может ли через танец передаваться история народа

Может ли через танец передаваться история народа

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.

1) Опишите фотографию.

1. Какие танцы Вам нравятся?

2. Может ли через танец передаваться история народа?

3. Как Вы думаете, почему со временем танцы меняются?

2) Расскажите о посещении картинной галереи или художественного музея.

1. Чем отличается восприятие картины и её репродукции?

2. Почему полезно бывать в картинной галерее?

3. Какие картины Вам нравятся и почему?

3) Как не ошибиться с выбором профессии?

1. Какая профессия привлекает Вас и почему?

2. Что Вы делаете уже сейчас на пути к своей мечте?

3. Какие ещё профессии Вам интересны?

Выберите одну из предложенных тем беседы.

1) Танец (на основе описания фотографии). Опишите фотографию.

Не забудьте описать:

1. кто изображён на фотографии;

2. где происходит действие, запечатлённое на фотографии;

3. какое событие изображено;

4. общее настроение, которое передано на фотографии.

2) Расскажите о посещении картинной галереи или художественного музея (повествование на основе жизненного опыта).

Не забудьте рассказать:

1. Когда Вы были в картинной галерее или художественном музее?

2. Кто был инициатором и участниками посещения?

3. Какие картины произвели на Вас впечатление?

4. Что Вы могли бы порекомендовать Вашим друзьям при посещении картинной галереи или художественного музея?

3) Как не ошибиться с выбором профессии (рассуждение по по-ставленному вопросу)?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

1. Почему выбор будущей профессии так важен в жизни?

2. Что должно быть определяющим в выборе жизненного пути?

3. Что нужно делать, чтобы получить профессию, которая нравится?

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

При выборе одной из трёх предложенных тем монологического высказывания продумайте, какая из них Вам ближе. Какую бы тему Вы не выбрали, к ней предлагается план. Старайтесь не упустить ни один из пунктов плана. Добавить к указанным пунктам что-то самостоятельно вполне допустимо

и приветствуется. Отведите на подготовку этого задания не более 1 минуты. На само высказывание можно отвести до 3-х минут.

Во время монолога правильно употребляйте слова, ставьте ударения, следите за тем, чтобы звуки и слова произносились чётко и грамотно. Обращайте внимание на правильность построения предложений.

При выборе темы № 1 Вам придётся создавать текст-описание по предложенной фотографии.

Описание — это тип текста, в котором называются, описываются признаки чего-либо или кого-либо: предметов, природы, мест, людей, животных. Эти признаки проявляются в один и тот же период времени. Большую роль в Вашем тексте-описании будет отведена объекту фотографии: неодушевлённый он или одушевлённый, возможно, это пейзаж, портрет или событие.

При выборе темы № 2 Вам предстоит создавать текст-повествование. Повествование — это сообщение, рассказ об определенном событии в его временной последовательности. Особенной чертой повествования является то, что в нем говорится о действиях, следующих друг за другом. Для повествовательных текстов характерно наличие завязки (начало события), развития события, развязки (конец события). В создаваемом Вами тексте повествование будет идти от первого лица, потому что в задании предлагается составить рассказ по личным впечатлениям.

При выборе темы № 3 Вам необходимо будет составить текст-рассуждение. Рассуждение — это тип текста, в котором что-то объясняется или доказывается, говорится о причинах действий, событий, явлений, устанавливаются взаимосвязи между действиями, событиями, явлениями. Помните, что текст-рассуждение — это всегда единство трёх составляющих: тезиса, доказательства и вывода. Приветствуется наличие в тексте-рассуждении собственной точки зрения и умение её отстоять.

Во время диалога с экзаменатором старайтесь давать полные, развёрнутые ответы. Не бойтесь дать «неправильный» ответ, т. к. диалог предполагает возможность высказывания разных точек зрения, но помните, что Ваше мнение Вы должны уметь обосновать. Во время диалога оценивается Ваше способность к общению.

Во время диалога правильно употребляйте слова, ставьте ударения, следите за тем, чтобы звуки и слова произносились чётко и грамотно. Обращайте внимание на правильность построения предложений. На это задание отводится 2−2,5 минуты.

Источник

Танец как часть исторической культуры нации

может ли через танец передаваться история народа. Смотреть фото может ли через танец передаваться история народа. Смотреть картинку может ли через танец передаваться история народа. Картинка про может ли через танец передаваться история народа. Фото может ли через танец передаваться история народа

Дата публикации: 19.01.2021 2021-01-19

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Евдокимова, О. В. Танец как часть исторической культуры нации / О. В. Евдокимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 385-389. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77703/ (дата обращения: 04.11.2021).

Танец присутствует в жизни человека всегда. Самые яркие положительные эмоции, радость и счастливые моменты человек обычно заполняет несложными танцевальными движениями. Существуют высказывания: «Танцевал от счастья» или «Тебе приятная новость, танцуй!». В настоящее время создают много различных танцевальных шоу на телевидении, развивается танцевальная культура, и преумножаются танцевальные стили и течения. Танцевальная культура остается всегда яркой, креативной, увлекательной для сильных и творческих людей. Откуда появились некоторые танцевальные течения и какую роль они играли на определенном этапе развития общества мы решили выяснить в нашей работе.

Гипотеза исследования: Танец имеет древнейшую историю и служит моделью трудовой деятельности, межличностных отношений и является частью исторической культуры нации.

Цель исследования: доказать связь танца с историческим развитием общества.

Задачи исследования: узнать историю возникновения танцев народов различных национальностей; изучить литературу по данной теме;

Объект исследования: различные танцевальные культуры народов мира. Предмет исследования: история национальностей и их характерные танцы и танцевальные движения.

Методы исследования: изучение литературы, обращение к сети интернет, наблюдение, анализ.

Актуальность: Компьютеры и гаджеты в последнее время захватили в плен наши умы и в прямом смысле тела. Каждый молодой человек очень много времени проводит сидя за компьютером. Компьютеризация общества дала нам большое информационное поле, но отобрала у нас движение. В этой работе мы вернемся к истокам танцевальной культуры и докажем, что простые движения тоже могут служить средствами коммуникации, физического и духовного развития.

Русский народный танец не спутать ни с каким другим танцем. Он отличается динамикой, большим количеством прыжков и даже трюков и требует хорошей физической форме танцора. Изучив различные источники, мы так и не нашли определенного исторического периода зарождения русского народного танца. Очевидно, лишь, что этот вид культуры исходит из глубин древности и олицетворяет характер русского человека, глубину его души, а также олицетворят нелегкую долю великого народа и его богатую историю. В основном массовые гулянья с плясками на Руси привязывались к большим церковным праздникам: Рождество, Масленица, Ивана Купала и другие. Рассмотрим основные некоторые характерные для русского танца разновидности.

Классификация видов русского народного танца предполагает не исполнение танцев по определенным праздникам или временам года, а их хореографическую структуру, и характерные признаки. Рассмотрим некоторые из них.

Хоровод был распространен по всей России. Каждая область вносила что- то новое, создавая разнообразие в стиле, композиции, и манере исполнения. Хороводы исполнялись в различных темпах: медленном, среднем и быстром. Основой хоровода являлось исполнение хороводной песни всеми его участниками. Танец, песня и игра являлись обязательными компонентами хоровода. Хоровод объединял большое количество участников.

Хороводы имели культово-обрядовую, социальную, а также бытовую темы. Танцоры держались, как правило, за руки, иногда за платок, пояс, венок. В некоторых хороводах танцоры за руки вовсе не держались, а двигались друг за другом, сохраняя строгий интервал, иногда и шли парами.

Интересно, что в различных районах России существовали свои местные особенности исполнения хороводов, связанные с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового быта и труда, человеческими взаимоотношениями, формировавшимися в различных жизненных условиях.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, не было конкретного действия, сюжета, действующих лиц, то это — орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходили кругами, рядами, заплетали из хороводной цепи различные фигуры, выполняя свой шаг с ритмом песни. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывали содержание песни. Текст песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего было связан с образами русской природы, коллективным трудом народа и его бытом. В рисунках орнаментальных хороводов был очень силен элемент изобразительности — «завивание капустки», «заплетение плетня» и др. Весь хоровод состоял лишь из нескольких фигур и перестроений. В разных областях России хороводы назывались по-разному: «фигурные», «кружевные», «узорные».

Игровой хоровод — это хоровод, в песне которого имелись действующие лица, и сюжет, действие, а содержание песни разыгрывалось всеми участниками хоровода. Исполнители при помощи танца создавали различные образы и характеры персонажей. В игровых хороводах главным являлось раскрытие сюжета бытовой сцены. Много тем для игровых хороводов содержалось в песнях о быте народа. В хореографию хоровода органично входил платок, лента, венок и др. Эти предметы служили символами. Так венок символизировал брачный союз, платочек заменял подушку, перину и т. д. В таких хороводах выделялось несколько действующих лиц. В игровых хороводах рисунок построения был намного проще, чем в орнаментальных. Композиционно эти хороводы строились по кругу, линиями, парами. В центре круга разыгрывался сюжет. В линейном построении хороводов участники были поделены на две группы, выстраивающиеся друг напротив друга, которые вели своеобразный диалог. В таких хороводах большое значение имел артистизм участников.

Пляска родилась в хороводе и вышла из нее, разорвав хороводную цепь, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением. Пляской можно было выражать различные состояния человека. Пляска состояла из ряда отдельных движений — элементов, которые отличались характерной манерой исполнения, имела русский национальный колорит. Каждые движения в пляске были наполнены смыслом. Разнообразные движения, число которых во много раз увеличивалось за счет импровизации исполнителей, — характерная особенность русской пляски. У исполнителя русской пляски были очень выразительны руки, голова, плечи, лицо, кисти рук и т. д. Пляска давала возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера. В пляске могли участвовать парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди. Для мужской пляски были характерны широта, размах, удаль, сила, внимание и уважение к партнерше. Для женской пляски — величавость, плавность, благородство и задушевность, однако часто она исполнялась живо, с задором. В каждой пляске было свое содержание, сюжет. Одной из отличительных особенностей пляски являлась индивидуальная импровизация. Пляска отличалась от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Помимо обогащения лексики пляска давала возможность и для усложнения и разнообразия пространственного рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные по рисунку переходы пар и т. д. — все это создавало новые рисунки и построения, присущие только пляске.

Отличало пляску от хоровода и музыкальное сопровождение. Пляски шли не только под песни, но и под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Песни, под которые исполнялись пляски, были, в основном быстрые, а мелодии их ярко расцвечены акцентами и резко выраженной активной ритмикой. Такие песни назывались плясовыми. Плясовые и хороводные песни не всегда имели резко отличительные черты. Исполнители и зрители плясок подчеркивали ее ритмические акценты с помощью подголосков, подкрикивания, хлопков и различных музыкальных инструментов.

Пляска могла идти в сопровождении многих русских народных инструментов. Инструментальное сопровождение — это еще одна основная особенность, отличающая пляску от хоровода.

Одиночная пляска была мужской и женской. В ней наиболее полно отражалась индивидуальность, мастерство, изобретательность исполнителя. Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски своими движениями могли передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также привносить движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т. д.

Одиночная пляска имела свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную форму построения. Она начиналась с движения по кругу — проходки — или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте — с выходки. Это начало пляски, затем шло ее развитие, пляска достигала кульминации, и следовал финал.

Парную пляску исполняли в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимали. Содержание парной пляски — как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски. Но иногда в парных плясках содержание и настроение бывало несколько иным: ревность или легкая обида любящих. В основном парные пляски были очень лиричны. Они не имели строго установленного рисунка, бурного нарастания и энергии исполнения.

Перепляс — это соревнование в силе, ловкости, изобретательности. Это показ индивидуальности исполнителя. В старинном русском переплясе участвовали два парня или двое мужчин, девушки участия не принимали. Перепляс исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню. Перепляс начинался медленно, а заканчивался в быстром темпе. С изменением бытового уклада перепляс стали исполнять все желающие (женщины, мужчины, пожилые люди), но участвуют всего двое. Перепляс исполнялся под общеизвестные распространенные мелодии, иногда под частушки.

В групповой пляске могло участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивался небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имела установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, использовалась импровизация. Групповые пляски исполняли не только парни и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста. Чаще всего они исполнялись по парам или по тройкам. Групповые пляски очень разнообразны по рисункам, сюжету и содержанию. Они всегда имели точное место рождения и бытования. Каждая местность имела свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит. Например: «Восьмера» — архангельская область, «Гусачок» — Смоленская область, «Тимоня» — Курская область, «Шестера» — Урал, «Карачанка» — Саратовская область. Все фигуры пляса были круговые: исполнялись против часовой стрелки [4].

Точной даты появления прекрасного танца фламенко нет. Существует версия что фламенко — результат совместного творчества европейского и восточного народов. Историки выдвигают версию, что танец зародился в испанском городе Тартесс, где проживали образованные люди, играющие на различных музыкальных инструментах, и даже законы этого города были написаны в стихах. Там и зародилась музыка фламенко. На формирование песнопения повлияла католическая церковь. В 8 веке на формирование андалусской музыки повлияли приезжие арабы. Они добавили в музыку свои ритмы и мелодии наполнились яркостью и чувствами страсти. В 15–16 веках к арабам присоединились цыгане и переняв мелодии переделали их на свой лад. Находясь в изгнании, цыгане добавили к фламенко атрибуты своей жизни: пламя костра, темпераментные звуки гитары и песни о нелегкой судьбе с верой в счастливое будущее, где живет любовь. Именно благодаря цыганскому народу в танце появились движения и образы, которые нас завораживают и по сей день. Гордая ровная спина, поднятые в изгибе руки, миг неподвижности и разрывающая страсть каждого движения, каблуки, чётко отбивающие ритм звучащие в такт с горячим сердцем, резкий поворот и плавная волна — всё это магия фламенко.

Движения восточных танцев, или беллиданса, характеризуются покачиваниями бедер и волнообразными движениями живота. Существует много разновидностей восточного танца, который объединяет особенности культуры различных арабских стран. Первые сведения о восточном танцевальном стиле можно обнаружить на фресках в древних храмах Египта. Возраст фресок составляет более 3000 лет. Этот стиль танца окутан различными легендами. Одна из легенд гласит, что этот танец танцевали наложницы гарема, чтобы облегчить родовые муки и отогнать злых духов от новорожденного. Так же этот танец ассоциировался с культом Богини плодородия и применялся в обрядах для обращения к силам природы для получения урожая. В то время земля для жителей арабских стран была единственным источником пропитания. Чтобы получить щедрый урожай, жрицы в храмах исполняли танец живота, он же ассоциировался с плодородием и зарождением новой жизни. Далее танец преобразовался в фольклорный, так как каждая этническая группа, проживавшая на территории этого региона, привносила в танец что-то своё. Но основное остается неизменным. Главный исполнитель — женщина, а основные элементы-движения живота и бедер. В восточные мотивы обязательно вплетаются звуки народных инструментов: барабаны, уд и бубны, вплетающиеся в мелодичное убаюкивающее пение.

Ознакомившись с историей возникновения различных популярных танцевальных направлений, можно проследить четкую закономерность. Танец возникал в обществе в момент его прогрессивного развития. С помощью танца люди пытались объяснить явления природы и «подружиться» с ней или попросить покровительства природных сил. С помощью танца подчеркивалось правильное отношение мужчины и женщины как партнеров и их роль в общине и семье. Танец служил средством сближения единомышленников и помогал пережить трудные жизненные ситуации с верой в светлое будущее, правду, справедливость и любовь. Выполнение танцевальных движений помогало бойцам стать более ловкими, а будущим матерям родить здоровых детей, сохранив и свое здоровье. В общем, в истории развития человеческой цивилизации всегда был танец. Он служил и отдушиной в трудных ситуациях поддерживая дух людей, и средством укрепления тела, чтобы бороться со всеми невзгодами жизни.

В процессе изучения теоретических источников я узнала много интересного о развитии танцев разных народов. В ходе проведенного исследования мы подтвердили гипотезу. Танец является частью древнейшей культуры каждого народа и возник в процессе основной деятельности и исторических событий каждой нации и отражает вехи ее развития, а также моменты трудовой деятельности. Если жив народный танец, жива и культура народа. Рекомендую элементы танцевальной культуры народов мира включать в уроки истории, музыки, физкультуры. Это сделает уроки более интересными, содержательными и добавит положительных эмоций в нашу жизнь.

Источник

История народа в одном движении танцора

Танец все время совершенствовался и дополнялся и со временем танец обрел сценическую форму. И в наше время этот процесс не останавливается: от бытового танца (народного) отделился «придворный» танец (кадриль, вальс, полька), классический танец (балет) и народно-сценический танец (танцы народов мира в хореографических постановках). В последнее время появилось много направлений танца, по сей день он находится в развитии.

Если говорить о чеченском национальном танце, какое состояние пытается передать посредством танца чеченец?

Наш танец отличается от танцев других народов своей эмоциональной насыщенностью и в то же время сдержанностью, своей одухотворенностью. У чеченцев своя манера исполнения танца, непохожая ни на один другой танец мира. В чеченском танце нет расхлябанности, чванства, не соответствующих нашему менталитету движений.

В основе своей чеченский танец – парный. Танцуют парень с девушкой. Те танцы, которые мы видим на сцене, когда группа танцует молодых людей – это исключительно сценическое действие, которое ставят хореографы. На синкъерам профессиональный хореограф может «подглядеть» характер танцора, его движения, ведь бытовой танец индивидуален, как каждый человек, который его исполняет. Стоит отметить, что у танцоров, исполняющих бытовой танец в горной, предгорной и равнинной части нашей Республики есть свои манеры исполнения, характерные для данного района.

Есть еще так называемые «сюжетные танцы», это танцы, описывающие какой-либо сюжет, они ставятся на основе обычаев и традиций нашего народа. Например, есть у нас такой обычай, когда парень с девушкой встречаются у родника, между ними завязываются отношения, и она дает согласие выйти за парня замуж. Причем не выражает свое согласие ни жестом, ни эмоцией, а просто дает ему свое слово и какую-либо девичью вещь: платок, кольцо, цепочку. Этот обычай мы описали в танце «встреча у родника». Такой танец в природе не существует, то есть пары у родника не танцевали – они только встречались и общались. Мы, хореографы, с помощью танца доводим до широкой аудитории описание наших традиций с помощью танца.

Другой пример описания обычаев народа с помощью хореографии – танец, в котором показывается старинный обычай примирения враждующих сторон в случае, когда девушка бросает свой платок между воюющими сторонами. В таком случае они не имели права ни словом, ни даже взглядом нарушить перемирие.

Несмотря на то, что чеченский танец, в первую очередь рассказывает об отношениях парня и девушки – сценические варианты национального танца обогащают нашу культуру. Если мы будем выпускать на сцену просто танцующие пары, зритель не поймет нашей культуры, не поймет обычаев и традиций. Именно поэтому мы ставим сюжетные танцы, потому что они, на всем понятном языке пластики могут рассказать о них. Язык пластики – понятен всем, в какой бы ты не находился точке земного шара зритель поймет все, что мы захотим рассказать. А рассказать о том, что значит быть чеченцами, могут только сами чеченцы. В какой бы академии не учился танцор, он не сможет показать всю экспрессию, если он не является чеченцем по национальности. Это в крови.

Есть ли в чеченском танце обязательные элементы?

Обязательных па в бытовой версии танца нет – это импровизация. Каждый танцует по-своему, исходя из своего внутреннего состояния. В среднем танцуют три круга, хотя их на деле, никто не считал. Однако, есть основные каноны чеченского танца.

Например, первым в круг всегда выходит парень. Он приглашает девушку, и она первая выходит из круга. Пока девушка не уйдет, парень не имеет права завершать танец. При этом, девушка не имеет права сразу после своего ухода растворяться среди подруг. Она должна была чуть поодаль подождать пока парень не уйдет из круга, а только потом присоединиться к другим девушкам.

Еще одна отличительная особенность нашего танца – парень и девушка не соприкасаются ни при каких обстоятельствах. Если это случайно происходит, то влечет за собой серьезные последствия.

Парень в танце показывает свою красоту, силу, ловкость. Девушка показывает свою женственность, одухотворенность, скромность и плавность. Наш танец построен на основе этих двух контрастов.

В последнее время в Республике появились детские танцевальные коллективы. Есть ли разница между детским танцем и взрослым?

Разницы с точки зрения хореографии нет, так как детского танца в народе не существует. Прелесть детских танцевальных коллективов в том, что они исполняют взрослые танцы в детской манере. В истории чеченского народа танцевать на синкъерам разрешалась только юношам и девушкам, достигшим 15-летнего возраста. До этого дети и подростки наблюдали за танцами со стороны, не присоединяясь к кругу, и пробовали свои силы в танце самостоятельно.

Насколько легко было перенести чеченский танец на сцену?

Для создания академического танца используются определенные приемы хореографии. Для того, чтобы развить наш танец мы придаем ему некую академичность. Например, нужно добиться полной синхронности всех танцоров на сцене. Все танцоры должны передать одну манеру через определенные па, это требует сил, времени и определенной подготовки.

Наш танец не может стоять на месте. Ему требуется развитие. Мы не можем пользоваться «законсервированным» танцем. Мы сохраняем те основы, без которых он потеряет свою самобытность. Но мы развиваемся, делаем новые хореографические постановки, раскрываем новые манеры танца. Мы должны всему миру показать традиционную культуру нашего народа с помощью танца, потому что ему не нужны синхронные переводы. Мы ни в коем случае не можем «осовременить» наш танец, вводя в него движения, не соответствующие нашему менталитету, либо движения, которые не несут эмоциональной нагрузки. Если мы потеряем наш танец, дальше мы можем потерять нашу музыку, язык, и, в конце, концов, себя, как этнос. Каждое поколение должно сохранять самобытность своей культуры.

Сейчас это сделать очень тяжело. Потому что всемирная сеть пагубно влияет на культуру молодежи, которая смотрит танцы, которые не имеют ничего общего с чеченским танцем, но выдаются за него. И не видя других примеров, начинают танцевать также, чем фактически дискредитируют чеченский национальный танец.

То есть в современных условиях перед хореографами стоит задача, сохранить национальную и культурную особенность танца, при этом следовать в ногу со временем, чтобы молодежь и широкая аудитория заинтересовывалась и очаровывалась танцем?

Именно так. Сохранение этого баланса – это очень тонкая работа, которую мы выполняем очень бережно и аккуратно. 20 лет назад, к примеру, не было тех танцев, которые есть сейчас. Но и 40 лет назад не было танцев, которые были поставлены 20 лет назад. Безусловно, танец должен развиваться, иначе прогресс остановится, но при этом нам нельзя отходить от наших корней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *