мотив дороги кому на руси жить хорошо
Мотив дороги кому на руси жить хорошо
Мотив дороги и его роль в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Мотив дороги находит свое отражение в произведениях многих авторов, например, в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя, «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева. В числе писателей, использующих этот мотив, и Н.А.Некрасов, чье произведение «Кому на Руси жить хорошо» представляет собой поэму-путешествие, объединившую в себе различные эпизоды пути героев. Выяснить, как раскрывается образ дороги и какова его роль в произведении и его композиции, и предстоит в данном сочинении.
Мотив дороги имеет в поэме несколько значений. Во-первых, это буквальное движение странников, идущих и ищущих счастливых людей и ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Во-вторых, этот мотив отражает духовное движение крестьян и всей России 2-й половины XIX века.
…Семь мужиков сошлись «на столбовой дороженьке» и поспорили: кому на Руси жить хорошо? Все они направлялись по своим делам: «Тот путь держал до кузницы, тот шел в село Иваньково…». Но этот вопрос захватил их до такой степени, что они решили «не расходиться врозь, в домишки не ворочаться, не видеться ни с женами, ни с малыми ребятами», а искать ответ, решение проблемы. Они ходят и расспрашивают, но не могут найти истинно счастливого человека. И то, что они снова и снова заходят в тупик, то, что любопытные странники возвращаются к тому, с чего начали, символизирует и повторяющийся от главы к главе рефрен: «…мужики степенные, из временнообязанных,/Подтянутой губернии, уезда Терпигорева…/…Сошлися и заспорили: /Кому живется весело,/Вольготно на Руси…».
Время написания поэмы – 1860-70-е годы. Это время нарастания народного недовольства. Реформа осуществлена, но желаемых, ощутимых перемен она не принесла. В массах зреет протест. Крестьяне не глупые, они понимают, что с ними обошлись не вполне честно. В этом и выражается духовное движение крестьянства. В народе проснулась тяга к свободе, к освобождению от остатков и последствий рабства. Ведь недаром в прологе звучит горькая правда:
А все ж ты, пташка малая,
Сильнее мужика!
Окрепнут скоро крылышки.
Тю-тю! Куда ни вздумаешь,
Туда и полетишь.
Здесь говорится о несвободе крестьян и о желании народа преодолеть ее.
Об эволюции свидетельствует (в сравнении с прежними характеристиками крестьянок) и образ Матрены Тимофеевны – умной, сильной духом женщины.
О духовном изменении говорит и покупка крестьянами на ярмарке портретов генералов, «картиночек». И хотя народ покупает их большей частью бездумно, не зная, кто такие эти люди, но в данном эпизоде все-таки видно движение и звучит надежда:
…Придет ли времечко,
…..
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого –
Белинского и Гоголя
С базара понесет?
Символичен и сам путь странников. Они идут пешком, потом им попадается навстречу тележка попа, запряженная одной лошадью, а затем – тарантас помещика, запряженный уже тройкой лошадей. А между этими эпизодами крестьяне наблюдают праздник и «пьяную ночь». Это означает, что крестьяне есть крестьяне, и как бы далеко ни зашло их развитие (от пешком – до тройки лошадей), они устают на работах, их жизнь полна горестей, и они праздниками и весельем отвлекаются от повседневных забот.
В некотором смысле дорога в поэме – символ России. Произведение начинается с зачина:
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай…
Он означает, что поэт стремится охватить страну не только в ее настоящем, но и в прошлом – во всем ее историческом значении и географической необъятности.
Композиционная «рыхлость» поэмы – признак крупной эпической формы. В произведении много персонажей и сюжетных линий. Отдельные судьбы, биографии как бы «вплетаются» в основную тему произведения – судьбу русского крестьянства, России в целом. Использованная форма путешествий, встреч, расспросов, рассказов, описаний очень удобна для того, чтобы дать всестороннее изображение жизни. Отдельные сцены и «куски», внешне не связанные между собой, выступают в поэме в своем единстве. Роль дороги здесь – связующая. Да и образы семи странников не обладают такой социальной конкретностью, как других крестьян. Это условные фигуры, необходимые для построения сюжета.
Дорога – это всегда изменение, прогресс, движение. И в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» мысль автора движется от темных сторон русской жизни к светлым. Отрицательные стороны жизни связаны с прошлым, положительные – с будущим. Вот почему мотив дороги так важен в этом произведении.
У меня за это тоже 5-/5-, счастья полные штаны:)
Мотив дороги и его смысл в творчестве Н.А. Некрасова
Хроника написания стихотворений Н.А. Некрасова. Характеристика таких стихотворений как «В дороге», «Тройка», «Пьяница», «Размышление у парадного подъезда» и других. Роль дороги в стихах поэта. Метафорический смысл дороги во всем творчестве писателя.
Рубрика | Литература |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 19.09.2014 |
Размер файла | 10,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Мотив дороги и его смысл в творчестве Н.А. Некрасова
Стихотворением «В дороге» начал Н. А. Некрасов свой творческий путь, поэмой о странствиях по Руси семи мужиков закончил. Грешневская дорога явилась для Некрасова «первым университетом», началом познания многошумной и беспокойной народной Руси.
В 1845 году Н. А. Некрасов написал стихотворение «Пьяница», в котором описывает горькую судьбу опускающегося «на дно» человека. И вновь автор прибегает к использованию мотива дороги, который подчеркивает трагичность судьбы такого человека.
Встихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1858), рассказывая о мужиках, деревенских русских людях, которые… «брели-то долгонько… из каких-нибудь дальних губерний» к петербургскому вельможе, поэт говорит о долготерпении народа, о его покорности. Дорога уводит крестьян в обратный путь, уводит в безнадежность.
Образ дороги в поэме «Кому на Руси жить хорошо» является связующим звеном между главами. Так, поэма начинается с описания дороги, зовущей читателя отправиться в путешествие. В контексте темы произведения образ дороги приобретает символическое значение-это еще и жизненный путь человека. О дороге как о жизненном пути человека,как о его деле,занятии в поэме говорит поп: «Дороги наши трудные. Приход у нас большой». Так образ дороги в поэме связывается с темой счастья. Каждый из героев, встреченных крестьянами на пути, рассказывает о своей «дороге». В поэме для Н.Некрасова важны судьбы людей,связанных дорогой.
Пронизывающий произведения поэта образ дороги приобретает у Некрасова дополнительный, условный, метафорический смысл: он усиливает ощущение перемен в духовном мире крестьянина.Через все творчество поэта проходит идея: жизнь— это дорога и человек постоянно находится в пути.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Изображение дороги в произведениях древнерусской литературы. Отражение образа дороги в книге Радищева «Путь из Петербурга в Москву», поэме Гоголя «Мертвые души», романе Лермонтова «Герой нашего времени», лирических стихах А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова.
реферат [26,7 K], добавлен 28.09.2010
Мораль и нравственные принципы как основа эстетики поэта Н. Некрасова. Анализ основных стихотворных сюжетов, проблематика и особенности композиции и идейно-художественная значимость некрасовских стихотворений. Новаторский характер поэзии Некрасова.
реферат [23,5 K], добавлен 03.10.2014
курсовая работа [43,1 K], добавлен 19.06.2010
Бытовая трактовка «дорожных» мотивов в лирике П.А. Вяземского. Ироническое осмысление «дорожных» странствий в творчестве поэта К.Н. Батюшкова. Дорожные мотивы в раннем и позднем творчестве А.С. Пушкина, вырастающие в проблему России и человечества.
дипломная работа [103,9 K], добавлен 23.04.2016
Тема поэта и поэзии является одной из важнейших тем в творчестве Н.А. Некрасова. Она протянута через несколько его произведений, в частности «Поэт и гражданин» и «Элегия».
сочинение [5,0 K], добавлен 16.12.2002
В обеих поэмах все же тема дороги является связующей, стержневой, но для Некрасова важны судьбы людей, связанных дорогой, а для Гоголя важна дорога, связывающая все в жизни. В «Кому на Руси жить хорошо, тема дороги является художественным приемом.
реферат [8,2 K], добавлен 01.04.2004
Русская природа в стихах Н.А. Некрасова для детей, образы крестьянского ребенка в его произведениях. Роль Н.А. Некрасова в развитии детской поэзии и педагогическая ценность произведений писателя. Литературный анализ поэмы «Дедушка Мазай и зайцы».
контрольная работа [34,8 K], добавлен 16.02.2011
Сочинение: Образ дороги в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 21.07.2020 · Обновлено 21.07.2020
(430 слов) Завязка поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Николая Алексеевича Некрасова происходит во время встречи времяннообязанных мужиков, которые затевают спор о счастье. Поспорив, крестьяне отправляются на поиски счастливого русского человека. Вот он, один из основных образов в лирике Николая Алексеевича – образ дороги.
Сравнив сборник стихотворений Некрасова и это произведение, мы заметим характерные черты. Темой пути открывается сборник («В дороге») и ею же заканчивается («Школьник»). В самом любимом детище автора дорога — центральный образ, он усиливает чувство идущих неизбежных изменений как для народа, так и для России. Нельзя забыть про встречи, что происходят по пути, они служат началом диалогов и последующего взаимного узнавания. Также выглядят части сборника, упомянутые выше. Знакомясь с творчеством поэта, мы можем наблюдать непрекращающееся повторение мысли: жизнь – это дорога, и мы люди, непрерывно движемся по ней. Именно этот образ открывает для нас духовный рост крестьян второй половины девятнадцатого века. Наши главные герои движутся и вопрошают, в попытках отыскать по-настоящему счастливого человека, но не могут этого сделать. То, что они постоянно возвращаются на круги своя, символизирует повтор:
«…мужики степенные, из временно обязанных, Подтянутой губернии, уезда Терпигорева… Сошлись и заспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси…».
Пролог поэмы вышел через три года после отмены крепостного права – это резкого подъема мятежного недовольства, почти вся европейская часть страны охвачена бунтами. Осуществленная реформа не принесла истинного равноправия крепостным. Они достаточно умны, чтобы понимать, что какая-то часть сделанного была неверна. В них просыпается отчаянная тяга к вольности, избавлению от рабовладельческого строя, преодолению его:
«А все ж ты, пташка малая, Сильнее мужика! Окрепнут скоро крылышки. Тю-тю! Куда ни вздумаешь, Туда и полетишь».
Об изменении в духовной части жизни говорит и бездумная покупка «картиночек». Но и в этом отрывке сквозит надежда:
«Придет ли времечко, Когда мужик не Блюхера И не милорда глупого — Белинского и Гоголя С базара понесет?»
Эпизоды с попом и помещиком связаны наблюдением за празднеством. «Пьяная ночь» символизирует то, что как бы далеко не зашло развитие народа, крестьяне всегда будут уставать на работах, всегда будут измотаны горестями. И все это будут забывать только за подобным весельем.
В каком-то смысле дорога в поэме есть аналогия России. В главе «Пир – на весь мир» проходят «поминки по крепям», то есть по крепостному праву, последняя дань отошедшей в прошлое эпохе. Широта и неопределенность — вот оно, сходство с нашей страной. «Ей не суждено окончиться», — говорит о своем произведении уходящий Николай Алексеевич. Та же судьба и у России, идущей к лучшей жизни на своих двоих.
Дорога всегда символизирует собой трансформацию, изменение, движение. И в работе Некрасова образ жизни в России переходит от мрачных глубин прошлого к светлому будущему. По этой причине образ дороги так важен в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Сочинение: Образ дороги в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)
Завязка поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Николая Алексеевича Некрасова происходит во время встречи времяннообязанных мужиков, которые затевают спор о счастье. Поспорив, крестьяне отправляются на поиски счастливого русского человека. Вот он, один из основных образов в лирике Николая Алексеевича – образ дороги.
Сравнив сборник стихотворений Некрасова и это произведение, мы заметим характерные черты. Темой пути открывается сборник («В дороге») и ею же заканчивается («Школьник»). В самом любимом детище автора дорога — центральный образ, он усиливает чувство идущих неизбежных изменений как для народа, так и для России. Нельзя забыть про встречи, что происходят по пути, они служат началом диалогов и последующего взаимного узнавания. Также выглядят части сборника, упомянутые выше. Знакомясь с творчеством поэта, мы можем наблюдать непрекращающееся повторение мысли: жизнь – это дорога, и мы люди, непрерывно движемся по ней. Именно этот образ открывает для нас духовный рост крестьян второй половины девятнадцатого века. Наши главные герои движутся и вопрошают, в попытках отыскать по-настоящему счастливого человека, но не могут этого сделать. То, что они постоянно возвращаются на круги своя, символизирует повтор:
«…мужики степенные, из временно обязанных, Подтянутой губернии, уезда Терпигорева… Сошлись и заспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси…».
Пролог поэмы вышел через три года после отмены крепостного права – это резкого подъема мятежного недовольства, почти вся европейская часть страны охвачена бунтами. Осуществленная реформа не принесла истинного равноправия крепостным. Они достаточно умны, чтобы понимать, что какая-то часть сделанного была неверна. В них просыпается отчаянная тяга к вольности, избавлению от рабовладельческого строя, преодолению его:
«А все ж ты, пташка малая, Сильнее мужика! Окрепнут скоро крылышки. Тю-тю! Куда ни вздумаешь, Туда и полетишь».
Об изменении в духовной части жизни говорит и бездумная покупка «картиночек». Но и в этом отрывке сквозит надежда:
«Придет ли времечко, Когда мужик не Блюхера И не милорда глупого — Белинского и Гоголя С базара понесет?»
Эпизоды с попом и помещиком связаны наблюдением за празднеством. «Пьяная ночь» символизирует то, что как бы далеко не зашло развитие народа, крестьяне всегда будут уставать на работах, всегда будут измотаны горестями. И все это будут забывать только за подобным весельем.
В каком-то смысле дорога в поэме есть аналогия России. В главе «Пир – на весь мир» проходят «поминки по крепям», то есть по крепостному праву, последняя дань отошедшей в прошлое эпохе. Широта и неопределенность — вот оно, сходство с нашей страной. «Ей не суждено окончиться», — говорит о своем произведении уходящий Николай Алексеевич. Та же судьба и у России, идущей к лучшей жизни на своих двоих.
Дорога всегда символизирует собой трансформацию, изменение, движение. И в работе Некрасова образ жизни в России переходит от мрачных глубин прошлого к светлому будущему. По этой причине образ дороги так важен в поэме «Кому на Руси жить хорошо».