морфемный разбор слова история

Урок русского языка в 7 классе по теме: «Этимология. Исторический и современный морфемный состав слова. История некоторых слов русского языка. Знакомство с этимологическим словарем»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка в 7 классе по теме:

« Этимология. Исторический и современный морфемный состав слова. История некоторых слов русского языка. Знакомство с этимологическим словарем»

Комментарий к уроку: данный урок не первый в теме «Этимология». Например, по программе С.И.Львовой знакомство с этимологией начинается в 5 классе. В приложениях к учебникам русского языка авторов этого учебно-методического комплекса есть этимологический словарик. Если ребята уже знакомы с понятием этимологического корня, то следующая ступень – исторические процессы изменений, происходящих в составе слова, лексика русского языка с точки зрения происхождения, знакомство со школьным этимологическим словарем Н.М.Шанского и Т.А.Бобровой. На уроке необходимы этимологические словари, например «Школьный этимологический словарь» Н.М.Шанского и Т.А.Бобровой. Желателен «Школьный словообразовательный словарь» А.Н.Тихонова (возможно в электронном варианте).

Урок начинается с языковой разминки. Ребятам предлагается объяснить происхождение некоторых слов русского языка, например названия ягод: черника, голубика, земляника. Класс, конечно, уверенно справляется с этим заданием. Вычерчиваем словообразовательную структуру данных слов, выясняем, что суффикс –ИК имеет в данных словах значение «ягода».

Дальше вопросы усложняются. Предлагается объяснить происхождение слова «ежевика». Значение суффикса понятно, но что же означает морфема ЕЖЕВ-? Ученики делают предположение, что это слово родственно слову «ёж». Ежевика – это «ежевая» ягода. Гипотеза проверяется по этимологическому словарю. Действительно, кустарник назван так по шипам на его побегах. Делаем вывод, что данное слово непросто разобрать по составу. Почему? Для современного человека неясно значение морфемы ЕЖЕВ-. Приходится проверять, связана ли она с ежом. А суффикс узнается (-ИК – как в «голубике», «чернике», «землянике»). Поэтому (проверяем по словообразовательному словарю Тихонова) в современном русском языке ЕЖЕВИК – корень.

Исторический разбор слова по составу

ёж – ежевая (ягода) – ежевика

C овременный разбор слова по составу

Следующий этап работы – объяснение происхождения слова «смородина». Ребята дают толкование лексического значения слова. Пытаются доказать, что –ИН –это суффикс, подбирая односуффиксные слова: «рябина», «калина», «малина», «осина». Учитель добавляет: «лещина», «бузина», «крушина». Делается вывод, что –ИН – исторический суффикс, потому что значения корней в этой группе слов совершенно непонятны. Ребята догадываются о происхождении слова «рябина» и проверяют себя по этимологическому словарю. (Учитель может объяснить происхождение названий остальных растений, а может дать это задание индивидуально кому-нибудь из учеников и проверить его на следующем уроке.)

Продолжается заполнение таблицы

Исторический разбор слова по составу Современный разбор слова по составу

Учитель задает вопрос: «Что же, по-вашему, может означать корень СМОРОД-, какие однокоренные слова можно подобрать?» При затруднении учащихся можно напомнить про чередование ОРО-РА (полногласие в древнерусском и неполногласие в старославянском языках). Таким образом подбирается однокоренное слово «смрад». Через формулирование лексического значения слова «смрад» («неприятный сильный запах») ребята приходят к выводу, что слово «смород» означало резкий сильный запах. Учителю требуется объяснить, что слово «смород» не имело отрицательного значения, оно появляется только у слова «смрад». Так выявляется значение этимологического корня слова «смородина».

На следующем этапе работы формулируются выводы. Учитель задает вопрос: «Какие изменения происходят в составе слова?» Ученики отвечают, что основа слова становится проще, корень укрупняется, он срастается с суффиксами, приставками. Учитель предлагает поразмышлять, почему так происходит. Ученики отвечают, что исчезает из языка исходное слово, оно устаревает, разрываются смысловые связи между исходным словом и новым.

При выполнении следующего задания ребята разбиваются на 5-6 групп. Каждой группе дается задание: выяснить, от каких слов образованы данные, определить их морфемный состав – исторический и современный. Для работы у каждой группы должен быть этимологический словарь.

1 группа разбирает слова: огурец, кабачок, редиска, персик (тематическая группа «Фрукты, овощи»).

2 группа – слова: заяц, белка, кошка, песец, овца (тематическая группа «Животные»).

3 группа – слова: творог, пирог, сметана, крупа (тематическая группа «Продукты и блюда»).

4 группа – слова: потолок, окно, стол, крыша (тематическая группа «Части жилища, мебель»).

5 группа – слова: пчела, муха, бабочка, стрекоза (тематическая группа «Насекомые»).

В итоге работы получаем таблицу:

Современный разбор слова по составу Исторический разбор слова по составу

Пятая группа – «Насекомые»: букашка, муравей, жук и другие.

Каждый ученик в группе работает с одним или двумя словами. Страничка словарика может включать лексическое значение данного слова, иллюстрацию, этимологию: исходное слово, каким способом образовано (если можно указать), из какого языка пришло; разбор по составу – современный и исторический (если они различаются).

Для выполнения этого задания учитель предлагает разные с точки зрения происхождения слова для полного представления о том, какой различной может быть лексика по происхождению.

После проверки словариков и демонстрации презентации требуется итоговая беседа. Учитель подводит ребят к следующим выводам. Лексика русского языка с точки зрения происхождения делится на группы.

1 группа. Исконные русские слова, образованные от более древних слов (корней), возникших в индоевропейскую или общеславянскую эпоху, образованных с помощью древних суффиксов и приставок. Происхождение таких слов интересно, так как позволяет видеть внутреннюю форму слова, те морфемные швы, которые уже стерлись, мы можем сказать, почему предмет так назван.

2 группа. Слова первообразные, возникшие в очень древнюю эпоху (общеславянскую или даже древнее – в эпоху праиндоевропейского языка). Они претерпели фонетические изменения, объяснить, почему предмет назван именно так, мы не можем, просто определенная звуковая оболочка закрепилась за определенным смыслом. Например, слово «морковь» общеславянское, а «репа»- имеет индоевропейский корень. Это тоже исконно русская лексика.

3 группа. Слова, заимствованные из других языков в разные эпохи. Для русского языка они непроизводные. Так, слова «кровать», «тетрадь» и «свёкла»- греческие, «апельсин» пришло из голландского языка и т.д.

Источник

Морфемный анализ слова

Содержание:

Морфемный анализ слова – это разбор слова по составу.

Слово состоит из морфем, минимальных, неделимых значимых частей.

Морфемы слова

Корень – значимая часть слова, содержащая в себе основное лексическое значение; с помощью нее подбирается ряд однокоренных слов. При морфемном анализе выделяется значком морфемный разбор слова история. Смотреть фото морфемный разбор слова история. Смотреть картинку морфемный разбор слова история. Картинка про морфемный разбор слова история. Фото морфемный разбор слова история. Слова, состоящие из двух корней, называются сложными.

морфемный разбор слова история. Смотреть фото морфемный разбор слова история. Смотреть картинку морфемный разбор слова история. Картинка про морфемный разбор слова история. Фото морфемный разбор слова история

Приставка – неизменяемая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значком морфемный разбор слова история. Смотреть фото морфемный разбор слова история. Смотреть картинку морфемный разбор слова история. Картинка про морфемный разбор слова история. Фото морфемный разбор слова история.

В слове может быть одна, две и более (реже) приставки.

морфемный разбор слова история. Смотреть фото морфемный разбор слова история. Смотреть картинку морфемный разбор слова история. Картинка про морфемный разбор слова история. Фото морфемный разбор слова история

Слово может содержат более одного суффикса.

морфемный разбор слова история. Смотреть фото морфемный разбор слова история. Смотреть картинку морфемный разбор слова история. Картинка про морфемный разбор слова история. Фото морфемный разбор слова история

Окончание изменяемая часть слова, стоящая после суффикса или корня (если нет суффикса) и служащая для образования форм одного и того же слова. При морфемном разборе обозначается значком морфемный разбор слова история. Смотреть фото морфемный разбор слова история. Смотреть картинку морфемный разбор слова история. Картинка про морфемный разбор слова история. Фото морфемный разбор слова история.

Окончание может быть нулевым.

морфемный разбор слова история. Смотреть фото морфемный разбор слова история. Смотреть картинку морфемный разбор слова история. Картинка про морфемный разбор слова история. Фото морфемный разбор слова история

Основа часть слова без окончания. При морфемном анализе обозначается значком морфемный разбор слова история. Смотреть фото морфемный разбор слова история. Смотреть картинку морфемный разбор слова история. Картинка про морфемный разбор слова история. Фото морфемный разбор слова история.

морфемный разбор слова история. Смотреть фото морфемный разбор слова история. Смотреть картинку морфемный разбор слова история. Картинка про морфемный разбор слова история. Фото морфемный разбор слова история

Постфикс часть слова, стоящая после окончания, служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значками морфемный разбор слова история. Смотреть фото морфемный разбор слова история. Смотреть картинку морфемный разбор слова история. Картинка про морфемный разбор слова история. Фото морфемный разбор слова история.

морфемный разбор слова история. Смотреть фото морфемный разбор слова история. Смотреть картинку морфемный разбор слова история. Картинка про морфемный разбор слова история. Фото морфемный разбор слова история

Способы и принципы морфемного анализа

Для быстрого и правильного морфемного разбора необходимо придерживаться нескольких принципов.

1. Принадлежность к части речи. Изменяемость-неизменяемость слова. В неизменяемых словах полностью отсутствует флексия (окончание). Чтобы правильно ее выделить, необходимо изменить форму слова, не меняя значения:

наверно, быстро, учитывая неизменяемые части речи

Морфемы могут различаться в зависимости от части речной принадлежности слова.
морфемный разбор слова история. Смотреть фото морфемный разбор слова история. Смотреть картинку морфемный разбор слова история. Картинка про морфемный разбор слова история. Фото морфемный разбор слова история

2. Подбор однокоренных слов. Нельзя забывать о существующей омонимии корней (одинаковое написание, но разное значение).

3. Необходимо указать, если в слове есть формообразующие аффиксы (служат для образования формы слова).

Короткий – короче – суффикс образует форму простой сравнительной степени

Служит, служил суффикс образует форму прошедшего времени

4. Учитывать словообразовательные связи, т.е. для правильного вычленения морфем составить словообразовательную цепочку («способ матрешки»). Вычленять аффиксы, постепенно подбирая производящие основы для конкретного слова.

морфемный разбор слова история. Смотреть фото морфемный разбор слова история. Смотреть картинку морфемный разбор слова история. Картинка про морфемный разбор слова история. Фото морфемный разбор слова история

В данном примере словообразовательная цепочка помогла определить, что в слове льдинка – два суффикса, в слове снежинка один суффикс.

План морфемного анализа слова

Этапы морфемного анализа

(Как разобрать слово?)

Подберезовика

Схема (порядок) морфемного анализа

Окончание → основа слова → корень → приставка, суффикс, постфикс

Примеры морфемного анализа

Устный разбор

Класс существительное, изменяется по родам, числам и падежам: класс-класса-классы. Окончание нулевое.

Все слово является основой – класс-.

Однокоренные слова: классный, классовый. Корень слова класс-.

