее столицу Каракорум. Одновременно монголы начали терять свои позиции на Западе. В середине XIV века взошла звезда нового великого завоевателя – Тимура Тамерлана, разгромившего Золотую Орду в Средней Азии. В 1380 году на Куликовом поле русские дружины, возглавляемые Дмитрием Донским, наголову разбили золотоордынцев, положив начало избавлению Руси от монголо-татарского ига.
В конце XIV века в феодальной Монголии активизировались процессы федерализации. Распад империи растянулся на 300 лет, и в результате на ее территории очертилось три крупных этнических образования, которые в свою очередь делились на несколько ханств. В 30-х годах XVII столетия на монгольские земли начала претендовать правящая в Северо-Восточном Китае маньчжурская династия Цин. Первыми были покорены южно-монгольские ханства (ныне – Внутренняя Монголия, автономный район Китая), последним под власть династии Цин попало Джунгарское ханство, сопротивлявшееся до 1758 г.
После Синьхайской революции (1911 г.), разрушившей империю Цин, по всей бывшей Монгольской империи развернулось национально-освободительное движение, что привело к созданию феодально-теократического государства – Богдо-ханской Монголии. Оно последовательно имело статус независимой державы, протектората Российской империи, автономии в составе Китая, правителем которой был буддийский лидер Богдо-гэгэн XVIII. В 1919 г. китайцы аннулировали автономию, но спустя два года из Урги (сегодня – Улан-Батор) их вытеснила дивизия русского генерала Унгерн-Штернберга. Белогвардейцев, в свою очередь, разгромили войска Красной армии. В Урге было создано Народное правительство, власть Богдо-гэгэна ограничили, а после его смерти в 1924 году Монголия была провозглашена Народной республикой. Ее суверенитет вплоть до окончания Второй мировой войны признавал лишь СССР.
В 1945 году Китай перед угрозой потери принадлежавшей ему Внутренней Монголии решил признать независимость МНР, сохранив статус-кво. В 1949 г. лидеры КНР и МНР официально пожали друг другу руки, после чего Монголию начали признавать и другие государства. Членом ООН она стала в 1961 году. В 1987 г. Монголия вслед за СССР повернула на рельсы перестройки. Сегодня она имеет статус парламентской республики, главой государства является президент.
География и природа
Монголия расположена на северо-востоке Центральной Азии. Ее территория, напоминающая своей формой эллипс, занимает площадь в 1 564 116 км². На севере страна граничит с Россией, на юге – с Китаем.
Большая часть Монголии представляет собой расположенное на высоте от 1000 м обширное плато с горными массивами, степными просторами, холмистыми долинами. Западные земли разделены сплошной цепочкой долин и котловин на горные районы – Монгольский Алтай с высшей точкой страны г. Мунх-Хайрхан-Ула (4362 м), Гобийский Алтай и Хангай, ограниченный на юге полупустынной Долиной озер, а на Западе – Котловиной Больших озер. На северо-востоке Монголии, близ границы с Россией расположено нагорье Хэнтэй. Его северные отроги тянутся в Забайкалье, а юго-западные, спускающиеся к центральной части страны, окружают ее столицу – Улан-Батор. Южные районы Монголии занимает каменистая пустыня Гоби. Административно страна поделена на 21 аймак, столица имеет статус самостоятельной единицы.
Четверть территории Монголии укрывают горные степи и леса. Этот пояс, охватывающий в основном Хангай-Хэнтейский и Алтайский горные районы, а также небольшую территорию Приханганья, – наиболее благоприятный для жизни и, соответственно, лучше всего освоенный регион. В степных районах люди занимаются земледелием, выпасают скот. В поймах рек нередки заливные луга с высоким разнотравьем, используемые как сенокосные угодья. Северные увлажненные склоны гор укрывают леса, преимущественно лиственные. Берега рек узкими полосами окаймляют смешанные леса, где преобладают тополь, ива, черемуха, облепиха, береза.
В лесах водятся маралы, лоси, косули, олени, бурые медведи, а также пушные звери – рыси, росомахи, манулы, белки. В горно-степных районах много волков, лис, зайцев, кабанов, в степи обитают копытные, в частности антилопы дзерен, сурки, хищные птицы, куропатки.
В горах зарождаются полноводные реки. Крупнейшая из них – Селенга (1024 км), пересекающая Монголию, далее текущая в пределах российской Бурятии и впадающая в озеро Байкал. Еще одна крупная река – Керулен (1254 км) – несет свои воды к озеру Далайнор (Гулунь-Нур), расположенному в Китае. На территории Монголии насчитывается более тысячи озер, их количество возрастает в период дождей, но мелководные сезонные водоемы вскоре высыхают. В 400 км к западу от Улан-Батора, в тектонической впадине в районе Хангайских гор, расположено крупное озеро Хубсугул, собирающее воды 96 притоков. Это горное озеро лежит на высоте 1646 м, его глубина достигает 262 м. По составу воды и наличию уникальной реликтовой фауны озеро Хубсугул сходно с Байкалом, от которого его отделяет лишь 200 км. Температура воды в озере колеблется в пределах +10. +14 °С.
Климат
Для Монголии, расположенной в глубине материка, характерен резко континентальный климат с продолжительными и крайне холодными зимами, коротким жарким летом, капризной весной, сухостью воздуха и невероятными перепадами температур. Осадки здесь выпадают редко, большая их часть приходится на лето. Зимы в Монголии малоснежные или вовсе бесснежные, редкие снегопады считаются стихийным бедствием, так как не позволяют скоту добраться до корма в степи. Отсутствие снежного покрова выхолаживает обнаженную землю и приводит к образованию участков вечной мерзлоты в северных районах страны. Стоит сказать, что более нигде на планете в аналогичных широтах не встречается вечной мерзлоты. Реки и озера Монголии в зимнюю пору сковывает лед, многие водоемы промерзают буквально до дна. Ото льда они свободны менее полугода, с мая по сентябрь.
Зимой вся страна попадает под влияние сибирского антициклона. Здесь устанавливается высокое атмосферное давление. Слабые ветры дуют редко, облаков они не приносят. В эту пору солнце царит на небосклоне с утра до вечера, озаряя и несколько согревая бесснежные города, поселки и пастбища. Средняя температура января, самого холодного месяца, варьируется от –15 °С на юге до –35 °С на северо-западе. В горных котловинах морозный воздух застаивается, и столбики термометров порой фиксируют температуру –50 °С.
В теплое время года к Монголии подбираются воздушные массы Атлантики. Правда, преодолевая долгий путь над сушей, они растрачивают свою влагу. Ее остатки достаются в основном горам, в особенности их северным и западным склонам. Меньше всего дождей выпадает в пустынной области Гоби. Лето в стране теплое, со среднесуточной температурой от севера к югу от +15 °С до +26 °С. В пустыне Гоби температура воздуха может превышать +50 °С, в этом уголке планеты, характеризующемся экстремальным климатом, амплитуда летних и зимних температур составляет 113 °С.
Весенняя погода в Монголии крайне неустойчива. Воздух в эту пору становится предельно сухим, ветры, несущие песок и пыль, достигают порой силы урагана. Перепады температур за короткий период могут составлять десятки градусов. Осень здесь, напротив, повсеместно тихая, теплая, солнечная, но длится она до первых чисел ноября, приход которого ознаменовывает начало зимы.
Культура и традиции
Монголия – страна мононациональная. Около 95 % ее населения представляют монголы, чуть менее 5 % – народы тюркского происхождения, говорящие на диалектах монгольского языка, небольшую часть составляют китайцы, русские. Культура монголов первоначально формировалась под влиянием кочевого образа жизни, позже на нее оказал сильное воздействие тибетский буддизм.
На протяжении всей истории Монголии здесь широко практиковался шаманизм – этническая религия, широко распространенная среди кочевников Средней Азии. Постепенно шаманизм уступил место тибетскому буддизму, эта религия стала официальной в конце XVI века. Первый буддийский храм здесь был построен в 1586 г., а к началу 30-х годов прошлого века в стране насчитывалось более 800 монастырей и около 3000 храмов. В годы воинствующего атеизма культовые сооружения были закрыты или уничтожены, тысячи монахов казнены. В 90-х годах, после падения коммунизма, традиционные религии начали возрождаться. Тибетский буддизм вернулся на свои главенствующие позиции, но и шаманизм продолжает практиковаться. Проживающие здесь народы тюркского происхождения традиционно исповедуют ислам.
До воцарения Чингисхана письменности в Монголии не было. Древнейшим произведением монгольской литературы стала «Тайная история монголов» (или «Сокровенное сказание»), посвященная становлению клана великого завоевателя. Она была написана после его смерти, в первой половине XIII века. Старомонгольская письменность, созданная на основе заимствованного у уйгуров алфавита, просуществовала с некоторыми изменениями до середины ХХ в. Сегодня в Монголии используется кириллица, отличающая от русского алфавита двумя буквами: Ө и Y.
Монгольская музыка формировалась под влиянием природы, кочевого образа жизни, шаманизма, буддизма. Символ монгольской нации – традиционный струнный музыкальный инструмент моринхур, головка его грифа выполнена в виде головы лошади. Протяжная, мелодичная монгольская музыка обычно сопровождает сольное пение. В эпических национальных песнях восхваляется родной край или любимый конь, лирические мотивы звучат, как правило, на свадьбах или на семейных торжествах. Знаменито также горловое и обертонное пение, которое с помощью специальной техники дыхания создает впечатление, что у исполнителя два голоса. С этим самобытным видом искусства туристов знакомят во время этнографических экскурсий.
Кочевой образ жизни монголов нашел свое выражение и в местной архитектуре. В XVI-XVII веках буддистские храмы проектировались как помещения с шестью и двенадцатью углами под пирамидальной крышей, напоминающие собой форму юрты – традиционного жилища монголов. Позже храмы стали строить в тибетской и китайской зодческой традициях. Сами же юрты – мобильные разборные домики-палатки с каркасом, укрытым войлочной кошмой, до сих пор являются жилищем для 40 % населения страны. Их двери по-прежнему обращены к югу – к теплу, а в северной, самой почетной стороне юрты, всегда готовы приветить гостя.
О гостеприимстве монголов ходят легенды. Согласно одной из них, всегда радушно принимать путников завещал своему народу Чингисхан. И сегодня в монгольских степях кочевники никогда не отказывают в ночлеге и пище незнакомым людям. А еще монголы очень патриотичны и сплочены. Создается впечатление, что все они – одна большая дружная семья. Друг к другу они обращаются с теплотой, называя незнакомых людей «сестрой», «братом», демонстрируя, что уважительные отношения, привитые в семье, распространяются и за ее пределы.
Для граждан РФ, не планирующих пребывать в Монголии более 30 дней, виза не требуется. Суммарное количество времени, позволяющее находиться в стране без официального разрешения, не должно превышать 90 дней за полгода.
Валюта
Национальная валюта Монголии – тугрик (NMT, символ – ₮). 1 монгольский тугрик равен 100 мунгу. Банкноты имеют номинал 1, 5, 10, 20, 50, 100, 500, 1000, 5000, 10000, 20000 тугриков. В обороте и монеты достоинством 20, 50, 100, 200, 500 тугриков.
Официально в стране к оплате принимаются только тугрики, но доллары США имеют здесь широкое хождение, исключая государственные учреждения. Кое-где в небольших магазинах и на рынках удается расплатиться купюрами евро или рублями. Кредитными картами можно воспользоваться лишь в столице.
Валюту меняйте в обменных пунктах и банках. Пункты обмена имеются также в крупных супермаркетах. Банки работают в будние дни с 09:30 до 12:30 и с 14:00 до 17:00.
Достопримечательности Монголии
География исторических и природных достопримечательностей Монголии невероятно обширна, и расположены они в разных уголках страны. Реже всего туристы посещают пустынный восточный регион страны, однако именно в этих краях расположен один из сакральных центров средневековых монголов – священная гора Бурхан-Халдун. Согласно «Тайной истории монголов», у ее подножия находилось родовое кочевье предков Чингисхана. Предположительно на одном из склонов горы может быть укрыто место тайного погребения великого завоевателя, а также могила его сына Толуя.
Основные экскурсионные объекты расположены в Центральной Монголии, но сегодня все более популярными становятся туры в северные, западные аймаки, а также в пустыню Гоби.
Краткая история. Монголы
В период своего расцвета Монгольская империя, сформировавшаяся в XIII веке в результате завоеваний Чингисхана и его преемников, включала в себя самую большую из когда-либо существовавших единую государственную территорию, простираясь от Восточной Европы до Японского моря и от русского Новгорода до Юго-Восточной Азии. Краткое изложение истории Монгольской империи охватывает период, начиная с рождения между 1155 и 1162 годами Тэмуджина (будущего Чингисхана), основавшего впоследствии единое монгольское государство, до последней четверти XIV века, ознаменованной падением Монгольской империи и поражением в Китае монгольской империи Юань. Затронуто также самое начало XVI века, когда Исмаилом I, основателем династии Сефевидов, был захвачен Тебриз, что положило конец существованию туркоманского государства Ак-Коюнлу. Монгольская империя показана в книге как сложное, цивилизованное и стойкое государство, которое оказало длительное и многогранное влияние на окружающие земли. В изложении переплетаются различные исторические, политические и культурные нити, складывающиеся в цельную картину, призванную показать, как и почему Чингисхан и его преемники добились таких невероятных успехов. Великолепный образец жанра академической истории, книга снабжена черно-белыми иллюстрациями и ценными приложениями: картами, временной шкалой, списком персоналий, глоссарием, а библиографический список представляет собой настоящее историографическое исследование. Будет полезна студентам высших учебных заведений и их преподавателям, а также всем увлеченным историей Средней и Центральной Азии.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткая история. Монголы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Степь и оседлый мир
Приведенное описание Аль-Джахиза (ум. 869), в котором он хвалит воинские качества тюрков и выступает за включение их в армию халифа в качестве мамлюков (военных рабов), можно смело перенести на тюрко-монгольские племена Евразийской степи XII–XIII веков, накануне их вторжения в оседлый мир под знаменами Чингисхана. Все они были обитателями Великой степи, которая тянется от Восточной Европы через все Северное полушарие, окаймляя засушливые пустыни Туркестана, прижимаясь к склонам Урала, чтобы раствориться в бескрайних просторах Сибири, покрыв собой большую часть долин, гор и плато Внутренней Азии. Для иранцев всадники Турана были легендарными соперниками, а для китайцев — варварами, вой которых вечно раздавался у границ их страны.
Если отбросить все эти красочные стереотипы, то окажется, что кочевые народы степи искони принимали деятельное участие в симбиотических отношениях с соседями — урбанизированными оседлыми землепашцами. Кочевник мог притворно ужаснуться, когда обработанные и распаханные поля ограничивали перемещения его бродячих стад, но всегда был рад выменять у «ковыряющихся в пыли» землепашцев плоды этих полей, а также насладиться удовольствиями и замысловатыми товарами из презираемых им городов. Утонченные горожане испытывали равную степень презрения к этим грубым дикарям с «лицами, что перетянутые кожей щиты» [1] и их образу жизни, но с удовольствием приобретали у них ремесленные изделия, нежное мясо и молочные продукты. Посол династии Сун при дворе империи Цзинь, который лично сталкивался с татарами, описывал их как людей «очень бедных, грубых и неумелых», способных лишь на то, чтобы седлать лошадей и ехать друг за другом. Они жили далеко в степи и северных лесах, и высокая китайская культура их не затронула [2].
Он был свидетелем ранних набегов (их называли «прореживанием рядов»), которые цзиньские войска и их союзники устраивали между 1160 и 1190 годами, чтобы пополнить рынки рабов Северного Китая пленниками-татарами. В действительности лишь Чингисхан прекратил в 1210 году выплату ежегодной дани императорам Цзинь (1115–1234), но потребовалось еще десять лет, чтобы цзиньские придворные по настоянию великого хана прекратили именовать монголов татарами: это название было совершенно неуместно, поскольку племя татар к тому моменту было уничтожено и прекратило свое существование [3].
Степные пастбища, в которых доминировали кочевники-скотоводы, наконец-то объединились с землями пахарей, где господствовали крестьяне и горожане. Хотя Чингисхан и совершил настоящую революцию, объединив народы степи и обрушив череду их решительных набегов на земли пахарей, но даже при его жизни (и все более — после его смерти) многие из числа завоеванных приветствовали создание поглотившей их мировой империи.
Тюрко-монгольские кочевые племена пасли свои стада на обширной территории, которую обычно называют Евразийской степью. Евразийская степь охватывает широкие пространства, раскинувшиеся от Восточной Европы до Маньчжурии, через Южнорусские степи, Казахстан, Джунгарию, провинцию Цинхай [28] и Монголию. К югу от этого региона степь превращается в пустыню — обширную засушливую зону, усыпанную островами городских и сельских оседлых поселений. Степи, луга и пологие холмы степи, напротив, были лишены крестьянских поселений или городов. Обитателями ее были кочевники-скотоводы и охотники, чья жизнь требовала сезонных миграций для постоянного поиска воды и травы.
Хотя кочевники обычно отказывались от оседлых поселений и постоянных жилищ, маршруты их миграций часто были достаточно устойчивыми. В результате эти степные переселенцы практиковали и земледелие в ограниченном масштабе, засевая подходящие культуры, чтобы позднее, на обратном пути, пожать их. Постоянно находясь в движении, реагируя на изменения климата и окружения и всегда начеку в ожидании опасностей и угроз, все кочевники-скотоводы были прирождеными воинами, а война — делом каждого. Простой пастух был одновременно и бойцом, и налетчиком, а культура степи славна рассказами и песнями героев-воинов. Племя кочевников-скотоводов было одновременно и армией.
Монгольское плато — особый географический и топографический регион, который охватывает современную Монголию, Внутреннюю Монголию и Забайкалье. Территорию Монголии традиционно помещают между Алтайскими горами на западе и хребтом Большой Хинган на востоке, с юга ее ограничивают пустыня Гоби и горы Иньшань к северу от «великой излучины» Хуанхэ, на севере — озеро Байкал. Ее постоянно заснеженные вершины достигают в высоту более 4000 метров, в то время как равнины, на юго-западе расположенные на высоте около 1000 метров над уровнем моря, к северо-востоку опускаются до высоты в 500 метров. 2210 квадратных километров озера Хулун (Хулун-Нур) и 615 квадратных километров озера Буйр (Буйр-Нур) снабжают водой степной район с соответствующим названием Хулун-Буйр. Великая река Селенга впадает в самое глубокое озеро в мире — Байкал, дренажный бассейн которого охватывает Северную и Центральную Монголию и Западное Забайкалье. Реки Онон и Керулен получают воду из степного района вокруг озера Хулун-Буйр и в конечном итоге впадают в Тихий океан. На юге обширная пустыня Гоби создала естественный барьер для земель монголов, в то время как на севере регион подобным же образом изолировали дремучие сибирские леса.
Великая Монголия, или историческая Монголия, занимала самую восточную часть великой Евразийской степи и с древних времен была заселена тюрками, монголами и тунгусскими племенами. Эти народы алтайской языковой семьи [32] были объединены лингвистически и этнически, имели сходные обычаи и общественное устройство, но жестокий и независимый дух препятствовал их политическому объединению в любой форме вплоть до появления Тэмуджина в конце XII века. Гений Чингисхана заключался в том, что ему удалось объединенить тюрко-монгольские племена, чьи обычаи до тех пор способствовали саморазрушению и междоусобной агрессии, что оставляло их открытыми для откровенного манипулирования императорами Цзинь с востока.
Для большинства кочевников принадлежность к племени была основой их силы и идентичности, а верность своему хану была непоколебимой. Тэмуджин знал это и смог использовать чувства преданности и сплоченности в своих интересах. Но когда-то племя Тэмуджина бросило его семью в беде, что позволило ему поставить под сомнение основы общественного устройства и посмотреть на все незашоренным взором, без эмоциональных наслоений закостенелой тысячелетней традиции.
Племена отчаянно защищали свою независимость, каждый вождь обычно противился созданию надплеменных властных структур (только если объединение не сулило исключительных выгод), поэтому на более высоком уровне организации степное общество было крайне разобщено. Богатство, как правило, измерялось количеством голов скота, защита и накопление которого были главными заботами племени. Вступление в союз, конфедерацию или иное надплеменное объединение мотивировалось защитой или накоплением богатства. Чингисхан с самого начала отличался тем, что смог сформировать действительно единое и сплоченное надплеменное объединение из столь враждебной и взаимно подозрительной массы воинственных племен.
Племена тюркомонголов XII века можно разделить на чисто скотоводческие, занимавшиеся выпасом крупного рогатого скота и овец, и племена лесных охотников и рыболовов. Менее многочисленных лесных охотников можно было встретить вокруг Байкала, у истоков Енисея и в верховьях Иртыша, тогда как скотоводы заняли земли на юге, от предгорий Алтая до озер Хулун-Нур и Буйр-Нур. Однако лесные охотники могли выращивать скот и пасти овец, да и скотоводы не гнушались собирать урожай и обрабатывать землю, а всех их объединяла страсть к охоте. Воистину охота, называемая нерге или баттуе, играла чрезвычайно важную роль в жизни всех тюрко-монгольских племен. Целями организованной облавной охоты были дикие ослы, антилопы, кабаны и прочая дичь, снежные барсы, а также представители враждебных племен. Лассо, луки и стрелы, копья — применялся широкий спектр орудий. Нерге служило и развлечением, и средством военной подготовки, добыча шла в пищу и запасалась на зиму, и в такой охоте принимало участие все племя. Лошади, коровы, овцы, козы и верблюды выращивались, чтобы обеспечить основные потребности племени в пище, а коров, коз, верблюдов и лошадей использовали также в роли вьючных и тягловых животных. Овцы были источником не только пищи и шерсти, но и кожи. Забой скота производился в начале зимы, после чего мясо консервировалось или замораживалось на несколько долгих зимних месяцев.
Однако при других обстоятельствах обмен невестами мог использоваться и для укрепления межплеменных союзов. Многоженство было распространено среди тех, кто мог себе это позволить, хотя женщины обычно пользовались очень высоким статусом в тюрко-монгольском обществе. Согласие на брак если и требовалось, то, как правило, со стороны клановых старейшин, а брачный союз рассматривался как коммерческое или политическое соглашение или договор. Несмотря на многоженство, первая жена сохраняла статус главной независимо от своих отношений с мужем. Докуз-хатун (ум. 1265) нарушила эту традицию. Она не была первой женой Хулагу, но оставалась главной и пользовалась его уважением, хотя не имела детей. Она принимала участие в поддержании большого и влиятельного орду вплоть до их смерти в 1265 году. После смерти мужчины его состояние доставалось — уникальный монгольский обычай — младшему сыну главной жены, который считался хранителем очага и дома, отчигином. Несмотря на то что племя Тэмуджина — борджигины — когда-то обладало высоким статусом и влиянием, после смерти его отца Есугея все надежды занять достойное положение пошли прахом, и маленькая семейная группа вынужденно влачила жалкое существование на берегах Онона.
Когда Тэмуджин был молод, власть в степи принадлежала татарам и меркитам. Меркиты были охотниками, жителями леса, и обитали к юго-востоку от Байкала вдоль низовий Селенги, а татары, пользовавшиеся покровительством императоров Цзинь, жили на востоке, к югу от озера Буйр-Нур. Татары привлекли внимание Цзинь тем, что казались потенциальной, если не реальной угрозой. Воинственность татар и репутация их бойцов обеспечили им видное место в истории завоеваний и варварства Евразийской степи. Имя «татары» стало общим для всех тюрко-монгольских племен, и это отождествление пережило как самого Чингисхана, так и все его попытки подавить использование термина.
Джалаиды, чьей славе было суждено прогреметь после падения государства Хулагуидов в 1335 году, происходили из степных регионов в междуречье Онона и Селенги, а унгираты жили к юго-востоку от озера Буйр-Нур.
Из-за строгого соблюдения правил экзогамии и широко распространенной практики похищения невест из враждебных племен классификация племен по этническим, религиозным или даже лингвистическим группам представляет серьезную проблему. Оуэн Латтимор [6], исследовавший организацию средневековых монгольских племен, делит их на кланы, занимавшие доминирующие положение, и кланы, считавшиеся зависимыми. Подчиненный статус был результатом военного поражения или потребности в защите со стороны более сильной группы. Внутри клана основным элементом его организации было родство, но не обязательно кровное. Помимо него существовал обычай побратимства — анда, которое заключалось добровольно и скреплялось клятвами и смешением крови, в результате чего двое становились равными по статусу «братьями». Эти свободно создаваемые узы родства считались едва ли не более сильными, чем биологическая связь по крови.
Другой формой свободно образуемого родства в то время был институт нукеров, который заключался в добровольном признании над собой власти господина и не подразумевал каких-либо семейных связей. Термин нукер вошел в персидский язык изначально в значении «партнер» или «товарищ», но со временем приобрел значение «последователь» и в современном языке означает «слуга». Будущий нукер должен был официально отказаться от принадлежности к любому клану, с которым мог состоять в родстве. Опять же, связь между нукером и его господином была едва ли не сильнее уз крови.
Несмотря на преобладание среди монголов многоженства, женщины принимали участие во всех аспектах жизни племени, включая боевые действия [8]. Во время длительных кампаний женщины сопровождали мужей, а когда мужчины отправлялись в бой, должны были брать на себя все их обязанности. Женщины ездили на лошадях, отвечали за состояние тягловых животных и телег (часто внушительного размера) и, конечно, выполняли более традиционные женские задачи, такие как дойка, вязка и шитье, в том числе тяжелое и трудоемкое изготовление войлочных палаток. Однако доение кобыл наряду с изготовлением и ремонтом стрел, луков, седел и специальных сумок для кумыса оставались прерогативой мужчин. Вожди племен регулярно консультировались со своими женами, от которых ожидали советов и выражения собственного мнения.
Первая жена и ее дети неизменно пользовались особым статусом. Правом наследовать Чингисхану обладали только сыновья от его главной жены Бортэ-фуджин. После смерти мужчины младший сын (в соответствии с обычаем ультимогенитуры, или минората [44] ) наследовал и его жен, которые считались частью собственности. Родная мать в перечень наследуемого имущества не включалась.
Учитывая, что женщины в монгольском обществе играли далеко не подчиненную роль, представляется странным, что они сразу же после похищения могли принять роль жены похитителя и матери его детей. Нередко умыкались пожилые и замужние, и подобное могло случиться с женщиной не один раз. Дети, рожденные в таких обстоятельствах, считались полноправными детьми похитителя, как в случае с первым сыном Тэмуджина Джучи, которого Бортэ родила примерно через девять месяцев после вызволения из меркитского плена. Чингисхан заявил, что Джучи будет наделен всеми правами и статусом, которые полагаются его первенцу, и оставался вызывающе глух к шепоту и сомнениям по поводу того, кто был настоящим отцом Джучи. Иногда с женщинами обращались как с живым товаром, их продавали и покупали на рынке, но и мужчины (особенно военнопленные) также могли быть предметом торговли, удачным подарком или вознаграждением. Однако раб не обязательно оставался рабом на всю жизнь, как показывает пример Теркен-хатун, королевы Кермана (прав. 1257–1283) [10].
Учения ислама, буддизма и христианства принадлежали другому миру, монголы не ощущали никакого конфликта при столкновении с ними, а потому исповедание этих религий не возбуждало среди них враждебности или чувства угрозы. Вместо этого они терпимо относились к другим религиям и старались примириться с их представителями, побудить их молиться за свое благополучие, поскольку видели в этом своего рода защиту от космологических угроз и стремились получить покровительство как можно большего количества богов. «Монголы верили в то, что нужно взять у неба столько гарантий, сколько возможно» [12], — по выражению Дэвида Моргана. Он приводит замечательный отрывок из книги Эдуарда Гиббона, который наделяет монголов не вполне заслуженной, вероятно, степенью просвещенности:
Инквизиторов католической Европы, отстаивавших жестокостью свои абсурдные идеи, мог бы, вероятно, смутить пример варвара, который, предвосхитив будущие достижения философии, в законах своих установил систему чистого теистического мировоззрения и совершенной терпимости [13].
Отличительную религиозную терпимость монголов некоторые интерпретировали как безразличие, в то время как другие отмечали их навязчивый интерес к этой теме и неоднократные заявления о намерении обратиться в ислам, христианство или любую религию, которая была бы целесообразной или актуальной в данный момент времени. Рассказы о тайных крещениях, смене религии и симпатиях к какой-либо из них разбросаны по источникам, и ясно, что в период, когда европейцы еще сохраняли влияние в Сирии и Палестине, элчи (послы) Чингисидов намеренно заявляли, что монгольские ханы находятся в процессе обращения в христианство.
Несмотря на принятие новой религии, многие монгольские неофиты по-прежнему сталкивались со скептическим и циничным отношением к себе, отчасти из-за нежелания полностью отказываться от глубоко укоренившихся шаманских убеждений и практик. Даже хан Газан (прав. 1295–1304), главный защитник чингисидского ислама в Иране, оставался уязвим перед уколами недоброжелателей из-за непоколебимой приверженности ясе и некоторым шаманистским ритуалам [16].
Чжурчжэни основали империю Цзинь (1115–1234) [55] и сразу же объявили войну соседям на юге, древней империи Сун (960–1279), хотя изначально они заключили союз против Ляо, а противоречия возникли на почве споров о дележе захваченной добычи и территорий. Империя Цзинь доминировала во всем регионе, распространив свое влияние вплоть до центральных земель Монголии и Китая. Хотя цзиньский император Си-цзун [56] (прав. 1135–1149) изучал китайскую классику и принял культурные традиции китайцев, ключевые позиции в государстве занимали знатные чжурчжэни, а кидани по-прежнему подвергались угнетению и дискриминации. Еще будучи в состоянии влиять на своих кочевых соседей, чжурчжэни тем не менее запустили масштабную строительную программу по сооружению двух важных секций Великой стены — Пограничной крепости или Пограничного рва. Сперва выкапывались рвы, промеж которых затем размещались участки стен. В некоторых местах для придания дополнительной надежности сооружалось несколько рвов и стен. Работы начались около 1123 года и были завершены примерно в 1198 году, в результате было построено более 2000 километров стен, известных как Старые Минчанские стены или Новые великие стены.
В 1161 году чжурчжэни заключили союз с татарами и помогли им установить контроль над другими тюрко-монгольскими племенами, положив конец амбициям своего бывшего союзника хана Хабула (прав. 1130–1146), прадеда Чингисхана. Чжурчжэни постоянно предлагали помощь воюющим между собой соседям, в том числе кереитам, и таким образом обеспечивали свое господство.