мордва в рязанской области история

(э)Рязань: финно-угорское путешествие

На два праздничных дня, 12 и 13 июня, мы поехали в полном составе МУШ в Рязанскую область. Первым делом мы хотели посмотреть Рязань, в качестве возможности рассматривали вариант посетить Касимов, столицу Касимовского ханства, уникальный анклав мусульманской культуры в центральной России.

В итоге получилось так, что Касимов привлёк гораздо большее внимание Оли и Олёша, чем Рязань.

В Рязань мы поехали на электричке в 8.30 утра с Казанского вокзала. Эта электричка шла со всеми остановками, и продолжительность ее движения была около 3 часов 40 минут, экспресс едет быстрее, но в отношении экспрессов в близлежащие областные центры всегда есть риск того, что покупая билеты день в день билетов не хватит.

Электричка была очень заполненная, люди стояли в проходах и даже в межвагонных тамбурах. Много людей выходило на станциях в Луховицах и в Коломне.

Приехав в Рязань, многие пассажиры устремились на выход с платформы напрямую, не через железнодорожный мост, а прямо по путям, но там прямой выход был ограничен забором, который всем приходилось перелезать. Выглядело это очень дико и сумбурно: крупные немолодые женщины с большими баулами перекидывали свои сумки через заборы, а потом тяжело перелезали через него.

Вместе с толпой сошедших с поезда людей мы направились в сторону центра и оказались на Первомайском проспекте. Там возле муниципального дома культуры стояли военные палатки, из них играла военная музыка и вокруг ходили люди в военной форме и форме МЧС и раздавали информационные брошюры о службе по контракту.

Первомайский проспект по своей сталинской застройке напомнил нам центр Ижевска. Возможно, только, что улицы в целом в Рязани шире, чем в Ижкаре.

Следующим пунктом нашей прогулки были Торговые ряды на подступах к Соборной улице. Рядом с Торговыми рядами могла бы быть проложена прекрасная пешеходная улица, на которой бы располагались летние веранды кафе и уличные магазины. Пока на улице ведутся ремонтные работы, и по ней никто не передвигается.

После этого, следуя советам из какого-то путеводителя, мы свернули на улицу Павлова, где наткнулись на дом-музей Ивана Павлова, в который тут же решили пойти.

В доме обстановка очень скромная, меня удивили фикусы в горшках среди домашних цветов, я посчитал это современным вкраплением, но смотрители зала постарались меня уверить, что в ту пору тоже держали цветы в горшках, и у Павловых действительно были герань и фикусы.

Женой Ивана Павлова была Серафима Великовская, польская еврейка, которую он звал Сарой. Как я понял, она перешла ему в разряд жены из статуса испытуемой в его опытах. Она была младше его более чем на 10 лет.

Иван Павлов был большим поклонником городков и крокета, на территории его музея есть две площадки, посвящённые этим играм. Свое 75-летие и 80-летие он встретил, играя в городки с родными.

Павлов сделал очень многое в науке и был одним из первых активных экспериментаторов в физиологии.

Памятник Павлову стоит напротив концертного зала в центре города, но в целом тема Павлова могла бы быть развита в Рязани сильнее и мощнее. Всё-таки это не просто выдающийся учёный, а столп физиологической науки и символ целой научной эпохи.

Неплохо о жизненном пути Ивана Павлова написано здесь.

После дома Павлова мы вышли по одной из улиц, очень индустриальных, и потому удивительно, что такая локальная промзона находится в самом центре, в такой близи от центра, мы вышли в сторону рязанского кремля.

В Кремле больше всего запомнились высокий и очень изящный иконостас высотой в 25 метров с резьбой из цельного дерева в Успенском соборе, икона Богородицы с младенцем начала 13 века в Архангельском соборе, на которой Богородица и младенец написаны в такой манере, что выглядят как инопланетяне.

В праздничный день проходил концерт Рязанского хора на сцене фестиваля «Рязанский кремль». Участники были одеты в русские народные костюмы, одна из девушек носила головной убор с белыми пушистыми круглыми бубенцами, похожий на эрзянский.

Это был такой редкий случай «русской» этнографии, которая сама, в свою очередь, строится на финском фундаменте.

Идя по одной из улиц, я сказал: по законам статистики, в Рязани тоже должны жить удмурты, ну хотя бы даже 200 человек. Тут же Оли вспомнила, что здесь живёт Каталин Эмырова, а Олёш написал ей в одной из соцсетей с предложением встретиться.

Примерно через час она нам позвонила, и вскоре мы встретились и гуляли по Кремлю, а потом и по городу вместе. Каталин закончила венгерское отделение факультета удмуртской филологии УдГУ, проходила годовую стажировку в Институте Балашши в Венгрии, где познакомилась с русским парнем из Рязани, который позвал её к себе в Рязань. Сейчас они живут вместе в Рязани, вместе работают в страховом бизнесе и планируют в конце лета уехать в Венгрию на очередную стажировку.

спецвыпуск «Мускоысь иворъёс» из Рязани с Каталин Эмыровой в качестве главного спикера

Древняя жительница Рязани. Кто она: эрзянка? Славянка?

Каталина говорит, что в Рязани в сравнении с Ижевском и Удмуртией люди жёстче и грубее друг к другу. Особенно отношения между людьми портят перемещения в маршрутках.

Мордва является вторым народом в восьми муниципальных районах. Самая высокая доля зафиксирована в Сасовском, Захаровском и Кадомском районах.

Источник

Финно-угорская Рязань: брутальные конокрады, русские масоны и матриархат

Финно-угорский исследователь и журналист Александр Трифонов дал «Уралистике» развёрнутый историко-культурный комментарий о финно-угорской компоненте Рязанщины.

мещерячка из Касимовского уезда; фото начала 20 века

Мещера занималась скотоводством и коневодством. Пахотное сельское хозяйство на бедных песчаных почвах Мещеры почти не приживалось. Спросите в Рязани у стариков про конекрадов-гусляков. Это потомки западной части мещеряков, которые не приняли в 17 веке церковную реформу и стали староверами. 10 лет назад один из последних коневодов Гуслиц Юрий Лебедев рассказывал мне, как ему не хотели показывать коней на продажу около Рязани, потому что он гусляк. Боялись, что потом выкрадет. Дело было в начале 1980-х годов.

С 1922 года западная часть Мещеры (Егорьевский и север Зарайского уезда) вошла в Московскую область, хотя исторически вся она была в Рязанской губернии.

Конечно, было еще и буферное полузависимое от Москвы Касимовское ханство. Оно выполняло роль кордона и сателлита окрепшей Московии на границах с хиреющей Ордой. Существовало с 15 по 17 века. В составе его подданых были и потомки мещеры, город Касимов изначально был Городцем Мещерским. Но это была самая восточная окраина Мещеры. За Окой, где располагались почти все земли ханства, жила мордва. На территорию ханства откочевало некоторое количество ногайских родов, которые стали родоначальниками касимовских татар.

Но по большому счету именно мордовская история Рязанской области еще не написана. Хотя есть документальные свидетельства употребления вероятно эрзянского языка как тайного, для заговоров, еще в начале 20 века. Краеведы 1920-х годов фиксировали это в Шацком и соседних районах.

Отдельный финно-угорский анклав нашелся на западе области. Около райцентра Скопин расположен куст деревень во главе с селом Секирино. Территориально это буквально несколько десятков километров. Секиринцы всегда считались чем-то отличным от остальных жителей Скопинского уезда. У них была иная одежда, свой говор или диалект. И управляли сельскими делами здесь женщины.

Женщина из Скопинского уезда; фото начала 20 века

В женском костюме Секирина есть типичные мокшанские пушки, крой платья походит на мордовский. Ну и матриархат скорее финская, чем славянская история. Этнографы осторожно полагают, что мы можем иметь дело с остатком древнего финно-угорского населения, которое удержалось тут как в анклаве, со всех сторон «обмытом» славянскими миграциями. Секиринцы скорее всего не мордва, а потомки племен, когда-то составлявших предков современной мордвы и части рязанцев-русских.

В самом селе и окрестностях сегодня насчитывается чуть более одной тысячи человек. А в Скопине живет парочка краеведов-активистов возрождения малого секиринского этноса именно на финно-угорской основе.

Читайте также:

Вы должны быть участником Uralistica, чтобы добавлять комментарии!

Лютичи пришедшие с територии Германии и основавшие Рязань ни каким боком к Екатерининской комиссии, именно немчура Екатерины факт прихода славян с територии Германии скрыла и «сделала» славянами финоугров московитов. Лютичи Резане-Рязань-Эрзяне это моя версия которую я здесь рассматриваю на основании источников которые здесь выкладываю. Резане также могли быть и частью ушедших в своё время на запад эрзян название которых параллельно резанам и резане также могли получить своё наименование от эрзян. Веским аргументом здесь является тот факт что беларусы-литвины и эрзяне принадлежат к одному антропологическому комплексу.

То что касается Екатерининской комиссии:

Фальсификация российской истории в полномасштабном виде произошла во время правления Екатерины II в самом конце XVIII века. Императрица лично редактировала составляемую ею «Историю России», правя при этом исторические документы, давая распоряжения по уничтожению некоторых документов и по написанию фальшивок. Необходимость глобальной фальсификации истории именно в это время определялась захватом ВКЛ и Западной Руси (Украины) в ходе разделов Речи Посполитой. Среди политических задач стояли: 1) чем-то обосновать приобретение этих совершенно чужых для России территорий; 2) для подавления национально-освободительной борьбы белорусов и украинцев – придумать миф о том, что они якобы всегда мечтали оказаться под властью России; 3) в рамках этого мифа следовало создать еще один миф – о том, что московиты являются славянами и Русью, а не финским населением финской Московии; 4) для прикрытия реализации этих задач следовало провести массовую ревизию всех летописей и исторических документов в захватываемых территориях с целью их исправления или уничтожения.Для реализации этих политических целей следовало решить уже конкретные задачи по фальсификации истории:1) создать миф о том, что Киевская Русь с приходом татар вдруг начинает считать Русью (и даже Центром Руси!) находящуюся в Орде и в 1000 километров от Руси страну Моксель (мокши), населенную финскими племенами и до этого никем Русью не считавшуюся;2) создать миф о существовании «Суздальской Руси», хотя о существовании таковой никто до Екатерины II не знал;3) создать миф о том, что Москва была основана при участии киевских князей, хотя до Екатерины II все историки дружно полагали, что она основана по велению ордынского хана после 1257 года (тогда татаро-монгольская Империя произвела в своих Северных Улусах перепись всех поселений и всего населения края для ужесточения податного обложения, и Москвы в ней еще не было);4) создать миф о том, что Московия – это Русь, а московиты – не финны, а славяне;5) создать миф о каком-то «иге Орды», хотя до этого все историки считали, что Московия три века была надежным оплотом Орды в борьбе с Русью, а затем при Иване Грозном захватила власть в Орде;6) создать миф о том, что Дмитрий Донской боролся не за Орду, а против Орды.И так далее. Переписыванию подлежали все ключевые моменты истории Московии.

«Начальствующим» по «сочинению Российской истории» по велению Екатерины II стал Герард Фридрих Миллер, в лице, так называемого «миллеровского исторического департамента», так как сам академик в 1783 году ушел в мир иной. Но именно Миллер оказал решающее влияние на «сочиняемую российскую историю». Ранее он искал «исторические материалы» в Заволжье и в Сибири, то есть, он изымал материалы, касающиеся татаро-монгольского прошлого Московии (1238-1598 годы). В 1792 году «Екатерининская история» увидела свет. С тех пор вносить что-либо иное в повествовательный каркас истории Российской Империи категорически воспрещалось. Член Комиссии Александр Васильевич Храповицкий (1749-1801), в 1782-1793 годы Статс-секретарь Императрицы Екатерины II, в своих мемуарах (прошедших многократную царскую и церковную цензуру и изданных в 1862 году, переизданных в 1990 году в Москве) – открыто пишет, что Екатерина II лично правила новую «версию истории». Включая составление родословной Российских Великих Князей. При этом утверждала, что следовать надо не историческим фактам (якобы «запутанным»), а «нужному нам порядку», «российским нуждам».

Кто такие московиты писал доекатерининский историк 17 века Лызлов.

Есть и сегодня похожая этническая группа, жившая вблизи Москвы – мокшане (мокша) – этническая группа мордвы, которая также принадлежит к финно-угорской группе.

Переселение «рускых» на северные территории, безусловно, было. Именно поэтому сохранились легенды о Киевской Руси. Но базовым этническим народом на месте Москвы были всё-таки представители финно-угорской группы, которые не назывались россиянами вплоть до указа Петра.

Московиты, они же мокша это финоугры, об этом говорит тот же Лызлов и с этим здесь никто не спорит. Эрзяне принадлежат к валдайско-верхнеднепровскому антропологическому комплексу, а это индоевропейцы.

Ваш пример в отношении папуа новой гвинеи в этом случае не коректен. Валдайско-верхнеднепровский антропологический комплекс это територия сформированная пришедшими с територии Германии Лютичами-Литвой, в их составе и резанами, к этому же антропологическому комплексу «случайно» принадлежат и эрзяне которые находятся не в папуа новой гвинее, а в соседней области от основного масива комплекса. И таки да, в этом случае уместно обратить внимание на такие параллели как Резане-Рязань и то что наименование эрзяне здесь является языковой параллелью тоже очевидно.

Стоит ещё обратить внимание на наименование Саранск. Минск-Смоленск-Брянск, суфикс в названии говорит о том что город был основан так же западными славянами.

Что касается «мы были здесь всегда» так славяне это наследники тех кто ушол на тер. Германии балтских племён с тер. совр. Беларуси, но ониже и остались на этой територии, ушла часть народа(по крайней мере так пишут немецкие и французские историки), а потом вернулись назад в р-н тер. совр Беларуси, но уже под наименованием славян, антропология не поменялась. Балтами по археологии если что были венеды.(не путать с прибалтами) Так что вполне реально что эрзяне жили на этой земле «всегда», но небудучи финоуграми.

Я пишу в данном случае совсем не с позиций русских шивинистов которые ангажируют себя славянами хотя в большинстве своём таковыми не являются. Просто поиск ответов на вопросы без всякой предвзятости.

Комментарий от: Андрей Серёгин
«Также можно отметить схожесть отчества «Укович» с финским языческим именем «Укко».

Ничего не имею против вашего утверждения, но на основании чего делается вывод что это именно отчество, а не что либо иное?

В этих ареалах живут люди одинаковые или очень близкие антропологически(соответственно и по внешности также). Предполагаю ранее составлявшие один народ, но в силу некоторых причин оказавшихся на разных териториях. Это антропология балто-славян, в р-не совр. Беларуси это територия исторической Литвы.

Цекающее произношение и арнамент на фотографиях мещеряков такие же как и у литвинов-беларусов.

В эрзянском эпосе есть легенда согласно которой эрзянский князь женится на девушке по имени Ле(и) тава, здесь хорошо читается название Литва. Как я уже писал очертания валдайско-верхнеднепровского антропологического комплекса примерно совпадают с исторической Литвой(сейчас Беларусь).

То есть, в этих ареалах живут люди с похожей внешностью?

Ещё можно посмотеть на карту антропологических комплексов:

Не за что. Также можно отметить схожесть отчества «Укович» с финским языческим именем «Укко».

Источник

Соседство с мордвою и половцами

С востока и юга Муромо-Рязанское княжество в виде дуги облегало обширные земли мордвы и половцев. Соседство дикарей, конечно, не могло не иметь значительного влияния на внутреннее и внешнее развитие княжества: отношения к ним вообще были враждебные. Реже летописи упоминают о войнах с мордвою, чаще о половцах. До XIII в. мы собственно один раз встретили серьезную войну с первыми, именно в 1103 г.; о мелких столкновениях летописцы умалчивают; слухи из этой глухой стороны, конечно, доходили до них редко. Поэтому для нас очень важно описание походов, которые были совершены в 20-х годах XIII ст. войсками великого князя Юрия II. Первый поход предпринят был осенью 1228 г. под начальством племянника Юрьева Василька и боярина Еремея Глебовича Окою и Волгою; но из за Нижнего они воротились по случаю ненастной погоды. Зимою того же года, в январе, сам великий князь с братом Ярославом, двумя племянниками и Юрием Давидовичем Муромским двинулся в Мордовскую землю и напал на волость Пургаса. Русские пожгли и потравили жито, избили скот, а пленников отослали домой. Мордва укрылась в леса и тверди; а те, которые не успели спастись, были избиты отроками Юрия. Отроки других суздальских князей, желая также отличиться или рассчитывая на добычу, потихоньку углубились в лесную чащу; но попали в засаду, и были истреблены неприятелями, которые в свою очередь не избежали мести со стороны русских. В то же время один из болгарских князей пришел на Пуреша, другого мордовского владетеля и притом Юрьева присяжника; но, услыхав о том, что великий князь жжет мордовские села, ночью бежал назад. Русские князья воротились домой с полным успехом. В следующем году Пургас попытался было отомстить за опустошение своей волости и напал на Нижний Новгород; но был отбит. Потом сын Пуреша напал с половцами на Пургаса, истребил его войска и русских, находившихся у него в службе, так что Пургас едва спасся с немногими людьми. В 1232 г. великий князь опять посылает свои войска на мордву с муромскою и рязанской помощью; русские снова пожгли неприятельские селения. Эти войны бросают свет на географическое состояние и быт мордовского племени в те времена и приводят нас к следующим заключениям. Страна их была покрыта дремучими лесами; мордвины вели жизнь оседлую, занимались скотоводством и земледелием, жили в селениях. Хотя городов не встречаем; но слово тверди, употребленное летописцем, заставляет предполагать какие-то особенные места, вероятно, укрепленные самою природою. Можно также предположить существование торговой деятельности по соседству с болгарами и русскими. В политическом отношении мордва не представляла никакого единства и управлялась туземными князьями. Эти князья часто находились во враждебных отношениях между собою; таковы Пургас и Пуреш. Усобицы, ослабляя силы мордовского племени, заставляли владетелей искать себе союзников, и таким образом облегчали соседним народам доступ в глубину Мордовских земель: так Пуреш прибег к покровительству великого князя владимирского; а Пургасу помогают болгары. Местные владетели настолько богаты, что могут нанимать иноземных ратников: у Пургаса находим в службе сбродную русскую дружину: а сын Пуреша приходит на него с половцами. Все это показывает, что в XII в. мордвины начинают группироваться в значительные массы, во главе которых становятся туземные князья, вероятно, соединившие в своих руках власть прежних сельских старшин. Такое соединение в массы дало им возможность с большим успехом теснить соседей, что без сомнения и вызвало походы в таких значительных силах со стороны великого князя владимирского, который в свою очередь воспользовался междоусобиями местных владетелей.

Не таким оседлым как мордва, но еще более диким и беспокойным народом являются половцы. Южная часть Рязанской украйны была охвачена ими с трех сторон: русские города на берегах Дона и поселения на Воронеже, кажется, не мешали варварским ордам иногда раскидывать свои кочевья внутри угла, который образуют эти две реки. Борьба рязанцев с половцами шла непрерывно до самого появления татар; в половине XII в. перевес заметно склоняется на сторону первых; половцам удаются внезапные набеги; но лишь только варвары заслышат, что рязанские князья собираются вместе, они немедленно бегут в степи. В преследованиях своих князья все более и более углубляются в половецкие земли: напр. в 1150 г. они побили их на реке Великой Вороне, а в 1199 г. вместе с Всеволодом III прогнали половцев к берегам моря и прошли вдоль все Придонские степи. Но такие походы не могли прекратить набегов; княжеские усобицы по-прежнему давали повод варварам опустошать русские поля и селения то в виде разбойников, то в качестве союзников. Князья дружились с ханами, вступали с ними в родство, искали у них убежища и войска в случае своих неудач.

Такое соседство как мордва и в особенности половцы, разумеется, могло только задерживать внутреннее развитие Рязанского княжества и положило своего рода печать на формы быта. Оно вредило благосостоянию края и поддерживало в постоянном напряжении грубые физические силы народа.

Трудно определить, насколько славянский элемент в продолжение первого периода в истории Муромо-Рязанского княжества проник массу туземного населения; но, вообще говоря, в начале XIII в. он не был еще значителен. К нему принадлежало, конечно, большинство городского сословия и часть сельских жителей между Окою и Пронею; особенно скоро разрасталось славянское племя по берегам Оки. От начала XIII в. до нас дошли названия пяти погостов, расположенных по близости городка Ольгова; во-первых, все они звучать по-славянски, а во-вторых, представляют довольно значительную цифру населения, именно: Песочна с 300 семей, Холохолна со 150, Заячины с 200, Веприя с 220 и Заячков со 160 семей. Пространство на север и восток от этой полосы было обитаемо почти сплошным финским населением, т.е. мерею, мещерою и мордвою, за исключением городов.

Источник

Почему мордва мордве рознь

Всего треть этого народа проживает в «своей» республике. Да и народ ли это? Рассказываю про мордву, которых представляют эрзя и мокша — два непохожих обычаями субэтноса. А если начать разбираться, окажется, что и они не вполне едины.

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

Во время переписи 2010 года свою принадлежность к мордве отметили 744,2 тыс человек. В республике Мордовия при этом жили 333 тыс. или около 40%. Остальные расселились в Пензенской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской, Самарской и Московской областях. Мордва — один из крупнейших этносов России, по численности находится на 9 месте.

Считать мордву одним народом при этом можно с большой натяжкой. Судите сами. Финно-угорский народ мордва подразделяется на два субэтноса: эрзя и мокша. Они издавна отличались языком, верованиями, обычаями и одеждой. Более того, эрзя подразделяются еще на два маленьких народа — шокша и терюхане. У мокша есть еще и каратаи.

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

Ученые считают, что в древности мордвины говорили на одном языке, но потом, по мере обособления, разные субэтносы развивались почти независимо друг от друга. Это сказалось и на языках. Эрзя много слов заимствовали из русского, мокшане обогащали свой язык за счет тюркских языков. Но это очень общее направление, потому что и эзря и мокша говорят на множестве разных региональных диалектов, некоторые похожи друг на друга, а некоторые — как отдельные языки. Единого мордовского, мокшанского или эзрянского языка попросту не существует. Есть семья языков.

То же и с верованиями. Многие мордвины православные, но среди них есть и старообрядцы, и молокане (христианское духовное течение) и даже лютеране. При этом многие праздники и обычаи мордвы — языческие.

Благодаря расселению на обширной территории мордвины легко ассимилируются, что в определенные периоды истории помогало выживать, но в целом многие забыли о своей национальности, окончательно обрусели.

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

Вы удивитесь, но среди мордвин много известных людей.

Например, дед официальной представительницы МИДа Марии Захаровой — эрзя. Юрий Иванович Захаров родился в селе Степная Шентала Самарской области. Мария на языке эрзя не говорит, но кое-какие слова знает.

Певица Надежда Кадышева — тоже эрзя. Певица родилась в деревне Старый Маклауш Самарской области, ее отец и мать из мордвин. Когда-то Надежда даже исполняла народные мордовские песни.

Герой Гражданской войны Василий Чапаев — тоже наполовину мордвин-эрзя! Его фамилия произошла от эрзянского слова «чапомс» или «рубить».

Олимпийская чемпионка гимнастка Светлана Хоркина — мордвинка-мокша, ее малая родина находится неподалеку от Саранска.

На четверть мордвинка-эрзя всемирно известная модель Наталья Водянова.

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

А почему он должен был это скрывать?

Девятаев, про которого кино о побеге из немецкого плена на угнанном самолете, мордвин-мокша.

У мордвы в советское время были прикольные паспорта, емнип на трёх языках, русском, эрзянском и мокшанском, менты кто не в курсе был охуевали при проверке)))

Девушки мордовки очень приятные, домовитые, ласковые на одной чуть не женился.

Паппаневок аф шарьхкодят, тят еце.

Жили были в одном мокшанском селе Петань да Акулья, и решили они вывести Куйгорожа.

Вариант сказки «по щучьему велению»

Я на половину мордвин-эрзя. Ещё в коллективе трое таких же.

На гулянках перепеваем Кинчева:

Но, от Чудских берегов

Всё это наша земля.

Много нас в Сибири. Целые деревни местами мордовские.

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

Мордва живёт и у нас, в Ульяновской области. Тем более, что мы граничим на западе с Мордовией. Только в одном Николаевском районе их проживает более 30%.

А ещё известные представители мордвы – Василий Шукшин и Любовь Толкалина.

Хотя про Толкалину пишут, что она наполовину мокша, где-то читал, что она шокша. Шукшин считается русским, но мордовская кровь, судя по фамилие, в нём тоже есть.

Мокша, эрзя, шокша и ваду 4 этноса, Шокша и ваду уже практически не осталось

Забайтился на красивых девченок на первом фото, но весь текст не осилил

Забыли Шукшина упомянуть.

Карту исправьте! А то не нахожу там русских, украинцев и хохлов. Их что, мордвины гнобили?

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

Редкие и вымирающие языки России

Россия – одна из самых многонациональных стран на планете. По разным оценкам представители 193 российских национальностей используют от 270 до почти 300 разных языков и диалектов из четырнадцати языковых групп (плюс ещё один язык, о котором в конце статьи).

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

Негидальцы – народ близкий к эвенкам, живущий в Хабаровском крае, в нижнем течении Амура. Носителей – 74 человека.

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

Известный ещё по летописям и былинам народ водь проживает ныне на территории Кингисеппского района Ленинградской области. Согласно переписи водским языком владели 68 человек, но по оценке специалистов всего через год после переписи, его знают только 6-10 человек и язык на грани вымирания. Среди причин не только русскоязычное окружение, но и соседство ижорцев, чей близкородственный (тоже финно-угорский) язык в куровицком диалекте водского поглощает водский. Факт, особенно удивляющий тем, что носителей ижорского языка всего 123 человека, и он сам стоит на грани исчезновения.

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

Коренные жители Сахалина ороки (чтобы не путать с камчатскими орочами, часто добавляют их самоназвание – ульта или уйльта) тоже говорят на языке тунгусо-маньчжурской группы, вернее, говорят на нём согласно официальным данным только 47 из 302, живущих в России (ещё ороки живут на Хоккайдо в Японии, но на орокском не говорят). В последнее время интерес к языку возрастает, его используют в детском саду и начальной школе, создаются фольклорные коллективы. Возрождаются народные промыслы, что требует использования традиционной лексики.

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

На реке Чулым в центре Сибири живёт небольшой тюркский народ – чулымцы. Последняя перепись насчитала всего 355 представителей народа, из которых только 44 говорят на чулымском, в результате ЮНЕСКО внесла язык в «Красную книгу исчезающих языков». Но надежда остаётся: в начале 2000-х началось движение за возрождение языка. В 2008 издан первый русско-чулымский словарь, а в 2019 издан перевод на чулымский Евангелия от Марка.

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

Энецкий язык – язык энцев, коренных жителей правого берега Енисея в нижем течении и полуострова Таймыр. Язык относят к самодийской ветви уральской семьи, он близок ненецкому и нганасанскому. На сегодняшний день осталось всего 43 носителя языка.

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

Алюторцы – коренные жители севера Камчатки, говорили на собственном языке чукотско-камчатской семьи. Сегодня алюторским языком владеют только 25 человек. В последние годы в школе посёлка Вывенка язык преподаётся школьникам, местная газета размещает материалы на нём.

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

Верхнеколымский или южноюкагирский язык – как понятно из названия, народ, говорящий на нём – юкагиры, древнейшие аборигенные жители северо-восточной Сибири – жил в верхнем течении Колымы. Большинство носителей сегодня проживают в двух сёлах – в Якутии и в Магаданской области. Общая численность юкагиров растёт от переписи к переписи, согласно последней составляет почти 1600 человек, но число говорящих на языках юкагирской семьи падает. Два языка из четырёх, входивших в эту семью, уже исчезли. Число говорящих на южноюкагирском сегодня – менее 10.

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

Орочский язык – не путать с орокским! Только в начале 2000-х была создана письменность и выпущен учебник родного языка для народа орочей, живущего в Хабаровском крае. Язык из тунгусо-маньчжурской ветви алтайской языковой семьи, близкий нанайскому и удэгейскому, когда-то разделялся на три диалекта, но в 2010 насчитали всего 8 человек, знающих его. Некоторые исследователи уже сегодня полагают язык вымершим.

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

Йоканьгско- или терско-саамский язык принадлежит к саамской группе финно-угорских языков и был распространён на востоке Кольского полуострова. По переписи 2010 года терских саамов осталось около сотни, но носителями языка были только двое из них.

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

Юги – маленький этнос, проживающий в Красноярском крае. По переписи населения 2010 г. югским языком, у которого никогда не было письменности, владел 1 (!) человек. Многие специалисты считают язык уже мёртвым…

Не попали в десятку рейтинга ещё три языка народов России, число носителей которых составляет менее 100 человек.

Ительменский язык правильнее называть западным ительменским, но теперь это уже не имеет значения: восточный и южный ительменские языки до нашего времени не дожили. Устаревшее название языка – камчадальский – указывает на место обитания народа. Ительменов в России проживает более 3 тысяч, в основном на Камчатке и в Магаданской области, но знающих язык предков среди них сегодня насчитывается только 82.

Язык тофаларов, коренных обитатели Тофаларии на западе Иркутской области, относят к таёжному ареалу саянской группы тюркских языков. Кочевой народ в 20-30-х был переведён на осёдлый образ жизни, получил письменность в конце 80-х годов XX века, но только к 2005 году алфавит, созданный на основе кириллицы, приобрёл завершённый вид. На сегодняшний день из 775 тофалар, проживающих в России, тофаларским языком владеют только 92 человека.

Нижнеколымский или северноюкагирский язык – второй язык из юкагирской семьи. Сохранился на севере Якутии, на границе с Чукоткой. Число носителей – «менее 100», согласно полевым исследованиям учёных – не более 60 человек.

Все прочие языки малых народов России имеют более сотни носителей, но и для некоторых из них сохраняется опасность исчезновения. Это – уже упомянутый ижорский, уникальный нивхский – не относящийся ни к одной языковой семье или группе, кетский, ульчский, гинухский и все саамские языки.

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

Хабаровск

Водители автобусов высадили всех пассажиров, чтобы помолиться. Остановка произошла синхронно — всех заставили выйти из салонов, чтобы совершить намаз. Жителям Хабаровска пришлось стоять на улице и ждать, когда все помолятся, и они смогут отправиться домой

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

Надо уходить, нас обрежет сейчас

Эти кадры покруче будут чем в любом фильме где рассказывают про катастрофы. Потому что это — реальность. Пожарные в Мордовском заповеднике оказались в огненном кольце. Группа из 55 человек и 18 единиц техники тушила лес, но поднялся ветер, огонь пошёл по вершинам деревьев — и пути к отступлению оказались отрезанными.

Парни вырубали деревья по внутреннему краю кольца, тушили идущий поверху огонь, но низовое горение продолжалось, дым сделал видимость нулевой. С помощью прибывшей на помощь второй бригады они вручную расчистили «тропу спасения» и всё же вырвались наружу. Никто не пострадал, вся техника тоже спасена.

Просто герои нашего времени.

Ответ на пост «В Мордовии на мужчину, который бесплатно сделал дорогу к селу, завели уголовное дело»

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

В Мордовии на мужчину, который бесплатно сделал дорогу к селу, завели уголовное дело

В Кадошкинском районе директор сельхозпредприятия решил сделать за чиновников то, что они обещали на протяжении 30 лет – наконец-то расчистил дорогу к райцентру. Десятилетиями она зарастала деревьями и кустарниками, но однажды Игорь Рогожин, директор местного предприятия, пригнал сельхозтехнику и разровнял путь всего за 4 дня. Денег он ни с кого не взял, на выборы не собирался. Да, так бывает.

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

Жители от всего сердца благодарили Игоря и радовались тому, что теперь по “дороге жизни” может проехать и скорая помощь, и пожарная машина, и коммунальные службы, но не тут-то было. Доблестные чиновники из министерства лесного хозяйства, которые и пальцем не пошевелили ради жителей, оценили ущерб в 270 тыс. рублей и завели на мужчину уголовное дело о незаконной вырубке леса. По такой же статье проходят, например, иркутские лесорубы, которые нелегально продают древесину в Китай за миллиарды рублей.

На защиту Игоря встали 500 односельчан, они требуют прекратить этот фарс и даже уже пообещали высадить новые деревья.

UPD: Другой взгляд на ситуацию #comment_207141405

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

В Нижегородской области заложили первый камень в основание Сталин-центра

Сталин-центр планируют построить на улице Луначарского, рядом с памятником Иосифу Виссарионовичу, установленным секретарем Борского местного отделения КПРФ Алексеем Зоровым на принадлежащем ему земельном участке в 2020 году.

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

Первый камень заложили на месте строительства Сталин-центра – музея, посвященного Иосифу Сталину

Как отметил секретарь комитета нижегородского регионального отделения КПРФ Владислав Егоров, Сталин-центр должен стать местом притяжения единомышленников, сторонников социалистической идеи.

Нижегородские коммунисты, ветераны и юнармейцы подготовили послание потомкам с просьбой «помнить великие жертвы и великие подвиги», вложили его в металлическую капсулу и замуровали в бетонный блок, который будет вмонтирован в фасад Сталин-центра. Капсулу вскроют 9 мая 2045 года – в день 100-летия Победы в Великой отечественной войне.

Как рассказал корреспонденту РИА Новости инициатор строительства Сталин-центра, «заливка цокольного этажа здания состоится в августе-сентябре 2021 года, затем фундамент должен выстоять и уже в следующем году приступят к его возведению».

Также Зоров уточнил, что получил у городской администрации разрешение на строительство на своем участке жилого дома, которое затем планирует перевести в категорию «коммерческой недвижимости». Ранее в администрации города Бор агентству заявили, что к ним никто не обращался по поводу строительства музея Сталина.

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

Люди квадратного мира: во что верили и как жили чуваши

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

Они говорят на единственном тюркском языке булгарской группы, стали христианами, но не забыли языческие верования и считают, что болезни и неприятности насылают умершие родственники.

Чуваши — одни из самых многочисленных народов России. По переписи населения 2010 года, в России проживало 1,43 млн представителей этого народа. Однако количество чувашей быстро сокращается. За 8 лет до этого в стране насчитывалось 1,63 млн чувашей. А в 1989 году в СССР было1,8 млн чувашей. Так многочисленный вроде бы народ может довольно быстро исчезнуть.

В основном чуваши проживают в Чувашской республике, здесь их более 65%. На втором месте — Татарстан, в республике более 100 тыс. чувашей. Основная религия современных чувашей — православие, небольшое их количество исповедует ислам суннитского толка, некоторые верны древним дохристианским верованиям. Как это часто бывает, языческие традиции переплелись с более поздними и соблюдаются до сих пор. В Чувашии и Татарстане празднуют большой праздник лета Уяв, который по времени совпадает с началом сенокоса. Раньше он растягивался на неделю и давал молодым возможность присмотреть себе пару. Это было несложно во время многочисленных игр и хороводов, в которых участвовали и парни, и девушки.

Правда, дело осложнялось тем, что на женитьбу в своей деревне у чувашей практически действовал запрет, который помогал избежать близкородственных браков. Невест обычно сватали в соседних деревнях, при этом проверяли, чтобы не было родственных пересечений вплоть до седьмого колена.

Были у чувашей и забавные обычаи. Например, если жениху хотели отказать, то родственники девушки должны были догнать и побить его. Везло быстрому жениху. Если удавалось сбежать, то невеста твоя. Если нет, сватовство не удалось.

Быть нагайками полагалось и молодоженов, когда они вступали в дом молодого мужа. Так родители показывали, что их надо слушаться. Колотили чисто символически, конечно. Потом этот обычай был забыт.

Чуваши до христианизации верили в трехчастный мир. В верхнем мире жил верховный бог, души неродившихся детей и святых. Люди обитали в среднем. Земля для них была квадратной, а в самом центре жили люди. Не ветвях мирового дерева покоился небосвод, с четырех сторон его также поддерживали столбы из золота, серебра, меди и камня. На каждом столбе — утиное гнездо с тремя яйцами, а рядом с каждым столбом несет службу богатырь-защитник людей.

мордва в рязанской области история. Смотреть фото мордва в рязанской области история. Смотреть картинку мордва в рязанской области история. Картинка про мордва в рязанской области история. Фото мордва в рязанской области история

Чуваши-язычники верили и в конец света. Мировой океан размывает берега и когда край земли дойдет до чувашей, жизнь прекратится.

Традиции почитания покойных родных у чувашей очень сильны. В народном календаре больше дней поминовения, чем, например, в православном. Древние чуваши считали, что забытые родственники могут наслать болезни и беды.

Народная кухня чувашей напоминает русскую. Они готовили много пирогов с начинками, варили супы и похлебки, в которые весной добавляли первые съедобные травы. У чувашей было развито бортничество. А отличие в том, что чуваши всегда были пивоварами! С древних времен выращивали солод и хмель и варили слабое пиво на каждый день, покрепче — к праздникам. Причем у каждой семьи был свой рецепт, в пиво часто добавляли мед. Позже хмель начали закупать в Баварии и других традиционных пивных регионах. Пиво в Чувашии делают и сейчас, говорят, вкусное.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *