московский драматический театр на малой бронной история
Московский драматический театр на малой бронной история
За одиннадцать лет здесь состоялось 45 премьер, многие из которых имели большой успех.
В 1957 году главным режиссером театра назначен Илья Судаков, который успел поставить один спектакль и покинул театр в связи с тяжелой болезнью.
Первая по-настоящему громкая слава к театру пришла в 1958 году, когда должность главного режиссера занял Андрей Александрович Гончаров.
Гончаров руководил театром 8 лет и выпустил 11 премьер, начав с постановки пьесы Артура Миллера «Вид с моста», которую приезжал смотреть сам драматург.
В 1965 году А. Гончаров переходит в театр им. Вл. Маяковского, а главным режиссером театра назначается В.К. Монюков(Франке), воспитанник МХАТовской школы, педагог Школы-студии при МХАТ им. Чехова. Уже в конце 1967 года Виктор Монюков покидает театр в связи с большой занятостью в Школе-студии, поставив только один спектакль по пьесе В. Раздольского «Беспокойный юбиляр».
Вслед за Монюковым (Франке) главным режиссером театра становится Александр Дунаев, а одним из штатных режиссеров приходит работать Анатолий Эфрос. Он приводит с собой двенадцать актеров-единомышленников, среди которых Лев Дуров, Геннадий Сайфулин, Ольга Яковлева, Лев Круглый и др. Тандем Дунаева и Эфроса просуществовал вплоть до 1984 года, подарив Театру на Малой Бронной один из самых ярких творческих периодов.
На Малой Бронной Эфрос выпускает спектакли, которые навсегда войдут в историю российского театра: «Женитьба» Гоголя, «Месяц в деревне» Тургенева, «Дон Жуан» Мольера, «Отелло» и «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Наполеон Первый» и др. Спектакли Эфроса приносят театру мировую славу. Театр много гастролирует по стране и за рубежом, и становится одним из самых популярных в Москве.
Театр на Малой Бронной
Романовка
Изначально никакого театра здесь не было, но вся Москва знала Романовку.
В середине XVIII века земля в Бронной слободе принадлежала полковнику В.В. Грушецкому, участнику присоединения Крыма к России.
В 1771 году этот участок перешел к Голицыным. Новые владельцы выстроили по проекту Матвея Казакова большой дом с двумя флигелями. Целый век этот ансамбль простоял без изменений, хотя и был восстановлен после пожара 1812 года. А в 1880-х годах трехэтажные флигели соединили и надстроили. Так появилось вытянувшееся вдоль Тверского бульвара четырехэтажное здание. По имени владельца его называли Романовка.
Здесь были дешевые меблированные комнаты для учеников консерватории и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Студенты Москвы хорошо знали Романовку как место дешевого жилья и мизерных плат за койку в месяц. Рядом с домом появилось даже Общество помощи со столовой и общежитием.
Но в 1905 году здание сильно пострадало. Дом восстановили и пристроили так называемую Романовскую залу для концертов и театральных представлений.
Сейчас часть Романовки занимает ресторан, а часть — Театр на Малой Бронной, который появился в 1945 году как Московский Драматический Театр. Сначала ему отвели небольшое здание на Спартаковской улице, но вскоре оно стало тесным, и в 1962 году театр переехал в Романовскую залу.
Некоторое время здесь был клуб московских извозчиков, клуб торгово-промышленных служащих, работал Государственный еврейский театр, ставил спектакли Московский театр Сатиры. Здесь же родился Художественный театр, так как до появления собственного здания в Камергерском переулке труппа репетировала в Романовской зале.
История
За одиннадцать лет здесь состоялось 45 премьер, многие из которых имели большой успех.
В 1957 году главным режиссером театра назначен Илья Судаков, который успел поставить один спектакль и покинул театр в связи с тяжелой болезнью.
Первая по-настоящему громкая слава к театру пришла в 1958 году, когда должность главного режиссера занял Андрей Александрович Гончаров.
Гончаров руководил театром 8 лет и выпустил 11 премьер, начав с постановки пьесы Артура Миллера «Вид с моста», которую приезжал смотреть сам драматург.
В 1965 году А. Гончаров переходит в театр им. Вл. Маяковского, а главным режиссером театра назначается В.К. Монюков(Франке), воспитанник МХАТовской школы, педагог Школы-студии при МХАТ им. Чехова. Уже в конце 1967 года Виктор Монюков покидает театр в связи с большой занятостью в Школе-студии, поставив только один спектакль по пьесе В. Раздольского «Беспокойный юбиляр».
Вслед за Монюковым (Франке) главным режиссером театра становится Александр Дунаев, а одним из штатных режиссеров приходит работать Анатолий Эфрос. Он приводит с собой двенадцать актеров-единомышленников, среди которых Лев Дуров, Геннадий Сайфулин, Ольга Яковлева, Лев Круглый и др. Тандем Дунаева и Эфроса просуществовал вплоть до 1984 года, подарив Театру на Малой Бронной один из самых ярких творческих периодов.
На Малой Бронной Эфрос выпускает спектакли, которые навсегда войдут в историю российского театра: «Женитьба» Гоголя, «Месяц в деревне» Тургенева, «Дон Жуан» Мольера, «Отелло» и «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Наполеон Первый» и др. Спектакли Эфроса приносят театру мировую славу. Театр много гастролирует по стране и за рубежом, и становится одним из самых популярных в Москве.
Путешествуют не только люди: история Театра на Малой Бронной за 75 лет
В столичном Театре на Малой Бронной небольшое, но важное событие — 11 марта 1945 года актерский состав отыграл премьерный спектакль «Золотой обруч» по пьесе драматурга Анатолия Мариенгофа. О том, как изменился репертуар в творческой обители за последние 75 лет, узнал корреспондент сайта газеты «Москва.Центр».
В уже далеком от нас, но еще памятном 1945 году, через несколько месяцев после окончания Великой Отечественной войны в столице появился новый творческий коллектив — Московский драматический театр. В те годы его возглавил режиссер Сергей Майоров. Театр располагался в Басманном районе, на Спартаковской улице.
Общежитие для студентов ГИТИСа, неподалеку от театра, Фото: пресс-служба Театра на Малой Бронной
— Новый театр взял быстрый темп: за 11 лет у нас состоялось 45 премьер, многие из которых имели большой успех. Но первая по-настоящему громкая слава к театру пришла в 1958 году, когда должность главного режиссера занял Андрей Александрович Гончаров, — рассказывает об истории театра его сотрудница Мария Малыгина.
Гончаров руководил театром 8 лет и выпустил 11 громких премьер. В 1962 году театр перееехал на Малую Бронную улицу, в здание, в котором с 1921 по 1951 годы располагался знаменитый Государственный еврейский театр под руководством Соломона Михоэлса. В 1966 году Анатолий Гончаров перешел в театр имени Владимира Маяковского, а главным режиссером Театра на Малой Бронной был назначен Алексей Дунаев, проработавший здесь до 1984 года.
— Золотым для театра стало время работы под руководством Анатолия Эфроса. Режиссер проработал на Малой Бронной около 17 лет, найдя свой неповторимый стиль. «Театр Эфроса и его актеры» — целое художественное направление, охватившее с 1954 по 1986 годы многие столичные театры, — продолжила Мария Малыгина.
— Лучшие спектакли Эфроса невозможно пересказать, как симфоническую музыку или хороший джаз, который он обожал. В них покоряла летучесть, импровизационная легкость, которая была введена в четкие берега замысла. Он научил своих актеров жесткости рисунка, «эмоциональной математике». Научил их импровизации в заданном квадрате, в «границах нежности», как он иногда говорил на репетициях, — рассказала театровед Екатерина Комарова.
На Малой Бронной Эфрос выпускал спектакли, которые навсегда вошли в историю российского театра: «Женитьба» Гоголя, «Месяц в деревне» Тургенева, «Дон Жуан» Мольера, «Отелло» и «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Наполеон Первый» и другие.
Спектакли Эфроса принесли театру мировую славу. Театр много гастролировал по стране и за рубежом и стал одним из самых популярных в Москве. Вслед за Эфросом работала целая плеяда замечательных режиссеров: Евгений Лазарев, Владимир Портнов, Сергей Женовач, Андрей Житинкин.
Художественный руководитель театра Константин Богомолов. Фото: пресс-служба Театра на Малой Бронной
С 2003 по 2006 год главным режиссером театра был народный артист Союза Советских Социалистических Республик Лев Дуров.
— Старшие коллеги всегда говорили, что у него совершенно счастливая актерская судьба, потому что он снимался в кино с 22 лет и в театре работал очень много. Наверное, это действительно одна из лучших судеб в истории XX века, — рассказывает о времени работы Дурова Мария Малыгина.
Действительно, Лев Константинович был везучим в актерской судьбе. И все-таки главным его везением стала встреча в молодые годы еще в Детском театре с режиссером Анатолием Эфросом. И Эфрос, переходя из Детского театра в «Ленком», а потом на «Малую Бронную», имея возможность забрать с собой несколько актеров, всегда забирал эту группу — и всегда в ней был Лев Дуров.
Театровед Екатерина Комарова. Фото: предоставлено Екатериной Комаровой
Кстати, после смерти Льва Дурова в 2015 году литераторы выступили с предложениями о переименовании театра в честь актера. Однако предложение было отклонено.
Прошлый, 74-й сезон Театр на Малой Бронной открыл с новым художественным руководителем — режиссером Константином Богомоловым, назначенным на эту должность в июне 2019 года. К сотрудничеству были приглашены талантливые молодые режиссеры, в театре реализовывались интересные творческие проекты, создали Фонд поддержки и развития современного театра имени Соломона Михоэлса. Сейчас прошло чуть больше полугода с момента назначения Богомолова на пост руководителя театра.
— Знаете, я горжусь тем, что, как мне кажется, в театре поселилось новое, бодрое настроение, настрой на работу. Люди почувствовали, что впереди какая-то очень интересная жизнь, — говорит Константин Юрьевич. — У нас выстраиваются хорошие партнерские отношения с городом, театр как бы открывается Москве заново. Было бы желание! Я горжусь тем, что проблема не в том, чтобы найти идеи, а в том, чтобы производственные мощности театра успевали реализовать все, что мы придумываем. На самом деле предметов для гордости очень много. Но главное — это, как я уже говорил, то, что о театре заговорили в городе.
Зал современного театра. Фото: пресс-служба Театра на Малой Бронной
По его словам, в настоящее время выделяются определенные средства на поддержку лабораторных работ выпускников ГИТИСа и не только.
— Мы ищем талантливых молодых режиссеров. Мы понимаем: ребятам надо работать, пробовать себя, экспериментировать. Не секрет, что театры с трудом идут на такие эксперименты, потому что это связано с тратой средств, велик риск неудачи. Но я считаю, что так рассуждать неправильно. У нас в течение сезона будет несколько таких лабораторных работ, которые, повторюсь, если будут получаться, вырастут в большие спектакли. И дай бог, мы к концу сезона откроем не одно имя, — продолжает Богомолов.
В отношении работы с молодыми Константин Богомолов утверждает, что он не градирует актеров по возрасту. Ему удается ладить и с возрастной плеядой театра. Самое главное, чтобы люди были интересные и талантливые.
— Бывает, человек в 80 лет молод душой, сердцем, разумом, а бывает, в 20 лет уже старик. Поэтому это все очень индивидуально, — добавляет Константин Богомолов.
Кстати, Театр на Малой Бронной продолжает путешествовать — в настоящее время здание находится на ремонте, и труппа временно дает спектакли в Дворце на Яузе. Так, молодая душой труппа вернется в обновленное здание театра, продолжая лучшие традиции режиссуры и актерской игры.
Театр на Малой Бронной
Театр на Малой Бронной находится на одной из известных старинных московских улиц. Её центром притяжения он стал в 1962-м году, хотя история театра началась раньше. Поколение москвичей, прошедших Великую Отечественную войну, испытавших невзгоды этого тяжелого времени, жадно впитывало жизнь, стремилось сделать её ярче и плодотворнее. Поэтому в 1945-м году было принято решение создать в Москве ещё один театр, молодой и энергичный. Сегодня в Театре на Малой Бронной гармонично сочетаются шедевры былого и драматургия молодого века.
Первые спектакли
В послевоенную труппу вошли выпускники театрального училища им. М. Щепкина и актёры других столичных театров. Театр, чьим режиссёром стал С. Майоров, назвали Московским драматическим. Помещение для нового театра нашлось на улице Спартаковской, 26 (сейчас здесь располагается Театр кукол). В марте 1946 года здесь состоялась премьера — спектакль «Золотой обруч» по мотивам пьесы М. Козакова и А. Мариенгофа. Основой репертуара театра стали произведения советских драматургов-современников. За первые одиннадцать лет С. Майорову удалось представить на суд зрителя 45 постановок!
Но руководство театра чем-то не угодило партийным чиновникам: директора сняли с работы, а Майорова перевели в Театр Ленинского комсомола, известный сегодня как «Ленком». В театр пришёл руководитель совершенно иного склада, А. Гончаров — фронтовик, командир разведки, опытный театральный режиссёр. При нём, в 1962-м году, театр переехал на Малую Бронную – в то здание, которое занимает и сейчас. Новым пристанищем театра стал бывший доходный дом, построенный по проекту архитектора К. Гиппиуса в 1902 году.
Второе дыхание
Во второй половине 1960-х репертуар Театра на Малой Бронной стал богаче и разнообразнее. Режиссёр не ограничивался исключительно советской драматургией, и зрители видели на сцене постановки пьес Шекспира и Чехова, Тургенева и Мольера. Не обошлось и без легендарного «Ревизора» Гоголя. Успех театра в этот период был связан с приходом в него режиссёра Анатолия Эфроса и пополнивших труппу с его приходом актёров. В театре сложился творческий режиссерский альянс А. Эфроса и А. Дунаева. Двое талантливых коллег превратили свой театр в один из самых популярных в Москве: им удалось подать известные пьесы XIX века в особом ракурсе и блеске. В 1980-х годах эту инициативу подхватил режиссёр и педагог Сергей Яшин, а в 1990-х – труппа главного режиссёра Сергея Женовача, в которой блистали Ирина Розанова, Сергей Баталов, Анастасия Немоляева, Надежда Маркина, Владимир Яворский и другие. С. Женовач покинул свой пост после окончания двухлетнего контракта, зато Театр на Малой Бронной сохранил нечто незыблемое и важное, что позволяет ему «быть собой».
В XXI столетии
Сегодня на сцене Театра на Малой Бронной можно одновременно видеть постановки произведений Ж. Гальсерана, А. Куприна, Д. Линдси-Эбейра, Е. Дубакиной, У. Шекспира, М. Горького, Э. Ростана – всех имён не перечесть. Возглавляемый Сергеем Голомазовым творческий коллектив, в числе которого и мэтры, и молодые актёры, советуют зрителям обязательно познакомиться с текстом пьесы до спектакля. Так сформируется полное представление о замысле автора. Свои впечатления от прочтения можно сравнить с увиденным на сцене — и это гораздо увлекательнее, чем прийти в театр в полном неведении о том, что предстоит прочувствовать вместе с исполнителями.
Зал театра рассчитан почти на 600 мест. Здесь не забыли о хороших манерах и правилах поведения для зрителей (не всякий московский театр учит культуре поведения!). На Малой Бронной рекомендуется появляться в подобающей одежде, а кавалер должен быть предупредительным по отношению к пришедшей с ним даме. В театре нельзя проносить громоздкие сумки, разглядывать в бинокль других зрителей и покидать зал до того, как артисты уйдут со сцены. На Малой Бронной можно обратиться и к истокам создания этого театра. К победному 1945-му году возвращает экскурсия, которая проводится в небольшом музее театра.