можно ли мусульманину отмечать день рождения
Можно ли отмечать день рождения или годовщину свадьбы?
Вопрос: Хотел узнать, дозволяется ли по Шариату отмечать, поздравлять и ходить на день рождения. Вопрос не о мавлиде Пророка (мир ему и благословение) и сподвижников, а о том, что люди делают в наше время. Каждый год в один и тот же день приглашают друзей, все поздравляют именинника и всё проходит в рамках Шариата (т. е. на самом собрании ничего из недозволенного не делают, подобно выпивке, смешения полов и т. д.). Не является это уподоблением неверным?
Ответ: У учёного Рушди аль-Калям из Сирии спросили: Каково шариатское решение относительно празднования дня рождения и годовщины свадьбы?
ما حکم الاحتفال بعيد الميلاد و الزواج؟
الحمد لله وكفى وسلام على رسوله المصطفى
ليس من عادة المسلمين الاحتفال بأعياد كثيرة فالمسلمون أعيادهم الفطر والأضحى
أما إن كان لمجرد ذكرى وإدخال سرور ومحاسبة النفس على القرب من الموت
عندما نكبر في العمر أو إن كان ذلك دراسة لما مضى من الحياة أو المعاملة
الزوجية وتحسين العلاقة الزوجية
«Хвала Аллаху, достаток и приветствие его избранному Посланнику.
Не является обычаем мусульман празднование множеств праздников. Мусульманские праздники – это праздник разговения (Ид аль-Фитр) и праздник закалывания (Ид аль-Адха).
Если же их (день рождения и годовщина свадьбы) празднуют лишь ради воспоминаний, радости, лучшего осознания приближения смерти, когда мы видим, что взрослеем, или ради жизненного урока, или ради улучшения семейных уз, то можно собираться с такой целю.
А если тут имеются приглашённые, смешивание полов, разговоры, из-за которых может настигнуть гнев Аллаха, песни и запретные танцы, то не разрешается, так как такое собрание не дозволено».
Материал подготовил Али Ахмедов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
День рождения в Исламе
Вопрос №149:
Как относиться к родственникам, отмечающим дни рождения? Может ли невеста помогать своей свекрови в приготовлении блюд для этого дня? Разрешено ли находиться на дне рождения и употреблять там пищу?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Возможно, некоторые подумают, что подобные вопросы не являются важными или значительными. Однако нет сомнения в том, что борьба между добром и злом вечна и происходит во всех сферах человеческой жизни, даже в таких на первый взгляд мелких и частных вопросах. Противостояние того, с чем пришли посланники, тому, на чем стоят многобожники, неверующие и враги этой религии, продолжается во все времена. Поэтому именно в подобных вопросах проверяется вера человека: чему он следует? Корану и Сунне, нашему Пророку Мухаммаду ﷺ или кому попало, из тех, кто враждует с этой религией? Всевышний Аллах говорит в Коране:
وَلَا تَتَّبِعْ أَهْوَاءَهُمْ
«Не следуй их страстям».
[Сура «аль-Маида», аят 48]
Мусульманину необходимо быть внимательным к своей религии, так как Аллах приказывает не следовать страстям многобожников и неверных. Эти праздники, которые совершают немусульмане, — их праздники. Это ни при каких обстоятельствах не события мусульман: всяческие дни рождения, именины, дни профессий, флагов, годовщин, народные праздники и т. п.
Все это не имеет ничего общего с традициями и верованием мусульман, у которых есть два праздника. Ясным и достоверным доводом в данном вопросе является то, что когда Пророк ﷺ приехал в Медину, то увидел местных арабов, отмечающих свои праздники, и тогда он сказал им:
«Поистине Аллах заменил вам ваши праздники двумя великими праздниками Ислама — ‘Ид аль-Фитр и ‘Ид аль-Адха»[1].
Известно, что у арабов тоже были свои праздники, но так как они стали мусульманами, Пророк ﷺ приказал оставить их. У мусульман два праздника, и причем не арабские, как некоторые сегодня хотят нам внушить, говоря: «Мы не арабы, чтобы следовать арабским праздникам». Если бы это были арабские праздники, то Пророк ﷺ оставил бы их арабам, сказав: «Это ваши арабские праздники, и еще есть исламские праздники». Однако он отменил все доисламские праздники и заменил их двумя великими днями, которые связаны с поклонением: после окончания месяца Рамадан — ‘Ид аль-Фитр и после хаджа — ‘Ид аль-Адха.
Обратите особое внимание. Праздники установлены в Исламе не просто так, а они завершают поклонения. Эти два поклонения — пост в Рамадане и хадж — самые великие. Несомненно, в этом заключена огромная польза и мудрость.
Что же касается всего остального, то необходимо отдаляться от этого и никаким образом не участвовать. Даже если еда там халяльная и нет алкоголя и музыки, нельзя садиться за стол и находиться там. Присутствие мусульманина на подобных запрещенных праздниках и среди этих людей — подтверждение с его стороны, что подобное допустимо и можно так делать. Данный поступок говорит, что как будто бы мусульманин допускает подобное в религии, хотя наш Пророк ﷺ говорит, что Аллах заменил для нас все остальные праздники двумя великими. Исходя из этого, подобный мусульманин идет против своей религии, и его поступок, в некоторых случаях, может даже вывести из религии, и он не будет знать об этом. Он будет молиться, поститься, совершать хадж, но его религия будет уже аннулирована.
Исходя из вышесказанного, заключим, что празднование дня рождения запрещено и является опасным для религии мусульманина. Человек должен быть внимателен к подобным запрещенным вещам и всегда отдаляться от всего запретного, как только может.
А Аллаху ведомо лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
10 Джумада аль-уля 1440 г. (16.01.2019)
[1] Сунан Абу Дауда, хадис № 1134, т. 1, с. 471; Сунан Ан-Насаи, хадис № 1556, т. 3, с. 179; Муснад Ахмада, хадис № 12006, т. 19, с. 65.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]
Можно ли отмечать день рождения в Исламе?
Можно выделить две группы религиоведов, высказывавшихся относительно празднования дня рождения:
1. Специалисты, считающие празднование дня рождения грехом.
2. Специалисты,допускающие празднование дня рождения.
Высказывающие отрицательное мнение ученые,основываются на следующих данных:
«Кто уподобляется какому — либо народу, тот сам из них» (Хадис. Абу Давуд, Ахмед ибн Ханбал, Табарани т.б.).
«Любое дело того, кто совершит нечто, несоответствующее нашему делу (религия), будет отвергнуто»(хадис привел Муслим)
То есть празднование день рождения – традиция, зародившаяся не у мусульман. Празднуя его, мы уподобляемся немусульманам. К тому же, этой традиции не существовало и во время Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) и сахабов. Совершать действие, которого не делал наш Пророк (мир ему и благословение), значит вносить бидаа (нововведение) в религию и этому пути нет.
Ученые, допускающие празднование дня рождения, приводят следующие данные:
Пророк Иса (р.а), будучи еще младенцем в пеленках, по воле Всевышнего обрел дар речи и сказал следующее, и это говорится в Коране: «Мир и Божья благодать мне и в день, когда я родился, и в день, когда я умру, и в День, когда я воскресну живым» (сура Мариям. 33 аят)
У Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) спросили насчет поста в понедельник. И тогда Посланник Аллаха ответил: «Этот день – день моего рождения. (ذاك يوم ولدت فيهّ). И в этот день мне была ниспослана пророческая миссия». (Хадис. Ибн Хаббан – 3725; Муслим-1985; аль-Хаким-4110 и др.).
Если же день рождения празднуют лишь ради воспоминаний, радости, лучшего осознания приближения смерти, когда мы видим, что взрослеем, или ради жизненного урока, или ради улучшения семейных уз, то можно собираться с такой целю.
А если тут имеются приглашённые, смешивание полов, разговоры, из-за которых может настигнуть гнев Аллаха, песни и запретные танцы, то не разрешается, так как такое собрание не дозволено».
День рождения создает временную возможность для совершения множества благих дел. Этот день можно отметить как благодарность родителям за мучительные роды матери, за годы переживаний, обеспечения и забот матери и отца.
День рождения – это не столько праздник, сколько одна из немногочисленных причин лишний раз выразить маме свою благодарность, попросить Всевышнего одарить ее здоровьем, долголетием, иманом. Это уникальная возможность, которую дает нам Аллах, вместе родственниками вспомнить Творца, читать Коран, рассказать о красоте нашей религии, поблагодарить Создателя за еще один прожитый год и за милость оказанную Им в течение этого времени. Такое объединение с близкими, укрепление связей является богоугодным делом.
То есть, по мнению религиоведов допускающих празднование дня рождения, если отмечать праздник в кругу семьи и друзей, вспоминая Творца, рассказывая о красоте нашей религии, не делая исрафа, то в этом нет греха. Однако, и мусульманина не желающего праздновать этот день, шариат не порицает. Выбор остается за каждым.
Разрешено ли мусульманам отмечать день рождения?
Ассаляму алейкум. Хотелось бы знать, является ли празднование дня рождения грехом? Если да, то почему? Заранее благодарю за ответ. Мир вам.
Уа алейкум ас-салям уа рахматуллах уа баракатух.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.
Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, дабы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.
Ислам учит мусульман, что они должны иметь свой собственный характер и выделяться из других. Мусульманин должен избегать слепого подражания. Ислам поддерживает празднование дня рождения, если это одна из форм выражения благодарности Аллаху за Его щедроты, помощь и блага в этой жизни и если празднование не содержит того, что может навлечь гнев Аллаха Всевышнего.
В исламе дни рождения не считаются идом (праздником), как Ид уль-фитр и Ид уль- адха, для которых есть определенные условия и предписания, как, например запрет на соблюдение поста в дни ида. Следовательно, день рождения – это событие, которое знаменует лишь дату рождения человека и относится к культурной сфере. Если человек хочет отметить дату своего рождения, он может это сделать, особенно если это послужит ему поводом подумать о прошлом и пообещать себе исправиться в следующем году. Однако совсем не следует превращать день рождения в важное событие.
Вот что говорит известный мусульманский ученый шейх Таджуддин Хамид Аль-Хиляли, муфтий Австралии и Новой Зеландии:
«Мусульманин не должен подражать другим в порочных делах и пренебрегать добрыми делами. Разговаривая с нашими детьми об их дне рождения, мы должны напоминать им, что в эти дни они должны вспоминать милости Аллаха и восхвалять Его за то, что Он дал им жизнь и руководство. При этом нам следует попросить их совершить какое-либо благодеяние в знак их благодарности [Аллаху]. Мы же смело можем нести им радость в этот день, но только разрешенным способом. Сделать это лучше за день до или после дня рождения».
По этому же поводу шейх Файсал Маулави добавляет:
«Изначальной нормой в случае [дня рождения] является дозволенность, поскольку нет доказательств на его запрещенность. Принцип отказа от подражания иудеям и христианам необходим тогда, когда от них исходят ложные заявления и убеждения, касающиеся религии. С точки зрения ислама эти убеждения являются не чем иным, как неверием. Ислам поддерживает празднование дней рождения, если это одна из форм выражения благодарности Аллаху за Его щедроты, поддержку и блага в этой жизни и если эти празднования не содержат чего-либо такого, что может прогневить Аллаха Всевышнего.
Когда Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о соблюдении поста по понедельникам, он ответил:
В связи с этим мусульманские ученые считают, что этот хадис и хадис о посте в день Ашура (10 Мухаррама) являются доказательством дозволенности празднования тех событий, которые имеют особую значимость в нашей религии, например, такого события, как день рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Однако люди должны знать, что празднование таких событий, как, например, день рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), – это всего лишь вопрос традиции, а не требование религии. Если подобные празднования влекут за собой запрещенные действия, они лишь по этой причине становятся запрещенными. И, наоборот, они становятся желательными, если включают желательные акты поклонения.
Также следует сказать, что эти празднования содержат определенные нововведения, но эти нововведения касаются общих традиций, а не вопросов религии. А нововведения в традициях не запрещены. Что касается запретов, то запрещены нововведения в религии, как об этом сказано в известном хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Таким образом, в праздновании дней рождения нет ничего порицаемого, если эти празднования не содержат ничего запретного».
Из-за чего мусульманам нельзя праздновать День рождения
Многих верующих интересует вопрос, правда ли, что мусульманам нельзя праздновать день рождения, и если это так, то почему. Разберемся более подробно.
Спорные моменты в толковании
Любые светские праздники традиционно вызывают множество вопросов у современных мусульман. Человек принимает решение неотступно соблюдать каноны ислама, и это заслуживает уважения. Но окружающие иногда забывают о том, что он многое изменил в своей жизни, а потому могут поздравить его с днем рождения.
Отдельные мусульмане такому поздравлению вовсе не рады, более того, они ощущают себя оскорбленными. Но можно ли считать подобную реакцию с их стороны правильной? Почему мусульманину нельзя праздновать день рождения? И как ему поступить, чтобы не обидеть того, от кого исходило это поздравление?
Подражание другим религиям
Существует вполне обоснованный ответ на вопрос, почему мусульманам нельзя справлять день рождения. Пророк Мухаммед четко запретил своим последователям подражать представителям других религий.
Когда миряне обращались к богословам за разъяснениями, они много раз объясняли суть такого запрета. Речь идет о том, что мусульманину нельзя совершать дела, наталкивающие окружающих на мысль, что он принадлежит к их религии или другой конфессии.
Если не соблюдать традиции ислама, люди могут вообще вообразить, будто бы человек – атеист. Примером ненадлежащего поведения может быть ситуация, когда мусульманин выходит на улицу, надев вызывающую одежду и сбрив бороду, после чего общается с окружающими людьми, используя нецензурную брань. Таким образом он пытается выглядеть, как все, казаться «крутым парнем», что должно быть подвергнуто осуждению.
Что говорит Коран о дне рождения
Дата появления на свет, безусловно, заслуживает особого почитания. Многие народы по всему миру отмечают его. Что касается Священного Корана, то в нем говорится, что день рождения представляет собой примечательный праздник, более того, один из самых важных событий в жизни человека.
Не только отдельные религиозные группы практикуют поздравление кого-либо с этим событием. Вот почему принимать поздравление с днем рождения может любой мусульманин. От этого он не становится неверующим.
Также не стоит обижаться на людей, которые решили его поздравить с этим событием. Но это не значит, что можно позволять себе другие крайности, например, устраивать праздничные застолья в честь даты рождения.
Что говорил по этому поводу пророк
Пророк Мухаммед говорил, что все новое, что будет привнесено в мир ислама, должно быть отвергнуто. Лучшим словом он называл слова Аллаха. Они, по его высказываниям, были положены в основу священной книги – Корана, и именно он должна быть лучшим руководством для мусульман.
По этой же причине он настаивал на том, что празднование дня рождения – нововведение, а любое нововведение можно считать заблуждением. Речь идет о том, что мусульманину нельзя совершать дела, наталкивающие окружающих на мысль, что он принадлежит к их религии или другой конфессии.
Он утверждал, что следование в точности за представителями другого мира может повлечь за собой и другие ошибки. Пророк Мухаммед говорил: «. если они войдут в нору ящерицы, то и вы войдете туда». Этим он хотел сказать, что тот, кто будет уподобляться определенному народу, тот станет одним из их числа.
Дарение подарков
Еще один интересный вопрос, помимо того, почему мусульманам нельзя отмечать дату рождения. Исламские ученые едины в своем мнении относительно этого момента. Это нехарактерный поступок. Вот почему ученые рекомендуют воздержаться от подарков в указанный день.
С другой стороны, они обращают внимание на необходимость избегать обид со стороны окружающих в ответ на такое поведение. А потому, если христианин или представитель другой конфессии захочет обрадовать верующего мусульманина подарком, принимать его следует обязательно, особенно если высока вероятность, что даритель обидится.
Подведение итогов
Автор материала Максим Галкин
Оцените автора материала. Статью уже оценили 5 чел.
А как вы обычно отмечаете свой День рождения? 3
Роман Абрамович и Дарья Жукова
Подпишись на журнал Kleo.ru в социальных сетях:
Все права на материалы, размещенные в женском интернет-журнале «Клео.ру», защищены законодательством об авторском праве и смежных правах. Материалы женского портала не могут быть использованы без активной ссылки на источник «Клео.ру». За содержание рекламных материалов на женском сайте редакция ответственности не несет. Пользователь сайта kleo.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству. Пользователь сайта kleo.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование владельцами сайта kleo.ru.
Сетевое издание «KLEO.RU» (Клео.РУ) Регистрационный номер серии № ФС 77-74583, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 декабря 2018 года. 18+
Учредитель: Исмагилов Евгений Рамильевич Главный редактор: Исмагилов Евгений Рамильевич
Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора): [email protected], +79677638370
Адрес редакции: г.Самара, ул пер.Тургенева дом 7 квартира 74.