московский вентиляторный завод мовен история
Московский вентиляторный завод
Моско́вский вентиля́торный за́вод (также Мовен) — крупное оборонно-стратегическое полусекретное предприятие по выпуску вентиляторов для распространения фейковых новостей по всему миру. А начиналось всё в далёкие лихие девяностые весьма агрессивной и навязчивой рекламой:
Если в вашем моске черви,
Если в бизнесе дыра —
Это значит, что вам нужно
Заключать договора!
Вам — пора
И вам — пора
С вентиляторным заводом
Заключать договора!
***
Надоели вам платёжки,
Отключён водопровод —
Обращайтесь на Московский
Вентиляторный завод!
***
Если Евро взмыл ракетой,
Если доллар бьёт рекорд —
Обращайтесь на Московский
Вентиляторный завод!
***
Если Асад просит войско,
Эрдаган пошёл в поход —
Обращайтесь на Московский
Вентиляторный завод!
***
Давит санкцией Европа,
А в нефтянке недород —
Обращайтесь на Московский
Вентиляторный завод!
***
Одолел коронавирус?
Огорчает детвора?
Это значит, что вам нужно
Заключать договора!
Вам — пора
И вам — пора
С вентиляторным заводом
Заключать договора!
Музыка и слова рекламные…
Реакция в мире [ править ]
Разумеется, что новый, доселе неведомый никому способ распространения новостей по всему Земному шару не остался незамеченным даже на противоположном берегу океана. Как всегда, мощная индустрия по производству фейковых новостей США была застигнута врасплох новым славянским изобретением. Вентиляторы Московского завода оказались настолько мощными, что будучи установлены на Тихоокеанском побережье силой воздушной струи были способны в кратчайшие сроки доставить любую новость до обитателей западных берегов США. В сложившихся условиях, Госдепу США не осталось ничего иного, как разработать специальный штамп, который обязательно устанавливался на свежепринесённые ветром из России новости: «плохие новости»!
Память [ править ]
Под давлением общественного мнения, бремени налогов и сборов, а также в связи с оптимизацией и реорганизацией, Московский вентиляторный завод благополучно прекратил своё существование, но дело его живёт!
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Московский вентиляторный завод
Московский вентиляторный завод
Реклама – двигатель прогресса, это известно всем. А были времена, когда рекламы на телевидении не было вовсе! На улицах городов и весей максимум, на что можно было рассчитывать, это: “Накопил – машину купил!”, “Храните деньги в сберегательной кассе!”, “Играйте в Спортлото!” и “При пожаре звоните 01”.
Трудно в это поверить, но всего каких-то 30 лет назад мы жили, как слепые котята, понятия не имевшие, что покупать в магазинах! Впрочем, в них и покупать-то было нечего. Мы не покупали, а “доставали”.
Вместе с перестройкой в наш дом вихрем ворвался Московский вентиляторный завод. Помните? “Вам пора и вам пора. заключать договора!” Жаль, тогда ещё не было интернета, а то бы сайт этого завода лёг и не вставал, пока многомиллионная армия потенциальных покупателей атаковала бы его своими запросами! Думаю, что в те давние времена не одна я прикидывала, а не освежить ли мне воздух в квартире ветерком, произведенным продукцией Московского вентиляторного завода. Хотя рекламируемые вентиляторы выпускались не для домашнего потребления, а для предприятий и индустриального сектора.
К счастью, реклама начала своё победное шествие по голубым телеэкранам, заполонила их и многое расставила на свои места. Мы – потребители рекламы – превратились в настоящих экспертов, теперь мы уже не такие доверчивые, как были во времена МММ, и к рекламе относимся со здоровой долей критицизма, виртуозно отделяя зерна от плевел.
Обещаем климат райский в вашем цехе круглый год!
Обращайтесь на Московский Вентиляторный Завод!
На МОВЕН, на МОВЕН, удивительный МОВЕН –
Вентиляторы МОВЕНа – вот решение проблем.
Обеспечит полный сервис, и откроет филиал,
Контрактируйте с МОВЕНом – выбирайте капитал!
Господа, по всем вопросам, ежедневно, круглый год –
Обращайтесь на Московский Вентиляторный Завод!
Московский вентиляторный завод
Реклама – двигатель прогресса, это известно всем. А были времена, когда рекламы на телевидении не было вовсе! На улицах городов и весей максимум, на что можно было рассчитывать, это: “Накопил – машину купил!”, “Храните деньги в сберегательной кассе!”, “Играйте в Спортлото!” и “При пожаре звоните 01”.
Трудно в это поверить, но всего каких-то 30 лет назад мы жили, как слепые котята, понятия не имевшие, что покупать в магазинах! Впрочем, в них и покупать-то было нечего. Мы не покупали, а “доставали”.
Вместе с перестройкой в наш дом вихрем ворвался Московский вентиляторный завод. Помните? “Вам пора и вам пора. заключать договора!” Жаль, тогда ещё не было интернета, а то бы сайт этого завода лёг и не вставал, пока многомиллионная армия потенциальных покупателей атаковала бы его своими запросами! Думаю, что в те давние времена не одна я прикидывала, а не освежить ли мне воздух в квартире ветерком, произведенным продукцией Московского вентиляторного завода. Хотя рекламируемые вентиляторы выпускались не для домашнего потребления, а для предприятий и индустриального сектора.
К счастью, реклама начала своё победное шествие по голубым телеэкранам, заполонила их и многое расставила на свои места. Мы – потребители рекламы – превратились в настоящих экспертов, теперь мы уже не такие доверчивые, как были во времена МММ, и к рекламе относимся со здоровой долей критицизма, виртуозно отделяя зерна от плевел.
Обещаем климат райский в вашем цехе круглый год!
Обращайтесь на Московский Вентиляторный Завод!
На МОВЕН, на МОВЕН, удивительный МОВЕН –
Вентиляторы МОВЕНа – вот решение проблем.
Обеспечит полный сервис, и откроет филиал,
Контрактируйте с МОВЕНом – выбирайте капитал!
Господа, по всем вопросам, ежедневно, круглый год –
Обращайтесь на Московский Вентиляторный Завод!
Московский вентиляторный завод
Реклама – двигатель прогресса, это известно всем. А были времена, когда рекламы на телевидении не было вовсе! На улицах городов и весей максимум, на что можно было рассчитывать, это: “Накопил – машину купил!”, “Храните деньги в сберегательной кассе!”, “Играйте в Спортлото!” и “При пожаре звоните 01”.
Трудно в это поверить, но всего каких-то 30 лет назад мы жили, как слепые котята, понятия не имевшие, что покупать в магазинах! Впрочем, в них и покупать-то было нечего. Мы не покупали, а “доставали”.
Вместе с перестройкой в наш дом вихрем ворвался Московский вентиляторный завод. Помните? “Вам пора и вам пора. заключать договора!” Жаль, тогда ещё не было интернета, а то бы сайт этого завода лёг и не вставал, пока многомиллионная армия потенциальных покупателей атаковала бы его своими запросами! Думаю, что в те давние времена не одна я прикидывала, а не освежить ли мне воздух в квартире ветерком, произведенным продукцией Московского вентиляторного завода. Хотя рекламируемые вентиляторы выпускались не для домашнего потребления, а для предприятий и индустриального сектора.
К счастью, реклама начала своё победное шествие по голубым телеэкранам, заполонила их и многое расставила на свои места. Мы – потребители рекламы – превратились в настоящих экспертов, теперь мы уже не такие доверчивые, как были во времена МММ, и к рекламе относимся со здоровой долей критицизма, виртуозно отделяя зерна от плевел.
Обещаем климат райский в вашем цехе круглый год!
Обращайтесь на Московский Вентиляторный Завод!
На МОВЕН, на МОВЕН, удивительный МОВЕН –
Вентиляторы МОВЕНа – вот решение проблем.
Обеспечит полный сервис, и откроет филиал,
Контрактируйте с МОВЕНом – выбирайте капитал!
Господа, по всем вопросам, ежедневно, круглый год –
Обращайтесь на Московский Вентиляторный Завод!
Говорят, что завод до сих пор существует. Вентиляторы, по-прежнему, выпускаются. Фирма МОВЕН, правда, уже давно канула в Лету. А реклама осталась.
Говорят, что завод до сих пор существует. Вентиляторы, по-прежнему, выпускаются. Фирма МОВЕН, правда, уже давно канула в Лету. А реклама осталась.
Говорят, что завод до сих пор существует. Вентиляторы, по-прежнему, выпускаются. Фирма МОВЕН, правда, уже давно канула в Лету. А реклама осталась.
Рекламный хит Советского союза. Как «крутили» вентиляторный завод
На сайте afisha.ru запустился проект «История российской рекламы От «МММ» до чикен-шейка». Авторы проекта заинтересовались рекламой на ТВ начала 90х:
Рекламу сейчас принято не любить, во время рекламных блоков обычно выключают звук. Между тем именно реклама последние 20 лет меняла язык и сознание, помогала избирать президентов и лишать граждан денег, а также спасала актеров и режиссеров, когда не хватало на настоящее кино. «Афиша» вспомнила главные ролики, слоганы и кампании в истории России — и выяснила, как и кем они делались.
Слоган: «Вам пора и вам пора с вентиляторным заводом заключать договора!».
Почему важно
Реклама была и в советские времена — но в основном государственная. Дикие, фантасмагорические мюзиклы, пропагандировавшие продукцию Московского вентиляторного завода, стали первым ярким манифестом новой эпохи — хотя их обаятельная наивность, конечно, происходила откуда-то из докапиталистических времен.
Ефим Любинский (продюсер, оператор)
«В начале 90-х реклама стала для нас, киношников, отдушиной. Другой работы просто не было — кино уже кончилось, а телевидение еще не началось. Александр Левин тогда предложил создать вместе компанию Dixi. А незадолго до этого к нам обратились с предложением сделать ролик для Московского вентиляторного завода.
Это был 1991 год. Шла приватизация, у «Мовена» был замечательный директор Александр Миронов, потом его убили, к сожалению большому. Он поднимал этот завод. Задача была — сделать рекламу завода. Никакой другой задачи не было. Знаете, Миронов относился к категории людей, которые доверяли. Он увидел уже готовую работу.
Левин довольно долго подрабатывал в чуть ли не единственной конторе в стране, которая снимала советскую рекламу, — «Союзрекламфильм». Поэтому у него опыт в этом смысле был гораздо более богатый, чем у меня. Я тогда работал на Студии им. Горького. Левин в этом ролике был режиссером, я оператором, а продюсировали мы вместе. Марину Собе-Панек, автора стихов, пригласил Левин. А я привел Володю Матецкого, с которым познакомился на «Маленькой Вере». Собственно, он был единственным композитором, которого я знал, поэтому выбора не было. Реквизит — гигантскую ручку, гаечный ключ — делали на Студии Горького. Кран брали с автобазы Госкино. Камеру арендовали во ВГИКе. Съемки заняли три дня — 10, 11 и 13 июня. Это я совершенно точно помню, потому что 12 июня были первые выборы Ельцина, и мы не могли работать. Почти все было снято на ВДНХ — можете поехать и посмотреть на тот домик из ролика, он там до сих пор стоит. На Лесной улице нашли какой-то завод и «заводской» кусок там сделали. Я снимал на 16-миллиметровую пленку. Тогда и компьютеров-то не было. Какие спецэффекты? Нелинейный монтаж появился только во второй половине 90-х. Помню, мы на какой-то выставке спросили, сколько стоит нелинейная станция монтажа, цифры прозвучали в районе 1,2 млн долларов.
Все получилось на самом деле так легко! Заказчику ролик обошелся в две тысячи долларов. Мы даже что-то с этого заработали. Немного, конечно. Для Миронова эти две тысячи (курс был в районе сорока рублей) не были запредельными деньгами. Он понимал, что даже если он с ними расстанется и ничего не получится, завод от этого не умрет. Но все получилось, и этот ролик их работой года на два обеспечил. Мы сделали такой вывод, потому что следующую рекламу они нам через два года заказали. Помню, знакомый рассказал, что стоял в очереди за мороженым и услышал, как кто-то напевает нашу песенку. Тогда стало понятно, что да, ролик реально выстрелил. После ГКЧП кто-то из политиков сказал, что путчи делать — это вам не девочек на лужайке танцевать.
Тогда это вообще все в новинку было. Реклама была эксклюзивным продуктом, доморощенным, своим, а не калькой с западной. Это было романтическое время. Для нас это было больше творчество, чем бизнес, — мы снимали свое маленькое кино. А потом все встало на промышленные рельсы, к нам пришли крупные сетевые агентства, стандартизация — и стало неинтересно. Последний рекламный ролик мы сняли, кажется, в 1994 году. А там уже и телевидение началось, «Куклы», другие появились задачи».
Марина Собе-Панек (автор текста)
Я глянула на эти вентиляторы и поняла, что со звериной серьезностью это делать нельзя. Будет тоска. Позвонила Левину и сказала: «Я это переписать не могу, но если хочешь, напишу тебе частушки». Притом что стихов я не пишу. Он ответил: «Пиши что хочешь, только быстро. У нас заказ горит». А мои друзья тогда как раз собирались эмигрировать в Америку, и я возила их по всяким ОВИРам — я же за рулем всю жизнь, у меня тогда была «копейка». Им нужно было много документов оформлять, и когда они уходили на несколько часов в очередную инстанцию, я сидела в машине и прямо на торпеде писала. У меня был набор слов, которые нужно было зарифмовать. Только договора злосчастные не всовывались никак с правильным ударением, но я решила, что в частушке это допустимо.
Я никогда серьезно к этой работе не относилась. А оказалось, что из-за этой рекламы с искаженным ударением изменились нормы русского языка, потому что эта реклама звучала из каждого утюга и люди стали так говорить. Народ, так сказать, «продавил» вторую норму — как с кофе среднего рода. Несколько лет назад на одном телеканале даже делали про это сюжет. Меня отвезли в Институт русского языка, где профессор филологии должна была как бы ругать меня за это, а я — оправдываться, что договоры никак не рифмовались. Мы заходим, а профессор, серьезная такая дама, поворачивается и расплывается в улыбке: «Ой, я вашу рекламу обожаю». Смешно было.
С заказчиком я познакомилась, когда он нас позвал после приема работы. Его звали Александр Сергеевич, и он был в восторге, что ролик получился в стихах. Он вообще был в восторге от всего. Как классический советский инженер, Миронов к нам, киношникам, относился с пиететом. А мы — к нему: настоящий бизнесмен ведь. Он мне потом, кстати, очень помог, когда наступило самое сложное время — талоны, безработица. Познакомил с людьми, которые занимались автомобильными присадками. Они придумали издавать рекламную газету, которую раздавали на заправках, и я для них год замечательно писала рассказы, вворачивая туда эти присадки. Словом, дали мне продержаться на плаву.
Ролик я увидела только по телевизору уже. Мне понравилось, как все сделали, как это звучало. Я-то предполагала частушки, а Матецкий написал мюзикл. Потом пошли пародии, в КВН был номер по мотивам нашей рекламы, а я стала для друзей объектом насмешек. Это теперь рекламщики — белая кость, а тогда это считалось другим уровнем. Ну как если бы сейчас я, академик Академии российского телевидения, пошла бы писать репризы для затрапезного Дома культуры.
Но вообще это ужасно смешно, что я написала полтысячи сценариев, триста мультфильмов, сто пятьдесят документальных фильмов, а войду в историю как автор дурацких частушек про вентиляторный завод с неправильным ударением.
Зато на гонорар за них мы отлично с мужем месяц отдыхали в Коктебеле».
Владимир Матецкий (композитор)
«Я перед нашим разговором не поленился — специально пересмотрел ролик. Он, конечно же, дурацкий по сегодняшним меркам, но ведь смешно! И сразу же песенка эта, тоже дурацкая, садится на ухо. И такая меня сразу ностальгия охватила, прямо какой-то безмятежностью повеяло! Сейчас это выглядит, конечно, очень наивно: все эти танцы на лужайке, планы с вертлявым пианистом, неспешный монтаж, но в этой наивности есть какой-то невероятный шарм.
А было все так. Ко мне обратился Саша Левин из компании Dixi — они были одной из первых компаний, которые начали заниматься рекламой. Для меня реклама тоже была делом абсолютно новым, я немного волновался, но тут выяснилось, что сотрудники Dixi имели прямое отношение к съемкам фильма «Маленькая Вера», к которому я писал музыку, и я сразу успокоился.
Съемки проходили без меня, так что я увидел все уже по телевизору. Помню, на меня сильное впечатление произвела огромная ручка — прямо по Ильфу и Петрову реквизитик. Может, так и стоит в каком-нибудь кабинете на заводе до сих пор, пугая сотрудников и периодически падая на уборщиц. И сразу началось: каких только переделок этой песенки я не слышал! И про мусоропровод, и про бегемота, и про все возможное и невозможное остальное. Такой мгновенный и всенародный успех произошел, как я думаю, на волне того, что реклама была тогда делом новым и ролик был очень активно размещен в эфире. Ну и тешу себя мыслью, что и песенка получилась смешная и привязчивая. По крайней мере все ее помнят до сих пор».
uctopuockon_pyc
Литературно-ист. журнал ИСТОРИОСКОП
Татьяна, ставшая одной из причин убийства первого руководителя Московского вентиляторного завода. Фото с мужем Михаилом Прошиным.
Александр Миронов. Первый руководитель Московского вентиляторного завода
25 января 1995 года поздно вечером Александр Миронов был обнаружен в двух шагах от своего рабочего кабинета с тремя пулевыми ранениями в области груди и головы. В то время убийство коммерсанта было делом обычным. Закрутившееся следствие пришло к выводу, что преступление было осуществлено профессиональным киллером и дело потихонечку перешло в число нераскрытых заказных убийств. Круг подозреваемых был слишком широк. Это и конкуренты, рынки которых с успехом захватывал Московский Вентиляторный завод, и бывшие члены правления самого предприятия (4 из 9 членов совета директоров незадолго до этого с подачи Миронова отстранили от управления и уволили), и возможные разборки с криминальными кругами, пытавшимися наложить руку на финансовые потоки успешного завода.
Вячеслав Ваксман. Второй руководитель Московского вентиляторного завода
Вячеслав Ваксман. Второй руководитель Московского вентиляторного завода
13 февраля 1997 года Вячеслав Ваксман пропал. Выехав с территории завода после окончания рабочего дня, домой он не вернулся. А 3 апреля того же года, в багажнике служебной машины Ваксмана, запаркованной на одной из неприметных московских улиц, был обнаружен его труп. Опустевшее кресло председателя совета директоров занял Михаил Прошин.
Михаил Прошин. Третий руководитель Московского вентиляторного завода
Михаил Прошин. Третий руководитель Московского вентиляторного завода
Следствием было установлено следующее. Причиной убийства Миронова стала личная неприязнь, возникшая между директором и его протеже. Прошину, самому выходцу из коллектива предприятия, не нравилась его роль сборщика доносов сотрудников друг на друга. Но именно этого требовал от него Миронов, так как такой формат выстраивания отношений с коллективом предписывала сайентология. Однако в острую фазу конфликт перешел в тот момент, когда Миронов стал оказывать знаки внимания одной из сотрудниц заводоуправления по имени Татьяна, которая считалась девушкой Прошина (позднее она стала его женой). 25 января, в день убийства, традиционно отмечается Татьянин день. Поздравление с именинами в адрес девушки, сделанное в тот день Мироновым, по мнению Прошина, вышло за рамки приличия. Подкараулив задержавшегося после окончания рабочего дня Миронова у его кабинета, Прошин расстрелял руководителя, осуществив, в том числе, контрольный выстрел в голову. Именно поэтому следствие изначально пошло по ложному пути, посчитав убийство заказным.
Та самая Татьяна, ставшая одной из причин убийства первого руководителя Московского вентиляторного завода. Фото с мужем Михаилом Прошиным
Та самая Татьяна, ставшая одной из причин убийства первого руководителя Московского вентиляторного завода. Фото с мужем Михаилом Прошиным
«ВЕнтиляторным ЗАводам» ВЕЗА — 25 лет. Вентиляторы — исторический аспект
Компания «ВЕЗА» изначально не была ограничена в выборе продуктовой линейки для производства. Вентиляторы, «приточки», клапаны, теплообменники — всё это стало основой номенклатуры «ВЕЗА» в 1995–1997 годы. Холодильное оборудование, автоматика и другие группы появились в 2000–2002 годах. История вентиляторов «ВЕЗА» — неотъемлемая и важная часть истории развития компании и рынка России в целом.
Можно уточнить срок становления компании «ВЕЗА» — 1993 год. Тогда бывшие сотрудники «Московского вентиляторного завода» покинули «Мовен» и начали бизнес фактически «с нуля». Автомобиль ВАЗ-2106, бочка краски ПФ (200 л), пачка обрезных досок и настольный ПК (ХТ-286) — вот капитал, записанный в учредительных документах 1995 года.
Кроме возможности аренды цеха для сборки вентиляторов и хорошего понимания рынка вентиляторов, не было по сути ничего.
Стартовый набор вентиляторов, собираемых на заводе №1 «ВЕЗА-Храпуново» из закупаемых на Нижнетуринском машиностроительном заводе «Вента» деталей, был классическим: «улитки» ВР 80–75 и ВЦ 14–46, «осевик» ВО 06–300 и «крышник» ВКР. Фактически «ВЕЗА» тогда была «отвёрточным» производством с выпуском до 1998 года не более 100 вентиляторов в месяц. Рынки сбыта — Москва и немного остальная Россия, конкуренты — МВЗ-«Мовен» и Крюковский вентиляторный завод (КВЗ), а также многочисленные тюремные заводы на базе исправительных учреждений (ИУ). Цена вентиляторов — минимальная, номенклатура — типовая, прибыль средняя, но сроки поставок не более двух недель.
В 1997 году на российском рынке появился вентилятор дымоудаления («улитка») ВР 85–66-ДУ, а в 1999 году — «крышник» ВКРС-ДУ, «хит» на многие годы (торговая марка КРОС и КРОВ с 2007 года). На всю Россию только два завода делали «дым», и успех и рост заказов был обеспечен надолго. Клапаны противопожарные КПУ, достойные отдельного рассказа, появились у «ВЕЗА» в поддержку «пожарки» в 1998 году, и «Моспроект-1–2-3–4″, конечно же, использовали «пожарку» «ВЕЗА» в типовых и индивидуальных проектах.
Настоящий патриот, мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков после августа 1998 года, когда курс доллара за месяц вырос в четыре раза, выпустил спасительное для отрасли постановление о запрете использования импортного оборудования в московских проектах при наличии отечественных аналогов.
Переделать ВКР в версию для дымоудаления (ДУ) могли многие заводы, но именно ВКРС (КРОС) от «ВЕЗА» стал «хитом» на рынке пожарной вентиляции. Почему? Дело в том, что крышные вентиляторы в те годы имели крайне низкое давление (200–400 Па) и не могли конкурировать с «улитками» по напору, но для размещения «улиток» требовались вентиляционные камеры, или же данные агрегаты портили внешний вид дома.
«ВЕЗА» первая применила зарубежную схему рабочих колёс на 6/9 лопаток и предложила давление до 1500 Па, что превышало возможности улиток. Дополнительное удобство вентиляторов «ВЕЗА» состояло в более плотном ряде размеров рабочих колёс (355, 450, 560, 710, 900 и 1120), помимо стандартных для ГОСТвентиляторов времён СССР размеров (315, 400, 500, 630, 800 и 1000).
Разработка и выпуск абсолютно новых вентиляторов требовали и новых колёс. Купить их в Европе за дорогую валюту было невозможно, поэтому приняли решение делать всё на «ВЕЗА», и в 2000 году появляется проект «Брянск». Изначально на территории «Брянсксельмаша» были размещены пробные заказы на сварку рабочих колёс, но позднее (в 2001-м) были выкуплены площади для будущего предприятия «ВЕЗА-Брянск». Так началось развитие нового завода (крупнейшего в России производителя вентиляторов с 2008 года). Передача нового изделия КРОС (ВКРС-ДУ) в Брянск происходила поэтапно более пяти лет, и в 2003 году появился «крышник» ВРКВ-ДУ (с 2007 года — КРОВ) с выбросом дыма вверх. Оригинальный внешний вид КРОВ был создан на основе немецких моделей. КРОВ становится популярнее, чем КРОС, несмотря на более высокую цену.
Вентиляторы-улитки «ВЕЗА», как оригинальные конструкции, долгое время не имели своего имени и не выделялись среди аналогов, но только до 2007 года. Торговые марки ВРАН и ВРАВ стали самыми первыми названиями собственных вентиляторов ВЕЗА. ВРАВ так же имел дробный ряд колёс, как их имели КРОС и ВРАН, но при этом оборудование было снабжено рабочими колёсами «беличьего» типа с лопатками, загнутыми вперёд. На малых габаритах рабочие колёса ВРАВ были немецкого производства. Программа подбора вентиляторов VEZAFAN была предложена клиентам в 2005 году; историческая версия содержала также модели ВР 80–75 и ВЦ 14–46.
Разработка «ВЕЗА» тяжёлых высокотехнологичных вентиляторов высокого давления началась в 2003 году, и с 2004-го появились совместные с итальянским заводом Comefri вентиляторы: рабочие колёса поставлялись из Италии, а корпус, мотор и сборка — от «ВЕЗА».
В 2005–2006 годах «ВЕЗА» познакомилась с вентиляторами самых разных типов и выбрала для себя завод Ferrari Ventilatori Industriali на десять лет как партнё- ра. В 2007 году появились «вентиляторы индустриального класса» (ВИР) с напором до 20 кПа и расходом до 200 тыс. м³/ч. Сотрудничество с Ferrari прервалось в 2017 году, когда «ВЕЗА» стала производить все комплектующие самостоятельно (план на 2020 год — 1000 штук ВИР).
Осевые вентиляторы «ВЕЗА» развивались с 1999 года по двум направлениям, стальные колёса и сборные — на алюминиевой лопатке. В 2000 году «ВЕЗА» приобрела основной станок Rotor-3 от фирмы Lucas Nuova для раскатки качественного корпуса. Покупать китайские станки в те годы было невозможно — их просто не было. Станок позволил производить корпус из металла 3,0 мм с точностью ± 1,0 мм, что позволило получить настоящее качество. Модели «осевиков» «ВЕЗА» с повышенным давлением ВО 25–188 и ВО 30–160 стали поставляться на рынок в 2000–2002 годах. Первый осевик «ВЕЗА» для «дыма» ВОД-ДУ с напором в 1000 Па был сертифицирован в 2003 году.
Сложность производства стальных рабочих колёс для осевиков ограничивала развитие модельного ряда и повышала стоимость вентиляторов. Поэтому в 2010 году был разработан первый осевик с алюминиевыми лопатками — ОСА-300. Именно осевые вентиляторы серии ОСА стали наиболее быстрорастущим по объёмам производства продуктом, особенно после освоения немецких колёс на основе композитной лопатки. Объём выпуска осевых вентиляторов ОСА вырос с 4000 штук в 2008 году до 11500 штук в 2019-м. Разнообразие моделей по расходу и давлению в серии ОСА-300 составляет почти 300 вариантов.
Новые энергоэффективные вентиляторы «ВЕЗА» со свободным колёсом ВОСК для промышленных центральных каркасно-панельных кондиционеров КЦКП (позднее — торговая марка ВЕРОСА) появились в 2003 году и продолжают развитие в настоящее время. Взрывозащита, алюминиевые рабочие колёса, ЕС-моторы с выносной электроникой, исполнение для атомных станций (АЭС), повышенное до 4000 Па давление, морское исполнение для нефтяных платформ — вот в чём состояло развитие ВОСК. «ВЕЗА» открыла сборку вентиляторов на заводе «ВЕЗА-Миасс», построила новый завод вентиляторов «ВЕЗА-Карачев». Также работает завод «ВЕЗА-Храпуново».
С 2017 года сборка канальных вентиляторов «ВЕЗА» проводится в филиалах «ВЕЗА-КМВ» и «ВЕЗА-Фрязино-2″. Площадь склада канальных вентиляторов составляет более 2000 м². В 2009 году была аттестована тестовая аэродинамическая Центральная измерительная лаборатория (ЦИЛ) №1 компании «ВЕЗА», а в Карачеве в 2019 году был построен лабораторный корпус площадью более 1000 м² для тестирования вентиляторов до 100 тыс. м³/ч. Общий штат конструкторов вентиляторов компании «ВЕЗА» ныне составляет более 20 сотрудников. Новые разработки вентиляторов «ВЕЗА» тестируются на постоянной основе. Общий объём закупаемых электромоторов для сборки вентиляторов «ВЕЗА» составил 40 тыс. штук в 2019 году (без учёта канальных), табл. 1. Вентиляторы дают более 2 0 % выручки и занимают первое место в продукции «ВЕЗА».