мордва против русских история
Русско-мордовские войны: почему мордвины привели Батыя на Русь
Народность мордва издавно делилась на две большие группы – мокша и эрзя. Кстати, название мордва, мордвины – было дано этой народности соседями. Между самих мордвинов эти названия никогда не употреблялись. Следует отметить, что этнографы выделяли в составе мордвы еще две небольших, но отдельных народности — терюхан и каратаи.
Впервые название «мордва» упоминается в VI веке в «Происхождение и деяниях готов», Иордана. В тексте упоминается о готской «империи Германариха», которая, предположительно, существовала в конце IV века. Иордан упоминает о народах «меренс» и «морденс», которые были покорены готами. Большинство историков не признают эти данные.
Война за независимость
Первые славянские поселенцы в VIII-IX веках проникают на территорию существующей сегодня Центральной России. Как и славяне в те времена, мордва переходила от первобытного общества к раннефеодальному государству, но из-за географических условий процесс немного задержался. Объединение мордвы происходило медленнее, чем у славян, которые к тому же обладали более мощным и активным демографическим потенциалом. Именно это стало причиной столкновений между народами. В итоге мордва вынуждена была покориться.
Долгой и кровавой была война между мордвой и славянами, растянувшаяся на несколько веков. Из это вытекает, что подчинение власти русских не было добровольным для малочисленной мордвы. Источники упоминают, что конец XIV века был переломным моментом в этой борьбе. Впрочем, и после этого большая часть народности не покорилась полностью завоевателям, а превратилась в вассалов русских правителей. Окончательно мордва вошла в состав России только в конце XVII века.
Первые стычки
В русских летописях, датируемых 1103 годом, есть первые упоминания о мордве. И связаны они именно с войной между русами и этой народностью, в которой русы потерпели крах. Поражение связывают с именем основателя Муромо-Рязанского княжества Ярославом Святославовичем. Через некоторое время колонизацию мордвы возглавили Владимиро-Суздальские князья. В те времена мордва жила не только на своих нынешних территориях, но и на Волжских берегах, от устья Оки и до устья Суры. В 1221 году князь Юрий Всеволодович основал в самом центре территории тогдашних врагов Нижний Новгород, город, который рассматривался в качества форпоста для военных походов на Волжскую Булгарию и для завоевания союзной им мордвы.
Великие князья часто посылали войска на мордву с целью грабежей, разбоя, захвата рабов. Эти набеги не всегда были безответными. Мордовские князья пытались разрушить Нижний Новгород — оплот русского господства в Поволжье. Князь Пургас, который возглавил движение за независимость народа, подошел к Нижнему в 1229 году, сжег посад, но крепость взять не получилось. В ответ на это суздальская рать разгромила мордву и выжгла их земли. Пургас был лидером ранних объединений эрзя, а в союзе с Русью выходили на поле боя некоторые лидеры мокшан. Этими межплеменными раздорами и пользовались русы при покорении мордвинов.
Одновременно с русскими на мордву нападали монголо-татары, которые уничтожили Волжскую Булгарию, давнюю союзницу мордвы. Разгром Волжской Булгарии открыл Орде дорогу к покорению Северо-восточной Руси — до неё было не очень далеко. Согласно историческим источникам, в русские земли проводили монголо-татар именно мордвины. Другие источники утверждают, что орды Батыя разорили и мордву, а князь Пургас погиб в битве зимой 1238-1239 г.
Завоевание
При создавшейся новой политической ситуации и мордва, и русские стали данниками Золотой Орды. Но это не мешало славянам медленно но верно продвигаться на восток. При этом и русские, и мордовские правители были вовлечены в борьбу за власть придворных ордынских «групп» и призывали к себе на помощь союзные татарские войска.
Суздальско-нижегородский князь Дмитрий в 1377 году выступил против Орды, но из-за своей беспечности и расслабленности потерпел поражение. Его войско остановилось на отдых возле реки Пьяны, здесь внезапно на них напало татарское войско и истребило большую часть русских воинов. В своем поражении русские обвинили мордву, помогавшую врагам незаметно подойти. Месть последовала незамедлительно и была очень жестокой.
Зимой 1377-1378 года брат суздальского князя, Борис, возглавил поход. Целью похода была месть. Во время карательной операции он полностью опустошал мордовские земли, истреблял мирных жителей, грабил дома, оставшихся в живых забирал в рабство. Обратно князь вернулся с богатой добычей: женщины и дети в качестве рабов, а также мордовские старейшины, которых в последствии казнили в Нижнем Новгороде, затем отдав местным жителям для надругательства. Трупы казненных привязали к хвостам собак, которые волокли их по замерзшей Волге.
В 1445 году было образовано Касимовское царство. Его правителем стал царевич Улу-Мухаммед, и это серьезно задержало окончательно подчинение мордвы Москве. Касимовское царство было вассалом князей Москвы. Существовало царство в таком положении до 1681 года. Оно было вполне автономным для того времени и управлялось внутренними законами. Руководили почти всем татары, но большинство обычного населения было мордвинами. Государственной религией в этом царстве был ислам.
Часть мордвы раньше приняла православие, но весьма и весьма поверхностно. Точно так же приняли и ислам, хотя довольно большая часть народа продолжала придерживаться традиционного язычества, какое исповедовали их предки.
В конце XVII века русский царь Фёдор Алексеевич прекратил существование Касимовского царства и начал интенсивно проводить насильственную христианизацию мордвы. Одна из причин заключалась в том, что большая часть мордвы выступила вместе со Степаном Разиным против Москвы. Процесс христианизации закончился в середине XVIII века. Это время называют началом «вхождения» мордвы состав России.
Мордва против русских история
Название народа мордва, или мордвины, было дано им соседями. Среди самих мордвинов оно никогда не употреблялось. Мордва издревле делилась на две большие, близкие между собой, группы (некоторые считают их отдельными этносами) – мокша и эрзя. До конца XIX века этнографы выделяли в составе мордвы ещё два мелких субэтноса – терюхан и каратаи.
Многовековая война за независимость
В письменных источниках мордва впервые упоминается в VI веке в «Происхождении и деяниях готов» Иордана. Рассказывая о готской «империи Германариха», якобы существовавшей в конце IV века, Иордан упоминает в числе покорённых ею народов «меренс» и «морденс». Большинство историков считают их известными позднее по древнерусским летописям мерей и мордвой. В то же время многие историки не признают реальность завоевания этих народов Германарихом. Обратив внимание на характер перечисления народов Иорданом, академик Б.А. Рыбаков убедительно показал, что Иордан пользовался каким-то итинерарием (путеводителем). Этот жанр географических сочинений был весьма распространён в конце античности и начале средневековья. И нет оснований считать, что этот итинерарий был написан существенно раньше, чем книга Иордана.
В VIII-IX вв. на земли нынешней Центральной России, по соседству с мордвой, проникают первые славянские поселенцы. Мордва в это время, как и славяне, переходила от первобытного общества к раннеклассовому государству. Однако этот процесс, в силу географических условий, у мордвы задержался. Её консолидация происходила медленнее, чем у славян. Вдобавок славяне обладали в то время более мощным демографическим потенциалом. Всё это и предопределило исход столкновения между славянами и мордвой. Мордва вынуждена была в итоге покориться.
Однако никакой народ не отдаёт свою свободу без борьбы. Войны между Русью и мордвой были долгими и кровавыми, продолжались не одно столетие. В 2012 году какие-то патриотические круги отметили «1000 лет добровольного вхождения Мордовии в состав Русского государства». Не говоря уже о том, что подчинение мордвы власти русских князей отнюдь не было добровольным, в 1012 году вообще не упоминается ни одно событие, связанное с этими краями. Русские источники знают мордву только с начала XII века. Перелом в борьбе Руси с мордвой в пользу Руси наметился только в конце XIV века. Да и после того большинство мордвы не были прямыми подданными, а только вассалами русских государей, окончательно войдя в состав России только в конце XVII столетия.
Первые столкновения
Первое упоминание мордвы в русских летописях относится к 1103 году. Что характерно, оно связано с войной между русами и мордвой, в которой русы потерпели поражение. В том году, 4 марта, основатель Муромо-Рязанского княжества Ярослав Святославович сразился с мордвой и, по словам летописца, «побежден бысть».
Спустя некоторое время колонизационное движение славян на земли мордвы возглавили владимиро-суздальские князья. Мордва тогда жила не только на своих нынешних землях, но и по Волге от устья Оки до устья Суры. В 1221 году в самом сердце мордовских земель князь Юрий Всеволодович основал город Нижний Новгород. Он должен был стать опорным пунктом для военных походов на Волжскую Болгарию и для покорения союзной болгарам мордвы.
Как пишет Карамзин, великий князь «от времени до времени посылал войско и сам ходил на мордву жечь сёла и хлеб, пленять людей и брать скот в добычу. Жители обыкновенно искали убежища в густых лесах, но и там редко спасались от россиян». Эти набеги, конечно, не всегда оставались безнаказанными. Мордовские князья при этом стремились ликвидировать Нижний Новгород – оплот русского господства в Поволжье. Борьбу за независимость возглавил князь Пургас. В 1229 году он подошёл с войском к Нижнему Новгороду, сжёг посад, но взять крепость не сумел. В ответ суздальская рать снова погромила землю мордвы. Пургас возглавлял раннее государственное образование эрзи, а в союзе с Русью воевали некоторые вожди мокшан. Таким образом, при покорении мордвы русы пользовались племенными раздорами среди самой мордвы.
Одновременно с походами суздальцев на мордву, монголо-татарское войско опустошало Волжскую Болгарию, на которую мордва ориентировалась в своём противодействии русской колонизации. Разгром Волжской Болгарии открыл Орде путь в Северо-Восточную Русь. При этом, согласно одной из летописных версий, проводниками монголо-татар в русские земли послужили мордвины. В то же время источники сообщают, что орды Батыя разорили и мордву, а князь Пургас погиб в битве с ордынцами зимой 1238/39 г.
Окончательное завоевание
В новой геополитической обстановке и Русь, и мордва стали данниками Золотой Орды. Но движение славян на восток продолжалось, и решающее столкновение было неизбежно. При этом русские и мордовские правители оказывались вовлечены в борьбу за власть придворных ордынских группировок и призывали к себе на помощь союзные татарские войска.
В 1377 году суздальско-нижегородский князь Дмитрий Константинович выступил с ратью против части Орды, но проявил в походе беспечность. Когда его войско отдыхало на днёвке возле реки Пьяны, на него внезапно напал татарский царевич Арапша и истребил большую его часть. Русские винили в поражении мордву, помогшую Арапше скрытно подойти, и не замедлили с местью.
Зимой 1377/78 г. брат суздальского князя Борис, удельный князь городецкий, возглавил карательный поход. Он «опустошил без битвы всю землю Мордовскую, истребляя жилища и жителей», – пишет Карамзин. Князь вернулся из мордвы с богатой добычей в виде рабов (женщин и детей), а также с несколькими пленными мордовскими старейшинами, которых затем казнили в Нижнем Новгороде. Толпа нижегородцев надругалась над их трупами, привязав их к собакам, проволочившим их по льду Волги.
Окончательное подчинение мордвы Москве было задержано образованием Касимовского царства казанским царевичем Улу-Мухаммедом в 1445 году. Касимовское царство вступило в вассальные отношения к московским великим князьям и просуществовало в таком положении до 1681 года. В своей внутренней жизни Касимовское царство было совершенно автономно и управлялось по своим законам. Его правящий класс состоял из татар, но большинство его населения было мордвинами. Государственной религией в нём был ислам.
Мордва, часть которой раньше поверхностно приняла православие, теперь столь же поверхностно приняла ислам, а по большей части придерживалась своих традиционных «языческих» верований. Поэтому, когда в конце XVII века русский царь Фёдор Алексеевич упразднил Касимовское царство (не в последнюю очередь из-за того, что большая часть мордвы выступила вместе с повстанческой ратью Степана Разина против Москвы), интенсивно развернулась насильственная христианизация мордвы. Она завершилась в основном к середине XVIII века. С этого времени и можно считать «вхождение» мордвы в состав России.
Открывшаяся тайна Пьянского побоища и формирования орды МОРДОВСКО-МОКШАНСКАЯ ОРДА П
Открывшаяся тайна Пьянского побоища и формирования орды
МОРДОВСКО-МОКШАНСКАЯ ОРДА ПРОТИВ ЭРЗЯНЬ МАСТОР
Гришаков В.В. (15.8.1963, г. Легница Польская Народная Республика). Кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории и права факультета истории и права Мордовского государственного педагогического института им. Евсевьева.
В анналах Уэйверлейского монастыря под 1239 годом содержится «Послание венгерского епископа епископу парижскому о татарах», где говорится: «… На пути впереди них (татар) идут некие племена, именуемые морданами, которые без разбору уничтожают людей, которых повстречают».
Находившаяся у границ Эрзянь Мастор орда, состояла из мордовско-мокшанских народов, они были готовы грабить и убивать богатых соседей.
Эрзяне обладали технологиями производства цветных и черных металлов, а так же изготовлением ювелирных изделий. Все эрзянские захоронения наглядно подтверждают высокий уровень жизни и экономическую мощь Эрзянь Мастор.
Меж тем вся русская история, делает земли Эрзянь Мастор невидимыми, пустынными, заселенными «мордвой». Война Руси с Булгарией, затем ордынское нашествий наглядно показывают «мистические» возможности противоборствующих сторон переноситься через Эрзянь Мастор.
Виллем Рубук. Он рассказывал о Мокше и Мердинис народах живущих как раз на пути орды.. К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно Моксель, не имеющие не какого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут в маленьких хижинах в лесах.
Их государь и большая часть людей были убиты в германии. Именно татары вели их вместе с собой до вступления в Германию, поэтому Моксель одобряют Германцев, надеясь, что при их посредстве они еще освободятся от рабства Татар.
За ними живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они Сарацины за ними находится Этилия.
Из этого следует, мордовско-мокшанский народ, был двух религий.
Заметим еще раз, для читателя, что речь тут идет, не об эрзянском народе, а именно о мокше и мордве, это подтверждается всеми иностранными источниками и русскими летописями, а также современными исследованиями.
В начале 1237 г. Отряды монголов впервые появляются на южных границах Мордовской земли (тех самых сарацинов Мердас, живущих у Этиля). По свидетельству венгерского монаха Юлиана, «…было два князя; один князь со всем своим народом и семёй покорился владыке татар, но другой с немногими людьми направился в весьма укрепленные места, чтоб защищаться, если хватит сил».
Многие исследователи считали, что вторым князем был эрзянский Инязор Пургаз, но как выяснилось, к нему это не имеет ни какого отношения. Речь идет о Мердасах, исповедовавших ислам и являющимся вторым типом мокшанского народа.
Именно об этом и пишет мордовский ученный в своем труде о происхождении мордовского народа Н.Ф.Мокшин.
Европейским человеком белой расы, являются представители эрзянского народа, которые и европеизировали мордовско-мокшанский народ, так как первыми оказались на их пути, при продвижении на запад.
Можно предположить, что именно для этих целей похищались эрзянские женщины и дети, сохранившиеся так крепко эта бесчеловечность в народной памяти, песнях, сказаниях, а также в эрзянском народном эпосе «Масторава».
О двух типах мокша- мордовского народа, свидетельствуют антропологические исследования, проведенные К.Ю. Марк.
Субуральский тип,- мордвы мокши доминирует на северо-западе Мордовии.
Вот так, дорогие читатели, открываются тайны «татаро-монгольского» нашествия, спрятанные за множеством мифов многочисленных историков. Но так близко формировавшихся, карательных войск орды.
Уже давно многих исследователей волнует проблема монгольского нашествия и невозможности «кучкования» монголов-степняков в такие огромные орды.
« Возвратившись от туда (т. е с западной Европы. (Плано Карпини), они пришли в землю Мордвинов, которые суть язычники, и победили их войною. Подвинувшись отсюда против Билеров, т.е. Великой Булгарии, они ее совершенно разорили»
Далее В.В. Гришаков делает вывод, ошибочно полагая, что речь идет о Руси Пургасовой и связывает с этим гибель г. Сарова.
Меж тем речь идет о мордве живущей в пристепной полосе, на это указывают все исторические сведения. Побежденные мордвины язычники, становятся сарацинами это видно из сочинений Виллем Рубука(1253-1255г.) побывавшего в путешествии на тех землях. Орда постепенно становилась мусульманской. Таким образом, свидетельства о вторжения мордовских орд перед захватом Болгарии, на земли Эрзянь Мастор необоснованно.
«С этой поры в плоть до распада Золотой орды, летописи сообщают лишь об одном походе 1288 г. Золотоордынского хана Елортая на мордовские земли; «..воевавша Рязань, Муром, мордву, и много зла сотворишаидоша во свояси…».
Однако этот набег состоялся по собственной инициативе монгольского хана и носил чисто грабительский характер, а разорение мордовских земель было совершенно попутно, при отходе в степи» (В.В. Гришаков).
Итак, мы, все больше и больше убеждаемся, что речь идет об одной и той же мордве (Мокши и Мердас), чьи земли граничили со степью. Ордой разорялись свои земли и села, грабилась та часть населения, которая не принимало участия в войне.
«Передача права сбора дани мордовским князьям (Мокши и Мердас) в конце 13 в. и основание Мохши, иллюстрируют не только начавшийся процесс целенаправленной эксплуатации местного населения, но и вовлечение в систему золотоордынских вассальных отношений мордовской (Мокши и Мердас) знати.
Мохши,- золотоордынский форд пост в мордовско-мокшанских землях, основанный в начале 14 века. Начало чеканки первых монет относится примерно 1313г. В наше время на месте этого города находится село Наровчат, Пензинской области.
Из вышеприведенного текста видно вхождение мокша-мордовского народа в государственность Золотой Орды и все карательные операции осуществляются именно ей, В. Гришаков делает совершенно верный вывод, основанный на сообщениях иностранцев и русских летописей, все эти факты не только не противоречат, но и подтверждают друг друга.
Так мокша- мордовский (язычники и магометанский) народ, стал самой Золотой Ордой.
В 60-70 –е годы 14 в. Золотая Орда вступила в полосу междоусобиц, расколовших государство на две противоборствующие группировки.
С началом «великой замятни» сепаратистки настроенные золотоордынские феодалы стремятся утвердить на периферийных землях улусы, независимые от Мамая, и от сарайских ханов.
На мордовско (мокшанских) землях по археологическим раскопкам Итяковского городища, около Темникова. В конце 14 века, на месте существовавшего здесь неукрепленного мордовского поселения, возник феодальный замок с мощной фортификационной системой, в котором обосновался какой то мордовский (мокшанский) князь (В Гришаков).
В начале 60-х годов в городе Мохши обосновался Тагай.
В 70-е годы на примокшанских землях осел Бехан, основатель татарских феодальных фамилий Сеид-Ахметовых, Кудашевых, Тенешевых Янгалычевых.
В скором времени «В 1377 году на мордовских землях новый золотоордынский феодал Араб-шах, который какое то время владел даже золотоордынским престолом и выпустил в 1375 году в Сарае небольшое количество монет от своего имени.
Вот так Уважаемый читатель, всем нам в школьные годы, вдалбливали на уроках, что Арб-шаху помогали коренные жители, эрзяне. Так просто и цинично осквернялся эрзянский народ.
Эрзян называют «мордвой» и под этой формулировкой получается, что эрзяне воевали против русских за татар, бесчинствовали на своих же землях грабили русские села, сжигали посады городов.
Вот один из примеров: «Древняя летопись описывает это событие так: «Перешедши реку Пьяну, вожди получили сведение, что толпы татар, появившихся в запьянье, очень незначительны, а сам Арапша находится в волчьей воде на Каме, в окрестностях (города Бирска), следовательно ещё очень далеко».
Этот слух распустила, вероятно, коварная Мордва. Легковерные вожди, поверив….»
Мордовские хищники, видя разгром земли Дмитрия Константиновича, также захотели воспользоваться обстоятельствами; они хлынули на Поволжье, начали грабить его, но были жестоко наказаны: Борис Константинович (брат Князя Нижегородского) погнался за ними, и у Пьяны истребил их, почти всех частию избив, частию потопив в реке, потом, зимою, вместе с племянниками Василием и Симеоном и воеводой московским, Свиблом, прошёл в самые улусы мордовские, выжег их, ограбил, избил множество жителей, некоторых взял в плен, и – всю землю мордовскую пусту со
твори». написано ( Ананьиным В.К).
Из этого примера следует, человек, не осознавший самобытность народов, не сможет понять историю. А эрзяне будут оставаться не законно опороченными, теряющими свое национальное самосознание, из-за незнания истории Эрзянь Мастор. Вот причина трагедии эрзянского народа.
Нахождение русских войск на земле Эрзянь Мастор под командованием Бориса Константиновича противоречит логике исторических событий и нуждается в новом анализе всей информации и открывшихся фактов.
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |