монолог пугачева история песни
Монолог пугачева история песни
Лишь немногие композиторы умеют написать музыку не к песенным стихам. Марк Минков один из них. Удивительно, но «Монолог» (здесь стихи самой М. Цветаевой) публика восприняла в штыки.
Иван Цыбин
Родился в Москве 21 марта 1969 года. Впервые попал в Останкино в 16 лет и с тех пор не представляю свою жизнь без телевидения. Сначала работал фонотекарем, потом был администратором программы «12 этаж». С 1991 года много роюсь в телеархивах для того, чтобы вернуть на экран раритеты советского музыкального наследия.
Самое популярное в рубрике
1992 год, петербургская группа «Н.О.М.», то есть «Неформальное Объединение Молодёжи», и их хит на все времена — песня «Нина»! Нет, это не бред, как может показаться, это чистейший продукт питерского повседневного безумия 80-х — начала 90-х годов ХХ века. Как говорили сами участники группы, эта песня выросла из личных наблюдений за жизнью ленинградских коммунальных квартир, где чего только не было.
Иван Младек, как и наш Хиль, раньше был очень популярен в своей стране. Международное признание пришло к нему совсем недавно, благодаря интернету! Эта съёмка чешского телевидения 1978 года по-настоящему стала популярной только лет 8 назад, когда кто-то догадался выложить её во всемирную сеть. И понеслось!
Год 1980-й. Юрию Антонову всего 35. Он молод, талантлив, популярен, амбициозен, но на советском телевидении его не жалуют и до всесоюзного эфира почти не допускают. Вот и эта видеоплёнка в архивах Центрального телевидения не сохранилась, а случайно нашлась в Минске.
В советское время эту песенку с удовольствием пели дети. Написал её композитор Владимир Шаинский. Песни, которые подхватила вся страна, Шаинский начал писать довольно поздно, после 40 лет, но зато какие это были песни. Они и сегодня живее всех живых!
Николай Рыбников — «Когда весна придёт»
Июль 1963 года. Съёмки телевизионного «Голубого огонька». Блестящий советский актёр Николай Рыбников, очаровательно улыбаясь, спокойно поёт свою знаменитую песню из фильма «Весна на Заречной улице»! А его слушают звёзды советского кино и иностранные знаменитости: кинорежиссёры Стэнли Крамер и Кёхико Усихара, актёры Жан Маре, Симона Синьоре, Лолита Торрес, Ив Монтан, собравшиеся в студии на Шаболовке по случаю открытия 3-го Московского международного кинофестиваля.
Лайма Вайкуле — «Огоньки»
Знания, полученные Лаймой Вайкуле в ГИТИСЕ, где она училась режиссуре, ей здорово пригодились, когда зашла речь о съёмке видео на эту песню. Дело в том, что почти весь клип снят дома у певицы. В самом конце июля 2011 года в Юрмале проходил очередной конкурс «Новая волна» и Лайма для съёмок клипа пригласила к себе почти всех звёзд нашей эстрады, кто тогда был на конкурсе. И вот так, из милых посиделок в юрмальском дворе Лаймы Вайкуле, получился прекрасный клип!
Этой песне уже 50 лет. Но и сегодня многие молодёжные коллективы перепевают её на модный современный манер.
Группа «Форум» — «Улетели листья»
1985 год. Ленинград. Дом радио на Итальянской, тогда улице Ракова. Молодая, стремительно набирающая популярность группа «Форум», созданная композитором Александром Морозовым, и юный Виктор Салтыков. Вот кто тогда, более 30 лет назад, знал, что песне этой уготована длинная и счастливая жизнь?
Полина Гагарина — «Колыбельная»
Это видео — первый клип 18-летней Полины Гагариной. Песня «Колыбельная» написана была самой Полиной — прелюбопытной певицей, интересным автором песен, и довольно закрытой барышней, в том плане, что информации о ней немного, она весьма лаконична, а то и просто непонятно — где правда, а где вымысел.
Эту песню весной 1951 года написали композитор Борис Мокроусов и поэт Марк Лисянский к спектаклю Московского театра имени Станиславского «В Лебяжьем», а увёл со сцены певец Владимир Нечаев. Потом песню подхватил великий Аркадий Райкин, затем Алле Иошпе и Стахан Рахимов. А в новогод- нюю ночь 1997 года её спела и Алла Пугачёва, вернув на эст- раду чудесный ретро-шлягер.
В 70-е Людмила Гурченко много снималась в различных телебенефисах, записывала свои песенные программы, а в 1984-ом новое произведение в её исполнении вышло в финал «Песни года». Но, когда певица появлялась на сцене, мало кто слушал что она поёт, все старались рассмотреть, как она выглядит!
Эта запись уникальна и нигде её, кроме как на Пятом канале, не существует – съёмка проходила в Первой студии Ленинградского телевидения в 1980 году. На ней популярную на Западе песню, исполняемую Бонни Тайлер, поёт знаменитый «чехословацкий соловей» Карел Готт. И именно в его исполнении песня эта была широко популярна и в СССР.
Монолог пугачева история песни
«Не отрекаются любя»
Марк Минков – первый крупный композитор, который работал с Примадонной. Маэстро написал много известных песен для исполнителей, популярных в своё время: «Если б не было войны», «Из памяти уходят имена», «Наша служба и опасна, и трудна», «Старый рояль»…
Но в 1977 году Пугачёва исполнила его произведение «Не отрекаются, любя». Такой пронзительной «женской» песни на советской эстраде ещё не было. И она бы не появилась, если бы не Алла.
«Не отрекаются любя» написана Минковым для лирической комедии «Мужчины, носите шляпы!», которую играли в Московском театре имени Пушкина. Режиссёр спектакля Алексей Говорухо тогда попросил Минкова сочинить мелодию. Композитор согласился, но сразу сказал, что не хочет привлекать никого из известных поэтов-песенников. Он предпочёл выбрать слова для будущей песни из уже написанного.
Как потом рассказывал Марк Анатольевич: «Это необъяснимо. Почему-то вдруг есть ощущение, что надо порыться там, где ты ещё не рылся, в других каких-то стихах».
В театре к работе подошли ответственно, стали штудировать сборники стихов с допушкинских времён, постепенно двигаясь к современным авторам. Наконец настал тот день, когда режиссёр принёс Минкову сборник стихов Вероники Тушновой. Книжка была мокрая от снега, и композитор, стирая с неё влагу, случайно перевернул несколько страниц. Сборник открылся на словах «Не отрекаются любя».
Дальше уже никто ничего не искал. Минут за пять родилась мелодия на первые четыре строки, а потом композитора будто выключило – дальше никак не шло.
Творческие муки! В такие мгновения композитор ненавидел себя, весь мир и любимый рояль. На счастье, мимо прошла супруга Галина с тарелкой кашки для маленького сына. Увидев страдания мужа, она обронила на ходу: «Что ты мучаешься? Просто повтори первую строку ещё раз». Поистине, за каждым великим мужчиной стоит великая женщина… И стихи о женской душе может написать только женщина.
Красавица с миндалевидными глазами, Вероника Тушнова (1911 – 1965) в своё время сводила мужчин с ума. Но всегда выбирала «не того». Трижды успела побывать замужем, каждый раз неудачно. Настоящее большое чувство пришло, когда поэтессе было за сорок. Её избранником стал прозаик и поэт Александр Яшин. Взаимное глубокое чувство настигло двух людей в зрелом возрасте, когда за плечами накоплен большой опыт отношений и семейного быта.
Мужчина был женат на замечательной женщине с большим творческим потенциалом. Александр и Злата Яшины воспитывали четверых детей, и до встречи с Тушновой писатель полагал, что его семейная жизнь протекает счастливо. Но грешная любовь случилась.
Потом было раскаяние семейного человека и тяжёлое решение – оставить Веронику ради жены и детей. А Тушнова после этого разрыва сразу угасла. Мучительная болезнь унесла её в возрасте 54 лет. Яшин пережил свою любовь на три года.
Казалось бы, стихотворение «Не отрекаются любя» просто обязано быть посвящено этому короткому роману. Однако строки написаны задолго до встречи Тушновой с Яшиным. Стихотворение, скорее всего, посвящено первому мужу поэтессы – Юрию Розинскому. Он ушёл на фронт, а потом решил не возвращаться в семью, где подрастала его дочь. Однако через несколько лет, больной и никому не нужный, Розинский пришёл «совсем внезапно». Вероника приняла его, но мужчина вскоре вновь её оставил, уйдя в мир иной.
…Песню Минкова пели с эстрады и после премьеры спектакля в Театре имени Пушкина, но никто из исполнителей не запомнился. А в 1977-м композитору предложили участвовать в фестивале «Московская осень». Он вспомнил свою песню и предложил её Пугачёвой, с которой на тот момент даже не был лично знаком. Она тогда жила совсем не в центре столицы, а в удалённом районе Вешняки.
Когда Минков приехал по адресу, ему не пришлось долго искать подъезд: толпа девчонок-фанаток, стены, исписанные признаниями в любви… Какая-то девица даже попыталась пробраться к Алле за спиной композитора, но дерзкая попытка была пресечена.
Пугачёва посмотрела ноты и сказала: «Оставь, наверное, я буду это петь».
Через некоторое время Минкову позвонили возмущённые организаторы фестиваля и сказали, что Пугачёва отказывается петь две песни, а по регламенту каждый участник должен обязательно исполнить два произведения… Но вот начались репетиции с оркестром Юрия Силантьева. Дирижёр много времени уделил именно Алле и Минкову, не обращая внимания на негодование других певцов.
Настал день выступления. Пугачёва закрывала первое отделение. После последней ноты раздались такие овации, что чудом не рухнул потолок. Певицу не отпускали, и она спела «Не отрекаются любя» ещё раз. На этот раз первые строки она пела, стоя спиной к зрительному залу. Такого на советской эстраде ещё не было! А когда повернулась, зрители увидели её белое от переживаний лицо. И глаза… Эти «играющие» пугачёвские глаза, которыми она умеет донести эмоцию до самого последнего ряда! И вновь гром аплодисментов. Так и получилось, что Пугачёва не нарушила регламент фестиваля, ведь она спела два раза.
Марк Минков вспоминал, что так Алла Борисовна больше никогда эту песню не пела, и исполнение понравилось ему больше всего. А Пугачёва, зная это, извинялась перед композитором, но говорила, что не может петь её одинаково. Каждый раз по-разному. И это правда. Пересматривая многочисленные концертные записи, легко понять, что певица никогда не повторяется.
После Пугачёвой песню перепевали и Александр Градский, и Татьяна Буланова, и Дима Билан. Но исполнение Аллы Пугачёвой остаётся непревзойдённым.
С одним из новоявленных исполнителей песни у Марка Минкова произошёл скандал. Композитор узнал, что «Не отрекается любя» на своих концертах поёт Борис Моисеев. Более того, тот захотел вставить песню в новый альбом. Дальше говорит сам Минков: «Я запретил его продюсерам выпускать пластинку. Он (Борис Моисеев. – Ред.) заявил, что имел большой успех на концерте, повернулся к публике спиной и снял штаны. Я не ударил его лишь потому, что рядом находился мой сын».
В 2015 году журнал «Русский репортёр» опубликовал результаты социологического исследования. Текст песни «Не отрекаются любя» занял 36-е место в списке 100 самых популярных в России стихотворных строк, включающем русскую и мировую классику.
Алла Пугачёва признаёт «Не отрекаются любя» своей главной песней, которая каждый раз заставляет её прослезиться.
Судьба потом не раз соединяла в творческий дуэт Минкова и Пугачёву. Алла Борисовна всегда с удовольствием исполняла песни Марка Анатольевича, который был выдающимся мелодистом, тонко чувствовавшим стихи. «Скажи мне что-нибудь», «Эти летние дожди», «Ты на свете есть», «Если звёзды молчат» и, конечно, «А знаешь, всё ещё будет» на слова той же Тушновой. Эта песня известна ещё и потому, что в 1984 году на телеэкранах Пугачёва впервые появилась со своей дочкой – Кристиной Орбакайте. Вообще Алла Борисовна всегда была против таких совместных выступлений. С раннего детства Кристины она пыталась дистанцироваться от неё, чтобы у дочки появился шанс проявить индивидуальность. И девочка маму не подвела. Никакая протекция не смогла бы помочь Кристине так сыграть роль в фильме Ролана Быкова «Чучело»!
Спустя несколько лет Марк Минков принёс Пугачёвой песню на стихи Марины Цветаевой. Композитор даже не сомневался, кому предложить новое произведение. Кому же, как не Алле? И на этот раз певица не сказала «наверное, я буду это петь». Решение было принято сразу.
А предыстория такова. Минков с семьёй каждую зиму отправлялся в знаменитый Дом творчества композиторов в Рузу, на дачу №9 – когда-то любимый домик Арама Ильича Хачатуряна. Поблизости всегда заливали каток, на который Марк Анатольевич выходил с супругой по ночам покататься, чтобы развеяться или найти вдохновение. В одну из таких ночей он увидел на катке одиноко катавшуюся Алю, дочку знаменитого советского композитора Серафима Туликова. Алиса Туликова была умной и образованной девушкой, знала много стихов. Она-то и прочла Минкову строки Марины Цветаевой: «Уж сколько их упало в эту бездну, разверзтую вдали! Настанет день, когда и я исчезну с поверхности земли».
Композитор, по его же словам, почувствовал, будто «вбили в него что-то, протрезвел сразу». Он и не знал о таком стихотворении, поспешил домой, чтобы принести ручку и бумагу. Записать скорее! Но Алиса его остановила – три часа ночи! Тем не менее пообещала утром занести сборник Цветаевой.
Слово своё Аля сдержала, и Минков за очень короткое время сочинил мелодию, которая сегодня известна всем. Марк Анатольевич всегда считал, что песня рождается либо быстро, либо никогда. К счастью, в тот раз всё сложилось.
Невероятно, что такие глубокие пронзительные строки принадлежали почти ребёнку: «…За правду, да и нет. За то, что мне так часто – слишком грустно и только двадцать лет…» Марина Цветаева написала свой «Реквием» в двадцать! Пугачёва не могла оставить эти строчки, ведь ей уже было значительно больше. Но сокращения и прочие изменения в тексте сделаны настолько бережно, что цветаевская мысль и целостность в песне не нарушены.
В 1987 году Пугачёва впервые спела свою Цветаеву. Это был монолог, обращённый к себе и ко всем. И снова слушатели испытали потрясение от этого удивительного театра Аллы, театра одной певицы, одной большой Актрисы. Каждое исполнение – это проживание жизни у тебя на глазах.
«– Послушайте! – Ещё меня любите за то, что я умру». Этими словами заканчивается стихотворение Марины Цветаевой, которая не боялась смерти, но боялась потерять родных и близких. Поэтесса очень тяжело пережила раннюю утрату матери, которая скончалась, когда дочери было всего 14 лет.
Пугачёва сразу сказала Минкову, что она не может заканчивать песню такими трагическими словами, поэтому финал сделали немного другим: «Я обращаюсь с требованием веры и просьбой о любви». Это менее драматический финал, который всё-таки даёт надежду.
Вторым маэстро Пугачёвой с полным основанием можно считать Раймонда Паулса. Более того, его появление в начале 1980-х годов заставило Примадонну отменить решение уйти со сцены. Она уже несколько раз порывалась закончить концертную деятельность («устала Алла»), да и вроде сказала со сцены всё, что хотела… Но тут поэт-песенник Илья Резник познакомил её с латвийским композитором.
«Маэстро Паулс». Как звучит! И песня «Маэстро» незамедлительно породила слухи о романе между Пугачёвой и композитором. Но правда заключается в том, что посвящена она совсем другому маэстро.
Алла, будучи совсем юной, некоторое время пела в оркестре Константина Орбеляна. Импозантный мужчина и потрясающий профессионал не мог не привлечь внимание молодой впечатлительной особы. Бурный роман дирижёра и солистки не привёл к свадебным колоколам, но годы спустя свои чувства по поводу «орбеляновского» периода Алла выразила в песне «Маэстро». В этом помог Илья Резник, который смог вместить в небольшом стихотворении всю историю любви.
Вообще, без Резника не было бы тандема Паулс – Пугачёва. Именно Илья Леопольдович настоял на том, чтобы Паулс подобрал мелодии для репертуара Примадонны. Правда, специально для Пугачёвой композитор ничего не сочинял. Почти все ныне известные песни уже исполнялись в Латвии местными певцами на латышском языке. Но Резник своими стихами и Пугачёва своим неповторимым исполнением подарили старым мелодиям новую жизнь.
Алла спела «Маэстро» с большим успехом, но положение дел её не устраивало. «Работая вместе с композитором над песней, я должна дышать с ним одним воздухом, непосредственно участвовать в процессе создания нового произведения. Без этого песня как бы не моя», – так всегда считала Алла Борисовна.
Но с Раймондом Паулсом всё обстояло иначе. Он приносил готовые песни, и если певица говорила, что это её не устраивает, то он со свойственным ему хладнокровием отвечал: «Устроит кого-нибудь другого». Похоже, это и раззадоривало Пугачёву.
Над следующим совместным проектом они уже работали втроём в доме Паулса на берегу Балтийского моря. Алле понравилась одна мелодия, хотя её уже успел спеть местный исполнитель. Но Резник уверил, что новый текст и переработка мелодии сделают песню свежей. Певица согласилась, и работа закипела. Рижское взморье располагает к определённой тематике, так что первый вариант текста содержал рассказ о волнах, чайках и тому подобном. Вроде бы всё симпатично, но самому Резнику что-то не нравилось.
Тут он услышал звон часов, вышел в прихожую и увидел большие напольные часы, которые раньше почему-то не замечал. В голове у поэта мелькнуло: «Старинные часы!»
Дальше всё пошло как по маслу. Текст и мелодия настолько гармонично соединились, что лишь спустя некоторое время Илья Резник заметил: а ведь он написал текст в форме «белого стиха», почти без рифмы: «Старинные часы ещё идут. Старинные часы – свидетели и судьи. Когда ты в дом входил, они слагали гимн, звоня тебе во все колокола». Песня получилась глубокой, но очень грустной: «Но шли мои часы торжественно печально, я слышала их поминальный звон».
Песню «Старинные часы» публика приняла с первого же исполнения – в декабре 1981 года в телепрограмме «В гостях у Маэстро», посвящённой творчеству Раймонда Паулса.
…Было бы странно не сказать несколько слов о главном хите «паулсовского» периода творчества Аллы Пугачёвой «Миллион алых роз». Для неё эта песня всегда была, мягко говоря, нелюбимой. Она раздражала всем: примитивной мелодией, опять-таки не оригинальной, и нескладным текстом, несмотря на авторство Андрея Вознесенского. «Я всегда терпеть не могла эту песню. Чем больше я её не любила, тем популярнее она становилась». Вот такой парадокс.
Юбилей – всего лишь цифра. Банально, но это действительно так. Мы восхищаемся Примадонной уже не один десяток лет. И не знаем, чего от неё ждать теперь – нового шлягера или молчания, скандала или домашних радостей. В любом случае она обязательно заставит нас пережить нечто глубокое, настоящее.
Новое в блогах
История песен на стихи М.Цветаевой. «Уж сколько их упало в эту бездну»
Мария Александровна Цветаева (урождённая Мари́я Алекса́ндровна Ме́йн; 1868—1906) — вторая жена Ивана Владимировича Цветаева, мать Марины Цветаевой и Анастасии Цветаевой
Цветаева признавалась, что очень надеется в той, другой жизни, встретиться с мамой, которую очень любила, и даже мысленно торопила время, стремясь прожить свою жизнь как можно скорее.
В 1913 году поэтесса написала стихотворение «Уж сколько их упало в бездну…», в котором вновь пыталась определить для себя, что есть жизнь, и чего стоит ждать от смерти. Потусторонний мир Цветаева воспринимает, как некую темную пропасть, бездонную и устрашающую, в которой люди попросту исчезают. Рассуждая о смерти, она отмечает: «Настанет день, когда и я исчезну с поверхности земли». Однако поэтесса осознает, что после ее ухода ничего в этом бренном мире не изменится. «И будет все — как будто бы под небом и не было меня!», — отмечает поэтесса.
Уж сколько их упало в эту бездну,
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
— Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.
Однако Марина Цветаева не готова смириться с таким положением дел, она хочет, чтобы память о людях была вечной, даже если они этого не достойны. Себя она причисляет именно к той категории будущих покойников, которые не заслужили права войти в историю из-за того, что имеют «слишком гордый вид». Но этой черте характера поэтесса противопоставляет «безудержную нежность», рассчитывая, что, тем самым, может продлить свою земную жизнь хотя бы в воспоминаниях близких людей. «Я обращаюсь с требованьем веры и с просьбой о любви», — отмечает Цветаева. Столь необычная трактовка евангельских истин все же имеет право на существование. Поэтесса не верит в жизнь после смерти в библейском понимании, однако рассчитывает, что сумеет оставить яркий след на земле, иначе само ее существование лишается всякого смысла. Поэтесса не подозревает, что своеобразным пропуском в вечность для нее станут стихи, которые раскрывают богатый внутренний мир этой удивительной женщины, наполненный мятежными и весьма противоречивыми чувствами.
Реквием (Монолог) «Уж сколько их упало в эту бездну…» Песню, в основу которой лег этот цветаевский текст, впервые исполнила Алла Пугачева в 1988 году. Музыку написал известный советский и российский композитор Марк Минков.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
КАРТЫ К НОВОМУ, 2010, ГОДУ
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
История песен на стихи М.Цветаевой. «Уж сколько их упало в эту бездну» и «Генералам двенадцатого года»
История песен на стихи М.Цветаевой. «Уж сколько их упало в эту бездну» и «Генералам двенадцатого года»
Мария Александровна Цветаева (урождённая Мари́я Алекса́ндровна Ме́йн; 1868—1906) — вторая жена Ивана Владимировича Цветаева, мать Марины Цветаевой и Анастасии Цветаевой
Цветаева признавалась, что очень надеется в той, другой жизни, встретиться с мамой, которую очень любила, и даже мысленно торопила время, стремясь прожить свою жизнь как можно скорее.
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
— Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.
В 1913 году поэтесса написала стихотворение «Уж сколько их упало в бездну…», в котором вновь пыталась определить для себя, что есть жизнь, и чего стоит ждать от смерти. Потусторонний мир Цветаева воспринимает, как некую темную пропасть, бездонную и устрашающую, в которой люди попросту исчезают. Рассуждая о смерти, она отмечает: «Настанет день, когда и я исчезну с поверхности земли». Однако поэтесса осознает, что после ее ухода ничего в этом бренном мире не изменится. «И будет все — как будто бы под небом и не было меня!», — отмечает поэтесса.
Однако Марина Цветаева не готова смириться с таким положением дел, она хочет, чтобы память о людях была вечной, даже если они этого не достойны. Себя она причисляет именно к той категории будущих покойников, которые не заслужили права войти в историю из-за того, что имеют «слишком гордый вид». Но этой черте характера поэтесса противопоставляет «безудержную нежность», рассчитывая, что, тем самым, может продлить свою земную жизнь хотя бы в воспоминаниях близких людей. «Я обращаюсь с требованьем веры и с просьбой о любви», — отмечает Цветаева. Столь необычная трактовка евангельских истин все же имеет право на существование. Поэтесса не верит в жизнь после смерти в библейском понимании, однако рассчитывает, что сумеет оставить яркий след на земле, иначе само ее существование лишается всякого смысла. Поэтесса не подозревает, что своеобразным пропуском в вечность для нее станут стихи, которые раскрывают богатый внутренний мир этой удивительной женщины, наполненный мятежными и весьма противоречивыми чувствами.
Реквием (Монолог) «Уж сколько их упало в эту бездну…» Песню, в основу которой лег этот цветаевский текст, впервые исполнила Алла Пугачева в 1988 году. Музыку написал известный советский и российский композитор Марк Минков.
Многие музыковеды и поклонники творчества Аллы Борисовны считают «Реквием» шедевром в репертуаре артистки. Сложно с этим не согласиться! Стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну…», проникнутое трагическим ощущением судьбы и горячей жаждой жизни, стремлением оставить в мире свой след, написано в 1913 году юным автором на взлете поэтической славы. Соответственно, строки «…За то, что мне так часто слишком грустно и только 20 лет» в интерпретации Аллы Пугачевой, бывшей на тот момент значительно старше лирической героини, пришлось убрать. Так «Монолог» стал более универсальным, чем авторский текст. Это страстное, не ограниченное возрастными и какими либо-другими рамками обращение к миру «с требованием веры и с просьбой о любви».
«Генералам двенадцатого года» песня, известная как «Романс Настеньки», звучит в культовой картине «О бедном гусаре замолвите слово».
Действие лирической комедии разворачивается в «то замечательное время, когда мужчины владели шпагой лучше, чем грамотой, и шли бесстрашно не только в бой, но и под венец; когда женщины умели ценить бескорыстную любовь и вознаграждали её приданым; когда наряды были такими красивыми, а фигуры такими стройными, что первое было не стыдно надевать на второе».
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след —
Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера.
Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
=====
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.
О, как — мне кажется — могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало — трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать.
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие —
И весело переходили
В небытие.
Феодосия, 26 декабря 1913
Атмосфера романтики и приключений в фильме вполне соответствуют духу цветаевских строф. Стихотворение «Генералам двенадцатого года», написанное в 1913 году, Цветаева посвятила мужу Сергею Эфрону, офицеру белой гвардии.
В тексте, где отразился образ героической эпохи в восприятии юной девушки, есть обращение непосредственно к одному из тех самых блестящих «генералов двенадцатого года» — Александру Тучкову.
«Ах, на гравюре полустертой// В один великолепный миг// Я встретила, Тучков-четвертый// Ваш нежный лик…». Речь идет о довольно известной гравюре. Работа, которой восхищалась Цветаева, выполнена художником Александром Ухтомским уже после смерти Тучкова-четвёртого — по рисунку художника Варнека, который, в свою очередь, в 1813 году имел перед глазами медальон с миниатюрным прижизненным изображением Александра Тучкова.