морской царь это кто
Владыка всех вод — Морской Царь
Морской царь является владыкой всех водоемов, существующих на земле. Когда он начинает развлекаться в собственных чертогах, то разыгрывается шторм и топит проходящие мимо корабли. Чтобы задобрить царя моряки бросали за борт хлеб и соль. А порой приносили и человеческие жертвы, вспомнить хотя бы былину о Садко. Согласно преданиям славян крупные водоемы – это кровь владыки, а небольшие речушки – его дочери.
Как выглядит
В русских сказках Морской царь часто представляется в образе могучего жеребца, которого способен оседлать только сильный богатырь. Иногда он перевоплощался в черное грозовое облако, исторгающее непроглядные стены дождя и метающее молнии в разные стороны.
В изначальном значении владыка водоемов считался богом туч, извергающих ливни на землю. Из-за постоянных дождей на суше образовались моря и океаны, куда переместился на ПМЖ царь. Изначальный облик создателя мира постепенно разделился на трех божеств. Перуна – властелина грозы, Стрибога, управляющего ветром и Морского царя.
Более поздние сказания представляют владыку не только жёстким правителем, но и отцом огромного семейства. Одна печаль, нет Водяника с царицей сыновей, на свет появлялись только девочки. Дочки владыки морей и океанов были с рыбьими хвостами, звали их русалочками.
Народное творчество
Морской царь является вымышленной персоной. Упоминание о нем часто встречается в славянских сказаниях и легендах о Садко. Во втором случае он носил разное имя, Водяник, Подонный царь. При этом во всех сказках его считали владыкой морей и океанов, упоминали шикарный дворец и красавицу-жену. Кстати, хоромы повелителя подводного мира возведены из драгоценных камней и металлов.
Место обитания Морского царя описывается расплывчато, то на далёком острове он проживает, то в Ильмень-озере или океане. Владыка управляется подводными жителями. Загоняет рыбу в сеть тем людям, которые заслужили его покровительство. |
В былинах о славном богатыре Садко царь изначально дарует богатство гусляру, а после затребовал его в свое подводное царство. Морской царь сыграл большую роль в сказании о Василисе Премудрой.
Здесь владыка также желает оставить в своем царстве главного героя. Но дочь Морского царя полюбила юношу всем сердцем и помогла тому бежать, избавившись от преследований жестокого отца.
Сказания о владыке водоемов получили широкое распространение в Европе и на Востоке. Былинного героя важно отличать от Водяного, занимавшего в начале двадцатого века центральное место в разнообразных демонологических верованиях крестьян.
Этот дух представлялся с опухших лицом и «пивным» брюшком. Проживал он в омутах, выбирая те, что расположены неподалеку от мельниц. Водяных считали пьяницами, которые постоянно играют в карты и воруют у людей скотину. Как видите, прямая противоположность Морскому царю, проживающему во дворце и страстно любящего хорошую музыку.
Ахти из Финляндии
По мнению многочисленных исследователей, на образ владыки водоемов могли оказать огромное влияние финны. У них существовало божество Ахти, который часто встречается в сказаниях о местном Садко музыканте Вяйнямёйнене.
Языческие финны относили морского бога к числу великих созданий, рисуя его в образе старца с бородой из травы. Его гордо именовали владыкой вол и повелителем рыб. Считалось, что Ахти обладает неимоверными богатствами, которые в большинстве своем представлены удивительными драгоценностями Сампо. Они упали с лодки музыканта Вяйнямёйнене и опустились на дно моря.
Вместе с Ахти правит подводным царством его супруга Велламо. Ее считали доброй и радушной хозяйкой, которая благосклонно относится к людям. Жена Ахти ассоциируется с нашей былинной царицей Водяницей, помогавшей Садко периодически выбираться на землю. Финские владыки окружены многочисленными русалочками.
Как и морской царь, Ахти являлся любителем хорошей музыки. Как наш владыка вод загоняет рыбу в невод к Садко, так и финское божество радует уловом своего любимца Вяйнямёйнене. |
Заключение
Морской царь – популярный персонаж русских сказок. Он повелевает подводными обитателями и обладает несметными богатствами. Является хозяином морского дна и владыкой всех водоемов на земле. Чаще всего в сказаниях его изображают грозным царем, проживающим в шикарном дворце в окружении толпы русалок и королевы.
Из видеоролика вы узнаете о десяти популярных существ из славянской мифологии.
н е п т у н
царь морей
• Бог морей в римской мифологии
• Восьмая планета Солнечной системы
• Планета Солнечной системы
• В римской мифологии первоначально бог морей, рек и источников
• бог морей в древнеримской мифологии
• бог морей в роли планеты
• бог морей или планета
• бог морей, имеющий собственную планету
• бог моря с вилами в руках
• владыка морей с трезубцем
• восьмая планета Солнечной системы
• восьмая планета от Солнца
• восьмой на параде планет
• зеленая планета в телескопе
• какую планету в телескопе мы видим зеленой
• какую планету обнаружил немецкий астроном Иоганн Галле
• м. крайняя или осьмая от солнца планета, открытая в
• между Ураном и Плутоном
• морской владыка в рифму с шептуном
• планета Солнечной системы
• планета и царь морской
• планета с незамкнутым кольцом
• предпоследняя от Солнца планета
• рим. бог моря, отождествляемый с греческим Посейдоном (мифическое)
• русское название бульдога
• у грековПосейдон, а кто у римлян
• чей спутник Тритон
• эта планета была первой, открытой «на кончике пера»
• бог, именем которого моряки устраивают праздник при переходе экватора
• какой древнеримский бог соответствует греческому Посейдону?
• бог, купающий на экваторе
• гостиница в Москве
• эта планета была первой, открытой «на кончике пера»
• какую планету обнаружил немецкий астроном Иоганн Галле?
• курорт в Приморском крае
• какую планету в телескопе мы видим зеленой?
Морской царь
Содержание
Облик царя [ | ]
В недосягаемой от смертных стороне,
Между высокими кремнистыми горами,
Что мы по зрению обыкли звать мелями,
Покрытый золотым песком простерся дол:
Столпы вокруг его огромные кристаллы,
По коим обвились прекрасные кораллы.
Главы их сложены из раковин витых,
Превосходящих цвет дуги меж туч густых,
Что кажет укротясь нам громовая буря;
Помост из аспида и чистого лазуря,
Палаты из одной изсечены горы;
Верхи под чешуей великих рыб бугры;
Уборы внутренни покров черепокожных
Бесчисленных зверей во глубине возможных,
Там трон — жемчугами усыпанный янтарь,
На нем сидит волнам седым подобный Царь.
В заливы, в океан десницу простирает,
Сапфирным скипетром водам повелевает.
Одежда царская — порфира и виссон,
Что сильные моря несут ему пред трон.
Народный образ [ | ]
В былинах он сначала создает богатство Садко, а потом, когда Садко разбогател, требует его к себе в подводное царство.
Морской царь, изображаемый злым колдуном в сложной сказке о Василисе Премудрой, как и другие мотивы этой популярной сказки, мог войти в неё из бродячих сказаний. Личность, соответствующая ему и притом с аналогичным эпитетом «Морской король» (словен. Morski Kralj ), известна, например, в хорутанской сказке в сборнике Валявца. Наконец, водяной царь встречается и в народных заговорах, в которых исконные народные верования сильно смешаны с литературной традицией.
Предположение о финском влиянии [ | ]
По представлениям карел Олонецкой губернии, водяник (называвшийся ими ведэпинэ или вези-кунингуой, то есть водяной король) живёт в озере или реке во дворце. Палаты его очень роскошны и сделаны из хрусталя, такого чистого, как первый осенний лед. Под водой у него целое хозяйство: он живёт как богатый запасливый помещик, не зная ни в чём нужды, имеет даже стада коров комолых, с короткой лоснящейся шерстью и очень сытых.
Морской царь
Велняс у балтов связан с водной стихией. Считалось встарь, что его поддержка необходима при строительстве водных плотин и мостов. Сохранилось крылатое выражение «глаз Велняса» – так называют «окно» в болоте. Очевидно, с именем древнего бога связано и название города Вильнюс. Кроме всего прочего Велняс является покровителем искусств. Он связан с музыкой и танцами, а также наделен феноменальной мудростью. В этом смысле Велняс похож на римского бога Ведиуса – «всеведущего». Прослеживается явная связь балтийского бога и с древнерусским Велесом, который также отмечен сходными чертами. Вспомним также древнерусскую былину «Садко-купец, богатый гость». В ней Морской царь испытывает особое пристрастие к музыке и танцам. Он зазывает к себе искусного гусляра Садко, чтобы тот развлекал его. В награду он обещает женить Садко на одной из своих дочерей. После того как обещание исполнено, Садко вместе со своей невестой бежит из царства Морского царя. Это напоминает греческую легенду об Орфее и Эвридике, когда Орфей спускается в подземный мир, чтобы найти и вывести из него свою невесту. Очевидно, и в греческой легенде, и в древнерусской былине нашло место представление праиндоевропейцев о боге – царе подземного (подводного) мира. В русских сказках Морской царь отождествляется с чертом. Вспомним хотя бы произведение А. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде». Балда отправляется к морю чертей искать. В китайских, японских, корейских, тибетских сказках Морской царь часто предстает в облике морского дракона.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
4. Царь Славы = Царь Славян = Царь Христиан
4. Царь Славы = Царь Славян = Царь Христиан На многочисленных изображениях распятия Христос назван «Царём Славы», см., например, рис. 2.13, рис. 2.14, рис. 2.16, рис. 2.17. Толкование такого имени Христа считается не совсем ясным. Обычно предлагается весьма общее и туманное
2. Царь Чёрный Харапин в болгарских песнях и Царь Мануил Комнин в византийской истории
2. Царь Чёрный Харапин в болгарских песнях и Царь Мануил Комнин в византийской истории В песнях о Коляде в качестве царя Ирода выступает царь Чёрный Харапин. Причём голова у Харапина — РУСАЯ, см. выше. В истории Андроника-Христа Иродом является царь Мануил Комнин. О
Никольский морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления)
Никольский морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) Николо-Богоявленский кафедральный собор считается символом благословения Санкт-Петербурга как города морской славы. Но это не просто символ – Никола Морской, как его называют
Кронштадтский Морской Никольский собор (Морской собор святителя Николая Чудотворца)
Кронштадтский Морской Никольский собор (Морской собор святителя Николая Чудотворца) Силуэт этого грандиозного собора виден за несколько десятков километров до подхода к городу. Морской Никольский собор, видимый в хорошую погоду из Петербурга, – это не только одна из
Морской царь
Морской царь Мифологический персонаж, встречающийся в русских былинах и сказках. Вероятно, образ Морского царя был заимствован русским фольклором и представлен в былине о Садко и в сказках, где Морской царь является отцом Василисы Премудрой.В былине Морской царь —
2. Русский царь Иван Грозный и ассиро-вавилонский царь Навуходоносор
2. Русский царь Иван Грозный и ассиро-вавилонский царь Навуходоносор Прежде чем перейти к отражениям царя Ивана IV Грозного в Библии, сделаем отступление от библейской темы и напомним о повторе, обнаруженном нами в русской истории. Оказывается, романовская история царя
Глава 1 Триумф Ахеменидов Кир II Великий «Царь стан, царь царей»
Глава 1 Триумф Ахеменидов Кир II Великий «Царь стан, царь царей» История полна парадоксов. Стоит только посмотреть на карту Древнего Востока и это станет ясно всякому. Египетское царство, Нововавилонское царство, могущественное Мидийское царство занимали на ней громадные
4. ЦАРЬ СЛАВЫ = ЦАРЬ СЛАВЯН = ЦАРЬ ХРИСТИАН
4. ЦАРЬ СЛАВЫ = ЦАРЬ СЛАВЯН = ЦАРЬ ХРИСТИАН На многочисленных изображениях распятия Христос назван «Царем Славы», см., например, рис. 2.13, рис. 2.14, рис. 2.16, рис. 2.17. Толкование такого имени Христа считается не совсем ясным. Обычно предлагается весьма общее и туманное
2. ЦАРЬ ЧЕРНЫЙ ХАРАПИН В БОЛГАРСКИХ ПЕСНЯХ И ЦАРЬ МАНУИЛ КОМНИН В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИСТОРИИ
2. ЦАРЬ ЧЕРНЫЙ ХАРАПИН В БОЛГАРСКИХ ПЕСНЯХ И ЦАРЬ МАНУИЛ КОМНИН В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИСТОРИИ В песнях о Коляде в качестве царя Ирода выступает царь Черный Харапин. Причем голова у Харапина – РУСАЯ, см. выше. В истории Андроника-Христа Иродом является царь Мануил Комнин. О
2. БИБЛЕЙСКИЙ ЦАРЬ САМУИЛ – ЭТО РУССКО-ОРДЫНСКИЙ ЦАРЬ-ХАН МИФ ХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ТВЕРСКОЙ XIV ВЕКА
2. БИБЛЕЙСКИЙ ЦАРЬ САМУИЛ – ЭТО РУССКО-ОРДЫНСКИЙ ЦАРЬ-ХАН МИФ ХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ТВЕРСКОЙ XIV ВЕКА 2.1. СТРУКТУРА БИБЛЕЙСКОЙ БИОГРАФИИ САМУИЛА И ИМЕНА ЕГО РОДИТЕЛЕЙ Начнем с того, что имя МИХАИЛ или МИСАИЛ (как часто говорили раньше, заменяя Х – Ш на С и наоборот, Михаил =
Глава VIII. ЦАРЬ АЗИАТСКИЙ, ЦАРЬ МАКЕДОНСКИЙ,ВЛАДЫКА ГРЕЧЕСКИЙ…
Глава VIII. ЦАРЬ АЗИАТСКИЙ, ЦАРЬ МАКЕДОНСКИЙ,ВЛАДЫКА ГРЕЧЕСКИЙ… В начале 324 г. без особых приключений Александр прибыл в Пасаргады. Здесь он снова столкнулся с самоуправством, бесчинствами, насилиями сатрапов, которые, уповая на неизбежную гибель Александра на далеком
Царь Морской
Царь Морской Верховный владыка всех вод, омывающих землю. Живет на дне моря в огромном дворце, имеет многочисленное воинство: «Раки-крабы с огромными клешнями, рыба-сом с большим усом, налим-толстогуб – губошлеп-душегуб, и севрюга, и щука зубастая, и осетр-великан, и
7.1. «Плохой» царь Амулий и евангельский царь Ирод Мать Ромула (Илия-Рея-Сильвия) и Дева Мария
7.1. «Плохой» царь Амулий и евангельский царь Ирод Мать Ромула (Илия-Рея-Сильвия) и Дева Мария В книге «Царь Славян» мы показали, что в дошедших до нас версиях византийской и русской истории поздние летописцы вставили в эпоху XI–XIII веков НЕСКОЛЬКО фантомных отражений
Морской царь
Жил-был царь. Поехал он однажды на борзом коне на войну, и долго его дома не было. Вот ехал он обратно с победой, и начала его томить жажда. Увидал большое озеро и решил из него напиться, только припал к воде, его кто-то хвать за бороду — и тащит. А это был Морской царь, владыка всех вод земных. Начал несчастный просить-молить, чтобы отпустил его морской властелин, но он взамен потребовал себе того, чего царь у себя дома не знает. Согласился царь, не ведая, что в его отсутствие жена родила сына.
Прошло двадцать лет, настало время долг платить. Поплакали царь с царицею, да делать нечего — простились с сыном навек. Пришел Иван-царевич на берег морской, видит — летят двенадцать голубиц. Прилетели, ударились оземь — стали девицами несказанной красоты и побежали в море купаться. А перья их остались на берегу лежать — не отличишь от сорочек! Иван-царевич взял да украл у одной сорочку.
Девицы воротились, одиннадцать обратились в голубиц и улетели, а двенадцатая, самая красивая, сорочки найти не может.
Иван кричит из-за кустов:
— Красавица, пойдешь за меня замуж, — отдам твои перышки, нет — сожгу!
Делать нечего, она согласилась. Тогда царевич вышел и сорочку отдал. Очень он пришелся по сердцу красавице! Обменялись они обручальными кольцами, девица сказала, что она дочь Морского царя, Василиса Премудрая, а с Иваном в подводном царстве встретится, — и улетела вслед за сестрами.
Делать нечего, сыграли свадьбу.
— Ничего, — говорит Морской царь своим советникам, — рано или поздно я все равно Ивана сожру, а дочку так образумлю, что забудет глупости.
Подслушала это Василиса Премудрая, и ночью они с царевичем тайком вышли из дворца, сели на резвых коней и понеслись прочь из подводного царства на святую Русь.
Морской царь проведал про это и ринулся в погоню.
— Слышу я людскую молвь и конский топ, — говорит Иван.
— Это погоня за нами!
В недосязаемой от смертных стороне,
Между высокими кремнистыми горами,
Что мы по зрению обыкли звать мелями,
Покрытый золотым песком простерся дол:
Столпы вокруг его огромные кристаллы,
По коим обвились прекрасные кораллы.
Главы их сложены из раковин витых,
Превосходящих цвет дуги меж туч густых,
Что кажет укротясь нам громовая буря;
Помост из аспида и чистого лазуря,
Палаты из одной изсечены горы;
Верхи под чешуей великих рыб бугры;
Уборы внутренни покров черепокожных
Бесчисленных зверей во глубине возможных,
Там трон — жемчугами усыпанный янтарь,
На нем сидит волнам седым подобный Царь.
В заливы, в океан десницу простирает,
Сапфирным скипетром водам повелевает.
Одежда царская — порфира и виссон,
Что сильные моря несут ему пред трон.
Морской царь — верховный владыка всех вод, омывающих землю. Когда он веселится в своих пышных подводных чертогах, то разыгрывается непогода, и бушующая стихия топит корабли. Дабы умилостивить царя, корабельщики опускают за борт хлеб-соль, а случалось, и людей по жребию, как в былине о Садко.
По древним славянским преданиям, все моря и океаны — это кровь Морского царя, а реки — его дочери. Потому-то с ними и связаны во многих местах Руси суеверные представления, являющиеся отголосками древнего обожествления вод земных. Он властвует над всеми рыбами и животными, которые только водятся в морях.
Иногда в наших сказках Морской царь является в виде лютого жеребца, которого должен объездить сильномогучий богатырь. Иногда даже обращается черной тучей, которая исторгает из себя множество воды и грозные молнии. В первоначальном значении Морской царь был богом дождевых туч, которые изверглись на землю и образовали на ней моря, куда и переместился владыка вод. Образ первоначального творца и создателя мира — очевидно, Аргя (или Дива) — со временем разделился на Перуна — повелителя гроз, бога ветров Стрибога и Морского царя.
Позднейшие сказания рисуют Морского царя не только грозным властелином, но и отцом многочисленной семьи. Только нет у них с водяной царицею — «всем русалкам русалкой» — сыновей: одни дочери родятся — девы моря с рыбьим хвостом.
Как сказано в одном старинном стихе, «Окиян-море — всем морям мати«, то есть мать. К нему все реки, все моря собираются, все в него вливаются, Океан-морю поклоняются. Он отделяет Русь от «некоторых государств» и воплощает собою множество чудес и опасностей.
На берегах Океан-моря высиживает яйца чудо-птица Алконост, в самой середине его лежит остров Буян, на котором можно встретить и Алатырь-камень, и свинку — золотую щетинку, и даже То, Не Знаю Что…
В синем море-океане живут и русалки, и водяные, и щуки-рыбы, и чудо-юдо рыба кит, и проклятые отцами дочери-утопленницы, и рыбы-оборотни. Океан-море, да и просто море, является в народном представлении олицетворением всего необъятного, необозримого, неисчерпаемого. Оно изобильно и чудесами, и опасностями.
Оно столь же одушевленное, живое, как любой другой сказочный персонаж.