можно ли других российских царей назвать работниками подобными петру великому
Вопросы по истории 8 класс учебник Арсентьев параграф 3
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Расскажите о детстве Петра I. Какие события отразились на его личности, взглядах, убеждениях?
2. Какую роль в период двоецарствия играла царевна Софья? Каково ваше мнение о её деятельности на посту правительницы?
3. Какой образ жизни вел Петр в Преображенском? Чем его занятия отличались от обычных занятий царских детей?
4. Как началось самостоятельное правление Петра?
5. Какой опыт извлек Петр из Азовских походов? Для чего было организовано Великое посольство? Почему царь отправился в Европу инкогнито?
6. Каков был главный итог деятельности Великого посольства? Совпадал ли он с намеченными планами?
1. Используя карту, докажите, что направление Азовских походов Петра I было для России с военной точки зрения более выгодным, чем направление Крымских походов В.В.Голицына.
2. Найдите на современной политической карте страны и города, которые посетило Великое посольство.
1. Где и когда (примерно) было написано письмо?
2. Что нового вы узнали из письма об осаде Азова и личности Петра?
3. Согласны ли вы с тем, что в выделенном предложении Петр пишет о возможном перемирии с неприятелем? Обоснуйте свое мнение.
Историк С.М. Соловьев о Петре I.
1. Как автор документа относится к Петру I? Почему вы так решили?
2. Можно ли и других русских царей назвать работниками, подобным Петру I? Свое мнение обоснуйте.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Используя дополнительные источники информации, выясните причины, ход и итоги борьбы за власть между Милославскими и Нарышкиными. Изложите в письменной форме основные факты, полученные в ходе исследования.
2. Изучив материалы, связанные с конфликтом Петра I и царевны Софьи, опишите в виде фрагмента из дневника Софьи один из эпизодов этой борьбы.
3. Используя дополнительные источники, напишите эссе (не более 500 слов) об одном дне работы Петра Михайлова на верфи в Голландии.
4. Используя Интернет, оцените достоверность событий, описанных в параграфе. Какие из приведенных в нем фактов вы считаете абсолютно достоверными? Какие, на ваш взгляд, требуют более серьезной проверки и доказательства. Объясните свое мнение.
Даю 15 баллов!
1. как автор документа относится к петру 1? Почему вы так решили?
2.Можно ли и других русских царей назвать работниками, подобным Великому? Свое мнение аргументируйте.
Где плюсы, там и минусы: подводные камни российско-китайских взаимоотношений
Однако, безусловно, есть и целый ряд проблем и потенциальных негативных последствий союза России и Китая. О некоторых из них пишет сам Фэн Шаолей:
— развитию инновационной активности мешают внутренние российские проблемы (снижение интереса россиян к науке), справиться с которыми Китай не поможет;
— китайские студенты обучаются в России на гуманитарных и экономических факультетах, однако Китаю это не очень-то нужно. Те же пять процентов, которые учатся на точных и естественных специальностях, демонстрируют очень низкий уровень подготовки;
— инвестиционный рынок России нестабилен и имеет плохую репутацию. Китайское инвестирование сталкивается ещё и с политическими затруднениями, поскольку Россия опасается слишком сильного влияния инвестиций на Дальнем Востоке и возможного ослабления государственного контроля в регионе;
— Россия – государство христианской традиции, и, по мнению китайского специалиста, избежать осложнений во взаимоотношениях с Китаем будет очень трудно вследствие отличия китайских духовных традиций;- Россия прагматична в большей степени, чем Китай, и это вынуждает её ограничивать взаимодействие с Китаем, чтобы не утратить баланс во внешней политике с другими странами;
— на данный момент главная проблема двух государств – недостаточный уровень базового доверия во внешней политике. До тех пор, пока эта трудность не будет преодолена, развитие межгосударственных отношений будет тормозиться.
Наш эксперт также не склонны идеализировать возможные «союзнические» отношения КНР и России:
— Во-первых, Китай в любом случае остаётся конкурентом и «слишком близким» соседом. То, что в своей статье профессор Шаолей ненавязчиво указывает на плюсы возможного сотрудничества для России и на её же, России, трудности, создаёт картинку: как развитый Китай хочет недоразвитой России помочь. Сам Китай будто бы никаких плюсов от такого сотрудничества и не получает, чистая благотворительность. Безусловно, это не так. Достаточно вспомнить хотя бы высокую заинтересованность Китая в поставках энергоносителей из России.
— Во-вторых, несмотря на то, что СМИ склонны преувеличивать проблему нелегальной китайской миграции на Дальнем Востоке, она всё-таки присутствует и является почвой для потенциальных конфликтов (хотя, подчёркивают эксперты, гораздо большей проблемой для Дальнего Востока является миграция из Средней Азии, а отнюдь не из Китая).
— В-третьих, несмотря на то, что профессор Шаолей отзывается о российском гуманитарном образовании с некоторым пренебрежением, ему самому оно бы не помешало. По крайней мере, тогда бы директор сразу двух институтов, занимающихся международными отношениями, не допускал бы таких грубых ляпов и не называл бы известного теоретика евразийства Льва Гумилёва «европоцентристом», да и вообще поостерёгся записывать идеологов, склонных к антинаучным фальсификациям (таких, как Гумилёв), в учёные.
Наконец, нельзя забывать, что, несмотря на экономической рост и бурное развитие технологий в Китае, он во многом остаётся зависимым от США – и в финансовом, и в инновационном плане. И те успехи, которые сегодня достигнуты Китаем, основаны и на почитании идеологических традиций, и на интенсивном сотрудничестве с Западом, в первую очередь, с США. Конечно, сегодняшний мир – это не мир девяностых годов двадцатого века. Но при всех выгодах необходимого, а то и неизбежного сотрудничества России с Китаем оно является всего лишь одним из внешнеполитических направлений РФ.
У наслідок революції 1917 – 1920-х рр. в основній частині України встановилася принесена на багнетах із Росії державність однопартійного, тоталітарного типу, яку, однак, можна розглядати як компроміс між пробудженими українськими національними і російськими окупаційними силами. Уже в 20-х роках ця чужа українському народові влада змусила виїхати за кордон, репресувала або фізично винищила всіх власників, підприємливих людей, усіх членів українських політичних і громадських організацій (у тому числі й Української комуністичної партії – “боротьбистів”), усіх чиновників Української Народної Республіки, тобто національну, ще нечисленну, провідну верству. Але, щоб утриматися в Україні, партія більшовиків, у якій українці становили мізерну меншість, мусила рахуватися з потужним наростанням національних сил, тому підтримала політику коренізації, тобто українізації. Формувалася течія націонал-комунізму (Микола Скрипник, Микола Хвильовий, Олександр Шумський). Переконавшись, що процес стає неконтрольованим і загрожує формуванням модерної української нації та створенням самостійної української держави, яка, безперечно, швидко відмовилася б від чужого їй тоталітарного режиму, а закамуфльованій під СРСР Російській імперії – остаточним розпадом, російські окупаційні сили з 1929 року перейшли в рішучий наступ проти українства як такого. Теза Й. Сталіна, що українська інтеліґенція не заслуговує довір’я, означала на практиці тотальне фізичне винищення в 30-х роках нової української еліти, що формувалася вже переважно в лоні Комуністичної партії (більшовиків) України та Української Автокефальної Православної Церкви. Початок винищенню було покладено “справою СВУ” – цілком сфабрикованої Головним Політичним Управлінням “Спілки визволення України”.
Оскільки український етнос з його волелюбністю, приватновласницькою психологією та глибокою релігійністю взагалі не годився для створення “єдиного радянського народу – будівника комунізму”, то обезголовлення нації було доповнене (під виглядом “розкуркулення”) ще й ліквідацією кращої частини українського селянства. Масовий спротив колективізації був зламаний штучно викликаним голодом. Унаслідок масового винищення й депортації корінного українського населення на Схід (а під час Другої світової війни й на Захід) та масового “доприсєлєнія” (це тодішній офіційний термін) на його місце чужорідного населення – носія тоталітарної ідеології, генофонд українського народу – носія демократичного, волелюбного, християнського світогляду – був тяжко підірваний і значно змінений у гірший бік. Адже винищувався найкращий елемент. Проте мусимо погодитися, що українці як нація, за висловом Мирослава Мариновича, теж мають на собі “гріх комунізму” і тяжко його покутують.
Экзаменационные билеты 8 класс история
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Рассмотрено на заседании МО
«____» ____________20___ г.
руководитель МО _________
Экзаменационные билеты по Всеобщей истории и истории России конца XVII — XVIII веков
1.Социально – экономическое развитие России и Европы в конце XVII века.
2.Объяснить понятия: монарх, реформа, династия.
3.Работа с документом.
1.Международные отношения в конце XVII века: усиление османской угрозы Европе, борьба Франции за господство в Европе.
2.Объяснить понятия: гетман, султан, казаки.
3.Работа с документом.
1.Внешняя политика России во второй половине XVII века: Россия в борьбе с Турцией и Крымом, Россия и Священная лига.
2.Объяснить понятия: гетман, султан, казаки.
3.Работа с документом.
1.Общество эпохи Просвещения. Масонство. Цели организации, результаты деятельности «вольных каменщиков».
2.Объяснить понятия: масонство, салоны, роман.
3.Работа с документом.
1.Эпоха Просвещения. Истоки европейского Просвещения: идеи Томаса Гоббса, Джона Локка.
2.Объяснить понятия: «Просвещенный абсолютизм», монарх, просвещение.
3.Работа с документом.
1.Эпоха Просвещения. Французское Просвещение: идеи Франсуа Вольтера, Дени Дидро, Жана Жака Руссо.
2.Объяснить понятия: «Просвещенный абсолютизм», монарх, просвещение.
3.Работа с документом.
2.Объяснить понятия: потешные полки, Немецкая слобода, стрельцы, «призывные письма»
3.Работа с документом.
1.Северная война: причины, ход, итоги.
2.Объяснить понятия: тактика «томления», редут, конфузия.
3.Работа с документом.
1. Война за независимость и образование США: взаимоотношения Британии и ее колоний, причины недовольства политикой метрополий, «Бостонское чаепитие».
2.Объяснить понятия: гербовая бумага, метрополия, колония.
3.Работа с документом.
1.«Декларация независимости» 1776 года как важный шаг на пути к самостоятельности.
2.Объяснить понятия: суверенитет, Континентальный конгресс, колония.
3.Работа с документом.
2.Объяснить понятия: империя, коллегии, регламент.
3.Работа с документом.
1.Великая Французская революция. Причины, участники.
2.Объяснить понятия: федерация, конфедерация, Генеральные штаты.
3.Работа с документом.
2.Объяснить понятия: рекрут, регулярная армия, гардемарин.
3.Работа с документом.
1.Начало и основные этапы Великой Французской революции.
2.Объяснить понятия: федерация, конфедерация, Генеральные штаты.
3.Работа с документом.
2. Объяснить понятия: ревизия, подушная подать, сословие.
3. Работа с документом.
2. Объяснить понятия: мануфактура, посессионные крестьяне, работные люди, протекционизм.
3. Работа с документом.
1.Народные движения первой четверти XVIII века.
2. Объяснить понятия: казачий круг, атаман, прелестные письма.
3. Работа с документом.
2. Объяснить понятия: Устав о наследии престола, Устав о единонаследии, император.
3. Работа с документом.
2.Объяснить понятия: синод, «Духовный регламент», старообрядцы.
3.Работа с документом.
2.Объяснить понятия: гравюра, волонтёры, урядник.
3.Работа с документом.
1. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ: наука, образование, изменения в повседневной жизни.
2.Объяснить понятия: ассамблеи, гравюра, классицизм.
3.Работа с документом.
1.Повседневная жизнь и быт при Петре I : дворянский образ жизни, крестьянский и городской образ жизни.
2.Объяснить понятия: «Немецкий» кафтан, гросфатер, круговая порука.
3.Работа с документом.
1.Великая Французская революция. Политические течения и деятели революции.
2.Понятия: буржуазия, «Третье сословие», Бастилия.
3.Работа с документом.
1.Итоги Великой Французской революции. Значение.
2.Объяснить понятия: монархия, республика, жирондисты.
3.Работа с документом.
Вопрос. Как автор строк относится к Петру? Почему вы так решили? Можно ли других российских царей назвать работниками, подобными Петру Великому? Своё мнение аргументируйте.
2. ИЗ ОБРАЩЕНИЯ ПЕТРА I К ВОЙСКАМ В ДЕНЬ ПОЛТАВСКОЙ БИТВЫ. 27 ИЮНЯ 1709 Г.
«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».
3. ИЗ УКАЗА ПЕТРА I О НАЧАЛЕ ВОЙНЫ С ШВЕЦИЕЙ (1700)
«Изволили мы, великий государь, наше царское величество, с королевством свейским за многие их свейские неправды и нашим царского величества подданным учинённые обиды, наипаче за самое главное безчестие, учиненное нашим царского величества великим и полномочным послам в Риге в прошлом 1697 году, которое самой нашей царского величества персоны, о чём свейским войскам, на Москве будучим, ближний боярин наш Ф. А. Головин с товарищи в ответе говорили и на письме дали, а свейские послы о том до короля своего хотели донести и обнадёжили учинить за то над рижским генералом оборон; а после того на Москве живущий торговых дел королевского величества фактор иноземец Томас Книпер объявил с листа королевского величества, к нему посланного, список, в котором никакого удовольствования на оное предложение не учинено. И за тое Богом дарованную нам честь и за многие их свейския неправды и подданным нашим обиды указали мы, наше царское величество, всчать войну»
Вопрос: что, согласно документу, стало поводом к вступлению России в войну? Кто нанёс обиду Петру I и его свите в Риге? Как поступил король Швеции с обидчиком?
5. ИЗ ДОКУМЕНТА XVIII В.
«…1. Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться оным в род таким образом.
2. Кто имеет сыновей и ему же ещё хочет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому в наследии и будет. Другие же дети обоего полу да награждены будут движимыми имениями, которые должен отец их или мать разделить им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воле, кроме одного, который в недвижимых наследниках будет… То же разумеется и о дочерях».
Вопрос: Как назывался документ, отрывок из которого приведён? Когда и кем он был издан?
6. СОВРЕМЕННИК О ЦАРЕ…
«Самым его любимым и приятным занятием было кораблестроение и другие дела, относящиеся к мореходству… О внутренних улучшениях в государстве, судопроизводстве, хозяйстве, доходах и торговле он мало или вовсе не заботился в первые 30 лет своего царствования и бывал доволен, если только его Адмиралтейство и войско в достаточной степени снабжались деньгами, рекрутами…».
Вопрос: Определите, о ком идет речь в отрывке? Чем вы можете объяснить первостепенный интерес этой исторической личности к вопросам кораблестроения?
7.ИЗ БЕРГ- ПРИВИЛЕГИИ. 10 ДЕКАБРЯ 1719 Г.
«…Ежели владелец не имеет охоты сам строить, и с другими в товарищество вступить не похочет, или от недостатка своего не возможет, то принужден будет терпеть, что другие в его землях руду и минералы искать и копать и переделывать будут, дабы божие благословение втуне не осталось. Однако же те промышленники с той земли, на которой построят заводы, повинны заплатить тому владетелю от каждой руды, или минерала, готово сделанного, тридцать вторую долю от прибыли, без всякого удержания, и за прочие места, которые для того завода потребны вновь, также и за надлежащие дрова и лес к строению, платить деньгами должны. А ежели помещик за вышеписанные места, также за лес, дрова и уголья желать будет цену несносную, и о том требовать определения в коллегии».
Вопрос: Каким образом Берг – привилегия стимулировала развитие промышленности и предпринимательства в России. Почему Петр пошел на ограничение права собственности владельцев земли?
8. ИЗ ДОКУМЕНТА ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ.
«Отписано на великого государя Савино поместье Емельянова сына Гринёва во Мценском уезде. деревня Юдино, а в ней двор помещиков, а на помещикове дворе строения: светлица белая да изба чёрная, между ими сени, посторонь их повалуша, 3 избы люцких пустых, житница с хлебом, а хлеба в ней — ржи молочёной 1 четь, 2 конюшни, баня, 3 житницы порозжие, на гумне помещикове овин, ржи стоячей помещиковы 2 скирда, да скирд гречихи, одонье овса; да в той же деревни крестьян. 2 двора, 14 человек мужеска полу вместе с детьми».
Вопрос: 1. Охарактеризуйте вид документа, определите (примерно) время его создания. 2. Укажите назначение перечисленных в тексте построек. 3. В документе речь идёт о получении поместья за службу или о каких-то других действиях? Свою точку зрения обоснуйте.
9. ИЗ ДОКУМЕНТА ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ.
«1724-го году марта в 1 день Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря. нашей вотчины Костромского уезду села Фёдоровского деревни Молокова крестьянской сын Матвей Кузмин отпущен покормитца. И превысшим господам во градех камендантом и камисаром, или кому сие ведать надлежит, оного Матвея держать безопасно, потому что он, Матвей, в солдатех и в драгунех, и в матрозах и в иных ни в каких наборех нигде не бывал и в переписных книгах в 719-м году и в 723-м в пополнительных сказках писан, а кормить(ся) ему, Матвею, чёрною работою, по миру не ходить и с воровскими людми не знатца, в том ему, Матвею, сие покормежное письмо из Приказной канцелярии дано. А отпущен он, Матвей, с сего 724-го году по 725 год марта до 1-го числа».
Вопрос: 1. Объясните значение следующих фраз и слов из документа: «Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря», «покормитца», «в пополнительных сказках писан», «чёрною работою, по миру не ходить». 2. Для кого предназначался этот документ? Подтвердите своё мнение цитатой. 3. Почему в тексте особо отмечается, что Матвей в «солдатех и в драгунех, и в матрозах» не бывал?
10. ИЗ ИНСТРУКЦИЙ ПЕТРА I МЕСТНЫМ ВЛАСТЯМ.
«Половинку и офицерам велено смотреть того, чтоб из крестьян, которые на тот полк написаны, никто не бегал, а ежели проведают, что к побегу будут собираться, тех от того удерживать, а который побегут, за теми гнать в погоню и ловить, и как пойманных, так и удержанных, велеть помещикам наказывать. Также помещикам и прочим владельцам объявляется, чтоб они для удержания крестьян от побегов имели таое смотрение, ежели кто не токмо о своих, но хотя и от посторонних крестьянах о намерении их к побегу уведают, те б о том немедленно сказывали владельцу их.»
Вопрос: В чем состояли причины народных выступлений? Кому адресован данный документ? С какой целью о написан?
Как Россия стала империей
300 лет назад, 2 ноября 1721 года, царь Пётр I принял титул Петра Великого, императора всероссийского, Россия стала империей. Российская империя родилась под гром победных пушек. Россия разгромила Швецию в Северной войне, уничтожила господство шведов в Балтийском регионе и вернула выход к Балтийскому морю, став великой морской державой.
Традиция
Древнегреческие «цари», вроде Одиссея, правили микроскопическими владениями, имели под началом дружины их пары сотен воинов. Многие русские бояре времен Рюриковичей были богаче, и владели более крупными вотчинами, чем европейские графы, бароны, курфюрсты и короли. Не говоря уж о русских удельных князьях и великих князьях. Русские земли и княжества были крупнее, имели больше городов, чем западноевропейские королевства. Многие римские императоры или византийские басилевсы не имели такой власти и могущества как русские князья. В сущности, царской властью и могуществом обладали великие князья Киевской Руси, Владимирской-Суздальской и Московской, Иван Грозный и его наследники.
В Москве постепенно осознавали значение Русской державы в мире. В XVI столетии появилось «Сказание о князьях Владимирских», в котором говорилось, что великие князья Владимирские и Московские наследники славы римских и византийских императоров. Осознание всемирного могущества русского царя и главы русской церкви показывают такие литературные памятники, как «Сказание о Вавилонском царстве» и «Повесть о белом клобуке». Создаются образы передачи верховной власти из Вавилона в Царьград-Константинополь, а оттуда – на Русь. Старец Филофей создаёт доктрину «Москва – Третий Рим»: «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать». Два Рима (итальянский Рим и Второй Рим – Константинополь) пали из-за измены христианству, третий – это Москва. Русский царь воспринимается как вселенский самодержец, правящий всем православным миром, защитник христианской веры и помазанник Божий.
«Достоинство цесарское»
Русский царь со времен Ивана Грозного де-факто уже был императором, осталась только формальность. Русских царей многие иностранцы уже именовали императором. Правда, западные дипломаты предпочитали принижать царский титул, ставя его значение ниже королевского.
Сам царь Пётр Алексеевич не гонялся за титулами. Он были простым урядником Михайловым, и бомбардиром Алексеевым, и плотником Питером. Однако по мере того, как развивались события во время Северной войны, положение московского царя и его самосознание менялись. Россия стала победителем могущественной шведской державы, одной из великих военно-морских держав Европы. Прежние союзники России – Дания и Речь Посполитая, ушли на вторые роли. Пётр почувствовал себя лидером, который имеет лучшую и большую армию, флот, финансовые и материальные средства, чтобы поддерживать союзников, соответственно возросли и его политические амбиции. Пётр посчитал важным занять то место в политической иерархии монархических домов Европы, которое соответствовало бы возросшему могуществу Российского государства. Кроме того, он видел, какое внимание уделяется титулу, различным формальностям в Старом свете.
Поэтому было принято решение из царя превратиться в цезаря – императора. Пётр Алексеевич знал и древние обоснования и за несколько лет до Ништадтского мира в записке об истории российского герба отметил: «Сие имеет свое оттуду, когда Владимир монарх Расийскую свою империю разделил 12 сынам своим». Русский государь последовательно приучал современников к мысли об имперской статусе России. В 1718 году он дал указание опубликовать грамоту императора Священной Римской империи Максимилиана I к «цесарю» Василию III, в предисловии к которой указывалось, что цесарское «высокое достоинство за толко уже лет всероссийским монархам надлежит». В Российском государстве была установлена абсолютная монархия, где главе государства подчинялась даже церковь.
Император
30 августа (10 сентября) 1721 года был подписан Ништадтский мир (Прибалтика наша! Победное завершение Северной войны). Петербург несколько месяцев праздновал великую победу – с сентября 1721 г. до января 1722 г. На 22 октября (2 ноября) были назначены особые торжества. Тем временем в Синоде (высший орган церковной власти) уже обсудили идею поднесения Петру Алексеевичу императорского титула. Также Пётру давали звание «отца Отечества», по примеру Древнего Рима. Также называли и константинопольского «вселенского» патриарха, то есть за русским монархом признавалось звание главы православной церкви. Очевидно, автором этой идеи был псковский архиепископ и вице-президент Синода Феофан Прокопович. Он принадлежал у близкому кругу «птенцов гнезда Петрова» и был искусным «угадывателем царской воли».
Синод принял решение «молить царя» «прияти титул отца Отечества, Петра Великого и императора Всероссийского». Об этом сообщили в Сенат (высший орган светской власти). Сенаторы поддержали эту идею, началось обсуждение деталей церемонии. 20 октября Сенат поручил светлейшему князю Александру Меншикову обсудить принятие титула. Согласно официальной версии, царь Пётр проявил скромность и не сразу согласился с этим проектом. Понятно, что он сам был автором этого проекта. В итоге представители церкви «убедили» монарха принять новый титул.
Церемония
22 октября (2 ноября) 1721 года прошла торжественная служба в центральном Свято-Троицком соборе Петербурга. Для участия в ней съехались высшие военные и гражданские чины, прибыли части 27 полков, отличившихся в Северной войне. Понятно, что все уместиться в соборе не могли, толпы людей собрались на площади. По Неве к Троицкой площади подошли 125 галер Балтийского флота. После литургии, чтения ратификационной грамоты о мире и проповеди состоялась церемония объявления Петра Первого императором.
Церемония была довольно простой. Во время проповеди Феофан Прокопович пафосно описал доблести государя, достойного называться «отцом Отечества и императором Всероссийским». Затем канцлер Гавриил Головкин выступил в качестве «просителя» от всего народа, от имени которых действовали Сенат и Синод. Была зачитана речь-прошение. В это время Сенат и Синод «предстояли» перед государем. Затем последовала краткая ответная речь царя-императора и троекратное провозглашение новых титулов. Их выкрикивали под пушечную пальбу и «трубный глас»: «Виват, виват, виват Пётр Великий, отец Отечества, император Всероссийский!» После молебна и молитвы местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского вельможи и сановники поздравили Екатерину и её дочерей как императрицу и принцесс.
Торжество продолжилось в Сенате. Там накрыли столы на тысячу персон. Петра Великого поздравляли дамы. Меншиков и адмирал Фёдор Апраксин зачитали указ о новых производствах в чинах в армии и на флоте. Обер-секретарь Сената Иван Поздняков объявил о наградах для чиновников. Начался пир, здравицы и танцы продолжались до утра. Торжество высших чинов империи сопровождалось народными гуляниями. Народ потчевали жаренным мясом и винными фонтанами. Праздник завершился глубокой ночью салютом.
После этого изменился не только титул русского государя, но и государственная символика, церемониалы. Фраза «великий государь, царь всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец» менялась на «Мы, Петр Первый, император и самодержец Всероссийский». На государственном гербе царский венец над двуглавым орлом был заменён на имперскую корону. Россия стала империей, что сразу признали Пруссия и Голландия, затем – Швеция и другие страны.