Словообразовательная цепочка: класс – классный – классовый. «Способ матрешки» (из большего – меньшее) применить нельзя, т.к. слово состоит из одного корня, основа является производной.

Письменный разбор

морфемный разбор слова история. Смотреть фото морфемный разбор слова история. Смотреть картинку морфемный разбор слова история. Картинка про морфемный разбор слова история. Фото морфемный разбор слова история

Примеры письменного разбора

морфемный разбор слова история. Смотреть фото морфемный разбор слова история. Смотреть картинку морфемный разбор слова история. Картинка про морфемный разбор слова история. Фото морфемный разбор слова история(формообразующий суффикс –Л-)

морфемный разбор слова история. Смотреть фото морфемный разбор слова история. Смотреть картинку морфемный разбор слова история. Картинка про морфемный разбор слова история. Фото морфемный разбор слова история

морфемный разбор слова история. Смотреть фото морфемный разбор слова история. Смотреть картинку морфемный разбор слова история. Картинка про морфемный разбор слова история. Фото морфемный разбор слова история

морфемный разбор слова история. Смотреть фото морфемный разбор слова история. Смотреть картинку морфемный разбор слова история. Картинка про морфемный разбор слова история. Фото морфемный разбор слова история

морфемный разбор слова история. Смотреть фото морфемный разбор слова история. Смотреть картинку морфемный разбор слова история. Картинка про морфемный разбор слова история. Фото морфемный разбор слова история(буква –Л- играет роль соединительной гласной – интерфикса, поэтому в основу слова не входит. Нельзя утверждать, что происходит чередование фонем –Б- и –БЛ-, т.к. ни в одной другой форме слова ЛЮБИТЬ такого чередования нет, только в форме 1 лица)

Источник

Исторические изменения в составе слова

Историческая изменчивость структуры слова

При синхронном подходе главное внимание сосредоточивается на свойствах одновременно существующих фактов и элементов языка.

Диахронные (исторические) методы используются при исследовании языковых явлений и процессов, наблюдающихся в системе языка в различные промежутки времени.

Опрощение (или интеграция) — языковой процесс, в результате которого слово

с производной основой изменяется в слово с непроизводной основой.

Ср.: щетка исторически образовано от щеть ‘щетина’. В современном РЯ щетка является

Причины опрощения

Чаще всего процесс опрощения происходит в трех позициях:

между корнем и приставкой: переполох (от полохъ ‘испуг, тревога’);

между корнем и суффиксом: дворец (от дворъ — дом);

между корнем и окончанием: дотла (путем слияния предлога до с формой род. п. ед.ч. от тьло — «почва, пол, основание»).

Переразложение (переинтеграция) — ¦перераспределение морфем внутри слова при сохранении его членимости.

Причины переразложения

мал-ютка (ср.: малют-ка от малюта — малыш).

Казач-ьск-ий — казац-к-ий ч/ц (передвижение границы морфемы).

Усложнение (редеривация рекомпозиция) — явление, противоположное опрощению, то есть ранее непроизводная основа становится производной.

Так, существительное ехидна, которое в современном русском языке имеет членимую основу (ср. ехид-н(ый), ехид-ств(о)), прежде было нечленимым.

Причины усложнения

Декорреляция (от лат. decorrelatio — несоотношение, потеря связи) — изменение характера или значения морфемы при том же числе и порядке следования морфем.

В результате данного процесса морфемный состав производной основы в количественном отношении остается прежним, меняется лишь одно из звеньев словообразовательной цепочки, но тем самым и словообразовательная структура слова в целом.

Причины

Диффузия (наложение, аппликация, интерференция) — взаимопроникновение морфем при сохранении ими в то же время четкой самостоятельности и особенности значимых частей слова. Часто это затрудняет разбор слова по составу.

Причина диффузии — различные звуковые изменения (прежде всего стяжение одинаковых гласных или согласных): приду (диффузия возникла в результате стяжения в один звук двух и (ср. в др. русском языке прииде)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *