моцарт турецкое рондо история создания

Моцарт турецкое рондо история создания

Вольфганг Амадей Моцарт «Турецкий марш»

моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть фото моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть картинку моцарт турецкое рондо история создания. Картинка про моцарт турецкое рондо история создания. Фото моцарт турецкое рондо история созданияВеликий Моцарт. Учёные уже более двух веков стараются разгадать феномен этого гениального композитора. Почему его поистине божественная музыка так благотворно влияет на здоровье и энергетику человека? Почему она проясняет сознание и повышает интеллект? Вопросов много и возможно люди всё-таки когда-нибудь смогут найти на них ответ. Ну а пока человечество выражает огромную благодарность маэстро за то, что он оставил потомкам столь драгоценное творческое наследие, включающее в себя более шестисот бесценных шедевров, в самых разных музыкальных жанрах. Популярность сочинений Моцарта весьма велика, но среди них есть одно изящное творение, которое завоевало во всём мире особую народную любовь. Композитор назвал это произведение «Rondo alla turca», хотя в простонародье его принято именовать «Турецким рондо» или «Турецким маршем».

Историю «Турецкого марша» Моцарта , содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Несмотря на то, что Османская империя, более двух веков воевавшая с Австрией, была её злейшим врагом, жители Вены XVIII века с большим любопытством относились ко всему турецкому. Их интересовала культура, быт и обычаи этой экзотической страны. В моду вошла удобная одежда османов, а турецкий кофе стал любимым напитком венцев. К числу диковин, вызывающих особое внимание европейцев, относилась музыка турецких янычар. Дело в том, что все военные действия османов сопровождались музыкой в исполнении странного, непривычного для австрийцев оркестра, состоящего из особенных ударных и духовых инструментов. Их специфическое, необычное звучание воспринималось европейцами как нечто варварское, рычащее и гремящее. Тем не менее заинтересованность необычными инструментами была настолько велика, что они стали входить в моду.

моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть фото моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть картинку моцарт турецкое рондо история создания. Картинка про моцарт турецкое рондо история создания. Фото моцарт турецкое рондо история создания

Вольфганг Амадей Моцарт , следуя всеобщему повальному увлечению ко всему восточному, тоже не оставался в стороне. В 1779 году у композитора была возможность продемонстрировать свои способности в зингшпиле на турецкую тему, причем по заказу самого императора, однако, это произведение так и осталось незавершённым. Впрочем, в 1782 году он всё же написал оперу, использовав в ней турецкий сюжет. Этот комический музыкальный спектакль, получивший название «Похищение из сераля» вошёл в историю культуры, как первая опера на немецком языке.

Спустя год, в июле 1783 года, двадцатисемилетний Моцарт после рождения первенца вместе с женой Констанцией отправился в Зальцбург чтобы помириться с отцом, который даже после свадьбы противился их союзу. Несмотря на все усилия молодой четы, Леопольд своего мнения по этому поводу так и не изменил. По стечению некоторых обстоятельств в Зальцбурге молодая семья Моцартов оставалась до октября, и существуют предположения, что именно в это время композитор в числе других произведений написал фортепианную сонату под номером одиннадцать, третью часть которой он назвал «Rondo alla turca».

Важно отметить, что Моцарт к тому времени, несмотря на то, что был уже автором многочисленных произведений, в Вене был более известен не как композитор, а как виртуозный пианист. Поэтому в первые годы жизни в австрийской столице он в основном зарабатывал на жизнь тем, что занимался преподавательской деятельностью. И работая над своим прекрасным творением, Вольфганг в первую очередь учитывал исполнительские возможности своих учеников.

Соната №11 Ля мажор впервые была опубликована венской нотоиздательской фирмой «Artaria & Co» вместе с другими фортепианными сонатами композитора в 1784 году.

моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть фото моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть картинку моцарт турецкое рондо история создания. Картинка про моцарт турецкое рондо история создания. Фото моцарт турецкое рондо история создания моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть фото моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть картинку моцарт турецкое рондо история создания. Картинка про моцарт турецкое рондо история создания. Фото моцарт турецкое рондо история создания

моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть фото моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть картинку моцарт турецкое рондо история создания. Картинка про моцарт турецкое рондо история создания. Фото моцарт турецкое рондо история создания моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть фото моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть картинку моцарт турецкое рондо история создания. Картинка про моцарт турецкое рондо история создания. Фото моцарт турецкое рондо история создания

Интересные факты

моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть фото моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть картинку моцарт турецкое рондо история создания. Картинка про моцарт турецкое рондо история создания. Фото моцарт турецкое рондо история создания

моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть фото моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть картинку моцарт турецкое рондо история создания. Картинка про моцарт турецкое рондо история создания. Фото моцарт турецкое рондо история создания

Содержание «Турецкого рондо»

Уже само название произведения говорит о том, что автор задумал заключить его в форму рондо, то есть оно должно иметь главную тему – рефрен, который постоянно чередуется с эпизодами, отличающимися друг от друга музыкальным материалом. Помимо этого следует заметить, что «Rondo alla turca» также можно представить как произведение, написанное в сложной трёхчастной форме с кодой. И тем не менее всё строение композиции в результате укладывается в следующую схему:

моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть фото моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть картинку моцарт турецкое рондо история создания. Картинка про моцарт турецкое рондо история создания. Фото моцарт турецкое рондо история создания

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

«Турецкий марш» Моцарта

Источник

«Турецкий марш» Моцарта назывался «Турецкое рондо»

Впервые ноты моцартовской «Сонаты для фортепиано № 11 ля мажор» были изданы в австрийской столице Вене музыкальным издательством «Artaria & Co» в 1784 году.

Австро-турецкие войны происходили в 1521, 1526, 1529, 1532-1533, 1540-1547, 1551-1562, 1566-1568, 1592-1606, 1660-1664, 1683-1699, 1716-1718, 1727-1739, 1788-1791 годах, при этом в 1529 и 1683 годах турки даже брали Вену в осаду.

Однако, несмотря на такую постоянную вражду, у австрийцев был сильнейший интерес и к турецкой культуре вообще, и к турецкой музыке в частности.

Впервые австрийцы познакомились с игрой турецких музыкантов в 1699 году, когда в Вену прибыла турецкая делегация, чтобы отпраздновать заключение Карловицкого мирного договора, завершившего очередную австро-турецкую войну, продолжавшуюся 16 лет.

Охрану делегации Османской империи несли янычары (турецкая пехота), и вместе с другими янычарами делегацию сопровождал и янычарский военный оркестр, который дал несколько публичных концертов для жителей Вены.

Австрийцы пришли от янычарской музыки в такой восторг, что многие австрийские музыканты стали пытаться имитировать турецкую музыку на европейских музыкальных инструментах, и даже появились фальшивые турецкие оркестры, когда коренные австрияки надевали на себя янычарскую одежду, и играли на привезённых из Турции инструментах.

И никакие последующие австро-турецкие войны не смогли уничтожить любовь австрийцев к турецкой музыке. Дошло даже до того, что в 1741 году австрийское правительство обратилось к турецкому правительству с просьбой прислать турецкие музыкальные инструменты для императорского придворного оркестра. Инструменты были присланы.

Кроме того, фортепиано в Австрии стали делать со специальной «янычарской педалью», позволявшей приблизительно имитировать звучание турецкого барабана.

Чем же так зацепила австрийцев янычарская музыка? В первую очередь, своей необычностью. Когда скачаете «Турецкий марш» Моцарта, очень похожий на реальные янычарские марши, и начнёте его слушать, то поймёте, что он меньше всего на свете похож на привычные европейские (в том числе и российские) марши. Только надо учитывать, что в оригинале янычары играли не на фортепиано, а в основном на барабанах, поэтому у Моцарта звучание более тихое и мягкое. Но ритм передан абсолютно правильно.

И действительно, турецкие янычары никогда под музыку строем не ходили. Музыку играли перед боем, во время боя, и после боя, чтобы отпраздновать победу, а также во время торжественных мероприятий. Во время парадов янычары просто шли пешком, не «в ногу», очень часто даже пританцовывали с криками «Рахим Алла! Карим Алла!» («Господь милосердный! Господь щедрый!»). Всё-таки в восточных армиях никогда не занимались строевой подготовкой и «шагистикой», в отличие от армий «прусской военной школы».

В состав янычарского оркестра «мехтер такими» входили следующие музыкальные инструменты: большой турецкий барабан; маленькие барабаны; «бору» (турецкие медные трубы); тарелки; «кос» (огромные литавры); зурна (восточный вариант флейты); треугольник (самозвучащий ударный инструмент треугольной формы); «чевген» (специфический турецкий инструмент, представляющий собой палку, увешанную множеством колокольчиков).

Количество музыкантов в оркестре варьировалось от 9 до 100, а в 1453 году, когда турецкий султан Мехмет II торжественно въезжал на лошадях со своей свитой в захваченный турками Константинополь, играл гигантский военный оркестр в составе 300 музыкантов.

В отличие от европейских военных оркестров, «мехтер такими» никогда не играли в движении. Музыканты выстраивались в форме круга или полумесяца, после чего происходила следующая церемония:

Вольфганг Амадей Моцарт, когда писал «Турецкое рондо», переложил традиционную оркестровую турецкую военную музыку для исполнения на фортепиано, в результате чего слушать музыку в турецком стиле стало возможно и не собирая огромный янычарский оркестр, в любом доме, где были рояль или пианино. Хотя существуют и аранжировки «Турецкого марша» для оркестрового исполнения.

Учитывая, что современные турецкие военные оркестры, восстановленные в турецкой армии в 1952 году, играют в основном в европейском стиле, представить себе звучание настоящего янычарского оркестра хотя бы приблизительно можно только прослушав «Турецкое рондо» («Турецкий марш») Моцарта.

Но при этом всё же следует учитывать, что на современных фортепиано нет «янычарской педали», которая была на фортепиано во времена Моцарта, поэтому в ту пору «Турецкий марш» в фортепианном исполнении звучал всё же не совсем так, как он звучит сейчас.

Чтобы представить звучание янычарской музыки наиболее близко к оригиналу, когда будете слушать аудиозапись произведения Моцарта, попробуйте представить, как бы звучала эта мелодия, если бы её исполняли не на пианино, а на барабанах и других ударных инструментах.

У нас нет сведений, как отнёсся Вольфганг Амадей Моцарт к тому, что восхищённая публика переименовала его «Турецкое рондо» («Rondo Alla Turca») в «Турецкий марш». В конце жизни Моцарт очень много работал, и скорее всего, ему было не до этого, ведь «Rondo Alla Turca» он никогда не называл своим главным произведением, это был всего лишь незначительный эпизод в его творческой деятельности.

В сентябре 2006 года в интервью радио «Свобода» турецкая школьница Айше сказала: «Моцарта знают все. У моей бабушки была старинная музыкальная шкатулка. Мы открывали её, оттуда выскакивал нарядный толстый солдат с длинной саблей, который маршировал под музыку «Турецкого марша». Мы тоже маршировали вместе с ним».

2006 год был объявлен турецким министерством культуры «Годом Моцарта». В честь этого события в Турции выпускался шоколад «Моцарт», полотенца, стаканы и турецкие ковры с портретом Моцарта…

Скачать «Турецкий марш» («Турецкое рондо») Вольфганга Амадея Моцарта в формате mp3 можно бесплатно на этом сайте.

Источник

История создания

Популярность сочинений Моцарта весьма велика, но среди них есть одно изящное творение, которое завоевало во всём мире особую народную любовь. Композитор назвал это произведение «Rondo alla turca», хотя в простонародье его принято именовать «Турецким рондо» или «Турецким маршем».

Несмотря на то, что Османская империя, более двух веков воевавшая с Австрией, была её злейшим врагом, жители Вены XVIII века с большим любопытством относились ко всему турецкому. Их интересовала культура, быт и обычаи этой экзотической страны. В моду вошла удобная одежда османов, а турецкий кофе стал любимым напитком венцев.

К числу диковин, вызывающих особое внимание европейцев, относилась музыка турецких янычар. Дело в том, что все военные действия османов сопровождались музыкой в исполнении странного, непривычного для австрийцев оркестра, состоящего из особенных ударных и духовых инструментов. Их специфическое, необычное звучание воспринималось европейцами как нечто варварское, рычащее и гремящее. Тем не менее заинтересованность необычными инструментами была настолько велика, что они стали входить в моду.

Вольфганг Амадей Моцарт, следуя всеобщему повальному увлечению всем восточным, тоже не оставался в стороне. В 1779 году у композитора была возможность продемонстрировать свои способности в зингшпиле на турецкую тему, причем по заказу самого императора, однако, это произведение так и осталось незавершённым. Впрочем, в 1782 году он всё же написал оперу, использовав в ней турецкий сюжет. Этот комический музыкальный спектакль, получивший название «Похищение из сераля» вошёл в историю культуры, как первая опера на немецком языке.

Спустя год, в июле 1783 года, двадцатисемилетний Моцарт после рождения первенца вместе с женой Констанцией отправился в Зальцбург чтобы помириться с отцом, который даже после свадьбы противился их союзу. Несмотря на все усилия молодой четы, Леопольд своего мнения по этому поводу так и не изменил. По стечению некоторых обстоятельств в Зальцбурге молодая семья Моцартов оставалась до октября, и существуют предположения, что именно в это время композитор в числе других произведений написал фортепианную сонату под номером одиннадцать, третью часть которой он назвал «Rondo alla turca».

Важно отметить, что Моцарт к тому времени, несмотря на то, что был уже автором многочисленных произведений, в Вене был более известен не как композитор, а как виртуозный пианист. Поэтому в первые годы жизни в австрийской столице он в основном зарабатывал на жизнь тем, что занимался преподавательской деятельностью. И работая над своим прекрасным творением, Вольфганг в первую очередь учитывал исполнительские возможности своих учеников.

Соната №11 Ля мажор впервые была опубликована венской нотоиздательской фирмой «Artaria & Co» вместе с другими фортепианными сонатами композитора в 1784 году.

Содержание «Турецкого рондо»

Как было указано выше, «Rondo alla turca» является финалом Ля мажорной сонаты Вольфганга Амадея Моцарта. Однако из-за возросшей популярности данная часть фортепианного сочинения композитора стала существовать как самостоятельная пьеса.

Уже само название произведения говорит о том, что автор задумал заключить его в форму рондо, то есть оно должно иметь главную тему – рефрен, который постоянно чередуется с эпизодами, отличающимися друг от друга музыкальным материалом. Помимо этого следует заметить, что «Rondo alla turca» также можно представить как произведение, написанное в сложной трёхчастной форме с кодой. И тем не менее, всё строение композиции в результате укладывается в следующую схему:

Далее, после повторения главной темы, настроение тематического материала произведения меняется на восторженно-радостный и ликующий. Это говорит о начале второй части произведения или первого эпизода формы рондо: в схеме он отмечен буквой «С». Торжественная мелодия (A-dur) здесь сопровождается чётким, похожим на барабанные удары, энергичным аккомпанементом. Затем решительный и праздничный настрой композиции вновь преображается.

На смену торжественной приходит лёгкая и нежная мелодическая линия, состоящая из струящихся в непрерывном движении звуков. В схеме данный контрастный раздел включает в себя буквы «D» и «E». Вслед за этим, согласно вышеуказанному плану, идёт повторение ранее уже звучащих фрагментов. Заканчивается композиция радостной и энергичной кодой.

Источник

Моцарт турецкое рондо история создания

Вольфганг Амадей Моцарт Соната №11 (A-dur)

моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть фото моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть картинку моцарт турецкое рондо история создания. Картинка про моцарт турецкое рондо история создания. Фото моцарт турецкое рондо история созданияВольфганг Амадей Моцарт создавал сонаты на протяжении всей жизни. Первые сонаты для фортепиано были созданы еще в 1764 году, когда мальчику было всего 8 лет. Соната №11 относится к зрелому творчеству композитора и является образцом его стиля. Произведение уникально и неповторимо. В каждой ноте чувствуется почерк гения, его смелость в передаче музыкальных образов. Яркие мелодические рисунки сонаты моментально запечатлеваются в памяти. Сегодня соната №11 стала эмблемой фортепианной музыки Моцарта . Особенную популярность получила третья часть « Турецкое рондо », обладающее ярким янычарским колоритом.

Историю создания Сонаты №11 Моцарта, содержание произведения и интересные факты читайте на нашей странице.

Краткая история

Весной 1778 года Моцарт и его мать Анна Мария прибывают в Париж, в город, где его уже никто не ждет. Композитору приходится заново завоевывать любовь публики. На помощь к талантливому музыканту приходит давний друг Мельхиор Гримм. Он советует, как можно чаще наносить визиты к известным вельможам, чтобы продемонстрировать виртуозность и получить хорошую работу. Следуя советам друга, Вольфганг один за другим посещает дома известных людей, но вместо серьёзной работы находит лишь несколько учениц, которым дает уроки фортепиано за мизерное жалование.

моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть фото моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть картинку моцарт турецкое рондо история создания. Картинка про моцарт турецкое рондо история создания. Фото моцарт турецкое рондо история создания

Активно композитор изучает оперные партитуры французских композиторов. Он планирует написать 2 оперы, но несовершенное знание языка препятствует исполнению задумок. Так, Париж становится городом, в котором Вольфганг Амадей сочинял преимущественно инструментальную музыку. Одним из парижских бриллиантов стала клавирная соната №11.

При создании произведения композитор опирался на вкусы парижан. Именно поэтому в ее композиции так много черт, относящихся к сюите. В отличие от классического сонатного цикла первая часть написана в форме вариаций, находящихся на вершине популярности во Франции.

Соната была опубликована в 1784 году. Еще при жизни композитора музыка приобрела популярность и часто исполнялась как автором, так и другими виртуозами того времени.

моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть фото моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть картинку моцарт турецкое рондо история создания. Картинка про моцарт турецкое рондо история создания. Фото моцарт турецкое рондо история создания моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть фото моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть картинку моцарт турецкое рондо история создания. Картинка про моцарт турецкое рондо история создания. Фото моцарт турецкое рондо история создания

моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть фото моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть картинку моцарт турецкое рондо история создания. Картинка про моцарт турецкое рондо история создания. Фото моцарт турецкое рондо история создания моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть фото моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть картинку моцарт турецкое рондо история создания. Картинка про моцарт турецкое рондо история создания. Фото моцарт турецкое рондо история создания

Интересные факты

Содержание Сонаты №11 (A-dur) Моцарта

Соната №11 представляет собой трехчастный цикл:

I часть – Вариации на тему;

III часть – Rondo alla Turca .

Единство цикла подчеркивается тем, что для всех трех частей композитор использует одну тональность – Ля мажор.

Первая часть. Andante grazioso. Вариации (A-dur). I часть строится не по принципу обострения контрастов, что характерно для сонатной формы, что оправдывает выбранную автором форму. Вариации позволяют выявить выразительные возможности темы. Грациозная мелодия темы сразу привлекает внимание слушателя своим песенным характером и изяществом. Пунктирный ритм и размер 6/8 выявляют яркие особенности итальянского жанра – сицилиана. Развитие темы будет происходить постепенно в 6 вариациях:

I часть представляет собой движение от песни к танцу. Один образ ярко изображается в разных гранях, переливается и расцвечивается с каждой вариацией по-новому.

Вторая часть. Menuetto. (A-dur). II часть представляет собой лирический вариант менуэта. Вопросительные, порой тревожные интонации демонстрируют, что герой оказывается в центре чужого праздника. Он лишь наблюдатель.

Форма произведения сложная трехчастная идеально подходит для передачи частой смены настроений. Часть изобилует разнообразными образами от света до мрачных вопросов.

Третья часть. Alla turca. Allegretto. (A-dur) . III часть написана в форме рондо, что в переводе означает круг. Поочередная смена эпизодов и рефренов будто бы создает ощущение бесконечной киноленты. Первый эпизод имеет минорную тональность, но отличается танцевальным характером. Кружевные фигурации являются основой яркой музыкальной ткани. В рефрене финала композитор использует свойственные турецкой музыке острые ритмы. Высокие звуки напоминают отзвуки тарелок.

моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть фото моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть картинку моцарт турецкое рондо история создания. Картинка про моцарт турецкое рондо история создания. Фото моцарт турецкое рондо история создания

Второй эпизод погружает в мрак тональности фа-диез минор. Высокие звуки в флейтовом регистре усиливают ощущение тьмы. Рефрен вновь возвращает из горьких дум. Третий эпизод практически без изменений повторяет первый. При третьем проведении рефрена усиливается рельефность темы при помощи арпеджиато в левой руке.

Интересна и необычна кода. Она максимально передает ориентальность восточных мотивов. Экспрессивность и насыщенность достигается при помощи тират, аккордовым арпеджио и изобилием форшлагов. Создается ощущение отсутствия темперированного строя.

Использование музыки Сонаты №11 в кинематографе

моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть фото моцарт турецкое рондо история создания. Смотреть картинку моцарт турецкое рондо история создания. Картинка про моцарт турецкое рондо история создания. Фото моцарт турецкое рондо история создания

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Вольфганг Амадей Моцарт Соната №11 (A-dur)

Источник

История создания Моцарта «Турецкое рондо» Очень Срочно.

Вот, что удалось найти.

Первая часть здесь — не сонатное allegro, а шесть вариаций на светлую и спокойную, простодушно-грациозную тему. Она похожа на песенку, которую могли напевать при хорошем, умиротворенном настроении в венском музыкальном быту. В ее мягко покачивающемся ритме есть сходство с движением сицилианы — старинного итальянского танца или танцевальной песни.
Между вариациями нет острых контрастов, но все они имеют разный характер. В первой вариации преобладает изящное прихотливое мелодическое движение, во второй — грациозная игривость сочетается с юмористичным оттенком (примечательны «озорные» форшлаги в партии левой руки). Третья вариация — единственная, написанная не в ля мажоре, а в ля миноре, — заполнена немного грустными напевными фигурациями, движущимися равномерно, словно с нежной застенчивостью. Четвертая вариация (с перекидыванием левой руки через правую), напротив, более смело размашистая. Пятая вариация, где первоначальный неторопливый темп Andante grazioso сменяется очень медленным — Adagio, представляет собой певучую инструментальную арию, расцвеченную колоратурами. А затем смена темпа на быстрый (Allegro) соответствует веселому танцевальному характеру последней, шестой вариации.
Вторая часть сонаты — Менуэт. Как обычно, он построен в трехчастной репризной форме с точным повторением в репризе музыки первой части. Между ними находится средняя часть (Трио). Во всех частях Менуэта по-мужски решительные и властные размашистые интонации сопоставляются с интонациями по-женски нежными и плавными, похожими на выразительные лирические возгласы-обращения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *