морской завод в кронштадте история

МОРСКОЙ ЗАВОД: история длиною в 155 лет

морской завод в кронштадте история. Смотреть фото морской завод в кронштадте история. Смотреть картинку морской завод в кронштадте история. Картинка про морской завод в кронштадте история. Фото морской завод в кронштадте история«С 1723 года Котлин представлял собой удобную гавань; собственно же порт со всеми мастерскими находился в Петербурге, куда отводили на камелях корабли в случае важных исправлений». Решение о постройке Пароходного завода в Кронштадте было принято только в начале 40-х годов XIX века. Мысль о создании такого предприятия принадлежала начальнику Главного морского штаба адмиралу Меншикову. Прежде, чем приступить к его строительству, в 1844 году для ознакомления с устройством подобных предприятий в Англию и Францию был отправлен контр-адмирал Путятин. Затем в Англию для снятия планов судовых мастерских и вспомогательных помещений направили корабельных инженеров Соколова и Евдокимова. Побывавшие в Англии и Голландии в январе 1846 года инженер В. П. Лебедев и архитектор А. С. Кудинов и стали авторами проекта кронштадтского Пароходного завода. К созданию завода были привлечены совсем молодые силы: инженеры подполковники Модрак и Швабе, инженер- механик штабс-капитан Соколов, коллежский асессор Путилов, инженер-механик прапорщик Федоров и подпоручик Юрьев. Главным строителем был назначен В. П. Лебедев, его помощником — инженер Биллио. После смерти В. П. Лебедева в конце 1848 года главным строителем стал инженер А. В. Модрак.
Первоначально завод предполагалось строить в Средней гавани. Церемония закладки завода состоялась 11 февраля 1847 года. Потом нашли это место неудобным, и строительство перенесли в Лесную гавань, в район шлюпочных сараев. Предстояло отвоевать у моря довольно значительный участок. К концу следующего года были забиты «…сваи под стены набережной кругом завода, вынута и погружена в перемычку глина, устроены водоотливные машины, отлита вода из пространства, окруженного перемычкой, вырыта земля между сваями, которою были заполнены места, не занятые фундаментами. возведены плитные фундаменты и сведена часть оборотных арок…» Многие работы выполнили адмиралтейские Ижорские заводы. Гранит привозили из Финляндии. Кирпич и известь готовили на месте. Строительство велось при ограниченом количестве не всегда во время поступающих отпускаемых правительством средств, иногда приостанавливалось.

Изделия шлюпочной мастерской составляли предмет особой гордости наших моряков в заграничных плаваниях. На выставках в Петербурге, Москве, Вене паровые катера, построенные и оснащённые машинами в Кронштадте, могли поспорить с лучшими иностранными образцами. В 1883 году (в канун 25-летия завода) отмечалось, что за эти годы от причалов предприятия ушло шесть катеров для императора, несколько паровых катеров для наследника, генерал-адмирала и великого князя, для короля эллинов, для датского короля и черногорского князя.
Все они отличались совершенством, красотой и прочностью своей постройки и превосходной отделкой. Этому мастерская была обязана двум адмиралам: И. И. фон Шанцу и главному командиру порта Ф. М. Новосильскому.
Отмечалась работа и котельной мастерской. За один только тот юбилейный год ею были изготовлены котлы на яхту императора «Царевна», для катеров императора, великого князя, главного командира порта, основной и вспомогательный котлы для корвета «Витязь», многое другое.
Хорошо зарекомендовали себя слесарная и сборочная мастерские, чертежная завода.
Производство расширялось. Один за другим стали строиться доки. К доку имени Петра Великого, вступившему в строй в 1752 году, в 1844 году добавился Николаевский (ныне «Имени товарища Сургина»). В 1861-76 годах был построен Константиновский («Памяти трех эсминцев»), а в 1892-96 годах — Александровский («Имени Митрофанова») док. Последним вступил в строй в 1911-13 годах один из крупнейших доков в мире док имени Цесаревича Алексея Николаевича («Имени товарища Велещинского»). В него и сегодня могут вставать самые крупные современные корабли.
В начале 90-х годов основную массу завода уже составляли кадровые рабочие.
Во время русско-японской войны 1904-05 годов на его долю выпала огромная работа по подготовке к отправке первой и второй эскадр на Дальний Восток. Пятьсот его тружеников на Дальний Восток взял с собой адмирал С. О. Макаров, заявивший, что он везёт с собой золотой фонд. К 1908 году (в канун 50-летия предприятия) число работающих составило 1 416 человек. В мастерских было 126 учеников. Начался перевод оборудования с паровой на электрическую тягу.
Весной 1910 года в Морском собрании капитан 1 ранга К. К. Нехаев прочёл лекцию о настоящем и будущем Кронштадтского порта. Он указал на то, что при своём создании порт вполне удовлетворял потребностям существовавшего тогда деревянного парусного флота, но по мере развития флота устаревало не только оборудование мастерских, не удовлетворяло уже их расположение — огромная территория при отсутствии единого подчинения. Для хранения имущества у доков имени Петра Великого и Пароходного завода существовали два адмиралтейства. Адмиралтейство у доков имени Петра Великого носило название «Доковое» (с 1913 года — «Адмиралтейство Императора Петра I»), а у Пароходного завода и гавани — «Новое адмиралтейство». К Новому адмиралтейству относились: малярная, столярная, две шлюпочные, две такелажные мастерские, пильный завод и парилка леса, а также мастерские, расположенные в старых зданиях шлюпочных сараев и вновь построенных мастерских в юго-восточной и южной частях Лесной гавани. Реорганизация, указывал лектор, должна привести «к совместному производству работ, чего ныне нет, уничтожатся маленькие мастерские, не будет передач из одного порта в другой для ремонта различных вещей, исчезнет переписка многих документов и сократится срок выполнения работ и их удешевление…». Однако этого до революции сделать не успели.
Годы первой мировой войны, революции и гражданской войны привели завод в упадок.
Весной-летом 1922 года произошла реорганизация предприятия. Завод, наконец, объединил 17 мастерских, доки, эллинг. В это время на нем работало 980 человек. К 1929 году, являясь единственным на Балтике судоремонтным предприятием страны, он выполнял работы по peмонту всех типов боевых и вспомогательных судов. В тот год он стал называться «Морским». Однако сам завод уже давно не подвергался реконструкции, а его оборудование было устаревшим и сильно изношенным. На 1933-35 годы был принят план переоборудования предприятия, но выделяемых в 1933-34 годах средств на это было явно недостаточно. Только с 1935 года цеха стали пополняться новым оборудованием, стал производиться ремонт и самих цехов.

Александр СОКОЛОВ
Из книги «Кронштадт.
История длиной в 300 лет», основанной
на материалах газеты
«Кронштадтский вестник»

Созданное в начале эры индустриализации России ведущее промышленное предприятие Кронштадта всегда с честью выполняло задачи по ремонту кораблей и судов отечественного флота.

Символ Кронштадта

Источник

Сквозь лед и пламя. Морской завод Кронштадта – история поколений

Победа над нацистской Германией стала заслугой не только солдат Красной Армии, бившихся на полях сражений, но и предприятий, обеспечивавших нужды фронта.

На предприятие, оказавшееся в кольце блокады, обрушилось почти 4 000 снарядов и более 100 авиабомб. Около ста человек погибли на рабочих местах во время бомбежек и артобстрелов.

В пятницу, 7 мая, работники завода, не смотря на проливной дождь, стройной процессией вышли в сад Металлистов, находящийся рядом с проходной предприятия. Они почтили память героев, возложив венки и цветы к памятнику подвигу Морзаводцев.

Первые дни войны

Нападение Фашистской Германии на Советский Союз хоть потрясло страну, но предприятие отреагировало оперативно: в первый же день завод перешел на работу в режиме военного времени.

Уже в июле 1941 г. 395 работников предприятия ушли на фронт ополченцами. Из них вернулось только 16 человек. Около 900 человек были мобилизованы.

С первых дней войны завод стал выполнять поручения командования: переоборудование катеров и траулеров в электромагнитные тральщики, грузили мины на торпедные катера, выполняли срочный аварийный ремонт кораблей, получивших боевые повреждения.

Между тем, рабочие занимались не только ремонтом кораблей: после окончания смен они строили щели, химубежища, доты.

В августе 1941 года в Кронштадт пришли корабли, вырвавшиеся с оккупированных немцами территорий. Финский залив был уже заминирован, и суда не моги выходить на боевые дежурства. «Работали» только подводные лодки.

Оставшиеся зажатыми у берега, корабли обстреливали из своих орудий вражеские позиции на северном и южном берегах Финского залива.

Под градом бомб

Сейчас мы находимся на территории Завода, рядом с доком имени Сургина.

Ветер застыл, навязчивая морось сменяется холодным проливным дождем. Туман цепляется за стрелы огромных портовых подъемных кранов.

У стенки заводского пирса перед центральным зданием предприятия стоят несколько судов – это учебные и боевые корабли Балтийского флота. Лязг металла, шипение сжатого воздуха. Сквозь эту какофонию прорываются надрывные крики чаек.

Дрожала земля. Чадили пожарища. Бомбы разрушили многие цеха, нанесли повреждения докам, южной швартовочной стенке. Рабочие гибли под завалами. Но это не остановило завод. Сразу после налетов начинались восстановительные работы.

В Музее истории Кронштадта сохранилась уникальная схема – это карта артобстрела и бомбежек территории завода 1941-43гг. Глядя на нее, понимаешь – почти в каждое здание попадало более 10-15 снарядов. По сути, они превратились в решето.

А потом пришла лютая зима 1941 года.

Голод и холод

Например, сохранились воспоминания сотрудника завода Юрия Мрачковского : уже в 10-11 лет он работал бракировщиком корпусов подводных лодок.

Мальчишка после каждого авианалета или обстрела обходил суда, стоявшие у южной стенки заводского пирса, и помечал краской, что подлежит восстановлению, а что нет.

Между тем, в цехах не было ни света, ни тепла.

Его внучка, инженер по подготовке производства Морзавода Татьяна Рыжкова показывает выцветшие фотоснимки, документы: вот наградные на медали «За Оборону Ленинграда », «За доблестный труд во время войны 1941-45гг». С карточек на нас смотрит худощавый паренек в лихо сдвинутой на ухо фуражке.

Под мирным небом

Фактически всю войну Морзавод оставался базовым судоремонтным предприятием для кораблей Балтики. В мае 1944 года за успешное выполнение боевых заданий коллектив завода был награжден орденом Ленина.

Сегодня АО «Кронштадтский морской завод» — крупнейшее судоремонтное предприятие Северо-Запада. Численность сотрудников — более 800 человек.

В конце 2019 года завод стал первым участником национального проекта «Производительность труда» при адресной поддержке Регионального центра компетенций в сфере производительности труда (РЦК) и за полгода увеличил производительность более, чем на 10%.

Начать решено было с газотурбинного производства. Нужно было сделать ремонт более быстрым, чтобы нарастить его объемы.

Оказалось, что проблем немало. Например, пришедшие на завод турбины разбирались все подряд, а потом начинались вопросы по запчастям. Имела место потеря времени на рабочем месте. Встречался и брак, что вело к затратам времени на его возврат и переделку.

Путь из цеха в цех превышал 20 км. За счет оптимизации перемещений внутри цеха его удалось сократить почти в два раза — до 13,8 км.

Благодаря работе экспертов Регионального центра компетенций сократилось и время основного производственного процесса — ремонта газоперекачивающего агрегата с 273 до 207 дней.

Проект реализуется пока в одном цехе. Однако обученная специалистами рабочая группа внедряет систему по всему заводу.

Взгляд в будущее

Генеральный директор Кронштадтского морского завода Анатолий Белоев с уверенностью смотрит в будущее, ведь в этом году заводу предстоит отремонтировать 160 судов Балтийского и Северного флотов. Это при том, что Северный флот стал клиентом завода всего год назад.

Сегодня на заводе работают четыре дока и шесть производственных цехов.

Тем временем проект «Производительность труда» обеспечивает ощутимый прирост эффективности по отремонтированным газотурбинным агрегатам.

Конечно, генеральный директор учитывает и возраст завода – его мощности нуждаются в обновлении, потребуется и техническое перевооружение, ремонт доков. Именно поэтому за последнее время завод вложил 1,5 миллиарда рублей собственных средств в ремонт, восстановление и модернизацию.

Между тем, не обходится без амбициозных проектов: завод давно мечтает увеличить док Велищинского до 400 метров длинны и 70 метров ширины, накрыть его эллингом. Рядом планируется разместить металлообрабатывающее производство – это позволило бы строить в доке крупнотоннажные суда.

Источник

Морской завод в кронштадте история

морской завод в кронштадте история. Смотреть фото морской завод в кронштадте история. Смотреть картинку морской завод в кронштадте история. Картинка про морской завод в кронштадте история. Фото морской завод в кронштадте история

В советское время было такое понятие – градообразующее предприятие. Если иметь в виду исторический аспект, то для Кронштадта главным градообразующим предприятием (здесь «предприятие» – в значении «предпринятое», «затеянное»), конечно же, стала Северная кампания Царя Петра I, строительство новой столицы молодой империи и сразу же возникшая необходимость защиты её с моря, или, как сказали бы век спустя, «петровский милитаризм», а точнее – государственный гений Петра (великой державой в те времена, как, впрочем, и сейчас, могла называться только мощная морская держава, независимо от её размера). Морской державе нужен флот, хорошие боевые корабли, для которых в Кронштадте ещё при Петре началось строительство системы доков. В ХIX веке, когда на смену деревянному парусному флоту пришёл паровой, стране потребовалось современное судостроительное и судоремонтное предприятие. Тогда и были построены в нашем городе-порте заводские корпуса Пароходного завода из красного кирпича, которые сегодня так удивляют нас красотой промышленной архитектуры (наши предки умудрялись любое утилитарное здание сделать красивым), а также постепенно было завершено строительство и оборудование сухих доков. И связано было это становление в Кронштадте основной ремонтной базы русского флота на Балтике с императором Николаем I. В 1842 году в Морском министерстве был организован Пароходный комитет. Контр-адмирал Евфимий Путятин был отправлен за границу для сбора сведений о пароходных предприятиях. Устроить «пароходостроительное заведение» именно в Кронштадте предложил адмирал Александр Меншиков – правнук сподвижника Петра I.

морской завод в кронштадте история. Смотреть фото морской завод в кронштадте история. Смотреть картинку морской завод в кронштадте история. Картинка про морской завод в кронштадте история. Фото морской завод в кронштадте история

Строительство Пароходного завода началось по архитектурно-строительному проекту А. С. Кудинова 11 февраля 1847 года. Вначале планировалось, что завод будет не только обеспечивать нужды развивавшегося парового флота, но и пополнять его новыми судами. Это была одна из важнейших и сложнейших строек России того времени – нужно было не только возводить величественные заводские корпуса, наполнять их новейшим оборудованием, но и подсыпать и укреплять болотистые котлинские берега, создавать уникальную систему сухих доков, а главное – идти в ногу со временем, ведь Франция и Англия развивали свой паровой военный флот стремительными темпами.

морской завод в кронштадте история. Смотреть фото морской завод в кронштадте история. Смотреть картинку морской завод в кронштадте история. Картинка про морской завод в кронштадте история. Фото морской завод в кронштадте история

Мост в док Сургина. В здании размещалась капитанская служба

морской завод в кронштадте история. Смотреть фото морской завод в кронштадте история. Смотреть картинку морской завод в кронштадте история. Картинка про морской завод в кронштадте история. Фото морской завод в кронштадте история

Здесь в советское время размещались КБ и кульманы

морской завод в кронштадте история. Смотреть фото морской завод в кронштадте история. Смотреть картинку морской завод в кронштадте история. Картинка про морской завод в кронштадте история. Фото морской завод в кронштадте история

Раньше это была вышка для проверки дальномеров после ремонта

морской завод в кронштадте история. Смотреть фото морской завод в кронштадте история. Смотреть картинку морской завод в кронштадте история. Картинка про морской завод в кронштадте история. Фото морской завод в кронштадте история

морской завод в кронштадте история. Смотреть фото морской завод в кронштадте история. Смотреть картинку морской завод в кронштадте история. Картинка про морской завод в кронштадте история. Фото морской завод в кронштадте история

В 2015 году Морской завод завершил процесс акционирования и вошел в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация», крупнейшего объединения судостроительных и судоремонтных предприятий России

Источник

О подвиге Кронштадтского Морского завода в годы Великой Отечественной войны и о возрождении в наши дни

Кронштадтский морской завод. Больше полутора веков здесь дают вторую жизнь военным кораблям и гражданским судам. Крупнейшее судоремонтное предприятие за это время обновило больше десяти тысяч кораблей, в том числе и легендарный крейсер «Аврора».

Для работников Кронштадтского морского завода Великая Отечественная война началась даже раньше, чем в четыре часа утра 22 июня 1941 года. Уже ночью над островом были слышны самолеты бомбардировщики, которые шли с территории Финляндии. А на следующий день завод перешел на военное положение. Деятельность здесь не прекращалась ни на минуту.

Глеб Чубинский-Надеждин, Специалист пресс-службы Кронштадтского морского завода:

«Здесь непрерывно шел ремонт. В доках стояли корабли. Проводился аварийный ремонт кораблей, т.е. тех кораблей, которые требовали немедленного ремонта для восстановления боеспособности. Кроме того выполнялись и другие задания командования, в частности ремонтировалось вооружение, изготавливались мины, различные противоминные сооружения, доты, гранты и много чего другое».

Постоянные бомбежки завода разрушили многие цеха, нанесли повреждения докам. Рабочие гибли под завалами. В Музее истории Кронштадта сохранилась уникальная схема – это карта артобстрела и бомбежек территории завода. Смотришь и не понимаешь, как завод смог устоять.

Наталия Смазнова, Научный сотрудник музея истории Кронштадта:

«Задача была уничтожить завод. Задача была уничтожить краснознаменный балтийский флот, который с конца августа стал переходить из Таллинна в Кронштадт и частично в Ленинград. Задача была уничтожить все военные предприятия, всю береговую военную артиллерию города, потому что именно Кронштадт удерживал немцев от наступления на Ленинград с западного направления».

Взамен ушедших на фронт мужчин к станкам на заводе встали женщины, дети, подростки. В сорок третьем была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», в Кронштадте ее получали ребята тринадцати лет. Здесь трудился и Евгений Васильев, тысяча девятьсот десятого года рождения. В шестнадцать лет он был токарем по дереву в мастерских по постройке стальных катеров. Выцветшие фотографии своего деда показала Татьяна Рыжкова, которая сейчас работает на заводе инженером по подготовке производства.

Татьяна Рыжкова, Инженер по подготовке производства:

«Я его не застала. И таких рассказов о работе не было. Говорили, что было голодно, холодно. Ели даже столярный клей. Если бомбежки были, то прятались в окопах. Защищали свой завод».

В годы войны около ста человек погибли на рабочих местах во время бомбежек и артобстрелов. Каждый год работники завода выходят в сад Металлистов, находящийся рядом с проходной предприятия, чтобы почтить память героев. Возлагают венки и цветы к памятнику подвигу Морзаводцев. Сложно представить, что уже в мирное время завод полностью остановит свою деятельность и появится на свет заново лишь спустя два года. В две тысячи десятом году после затяжного кризиса предприятие вышло из финансовой комы и возобновило производство.

Анатолий Белоев, Ген. директор Кронштадтского морского завода:

«Сегодня мы ремонтируем достаточно большое количество кораблей. В этом году нам предстоит провести ремонт на 160 объектах Балтийского и Северного флотов. Это только ремонт текущий и есть один большой объект, большой десантный корабль, который мы ведем средний ремонт уже на протяжении двух лет».

Полтора года назад завод стал первым участником национального проекта «Производительность труда». Начать решено было с газотурбинного производства. Оказалось, проблем немало. Привезенные на завод турбины разбирались все подряд, а собирались с трудом. Изменение в организации работы привело к тому, что в прошлом году было отремонтировано 19 двигателей. А в этом планируют уже двадцать четыре и без привлечения дополнительного персонала.

Наталья Левкина, Руководитель проектов Регионального центра компетенций Санкт-Петербурга:

«Мы собрали кросс-функциональную команду, которая начала видеть процесс целиком от и до. Увидели с какими потерями и проблемами они сталкиваются, где-то ожидают, где-то происходят лишние движения, где-то происходит брак и потеря времени на то, чтобы его переработать и вернуть. Все эти проблемы мы все вместе увидели, решили с помощью инструментов бережливого производства как мы их будем устранять, то есть определили первопричины и начался проект».

При нынешнем обороте в 2,5 миллиарда рублей через два-три года завод планирует выйти на 4 миллиарда. Конечно, учитывается и возраст завода – его мощности нуждаются в обновлении, потребуется и техническое перевооружение, ремонт доков. Именно поэтому за последнее время завод вложил немалые средства в ремонт, восстановление и модернизацию. Кронштадтский морской завод работает дальше.

Игорь Цыжонов. Александр Дружинин. Линда Черкасова и Ангелина Введенская. Первый канал. Петербург.

Источник

морской завод в кронштадте история. Смотреть фото морской завод в кронштадте история. Смотреть картинку морской завод в кронштадте история. Картинка про морской завод в кронштадте история. Фото морской завод в кронштадте историяХранить традиции и стремиться вперед!

К 160-летию Кронштадтского морского завода

В марте 2018 года Кронштадтскому морскому заводу исполняется 160 лет. Легендарное предприятие, всю свою деятельность посвятившее ремонту кораблей, пережило и периоды расцвета, и периоды спада. Сейчас оно является крупнейшим судоремонтным предприятием Северо-Запада России.

4 марта 1858 года в Кронштадтской крепости «открыл свои действия для исправления механизмов паровых судов» Пароходный завод – первое оте­чественное предприятие, в задачи ко­торого входил ремонт механизмов и машин для строящегося железного па­рового флота России. Накануне состо­ялось торжественное открытие нового завода, на котором присутствовал им­ператор Александр II.

Завод появился не на пустом месте – уже с начала XVIII столетия, как только Кронштадт стал главной военно-морской базой русского флота на Балтике и крупным торговым портом, здесь строили и ремонтировали корабли. К середине XIX столетия, когда воздвигались здания завода, в Кронштадте успешно действовало ремонтно-строительное адмиралтейство, за­нимавшееся достройкой и оснащением кораблей и судов, построенных на верфях Санкт-Петербурга.

морской завод в кронштадте история. Смотреть фото морской завод в кронштадте история. Смотреть картинку морской завод в кронштадте история. Картинка про морской завод в кронштадте история. Фото морской завод в кронштадте история

1914 год. Открытие Алексеевского дока, ныне док Велещинского / КМОЛЗ

Но к этому времени в военном кораблестроении наступила эпоха парового флота, сначала колесного, затем — винтового. России необходимо было срочно приступать к строительству военных винтовых пароходов. Было принято решение о создании «пароходостроительного заведения». Его строительство началось 11 февраля 1847 года. Первый цех при строящемся Пароходном заводе открылся во время Крымской войны в 1855 года – это были ремонтные мастерские для паровой канонерской флотилии, построенной для защиты водного пути к Санкт-Петербургу. В год открытия завода в 1858 года на­считывалось 400 мастеровых и рабочих. В первые годы деятельности за­вод являлся одним из самых передовых предприятий не только в России, но и в Европе.

Организация рабочего, склад­ского, технологического пространства, коммуникации, станки — все выпол­нено в соответствии с уровнем и требо­ваниями современной промышленной архитектуры. Ремонт кораблей (деревянных, затем броненосных и железных, по типу движителей – колесных и винтовых, парусно-винтовых) – одна из основных задач Пароходного завода. Он ремонтирует механизмы, участвует в постройке кораблей, изготавливает оборудование, создает новые виды вооружения и военной техники, новые механизмы и приборы.

Пароходный завод стоял у истоков броненосного кораблестроения России, производя доводку, наладку и достройку броненосцев. Кроме того, здесь изготавливались и монтировались на кораблях механизмы, орудия, винты, паровые котлы и другое обору­дование. Изделия Пароходного завода всегда отличали высокое техническое мастерство и качество выделки. Предприятие успешно участвовало в крупнейших российских и всемирных выставках в период 1861 — 1900 гг. Па­ровые камбузы, опреснительные аппараты, помпы и брандспойты, кингстоны, образцы ковки, паровые котлы, вентиляторы, эжекторы, модели мно­гих приборов награждались золотыми, серебряными и бронзовыми медалями, дипломами 1 и 2 степени.

морской завод в кронштадте история. Смотреть фото морской завод в кронштадте история. Смотреть картинку морской завод в кронштадте история. Картинка про морской завод в кронштадте история. Фото морской завод в кронштадте история

Броненосец «Адмирал Ушаков» в акватории завода, 1897 год / КМОЛЗ

С середины 1870-х годов завод сосредоточился на участии в достройке кораблей и ремонте механизмов. Его не миновал не только ни один корабль па­рового Балтийского флота, но и ни один вновь построенный корабль. В начале XX столетия кронштад­тские корабелы выполняли судоремонтные работы на броненосцах, крейсерах 1 и 2 рангов, минных крейсерах, канонерских лодках, пароходах, императорских яхтах, транспортах, миноносцах, учебных и портовых судах. Здесь готовились к походам корабли Тихоокеанских эскадр. В годы Первой мировой войны завод и до­ковые мастерские обеспечивали аварийный ремонт и устранение боевых повреждений кораблей Балтийского флота.

Велись усиленные достроечные и доковые работы на новых линкорах «Севастополь», «Петропавловск», «Гангут» и «Полтава», эскадренных миноносцах типа «Новик», подводных лодках типа «Барс». Серьезные испытания выпали заводу в годы революции и граждан­ской войны. К 1920 году были почти полностью утеряны квалифицирован­ные кадры, 90% станков и оборудования вышло из строя или бездействова­ли, отсутствовали материалы. Тем не менее, уже в начале 1920-х годов последовало возрождение предприятия, связанное с необходимо­стью восстановления кораблей для Красного Балтийского флота. Крейсеры «Ав­рора» и «Профинтерн», линкоры «Марат», «Октябрьская революция», «Парижская коммуна» проходят на заводе ремонт, что позволяет краснофлотцам проводить первые маневры и дальние заграничные плаванья.

В годы первых пятилеток Мор­завод отвечает за текущий и средний ремонт кораблей МорСил Балтийского моря и капитальный ремонт вспомогательных судов, капитальный ремонт артиллерии до 8 дюймов включительно и все виды ремонта по торпедно-минному вооружению. Завод осваивает капремонт эсминцев и подводных лодок. В эти годы кронштадтские рабо­чие и инженеры продолжают проявлять выдающиеся качества рационализатор­ства и передового труда. В 1929 году впервые в судоремонте на Морзаводе была применена секционная сборка судна. В 1934 и 1938 годах в рекордные сро­ки были отремонтированы ледоколы «Красин» и «Ермак», подготовленные к совершению дальних походов для спа­сения полярных экспедиций.

морской завод в кронштадте история. Смотреть фото морской завод в кронштадте история. Смотреть картинку морской завод в кронштадте история. Картинка про морской завод в кронштадте история. Фото морской завод в кронштадте история

Ремонт кораблей на КМОЛЗе во время ВОВ / КМОЛЗ

Образцом подвижнического труда и героизма стала деятельность Морского завода в годы Великой Оте­чественной войны. Находясь на линии вражеского огня, завод не прекращал свою работу ни на минуту. На его территорию в 1941 — 1944 гг. были сброшены 2727 снарядов и 115 авиабомб. За годы войны здесь было отремонтировано 615 кораблей и вспомогательных судов, что обеспечило боеспособность Балтийского флота и оборону Ленинграда с моря.

С завода было призвано в ряды Советской Армии 367 человек, ушло в народное ополчение 395 человек (вернулось – 16), погибли при бомбардиров­ках и артобстрелах 88 человек. Много работников умерло во время блокады. За огромный вклад в подготов­ку Победы 31 мая 1944 года завод был отмечен высокой правительственной наградой – Орденом Ленина. Тысячи морзаводцев награждены орденами и медалями Советского Союза. Четыре воина-морзаводца стали Героями Советского Союза. В конце 1940-х годов КМОЛЗ был признан лучшим судоремонтным предприятием страны.

В это же время он становится крупнейшим судоремонтным заводом ВМС СССР. А с кон­ца 1950-х годов является признанным флагманом отечественного судоремонта. С 1946 по 1958 годы он 33 раза занимал классные места в соревновании судоремонтных заводов и награждался переходящими Красными знаменами Совета министров и Министерства обо­роны СССР.

морской завод в кронштадте история. Смотреть фото морской завод в кронштадте история. Смотреть картинку морской завод в кронштадте история. Картинка про морской завод в кронштадте история. Фото морской завод в кронштадте история

«Красин» в доке КМОЛЗ / Корабел.ру

Здесь изготавливают первые глубоководные аппараты для Академии наук СССР, переоборудуются первые корабли измерительного комплекса (КИК) МО СССР, «корабли науки» – суда антарктических экспедиций АН СССР. Завод участвует в создании первых ко­раблей Морского космического флота. В конце 1960-х годов впервые в отрасли на КМОЛЗе построены цех ремонта и станция испытаний газотур­бинных установок для нужд флота. В 1970-е годы Морской завод вырос в многофункциональный за­вод-комбинат, выполняющий работы по переоборудованию, модернизации и ремонту всех классов и типов кораблей и судов ВМФ, за исключением атомных, судов научного, торгового и рыболов­ного флота; строящий плавучие доки, буксиры, баржи; изготовливающий множество механизмов для оснащения флота.

На протяжении своей истории с заводом активно взаимодействовали деятели морского флота России, ученые, изобретатели, конструкторы. Среди них: адмирал Федор Петрович Литке (1797 – 1882), изобретатель Иван Афанасьевич Амосов (1800-1878), адмирал Иван Иванович фон Шанц (1902-1879), кораблестроитель Михаил Михайлович Окунев (1810-1873), адмирал Григорий Иванович Бутаков (1820-1882), кораблестроитель Николай Елисеевич Титов (1846- 1918), инженер Владимир Полиевктович Костенко (1881-1956), кораблестроитель Александр Евтихеевич Леонтьев (1843-1902), академик Валентин Львович Поздюнин (1883-1948), академик Алексей Николаевич Крылов (1863-1945). Завод сотрудничает с учеными и конструкторами Крыловского государственного научного центра, 51-го центрального конструкторско-технологического института судоремонта, Центра технологии судостроения и судоремонта, ЦКБ МТ «Рубин», Северного ПКБ, ЦМКБ «Алмаз» и других ведущих кораблестроительных НИИ и КБ России.

Ему принадлежит ведущая роль в системе судоремонтных заводов ВМФ СССР. В среднем в доках и у стенок за­вода проходили ремонт до 100 кораблей в год. В Кронштадте производится ремонт ракетных и противолодочных крейсеров, больших противолодочных кораблей проекта 1134А, подводных лодок. Выполняется ремонт гражданских судов и другие специальные задания. В доках завода проходят ремонт флагман советской антарктической флотилии дизель-электроход «Михаил Сомов» и научно-исследовательское судно «Профессор Зубов». Проходят ремонт парусные учебные суда ВМФ СССР: легендарные «Седов» и «Крузенштерн».

На рубеже 1990-х и 2000-х завод осуществляет ремонт и модернизацию кораблей зарубежных военно-морских флотов. В его учебных классах навыкам военно-морского дела и управлению морской техникой обучаются специалисты из стран Ближнего и Среднего Востока, Вьетнама, Индии, Китая. В начале 2000-х годов КМОЛЗ пережил непростой период адаптации к новым социально-экономическим реалиям в условиях тяжелого экономического и организационно-правового кризиса.

Для возобновления производственной деятельности в управлении предприятием были произведены юридические, финансовые и организацион­ные изменения. Старт возрождению был дан в начале марта 2010 года. Восстановление авторитета завода как уникального судоремонтного комплекса на Северо-Западе, а именно такова цель нового руководства предприятия, потребовало решения множества сложных задач. Прежде всего, необходимо было восстановить преемственность квали­фицированных кадров, обеспечить сочетание мастерства опытных и энергии молодых.

морской завод в кронштадте история. Смотреть фото морской завод в кронштадте история. Смотреть картинку морской завод в кронштадте история. Картинка про морской завод в кронштадте история. Фото морской завод в кронштадте история

Вывод «Авроры» из дока / Корабел.ру

Этого удалось добиться, во многом, благодаря опоре на ветеранов завода и привлечению свежих кадров из Петербурга и других городов страны. Сейчас заводской коллектив – единая команда, все на своих местах. В 2016 году АО «Кронштадтский морской завод» вошло в состав Объеди­ненной судостроительной корпорации. Завод за последние восемь лет совершил огромный рывок вперед, сно­ва наладив производство. Если в 2010 году было отремонтировано кораблей на 30 млн рублей, то уже в следующем году — на 400 млн рублей, а в дальней­шем ежегодные объемы по судоремон­ту растут на 30 — 40%. Сейчас на заводе ежегодно ре­монтируется более ста кораблей и су­дов различных типов и классов.

Квали­фикация и опыт позволяют выполнять работы любой сложности — от аварий­ного до капитального. Растет количество рабочих и специалистов, создаются новые отделы и цехи. В частности, с нуля был создан и оборудован малярный цех, организованы и оборудованы гидравлический участок, участок ремонта арматуры ВВД, связанный с ремонтом подводных лодок, высокотехнологичный участок испытания стендов дизельных двигателей. В модернизацию производства и ремонт инфраструктуры за последние 4 года завод вложил до 250 млн рублей.

Сегодняшний Кронштадтский морской завод имеет два основных на­правления деятельности: это военный и гражданский судоремонт, а также ремонт газотурбинных двигателей для кораблей морского флота и для «Газпрома». Доля газотурбинного производ­ства, созданного в 1967 году, в общем объеме производства составляет около 25 %. За полвека работы кронштадт­ские турбинисты отремонтировали для флота более 360 единиц корабельных газотурбинных двигателей, а с 1996 года более 180 приводных двигателей и блоков ГПА-10 для «Газпрома».

В судоремонте также обозначились главные направления: Поддержание боеспособности кораблей и судов отечественного военно-морского флота – многолетний приоритет завода. За последние годы он продлил срок эксплуатации двум под­водным лодкам проекта «Варшавянка» Балтийского флота, осуществляет ре­монт боевых кораблей и судов Балтий­ского флота.

морской завод в кронштадте история. Смотреть фото морской завод в кронштадте история. Смотреть картинку морской завод в кронштадте история. Картинка про морской завод в кронштадте история. Фото морской завод в кронштадте история

Гендиректор КМОЛЗ Анатолий Белоев (слева) / КМОЛЗ

В 2017 году завод успешно справился с ремонтом СК «Ярослав Мудрый», за что получил высокую оценку работы со стороны экипажа корабля. В этом же году отремонтировано и под­готовлено к дальнему походу океано­графическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский».

Непростые работы, в которых ремонтникам при­ ходилось проявлять неординарные под­ходы к решению возникающих задач, были осуществлены в сжатые сроки. Завод обеспечивает ремонт кора­блей и судов гражданского назначения. На заводе проходили доковый ремонт ледоколы ФГУП «Росморпорт» («Юрий Лисянский», «Санкт-Петербург», «Москва», «Семен Дежнев»), плавкраны, спасательные суда и буксиры. Особое значение имеют проекты по восстановлению и ремонту объектов историко-культурного назначения. Большое внимание общественности и СМИ привлекли реставрация ледокола «Красин» к его 100-летнему юбилею, ремонт плавучего маяка «Ирбенский» и, ко­нечно, крейсера «Аврора».

Ремонт «Авроры» стал масштаб­ным проектом с огромным объемом работ. Он продолжался более полутора лет (2014 — 2016 гг.), и в его ходе было выполнено восстановление технического состояния крейсера, обновлена палуба, произведены корпусные работы, отремонтированы и восстановлены системы жизнеобеспечения корабля. Весь корпус «Авроры» был тщательно очищен и заново покрашен. Общая площадь внешнего корпуса составляет более 5 000 кв. м. Полностью заменена донно-забортная арматура. Одним из важнейших этапов ремонтных работ на «Авроре» стал ремонт силовой сети, дизель-генератора, систем жизнеобеспечения корабля и крупные модернизационные работы по установке систем пожарной сигнализации, видеомониторинга и пожаротуше­ния тонкораспыленной водой. На верхней палубе заменено почти 100 метров тиковой палубы.

Был произведен ремонт в более чем 60 помещениях верхней, батарей­ной и жилой палуб. По историческим чертежам была восстановлена каюта флагмана и отремонтированы прилега­ющие к ней помещения. Рабочие завода произвели полную подготовку помещений и систем для установки оборудования новой музейной экспозиции «Авроры», созданной в соответствии с музейными технологиями XXI века.

Подводя итоги ремонта, генеральный директор Кронштадтского морского завода Анатолий Белоев от­метил, что ремонт крейсера «Аврора» стал для завода серьезным испытанием на профессионализм и зрелость, с которым тот с честью справился. Нынешний Кронштадтский морской завод в составе ОСК уверенно идет по пути создания высокотехноло­ гичного и мощного судоремонтного предприятия.

В свой юбилейный 2018 год заводу предстоит завершить ремонт гидрографического судна «Ромуальд Муклевич», начать заводской ремонт океанографического судна «Адмирал Владимирский», который продлится до 2019 года, осуществить ремонт эс­минца «Настойчивый», а также прове­сти сервисное обслуживание и ремонт кораблей и судов Балтийского флота в количестве 105 единиц, отремонтиро­вать не менее 14 газотурбинных дви­гателей и установок для «Газпрома» и ВМФ.

Материалы по теме:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *