можно ли мусульманам рисовать аниме персонажей

Можно ли рисовать аниме в исламе?

Существует более 20 достоверных хадисов, строго запрещающих рукотворное рисование живых существ (не только людей, но и животных). … Поэтому нельзя рисовать людей в принципе, в том числе и в стиле аниме.

Что в исламе нельзя рисовать?

Всем известно, что в Исламе нельзя рисовать человека и живых существ, но если посмотреть на картины художников-мусульман, то мы видим и людей и животных. … В Коране нет прямого запрета рисовать живых существ. Согласно канонам религии нельзя поклоняться картинам и скульптурам, как идолам.

Можно ли смотреть аниме в исламе?

❌ Если просмотр аниме заставляет Вас забыть об Исламе и о Всевышнем, то в таком случаи аниме (фильмы, мультфильмы — без разницы) смотреть запрещается.

Можно ли рисовать мультики в исламе?

Что вы можете сказать в отношении мультфильмов для детей? Известно что Ислам запретил создание изображений, рисование и создание скульптур одушевленных созданий Аллаха; на этот счет имеется строгое предупреждение. …

Можно ли рисовать части тела в исламе?

В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится, что «больше всего наказанию в Судный день будут подвержены те, кто рисуют эти изображения». Имам аль-Кальюбий пишет: «Подобно изображению без головы является и изображение, которое лишено части тела, без которой оно не может существовать.

Почему в исламе запрещено изображение людей?

Аниконизм в исламе

В исламе существует очень жёсткий запрет на изображения живых существ, и людям, создающим изображения, в многочисленных хадисах Пророка Мухаммеда обещано суровое наказание в День Суда. Создание изображений считается делом идолопоклонников и противоречит основе исламского учения о чистом единобожии.

Почему нельзя было рисовать людей в Османской империи?

А изображение людей заставляет забывать о Боге. Также запрет связан с тем, что рисуя живых существ, художник рисует им глаза, которыми пытается оживить рисунок, а это по религиозным соображениям подвластно только Аллаху.

Где написано что мусульманам нельзя есть свинину?

У мусульман есть свинину запрещено Кораном. Например: В суре второй Корова в стихе 173 написано Он поставил запрет на кровь, мертвечину и мясо свиньи. В пятой суре «Трапеза» Свинина называется нечестие, и употребление в пищу свинины грех.

Что входит в грех прелюбодеяния по исламу?

Зина́ (араб. زِنَا‎ — «прелюбодеяние») — в исламском праве (фикх) — незаконная половая связь между людьми, которые не состоят в браке. Во всех четырёх суннитских и двух шиитских мазхабах термин зина означает добровольный половой акт между мужчиной и женщиной, которые не состоят в браке друг с другом.

Что запрещено в исламе?

Можно ли носить одежду с изображением животных в исламе?

Запрещённые виды одежды

К запретной одежде относятся: … одежда, демонстрирующая излишества и расточительство. одежда с изображениями людей и животных, а также запретными надписями.

Как называется у мусульман молитва?

В исламе под словом молитва обычно подразумевают как ритуальную молитву (салят), так и произвольную мольбу (дуа).

Можно ли изображать пророка Мухаммеда?

В Коране нет прямого запрета на изображения Мухаммеда, а в нескольких хадисах прямо говорится о запрете на изображение. Большинство суннитов считают, что следует запретить все изображения пророков ислама, и особенно нетерпимы к изображениям Мухаммеда, в основном это продиктовано боязнью идолопоклонства.

Источник

Запрещено ли изобразительное искусство в Исламе?

Мы часто слышим от богословов о том, что в Исламе не допускается изображать живое существо, будь то человек, или животное, не допускается держать дома фотографии, картины или статуи, изображающие живых существ, и что в такой дом не зайдет ни один ангел. В подтверждение приводятся слова пророка Мухаммада и высказывания исламских ученых. Давайте попробуем сами разобраться в этом вопросе.

Большинство ученых дают следующие разъяснения касательно изображений:

1. Рисовать руками и лепить скульптуры живых существ является харамом.

2. Является харамом хранить в полной форме изображение и изваяние живых существ.

3. Допускается изображение, в котором живое существо изображено не полностью, в том виде, в котором оно не смогло бы остаться в живых.

4. Допускается не четкие изображения живых существ, которые сотканы при изготовлении ткани.

5. Допускается делать изображения неодушевленных вещей.

6. Игрушки для детей, в частности, куклы для девочек разрешены.

При этом относительно фото- и видеосъемки среди современных ученых мнения разделились:

1. Хранение фотографий запрещено в любых случаях, кроме необходимости (например, фотография в паспорте). Под запрет подпадают телевидение, интернет и все что связано с изображениями.

2. Хранение фотографий разрешается, но при условии соблюдения следующих условий:

— фотографии не будут вывешиваться, поскольку ангелы не заходят в дома, если там висят изображения;

— хранимые фотографии не будут способствовать появлению многобожия.

3. Хранение фотографий разрешается, если они представлены только в цифровом виде и не печатаются на бумаге. Либо печатаются на бумаге (например, в журналах, газетах) с целью фиксирования каких-либо важных событий.

По вопросу трансляции или просмотра прямого эфира единогласны все – такое вполне допускается, так как в эфире выступает человек в реальном времени.

Хадисы о запрете изобразительного искусства.

Перейдем к хадисам.

Есть хадис от Бухари и Муслима, в котором пророк сказал:

«Аллах Всевышний сказал: “Кто же может быть более несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное или ячменное зерно!”»[1].

Этот хадис якобы запрещает изобразительное искусство. Но здесь нет ни слова о рисунках или статуях. Во время посланнической миссии пророка Мухаммада были поэты, которые пытались создать что-то похожее на Коран. Скорее всего, о них и шла речь.

Другие хадисы осуждают художников, грозя им самыми страшными мучениями в аду[2]. Художников в аду будут заставлять оживить свои изображения, но они никогда этого не смогут[3]. Но сами изображения, созданные художником, и, видимо, оживленные Всевышним, будут мучить своих создателей[4]. Правда, не понятно, почему вдруг в хадисах самые страшные мучения ждут художников, когда как в Коране черным по белому написано, что таковые ждут тех, кто придавал сотоварищей Аллаху. И ни о каких художниках там нет и слова.

Некоторые хадисы достаточно запутаны и противоречивы. Например, в хадисе от Бухари и Муслима говорится, что пророк, вернувшись из похода, увидел дома занавеску с изображениями живых существ, которую повесила Айша, и с напутствием сказал, что «в день Воскресенья наиболее суровому наказанию подвергнутся те, кто попытается уподобиться Аллаху в творении». Далее Аиша рассказывает, что они разорвали занавеску и сделали из нее подушку[5]. И это, якобы, говорит о том, что на подушках изображения живых существ допускаются. В другом хадисе Аиша передала, что в их доме была занавеска с изображением птицы. Пророк Мухаммад сказал, чтобы та повернула занавеску другой стороной, потому что она напоминает ему о мирском[6]. Третий хадис путает нас еще больше. Пророк велел Аише убрать шерстяную занавеску, так как она отвлекает его во время молитвы[7]. Так где истина? Из занавесок можно сделать подушки, либо вообще их убрать, или только во время молитвы, чтобы их не видеть? И почему именно подушки? А допускаются ли изображения живых существ, например, на носках? Или перчатках? Где эта грань между запретом и допущением? Все три хадиса являются одной историей, переданной в разных вариациях, или Аиша в первый раз не вняла словам пророка? Странно как-то.

Согласно хадисам, пророк был достаточно противоречивым человеком, и не мог определиться, что же делать с изображениями. В собственном доме пророк относился к изображениям более или менее терпимо, но как только шел кому-то в гости и, завидев в чужом доме запрещенное искусство, разворачивался и уходил[8], либо не заходил в дом до тех пор, пока его хозяин не избавлялся от запрещенного[9], либо сам уничтожал предметы искусства[10].

Чтобы у нас не возникло сомнений о запретности изображений живых существ, приводятся прямые слова пророка:

«Ангелы не входят в дома, в которых есть собака, изображения или осквернённый»[11].

«Пророк запретил держать в домах изображения, а также их создавать»[12].

Чтобы избавиться от запретного изображения (или статуи), пророк велел удалять только голову у изображения/статуи, и тогда оно станет бесполезным[13].

Исключением являются куклы, которые дозволены, согласно хадисам от Бухари и Муслима[14].

Все вышеперечисленное не касается неодушевленных предметов. Природу, например, изображать разрешено[15].

А вот что нам говорят ученые:

— В хадисах речь идет о любых изображениях, имеющих душу[16].

— К изображениям относятся и фотографии[17].

— Маликиитский мазхаб считает, что даже смотреть на изображения живых существ запрещено[18].

— Нежелательно молиться в одежде, на которой изображены живые существа[19].

— Не разрешается снимать одушевленные предметы и хранить их, если только это необходимо[20].

— Допускается хранение, но не распечатка[21].

О понятии «изображения».

Выше я уже говорил, что в некоторых хадисах вообще не упоминаются ни изображения, ни статуи. Говорится лишь о том, что люди не смогут создать подобное тому, что сотворил Аллах. Так же я упоминал, что в пророческие времена Мухаммада были поэты-неверующие, которые утверждали, что могут написать книгу лучше Корана, когда услышали слова из Корана:

«Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру и призовите своих свидетелей, если вы говорите правду» (Коран, 2:23).

Некоторые поэты, критики ислама, попытались это сделать и написали стихи, подобные аятам Корана. О них, скорее, и шла речь в хадисах. И изображения или статуи тут вообще ни при чем.

В некоторых хадисах присутствует слово «тамасиль», которое переводится с арабского языка как «статуи, статуэтки, памятники». Но обычно оно переводится как «идолы». А также слово «тасавир», употребляемое в качестве синонима[22].

Чаще в хадисах встречается слово «сура», и переводится с арабского языка как «образ, картина, изображение, фигура»[23]. Также это слово употребляется в значении «лицо»[23].

«В богословских трудах данное слово чаще употребляется в значении «шакль» (форма, образ, фигура) и «ат-тимсаль аль-муджассам» (статуя, монумент, памятник). Раньше большая часть ученых обозначала статуэтки, памятники, монументы тем же словом, что и, например, изображение людей или животных на холсте. Они все это называли словом «сура» (через «сод»)»[24].

Данные понятия вполне могли раньше означать не просто изображение, а идол. То есть то, к чему направлено поклонение. Рассказывается, что до прихода Ислама многобожники держали в Каабе свыше трехсот идолов, которым они поклонялись. Есть соответствующий хадис:

Усама ибн Зайд свидетельствует: «Однажды я вошел в Каабу, к находившемуся там посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который увидев изображения на стенах, сказал, чтобы принесли ведро воды. Я принес ему воды, и он, да благословит его Аллах и приветствует, смывая эти изображения, говорил: “Да погубит Аллах народы, которые изображают то, что они не создавали”»[25].

Обратите внимание, что здесь стоит слово «изображения», когда как по смыслу должно было быть «идолы», либо «изображение идолов». И это не обязательно должно пониматься как рисунок. Рассказывается также, что Посланник уничтожил в Каабе именно статуэтки идолов.

Хадисы о том, что ангел не заходит в тот дом, в котором присутствуют изображения, скульптура и собака[26] сами по себе сомнительны с точки зрения логики. Допустим, верующего человека похитили, и посадили в помещение с запрещенными вещами. Он решил помолиться, ангел спустился с небес, чтобы помочь этому человеку, но не смог попасть в к этому человеку, поскольку в помещении, где находится молившийся, присутствует статуя, изображение или собака. Отсюда следует, что Аллах не смог ему помочь (астаг1фирулла!) Так получается? Есть сура под названием «Пещера» под номером 18. В ней рассказывается о людях, скрывшихся в пещере от правителя, который преследовал их за религию. Они впали в долгий сон и проснулись только через триста девять лет. Вместе с молодыми людьми в пещере находилась их собака, которая тоже спала. Как говорят нам толкователи Корана, в пещеру пришел ангел. Но вот проблема: как он это сделал, когда там находилась собака? В связи с чем можно сделать вывод о том, что эти хадисы выдуманы.

Следует отметить, что комментаторы XV-XVI вв., как, например, ал-Айни, ал-Касталлани и ал-Аскалани, не воспринимали слова хадисов о наказании художников буквально[27]. Они поясняют, что это относится только к тем, кто изготавливает изображения для поклонения им.

Теперь рассмотрим исторический аспект запрета изображений живых существ.

Известный суннитский ученый ат-Тахави считал, что до Ислама запрет на изображения живых существ касался всех форм, так как люди впали в значительную зависимость от образов, многие века находясь под влиянием язычества и идолопоклонства. Во время пророческой миссии Мухаммада многие запреты постепенно канули в лету. Сначала были разрешены изображения для украшений домашней утвари, ткани и одежды. А затем запрет был отменен и на другие изображения, кроме тех, что освящаемы, почитаемы, возносимы. Отсюда, на мой взгляд, и возникли противоречия в хадисах. Многие хадисы сегодня воспринимаются как истина в последней инстанции, но на деле они могли относиться к доисламскому времени.

По мнению крупнейших исламоведов, хадисы, осуждающие изображения, появились под влиянием принявших ислам иудеев, которые вносили в складывавшиеся догматы ислама свои представения и убеждения.

Арабские ученые, в первую очередь Зеки Мухаммед Хасан, считают основной причиной враждебное отношение Мухаммеда к идолам, которое впоследствии было истолковано более широко и распространено на все изображения вообще. Мухаммед, вступив в 630 году в Мекку, приказал уничтожить всех идолов, стоящих в Каабе и стереть все росписи внутри храма. Так же было приказано уничтожить всех идолов в домах мекканцев. Но по сообщениям ал-Азраки, сам Мухаммед приказал сохранить изображение девы Марии с младенцем на одной из колонн Каабы, которое оставалось там до пожара в 683 году. Сей факт говорит о том, что подобные мероприятия Посланника были направлены против идолов, а не живописи и скульптуры.

Многочисленные исторические факты свидетельствуют, что изображения не запрещались ни во времена пророка Мухаммада, ни после него.

Эмир Хумаравейхи (884-896) в одном из залов своего дворца в Фустате поставил деревянные статуи в полтора человеческого роста, изображавшие его самого и его жену. А в другом конце мусульманского мира, в Испании, Абдаррахман (912-961) поместил перед дворцом бронзовую статую своей жены Зухры.

Умар, второй праведный халиф, пользовался во время праздничных молитв в мечети серебряной курильницей с рельефными фигурами, а в доме казначея Умара, Йасара ибн Нумейра, был скульптурный карниз.
Была повсеместно распространена живопись, мозаика, скульптура и рельефы: во дворцах и храмах. Даже монета долго сохраняла человеческие изображения. Часто мечети устраивались прямо в церквях, при этом в нем сохранялись различные изображения. При постройке новых мечетей приглашали византийских мастеров для отделки. Известная работа византийских мастеров – мечеть Куббат ал-Сахра в Иерусалиме, и мечети в Медине. В мечетях можно было встретить и предметы в виде живых существ. Это не означало намеренного украшения мечетей живописью или скульптурой. Но некоторые мединские богословы упрекали Омейядов за то, что их мечети похожи на церкви.

Так же есть свидетельства, что в доме самого Мухаммеда было много изображений живых существ, о чем говорит приведенный выше хадис о том, что Аиша сняла занавески с изображениями живых существ и сделала из них подушки. По мнению некоторых богословов, это было связано с тем, что Мухаммеду они мешали сосредоточиться во время молитвы, о чем говорят и другие хадисы. И тем не менее, пророк не прерывал молитву и не перечитывал намазы, совершенные в направлении данных изображений[28]. У пророка была личная печать с вырезанной на ней какой-то фигуры. Печати с изображениями живых существ (людей, животных, птиц) были также у сподвижников Мухаммеда.

Отношение к изобразительному искусству меняется примерно в X веке. Связано это было, скорее всего, с обострившейся борьбой с еретическими учениями. Посему были запрещены определенные категории изображений под страхом наказания в загробном мире[29]. Довольно в резкой форме против изображений выступил ваххабизм в XIIIV веке, начав борьбу с культом святых и нещадно разоряя мусульманские святыни. Тенденция разрушений исламского наследия радикальными течениями наблюдается и по сей день.

«По сегодняшним оценкам, более 90% представляющих исторический интерес мечетей и других артефактов были снесены с лица Земли… Политика разрушения и враждебности всему, что имеет символическое значение, уже перешла границы Саудовской Аравии и распространилась на другие страны. Уничтожение гробницы IX века н.э. в иракской Самарре в феврале 2006 года расширило ареал этой «культурной политики» на другие части арабского и мусульманского мира. В настоящее время появляется все больше опасений, что другие памятники в Ираке или в иных странах станут жертвами сторонников Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба…»[30].

Библия об изображениях.

Возможно, запрет изображений связан с соответствующими стихами из Библии. Запрет изображений – один из десяти заповедей.

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (Библия, Исход 20:4-6, Второзаконие, 5:8).

Иудаизм и христианство трактуют данные запреты по-разному. В иудаизме, согласно устной Торе, поясняется, что речь идет о любых изображениях живых существ. Запрет касается скульптур, барельефов и портретов в анфас (в профиль можно). Запрещается внимательно разглядывать скульптуры, изображающие людей. Запрет касается в том числе изображений ангелов, колесницы мироздания, а также солнца, луны и звезд в таком виде, в каком их изображают неевреи, для которых они являются предметом поклонения. Хранить дома разрешается только те картины, которые нарисованы на плоской поверхности. Запрет не распространяется на детские игрушки (куклы и т.п.) и, согласно принятому в последнее время обычаю, на фотографии (хотя некоторые авторитеты высказывали сомнение о допустимости создания фотопортретов).

Христиане в этом отношении лояльны, и понимают под изображениями только идолов. Но, с точки зрения Ислама, христиане делают из икон идолов, и, следовательно, не соблюдают запрет Библии. Чего не скажешь о протестантизме, который не признает иконопочитание.

Что же Коран говорит об изображениях? Если исламские ученые и хадисы высказываются о запрете изображений живых существ, каждый трактуя это по-своему, то в Коране такого нет. Коран не запрещает ни картины, ни изваяния живых существ. Никто еще не додумался трактовать ни одного аята так, что в нем якобы имеется в виду запрет изобразительного искусства. Если бы изображать живых существ было бы большим грехом, то Аллах обязательно бы об этом упомянул.

В Коране упоминается, как пророк Ибрахим уничтожил в храме своего народа статуи идолов. Цель этого мероприятия было не само уничтожение идолов, а показать народу, что идолы не способны ни говорить, ни защитить себя от уничтожения. Поклонение идолам в Коране упоминается не раз, как заблуждение. Но ни где не упоминается ни о страшных муках художников, ни о наказании за хранение изображений. Никто в Коране не уничтожал никаких статуй или изображений как таковых. Если такой запрет и существовал, то он был вызван тем, что люди стали поклоняться этим изображениям. Это было актуально во времена Посланника, так как он вел пророческую миссию и боролся с идолопоклонничеством. В современном мире кажется нелепостью, если человек вдруг начнет поклоняться нарисованной картине, фотографии или статуе. Другое дело, когда это касается идолов. Поэтому говорить сегодня о запрете изображений живых существ некорректно.

Под конец приведу следующий аят из Корана:

«Мы подчинили Сулейману (Соломону) ветер, который утром пролетал месячный путь и после полудня пролетал месячный путь. Мы заставили для него течь источник меди. Среди джиннов были такие, которые работали перед ним с дозволения его Господа. А того из них, кто уклонился от Нашего повеления, Мы заставили вкусить мучения в Пламени. Они создавали прекрасные строения, изваяния, миски, подобные водоемам, и неподвижные котлы. О род Давуда (Давида)! Трудитесь в знак благодарности. Но среди Моих рабов мало благодарных». (Коран, 34:12-13).

Обратите внимание: Аллах подчинил пророку Сулейману джиннов, которые создавали ему изваяния. Но нигде в этой суре не упоминается о греховности этого поступка. И никто из толкователей не понимает аят как-то по-иному. Однако этот факт замалчивается богословами и алимами. Тогда о каком запрете изображений может идти речь?

Источник

Изображение в Исламе

Можно ли рисовать, графику, моделировать 3D модели мусульманину? Об этом задаются все, кто связан так или иначе с искусством. Чтобы понять допустимо ваше творчество или нет советуем внимательно прочитать материал о дозволенности и запрете на изображение в Исламе.

Лишь Он — Творец, способный все преобразить…

Ислам — религия, актуализирующаяся в образе жизни человека. Но каков этот образ жизни? Все запрещающий, ограничивающий какими-то внешними атрибутами? Вовсе нет! «Ад-дийну юср», — говорил пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует). То есть религия — легкость [1]. Она призвана облегчать жизнь, а не усложнять ее. Также Пророк трижды и настоятельно повторил: «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут» [2].

Ислам всесторонне благоприятствует и поощряет развитие образования, науки, культуры, но запрещает ту часть искусства, которая претендует на творение, когда художники, например, или скульпторы считают, что творят нечто необычайное, шедевральное, исключая участие в этом Бога и вознося себя. Творить присуще только Творцу — Богу. Люди же могут заниматься скульптурой, живописью как тем, что украшает их жизнь, интерьер дома или архитектуру здания, как и инженеры, которые могут конструировать очень умные машины и механизмы, используя законы природы, установленные Всевышним. Но в то же время, сколь бы умны они ни были, даже мелочь из сотворенного Богом, например муху, они не в состоянии воссоздать, сделать подобное. И каких бы высот мастерства ни достигли, никогда не смогут [3].

Итак, первое, что категорически запретно, — это приписывание себе возможности творить. Главным образом здесь подразумеваются те художники, которые думают, что «творят своей кистью, вносят что-то особое в портрет того или иного человека», будто бы им осталось только вдохнуть душу в свое «творение» — и оно оживет.

В прежние времена не было масштабного использования иллюстраций, отсутствовали типографии, которые могли бы множить картинку тысячными тиражами, в результате чего она теряла бы определенную долю ценности и важности. Также ранее изображение живого сочеталось с его обожествлением, отношением как к чему-то святому, подобно христианскому иконостасу. Это как раз таки и было категорически запрещено. Ведь через постепенное обожествление изображенных людей (или животных) создаются сами собой предпосылки, приближающие человека к идолопоклонству [4]. То же касается и повсеместного установления огромных памятников или бюстов «вождей».

Во всех богословских трудах, где подробно описывается тема изображения живого, вы встретите такой термин, как «мумтахэн», это то, к чему относятся без какого-либо внимания, уважения, безразлично. Так вот, еще со времен пророка Мухаммада установилось, что предметы, на которых имеется изображение животных или людей (паласы, покрывала, подушки, монеты и т. д.) и к которым применимо вышеупомянутое отношение, не несут в себе канонической запретности (харам). Максимум, что может быть, — это нежелательность (макрух), когда эти иллюстрации на той или иной домашней утвари отвлекают человека во время совершения молитвы-намаза [5].

Что допускается и что не допускается в художественных изображениях

Религия не сковывает человека, а освобождает, делает его широко смотрящим на жизнь, открывает перед ним горизонты вечности и одновременно возвращает с небес на землю, призывая думать не только о себе, но и о тех, кто рядом.

Поэтому на хадисы, говорящие о запрете изображений и скульптур, необходимо смотреть со следующих позиций:

— с какой целью изображается то или иное живое?

— как это будет применяться?

— какие цели преследовал художник?

Несколько хадисов об ангелах и изображениях

Нахождение дома или в рабочем помещении натурального изображения чего-либо живого препятствует проникновению в данное пространство ангелов проявления милости Творца. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил:

— «Ангелы [проявления милости Всевышнего] [6] не заходят в помещения, где находятся «тамасиль» [7], «тасавир» [8];

— «Ангелы не заходят в помещения, где находится «сура [9]» [10]»;

— «Ангелы не заходят в помещение, где находится собака или «тасавир [11]» [12]»;

— «Ангелы не заходят в помещение, где находится собака или «сура [13]» [14]».

При комментировании данных хадисов обычно приводится мнение имама аль-Хаттаби: «Ангелы (проявления милости Всевышнего) не входят в те дома, где находятся изображения (или статуэтки), запретные с точки зрения религии. Но, например, те изображения (или статуэтки), которые не имеют четких контуров лица или используются без какого-либо особого к ним отношения [15], не препятствуют присутствию ангелов» [16].

Более категорично мнение имама ан-Навави, который считал, что упомянутое в хадисе касается любых форм изображения живого [17].

Одной из главных предполагаемых причин относительно непроникновения ангелов в помещение явилось то, что раньше (как порой и сейчас) на художественные изображения живого или их монументы, статуи некоторые люди молились, забывая о том, Кому истинно должно молиться и у Кого истинно нужно просить [18].

Есть еще хадис, который гласит, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Ко мне пришел ангел Джабраил (Гавриил) и начал со слов: «Я приходил вчера к тебе туда, где ты был, но не смог зайти. В том помещении были статуэтка мужчины, занавеска с изображениями, а также щенок». Пророк попросил изменить контуры головы у идола так, чтобы он стал подобен дереву, из занавески сделали две подушки, на которые садились, а щенка вывели на улицу. За щенком присматривали внуки Пророка Хасан и Хусейн [19].

В своде хадисов имама Абу Дауда хадис звучит немного по-другому: «Ко мне пришел ангел Джабраил (Гавриил) и начал со слов: «Я приходил вчера к тебе, но не смог зайти. У входа стояла статуэтка идола, в помещении была занавеска с изображениями, а также щенок. Попроси, чтобы идола сделали подобным дереву, изменив контуры головы. Пусть из занавески сделают две подушки, на которых вы сможете сидеть, а собаку пусть выведут из дома». Все было сделано, как просил ангел. Щенка вывели на улицу. За ним стали присматривать внуки Пророка Хасан и Хусейн» [20].

Хадисы об изображениях

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) передал слова Господа: «Может ли быть кто-то грешнее того, кто приписывает себе умение творить, подобно Моему творению?! Пусть [те, кто считает, что может творить] сотворят хотя бы пылинку (атом), хотя бы семечко, хотя бы одно ячменное зернышко» [21].

«Сотворят…» — не нарисовать, а именно из ничего сотворить атом, семя, зернышко подобно тому, как это творит Бог. Сотворить со всеми теми значительными качествами, что закладывает Творец в столь незначительных и на первый взгляд мертвых, но несущих в себе жизнь вещах.

«…Хотя бы пылинку (атом)» — в пояснениях к хадису говорится, что слово «частица» (зарра) обычно переводили как «муравей» (намля). То есть: «Попробуйте сотворить мелочь из мира насекомых (муравья), а если не сможете, то попытайтесь — семя ячменя или пшеницы, что проще, чем муравья» [22]. Если брать во внимание открывшиеся перед человеком границы микромира, мира молекул и атомов, то можно спокойно, не прибегая к примеру с муравьем, ограничиться «атомом», который и обозначаем в арабском языке именно словом «зарра», упомянутым в тексте хадиса.

Господь указывает такого рода предложениями-укорами на ничтожную слабость человека пред Богом, хотя он (человек) сотворен Создателем как самое совершенное и умное творение на Земле. Смысл сотворенности человека в полной мере раскрывается через веру в Бога, создавшего все и вся, предписавшего для людей определенные правила и нормы и передавшего эти предписания через посланников Своих и пророков.

Пророк предупреждал: «Воистину, наихудшее наказание в Судный День ожидает художников [изображавших людей или животных]» [23].

«Воистину, наихудшее наказание» — исламские богословы подчеркивали, что понимать буквально эти слова будет неверным, так как в Священном Коране четко говорится о том, что наихудшее наказание ожидает «фараонов» и им подобных за упрямство в неверии и жестокости [24].

Имам ат-Табари дал интересное пояснение по данному нюансу: «В хадисе имеются в виду те художники, которые преднамеренно изображали людей или животных, зная, что в последующем простой люд будет поклоняться этому помимо Бога, Единого и Вечного. Художник, зная о таком последующем применении своих работ, лишает себя веры в Господа. И не исключено, что такого рода художники заслужат столь же мучительное наказание, что и фараоны, возомнившие себя богами. Те же художники, которые не имеют подобных намерений и уверены, что их художественные изображения людей или животных не будут обожествлены и превращены людьми в предметы поклонения, не подпадают под упомянутое наказание, но все равно являются непокорными и грешниками (аль-‘асы, аль-‘уса)» [25].

«Воистину, те, кто изображает, будут испытывать мучения в Судный День. Сказано будет им: «Оживите то, что вы творили» [26].

«Творили» («халяктум») — именно «то, что вы творили», сравнивая себя с Творцом. Вы думали, что столь совершенно изобразили человека или животное, что осталось только душу вдохнуть в изображенные вами тела?! «Вы слишком многое о себе возомнили в прежней жизни. Ну так попробуйте «вдохнуть» жизнь в них сегодня, в Судный День» [27].

Имам ан-Навави говорил: «Изображение животных (с целью достигнуть их реалистичности, посоперничав в этом с Богом) запретно, каковым бы ни было последующее применение и где бы ни помещалось это изображение: на одежде ли, на коврах, на денежных купюрах или стенах, на посуде и т. д. Что же касается иных изображений, где нет животных, то это не запретно».

Имам аль-Хаттаби, комментируя текст хадиса, сказал: «Велико наказание художника за то, что в былые времена люди поклонялись изображениям (живого в виде статуй или картин), забывая о Боге. И в первую очередь в этих хадисах подразумеваются скульптурные изображения идолов».

Абу ‘Али аль-Фариси, например, говорил о применительности данных хадисов к тем, кто приписывает Творцу облик, определенную форму [28].

Многие ученые замечали, что наказание, упоминаемое в хадисах, касается тех художников, которые мнят из себя «творцов», а также тех, кто преднамеренно изображает людей или животных в качестве икон, на которые в последующем будут молиться простолюдины [29].

При отсутствии упомянутых настроений и намерений изображение живого из запретного переходит в разряд нежелательного (макрух), но и эта нежелательность отпадает, если имеется общественная, а также иная необходимость [30].

В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима приведен хадис от ‘Аиши, четко поясняющий один из главных смыслов запрета и раскрывающий то, к чему люди могут подойти через безобидное, на первый взгляд, изображение великих личностей. В хадисе говорится об одной из эфиопских церквей, украшенной образами святых, и цитируется пояснение пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Когда умирал среди них набожный и благочестивый человек, они строили на его могиле храм и изображали в нем его облик [31]. Те, кто делал это [изображал в храмах праведников], — наихудшие из творений пред Богом [так как напрямую содействовали многобожию и идолопоклонству, удаляя людей от поклонения своему Создателю]» [32].

‘Аиша передала: «Однажды посланник Божий вернулся после продолжительного отсутствия. За это время я накрыла в хижине каменный выступ (полку, карниз) покрывалом, на котором были изображены картинки (изображения живого). Пророк, увидев это покрывало, снял его и сказал: «Самое наихудшее мучение в Судный День будут испытывать те, кто уподоблял себя Богу в умении творить». ‘Аиша завершает это повествование словами: «Мы сделали из этого покрывала одну или две подушки» [33].

«…Изображены картинки (изображения живого)» — в хадисе употреблено слово «тамасиль», которое обычно переводят как «идолы». В своде хадисов имама Муслима есть уточнение, что на покрывале был изображен «конь с крыльями» [34].

«…Одну или две подушки» — в своде хадисов имама Муслима добавляется «две подушки, которые в последующем мы использовали дома. Пророк Мухаммад опирался на них [когда сидел]» [35].

На основе данного хадиса, а также еще нескольких подобных этому по смыслу, в которых описываются аналогичные ситуации, произошедшие с пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), некоторые исламские богословы сделали заключение о возможности использования изображений живого, применяемых людьми как нечто второстепенное, непримечательное и при этом являющихся «изображениями, не дающими тени». Имам ан-Навави говорил: «Так считало подавляющее большинство (джумхур) ученых из числа сподвижников Пророка и богословов первого поколения (таби‘ун). С этим были согласны такие ученые, как ас-Саври, Малик, Абу Ханифа и аш-Шафи‘и. А некоторыми оговаривалось, что неважно даже, будет у данного изображения тень или ее не будет. Главное, чтобы к изображению не относились как к чему-то святому, почитаемому, превозносимому» [36].

Анас говорил: «У ‘Аиши было покрывало, которым она занавешивала часть жилища. Однажды Пророк ей сказал: «Убери это от меня [пусть оно не висит на столь видном месте]. Изображения, которые на этом покрывале, отвлекают меня во время молитвы» [37].

В своде имама Муслима есть другой хадис, где сказано: «Одежда (платье) ‘Аиши с изображениями на ней лежала на месте, в направлении которого Пророк порой молился» [38]. То есть направление, в котором молился Пророк, и расположение этой вещи порой совпадали, и она оказывалась перед ним. Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) иногда просил переложить ее в другое место.

На основе этих хадисов некоторые ученые указывали на нежелательность совершения молитвы-намаза в направлении изображений, так как это отвлекает человека от молитвы. Но, например, богословы-ханафиты считали, что отсутствует даже нежелательность, если изображения эти малы или не имеют четко выраженных контуров [39].

Молитва-намаз, при наличии изображения перед молящимся, не нарушается, так как из хадиса совершенно ясно, что пророк Мухаммад не прерывал молитву, останавливаясь на каком-то из движений и выходя из состояния молитвы, а также не перечитывал молитвы-намазы, совершенные в направлении, с которым совпадало расположение изображений, отвлекавших его [40].

Абу Талха Зейд ибн Сахль передал: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Ангелы не заходят в помещения, где находится «сура» [41].

«Когда Зейд заболел, мы направились его проведать. И, придя, увидели рядом со входом занавеску с изображением (с сурой [42]) », — рассказывает Буср ибн Са‘ид. Я удивленно спросил своего спутника ‘Убейдуллу аль-Хавляни: «А разве совсем недавно Зейд не цитировал нам слова Пророка?!» ‘Убейдулла ответил: «А ты разве не слышал слова «илля ракман фи савб» (кроме изображений на одежде, на ткани)?!» [43]

Этот хадис цитируется практически во всех сводах хадисов и богословских пояснениях по данной теме. Часто проводят параллель между этим хадисом и наиболее категоричным хадисом от ‘Аиши о том, как она купила подушку с изображениями (животных), а пророк Мухаммад некоторое время стоял в дверях, не заходя, выражая упрек за сделанную покупку, и проговорил: «Воистину, кто делает эти изображения, тот будет мучиться в Судный День. Скажут им: «Оживите то, что вы творили». Затем добавил: «Ангелы не заходят в дом, где есть изображение (сура)» [44].

Имам аль-Куртуби, поясняя эти хадисы, сказал: «Первый хадис говорит нам о том, что ангелы могут присутствовать в помещении, где есть «ракмун фи савб», а хадис от ‘Аиши указывал на полный запрет. Наиболее вероятно, что задержка пророка Мухаммада в дверях помещения явилась формой укора и свидетельством о нежелательности (макрух), а слова Пророка «илля ракман фи савб» говорят о допустимости (джаваз). Допустимость же (джаваз) никак не вступает в противоречие с нежелательностью (кярахэ)». Имам Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни очень положительно отнесся к такому заключению [45].

Многие ученые первых поколений (саляф) заявляли, что запрет касается того, что отбрасывает тень (статуэтки-идолы, памятники, постаменты и т. п.). А то, что не имеет тени (изображения на бумаге, ткани, полотне и т. п.), допустимо и разрешено [46]. Ибн Абу Шейба достоверно передал, например, что имам аль-Касим ибн Мухаммад говорил о канонической разрешенности изображений, не имеющих тени. Дома у этого ученого, являвшегося одним из самых грамотных людей своего времени [47], был свод (купол, шатер) с изображением бобра и большой птицы феникс. И наиболее вероятно, что он, как и другие представители первых поколений, в домах которых были изображения, руководствовался именно словами «илля ракман фи савб» [48]. Также, например, в своде хадисов имама Ахмада приводятся слова Лейса, который передавал, что он однажды навестил Салима ибн ‘Абдуллу. Когда Лейс увидел Салима облокотившимся на подушку с изображением птиц и диких животных, он спросил: «А разве это не является нежелательным (макрух)?» Тот ответил: «Нет. Нежелательным является то, что ставится (устанавливается, водружается, вешается на стену, то есть то изображение живого, которое занимает почетное место)» [49].

‘Аиша передала о том, что в их жилище была занавеска с изображением птицы. Эта занавеска сразу бросалась в глаза входящему в дом. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал однажды: «Поверни эту занавеску другой стороной. Входя в дом, я всегда вижу ее, и она напоминает мне о мирском» [50].

К Ибн ‘Аббасу пришел человек и сказал: «Я — художник. Зарабатываю себе на жизнь тем, что рисую картины. Что ты мне посоветуешь?» Сподвижник Пророка произнес: «Я скажу тебе о том, что слышал от посланника Божьего: «Кто нарисует картину [с изображением живого], Господне наказание того [в вечности] будет продолжаться до тех пор, пока он не вселит в свои художества душу. Он же (художник) никогда не сможет этого сделать».

Ответ этот не понравился пришедшему за разъяснением. Недовольство явно отразилось на его лице. Ибн ‘Аббас, видя это, проговорил: «Горе тебе, если не прислушаешься к сказанному. Хочешь рисовать? Ну так рисуй дерево (природу) и то, во что нельзя вселить душу (рисуй то, что не имеет души) или абстрактно»[51].

На основе этого хадиса ученые-богословы сделали вывод о нежелательности (макрух) продажи картин с изображением живого (людей или животных)[52].

Тут следует заметить: если вы желаете понять хадис буквально, то каждый в полной мере свободен в выборе. Если же подходите к своей бытности мусульманином более практично, с учетом многих аспектов, прописанных в Священном Коране и Сунне, а также стараетесь принимать во внимание мнения и комментарии ученых, являющихся (согласно хадису) наследниками пророков, то вам полезно учесть те пояснения, что были упомянуты ранее.

Причина запрета на изображения

В завершение богословского исследования считаю полезным процитировать слова известного ученого имама ат-Тахави: «Сначала запрет на изображения (живого) касался всех форм, так как люди впали в значительную зависимость от образов, многие века находясь под влиянием язычества и идолопоклонства. Затем, после постепенного принятия пророческого призыва, когда верующие начали отвыкать от обожествления, было проговорено «ракмун фи савб», то есть были разрешены те изображения и узоры, которыми люди украшали домашнюю утварь или ткани, одежду, так как в этом присутствовала житейская необходимость. Затем были разрешены все сопутствующие жизни человека изображения, кроме тех, что освящаемы, почитаемы, возносимы».

Наш современник богослов Юсуф аль-Кардави, цитируя имама ат-Тахави, выражает свое полное согласие с таким подходом к данной теме [53].

Ответы на вопросы об изображении в Исламе

Разрешено ли с точки зрения Ислама фотографировать?

Да, конечно, если это в разумных пределах морали и нравственности [54]. Лучше всего хранить фотографии в альбоме, так как нахождение их на видном месте, по мнению некоторых ученых, препятствует присутствию в доме ангелов проявления милости Всевышнего.

Можно ли детям играть в детские игры, игрушки?

Игрушки в форме животных, людей в полной мере разрешены, что упомянуто в Сунне. Например, ‘Аиша, когда была еще маленькой, играла с куклами, называя их дочками. Однажды у нее появилась игрушка в форме коня с двумя крыльями. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), указывая на кукол, спросил: «А что это?» ‘Аиша ответила: «Это мои дочки». — «А это что?» — спросил Пророк, указывая на коня. «Конь», — ответила ‘Аиша. «А почему у него два крыла?» — поинтересовался посланник Всевышнего. ‘Аиша в недоумении воскликнула: «А разве ты не знаешь о том, что у Сулеймана, сына Дауда (Соломона, сына Давида), был конь с крыльями?!» Пророк Мухаммад, услышав это, от души рассмеялся [55].

В Исламе запрещено изображать пророков, ангелов, полководцев или ученых. А как сохранить память о них для последующих поколений? Каковым должно быть почитание по-настоящему великих людей?

Красиво сказал один мусульманин: «Сколь много людей, являющихся великими пред Богом, но неизвестными при этом среди людей. Когда они появляются в обществе, их никто не узнает. Когда они покидают его, никто не замечает этого».

Были великие и даже очень великие люди по своему значению для человечества и вкладу в его процветание. Но нет их фотографий, постаментов, картин с изображением или памятников. И самые первые среди них — пророки и посланники Всевышнего. Они оставили свой след в виде благородных поступков, величественных назиданий… Они сохранены не в виде картин или памятников, они бережно хранятся в сердцах людей. Истории о них передаются из поколения в поколение, из уст в уста, занимая свое почетное место в книгах ученых-историков или богословов. Когда слышишь рассказы об этих великих людях, воодушевляешься, сердце взлетает ввысь, жить становится легче, краше.

Я учусь в художественной школе на дизайнера. Мне приходится изображать людей и животных. После поступления в данное учебное заведение, примерно через год, я принял Ислам и знаю, что по мусульманским канонам изображать живое (людей и животных) запрещено. Что мне делать?

Самым наиглавнейшим пожеланием художникам-мусульманам является не изображать то, что даже по отдаленным предположениям может быть в последующем обожествлено, а также не приписывать себе такое Божественное качество, как «умение творить». Художник может умело и красиво изобразить сотворенное Всевышним, но никак не творить.

Самое наилучшее — не рисовать людей и животных в натуральном, максимально приближенном к оригиналу виде.

Можно ли мусульманину рисовать людей в виде анимации на компьютере?

В раннем возрасте я увлекался лепкой из пластилина и рисованием. Однажды я даже слепил какого-то древнеегипетского идола с волчьей головой, вот теперь думаю: наказуемо ли это Аллахом в Судный День или нет? Рефат.

Нет, не наказуемо. Не стоит на этом детском увлечении акцентировать внимание.

Запретны ли в Исламе видеосъемки и фотографирование?

Можно ли вешать на стену чучело убитого животного? Ведь это своего рода гордость.

Можно. На них ведь никто не молится.

То, что не запрещено шариатом, разрешено?

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] «Религия — это легкость. И кто бы ни препирался с нею [проявляя излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость, например желая превзойти других проявлением «особой» набожности], проиграет». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 261, хадис № 4301, аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 366, хадис № 1323.

[2] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 569, хадис № 9594, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1071, хадис № 7–(2670); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 220, хадис № 7–(2670).

[3] «О люди [одумайтесь, уразумейте, и] вот вам образный пример, прислушайтесь! Те, кого вы стараетесь обожествить помимо Бога, никогда не сотворят [обыкновенной крошечной] мухи, пусть бы они объединили для этого все свои усилия! [Даже если все ваши земные или иные выдуманные боги, идолы, божества; колдуны, экстрасенсы, «святые» объединят ради достижения такой простой цели все свои возможности и силы, они не смогут этого сделать.] Кстати, если муха что-то у них заберет [к примеру, кроху благовония, размещенного рядом с идолом, либо малость ароматического масла, которым одного из них старательно натерли], они даже этого обратно вернуть не смогут (не смогут спасти). Бессильны и сами язычники, и то, чему они поклоняются (просящий и тот, у кого просят, окажутся бессильны)» (Св. Коран, 22:73).

[4] Людям, вкусившим идеологические «прелести» Советского Союза, очень знакома эта тема. Постепенное обожествление Ленина и его идей в большей степени происходило именно через художественное, фотографическое и скульптурное изображение «вождя мирового пролетариата».

[5] См., например: аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим [Сокращенный вариант свода хадисов имама Муслима]. Бейрут: аль-Ямама, 1996. С. 409, хадисы № 1365 («занавеска с изображением живого»), № 1366 («сделали из ткани, на которой было изображение живого, подушку или две»), № 1368 (‘Аиша из одной подушки, на которой было изображение живого, сделала две, которые нашли свое применение в доме Пророка) и т. д.

[6] Ангелы-хранители и ангелы-писари, фиксирующие все поступки людей, никогда не покидают человека. См.: аль-‘Аскаляни А. (773–852 по хиджре). Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. (15 — основные, а 3 — вступление и указатели). Бейрут: аль-Фикр, 1996. Т. 11. С. 579.

Также для ангелов, забирающих души людей, художественные изображения живого или статуи, памятники не являются препятствием. См.: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 8. С. 265.

[7] Слово «тамасиль» переводится с арабского языка как «статуи, статуэтки, памятники», то есть художественно-скульптурные изваяния животных или людей, которые способны отбрасывать тень. Но обычно оно переводится как «идолы». Слово «тасавир» употреблено в данном случае в качестве синонима. См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 15 т. Бейрут: Садир, 1994. Т. 4. С. 473; Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 146.

[8] См.: аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 408, хадис № 1364.

[9] Использованное здесь слово «сура» (пишется через букву «сод») переводится с арабского языка как «образ, картина, изображение, фигура». См.: Арабско-русский словарь Х. Баранова. Также данное слово употребляется в значении «лицо». См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб. Т. 4. С. 473.

В богословских трудах данное слово чаще употребляется в значении «шакль» (форма, образ, фигура) и «ат-тимсаль аль-муджассам» (статуя, монумент, памятник). Раньше большая часть ученых обозначала статуэтки, памятники, монументы тем же словом, что и, например, изображение людей или животных на холсте. Они все это называли словом «сура» (через «сод») См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 277, 278.

[10] См.: аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 408, 409, хадис № 1365.

[11] Объяснение данного слова см. в предыдущих сносках.

[12] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. (15 — основные, а 3 — вступление и указатели). Бейрут: аль-Фикр, 1996. Т. 11. С. 578, хадис № 5949.

[13] Объяснение данного слова см. в предыдущих сносках.

[14] Хадис приведен в св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 578, хадис № 9758, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 13. С. 160, 161, хадисы № 5849, 5850. Также см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 581, хадисы № 5957, 5958, 5960, 5961; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 6. С. 71, хадисы № 69/1, 2, 3, 4.

[15] К примеру, иллюстрации в газетах, журналах, книгах или на денежных банкнотах.

[16] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 580, а также с. 593; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 8. С. 265.

[17] См.: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 8. С. 265.

[18] См.: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 8. С. 266.

[19] См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13. С. 165, хадис № 5854; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 9. Ч. 17. С. 280, 281.

[20] Также этот хадис приведен в св. х. ат-Тирмизи и ан-Насаи. Имам ат-Тирмизи говорил о его достоверности «хасан сахих». См.: Абу Дауд. Сунан аби дауд [Свод хадисов имама Абу Дауда]. В 4 т. Египет: ас-Са‘ада, 1950 (1369 по хиджре). Т. 4. С. 103, хадис № 4158; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. Ч. 4. С. 191, хадис № 1493; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 8. С. 277, 278, хадис № 4501.

[21] См.: аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 410, хадис № 1370; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 584, хадис № 5953; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар. Т. 6. С. 73, 74, хадис № 71/4; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 277, глава № 52, хадисы № 152, 153.

[22] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 585.

[23] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 581, хадис № 5950; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар. Т. 6. С. 73, хадис № 71/2; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 277, глава № 52, хадис № 148.

[24] «Заводите в Ад, на его наихудшие уровни, род фараонов [да и всех, подобных им, язычников и безбожников]» (см. Св. Коран, 40:46).

[25] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 582; там же С. 596.

[26] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1885, хадис № 5951, а также с. 1887, хадисы № 5961 и № 5963; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 581, хадис № 5951, а также хадисы № 5961 и № 5963; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар. Т. 6. С. 73, хадисы № 71/3; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 277, глава № 52, хадис № 149.

[27] См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13. С. 158, хадис № 5847.

[28] Последние три цитаты см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 583.

[29] Дополнительно хадис о проклятии заработка такого рода художников см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1887, хадис № 5962; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 594, хадис № 5962.

[30] См.: аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам [Разрешенное и запрещенное в Исламе]. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1985. С. 97, 98.

[31] Тот набожный пред Богом человек, который уже ушел из этой жизни, совершенно не виноват в том, что люди постепенно вознесли его набожность на уровень святости и почти обожествили, начав молиться и просить у него, а не у Всевышнего Творца.

[32] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 581; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 8. С. 282, хадис № 4508.

[33] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1885, хадис № 5954; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 586, хадис № 5954.

[34] См.: аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 409, хадисы № 1366, 1367.

[35] См.: аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 409, хадис № 1368; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 1996. Т. 11. С. 590; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 286, хадис № 182; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13. С. 154, хадис № 5843.

[36] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 587, 588.

[37] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1886, хадис № 5959; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 592, хадис № 5959; там же хадис № 374; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 285, хадис № 178.

[38] См.: Аль-кутуб ас-ситта. [(Объединенные) шесть сводов хадисов]. В 23 т. Стамбул: Чагре, 1981. Т. 5. С. 1668, глава № 37, раздел № 26, хадис № 93.

[39] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 592.

[40] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 14 т. (13 — основные, а 1 — вступление). Каир: ад-Дайян лит-турас, 1988. Т. 1. С. 578, пояснения к хадису № 374.

[41] См.: аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 408, 409, хадис № 1365.

[42] См. подробное пояснение по этому слову ранее.

[43] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 589, хадис № 5958; Абу Дауд. Сунан аби дауд. 1950. Т. 4. С. 102, хадис № 4155; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 286, 287, хадисы № 183, 184; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13. С. 161, хадисы № 5850, 5851.

[44] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 589, хадис № 5957.

[45] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 593.

Безусловно, великий имам говорил это с учетом всех хадисов по данной теме и комментариев ученых.

[46] Конечно же, с учетом ранее упомянутых комментариев относительно того, что эти иллюстрации непримечательны и являются чем-то второстепенным, однако, присутствуя в человеческой жизни, украшают ее.

[47] Аль-Касим ибн Мухаммад был одним из семи самых грамотных богословов Медины. Именно он передал хадис от ‘Аиши о том, как она купила подушку с изображениями (животных), а пророк Мухаммад некоторое время стоял в дверях, не заходя, выражая упрек за сделанную покупку. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1886, хадис № 5957; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 589, хадис № 5957.

[48] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 588, 589.

[49] См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 277, хадис № 150.

[50] См.: Аль-кутуб ас-ситта. Т. 5. С. 1666, глава № 37, раздел № 26, хадис № 88; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 285, хадис № 175.

[51] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т., 1988. Т. 4. С. 485, 486, хадис № 2225; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар. Т. 6. С. 74, хадис № 71/6; аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 409, 410, хадис № 1369; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 8. С. 281, 282, хадис № 4507; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 277, глава № 52, хадисы № 146, 147; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13. С. 157, хадисы № 5846, 5848.

[52] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т., 1988. Т. 4. С. 486.

[53] См.: аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам. С. 102.

[54] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 9. С. 237; аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Советы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 189.

[55] См. в св. х. аль-Бухари, Муслима и Абу Дауда. См., например: аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам. С. 94, 95.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *