моя маленькая принцесса реальная история
Детально о кинофильме «Моя маленькая принцесса»
ИНТЕРВЬЮ С Евой Йонеско
Как вам пришла идея снять этот фильм?
Я всегда хотела высказаться по этой теме, мучительной и очень личной для меня, связанной с моим детством. Работа была долгой и непростой. Сценарий я написала 10 лет назад.
Но тогда не смогла найти деньги, и проект пришлось отложить. В эти годы занималась фотографией, сняла среднеметражный фильм, написала несколько сценариев.
Что заставило вас, актрису, стать режиссером?
Мне всегда хотелось оказаться по другую сторону камеры. Мне там гораздо комфортнее. Я люблю актерскую работу, но всегда мечтала о режиссуре. С самого раннего детства я смотрела фильмы, ходила в музеи и на выставки. Я погружалась в мир художественных образов, смотрела, наблюдала, анализировала.
Ваш фильм – автобиографический, это облегчило вашу работу?
Эта лента – только первая часть истории, которую я собираюсь продолжить. А рассказывать о личном, сокровенном – не так
просто, как некоторым кажется.
Снимая фильм о своем собственном прошлом, вы установили для себя какие-то табу?
Насколько вам пригодился актерский опыт в режиссерском дебюте?
Мы работали с десятилетней девочкой Анамарией Вартоломеи. Я старалась объяснить ей все ситуации очень тщательно. Мы много с ней репетировали – и отдельно, и с другими актерами. Я показала ей фильм «Зази в метро» как прекрасный пример игры юной актрисы. Мы много импровизировали, особенно в отношениях матери и дочери, на уровне столкновения эмоций. Все, чему я научилась как актриса, действительно помогло мне в работе с актерами.
Как вы нашли Анамарию?
За четыре месяца мы посмотрели 500 девочек. Анамария увидела объявление на румынском вебсайте и пришла на кастинг. Мы сделали несколько проб, и она сразу поняла, что от нее требуется. Она быстро включалась, когда я давала ей указания, и интуитивно чувствовала, что надо делать, в отличие от других кандидаток.
Как вы думаете, послужит ли ваш фильм толчком к дебатам о грани между искусством и детской порнографией?
Эта тема уже была под запретом в 80-е. Многие художники считают ее греховной. Мне кажется, мой фильм может вызвать дискуссию – но именно о границах искусства, а не в связи с темой «как далеко мы можем зайти в раздевании ребенка?»
Что для вас значит образ Мами?
Мами была родом из Румынии, она все время молилась. И она со своими иконами, и Ханна с ее фотографиями, обе одинаково страстны в своих привязанностях. В этом и есть связь между тремя поколениями женщин в моем фильме. Мами защищала Виолетту, как старая добрая бабушка из сказок. Когда она умирает, все рушится.
Вы писали роль Ханны специально для Изабель Юппер?
Я много лет мечтала поработать с ней. Юппер – единственная актриса, способная играть героинь с «литературной» чувственностью. Она – многолика, умеет перевоплощаться в самых разных женщин, и это ее качество идеально подходит для Ханны, живущей в мире образов. И главное – я просто обожаю Изабель.
Работа с нею была огромным подарком для меня.
Наряды Изабель Юппер заставляют вспомнить актрис Золотого века Голливуда…
Костюмы создала Катрин Баба, которая прежде никогда не работала в кино. Я люблю американские фильмы и Золотой век в особенности. Мне хотелось, чтобы Ханна была похожа на «плохих» героинь той эпохи, например, на Бетт Дэвис. Катрин Баба отлично знает стили разных лет. Она – человек из мира моды, и это было очень важным для фильма. Я хотела, чтобы в костюмах Ханны были агрессивные, «хищнические» мотивы и чтобы на крупных планах на глазах Изабель была вуаль. Что касается Виолетты, это образ из 50-х, немного напоминающий Лолиту.
Как вы работали с композитором Бертраном Бергала?
Мы с ним друзья, и я очень люблю его музыку. Он пришел на съемочную площадку, потом принес в монтажную свой компьютер. Мне хотелось, чтобы саундтрек создавался одновременно с фильмом. Мы постоянно его обсуждали, вместе искали необходимую интонацию. Бертран использовал меллотрон – музыкальный инструмент, широко известный в 70-е. Мне хотелось воссоздать атмосферу сказки, но в финале перейти к резким, беспокоящим звукам. В лондонских сценах звучит английский рок. Бертран создал драматическую музыкальную композицию, которая расширяет смысл многих сцен.
Какую роль в вашем фильме играют декорации?
Я хотела создать такие интерьеры, в которых человек чувствовал бы себя потерянным. В жилище Ханны много зеркал, в которые она постоянно смотрится. Мне было важно, чтобы это «зеркальный», захламленный многочисленными предметами дом внезапно преображался, когда в нем включают свет. Это место, где чувствуется присутствие смерти, это святилище Ханны и ее могила, как в вампирских фильмах. Такие отсылки к B-movies показались мне интересными. Где-то на подсознательном уровне я думала и о фильмах Марио Бавы, и о картине Брайана Де Пальмы «Подставное тело».
История знает немало случаев, когда тщеславие родителей на корню губило детство (а иногда — и дальнейшую жизнь) их детей. А ведь ребенок должен просто оставаться ребенком: играть в игрушки, гулять с друзьями, учиться, смотреть мультфильмы и верить в Деда Мороза. Именно поэтому сегодня миллионы неравнодушных людей выступают против детских конкурсов красоты, где маленьких девочек заставляют изображать из себя взрослых кокеток с вульгарным макияжем и натянутыми улыбками.
Французский фотограф Ирина Ионеско снимала свою маленькую дочь Еву в полуобнаженном виде и непристойных позах, а затем продавала порнографические кадры в соответствующие журналы. Как итог: лишение родительских прав и сломленная на всю жизнь психика…
Ева Ионеско родилась 18 июля 1965 года в Париже. Отца своего девочка не знала, ее мать Ирина Ионеско — известный в узких кругах фотограф. Женщина начинала свой путь как художница, но не получив признания, переключилась на фотографию в жанре богемной эротики, а раскрепощенные 1960-1970-е годы позволяли ни в чем себя не ограничивать.
Ирина и не пыталась. Увлеченная исключительно собой и своим творчеством, она напрочь не замечала дочь, поручив заботы о ней своей матери. Однако когда Еве исполнилось пять лет, Ирина вдруг обнаружила, что родила очень красивую девочку — белокурые волосы, большие глаза, кукольные черты лица, изящная фигурка. Увы, это было не восхищение матери, а «прицел» фотографа: в Еве Ирина видела исключительно модель, которую можно задействовать для воплощения в жизнь своих идей.
«Раздвинь ножки»
Внезапная заинтересованность мамы не могла не радовать Еву, и она соглашалась на все предложения, лишь бы проводить с родительницей время. Поначалу снимки, которые делала Ирина, не содержали в себе эротического подтекста, но от того были не менее пугающими. Женщина фотографировала дочь в темной студии в окружении свечей, черепов и венков, наряжая малышку в странные платья, делая ей яркий макияж. На этих кадрах Ева похожа на героиню фильма ужасов, ожившую куклу.
Подобные фотосессии скоро наскучили Ирине, и ее извращенный мозг начал генерировать новые идеи. Одна хуже другой. Женщина и раньше делала съемки с эротическим уклоном, но позировали ей взрослые модели. Теперь Ирина решила поместить в кадр собственную дочь.
Мать стала все больше обнажать тело Евы, надевала на девочку вычурные украшения, сексуальные наряды (корсеты, вуалетки, чулки), делала ей вызывающий макияж и указывала, какие позы нужно принимать.
Еве было шесть лет, она не особенно понимала, что делает, но радовалась тому, что можно наряжаться и так много времени проводить с мамой.
Немного позже Ирина перешла на новый уровень: фотографировала дочь со взрослыми мужчинами. От их похотливых взглядов и объятий на этих снимках кровь стынет в жилах.
Героиня Playboy
Очень скоро девочку начали снимать и другие фотографы. Эротические кадры с Евой охотно скупали как порнографические журналы, так и отдельные любители детской обнаженки.
Ирина стала богатой, узнаваемой, востребованной. Кроме того, кажется, женщина искренне думала, что таким образом обеспечивает дочери блестящее будущее и лучшую жизнь. А Ева, в свою очередь, просто не заметила, как стала жертвой и марионеткой в руках распутной матери.
Желая закрепить успех, мать отправила 10-летнюю дочь сниматься в кино. Увы, играла Ева вовсе не Красных Шапочек и маленьких принцесс. «Спермула», «Распутное детство» (второй фильм вскоре запретили из-за содержащихся в нем сцен педофилии и порнографии) — такими были дебютные картины юной актрисы.
И, наконец, вишенка на торте. В 1976 году фотографии обнаженной 11-летней Евы появились на развороте итальянского Playboy. Снимал девочку известный фотограф Жак Бурбулон, продюсером съемки, конечно, выступила ее мать.
Ева стала самой молодой моделью, чьи обнаженные снимки когда-либо публиковались в Playboy. В 1978 году опыт коллег повторил журнал Penthouse, разместив на своих страницах фотографии Евы.
В поисках справедливости
После выхода журнала Playboy, а также фильмов с участием Евы разразился настоящий скандал. Против ненормальной матери выступили тысячи людей. В 1977 году Ирину лишили родительских прав. Неравнодушные люди добились запрета на дальнейшее распространение женщиной фотографий дочери. Правда, от этого спрос на снимки лишь вырос, и Ирина тайком их продавала.
«Я ходила в полицию, мне сказали, что ничего нельзя сделать: всегда найдется копия на пыльном сервере где-нибудь в Польше. Дети, которые снимались обнаженными, останутся в интернете навсегда. Это приговор на всю жизнь. Новые технологии усугубляют страдания даже тех, кто, как и я, позировал тридцать лет назад», — признавалась Ионеско годы спустя.
Еву вырастили чужие люди — девочку взяли к себе на воспитание родители знаменитого дизайнера обуви Кристиана Лабутена. Увы, стать вновь обычным ребенком Ионеско уже не смогла. Из-за широкой огласки скандала девочку стали травить в школе. Не выдержав ненависти к себе, она практически перестала посещать уроки и сосредоточилась на актерской карьере, окончательно попрощавшись с мечтами о нормальном детстве.
Ева возненавидела мать за то, что та предала ее любовь и доверие. От прежних нежных чувств к родительнице остались лишь злоба, омерзение и обида. «Наверное, поведение матери кто-то может оправдать. Я не отношусь к таким людям. Мои друзья очень боятся дня, когда их родители уйдут из жизни. Я же, наоборот, испытаю в этот день освобождение», — признавалась Ионеско. К слову, Ирина все еще жива: женщине 88 лет.
Достигнув совершеннолетия, Ева первым делом взялась отстаивать свои честь, права и свободу. Девушка судилась с изданиями, требуя удалить ее фотографии и отказаться от прав на них, годы спустя пыталась «очистить» интернет от своих снимков. И, конечно, она подала иск против матери, обвинив ту в «краже счастливого детства».
«Я никогда не смогу простить или оправдать свою мать. Те, кто считает ее творчество с моим участием искусством, — просто шуты. Ничто не может оправдать детскую порнографию», — уверена Ионеско. И мы с ней согласны.
Моя маленькая принцесса
Нашей героине понадобился не один десяток лет, чтобы прийти в себя. Своеобразным ответом матери, некой точкой в этом вопросе стал фильм Евы «Моя маленькая принцесса», вышедший в 2011 году и основанный на ее истории жизни. В своих интервью начинающий режиссер подчеркивала, что она не стремилась сделать картину автобиографичной (именно поэтому у главных персонажей изменены имена, а некоторые события выдуманы).
«Моей целью было донести до зрителя сам факт ужасной истории моего детства, сказать: »Посмотрите! То, что произошло со мной, — некрасиво и не может считаться искусством!». Так уж вышло, что у творчества моей матери до сих пор остаются поклонники», — рассказывала Ева.
«»Моя маленькая принцесса» — это очень откровенное, нервное и болезненное кино, это одновременно и рвотный спазм, и незаживающая психотравма самого режиссера», — так вскоре после выхода опишут картину Ионеско критики. Ни прибавить, ни отнять.
Несмотря на то, что Ева так и не познала счастливого детства, она подарила его своему сыну Лукасу, который родился в 1995 году (отец мальчика неизвестен). Ионеско нашла свое счастье и в личной жизни: с 2013 года актриса и режиссер состоит в браке с французским журналистом и писателем Симоном Либерати. О матери Ионеско старается не вспоминать.
Моя маленькая принцесса
Эва Ионеско, Марк Холоденко, Филипп Ле Гуай
Изабель Юппер, Анамария Вартоломеи, Дени Лаван, Джетро Кейв
Banque Postale Image 4, Canal+, CNC, Ciné Cinémas, France 2 Cinéma, France Télévision, Les Productions Bagheera
«Моя маленькая принцесса» (англ. My Little Princess ) — фильм режиссера Евы Ионеско основанный на реальных событиях из её жизни. Извечная тема «дочки-матери» в случае Эвы и Ирины Ионеско была невероятной, скандальной и шокирующей. Ирина, богемная фотохудожница, сделала из своей дочери модель, когда та была маленькой девочкой. Гламурно-эротические, откровенные, провокационные снимки своего ребенка Ирина считала произведениями искусства. Еву снимали и другие модные фотографы. Когда ей было 11, она появилась полностью обнаженной на страницах «Плейбоя» (чуть позже и «Пентхауса») и сыграла в порнографическом фильме «Распутное детство», который был запрещен к показу. Став взрослой, Ева несколько раз судилась с матерью из-за нанесенного в детстве морального ущерба.
Содержание
Сюжет
Жизнь десятилетней Виолетты была обычной: школа, подружки, скромная квартирка, где ее всегда ждала набожная и заботливая бабушка. Тишину и спокойствие дома изредка нарушали внезапные набеги экзальтированной и беспутной Ханны, матери Виолетты. В один из визитов Ханну, не расстававшуюся с фотоаппаратом, осенило: почему бы не сделать портреты дочери во взрослых образах, ну, например, «превратив» ее в Марлен Дитрих? Дальше — больше: яркий макияж, высокие каблуки, минимум одежды, соблазнительные позы, «роковой» взгляд. Нашлись и ценители, объявившие эксперименты матери с дочерью новым словом в искусстве. Фотографии обнаженной Виолетты появились на обложках печатных изданий. Но девочка, поначалу воспринимавшая происходящее как игру, как неожиданное и интригующее приобщение к миру взрослых, начинает бунтовать, когда творческая фантазия матери заходит слишком далеко.
Моя маленькая принцесса реальная история
Мировая премьера состоялась 17 мая 2011 года в программе «Неделя критики» Каннского МКФ.
Прокат в России – с 19 января 2012 года.
Сюжет:
Жизнь десятилетней Виолетты была обычной: школа, подружки, скромная квартирка, где ее всегда ждала набожная и заботливая бабушка. Тишину и спокойствие дома изредка нарушали внезапные набеги экзальтированной и беспутной Ханны, матери Виолетты. В один из визитов Ханну, не расстававшуюся с фотоаппаратом, осенило: почему бы не сделать портреты дочери во взрослых образах, ну, например, «превратив» ее в Марлен Дитрих? Дальше – больше: яркий макияж, высокие каблуки, минимум одежды, соблазнительные позы, «роковой» взгляд. Нашлись и ценители, объявившие эксперименты матери с дочерью новым словом в искусстве. Фотографии обнаженной Виолетты появились на обложках печатных изданий. Но девочка, поначалу воспринимавшая происходящее как игру, как неожиданное и интригующее приобщение к миру взрослых, начинает бунтовать, когда творческая фантазия матери заходит слишком далеко.
——
Сюжет основан на реальной истории Евы и Ирины Йонеско.
У многих детей-знаменитостей была такая проблема.
Моя маленькая принцесса реальная история
Мировая премьера состоялась 17 мая 2011 года в программе «Неделя критики» Каннского МКФ.
Прокат в России – с 19 января 2012 года.
Сюжет:
Жизнь десятилетней Виолетты была обычной: школа, подружки, скромная квартирка, где ее всегда ждала набожная и заботливая бабушка. Тишину и спокойствие дома изредка нарушали внезапные набеги экзальтированной и беспутной Ханны, матери Виолетты. В один из визитов Ханну, не расстававшуюся с фотоаппаратом, осенило: почему бы не сделать портреты дочери во взрослых образах, ну, например, «превратив» ее в Марлен Дитрих? Дальше – больше: яркий макияж, высокие каблуки, минимум одежды, соблазнительные позы, «роковой» взгляд. Нашлись и ценители, объявившие эксперименты матери с дочерью новым словом в искусстве. Фотографии обнаженной Виолетты появились на обложках печатных изданий. Но девочка, поначалу воспринимавшая происходящее как игру, как неожиданное и интригующее приобщение к миру взрослых, начинает бунтовать, когда творческая фантазия матери заходит слишком далеко.
——
Сюжет основан на реальной истории Евы и Ирины Йонеско.
У многих детей-знаменитостей была такая проблема.