мотив дороги кому на руси жить хорошо

Мотив дороги кому на руси жить хорошо

Мотив дороги и его роль в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Мотив дороги находит свое отражение в произведениях многих авторов, например, в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя, «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева. В числе писателей, использующих этот мотив, и Н.А.Некрасов, чье произведение «Кому на Руси жить хорошо» представляет собой поэму-путешествие, объединившую в себе различные эпизоды пути героев. Выяснить, как раскрывается образ дороги и какова его роль в произведении и его композиции, и предстоит в данном сочинении.

Мотив дороги имеет в поэме несколько значений. Во-первых, это буквальное движение странников, идущих и ищущих счастливых людей и ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Во-вторых, этот мотив отражает духовное движение крестьян и всей России 2-й половины XIX века.

…Семь мужиков сошлись «на столбовой дороженьке» и поспорили: кому на Руси жить хорошо? Все они направлялись по своим делам: «Тот путь держал до кузницы, тот шел в село Иваньково…». Но этот вопрос захватил их до такой степени, что они решили «не расходиться врозь, в домишки не ворочаться, не видеться ни с женами, ни с малыми ребятами», а искать ответ, решение проблемы. Они ходят и расспрашивают, но не могут найти истинно счастливого человека. И то, что они снова и снова заходят в тупик, то, что любопытные странники возвращаются к тому, с чего начали, символизирует и повторяющийся от главы к главе рефрен: «…мужики степенные, из временнообязанных,/Подтянутой губернии, уезда Терпигорева…/…Сошлися и заспорили: /Кому живется весело,/Вольготно на Руси…».

Время написания поэмы – 1860-70-е годы. Это время нарастания народного недовольства. Реформа осуществлена, но желаемых, ощутимых перемен она не принесла. В массах зреет протест. Крестьяне не глупые, они понимают, что с ними обошлись не вполне честно. В этом и выражается духовное движение крестьянства. В народе проснулась тяга к свободе, к освобождению от остатков и последствий рабства. Ведь недаром в прологе звучит горькая правда:

А все ж ты, пташка малая,
Сильнее мужика!
Окрепнут скоро крылышки.
Тю-тю! Куда ни вздумаешь,
Туда и полетишь.

Здесь говорится о несвободе крестьян и о желании народа преодолеть ее.

Об эволюции свидетельствует (в сравнении с прежними характеристиками крестьянок) и образ Матрены Тимофеевны – умной, сильной духом женщины.

О духовном изменении говорит и покупка крестьянами на ярмарке портретов генералов, «картиночек». И хотя народ покупает их большей частью бездумно, не зная, кто такие эти люди, но в данном эпизоде все-таки видно движение и звучит надежда:

…Придет ли времечко,
…..
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого –
Белинского и Гоголя
С базара понесет?

Символичен и сам путь странников. Они идут пешком, потом им попадается навстречу тележка попа, запряженная одной лошадью, а затем – тарантас помещика, запряженный уже тройкой лошадей. А между этими эпизодами крестьяне наблюдают праздник и «пьяную ночь». Это означает, что крестьяне есть крестьяне, и как бы далеко ни зашло их развитие (от пешком – до тройки лошадей), они устают на работах, их жизнь полна горестей, и они праздниками и весельем отвлекаются от повседневных забот.

В некотором смысле дорога в поэме – символ России. Произведение начинается с зачина:
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай…
Он означает, что поэт стремится охватить страну не только в ее настоящем, но и в прошлом – во всем ее историческом значении и географической необъятности.

Композиционная «рыхлость» поэмы – признак крупной эпической формы. В произведении много персонажей и сюжетных линий. Отдельные судьбы, биографии как бы «вплетаются» в основную тему произведения – судьбу русского крестьянства, России в целом. Использованная форма путешествий, встреч, расспросов, рассказов, описаний очень удобна для того, чтобы дать всестороннее изображение жизни. Отдельные сцены и «куски», внешне не связанные между собой, выступают в поэме в своем единстве. Роль дороги здесь – связующая. Да и образы семи странников не обладают такой социальной конкретностью, как других крестьян. Это условные фигуры, необходимые для построения сюжета.

Дорога – это всегда изменение, прогресс, движение. И в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» мысль автора движется от темных сторон русской жизни к светлым. Отрицательные стороны жизни связаны с прошлым, положительные – с будущим. Вот почему мотив дороги так важен в этом произведении.

У меня за это тоже 5-/5-, счастья полные штаны:)

Источник

Мотив дороги и его смысл в творчестве Н.А. Некрасова

Хроника написания стихотворений Н.А. Некрасова. Характеристика таких стихотворений как «В дороге», «Тройка», «Пьяница», «Размышление у парадного подъезда» и других. Роль дороги в стихах поэта. Метафорический смысл дороги во всем творчестве писателя.

РубрикаЛитература
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления19.09.2014
Размер файла10,9 K

мотив дороги кому на руси жить хорошо. Смотреть фото мотив дороги кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку мотив дороги кому на руси жить хорошо. Картинка про мотив дороги кому на руси жить хорошо. Фото мотив дороги кому на руси жить хорошо

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Мотив дороги и его смысл в творчестве Н.А. Некрасова

Стихотворением «В дороге» начал Н. А. Некрасов свой творческий путь, поэмой о странствиях по Руси семи мужиков закончил. Грешневская дорога явилась для Некрасова «первым университетом», началом познания многошумной и беспокойной народной Руси.

В 1845 году Н. А. Некрасов написал стихотворение «Пьяница», в котором описывает горькую судьбу опускающегося «на дно» человека. И вновь автор прибегает к использованию мотива дороги, который подчеркивает трагичность судьбы такого человека.

Встихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1858), рассказывая о мужиках, деревенских русских людях, которые… «брели-то долгонько… из каких-нибудь дальних губерний» к петербургскому вельможе, поэт говорит о долготерпении народа, о его покорности. Дорога уводит крестьян в обратный путь, уводит в безнадежность.

Образ дороги в поэме «Кому на Руси жить хорошо» является связующим звеном между главами. Так, поэма начинается с описания дороги, зовущей читателя отправиться в путешествие. В контексте темы произведения образ дороги приобретает символическое значение-это еще и жизненный путь человека. О дороге как о жизненном пути человека,как о его деле,занятии в поэме говорит поп: «Дороги наши трудные. Приход у нас большой». Так образ дороги в поэме связывается с темой счастья. Каждый из героев, встреченных крестьянами на пути, рассказывает о своей «дороге». В поэме для Н.Некрасова важны судьбы людей,связанных дорогой.

Пронизывающий произведения поэта образ дороги приобретает у Некрасова дополнительный, условный, метафорический смысл: он усиливает ощущение перемен в духовном мире крестьянина.Через все творчество поэта проходит идея: жизнь— это дорога и человек постоянно находится в пути.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Изображение дороги в произведениях древнерусской литературы. Отражение образа дороги в книге Радищева «Путь из Петербурга в Москву», поэме Гоголя «Мертвые души», романе Лермонтова «Герой нашего времени», лирических стихах А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова.

реферат [26,7 K], добавлен 28.09.2010

Мораль и нравственные принципы как основа эстетики поэта Н. Некрасова. Анализ основных стихотворных сюжетов, проблематика и особенности композиции и идейно-художественная значимость некрасовских стихотворений. Новаторский характер поэзии Некрасова.

реферат [23,5 K], добавлен 03.10.2014

курсовая работа [43,1 K], добавлен 19.06.2010

Бытовая трактовка «дорожных» мотивов в лирике П.А. Вяземского. Ироническое осмысление «дорожных» странствий в творчестве поэта К.Н. Батюшкова. Дорожные мотивы в раннем и позднем творчестве А.С. Пушкина, вырастающие в проблему России и человечества.

дипломная работа [103,9 K], добавлен 23.04.2016

Тема поэта и поэзии является одной из важнейших тем в творчестве Н.А. Некрасова. Она протянута через несколько его произведений, в частности «Поэт и гражданин» и «Элегия».

сочинение [5,0 K], добавлен 16.12.2002

В обеих поэмах все же тема дороги является связующей, стержневой, но для Некрасова важны судьбы людей, связанных дорогой, а для Гоголя важна дорога, связывающая все в жизни. В «Кому на Руси жить хорошо, тема дороги является художественным приемом.

реферат [8,2 K], добавлен 01.04.2004

Русская природа в стихах Н.А. Некрасова для детей, образы крестьянского ребенка в его произведениях. Роль Н.А. Некрасова в развитии детской поэзии и педагогическая ценность произведений писателя. Литературный анализ поэмы «Дедушка Мазай и зайцы».

контрольная работа [34,8 K], добавлен 16.02.2011

Источник

Сочинение: Образ дороги в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 21.07.2020 · Обновлено 21.07.2020

(430 слов) Завязка поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Николая Алексеевича Некрасова происходит во время встречи времяннообязанных мужиков, которые затевают спор о счастье. Поспорив, крестьяне отправляются на поиски счастливого русского человека. Вот он, один из основных образов в лирике Николая Алексеевича – образ дороги.

Сравнив сборник стихотворений Некрасова и это произведение, мы заметим характерные черты. Темой пути открывается сборник («В дороге») и ею же заканчивается («Школьник»). В самом любимом детище автора дорога — центральный образ, он усиливает чувство идущих неизбежных изменений как для народа, так и для России. Нельзя забыть про встречи, что происходят по пути, они служат началом диалогов и последующего взаимного узнавания. Также выглядят части сборника, упомянутые выше. Знакомясь с творчеством поэта, мы можем наблюдать непрекращающееся повторение мысли: жизнь – это дорога, и мы люди, непрерывно движемся по ней. Именно этот образ открывает для нас духовный рост крестьян второй половины девятнадцатого века. Наши главные герои движутся и вопрошают, в попытках отыскать по-настоящему счастливого человека, но не могут этого сделать. То, что они постоянно возвращаются на круги своя, символизирует повтор:

«…мужики степенные, из временно обязанных, Подтянутой губернии, уезда Терпигорева… Сошлись и заспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси…».

Пролог поэмы вышел через три года после отмены крепостного права – это резкого подъема мятежного недовольства, почти вся европейская часть страны охвачена бунтами. Осуществленная реформа не принесла истинного равноправия крепостным. Они достаточно умны, чтобы понимать, что какая-то часть сделанного была неверна. В них просыпается отчаянная тяга к вольности, избавлению от рабовладельческого строя, преодолению его:

«А все ж ты, пташка малая, Сильнее мужика! Окрепнут скоро крылышки. Тю-тю! Куда ни вздумаешь, Туда и полетишь».

Об изменении в духовной части жизни говорит и бездумная покупка «картиночек». Но и в этом отрывке сквозит надежда:

«Придет ли времечко, Когда мужик не Блюхера И не милорда глупого — Белинского и Гоголя С базара понесет?»

Эпизоды с попом и помещиком связаны наблюдением за празднеством. «Пьяная ночь» символизирует то, что как бы далеко не зашло развитие народа, крестьяне всегда будут уставать на работах, всегда будут измотаны горестями. И все это будут забывать только за подобным весельем.

В каком-то смысле дорога в поэме есть аналогия России. В главе «Пир – на весь мир» проходят «поминки по крепям», то есть по крепостному праву, последняя дань отошедшей в прошлое эпохе. Широта и неопределенность — вот оно, сходство с нашей страной. «Ей не суждено окончиться», — говорит о своем произведении уходящий Николай Алексеевич. Та же судьба и у России, идущей к лучшей жизни на своих двоих.

Дорога всегда символизирует собой трансформацию, изменение, движение. И в работе Некрасова образ жизни в России переходит от мрачных глубин прошлого к светлому будущему. По этой причине образ дороги так важен в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Источник

Сочинение: Образ дороги в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)

Завязка поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Николая Алексеевича Некрасова происходит во время встречи времяннообязанных мужиков, которые затевают спор о счастье. Поспорив, крестьяне отправляются на поиски счастливого русского человека. Вот он, один из основных образов в лирике Николая Алексеевича – образ дороги.

Сравнив сборник стихотворений Некрасова и это произведение, мы заметим характерные черты. Темой пути открывается сборник («В дороге») и ею же заканчивается («Школьник»). В самом любимом детище автора дорога — центральный образ, он усиливает чувство идущих неизбежных изменений как для народа, так и для России. Нельзя забыть про встречи, что происходят по пути, они служат началом диалогов и последующего взаимного узнавания. Также выглядят части сборника, упомянутые выше. Знакомясь с творчеством поэта, мы можем наблюдать непрекращающееся повторение мысли: жизнь – это дорога, и мы люди, непрерывно движемся по ней. Именно этот образ открывает для нас духовный рост крестьян второй половины девятнадцатого века. Наши главные герои движутся и вопрошают, в попытках отыскать по-настоящему счастливого человека, но не могут этого сделать. То, что они постоянно возвращаются на круги своя, символизирует повтор:

«…мужики степенные, из временно обязанных, Подтянутой губернии, уезда Терпигорева… Сошлись и заспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси…».

Пролог поэмы вышел через три года после отмены крепостного права – это резкого подъема мятежного недовольства, почти вся европейская часть страны охвачена бунтами. Осуществленная реформа не принесла истинного равноправия крепостным. Они достаточно умны, чтобы понимать, что какая-то часть сделанного была неверна. В них просыпается отчаянная тяга к вольности, избавлению от рабовладельческого строя, преодолению его:

«А все ж ты, пташка малая, Сильнее мужика! Окрепнут скоро крылышки. Тю-тю! Куда ни вздумаешь, Туда и полетишь».

Об изменении в духовной части жизни говорит и бездумная покупка «картиночек». Но и в этом отрывке сквозит надежда:

«Придет ли времечко, Когда мужик не Блюхера И не милорда глупого — Белинского и Гоголя С базара понесет?»

Эпизоды с попом и помещиком связаны наблюдением за празднеством. «Пьяная ночь» символизирует то, что как бы далеко не зашло развитие народа, крестьяне всегда будут уставать на работах, всегда будут измотаны горестями. И все это будут забывать только за подобным весельем.

В каком-то смысле дорога в поэме есть аналогия России. В главе «Пир – на весь мир» проходят «поминки по крепям», то есть по крепостному праву, последняя дань отошедшей в прошлое эпохе. Широта и неопределенность — вот оно, сходство с нашей страной. «Ей не суждено окончиться», — говорит о своем произведении уходящий Николай Алексеевич. Та же судьба и у России, идущей к лучшей жизни на своих двоих.

Дорога всегда символизирует собой трансформацию, изменение, движение. И в работе Некрасова образ жизни в России переходит от мрачных глубин прошлого к светлому будущему. По этой причине образ дороги так важен в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *