монпасье конфеты в железной банке история
Назад в СССР
История появления шоколада и конфет в России и СССР.
Нам сейчас кажется, что шоколад был всегда. Ну невозможно себе представить, что в этом мире когда-то не было шоколадных конфет. А между тем первая шоколадная плитка появилась только в 1899 году в Швейцарии. В России кондитерское производство до начала XIX века было, по большей части, кустарным. Активно осваивали русский кондитерский рынок и иностранцы. История появления шоколада в России началась в 1850 году, когда приехавший из немецкого Вюртенберга в Москву Фердинанд фон Эйнем открыл на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколадной продукции, в том числе и конфет.
В 1867 году Эйнем и его компаньон Гейс построили на Софийской набережной здание новой фабрики. Как гласят сведения из истории шоколада в России, эта фабрика одной из первых была оснащена паровой машиной, что позволило фирме быстро стать одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в стране.
После революции 1917 года все кондитерские фабрики перешли в руки государства – в ноябре 1918 года вышел декрет Совнаркома о национализации кондитерской промышленности. Естественно, что смена хозяев повлекла за собой и смену названий. Фабрика Абрикосовых получила имя рабочего Петра Акимовича Бабаева, председателя Сокольнического райисполкома Москвы. Фирма «Эйнем» стала называться «Красный Октябрь», а бывшая фабрика купцов Леновых была переименована в «Рот Фронт». Правда, идеи Маркса и Ленина, революционный настрой и новые названия никак не могли повлиять на технологию производства кондитерских изделий. Как при старой, так и при новой власти для производства сладостей нужен был сахар, а для изготовления шоколада – какао-бобы. И с этим были серьезные проблемы. «Сахарные» районы страны долгое время были под властью белых, а валюта и золото, за которые можно было купить заморское сырье, шли на закупку хлеба. Только к середине 20-х годов кондитерское производство было более-менее возрождено. Помог этому НЭП, предпринимательская жилка и рост благосостояния городских жителей позволили быстро увеличить выпуск карамели, конфет, печенья, пирожных. Свой отпечаток на кондитерскую отрасль наложила плановая экономика, пришедшая на смену НЭПу. С 1928 года производство сладостей было строго регламентировано, каждая фабрика была переведена на свой, отдельный вид продукции. В Москве, например, карамель производила фабрика имени Бабаева. Производителем шоколада в СССР была фабрика «Красный Октябрь», а печенья – «Большевик».
В годы войны многие кондитерские фабрики были эвакуированы из европейской части страны в тыл. Кондитеры продолжали работать, выпуская, помимо прочего, стратегически важную продукцию. В набор «неприкосновенного запаса» обязательно входила плитка шоколада, спасшая жизнь не одному летчику или моряку.
В те годы конкуренции между производителями шоколада в Советском Союзе, в традиционном ее понимании, не было. Кондитеры могли бороться за премии и звания, например «лучший в отрасли», за награды на выставках, за любовь, в конце концов, потребителей, но не за их кошельки. Проблемы со сбытом конфет и другой сладкой продукции могли быть у совсем уж нерадивых и «невкусных» производителей. Но и дефицита, по крайней мере в крупных городах, не было. Конечно, время от времени названия конфет в СССР, как «Белочка», «Мишка на Севере» или «Каракум» исчезали с прилавков, а «Птичье молоко» вообще редко на них появлялось, но обычно москвичи, киевляне или харьковчане могли купить, пусть не в каждом магазине, свои любимые лакомства. Исключение составляли предпраздничные дни. Каждое предновогоднее детское представление в театре или утренник заканчивались раздачей сладких наборов, из-за чего с полок магазинов в это время исчезали самые популярные сорта конфет. Перед 8 Марта с трудом можно было найти конфеты в коробках, которые вместе с букетиком цветов составляли «универсальный», не требующий от мужчин серьезных раздумий подарок к празднику.
Шоколадные конфеты, главным атрибутом которых является дроблённый фундук в начинке, а также стилизованное изображение белочки с орешком в лапках.
Первая «Белочка» появилась в начале 1940-х годов и производилась Кондитерской фабрикой имени Н.К.Крупской, которая входила в состав Ленинградского производственного объединения кондитерской промышленности. В советское время объем производства фабрикой этих популярных конфет достигал тысяч тонн в год.
Шоколадные конфеты изготавливались из орехового пралине с добавлением какао и дробленых вафель.
Изначально «Кара-Кум» был фирменной маркой Таганрогской кондитерской фабрики.
Конфеты «Мишка на Севере»
Мягкие глазурованные конфеты с ореховой начинкой, заключенной в вафельный корпус, получившие такое ласковое название «Мишка на Севере», кондитеры фабрики им. Крупской начали выпускать накануне Великой Отечественной войны, в далеком 1939 г. Конфеты настолько полюбились жителям города на Неве, что даже во время сложнейшего периода жизни Ленинграда, несмотря на все трудности военного времени и осадного положения, фабрика не прекратила производство этого лакомства и уже в 1943 г. выпустила 4,4 тонны конфет «Мишка на Севере». И как знать, может быть «Мишка на Севере» стал одним из тех важных элементов, что поддерживали в жителях блокадного города веру в победу.
Конфеты «Мишка косолапый»
«Мишка косолапый» — своеобразный советский кондитерский символ — родом не из СССР, а из царской России. Его история началась в мастерских «Товарищества паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений «Эйнемъ»», причем сама история создания конфеты давно обросла многочисленными легендами.
Примерно в 80-е годы XIX века на пробу Юлиусу Гейсу, руководителю «Товарищества «Эйнемъ», принесли конфету: толстый слой миндального пралине был заключен между двумя вафельными пластинами и глазированным шоколадом. Находка кондитеров фабриканту пришлась по вкусу, тотчас появилось и название — «Мишка косолапый». По легенде, в кабинете Гейса висела репродукция картины Ивана Шишкина и Константина Савицкого «Утро в сосновом лесу», вследствие чего сначала было придумано название, а позднее и оформление нового лакомства.
Конфеты «Красный мак»
Предположительно название конфет произошло от балета «Красный мак». В 1926 году в Большом театре готовилась постановка нового балета «Дочь порта», но руководство театра посчитало либретто балета Рейнгольда Глиэра недостаточно динамичным и мало интересным. Оживили сюжет постановщик и художник, а музыкальное оформление балета «Дочь порта», с позволения автора, были переведены на музыкальное оформление балета «Красный мак».
В сюжетную линию вплетены и отрицательные герои в образе заговорщиков и коварного начальника порта Хипса, и советские моряки, и юная китаянка по имени Тао Хоа, влюблённая в Капитана русского судна. Конфликт буржуа и большевиков, попытка отравления справедливого Капитана и трагическая кончина отважной девушки! В финальной сцене представители китайской бедноты – партизаны «красные пики» – несут тело смертельно раненой девушки на носилках, прикрывая её красным знаменем. Очнувшись, умирающая Тао Хоа передает окружающим детям алый цветок мака, подаренный Капитаном. В небе загорается огромный красный цветок. К нему идёт беднота, освобожденная от власти европейцев. На носилки с мёртвой Тао Хоа сыплются бесчисленные лепестки красного мака. Печальная и одновременно красивая история, разве не достойна она увековечивания в кондитерском искусстве?
Конфеты «Ну-ка отними!»
Конфеты с пралиновым корпусом, глазированные шоколадной глазурью.
Популярная в советское время конфета «Ну-ка, отними!» тоже была выпущена более ста лет назад на фабрике «Эйнемъ» благодаря художнику Мануилу Андрееву. На фантике он изобразил свирепого вида мальчугана с битой в одной руке и надкусанной плиткой шоколада «Эйнем» в другой. Не вызывало сомнений, что мальчик готов на все, чтобы доесть шоколад.
Карамель «Раковые шейки»
Карамель в виде подушечек с шоколадно-ореховой начинкой из обжаренного миндаля и какао.
Эти конфеты, а вкупе с ними «Гусиные лапки» и «Утиные носики», были фирменным продуктом кондитерских фабрик Алексея Абрикосова. После национализации фабрики популярные конфеты сохранили не только оригинальную рецептуру, но и название.
Название карамели связывают с внешним сходством формы конфет с вареными раковыми шейками.
Батончики «Рот Фронт»
Шоколадный батончик с добавление дробленых вафель, тертого арахиса.
Фабрика «Рот Фронт» берет начало с 1826 года, когда предприимчивый мещанин Сергей Ленов открыл «Кондитерскую мастерскую» по производству помадки и карамели в районе Замоскворечья. Вскоре продукция предприятия стала очень популярна и получила признание покупателей и купцов по всей России, а маленькая мастерская выросла в крупную фабрику «Торгового дома Г.А. и Е.С.Леновых».
Помадная масса, получаемая при уваривании сгущённого молока с сахаром, мелассой (патокой) и жиром (сливочным или растительным маслом либо маргарином).
В советское время наряду с «Кис-Кис» большой популярностью пользовался также ирис «Золотой ключик».
Считается, что название «ирис» дал партии молочных конфет работавший в Петербурге начала XX века французский кондитер Морна, или Морнас, заметивший сходство их рельефа с лепестками ириса.
Леденцовая карамель «Монпансье»
В Советском Союзе самыми популярными сладостями были леденцы в железных банках (монпансье). Фруктовые леденцы, маленькие, как таблеточки. Настоящие леденцы, из карамелизированного сахара.
Вкусы, как и цвета, были разные. Некоторые целенаправленно покупали, например, только лимонные, апельсиновые или ягодные, большинство же выбирали ассорти.
Это был первый в стране шоколад, разделённый на порционные кусочки. Мало кто знает, но его появлением в нашей стране мы обязаны Председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину. Во время своего визита во Францию чем-то подобным его угостили местные кондитеры.
Вдохновлённый Косыгин привёз французский шоколад с собой и дал указания Государственной кондитерской фабрике №2 немедленно начать собственное производство. В 1967 году шоколад под названием «Вдохновение» появился на прилавках. Для оформления упаковки была выбрана тема балета, который всегда был визитной карточкой нашей страны.
Молочный шоколад, изготавливавшийся в СССР с 1965 года.
В начале 1960-х годов правительством СССР была принята новая продовольственная программа, в которой особое внимание отводилось созданию массового, доступного по цене молочного шоколада. На различных фабриках в Москве начались эксперименты по созданию вкусного шоколада. В 1964 году советскими специалистами-кондитерами на московской фабрике «Красный Октябрь» была разработана подходящая рецептура, которая была внедрена в производство одновременно с «Красным Октябрем» на фабриках «Рот Фронт» и им. Бабаева, а затем на многих других советских кондитерских фабриках. Первыми «Алёнками» стали бабаевская — девочка в синем платочке — и две рот-фронтовские — девочка с лейкой и девочка с собачкой и зайчиком. Название шоколад получил по имени дочери Валентины Терешковой Елены.
До 1964 года у «Алёнки», выпускаемой «Красным Октябрём», не было постоянного оформления обёртки. Шоколадки первое время выпускались с разными изображениями и разным цветом обёртки. В итоге фабрика приняла решение по выработке своего фирменного портрета «Алёнки». Было предложено использовать в оформлении обложки картину Васнецова «Алёнушка», но эта идея поддержки не получила. И тогда руководство фабрики через газету «Вечерняя Москва» объявило конкурс на фотографию девочки, которая впоследствии станет темой оформления шоколадки. В конкурсе победила фотография заслуженного работника культуры РСФСР Александра Геринаса, которую тот сделал в 1960 году. На фотографии была изображена восьмимесячная дочь Геринаса Елена в шёлковом платке.
«Взлетная», «Гусиные лапки», «Лимончики»: история советских леденцов и окружавших их мифов
Дарья Пиотровская
20 февраля в России отмечают День леденца на палочке. Впервые это лакомство упоминается в исторических документах в конце XV века: больше пятисот лет назад.
Методист Музея русского десерта Татьяна Феина рассказала «Вечерке», как раньше варили леденцы.
— В медную кастрюлю засыпали сахар. Добавляли немного воды, чтобы он намок, растворенные кислоты (лимонную, винно-каменную) или картофельную патоку, фруктовые сиропы или эссенции из эфирных масел ягод и фруктов. Поставив содержимое на большой огонь, помешивали его деревянной лопаткой. Сваренный сахар выливали на мраморную плиту, раскатывали скалками и резали на квадратики или «соломкой». А если нужно было получить леденцы определенного вида, горячий сахар выливали в формы для леденцов. В почете был сорт «московская карамель» — ее мелко резали, чтобы больше штук выходило на фунт, и три-четыре конфеты можно было продать за копейку.
По словам Татьяны Феиной, для производства монпансье кроме скалок использовали так называемые «монпансейные машины».
— Пользовались успехом монпансье «буль-де-гом» для смягчения боли в горле; «пастиль-де-гом» с апельсиновой эссенцией; «земляничка», крашенная кармином, — отметила собеседница «ВМ».
Лапочки-лапки
Конфеты, известные как «Гусиные лапки», начали производить на фабрике Абрикосовых на рубеже XIX–ХХ веков. О них сразу стали слагать легенды. Якобы для создания воздушной начинки использовали гусиный жир. Был и миф о том, что это конфеты от плоскостопия — дескать, дети с этой проблемой шлепают ногами, как гуси, а в составе конфет есть чудодейственное лекарство. На самом деле большинство этих историй, конечно же, выдуманные.
На взлет!
Название карамели «Взлетная» возникло в связи с ее прямым назначением. Выдавали эти леденцы с Ту-154 на обертке пассажирам самолетов, чтобы облегчить неприятные ощущения при полете, убрать приступы тошноты. Их можно было найти и в открытой продаже. Размером «Взлетная» карамелька была вдвое меньше среднестатистического «земного» леденца. У многих советских людей эти конфеты вызывают ностальгию, так как связаны с воспоминаниями о путешествиях.
Петушок
Огненный, яркий петушок на палочке был популярен у ребятни еще времен Киевской Руси, в эпоху правления князя Владимира I (Красное Солнышко). Помимо формы петушка, продавали леденцы в форме домика и елочки. Но сладость в виде яркой птички была вне конкуренции.
Монпансье
Душистый запах этим маленьким конфетам раньше придавали с помощью пряностей, сегодня к услугам мастеров различные фруктовые эссенции. Назвали леденцы по имени известной благодаря романам Дюма герцогини Анны де Монпансье. А во Франции такие мелкие конфетки называются «берленго».
Те самые, в желтой обертке
Леденцы «Лимончики» стоимостью около двух рублей пользовались большой популярностью ввиду своей доступности и приятного вкуса. Мягкий, фруктовый, с небольшой кислинкой, он завоевал сердца не только детей, но и их родителей. Выпуск этих леденцовых конфет — заслуга фабрики «Рот Фронт», работающей с 1826 года (сначала она называлась «Кондитерская мастерская» — прим. «ВМ»).
Деликатес
Авторство этих леденцов тоже принадлежит известному кондитеру Абрикосову, и они тоже старше, чем Советский Союз. Как принято считать, наименование «Раковые шейки» возникло из-за того, что эти карамельки с поперечными полосками похожи на мясистую хвостовую часть рака. Пятерка кондитерам за наблюдательность!
И в книжке, и на елке
Карамель всегда была самой доступной разновидностью конфет. Вспоминая о распространенных в советское время сладостях, стоит сказать и о забавных традициях, связанных с ними. Например, конфетами в ярких фантиках украшали новогодние елки — вместо шаров и игрушек или в дополнение к ним. А многие ребята коллекционировали обертки с красивыми картинками или использовали их как закладки для книг. «Вкусности» для малышей дарили их родителям на работе под Новый год. Это и сейчас принято, но тогда вместо яркой покупной упаковки это мог быть обычный пакет, наполненный «чудесами».
Конфетами в ярких фантиках украшали новогодние елки — вместо шаров и игрушек или в дополнение к ним / Фото: pixabay.com
СПРАВКА «ВМ»
Знаете ли вы, что слово «леденец» происходит от слова «лед»? Связано это с тем, что внешне эти лакомства напоминают прозрачные кусочки льда. Об этом свидетельствует и старый вариант написания — «ледянец».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Михаил Кириллов-Угрюмов, москвовед:
— В 60-е годы петушки на палочке были любимым детским лакомством. Их продавали цыгане в местах, где всегда было много малышей — особенно у Московского зоопарка. Леденцы были приторными, липкими, приклеивались к карманам. Но всегда дарили ощущение праздника! Еще помню очень вкусную кислую карамель — «Театральная», ее давали во всех театрах.
Сладкая жизнь
500-летний леденец
Предшественниками конфет на Руси были цукаты. В «Домострое» описывались разновидности «киевского варенья» — засахаренные в меду, а позже в сахаре фрукты и ягоды. В 1777 году императрица Екатерина II распробовала малоросское угощение и даже издала специальный указ о поставке сухого варенья к императорскому двору. Заказ регулярно доставлялся специальным дилижансом. То ли северные фрукты так сильно уступали украинским, то ли малороссы знали особый рецепт приготовления, но до 19 века каждую осень из Киева в Петербург отправлялись дилижансы с сухим вареньем.
Готовилось лакомство в небольших помещениях, оборудованных печами. Фрукты нарезали, варили, выстаивали в сахарном сиропе, затем давали сиропу стечь и пересыпали варенье сахаром. Для последнего этапа требовались крепкие здоровые дворовые девки. Они держали в руках большие лотки, куда накладывалось сухое варенье, насыпался сахар – это нужно было долго и тщательно встряхивать, чтобы сахарное покрытие стало равномерным и стойким. Затем цукаты просеивали сквозь сита и подсушивали на солнце. А потом уже складывали в деревянные ящики, перекладывая каждый слой листами пергамента.
Позже, используя патоку, мёд, а потом и сахар, наши предки стали изготавливать в домашних условиях первые настоящие конфеты — леденцы. Кто и когда придумал делать леденцы на палочке, неизвестно. Скорей всего, это у этого изобретения много авторов. В 1489 году на Руси уже были леденцы в форме рыбы, домика, белочки и ёлки. Знаменитые петушки появились позже, в 70-е годы 19 века.
В начале позапрошлого века даже самые богатые и знатные барыни на званых приёмах потихоньку припрятывали конфетное угощение в ридикюли. Не из жадности, а из жажды познаний. Ведь каждый кондитер готовил конфеты по собственному рецепту, раскрыть который было делом чести.
На парадных императорских банкетах десерт становился настоящим аттракционом. Из сахара, карамели, мастики, шоколада, марципанов и сахарной пудры придворные кондитеры строили сложные фигуры: чаши, макеты замков и известных архитектурных сооружений. Архитектор Ф.-Б. Растрелли в 18 веке нарисовал «Сахарный партер», который и был сооружён для царского пира. По традиции, когда императорская семья покидала обеденную залу, присутствующие гости торопливо растаскивали со стола «царские гостинцы».
Немецкие психологи выяснили, что клубничную начинку в сладостях выбирают романтичные натуры. Творческие предпочитают кокосовую, застенчивые – ореховую
Первые кондитерские производства в России появились в 18 веке в Петербурге и в Москве. Крупные фабрики возникли только во второй половине 19 века, а уже к 1913 году в России было зарегистрировано 142 кондитерских предприятия. Самые знаменитые из них на слуху до сих пор. Товарищество «Георг Ландрин» превратилось в «Ленинградскую государственную карамельную фабрику им. Микояна», «Товарищество Абрикосов и сыновья» стало «Бабаевской фабрикой», «Эйнем» — «Красным октябрём», «Сиу и Ко» — фабрикой «Большевик». Но даже на крупных предприятиях производство долго было полукустарным. Применялись варочные огневые печи, ручные прессы, открытые варочные котлы с ручными мешалками, заворачивались изделия тоже вручную. Но на рубеже 19 и 20 века ассортимент кондитерских фабрик уже состоял практически из всех известных на сегодня конфет.
Бонбоньерка с сюрпризом
Конфетное дело развивалось. Маркетинговой оптимизацией стало изобретение фирменной упаковки. Мало кто знает, что конфетный фантик изобрёл знаменитый Томас Эдисон, папа телеграфа, пишущей машинки и электрической лампочки. Именно Эдисон придумал парафинированную бумагу, ставшую первой обёрткой для конфет. В России конфетные обёртки стали использовать в 80-х годах 19 века.
Сначала кондитерские изделия упаковывали в простую бумагу. А еще в ящички, шкатулочки, фарфоровые коробочки. Бонбоньерка – это коробка для сладостей и конфет (bonboniere, от bonbon – конфета). В кондитерских магазинах хрупкие шоколадные конфеты укладывали в один ряд, иногда в дополнительной обертке, в плоские картонные коробки без украшений. Конфеты, продававшиеся россыпью, чаще всего помещали в деревянные или металлические коробки в форме куба или сундучка.
Коробочка для конфет Эйнем
В начале 19 века появилась первая специализированная упаковка с названием фирмы производителя. Кроме украшений и рекламы на ней часто помещали сведения просветительского характера. Чтобы привлечь покупателей, кондитерская упаковка составляла серии или наборы.
С 1880-х годов вошла в моду красочная жестяная упаковка. Жестянки защищали товар от сырости и могли впоследствии использоваться хозяйками для хранения продуктов. У некоторых кондитерских фабрик были собственные мастерские по производству упаковки. Например, фабрика Абрикосова имела цех по изготовлению коробок из жести и картона «под управлением живописца Федора Шемякина».
Иногда использовалась неспециализированная тара. В прейскуранте фирмы Жоржа Бормана за 1912 год есть указание, что для шоколадных конфет «Сакай», «Бунго» и «Мияки» использовали лаковые японские шкатулки.
«Жизнь – как коробка шоколадных конфет. Никогда не знаешь, какая начинка тебе попадется» («Форрест Гамп»)
К знаменательным датам и юбилеям, например, к 300-летию дома Романовых, к 100-летию войны 1812 года, выпускались конфеты в специальной упаковке. Особую упаковку можно было заказать малыми партиями и для локальных торжеств – полковых или семейных праздников, завершения строительства корабля или представления фирмы на Всемирных и Всероссийских торгово-промышленных выставках.
Шоколад Бородино фабрики Эйнем
Иногда в коробки помещали призы и сюрпризы. Например, к юбилею А. С. Пушкина были изданы миниатюрные книжки его поэм и сказок, которые вкладывали в конфетные коробки. Помещали туда и рекламные открытки: при предъявлении всей серии открыток магазин или фирма вручали покупателю приз. В качестве вложений использовались также образцы для рукоделия или кулинарные рецепты.
К началу 20 века фантики для конфет и шоколадных плиток разрабатывались так же тщательно, как театральные афиши. На них были загадки, поговорки, частушки, гороскопы, пожелания, даже таблица умножения и азбука – для школьников. А уж фантиками с гаданиями никого было не удивить. Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Иван Билибин не считали зазорным стать художниками-оформителями конфетных фантиков.
Шоколад «Дети шалуны»
После революции 1917 года конфетные обертки утратили изысканность, но зато приобрели агитационную направленность. Вот на фантике конфеты «Урожай» была надпись «Урожай убрал ты в срок – очень Родине помог!». Познавательный фактор тоже сохранялся. Съев конфету «Носорог», ребенок мог узнать, в каких районах водится это животное, сколько живёт и чем питается. Патриотический дух призваны были поднимать конфеты вроде «Адмирала Нахимова». До наших дней с тех пор дожили бренды «Красная Шапочка», ирис «Кис-кис», знаменитые «Раковые шейки».
Карамель «Красноармейская звезда»
Если каждый вечер, уходя с работы, девушка находит в кармане пальто конфету «Красная шапочка», она становится приветливой со всеми сотрудниками и совсем перестает брать больничный
Конфетные первопроходцы
В 1848 году предприниматель Георг Ландрин открыл на Петергофском шоссе в Санкт-Петербурге мастерскую по производству леденцовой карамели. В 1860 году здесь начали выпуск знаменитого монпансье. Именно здесь появился и прообраз нынешних букетов из конфет – украшения из карамели. Техника карамельного украшения считалась высшим достижением кондитерского искусства. К концу 19 века кондитеры Российской империи могли дать фору любому иностранному мастеру: цветы из карамели выходили у них ювелирно красивыми и при этом по-русски масштабными. Каждый карамельщик старался придумать своё ноу-хау.
Популярность продукции Товарищества «Георг Ландрин» в дореволюционной России была очень велика. При Александре III фабрика получила почетное звание «Поставщика Двора Его Императорского Величества». Это было своеобразным знаком качества. Конфеты от «Георга Ландрина» при Александре III и при Николае II регулярно подавались на царский стол во время торжественных обедов и праздников.
Карамель «Царская малина» от фабрики Ландрин
«Никогда не слышал, чтобы слова «всего лишь» и «конфеты» употреблялись в одном предложении!» (South Park)
Вторым петербургским конфетным купцом стал Григорий Николаевич Борман. Он тоже был поставщиком Императорского Двора с «правом изображения государственного герба на своих этикетах». На международных выставках в категории продуктов питания Жорж Борман неизменно получал «золото».
Ежедневно производство Бормана выпускало до 90 пудов шоколада. Применялись только лучшие сорта какао, ванили и сахара. Продукция Бормана могла бы обходиться без рекламы — вокруг фабрики на Английском проспекте в Петербурге стоял такой аромат, что пройти мимо фирменного магазина было невозможно.
Кондитерская Жоржа Бормана в в Петербурге
На фабрике выпускали карамель, монпансье, леденцы, шоколадные конфеты. Специально для аристократии открылось отдельное производство для ежедневного изготовления свежих конфет. Ассортимент насчитывал 200 наименований: «Аленушка», «Ушки», «Реванные головки», «Якши», «Цукатики», «Сампьючай», «Жмурка», «Жорж», «Лоби-Тоби».
И первое шоколадное яйцо с сюрпризом внутри произвел Жорж Борман. В яйцо помещали крестик, маленький костел или православный собор. Выпускались тематические серии шоколада: «Географический атлас», «Коллекция жуков», «Народы Сибири», «Спорт».
Фирма «Жоржъ Борманъ» стала пионером автоматической торговли в России. На углу Невского проспекта и Надеждинской улицы фирма «Жоржъ Борманъ» выставила первый из автоматических аппаратов для продажи плиток шоколада. Для получения плитки шоколада необходимо было положить монету в отверстие на лицевой стенке и повернуть находящуюся здесь же ручку, внизу открывалась щель и выдвигалась плитка шоколада. Автомат сразу окрестили «Домиком братьев Гримм». Как обычно, в России всё пошло по-своему. То кто-нибудь вместо 15 копеек бросал двугривенный и затем, не получив ни шоколада, ни сдачи, отвешивал аппарату пинок. То какой-нибудь купец совал в щель трехрублевую бумажку, после чего агрегат вообще переставал работать. Пришлось при автомате ставить дюжего молодца. А это губило саму идею. Только на Невском предполагалось около 40 таких аппаратов, но задумку осуществить не удалось.
1917 год разрушил империю «Жоржъ Борманъ», фабрики были национализированы.
Два килограмма молочных ирисок, в качестве приманки насыпанных в ящик рабочего стола, облегчают утренние сборы и вдвое сокращают дорогу в офис
Лучшей дореволюционной кондитерской фабрикой Москвы принято считать кондитерскую фабрику «Товарищество А.И. Абрикосов и сыновья», основанную в 1874 году.
Шоколад «Испанский» фабрики Абрикосов
Дед будущего фабриканта, крепостной крестьянин Степан Николаев, получив вольную, в 1804 году создал в Москве маленькую мастерскую, в которой работали члены его семьи. Делали варенья, повидла, но особенно хорошо получалась у них абрикосовая пастила. За неё-то деда и прозвали Абрикосовым, и даже записали под этой фамилией во время переписи населения в 1814 году. Сын его усовершенствовал мастерскую. Но лишь внук, Алексей Михайлович, превратил семейный бизнес в самую значительную кондитерскую фабрику России. В 1873 году он установил на фабрике паровой двигатель мощностью 12 лошадиных сил. После этого мастерская стала крупнейшим московским механизированным кондитерским предприятием.
Внук Абрикосов был гением маркетинга. Его реклама была повсюду — в газетах и журналах, на вывесках в витринах магазинов и на фасадах домов. Он выпускал специальные прейскуранты, что-то вроде современных рекламных буклетов, вкладывал в покупки фирменные календарики, проводил благотворительные акции. Коробки и фантики абрикосовских конфет были такими красочными, что становились предметом коллекционирования.
Абрикосов выпускал серии вкладышей и этикеток, посвященных артистам и учёным. Детские серии сопровождались открытками, бумажными игрушками, мозаиками. Именно Абрикосов придумал обернутых в фольгу шоколадных зайцев и Дедов Морозов.
Когда у Абрикосовых появились фирменные магазины, рекламные акции стали проводить прямо на месте продаж. Например, в городской газете публиковали новость, что в одном магазине Абрикосовых продавщицами работают только блондинки, а в другом — только брюнетки. Публика немедленно устремлялась проверять новость. Без покупок, конечно, мало кто уходил. В начале ХХ века Алексей Иванович Абрикосов считался «шоколадным королём России». А после революции его предприятие превратилось в «Фабрику имени рабочего Бабаева».
Самая большая в мире конфета из марципана и шоколада весила 1,85 тонн. Ее сделали в Даймене, Нидерланды, с 11 по 13 мая 1990 года
С «Товариществом Абрикосов и сыновья» конкурировало «Товарищество Эйнем», основанное Фердинандом Теодором фон Эйнемом, германским поданным в 1867 году. Эйнем производил карамель, конфеты, шоколад, какао-напитки, пастилу, печенье, пряники, бисквиты. После открытия филиала в Крыму в ассортименте у Эйнема появились глазированные шоколадом фрукты и мармелад.
Особое внимание Эйнем уделял звучным названиям и стильной упаковке. «Ампир», «Миньон», шоколад «Боярский», «Золотой ярлык» — коробки с конфетами отделывались шелком, бархатом, кожей. Реклама фирмы размещалась на театральных программках, на наборах открыток, вложенных в коробки конфет. Для фабрики писал музыку собственный композитор, вместе с карамелью или шоколадом покупатель бесплатно получал ноты «Шоколадного вальса», «Вальса Монпасье», или «Кекс-галопа».
Монпасье фабрики Ландрин
У коллекционеров сохранились наборы футуристических открыток «Москва будущего», на оборотной стороне которых крохотными буквами напечатано «Т-во Эйнемъ».
После революции производство Теодора фон Эйнема, основанное в двух шагах от московского Кремля, превратилось в фабрику «Красный Октябрь». А теперь от него останется только небольшой музей – территория будет застроена элитными домами и торгово-развлекательными центрами.
Самая неземная конфета – «Чупа-чупс». В 1995 году российские космонавты попросили доставить «чупы» на орбиту. И ЦУП решил, что это безопасно. Видео космонавтов с чупа-чупсами стало самой эффективной рекламой компании Chupa Chups
Еще один крупный шоколадный фабрикант – француз Адольф Сиу. В 1853 году он открыл в Москве кондитерский бизнес, полвека определявший вкус российского потребителя сладостей. Фабрика выпускала конфеты, мармелад, пастилу, пирожные, драже, мороженое, пряники, варенье. Были в ассортименте конфеты, которые специально готовились к утру – их предписано было есть только свежими. К 1900 году торговый дом «А. Сиу и Ко» имел сеть фирменных магазинов в Москве, Петербурге, Киеве и Варшаве. Кондитерские цеха снабжали кофе, какао и разнообразными сладостями Россию и Украину. Через Нижегородскую ярмарку товары уходили в Персию и Китай. Именно Адольф Сиу – автор знаменитого печенья «Юбилейное». Фабрика выпустила его к 300-летию Дома Романовых.
Сиу открыл на Кузнецком мосту кондитерскую и кофейню, которые были оформлены в стиле Art Nouveau по сюжетам, заказанным в Париже и выполненным лучшими русскими мастерами, а интерьер фирменного розничного магазина на Арбате был отделан в стиле рококо эпохи Людовика XV. В 1918 году производство национализировали и переименовали в фабрику «Большевик». С 1994 года она входит в группу «Данон».
Советская фабрика «РотФронт» произросла из «Торгового дома Леоновых», основанного в 1826 году. Кроме шоколада и мармелада это предприятие специализировалось на карамели, производило 5 сортов этих конфет: карамель крупная, мелкая, леденцы, монпансье, «атласные подушечки». Многие современные карамельки до сих пор производятся по рецептуре Леоновых.
Сейчас фабрики «Красный Октябрь», «Бабаевский» и «РотФронт» слиты в холдинг «Объединённые кондитеры».
Сооснователь Fraternitas Ruthenica – русского студенческого братства – Дмитрий Борунов о том, как и зачем создавалась первая за 100 лет корпорация студентов в России
Александр Кравецкий о том, как филологу рассуждать об абортах, политике и моде
За год число политзаключённых в России выросло с 362 до 420 человек