моцарт фантазия ре минор история создания

Вольфганг Амадей Моцарт. Фантазия ре минор

моцарт фантазия ре минор история создания. Смотреть фото моцарт фантазия ре минор история создания. Смотреть картинку моцарт фантазия ре минор история создания. Картинка про моцарт фантазия ре минор история создания. Фото моцарт фантазия ре минор история созданияТочная дата создания Фантазии ре минор Вольфганга Амадея Моцарта не установлена, но предположительно таковой считается 1782 г. – за три года до до-минорной Фантазии. Между этими двумя произведениями можно усмотреть некоторые общие черты, и не только само обращение к жанру фантазии: в обоих присутствуют элементы ариозности и прелюдирования, каденции, пассажи в последних разделах. Еще одна загадка ре-минорной Фантазии заключается в том, что в первом ее издании, которое было осуществлено в 1804 г., не было последних десяти тактов. Существует гипотеза, что сам Моцарт этого фрагмента не писал, а истинным его автором был Август Эберхард Мюллер – известный в то время исполнитель, композитор и теоретик.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Подобные посты

Жизнь и творчество Луи Моро Готтшалка в контексте американской музыкальной культуры XIX века

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Борис Эмильевич Блох

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Дариус Мийо

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Источник

Фантазия Моцарта, или Человек в сером

Никогда не ложусь в постель, не подумав о том, что могу не проснуться.

В жизни каждого человека есть место для Моцарта.

Когда мы с Сашей заканчивали учебу, случилось немецкое нашествие на Новосибирскую консерваторию: Мангеймская высшая музыкальная школа побраталась с нашей.
Ознаменовалось эта дружба домами спектаклем «Волшебная флейта» Моцарта – у буржуев своя постановка, у нас своя.
Два вечера подряд в Концертном зале консерватории шла одна и та же опера. (Помню, русская Царица Ночи крупно «облажалась» в фиоритурах).

В общем, несколько месяцев все мы жили под знаком Моцарта. Тогда в его гениальности не принято было сомневаться, типа «Вечный свет в музыке».
И только пианист Олежка Т-ко, сосед по общежитской комнате, выйдя на кухню после обеих премьер, произнес фразу, достойную Мальчика из «Нового платья короля»:

— До чего стремная музыка у Моцарта: сплошные кадансы!

Мы дружно захохотали. На святое замахнулся. Но, если честно, так и есть: композитор явно злоупотребляет мажором, гаммобразными формами движения, галантными предъемами, шаблонными опеваниями и назойливыми кадансами, и так всю дорогу.

А вот сама опера «Волшебная флейта» вызвала легкое недоумение у всего курса. Какие-то египетские пирамиды, какие-то мавры, птицы, не разберешь, где добро, а где зло. Откуда было нам знать, что композитор пытался воссоздать пародию на масонский обряд посвящения в члены ложи.

С приветом от Моцарта

Например, начало совсем не моцартовское – печальные романтические переборы. Где же пресловутые кадансы? Где мажорный позитив?
Да и сама песенная мелодия очень личная, мятущаяся, стонущая, незаконченная. Что с Вами, Маэстро? Беременным такое слушать просто противопоказано.
Всякий раз эту мелодию кто-то властно и громко перебивает. Кто бы это мог быть?

А вот и он, бездушное создание с механистичной тяжелой поступью: хроматические нисходящие басы. То ли мотив Судьбы, то ли Каменная Статуя Командора.

Вот Моцарт пробует увести свою тему в доминантовую тональность, но и ее обрывает пассаж – гаммообразный обвал через всю клавиатуру, затем новый пассаж, чужеродный, на этот раз снизу вверх.

Нашего героя снова нагоняет таинственный Незнакомец. Он вслед за темой тоже меняет тональность: ты, дескать, не скроешься от меня…

Увы, затея не удалась, за попытку спасибо… Умоляющие возгласы-стоны замирают в горле, паузы все многозначительнее, неумолимая Судьба вступает в свои права: после пассажа по звукам того же инфернального вводного септаккорда наконец-то тихо и горестно утверждается каданс. Какой-то совсем не моцартовский.

Но это еще не все.
Откуда ни возьмись – Аллегретто, изящное и солнечное. Что это – мелодия за окном (как прекрасен этот мир)? Счастье, которое было так возможно? Или завещание потомкам – радости вам, друзья мои?
В общем, хэппи энд такой.

Тайна смерти Моцарта

. Что-то мне подсказывало, что загадка Фантазии К. 397 как-то связана с тайной смерти Моцарта. Поймешь музыку – узнаешь тайну.
Кстати, почти все исследователи единодушны в том, что великий композитор умер слишком рано, к тому же неестественной смертью.

. Заслуживает особого внимания теория о том, что масоны приложили руку к его смерти.
Например, так: композитор получил задание возвеличить масонство в опере Волшебная флейта, вместо этого создал карикатуру на него, да еще раскрыл секреты обряда. Согласно живучей теории масонского заговора, Моцарт был за это сурово наказан.

Или так: между композитором и масонским обществом разгорелся конфликт. Разочарованный Моцарт как раз собирался покинуть ложу, чтобы создать собственную, в которой он явился бы магистром и реформатором.
Теплее! Мне показалось, что именно здесь собака зарыта.

Не потому ли масоны, для которых композитор написал так много музыки, не оказали финансовой помощи для погребения отступника.

Куда исчезло тело Моцарта?

. Говорят, тело положили в братскую могилу, как утверждает барон Готфрид ван Свитен, который взял организацию похорон на себя. Это он уговорил вдову с детьми не появляться на похоронах. Кстати, могильщик вскоре тоже отошел в мир иной. Вроде бы стал опасен как свидетель. Свидетель чего?
Например, как свидетель воровства тела.

Так или иначе, теперь нет ни тела, ни точных координат захоронения. Даже вдова Констанция впоследствии не смогла определить место, где был похоронен ее супруг.

О чем поведала Фантазия d-moll

— Но мы тоже можем сделать все, что в наших силах. Например, я проанализировала музыку Моцарта и попыталась понять примерно то, что чувствовал этот человек в водовороте этих событий. Вот Фантазия d-moll. Слишком уж много здесь личного открыто.

Фантазия d-moll – очень страшное фортепианное произведение: прямо под пальцами гибнет добрый гений, обманутый красивыми идеями Просвещения и Благотворительности.

Это для нас, товарищи потомки. И да простятся великому Маэстро мажорные кадансы.

«Если хотите жить, вы должны слушать Моцарта».
Элисо Вирсаладзе

Источник

Юрий Александрович Колодуб «О „случайных“ пьесах Моцарта»
3. Фантазия ре минор

Хотя в справочнике Кёхеля эта фантазия отнесена к 1782 му году, точное время возникновения этой пьесы, впервые опубликованной «Венским бюро искусств и индустрии» («Wiener Bureau d’Art und d’Industrie») в 1804 году — не установлено. Тогда почему Альфред Эйнштейн, отредактировавший «KV» уже в ХХ м веке, сохранил дату 1782 г.? В сноске д-р Эйнштейн поясняет, что, не располагая достаточными данными, он здесь «уступил традиции» Автограф, равно как соответствующие упоминания в письмах — не сохранились. Ханнс Деннерлайн считает, что правильнее ре минорную фантазию помещать не после маленькой фантазии (или точнее фрагмента сонаты, по-видимому, скрипичной) в до миноре (возникшей в 1782 г.) как это оставил Эйнштейн, а по соседству с большой фантазией до минор — 1785-го года — как это предлагалось Робертом Хаасом (1886-1960), в его «Аугсбургской книге о Моцарте», 1942 г. В пользу этой весьма вероятной гипотезы свидетельствует многое, в т.ч. сходные структурные черты этих сочинений.

Ханнс Деннерлайн: «Удивительно большое количество сопоставимых стилистических особенностей определяют положение ре минорной Фантазии в непосредственной близости к творению в ре миноре».

И действительно: и здесь и там элементы прелюдирования, ариозности, речитативности или же протяжённые повторения звука, имитирующие звон колокола и, наконец, — введение каденций и энергичный бег шестнадцатых нот в заключениях. Здесь следует, правда, отметить, что в упомянутом выше, первом издании 1804 г. отсутствовали последние 10 тактов. Они появились в 1806 г., в публиковавшихся фирмой «Брайткопф и Хертель» сборниках, которые замышлялись как подготовка к первому собранию сочинений Моцарта. В связи с этим, советский исследователь Л.А Баренбойм — в своём обширном послесловии к изданной в СССР книге Евы и Пауля Бадура-Шкода «Интерпретация Моцарта» *) высказывает достаточно обоснованную версию: последние 10 тактов Фантазии d-moll были дописаны известным тогда исполнителем и теоретиком Августом Эберхардом Мюллером (1767-1817). Решающим доводом в пользу этого предположения является факт участия Мюллера в подготовке к изданию упомянутого собрания сочинений Моцарта — именно Мюллер был привлечён Брайткопфом для этой работы.

*) Ева и Пауль Бадура-Шкода «Интерпретация Моцарта» (с приложением работы Л. Баренбойма — «Как исполнять Моцарта?») Издат. «Музыка», М. 1972г.

Источник

Юрий Александрович Колодуб «О „случайных“ пьесах Моцарта»

Вопрос этот проблемный и вряд ли он доступен решению — в достаточной степени определённому. С другой стороны, представляется бесспорным мнение Деннерлайна о том, что Фантазия ре минор знаменует собой совершенно новое в истории музыки решение проблемы мажоро-минора («es ist eine neue Loesung des Dur-moll-Problems»). Это верно! И, кстати, подтверждением этого являются сходные решения упомянутой проблемы, применённые Моцартом в ряде сочинений (фортепианное трио KV 442, ре минорной клавирконцерт N 20, KV 466).

С точки зрения формы фантазии, у Моцарта, разумеется, были предшественники (не говоря уже о том, что изображение различных душевных состояний было излюбленной темой пьес XVIII-ro века — начиная, хотя бы с Куперена), были и довольно прямые образцы. Так, Роберт Хаас находил в ре минорной Фантазии Моцарта отголоски Второй, до минорной Фантазии К. Ф.Э. Баха (Из его 5-го сборника пьес «Для знатоков и любителей»). Что можно сказать по этому поводу? Во-первых, Моцарту нечего стыдиться образцов, давших ему — в той или иной степени — первотолчок для формирования бьющей ключом творческой энергии, той самой fortzeugende Kraft, прозорливо подмеченной Гёте. Во-вторых, Фантазия d-moll, как и другие маленькие шедевры Моцарта, с их, столь, «красноречивым» великолепием, «подобно мощным вершинам» возвышаются над всеми иными предшествующими опытами создания подобных пьес. Прав Деннерлайн, утверждающий, что в изображении подлинно глубоких страданий и вновь отвоёванной радости Моцарт, в своей Фантазии d-moll, достиг такой пластической силы, какой отличаются его более поздние и наиболее зрелые сценические произведения, такие, как «Фигаро» и «Дон Жуан».

Источник

Моцарт. Фантазия и соната до минор

моцарт фантазия ре минор история создания. Смотреть фото моцарт фантазия ре минор история создания. Смотреть картинку моцарт фантазия ре минор история создания. Картинка про моцарт фантазия ре минор история создания. Фото моцарт фантазия ре минор история создания

Моцарт. Фантазия и соната до минор.

В творчестве Моцарта появляется не только лирическая, но и драматическая соната. Такие произведения он пишет в последний, венский период творчества. Для них характерно усиление контраста, введение драматических образов. Например, фантазия и соната до минор. Сначала была написана соната(1784 г.), позже фантазия(1785 г.). Но Моцарт стал исполнять эти произведения вместе, как единый цикл, где фантазия служит своеобразным развернутым вступлением к сонате. Это не случайно. Они близки по музыке, содержанию, но фантазия трагедийнее.

Фантазия – это одночастное произведение, состоящее из нескольких контрастных эпизодов. В фантазии Моцарта эпизоды можно сравнить с частями сонатного цикла или с разделами сонатной формы. Такая структура будет характерна для композиторов романтиков. В фантазии Моцарта до минор выделяется 6 эпизодов.

I эпизод Adagio – мрачный, суровый, трагический образ (этот эпизод завершит фантазию). Тема содержит внутритематический контраст: мрачные октавные ходы в низком регистре сопоставляются с короткими молящими фразами в высоком регистре, используется лад с двумя увеличенными секундами. Тема развивается, проходит в различных тональностях, фактура насыщается, используются динамические, регистровые сопоставления, напряжение усиливается.

III эпизод Allegro –разрушает нежное очарование второго эпизода. Выделяется две темы. Первая тема драматичная, грозовая, бурная, это требовательный, властный образ. На фоне тремоло звучат октавные, жесткие возгласы в маршевом ритме. Вторая тема более мягкая, мелодичная, но взволнованная, полная смятения. Первый эпизод можно сравнить с мрачным вступлением, третий эпизод – с экспозицией сонатной формы. Первая тема по характеру, приемам развития близка главной партии, вторая тема – побочной партии.

IV эпизод Andantino – Cи-бемоль мажор, светлая, созерцательная, спокойная лирика. Этот эпизод можно сравнить со второй, медленной частью сонатного цикла.

V эпизод Piu Allegro – бурный, страстный, стремительный. В его основе – гармонические фигурации. Звучит как финал.

VI эпизод Adagio – завершает фантазию первый эпизод, словно трагический эпилог.

Соната развивает лирико-драматические образы фантазии. Состоит из 3-х частей.

I часть написана в сонатной форме.

Экспозиция. Главная партия – до минор. Содержит внутритематический контраст: 1. Героический, волевой элемент. Это октавные, призывные, мужественные ходы вверх по минорному трезвучию на форте. 2. Лирический, молящий элемент на пиано. В связующей партии переход из до минора в ми-бемоль мажор. Это новая тема – лирическая, легкая, певучая. Хроматизмы придают звучанию хрупкость, изящество, утонченность. Побочная партия – ми-бемоль мажор. Это лирический диалог верхнего и нижнего голосов. В конце вторгаются бурные арпеджио. Это, так называемый, прорыв в побочную партию. Заключительная партия – ми-бемоль мажор, взволнованная, беспокойная. Разработка – небольшая, но активная, стремительная. Получает развитие первый героический элемент главной партии.

В репризе все темы в основной тональности. Звучание главной партии эмоционально обостряется. Связующая сокращена. Побочная партия лирическая, мягкая, подчеркиваются секундовые ходы. Заключительная звучит более взволнованно. Завершает I часть кода.

Кода строится на теме главной партии и утверждает драматический характер.

II часть. Adagio. Ми-бемоль мажор, форма сложная 3-х частная. Медленная, светлая, лирическая, напоминает второй ре мажорный эпизод фантазии.

III часть. Assai allegro. До минор, форма рондо-соната. В этой части оживленная, взволнованная лирика.

В целом фантазия и соната яркими контрастами, драматизмом приближаются к Бетховену.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *