московская ювелирная фабрика история
Московская ювелирная фабрика история
1941–1945. Годы Великой Отечественной войны.
Цеха фабрики перестроились на изготовление продукции для нужд армии. В начале 1942 года фабрика переименована в Московскую ювелирно-часовую.
В начале 1943 г. создан ученический цех для обучения ювелирно-часовому делу инвалидов Отечественной войны. Именно в этот период государство доверило выполнение ряда профильных государственных заказов, например, маршальских знаков отличия – «Маршальская звезда».
Значимым для истории фабрики событием стала работа над высшим военным орденом СССР – орденом «Победа».
Группу мастеров-ювелиров, изготавливавших ордена, возглавлял начальник ювелирно-золотого цеха Иван Федорович Казеннов.
Вместе с ним работали специалисты высочайшей квалификации, в том числе Прокоп Кузьмич Казеннов, Яков Ильич Батин, Дмитрий Николаевич Арданов, Алексей Осипович Государев, Василий Сысоевич Соколов, Сергей Николаевич Орлов.
Всего было создано двадцать два орденских знака.
Орден «Победа» №IX маршала Константина Константиновича Рокосовского. Московская ювелирно-часовая фабрика, 1943-1944; художник Александр Кузнецов (Технический комитет Главного интендантского управления Красной Армии), Платина, золото, серебро, бриллианты, синтетические рубины, эмаль, Музеи Московского Кремля
Московский ювелирный завод
На протяжении тысячелетия с IX по XX век формировалась уникальная российская школа ювелирного дела. Основным приемником традиций знаменитых русских мастеров сегодня является Московский ювелирный завод, ведущий свою историю с 1923 года.
Менялись названия и формы организаций, однако главная составляющая ювелирной артели – её мастера – оставалась прежней. Известно несколько династий потомственных ювелиров, работавших на Московском ювелирном заводе и его предшественниках в течение XX века.
После событий 1917 года перед новым правительством встала серьёзная задача: при переходе к новой форме управления сохранить куль турное наследие России. Особое внимание было уделено ювелирному делу.
В 1922 году была разрешена свободная торговля серебром и золотом, что простимулировало развитие ювелирной промышленности. В 1923 организовано Московское ювелирное товарищество (МЮТ), контролирующее выпуск ювелирной продукции на всей территории РСФСР.
При контроле товарищества находилась база по скупке драгоценных камней, изделий из золота, серебра, часов, а также мастерская по реставрации и изготовлению ювелирных изделий.
Магазины МЮТ действовали в Петрограде, Баку, Тбилиси. Вся ювелирная продукция страны 1923-1926 годов выходила с клеймом «МЮТ».
В 1926 году МЮТ преобразовался в Мосторг, под контролем которого в 1930 году была создана артель «Московский ювелир». Это единственная артель по художественной обработке металла Москвы на тот момент. Артель специализировалась на производстве портсигаров, колец, брошей, кулонов, запонок.
В «Московском ювелире» работали опытные мастера старой школы, владеющие техникой гравировки, филиграни, зерни. Здание артели располагалось на Слесарном переулке, дом 5.
В 1960 артель была преобразована в Московский ювелирный завод. Сегодня это крупнейший производитель украшений с бриллиантами страны. МЮЗ обладает собственной сетью розничных магазинов. Завод входит в группу компаний, осуществляющую полный цикл работ с драгоценными камнями, от добычи и обработки до продажи.
За год, из рук ювелирных дел мастеров выходят около 100 тысяч украшений. Большая часть изделий – с бриллиантами. Завод использует алмазы только с отечественных месторождений. Компания работает с изумрудами, жемчугом, сапфирами и рубинами. Ими не только дополняют украшения, но и реализуют отдельно.
История Московского экспериментального ювелирного завода
Основные подразделения на ювелирном предприятии
Обычно помимо основного ювелирного производства (литье, монтировка, шлифовка, закрепка, упаковка, бухгалтерия, инженерные службы) имелись отдел главного художника, экспериментальный участок, участок эмалирования, участок родирования и библиотека.
Структура МЭЮЗа
На Московском экспериментальном ювелирном заводе было четыре основных ювелирных цеха. Причем так называемые первый и второй цеха изготавливали изделия с бриллиантами, третий цех производил продукцию без камней или с жемчугом и красными корундами. Отдельно выделялся экспериментальный цех, где изготавливались мастер модели для серийного массового производства и эксклюзивные изделия. Особенно престижно было работать в экспериментальном цехе, где высококвалифицированные ювелиры делали мастер-модели и эксклюзивные изделия в единичных экземплярах. Кроме того, при заводе был участок эмалирования и родирования. В каждом цехе помимо ювелиров и закрепщиков работали кладовая и отдел ОТК. Наряды выписывались по распоряжению мастера цеха.
Приблизительно такую же структуру имели и другие крупные ювелирные заводы.
Рабочий состав ювелирного цеха
На Московском экспериментальном ювелирном заводе цех по производству серийной ювелирной продукции для внутреннего рынка включал в себя ювелиров-монтировщиков (около 40 человек), закрепщиков (около 15 человек), работников ОТК ( 4 человека), мастера и его заместителя, работников кладовой (5 человек) и инженерную службу.
Квалификация специалистов в ювелирной отрасли
Лица, работающие в ювелирно-художественной промышленности, делятся на следующие группы:
— рабочие, которые в зависимости от узкой специализации называются ювелирами, филигранщиками, эмальерами, штамповщиками;
— модельеры, то есть рабочие высшей квалификации, выполняющие (эталонные) образцы моделей;
— художники, имеющие специальное (высшее или среднее) образование, которые разрабатывают колекции.
Сколько изделий за смену делал ювелир МЭЮЗа
В среднем ювелир-монтировщик 4-го разряда делал за смену порядка 50 золотых колец. Работа включала в себя обработку литника, опиливание, шабрение. Что касается серег, то в перечень работ входил обработка литника, опиливание, пайка флажка, сбор швензы. Квалифицированный ювелир мог сделать около 30 пар серег.
Московский ювелирный завод, ОАО (МЮЗ)
Московский ювелирный завод – крупнейший производитель украшений с бриллиантами в России. МЮЗ входит в группу компаний, обладающую полным циклом производства ювелирных украшений – добычей алмазов, ограночными предприятиями, производством, контролем качества и широкой розничной сетью из почти 300 магазинов по всей стране. Эти несомненные преимущества не только выделяют компанию среди конкурентов, но и позволяют сделать покупателям 3 уникальных предложения:
Московский Ювелирный завод – одно из старейших ювелирных предприятий России. История завода насчитывает уже более 90 лет, на протяжении которых компания не только выступает гарантом качества и надежности собственной продукции, но и соответствует всем трендам и веяниям столь переменчивой моды.
Продукцию МЮЗ выбирают знаменитости – Ольга Кабо, Ляйсан Утяшева, Екатерина Одинцова, Анастасия Макеева, Надежда Грановская и многие другие.
Call-center МЮЗ (звонок по РФ бесплатный) – 8 (800) 100-19-20 c 8.30 до 20.30 ежедневно.
Другие контакты:
Коммерческая служба +7 (495) 660-16-61 добавочный в тональном режиме 4510, 4511
Отдел кадров +7 (495) 660-16-61 добавочный в тональном режиме 4138
Пресс-офис: +7 (495) 660-16-61 добавочный в тональном режиме 4047
e-mail: press-office@miuz.ru
————
Московский ювелирный завод — один из лидеров отечественной драгоценной промышленности. Уже 90 лет мы предлагаем нашим клиентам широкий выбор ювелирных изделий различных видов и ценовых групп. На сегодняшний день вашему вниманию представлены более 15000 моделей украшений из высококачественного золота и природных драгоценных камней.
Собственная уникальная сеть розничных магазинов в 70 городах России позволяет быть в курсе предпочтений на рынке, предлагая своим клиентам только самую востребованную продукцию с маркой «Московский ювелирный завод».
Одним из основных принципов работы Московского Ювелирного Завода (МЮЗ) является использование в своих изделиях только природных натуральных камней и бриллиантов высочайшего класса.
Художественные традиции, сложившиеся на Московском ювелирном заводе, уходят корнями в глубокую древность. С помощью совершенных технологий и методик, проверенных временем, мастера завода создают неповторимый дизайн украшений. Отслеживая тенденции на отечественных и международных выставках, специалисты анализируют смены направлений в драгоценной отрасли, что позволяет МЮЗу оставаться в моде и корректировать ее течение, создавая новые оригинальные изделия и постоянно обновляя свою коллекцию.
Продукция Московского Ювелирного Завода представляет собой не только внушительный ассортимент ювелирных украшений с драгоценными и полудрагоценными камнями, но и комплекс услуг, которые предприятие предлагает своим партнерам.
——
ФРАНЧАЙЗИНГ ОАО «Московский Ювелирный Завод»
Компания ОАО «Московский Ювелирный Завод» заинтересована в расширении розничной сети с помощью надежных партнеров.
Наши партнеры становятся частью успешной федеральной розничной сети, построенной на базе одного из старейших ювелирных предприятий страны, которое с 1992 года входит в состав крупного международного алмазного холдинга.
Мы отвечаем за формирование коллекции изделий, поставки товара и технологию работы магазина.
Мы ожидаем от Партнера знание регионального рынка торговой недвижимости, возможность открыть магазин в центральном торговом месте и управлять текущей деятельностью.
Таким образом, Партнер становится владельцем надежного ювелирного бизнеса, который уже зарекомендовал себя на рынке.
Отличительные черты франшизы ОАО «МЮЗ»:
Широчайший ассортимент ювелирных изделий из золота, серебра и платины, насчитывающий более 25 000 наименований.
Система подбора и обновления ассортимента, созданная для поддержки эффективной работы определенного магазина.
Гарантия обмена и обратного выкупа товара в случае прекращения договора сотрудничества.
Мощная маркетинговая и рекламная поддержка, участие во всех федеральных акциях компании наравне с собственными магазинами, включение во все рекламные и промо-материалы.
Уникальное программное обеспечение, разработанное специально для ювелирного бизнеса.
Консультации специалистов компании.
Контакты: Дехтяр Елена
+7 (495) 660-16-61 (доб. 4104)
dekhtyar@miuz.ru
Партнерам
ОАО Московский ювелирный завод предлагает Вам уникальную возможностью сделать подарки своим сотрудникам, партнерам по бизнесу, клиентам.
Преимущества работы с Подарочными сертификатами Московского ювелирного завода:
Преимущества для получателя сертификата:
В гостях у МЮЗ: Тайны производства российских драгоценностей
Строгий режим, как на военном объекте. Тяжелая бронированная дверь с электрическим «визгом» закрывается за спиной, и только потом открывается следующая. Вход на производство Московского ювелирного завода выглядит так же, как в голливудских фильмах привыкли показывать лабораторию ЦРУ. Какие секреты скрываются здесь?
Корреспондент Dni.Ru побывал в Перми и лично оценил производство МЮЗа. Что таит в себе процесс создания драгоценных украшений – расскажем и покажем все.
Итак, первый этап производства ювелирных украшений – разработка эскиза. Как и десятки лет назад, художники сначала отрисовывают будущие украшения, и только потом вступают в игру высокие технологии. Группа дизайнеров разрабатывает цифровой вариант изделия.
Создание 3D-модели происходит с учетом всех характеристик изделия. Задаются множество параметров: вес и размер камней, вес золота, прорисовываются детали. После чего утвержденное украшение «выращивают» на 3D-принтере – оно позже понадобится при изготовлении формы для литья.
Форма – это полая резиновая коробочка, которую заливают воском. Именно в этих пресс-формочках зарождается прототип украшения. Все формочки хранятся на складе МЮЗа с указанием артикула, чтобы при необходимости можно было в любой момент изготовить нужное изделие.
Этап изготовления восковых форм – один из самых ответственных, поэтому здесь жесточайший контроль качества. Восковая модель должна быть идеальной, чтобы исключить возможность появления даже незначительного брака в литье.
Тщательно проверенные и утвержденные восковые слепки присоединяют к восковому стержню – получается своеобразная «елочка», которую помещают в специальный цилиндр и заливают гипсом. Такие цилиндры направляются в печь и «запекаются» при температуре 750 градусов почти сутки. За это время восковые формы расплавляются и полностью вытекают из цилиндра, после чего туда заливают металл. Он заполняет пустоты, ранее созданные восковыми формами. Процесс литья на Московском ювелирном заводе практически полностью автоматизирован. Операторам лишь нужно следить за выполнением алгоритма.
Цилиндры извлекают из печи и дают им остыть при комнатной температуре. После чего форму промывают в воде, гипс растворяется. Корреспондент Dni.Ru приложил руку к созданию небольшой партии драгоценностей (см. видео).
В наших руках готовая «елочка». В среднем вес одной такой «елки» – 200-250 граммов, на которой «растут» от 70 до 200 будущих украшений (в зависимости от размера самих изделий). «Елочки» отправляются дальше. Они попадают к операторам, которые автоматическими кусачками отделяют золотые формы от «ствола» и сортируют согласно артикулам в заказ-наряде. На следующем этапе производства они начнут превращаться в украшения.
Кстати, мало кто из людей видел и уж тем более держал в руках чистое золото. Корреспонденту Dni.Ru повезло.
Как всем известно, количество примесей влияет на пробу золота. Чем больше примесей, тем ниже проба. Чистое золото имеет пробу 999. Его путем сплава соединяют с лигатурой – медью, цинком, серебром. Получившийся металл превращают в гранулы – и уже из них отливают изделия.
Золото – очень тяжелый металл, который по плотности занимает седьмое место после осмия, иридия и платины, опережая по этому показателю уран и свинец. Наглядно: вот в этой маленькой коробочке (см. фото ниже) – десять килограммов золота высшей пробы. Стоимость одной крупинки – порядка 50 долларов.
Идем далее. На золотом изделии в процессе производства остаются окислы, которые нужно счистить, чтобы оно приобрело блеск. Для полировки украшений используются порошок из скорлупы орехов, который насыпается в специальную центрифугу, куда, в свою очередь, и помещаются изделия. Чем мягче этот ореховый порошок, тем чище полируется украшение.
Из цеха автоматической полировки изделия попадают в нежные руки девушек-полировщиц. С помощью специальных приспособлений, похожих на бор-машинки стоматолога, они доводят золотое изделие до совершенства.
Над каждым рабочим местом установлены мощные вытяжки с трубкой. Золотая пыль, которая появляется во время полировки, втягивается этими «пылесосами». Как нам сообщили на заводе, за год в них скапливается пять-шесть килограммов золота, которое, конечно же, снова идет в работу. Чтобы не дышать золотой пылью, многие операторы этого этапа производства работают в респираторах или масках.
После полировки будущее изделие попадает в отдел клеймирования. Ранее на производствах золото клеймили с помощью специального маленького молоточка. Сейчас чаще используется лазерная гравировка – одна вспышка, и на нем уже стоит номер.
Как нам рассказал член совета директоров ОАО «МЮЗ» Иосиф Адар, каждую неделю несколько тысяч произведенных ювелирных украшений отправляются в контролирующий орган – Государственную инспекцию пробирного надзора. Все изделия должны быть изготовлены согласно закону о драгоценных металлах и правильно маркированы согласно закону о клеймении. Крупная ювелирная компания никогда не обманет своего покупателя, например, повысив пробу золотого изделия. За любые, даже самые незначительные нарушения, предусмотрены жесткие санкции.
Самый «роскошный» этап производства на ювелирном заводе – работа с драгоценными камнями. Бриллианты, изумруды, топазы, рубины – для каждого украшения камни тщательно подбираются вручную. Удивительно, но два, казалось бы, совершенно одинаковых бриллианта, могут отличаться по цвету! Даже если это едва заметно, готовое изделие из-за этого может быть признано бракованным.
Поэтому геммологи с помощью специального планшета выкладывают камни согласно информации в заказ-наряде, сравнивают их, утверждают и только потом отправляют на установку. Вот так просто, на офисном столе сотрудницы ювелирного завода, лежит почти сотня карат прекрасных синих топазов.
И, наконец, самый ответственный момент. Креплению камней уделяется особое внимание на производстве Московского ювелирного завода, так как качество их установки в итоге станет одним из главных критериев для покупателя драгоценностей. Ведь потребителям хотелось бы передавать свои сокровища по наследству, а не расстраиваться из-за потерянного бриллианта.
А вот так выглядит готовое изделие, к созданию которого приложили руку десятки профессионалов: от рабочих собственных добывающих шахт Московского ювелирного завода до большого начальника, росчерком пера утвердившего поставку в один из ста магазинов сети.